Когда проводится тендер, участниками которого могут стать поставщики и подрядчики, прошедшие специальный отбор, это называется конкурс с ограниченным участием в электронной форме. К каждому участнику закупки применяются общие требования. Для того чтобы подрядчик был допущен к конкурсу, он должен подтвердить соответствие этим требованиям. Но у заказчика также есть право выдвинуть дополнительные условия для участия. Тогда будет организован закрытый тендер, так как подать заявку сможет не каждый. Для этого проводится предквалификационный отбор.
Когда он проводится
Согласно Закону № 44-ФЗ, в госзакупках должна присутствовать конкуренция. Это основное условие работы электронных площадок. Проводятся конкурсы, торги и аукционы, для того чтобы каждый поставщик или подрядчик смог предложить свои услуги потенциальному покупателю.
Но некоторые работы в рамках государственных заказов могут быть проведены только лицами, которые имеют должный уровень квалификации. Поэтому принять участие в закупках сможет не каждый. Для этого вводятся дополнительные ограничения.
Закрытый конкурс по 44-ФЗ проводится, если необходимо закупить товары или услуги:
- находящиеся в списке, который приводится в Постановлении Правительства № 99 от 04.02.2015 года;
- связанные с сохранением исторического и культурного наследия.
В вышеуказанном Постановлении приведён список из 9 пунктов. В него входит:
- полное обеспечение, обслуживание и эксплуатация объектов, относящихся к атомной энергетике;
- обращение с различными ядовитыми отходами и веществами. Сюда входит их использование, переработка, транспортировка, хранение, захоронение и утилизация. Для этого требуется специальное разрешение;
- работы по конструированию и изготовлению оборудования, которое применяется на объектах атомной энергетики;
- ремонт вооружения и техники, имеющей отношение к военному ядерному комплексу;
- строительство, ремонт, обслуживание, реконструкция уникальных, опасных и особо опасных объектов. Чтобы стать одним из участников закрытого тендера, нужно, чтобы установленная цена контракта не превышала лимит в 150 млн. рублей и 50 млн. рублей для удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов власти;
- организация детского и школьного питания в учреждениях образовательной, медицинской и социальной системы. Максимальная цена контракта – не более 0,5 млн. рублей;
- кадастровая оценка объектов недвижимости, определение их кадастровой стоимости;
- публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов;
- оказание услуг по организации отдыха и оздоровлению детей дошкольного и школьного возраста.
Важно! Нужно не только полное соответствие дополнительным требованиям, но и подтверждение этого соответствия документами. они должны быть предоставлены в установленный срок, иначе поставщик не будет допущен к участию в закрытом конкурсе.
Этапы проведения
Пошаговая инструкция закрытого конкурса состоит из 7 этапов, которые необходимо пройти. Это:
- Подготовка заказчика к его проведению. Необходимо подготовить конкурсную документацию.
- Подготовка и размещение на электронной площадке для торгов извещения и прочее конкурсной документации.
- Приём заявлений на рассмотрение от потенциальных поставщиков и подрядчиков в течение срока, который прописывается самим заказчиком в извещении.
- Открытие заявок в открытый доступ.
- Проведение отбора среди всех поданных заявок от потенциальных подрядчиков.
- Рассмотрение заявок и их оценка. Этот этап идентичен аналогичному в открытом конкурсе после запроса котировок.
- Подведение итогов и заключение контракта с победителем.
Важно! Все дополнительные условия для предквалификацонного отбора прописываются в извещении. Потом проводится дополнительная проверка на соответствие этих условий. Соответствие подтверждается документами.
Сроки проведения
Основные сроки проведения тендера, доступ к которому дан не всем участникам, прописаны в ст. 49, 52 – 54 и ст. 56 Закона № 44-ФЗ. Это:
- в обязанности заказчика входит размещение на единой электронной площадке извещения о том, что будет проводиться конкурс по закупкам, за 20 дней до того момента, когда он откроет доступ ко всем поданным ранее заявкам;
- в последний день приёма проходит вскрытие бумажных конвертов с заявками или открытие доступа к электронным;
- этот факт нужно оформить в виде протокола и разместить его в сети. Это должно произойти на следующий рабочий день после того, как он будет готов и подписан;
- подготовка к отбору на соответствие дополнительным условиям, формирование соответствующего протокола. Срок исполнения данной обязанности составляет рабочую декаду;
- в течение 3 дней после завершения проверки соответствия его нужно опубликовать;
- если кто-то из участников недоволен полученными в результате отбора итогами, есть законная календарная декада для их обжалования;
- заказчик в это время рассматривает и оценивает оставшиеся заявки, затем готовит и размещает протокол;
- в течение 3 рабочих дней с того момента, как будет опубликован итоговый протокол, заказчик должен направить победителю конкурса проект контракта для изучения и визирования;
- не ранее чем через 10 дней, но не позднее чем через 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения заявок, стороны должны подписать контракт.
Важно! Для закрытого конкурса применяются те же правила, что и для открытого. Поэтому о прочих сроках можно прочитать в ст. 48-54 Закона № 44-ФЗ.
Особенности проведения
Основная особенность закрытого конкурса в том, что для участия в нём необходимо соответствие дополнительным условиям. Поэтому участвовать в нём могут не все потенциальные поставщики.
Есть и другие особенности. Это:
- все процедуры по подготовке к конкурсу и по его проведению делаются заказчиком самостоятельно. Он должен произвести все манипуляции до того момента, как будет подписано соглашение. К ним можно отнести расчёт начальной стоимости контракта, подготовку технических характеристик соответствия, разработку конкурсной документации, обоснование объекта будущей закупки;
- все траты на проведение закрытого конкурса распределяются пропорционально долям минимальной предложенной цены контракта к минимальной установленной заказчиком;
- после того как будет выявлен победитель, стороны самостоятельно заключают между собой контракт.
Важно! Если поставщик-победитель конкурса уклоняется от подписания оформленного договора, то он получает статус «уклонившегося поставщика». Все данные об этом «уклонисте» официально будут занесены в реестр недобросовестных поставщиков. И если, по условиям закупки, заказчик понесёт какие-либо убытки, то их можно взыскать в судебном порядке.
Требования к участникам
Как участвовать в конкурсе? Заказчик предъявляет к потенциальным подрядчикам определённые требования. Они перечислены в ст. 31 Закона № 44-ФЗ. К ним относятся:
- наличие определённого опыта работы в данной сфере;
- наличие квалифицированных кадров;
- наличие определённых ресурсов. Владение на праве собственности или пользование на праве аренды определённым оборудованием;
- наличие финансов.
Каждое условие подтверждается документами, которые прикрепляются к заявке. Если она подаётся в бумажном виде, то в конверт вкладываются бумажные копии. Если в электронном, то «прикрепляются» в формате ПДФ.
Случаи признания конкурса с ограниченным участием несостоявшимся
Можно ли отменить конкурс с ограниченным участием? В ст. 56 регулирующего нормативного акта прописаны случаи, при наступлении которых тендер не состоялся. Таких оснований всего 2:
- отбор на соответствие требованиям заказчика не прошёл ни один из участников. В этом случае, проводится повторный конкурс или повторная закупка;
- отбор был пройден только одним претендентом. Он назначается победителем и с ним заключается соглашение.
Во втором случае, кандидатура единственного поставщика должна быть согласована с ФАС. Только после этого можно будет заключать с ним контракт. Процедура согласования длится недолго.
Но ФАС нужно предоставить конкурсную документацию и все протоколы, чтобы подтвердить, что выбор единственного поставщика не является фальсификацией и подтасовкой результатов.
Порядок проведения конкурса с единственным поставщиком регламентирован, отступать от него нельзя.
Первый случай может возникнуть, если:
- не было подано ни одной заявки на участие в конкурсе;
- заявки подавались, но они не прошли отбор на соответствие дополнительным условиям;
- при двухэтапном конкурсе не было подано ни одной заявки на участие во втором этапе;
- победитель уклонился от подписания контракта. Тогда это предложили победителю № 2, но он отказался от подписания (в реестр «уклоняющихся поставщиков» он не вносится, потому что не является основным победителем).
Заказчик может поступить следующим образом – внести изменения в план-график и вновь провести закупку. Но нужно несколько изменить условия – увеличить срок и, при необходимости, цену контракта, но не более чем на 10% от предыдущей. Если и сейчас конкурс будет признан несостоявшимся, провести закупку можно путём запроса котировок.
Заключение
Заявка подаётся в 2-х частях. В первой части указывается предлагаемая цена контракта, а во второй идёт подтверждение соответствия дополнительным требованиям. Такую заявку должен предоставить каждый участник, если он желает одержать победу в конкурсе.
Заказать бесплатную консультацию юриста
Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/konkurs-s-ogranichennym-uchastiem/
Конкурс с ограниченным участием по 44-ФЗ
Конкурс с ограниченным участием – это один из наиболее редко используемых видов закупочных процедур. Она предполагает допуск к процедуре только тех потенциальных поставщиков, которые прошли этап предварительного квалификационного отбора. Осуществление процедуры регламентировано статьей 56 44-ФЗ.
Конкурс с ограниченным участием — что это такое
Конкурсом с ограниченным участием называется конкурс, который подразумевает оглашение сведений о проведении закупки неограниченному количеству потенциальных участников. С этой целью извещение о закупке размещается в ЕИС. Стать участником могут лишь те организации, которые прошли предварительный отбор по квалификации, то есть полностью соответствуют всем предъявляемым требованиям.
Предварительным квалификационным отбором называется процедура, при помощи которой проводится отбор потенциальных поставщиков, которые соответствуют требованиям, прописанным в части 2 статьи 31 44-ФЗ, а также Постановлении правительства №99 от 04 февраля 2015 года.
