Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.
Встречаются ситуации, когда для обеспечения нужд определенной группы государственных заказчиков необходимо приобрести однотипные товары, работы или услуги. К таким организациям закон относит органы государственной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения.
Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44 Федерального закона, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.
Централизованные закупки по 44-ФЗ
Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует ст. 26 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере…”.
- Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.
- Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.
- Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:
-
Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.
-
Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.
При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.
Централизованные закупки по 223-ФЗ
В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.
В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.
На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:
-
создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;
-
применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;
-
устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.
Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.
Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.
Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.
Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией
- Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.
- Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.
- Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:
-
техническое задание;
-
рекомендуемая форма обоснования НМЦК;
-
проект договора;
-
типовая форма проведения тендера.
Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.
Специализированная организация проводит анализ этих заявок:
-
соответствие планам закупок;
-
проверка комплектности документов;
-
наличие в документах необходимых сведений;
-
соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.
После этого формируется проект извещения
Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам. Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.
В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению. После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:
-
принять рекомендации и внести изменения в заявку
-
или продолжить процедуру без изменений.
В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.
Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, то процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.
Следующий этап — размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера
Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.
БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).
После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.
Взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов
Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.
После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.
Преимущества и недостатки централизованных закупок
У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:
-
во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика);
-
во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств;
-
в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры.
Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:
-
При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств.
-
Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом.
Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.
44 Федеральный закон предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.
©ООО МКК «РусТендер»
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/centralizovannye-zakupki
Составляем Положение о закупках в образовательном учреждении — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона № 44 ФЗ бюджетное учреждение при наличии правового акта, принятого в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 223 ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, вправе осуществлять в соответствующем году закупки:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Требования к Положению о закупках
В соответствии с п. 2 ст.
2 Федерального закона № 223 ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
При разработке Положения о закупке заказчик должен руководствоваться следующими принципами (пп. 1 – 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 223 ФЗ):
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
С официальными разъяснениями по вопросам применения Федерального закона № 223 ФЗ можно ознакомиться в Письме ФАС РФ от 24.12.2012 № ИА/44025/12.
Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223 ФЗ
Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/102/sostavljaem—polozhenie-o-zakupkah-v-obrazovatelnom—uchre
Особенности закупок для нужд бюджетных учреждений в контрактной системе
ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
Пивоварова Ольга Николаевна
канд. ист. наук, доцент Кубанского Государственного университета, РФ, г. Краснодар
- E-mail:
- FEATURES PURCHASES FOR THE NEEDS BUDGETARY INSTITUTIONS IN CONTRACT SYSTEM
- Olga Pivovarova
Ph.D., Associate Professor of Kuban State University, Russia Krasnodar
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются новшества законодательства, регулирующего процедуру закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд применительно к бюджетным учреждениям в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов. Используемый метод — сравнительно-аналитический. В результате проведенного исследования сделан вывод о целесообразности применения нового порядка осуществления закупок для нужд бюджетных учреждений в рамках принятой контрактной системы.
ABSTRACT
This article discusses new legislation governing the procurement of goods, works and services for public and municipal needs in relation to budgetary institutions in accordance with the requirements of existing regulations. The method used is the comparative. The study concluded that the use of the new procedure for procurement for the needs of public institutions under the federal contract system.
Ключевые слова: бюджетное учреждение; приносящая доход деятельность; контрактная система.
Keywords: budgetary institution; income-generating activities; the contract system.
Проведение эффективной бюджетной политики является приоритетным направлением финансовой деятельности публично-правового образования.
В связи с этим при регулировании бюджетных отношений необходимо создавать условия и использовать механизмы, способствующие повышению эффективности в процессе управления бюджетными средствами, усилению ответственности участников бюджетного процесса при осуществлении операций по расходованию выделяемых средств из бюджетов.
Усиленное внимание к вопросам развития финансово-правовых механизмов управления государственными финансами, обусловлено усложняющимися социально-экономическими отношениями, преобразованиями в бюджетной сфере, а также негативным влиянием мирового финансового кризиса, вызвавшим острую потребность экономии бюджетных средств.
Наряду с необходимостью экономии, и даже в большей мере, необходимо отметить возросшую значимость эффективного расходования бюджетных средств, достижения тех целей, которые государственный или муниципальный заказчик ставил перед собой, осуществляя закупку.
Ведь, как показала практика, зачастую, потребности заказчика не возможно удовлетворить, не осуществляя достаточно объемных затрат: допустим, речь идет о поставке и пусконаладке наисовременнейшего оборудования, об услугах «узких» специалистов, о реконструкции сложных объектов, представляющих историческую и культурную ценность. При закупке некоторых видов товаров, работ, услуг, приоритетом выступает не цена сама по себе, а именно необходимость осуществить запланированное, и, причем, при стопроцентном соблюдении всех требований к качеству.
Источник: https://sibac.info/conf/law/xxxv/37516
Каковы особенности закупок в рамках контрактной системы — НалогОбзор.Инфо
Товары (работы, услуги) для удовлетворения государственных и муниципальных нужд приобретают по правилам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Специальное регулирование этой сферы установлено для того, чтобы:
- добиться эффективности и результативности расходования государственных (муниципальных) средств и
- исключить возможность злоупотребления и ограничения конкуренции.
Кто может быть заказчиком
Заказчиками могут выступать (ст. 3 и 15 Закона № 44-ФЗ):
- Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
- органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации или ее субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки;
- муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципальных образований, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки;
- автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае предоставления им бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности;
- юридические лица в случае предоставления им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства;
- бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае передачи им полномочий на осуществление закупок.
По общему правилу бюджетные учреждения проводят закупки в рамках контрактной системы. При этом статья 15 Закона № 44-ФