В жизни любого автомобилиста бывают случаи, когда необходимо перевезти груз либо отбуксировать другое транспортное средство. В правилах дорожного движения на этот счёт есть конкретные указания, нарушение которых может привести к привлечению к административной ответственности.
Перевозка грузов
Перед тем как начать перевозку груза, водитель должен убедиться в том, что его автомобиль подходит для этого. Для этого необходимо сверить массу груза и распределение нагрузки по осям с техническими характеристиками завода-производителя на данное транспортное средство. До начала движения груз необходимо так установить и закрепить, чтобы он не упал и не создал помех при движении.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Перевозка груза возможна только при наличии следующих условий:
- он не ограничивает обзор водителю;
- он не влияет на устойчивость транспортного средства;
- он не закрывает внешние световые и световозвращательные устройства, регистрационные знаки, а также не мешает увидеть сигналы, поданный рукой;
- он не шумит и не загрязняет проезжую часть и окружающую среду.
Если груз выступает за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 метр и сбоку более чем на 0,4 метра, его необходимо обозначить специальными знаками “крупногабаритный груз”, а в условиях недостаточной видимости и в темное время суток, помимо этого, спереди размещают фонарь или световозвращатель белого цвета, а сзади фонарь или световозвращатель красного цвета.
Для следующих видов грузов перевозка осуществляется в соответствии со специальными правилами:
- для тяжеловесных и опасных грузов;
- для транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом и без него составляют более 2,55 метра, высота – 4 метра, а длина – 20 метров;
- для груза, выступающего сзади за габариты автомобиля более чем на 2 метра;
- автопоезда с 2 и более прицепами.
Международные перевозки грузов осуществляются на основании международных договоров Российской Федерации.
Буксировка транспортных средств
Буксировка позволяет транспортировать автомобиль с техническими неполадками до места ремонта. Но бывают ситуации, когда буксировать запрещено:
- во время гололеда;
- если у буксируемого транспортного средства неисправны тормозная система или рулевое управление;
- буксировать на гибкой сцепке мотоцикл без коляски;
- одновременно буксировать 2 или несколько транспортных средств.
Масса буксирующего автомобиля должна быть больше массы буксируемого транспортного средства. При буксировке рекомендуемая скорость должна быть не более 40 км/ч.
Для буксировки транспортных средств используют гибкую, жесткую сцепку и метод частичной погрузки.
Гибкая сцепка должна соответствовать следующим параметрам: длина от 4 до 5 метров, на фале расположены предупредительные флажки или щитки. Водитель буксирующего транспортного средства должен иметь водительский стаж не менее 2 лет.
При буксировке на гибкой сцепке необходимо придерживаться следующих правил:
- в буксируемом автомобиле должен находиться водитель;
- расстояние между автомобилями должно составлять от 4 до 6 метров;
- на буксировочном тросе должны быть установлены светоотражающие знаки.
Несмотря на то что гибкая сцепка наиболее популярна в нашей стране, транспортировка таким образом достаточно опасна.
Существует также жесткая сцепка для буксировки транспорта, при ее использовании следует придерживаться следующих правил:
- за рулём буксируемого автомобиля должен находиться водитель;
- перевозка пассажиров в буксируемом транспорте запрещена;
- тормозная система буксируемого автомобиля должна быть исправна.
Метод частичной погрузки используется для грузовых автомобилей. В данном случае установлены следующие ограничения:
- в буксируемом автомобиле не должны находиться люди;
- нельзя буксировать транспорт с неисправный тормозной системой кроме случаев, когда масса буксируемого транспорта в 2 раза меньше, чем у буксирующего.
Административная ответственность
Данную правовую область регулирует статья 12.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Согласно пункту 1 данной статьи за нарушение правил буксировки и перевозки грузов налагается денежный штраф в размере 500 рублей.
На основании статьи 12.21.
1 КоАП РФ за движение тяжеловесного или крупногабаритного автомобиля, в котором присутствует превышение допустимых габаритов до 10 сантиметров без специального разрешения или от величины, указанной в разрешении; превышение допустимой массы или допустимой нагрузки на ось автомобиля от 2 до 10 процентов без специального разрешения либо от величины, указанной в специальном разрешении, грозит штраф:
- водителю в размере от 1000 до 1500 рублей;
- должностному лицу – от 10 000 до 15 000 рублей;
- юридическому лицу – от 100 000 до 150 000 рублей.
Если правонарушение было зафиксировано на камеру видеонаблюдения, на собственника автомобиля налагается штраф в размере 150 000 рублей.
Если превышение габаритов составляет от 10 до 20 сантиметров, а превышение массы и нагрузки на ось от 10 до 20 процентов, штраф налагается:
- на водителя в размере от 3 000 до 4 000 рублей;
- на должностное лицо – от 25 000 до 30 000 рублей;
- на юридическое лицо – от 250 000 до 300 000 рублей.
При фиксации правонарушения на камеру видеонаблюдения на владельца транспортного средства будет наложен штраф в размере 300 000 рублей.
Если габариты превышены на величину от 20 до 50 сантиметров, а масса транспортного средства и нагрузка на ось – на величину от 20 до 50 процентов, штраф налагается:
- на водителя в размере от 5 000 до 10 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 2 до 4 месяцев;
- на должностное лицо – от 35 000 до 40 000 рублей;
- на юридическое лицо – от 350 000 до 400 000 рублей.
Правонарушение, зафиксированное на камеру, грозит штрафом владельцу транспортного средства 400 000 рублей.
За движение тяжеловесного или крупногабаритного автомобиля, в котором допущено превышение габаритов от параметров, указанных в специальном разрешении, от 10 до 20 сантиметров либо превышение массы и допустимой нагрузки на ось от параметров в разрешении на величину от 10 до 20 процентов, грозит штраф:
- водителю в размере от 3 000 до 3 500 рублей;
- должностному лицу – от 20 000 до 25 000 рублей;
- юридическому лицу – от 200 000 до 250 000 рублей.
За правонарушение, зафиксированное на камеру, грозит штраф собственнику транспортного средства в размере 250 000 рублей.
За движение тяжеловесного или крупногабаритного автомобиля, в котором допущено превышение габаритов от параметров, указанных в специальном разрешении, от 20 до 50 сантиметров либо превышение массы и допустимой нагрузки на ось от параметров в разрешении на величину от 20 до 50 процентов налагается штраф:
- водителю в размере от 4 000 до 5 000 рублей и лишение водительских прав на срок от 2 до 3 месяцев;
- должностному лицу – от 30 000 до 40 000 рублей;
- юридическому лицу – от 300 000 до 400 000 рублей.
За правонарушение, зафиксированное на камеру, грозит штраф собственнику транспортного средства в размере 400 000 рублей.
За движение тяжеловесного или крупногабаритного автомобиля, в котором допущено превышение габаритов от параметров, указанных в специальном разрешении, более 50 сантиметров либо превышение массы и допустимой нагрузки на ось от параметров в разрешении более чем на 50 процентов налагается штраф:
- водителю в размере от 7 000 до 10 000 рублей и лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев;
- должностному лицу – от 45 000 до 50 000 рублей;
- юридическому лицу – от 400 000 до 500 000 рублей.
За правонарушение, зафиксированное на камеру, грозит штраф собственнику транспортного средства в размере 500 000 рублей. За нарушение правил движения тяжеловесных или крупногабаритных автомобилей налагается штраф:
- на водителя в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
- должностному лицу – от 5 000 до 10 000 рублей;
- юридическому лицу – от 50 000 до 100 000 рублей.
Допустимые габариты груза для перевозки автотранспортом
За заведомо ложное предоставление грузоотправителем информации о массе или габаритах груза, о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение разрешенных габаритов, массы и нагрузки на ось, грозит штраф:
- водителю – в размере от 1 500 до 5 000 рублей;
- должностному лицу – от 15 000 до 35 000 рублей;
- юридическому лицу – от 250 000 до 400 000 рублей.
- Если превышение допустимой массы или нагрузки на ось либо разрешенных габаритов было допущено при погрузке груза, за это налагается штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от 80 000 до 100 000 рублей; на юридических лиц – от 250 000 до 400 000 рублей.
- За несоблюдение указаний дорожных знаков, регулирующих массу и нагрузку на ось транспортных средств, без специального разрешения грозит штраф в размере 5 000 рублей.
Размеры штрафов за правонарушения в данной области достаточно большие, но не стоит забывать,что нарушения правил может грозить еще и аварийной ситуацией во время транспортировки груза или буксировки транспортного средства. Поэтому соблюдение правил гарантирует безопасность дорожного движения.
Источник: http://school-vajnoe.ru/narushenie-pravil-perevozki-gruzov-statya-shtraf/
Как правильно буксировать ТС и какой штраф за неправильное — Автоправо
Каждый водитель может оказаться в ситуации, когда ему потребуется сторонняя помощь на дороге. Например, необходимо доставить неисправный автомобиль на СТО.
Его можно довезти до нужного адреса несколькими способами, и эвакуатор – не единственный из них. В этом случае может помочь буксировка – один из самых эффективных и недорогих способов перемещения машины.
Однако большинство автовладельцев, воспользовавшись этим методом транспортировки, не соблюдают правила и не задумываются о своей безопасности.
Буксировка – вовсе не такой простой процесс, как кажется на первый взгляд. В этой статье мы расскажем об основных методах транспортировки автомобиля, а также о нормативных документах, регламентирующих эти способы. Кроме того, мы дадим несколько практичных советов, которые помогут сделать буксировку более эффективной и безопасной.
Способы буксировки
Иногда случается так, что автомобиль внезапно глохнет, и завести его никак не получается. Как отбуксировать машину с проезжей части? На практике используют три метода транспортировки ТС:
- Буксировка на гибкой сцепке;
- Буксировка на жесткой сцепке;
- Частичная погрузка автомобиля.
Переброска машины с помощью мягкого троса – самый распространенный вид буксировки. Для его осуществления необходим матерчатый трос, который имеется в наличие почти у каждого водителя.
Что касается транспортировки автомобиля на жесткой сцепке, то при его использовании нужна металлическая конструкция с двумя точками крепления. А с помощью частичной погрузки, как правило, перевозят лишь грузовые транспортные средства.
Для перегонки легкового автомобиля использовать такой способ нецелесообразно.
Как правильно буксировать автомобиль по ПДД?
К буксировке автомобиля предъявляют ряд правил, которые обязательно нужно соблюдать, чтобы не попасть в аварийную ситуацию. Итак, при транспортировке машины буксиром должны быть соблюдены следующие условия:
- За рулем буксируемого авто должен находиться водитель;
- На неисправном ТС необходимо включить аварийную сигнализацию;
- В темное время суток, а также в условиях плохой видимости нужно включить габаритные огни;
- Максимальная скорость буксировки будет составлять 50 км/ч;
- Дистанция между автомобилями должна быть не менее 4 и не более 6 метров.
- Перед тем, как начать перегон неисправного ТС, необходимо убедиться в надежности крепления буксировочного крюка, а также проверить состояние троса.
- Сама веревка должна быть максимально яркого цвета, чтобы ее было видно издалека другим участникам дорожного движения.
- Размер троса – еще один важный момент: слишком короткий увеличит риск столкновения с другим автомобилем, а слишком длинный затруднит возможность маневрирования на поворотах.
- Не забудьте включить на своем авто зажигание, чтобы не сработала блокировка руля.
- Сам момент старта авто с места должен быть плавным, без резких рывков – контролируйте при этом натяжение троса.
- Во время движения необходимо производить как можно меньше перестроений, а лучше и вовсе их избежать. Также во избежание попадания в ДТП не стоит превышать рекомендуемую скорость езды – 50 км/ч
Вопреки мнению большинства водителей, автомобиль, оснащенный автоматической коробкой перемены передач, также можно использовать при буксировке. При этом максимальное расстояние перевозки не должно превышать 50 км. Возможность перегона другого авто с помощью машины с автоматической трансмиссией необходимо уточнять в инструкции по ее эксплуатации.
Когда запрещается?
Немногие водители знают, что такой способ перемещения машины, как буксировка, не всегда применим в реальной жизни. В отдельных случаях она бывает невозможна и даже запрещена ПДД. Так, использование буксира не разрешается в следующих ситуациях:
- При наличии знака «Движение с прицепом запрещено»;
- Во время гололеда и на скользких участках дороги;
- В условиях плохой видимости;
- Когда требуется отбуксировать несколько ТС одновременно;
- Если буксируемый автомобиля превышает по массе автомобиль-буксировщик;
- Если общая длина сцепленного состава превышает 22 метра;
- При неисправности рулевого управления или тормозной системы буксируемого автомобиля
- При транспортировке автомобиля мопедом, велосипедом или мотоциклом без бокового прицепа.
Согласно правилам дорожного движения, буксировку не может осуществлять водитель со стажем управления автомобилем менее 2 лет. Помимо этого, перевозить людей в буксируемом транспортном средстве строго воспрещается правилами дорожного движения. За такое нарушение водитель может быть наказан в том же порядке, что и за неправильную буксировку.
Ответственность за нарушение правил
За нарушение правил буксировки, установленных ПДД, предусмотрено административное наказание. Так, за неправильную транспортировку машины вам могут вынести предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Не стоит забывать, что неаккуратная переброска может привести к ДТП.
В таких случаях виновником аварии, как правило, становится водитель неисправного автомобиля. Во избежание неприятных ситуаций заранее договоритесь с владельцем буксируемого ТС о знаках оповещения — моргание света фар при вынужденной остановке, поднятие руки при торможении.
- Лучшим вариантом будет держать связь с другим водителем с помощью телефона.
Источник: https://avtopravo51.ru/kak-pravilno-buksirovat-ts-i-kakoj-shtraf-za-nepravilnoe.html
Ряд положений ст. 12.21.1 КоАП РФ об ответственности за незаконную перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов признаны не соответствующими Конституции РФ: каковы практические последствия?
Проблема весового контроля на автодорогах уже долгое время является одной из самых острых для перевозчиков грузов в России. Штрафы в десятки и сотни тысяч рублей по статье 12.21.
1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за «перегруз» и «негабарит», всегда являлись одним из основных рисков водителей и перевозчиков. После введения административной ответственности за превышение массы при погрузке по ч. 10 ст. 12.21.
1 КоАП РФ со штрафами на суммы 250 000 – 400 000 рублей, весовой контроль стал также головной болью многих поставщиков и других отправителей.
В 2017 году ко всем бедам участников перевозки добавились так называемые «рамки» весового контроля: средства автоматической фиксации административных правонарушений. То же самое, что и с контролем скорости, только весовой (автоматический пункт весового контроля).
По идее, автоматизация должна была снизить коррупционную составляющую и исключить возможность «ездить с перегрузом».
[1] Однако, например, после установки одной из таких «рамок» в Усть-Лабинском районе Краснодарского края, владельцам транспортных средств начали приходить штрафы по 150 – 300 000 рублей за малейшие превышения общей массы (минимально допустимая погрешность 2%, а дальше – штраф 150 000 рублей по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ). [2] В результате, Усть-Лабинский районный суд оказался буквально завален жалобами владельцев грузового автотранспорта.[3]
Благодаря тому, что планы перекрыть все дороги «рамками» по каким-то причинам пока не осуществились, а имеющиеся рамки перевозчики стараются благоразумно объезжать (пока есть где), острота проблемы несколько снизилась, и новостей на данном фронте достаточно давно не было. И вот, положения статьи 12.21.1 КоАП РФ были рассмотрены Конституционным судом Российской Федерации.
Суть дела
В Постановлении от 18 января 2019 г. №5-П Конституционный суд РФ признал противоречащими Конституции РФ ряд положений КоАП РФ, регулирующих вопросы ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства.
Предметом проверки были части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 и ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ.
Заявители ставили под сомнение соответствие Конституции России данных норм в части, относящейся к ответственности собственников транспортных средств при выявлении правонарушений с помощью средств автоматической фиксации.
Штрафы для собственников (владельцев) автотранспорта признаны завышенными
Так, согласно названному Постановлению, части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.
1 КоАП РФ не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции РФ, в той мере, в какой они устанавливают административный штраф для собственников (владельцев) транспортных средств в случае фиксации совершенных ими административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами в размере, равном максимальному пределу штрафа для юридических лиц и предпринимателей, предусмотренного соответствующей частью той же статьи.Как следует из мотивировочной части Постановления №5-П от 18 января 2019 года, возложение ответственности за незаконный негабарит или перегруз именно на собственников (владельцев) транспортных средств обусловлено особенностями фиксации соответствующих правонарушений, при которой устанавливается, что правонарушение совершено с использованием конкретного транспортного средства, а на основе данных регистрационного учета транспортных средств может быть определен его собственник (владелец). Такой способ фиксации нарушений предусмотренных правил сам по себе не противоречит Конституции РФ, и может быть введен по усмотрению законодателя (пункт 3.1, абзацы 4 и 5 мотивировочной части Постановления №5-П).
Однако, в рассматриваемых нормах частей 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ штраф установлен в твердом размере, равном максимальному пределу штрафа для привлекаемых в общем (не автоматическом) порядке юридических лиц и предпринимателей без какой-либо дифференциации.
Поскольку при рассмотрении дел об административных правонарушениях с помощью автоматической фиксации возможности индивидуализации наказания снижены, Конституционный суд РФ посчитал, что штраф во всяком случае не должен достигать размера штрафа, установленного для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 3.2 мотивировочной части Постановления №5-П).
В связи с этим, суд, до внесения соответствующих поправок в законодательство, предписал назначать собственникам (владельцам) транспортных средств штраф в размере минимально установленного для юридических лиц и предпринимателей по соответствующей части статьи 12.21.1 КоАП РФ, то есть, фактически, снизил максимальный штраф на 50 (ч.ч. 1 – 3) — 100 000 (ч. 6) руб.
Владельцы-физические лица (не предприниматели) теперь могут радикально снизить размер штрафа
Но, и это еще не все.
Один из заявителей пожаловался, что он был привлечен к административной ответственности как собственник транспортного средства по «ставкам», объективно рассчитанным на предпринимателей и организации, однако де-факто, как утверждал заявитель, он перевозил на личном грузовике личный груз. В связи с этим, заявитель считал штраф неоправданно высоким, и полагал справедливым привлекать к ответственности таких собственников (не предпринимателей) как водителей, т.е. порядком более низким «ставкам» штрафов.
Конституционный суд, по существу, поддержал эту позицию. Судьи пришли к выводу, что «ставки» штрафов на собственников (владельцев) транспортных средств предполагают коммерческое назначение грузовых транспортных средств, и, соответственно, их коммерческое использование.
То есть, по мнению суда, имеется презумпция того, что перевозка такими транспортными средствами осуществляется в рамках предпринимательской деятельности.
Однако, как указали судьи, презумпция эта должна быть опровержимой, то есть, собственник (владелец) должен иметь возможность доказать, что перевозил личный груз в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью (пункты 2 и 4 резолютивной части Постановления №5-П).
Соответственно, названные части статьи 12.21.
1 КоАП РФ были признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они, исключают для гражданина-не предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, возможность доказать при рассмотрении его жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, что в момент выявления административного правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд. В случае, если ему это удастся, штраф должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для водителя, установленного соответствующей частью той же статьи (пункты 3 и 4 резолютивной части Постановления №5-П).
О том, насколько высокий стандарт доказывания будет установлен судами для таких собственников-физических лиц, пока сказать сложно. Однако, зная общие подходы судов по делам об административных правонарушениях, можно предположить, что доказать личный характер перевозки будет очень не просто.
Таким образом, фактически статья 12.21.1 КоАП РФ была пересмотрена в сторону, улучшающую положения собственников (владельцев) транспортных средств, что, с учетом колоссальных размеров штрафов, не может не радовать. Для наглядности изменения приведены в таблице.
Таблица:
Источник: https://zakon.ru/Blogs/ryad_polozhenij_st_12211_koap_rf_ob_otvetstvennosti_za_nezakonnuyu_perevozku_tyazhelovesnyh_i_krupno/76815
Штраф за превышение габаритов транспортного средства
Приложение № 3 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривает те же ограничения по ширине и высоте, но уточняют предельную длину транспортного средства в зависимости от его типа: для одиночного автомобиля или прицепа допустима длина 12 метров, для автопоезда — 20 метров. Примечанием установлено, что приведенные в приложении предельно допустимые габариты включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.
Размер штрафа за превышение допустимых габаритов автомобиля для владельца автомобиля весьма значительный и зависит от величины превышения:
Величина превышения габарита, см | Часть ст. 12.21.1 КоАП РФ | Размер штрафа, тыс. руб.* |
0-10 | 1 | 100-150 |
10-20 | 2 | 250-300 |
20-50 | 3 | 350-400 |
более 50 | 6 | 400-500 |
* в случае фиксации превышения габаритов автоматизированными комплексами весогабаритного контроля наказание назначается собственнику транспортного средства в размере верхнего предела штрафа, установленного соответствующей частью статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Примечанием к ст. 12.21.1 КоАП РФ установлено, что для индивидуальных предпринимателей применяется то же наказание, что и для юридических лиц.
Если же нарушение выявляется с помощью автоматического комплекса (так называемой “рамки”) ответственности подлежит собственник транспортного средства, даже если им является физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя.
При этом собственник вправе доказывать, что транспортное средство на момент совершения правонарушения не находилось в его владении (ст. 2.6.1 КоАП РФ).
Последовательность привлечения перевозчика к административной ответственности за превышение допустимых габаритов
От совершения правонарушения до вынесения постановления проходит несколько этапов. Возможны два варианта выявления факта нарушения ст. 12.21.
1 КоАП РФ: инспектором Ространснадзора или ГИБДД либо с помощью автоматизированных весогабаритных комплексов.
Рассмотрим порядок привлечения перевозчика к ответственности за превышение допустимых габаритов при выявлении нарушения инспектором. О том как вести себя при остановке автомобиля инспектором — в отдельной статье.
1. Остановка транспортного средства
Инспектор останавливает транспортное средство. Он обязан представиться, по требованию водителя предъявить служебное удостоверение, пояснить цель остановки. Если автомобиль остановил сотрудник ГИБДД, он вправе требовать передать:
- — водительское удостоверение;
- регистрационные документы на транспортное средство;
- путевой лист;
- документы на перевозимый груз (транспортную накладную, разрешения на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза);
- полис ОСАГО;
- документ, подтверждающий инвалидность водителя (при наличии на автомобиле соответствующей наклейки).
Если автомобиль остановил инспектор Ространснадзора, он вправе требовать от водителя передать:
- карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок;
- путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, разрешение на перевозку негабаритного или тяжеловесного груза).
Водитель по требованию инспектора обязан предоставить транспортное средство для прохождения весогабаритного контроля.
2. Проведение весогабаритного контроля
Транспортное средство измеряется по высоте, длине и ширине. Средство измерения (рулетка) должно быть поверено, о чем должен иметься соответствующий сертификат. Если инспектор обнаруживает превышение допустимых габаритов, он составляет акт о выявлении превышения допустимых габаритных размеров автотранспортного средства и переходит к следующему этапу.
3. Составление протокола об административном правонарушении в отношении водителя
Частями 1-3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности водителя, должностного лица и юридического лица. При этом статьей 28.2 КоАП установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с содержанием протокола, излагать в нем свои замечания и объяснения.
Поэтому на месте инспектор вправе составить протокол только в отношении водителя транспортного средства. Протокол в отношении должностного и юридического лица составляется позже. Водителю дают возможность для ознакомления и изложения в нем своих замечаний. При этом водитель вправе не давать никаких пояснений (ст. 51 Конституции РФ).
При составлении протокола инспектор обязан ознакомить водителя с его правами, но это происходит крайне редко.
На самом деле, у водителя, как и у любого другого лица, привлекаемого к административной ответственности, много прав — знакомиться с материалами административного дела, давать пояснения, не свидетельствовать в отношении себя либо близких родственников и т. п.
Если водитель отказывается от подписания протокола, об этом ставится отметка в присутствии понятых.
Копия протокола вручается водителю, о чем в графе “Копию протокола получил” ставится подпись водителя (водитель может отказаться от получения копии протокола).
Нужно ли отказываться от подписания протокола — дело сугубо личное. По существу это ничего не меняет.
Однако, если водитель уверен в том, что правонарушения он не совершал либо при составлении протокола были допущены нарушения, он вправе указать это в своих пояснениях. При наличии свидетелей следует указать сведения о них в соответствующей графе протокола.
Во всех незаполненных графах протокола об административном правонарушении следует ставить символ Z, чтобы впоследствии там не появилось никаких новых записей.
Важно! Если водитель не оспаривает выявленное правонарушение инспектор выносит постановление об административном правонарушении в отношении водителя без составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ).
Водитель обязан требовать составить протокол и выражать несогласие с предъявляемым ему нарушением.
В протоколе водитель (по согласованию с юристом) обязан указать все обстоятельства, которые он считает нужным, перечислить все предъявленные инспектору документы, дать необходимые пояснения.
4. Вынесение постановления
Инспектор выносит постановление об административном правонарушении, предусмотренного ст. 12.21.1 КоАП, в отношении водителя на месте. Строго говоря, инспектор, вынося постановление, в соответствии с ч. 2 ст. 4.
1 КоАП РФ, обязан учесть характер совершенного нарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Однако, чтобы не утруждать себя, инспектор часто просто назначает наказание для водителя в размере нижнего предела штрафа.
Водитель вправе оспорить постановление в течение 10 дней с момента его получения, уплатить штраф в размере половины от назначенного в течение 20 дней со дня вынесения постановления. Всего на оплату штрафа отводится 60 дней.
5. Административное расследование в отношении должностного и юридического лица
В соответствии со ст. 28.
7 КоАП РФ инспектор ГИБДД (ДПС) или Ространснадзора обязан провести административное расследование с целью привлечения к административной ответственности за несоблюдение допустимых габаритов должностного и юридического лица, виновного в произошедшем. О возбуждении административного расследования выносится определение, копия которого направляется в адрес юридического лица — перевозчика.
Как инспектор определяет кто является юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности?
Элементарно: сведения о том, кто является перевозчиком, указаны в путевом листе (этот документ содержит сведения об эксплуатанте транспортного средства).
Если путевого листа нет, инспектор возбудит расследование в отношении собственника транспортного средства, указанного в регистрационном свидетельстве на автомобиль.
Однако, если собственником является физическое лицо без статуса ИП на момент совершения правонарушения, инспектор может возбудить расследование в отношении перевозчика, фигурирующего в 10-ой графе транспортной накладной.
Частью 3.1 статьи 28.
7 КоАП РФ предусмотрено, что извещение лица о возбуждении в его отношении административного расследования производится путем вручения представителю лица нарочным либо направлением копии определения.
Закон не конкретизирует способ передачи определения, поэтому инспектор может направить его факсом или электронной почтой. Инспектор также может уведомить юридическое лицо телефонограммой.
6. Предоставление юридическим лицом пояснений по существу правонарушения
В определении о возбуждении административного расследования инспектор указывает юридическому лицу на необходимость совершения определенных действий, таких как предоставление документов, дача пояснений по существу совершенного правонарушения так далее. Обратите внимание, что непредоставление испрошенных сведений и документов грозит ответственностью, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ.
Что писать в пояснениях? В первую очередь это зависит от фактических обстоятельств дела. Если вы не уверены в своих силах — обратитесь к юристу за составлением пояснений и получением консультации по вопросу превышения разрешенных габаритов транспортного средства.
7. Составление протокола об административном правонарушении в отношении должностного или юридического лица
Административное дело расследуется в подразделении ГИБДД или Ространснадзора по месту совершения правонарушения. Составление протокола производится там же.
При составлении протокола представитель юридического лица вправе знакомиться с материалами административного дела, давать объяснения, предоставлять доказательства и совершать другие процессуальные действия.
После составления протокола считается, что вина юридического или должностного лица установлена.
8. Вынесение постановления об административном правонарушении в отношении должностного или юридического лица
Совокупность ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает недопустимость выносить постановление в тот же день, когда производится составление протокола об административном правонарушении. Исключением является случай, когда нарушитель сам просит об этом административный орган, поэтому после составления протокола должностное лицо назначает дату вынесения постановления.
К этой дате лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе предоставить замечания по существу правонарушения, дать другие пояснения. В назначенную инспектором дату выносится постановление о несоблюдении допустимых габаритов транспортного средства, которое передается представителю юридического лица либо должностному лицу.
Порядок привлечения перевозчика к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ при фиксации правонарушения автоматизированными средствами
Если превышение допустимых габаритных размеров транспортного средства зафиксировано автоматическим комплексом весогабаритного контроля, к ответственности привлекается собственник транспортного средства. При этом порядок привлечения его к административной ответственности существенно различается по сравнению с ситуацией, когда выявление превышения допустимых габаритов производится инспектором.
Во-первых, не составляется протокол об административном правонарушении. Во-вторых, не проводится административного расследования. В-третьих, у нарушителя нет возможности давать пояснения до вынесения постановления.
Есть и другие отличия кроме вышеперечисленных. Их разъяснение выходит за рамки настоящей статьи.
Неплотно натянутый тент
Нередко перевозчики жалуются на получение постановлений за превышение допустимых габаритов, зафиксированных автоматизированными весо-габаритными комплексами.
При этом на фотографии видно, что тент натянут не плотно и надулся (или выгнулся) под действием ветра. При этом перевозимый груз не относится к категории крупногабаритного.
Можно ли предъявить транспортную накладную и оспорить постановление на этом основании?
Ответ — нет. Пунктом 5 Правил перевозки грузов установлено, что крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению № 3.
Говоря другими словами, не важна причина по которой габариты автопоезда превысили допустимые — для привлечения владельца к административной ответственности достаточно зафиксированного факта нарушения.
Привлечение к административной ответственности за несоблюдение габаритных размеров транспортного средства грузоотправителя
Ответственность грузоотправителя за погрузку груза в транспортное средство с соблюдением допустимых габаритных размеров предусмотрена ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Наказанием является штраф в размере 80-100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и 250-400 тысяч рублей для юридических лиц.
Любопытно, что ч. 12 ст. 11 УАТиГНЭТ обязывает грузоотправителя соблюдать лишь допустимые нагрузки на оси и не превышать общую массу транспортного средства. Обязанность грузоотправителя контролировать габариты груза в УАТиГНЭТ и ППГАТ не предусмотрена.
Оспаривание постановления о превышении допустимых габаритов транспортного средства
Постановление о привлечении перевозчика и грузоотправителя к административной ответственности за несоблюдение габаритных размеров транспортного средства можно обжаловать в порядке ст. 30.1 КоАП РФ. Срок обжалования — 10 дней со дня получения постановления.
Обжаловать постановление можно как вышестоящему должностному лицу (начальнику подразделения ГИБДД или начальнику территориального управления Ространснадзора), так и в суд. При одновременном обжаловании постановления и вышестоящему должностному лицу, и в суд, жалоба рассматривается судом.
В жалобе на постановление об административном правонарушении следует четко указать основания для освобождения юридического лица от ответственности за несоблюдение допустимых габаритных размеров автомобиля, сослаться на нормы права, судебных акты высших судов, подтверждающие вашу правовую позицию. При наличии сомнений в своих силах следует обратиться к профессиональному юристу, который сможет грамотно составить жалобу и подать ее по нужному адресу и отменить постановление или снизить размер штрафа.
Источник: https://GruzConsult.ru/articles/401779