В каких случаях проводится
Первый случай — выполняется поставка товаров или оказываются услуги, которые могут осуществить только поставщики с соответствующим уровнем квалификации. Это может быть связано с технической сложностью, инновационными особенностями или высокой технологичностью товаров и услуг.
Второй случай — проводится выбор исполнителя работ по реставрации объектов наследия культуры, музейных экспонатов, документов архива, уникальных и особенно ценных документов библиотечного фонда. Работ, связанных с допуском представителей поставщика к информационным базам хранилищ, архивов и прочих объектов.
Постановление правительства №99 предусматривает перечень товаров и услуг, которые должны предоставляться только поставщиками с определенным уровнем квалификации. В него входят:
- Разработка проекта, возведение и ввод в эксплуатацию объектов, относящихся к атомной энергетике.
- Исполнения работ, связанных с ядерными материалами, отработанным ядерным топливом, радиоактивными отходами.
- Разработка конструкции и производство оборудования, предназначенного для объектов атомной энергетики.
- Ремонт техники, относящейся к ядерному оружейному комплексу.
- Модернизация, строительство и капитальный ремонт опасных, сложных с технической стороны или уникальных объектов, а также дорожных сооружений. При этом НМЦК должна превышать 150 миллионов рублей. Если речь идет о муниципальных нуждах, то сумма снижается до 50 миллионов рублей.
- Закупка продуктов питания для образовательных или медицинских организаций, учреждений, специализирующихся на социальных услугах или оздоровлении детей. При этом НМЦК должна превышать 500 тысяч рублей.
- Проведение кадастровой государственной оценки.
- Услуги по отдыху и оздоровлению детей.
- Ценовой или технологический аудит инвестиционных проектов, в которых участвует государство.
При проведении вышеперечисленных закупок предусмотрены дополнительные требования к потенциальному поставщику. Их перечень можно найти в Постановлении правительства №99.
Требования к участникам конкурса с ограниченным участием
Поучаствовать в конкурсе такого типа может любая организация, отвечающая требованиям. В первую очередь к потенциальным поставщикам предъявляются требования в рамках статьи 31 44-ФЗ. Они одинаковы для всех типов процедур.
Стать поставщиком по результатам конкурса с ограниченным участием могут компании, которые отвечают ряду дополнительных требований:
- Наличие достаточных финансовых ресурсов для добросовестного исполнения контракта.
- В собственности компании должно находиться все необходимое оборудование для исполнения договора.
- Наличие достаточного опыта и профессиональной репутации.
- В штате компании должно состоять необходимое количество сотрудников, обладающих определенным уровнем квалификации.
- Для определения поставщиков, которые соответствуют всем вышеперечисленным требованиям и проводят предквалификационный отбор.
- Основные этапы конкурса с ограниченным участием и сроки их реализации
- Процедуру проведения конкурса этого типа делят на отдельные этапы, регламентированные сроки проведения которых приведены в таблице.
Этап | Сроки проведения | Ссылка на статью 44-ФЗ |
Заказчик размещает в ЕИС извещение об объявлении закупки, а также всю необходимую документацию | За 20 и больше дней до момента скрытия конвертов с предложениями или открытия доступа к электронным формам заявок | Часть 1 статьи 49 |
Конкурсная комиссия вскрывает конверты с предложениями потенциальных поставщиков или получает доступ к электронным заявкам | Час окончания срока предоставления предложений | Часть 1 статьи 52 |
Выкладка в ЕИС протокола открытия конвертов или предоставления доступа к заявкам | В течение рабочего дня, который следует за днем подписания протокола | Часть 7 статьи 52 |
Предквалификационный отбор и формирование соответствующего протокола | В течение 10 дней с момента вскрытия конвертов с предложениями поставщиков или открытия доступа к ним | Часть 7 статьи 56 |
Публикация в ЕИС протокола проведения предквалификационного отбора | В течение 3 суток с момента формирования протокола | Часть 8 статьи 56 |
Потенциальный поставщик имеет возможность обжаловать результаты предквалификационного отбора | В течение 10 дней с момента публикации протокола в ЕИС | Часть 8 статьи 56 |
Публикация заказчиком финального протокола оценки и рассмотрения предложений поставщиков | В течение 10 дней с момента подведения итогов предварительного отбора | Часть 10 статьи 56 |
Заказчик направляет выбранному победителю проект контракта, а также копию итогового протокола | В течение трех дней с момента подписания финального протокола | Часть 12 статьи 53 |
Полный срок заключения контракта | Не менее 10 дней и не более 20 дней после размещения в ЕИС итогового протокола | Часть 2 статьи 54 |
Заказчик обязан строго соблюдать сроки проведения каждого этапа. В противном случае его штрафуют.
Критерии оценки заявок
Все критерии, по которым заказчик будет оценивать поступившие предложения, прописываются в конкурсной документации. Среди них можно выделить:
- Предлагаемая цена контракта.
- Наличие и размер дополнительных трат, которые понадобятся на ремонт и эксплуатацию оборудования в рамках контракта.
- Все параметры объекта закупки, предложенного поставщиком.
- Квалификация участника.
- После рассмотрения и сопоставления всех предложений, прошедших предквалифиакационный отбор, заказчик принимает решение о выборе победителя и формирует соответствующий протокол.
- Какая документация потребуется для подачи заявки
- В составе конкурсной документации должна присутствовать инструкция для поставщика по оформлению предложения. В заявке должны быть следующие документы:
- Анкета потенциального поставщика с указанием реквизитов, ИНН учредителей, руководителя, а также членов коллегиального исполнительного органа при их наличии.
- Копия выписки из ЕГРЮЛ, выданной не ранее, чем за 6 месяцев до дня публикации извещения о конкурсе.
- Копии учредительных документов компании.
- Документ, который подтвердит полномочия руководителя.
- Решение об одобрении крупной сделки, если она признается таковой.
- Документы, подтверждающие соответствия поставщика требованиям, установленным законодательно. К ним относятся допуски СРО, лицензии и т.д. Поставщик должен задекларировать свое соответствие требованиям статьи 31 44-ФЗ в свободной форме.
- Подтверждение принадлежности к СМП или СОНКО.
- Письмо о предоставлении преимуществ.
- Предложение поставщика со всеми характеристиками товара или услуги, а также полной ценой контракта.
- Документ, который подтвердит оплату обеспечения заявки.
- Если предложенная цена отличается от НМЦК более чем на 25%, то прикладывается документ о добросовестности поставщика.
- Копии договоров, исполненных ранее.
- Перечень имеющегося у компании оборудования и прочих ресурсов для реализации контракта.
- Выписка из ЕГРП на недвижимость, которая потребуется для выполнения обязательств по контракту. Она должна быть выдана не ранее чем за три месяца до окончания даты подачи предложений.
- Копии договоров аренды на недвижимость или имущество, необходимое для выполнения договора.
Полный пакет документов участник должен оформить в соответствии с требованиями, прописанными в конкурсной документации. Отсутствие одного или нескольких документов служит основанием для отклонения заявки.
Конкурс с ограниченным участием – это процедура, применяемая заказчиком только в особых случаях. Для участия в ней потенциальному поставщику необходимо помнить все ее особенности.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/130-konkurs-s-ogranichennym-uchastiem-po-44-fz
Конкурсы по 44-ФЗ: двухэтапный и с ограниченным участием | Контур.Закупки
Закон 44-ФЗ предполагает проведение конкурсов нескольких видов. Открытый конкурс является преимущественным способом закупки, то есть проводится в случаях, если для других методов нет оснований.
В отличие от него, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс — не такие популярные процедуры, поскольку они могут применяться в определенных случаях.
В статье расскажем об этих способах определения поставщика более подробно.
Конкурс с ограниченным участием
Как и обычный открытый конкурс, процедура с ограниченным участием доступна широкому кругу лиц, то есть является открытой.
Разница в том, что в закупочной документации присутствуют не только общие, но и дополнительные требования к участникам.
На основании этих требований заказчик проводит пердквалификационный отбор кандидатов, а в дальнейшем уже оценивает прошедшие этот отбор заявки по обычным конкурсным правилам.
Когда проводится
Уже в самом названии процедуры содержится сообщение о дополнительном ограничении.
И понятно, что любую закупку таким способом не провести, ведь суть системы госзаказа как раз в том, чтобы не было ограничения конкуренции.
Но некоторые работы в рамках обеспечения государственных нужд должны быть произведены лицами, имеющими должный уровень квалификации. Поэтому любой желающий к участию в процедуре допущен быть не может.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Закупаются посредством «ограниченного» конкурса работы и услуги в двух случаях:
- Если они входят в перечень из постановления Правительства № 99 от 04.02.2015. В нем девять видов высокотехнологичных, сложных, инновационных и специализированных работ. Вот часть из них:
- строительные и ремонтные работы в сооружениях, которые являются сложными или опасными, а также федеральных дорог стоимостью более 150 млн рублей и муниципальных — дороже 50 млн рублей;
- захоронение ядерных отходов;
- организация детского отдыха;
- услуги по питанию в школах, больницах и так далее.
- Если они связаны с сохранением исторических и культурных памятников, реставрацией ценных документов и коллекций музеев. Также если закупаются работы, для которых нужен доступ к базам музеев, библиотек, архивов и так далее.
Особенности
Итак, главное отличие от простого открытого конкурса — наличие доптребований к участникам и особых оснований для проведения. Дополнительные требования перечислены в части 2 статьи 31 закона 44-ФЗ. В частности, это наличие:
- опыта исполнения работ;
- квалифицированных кадров;
- ресурсов — финансов или оборудования (в том числе владение им на правах аренды).
В заявках участники должны подтвердить документально, что соответствуют дополнительным требованиям.
В первые 10 дней после открытия заявок заказчик проводит предквалификационный отбор. Он подводит итоги, оформляет их протоколом и размещает его в ЕИС в течение 3-х дней.
Далее к участникам, прошедшим отбор, применяются правила отбора, предусмотренные для открытого конкурса. Заявки оцениваются по критериям, установленным в документации. На этом этапе нельзя учитывать дополнительные требования, установленные для предквалификации.
Что касается сроков, то они таковы:
- протокол оценки заявок должен быть опубликован не позже 10 дней;
- заключение контракта происходит не раньше 10 дней, но и не позже 20 дней после протокола;
- на обжалование дается 10 дней с даты появления протокола в ЕИС.
Двухэтапный конкурса
Этот тип конкурса также является открытым. Ему присущи такие особенности:
- К участникам предъявляются единые требования, либо единые и дополнительные вместе.
- Характеристики закупаемого товара или услуги можно обсудить с заказчиком.
- После первого этапа могут быть уточнены параметры объекта закупки и оценки.
Проводится двухэтапный конкурс на закупку определенных работ, которые связаны с научными изысканиями, исследованиями, проектами, экспериментами, поставкой высокотехнологичной и инновационной продукции, созданием произведений искусства и литературы, а также с реализацией энергосервисных контрактов.
Порядок проведения
Вначале участники подают заявки без указания цены. Они проверяются на соответствие требованиям, в том числе дополнительным, если они установлены (по типу предквалификационного отбора на конкурсе с ограниченным участием).
Далее проходит обсуждение поданных предложений в открытом формате, на котором могут присутствовать все желающие участники.
Все это составляет первый этап процедуры, длительность которого — не более 20 дней с даты открытия заявок.
В итоге составляется протокол первого этапа, в котором заказчик указывает:
- сведения об участниках;
- их предложения;
- время и место обсуждения этих предложений;
- итоги обсуждения.
Далее заказчик вправе уточнить параметры объекта закупки и критерии, по которым будут оцениваться заявки. Уточнения отражаются в приглашении прислать окончательные заявки, которое заказчик направляет участникам, и в этот же день публикуются в ЕИС.
Участники подают заявки на второй этап конкурса с учетом уточнений и сообщают заказчику свою цену. В это же время вносится обеспечение заявки. Если участник не желает принимать участие в процедуре после уточнений характеристик объекта закупки и/или параметров оценки заявок, он не направляет заявку.
Поступившие заявки подлежат рассмотрению заказчиком по правилам, установленным для открытого конкурса. Сроки для этого установлены те же.
Процедура не состоялась
Дальнейшее в равной степени относится и к конкурсу с ограниченным участием, и к двухэтапному. Процедура считается несостоявшейся в двух случаях:
- Есть лишь один участник, чья заявка полностью удовлетворяет всем требованиям.
- Нет ни одного такого участника.
В первом случае причиной является либо отклонение всех прочих заявок, либо подача лишь одной заявки. Заказчик согласует кандидатуру единственного поставщика с ФАС и заключает с ним контракт.
Второй случай возможен, если:
- на первом этапе или на предквалификации не было заявок;
- заявки были, но не прошли отбор;
- никто не подал заявку на второй этап (для двухэтапного конкурса);
- победитель уклонился от подписания контракта, а участник № 2 не захотел его заключать.
В такой ситуации нужно внести изменение в план-график и вновь проводить ту же процедуру. Условия такие:
- документация и извещение публикуются в ЕИС не менее, чем за 10 дней до открытия заявок;
- заказчик может увеличить цену на 10%;
- срок должен быть продлен на время проведения повторного конкурса.
Случается, что и повторная процедура не дает результата. В таком случае закупить нужный товар или услугу можно путем проведения запроса предложений.
Рекомендуем прочитать статью про электронный конкурс, проводить который заказчики смогут с 1 июля 2018 года.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/konkursy-po-44-fz-dvuxetapnyj-i-s-ogranichennym-uchastiem/
Особенности закрытого конкурса с ограниченным участием
Под закрытым конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом закрытого конкурса с ограниченным участием, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), и победителем такого конкурса признается его участник, прошедший предквалификационный отбор и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам такого конкурса.
При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона № 44-ФЗ о проведении конкурса с ограниченным участием и закрытого конкурса с учетом положений ст. 85 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, закрытый конкурс с ограниченным участием можно провести при одновременном соблюдении следующих условий:
- Предметом такого конкурса (объектом закупки) является (одно из двух):1) поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации; 2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
- Наличие одного из следующих случаев:1) закупка товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну; 2) закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.
При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием на закупку товара, работы или услуги возможны два случая:
- требуется размещение извещенияо таком конкурсе в единой информационной системе;
- не требуется размещение извещения (заказчиком направляются приглашения принять участие в таком конкурсе лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса).
При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что эти сведения содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого конкурса с ограниченным участием размещаетсязаказчиком в единой информационной системе не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса с ограниченным участием заинтересованные в получении конкурсной документации лица подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. В течение 3-х дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе с ограниченным участием.
Извещение о проведении закрытого конкурса с ограниченным участием не требуется при проведении закрытого конкурса с ограниченным участием на закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну.
Не позднее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим законом, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и в случае проведения закрытого конкурса с ограниченным участием на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В указанных приглашениях должна содержаться информация, подлежащая включению в извещение о проведении закрытого конкурса с ограниченным участием в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Протокол результатов проведения предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень лиц, соответствующих установленным требованиям, составляется в 2-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса с ограниченным участием, подавшим заявки на участие в нем.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием составляется в 2-х экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам такого конкурса, прошедшим предквалификационный отбор, с приглашением принять участие в закрытом конкурсе с ограниченным участием.
Источник: https://pravobez.ru/articles/osobennosti-zakrytogo-konkursa-s-ogranichennym-uchastiem.html
Закрытый конкурс с ограниченным участием по №44-ФЗ: правовые основания, особенности проведения
Суть закрытой закупки в рамках 44-ФЗ состоит в том, что круг ее участников ограничен, и информация о закупке передается ограниченному перечню поставщиков.
Подать заявку на участие в закрытой закупке вправе только те поставщики, которые, по мнению заказчика, способны исполнить условия госконтракта и соответствуют определенным требованиям, в частности, обладают допуском к государственной тайне при наличии в закупке секретных сведений.
В рамках закупок с ограниченным участием предусмотрено дополнительное ограничение для возможных участников закупки: все они обязаны пройти предквалификационный отбор.
Понятие и правовое регулирование
Конкурс с ограниченным участием в закрытой форме – это закупка, принять участие в которой может ограниченный круг поставщиков, соответствующих требованиям законодательства и способных исполнить контракт. Победителем такой закупки становится участник, который прошел предквалификационный отбор и предложил наилучшие условия исполнения контракта.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Проведение закрытого конкурса с ограниченным участием должно опираться на следующие положения 44-ФЗ:
- Пункт 2 статьи 84 44-ФЗ, где перечисляются основания для проведения закупки в закрытой форме.
- Статья 85 44-ФЗ, которая содержит особенности проведения закрытого конкурса с ограниченным участием.
- Статья 56 44-ФЗ, которая регулирует порядок проведения конкурса с ограниченным участием.
Когда допускается проведение процедуры
По умолчанию заказчик обязан проводить все закупки в открытой форме без ограничения численности участников. Проведение закрытых форм закупок, включая конкурсы, допускается только по ограниченным основаниям. В их числе следующие:
- Закупки проводятся для федеральных заказчиков, если сведения о них содержат государственную тайну.
- Закрытым способом проводят любые закупки, если закупочная документация или проект контракта содержат государственную тайну.
- Закупаются услуги по страхованию, перевозке и охране ценностей госфонда драгметаллов и камней, архивных документов, рукописей и редких коллекций.
- Закупаются следующие виды услуг для судей и судебных приставов: водительские услуги и услуги по уборке помещений.
- Закупки проводят органы исполнительной власти, и такие закупки связаны с безопасностью и обороной (перечень заказчиков утверждается Правительством).
Если закупки проводятся по основаниям, которые перечислены в ч. 2 п. 1-4 ст. 84 44-ФЗ, то их подлежит предварительно согласовать в ФАС на предмет обоснованности выбора закрытого формата. Согласование проводится по следующему алгоритму:
- Заказчик направляет запрос в территориальное подразделение ФАС.
- Запрос рассматривается в течение 10 дней.
- При вынесении антимонопольной службой решения об одобрении проведения закупки в закрытом виде заказчик должен провести конкурс в течение 90 дней (столько действует решение ФАС).
Закрытые закупки могут проводиться только в форме закрытого аукциона, закрытого конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Электронный формат проведения данных закупок посредством площадки АСТ ГОЗ допускается при отсутствии в закупке государственной тайны.
Помимо особенностей, которые присущи закрытым процедурам, конкурсы с ограниченным участием имеют особенности, которые связаны с необходимостью проведения предварительного отбора участников закупки.
Закупки через проведение конкурса с ограниченным участием проводятся на основаниях, которые перечислены в ч. 2 ст. 56 44-ФЗ:
- Происходит закупка высокотехнологичных и инновационных товаров. Перечень таких товаров перечислен в Постановлении Правительства №99 от 2015 года.
- Выполняются работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций, выполняются работы и услуги, связанные с необходимостью допуска подрядчиков к учетным данным музеев, библиотек, хранилищам, к системам обеспечения музейных предметов, к архивным документам, библиотечному фонду.
На основании Приложения №2 к Постановлению Правительства №99 от 2015 года к товарам, работам и услугам, которые из-за их технологической сложности может поставить и исполнить только ограниченный круг поставщиков с должным уровнем квалификации, относят:
- Выполнение работ по проектированию, возведению, выводу из использования объектов использования атомной энергии.
- Выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработанным топливом, радиоактивными отходами и веществами, в том числе при их переработке и утилизации.
- Выполнение работ по ремонту вооружения и техники из ядерного комплекса.
- Конструкторские работы по производству оборудования на объектах использования атомной энергии.
- Оказание услуг общественного питания, поставки пищевых продуктов для медицинских, образовательных учреждений, организаций отдыха детей и социального обслуживания, организация оздоровления детей, если НМЦК превышает 500 тыс. р.
- Работы по определению кадастровой стоимости при проведении кадастровой оценки.
- Работы по строительству и реконструкции, капремонту особо опасных и технически сложных объектов, дорожных покрытий (если они включены в состав автомобильных дорог федерального или местного значений), если НМЦК превышает 150 млн р. для федеральных целей и 50 млн р. – для муниципальных.
- Технологический и ценовой аудит крупных инвестпроектов с госучастием по капстроительству, техническому перевооружению и пр.
Для каждого случая из Приложения №2 Постановления Правительства №99 устанавливаются дополнительные требования, которым обязан соответствовать участник закупки, а также устанавливается перечень документов, представляемых участником в подтверждение своего соответствия.
Порядок проведения
Сведения, из-за которых информация о закупке не может быть опубликована в открытом доступе, размещается в документах по конкурсу или в объекте закупки.
В зависимости от этого будут зависеть некоторые особенности проведения закупки. На основании п. 11 ст. 85 сведения о закупке в виде конкурса с ограниченным участием сообщаются заказчиком на условиях, установленных в ч.
3, 4 данной статьи, то есть на общих основаниях для всех закрытых конкурсов.
Если секретные сведения содержатся в документах по закупке, то извещение публикуется в ЕИС. Оно будет доступно всем участникам, но оценивать заявки заказчик будет от тех участников, которые прошли предквалификационный отбор. Извещение публикуется в ЕИС не менее, чем за 30 дней до вскрытия конвертов на участие.
Документация передается поставщикам в течение 3 дней после поступления от них запроса. Конверты вскрываются в день, который указан в документации.
Если же секретные сведения содержатся в информации о проведении данной закупки, то извещение не публикуется в ЕИС, а заказчик сам направляет предварительно отобранным поставщикам приглашения принять участие в закупке.
Заказчик уведомляет потенциальных поставщиков о проведении конкурса как минимум за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие. Документация предоставляется поставщикам в течение 2 рабочих дней после поступления запроса от них. При согласии всех участников заказчик может вскрыть конверты раньше дня, указанного в документации при согласии с этим всех участников.
Сведения, полученные в ходе проведения закрытых процедур, размещать в ЕИС не допускается. Это распространяется не только на протоколы, но и на иные документы. Закрытость закупки предполагает, что участнику нельзя производить видео- и аудиозапись процесса.
Плата за предоставление документации может взиматься заказчиком в двух случаях:
- Он предусмотрел такую возможность в закупочной документации.
- Величина платы не превышает расходов заказчика по подготовке копий документации.
Закупочная документация
В задачи заказчика входит формирование закупочной документации по конкурсу. Документация по закрытому тендеру включает следующие сведения:
- Описание объекта закупки.
- Техзадание.
- Обоснование НМЦК.
- Список участников.
- Порядок прохождения отбора.
- Критерии оценки заявок на участие.
- Обоснование выбора закупки в закрытом формате.
Указанные сведения включаются заказчиком в состав извещения о закупке или приглашения принять участие в закупке.
Участник закупки должен подготовить заявку на участие и приложить к ней документы, которые подтверждают соответствие требованиям.
Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2019 года №1401 утвердило типовые формы заявок на участие в закупках, в том числе в закрытом конкурсе. Ознакомиться с формами заявки на участие можно здесь.
Заявка на участие в закрытом конкурсе подается по той же форме, что и на участие в открытом конкурсе.
Она включает в свой состав сведения об участнике закрытого конкурса, который подал заявку, предложение по объекту закупки (его качественных, функциональных характеристиках, потребительских свойствах), условия исполнения контракта и предложение по цене.
Отбор поставщика
Стандартная процедура отбора поставщика в формате конкурса с ограниченным участием предполагает прохождение следующих этапов:
- Прием заявок от участников закупки.
- Вскрытие конвертов с заявками на участие в определенный день (если закупка проводилась в электронном виде – то открытие доступа к заявкам на ЭТП).
- Проведение предквалификационного отбора. В случае если по результатам предквалификационного отбора ни один участник не был признан соответствующим требованиям (единым или дополнительным), то заказчик вправе провести новый конкурс или иную закупку. Если только одного участника признали соответствующим требованиям заказчика, то заказчик вправе подписать контракт с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем.
- Результаты предквалификационного отбора оформляются в виде протокола. В протокол включается обоснование принятых заказчиком решений и перечень лиц, прошедших отбор. Протокол готовится в двух экземплярах.
- Не позднее следующего за подписанием протокола рабочего дня такой протокол направляется в ФАС, а его копии – участникам закупки, которые подавали свои заявки.
- Рассмотрение и оценка заявок на участие от участников, которые прошли предквалификационный отбор. Они проводятся по правилам открытого конкурса. Заказчик оценивает заявки по утвержденным критериям и присваивает каждому участнику определенную сумму баллов, затем баллы суммируются, и побеждает участник, который набрал наибольшее количество баллов.
- Протокол рассмотрения и оценки заявки на участие готовится в двух экземплярах и не позднее следующего рабочего дня направляется в ФАС, а копии – участникам, которые прошли предквалификационный отбор. В ЕИС протоколы не публикуются.
- С победителем закупки, который предложил наилучшие условия исполнения контракта, подписывается договор.
Предквалификационный отбор
Перед проведением конкурса заказчику необходимо провести предквалификационный отбор. Правила будут такие же, что и в открытом конкурсе.
По результатам отбора заказчик должен подготовить протокол с указанием лиц, которые соответствуют требованиям закупки. Один экземпляр протокола направляется в ФАС, другой – участникам отбора.
При проведении стандартного конкурса участников оценивают на соответствие единым требованиям по ч. 1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ.
Тогда как при конкурсе с ограниченным участием участники должны соответствовать дополнительным требованиям по п. 2 ст. 31 44-ФЗ и Приложению №2 к Постановлению Правительства от 2015 года №99.
Именно на отбор участников, которые соответствуют единым и дополнительным требованиям, направлен предквалификационный отбор.
К дополнительным требованиям, которые предъявляются к участникам конкурса в закрытой форме, относят:
- Наличие у них определенного опыта работы в указанной отрасли.
- Наличие квалифицированного персонала.
- Наличие технических ресурсов, чтобы исполнить условия контракта (например, определенного оборудования).
- Наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта.
Дополнительные требования указываются заказчиком в извещении и конкурсной документации. При этом они не могут применяться, как критерий оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Если заявка участника не пройдет предквалификационный отбор, то она не допускается до дальнейшего участия.
Разъяснение положений закупочной документации
Те участники, которые получили закупочную документацию, могут направить запрос на разъяснение ее положений.
При публикации разъяснений (если это возможно, и закупка проходит в электронном виде на специальной площадке) предмет запроса можно указать, но участника – нет.
Если закупка проводится в бумажной форме, то размещать какие-либо сведения в электронном виде не допускается.
Информирование ФАС об этапах проведения закрытого конкурса
Заказчик обязан проинформировать ФАС обо всех этапах проведения закрытого конкурса. Так, за 20 дней до вскрытия конвертов он должен направить копии приглашений поставщикам и перечень лиц, которым была направлена конкурсная документация.
Все протоколы, которые готовит заказчик, он должен составить в двух экземплярах. Один из них не позднее следующего дня передается в ФАС. Также следует направить копии протокола всем участникам, которые подали заявки.
Рассмотрение заявок на участие и определение победителя
В ходе рассмотрения заявок на участие все они ранжируются по степени убывания выгоды.
Заявке с самыми лучшими условиями присваивается номер 1. Если на участие в конкурс поступили одинаковые предложения, то выигрывает заявка, поступившая раньше других.
Если все заявки отклонили из-за несоответствия требованиям, то закрытый конкурс признается несостоявшимся.
Подписание контракта по результатам конкурса
Проект контракта по итогам рассмотрения заявок на участие направляется победителю не позднее 3 дней с момента подготовки протокола. Документ готовится с учетом предложения победителя. Цена соглашения не должна превышать НМЦК.
При этом сам контракт заключается не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола оценки заявок и не позднее 20 дней после подписания протокола. Этот срок нужно выдержать на случай обжалования результатов закупки.
Первым контракт всегда подписывает со своей стороны поставщик, вторым – заказчик. Вместе с подписанным проектом контракта поставщик должен направить в адрес заказчика подтверждение факта внесения им обеспечения исполнения контракта.
Отмена закупки
Причина отказа от проведения закупки в форме закрытого конкурса допускается на условии соблюдения сроков. Заказчик может отменить закупку только за 5 дней до окончания срока подачи заявок.
Отмена за пределами указанного срока допускается только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (если заказчик сможет предъявить сертификат о форс-мажоре), при наличии предписания контрольного органа в сфере закупок, а также при наличии судебного решения.
В целях аннулирования конкурса заказчик принимает решение и оформляет его в письменной форме. Такое решение обычно имеет формат приказа. С принятым решением заказчику следует ознакомить всех участников.
- Одновременно с изданием приказа заказчику следует подготовить проект о внесении изменений в план-график.
- Таким образом, особенность проведения закрытого конкурса с ограниченным участием состоит в необходимости прохождения участниками этапа предквалификационного отбора.
- Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/zakrytiy-konkurs.html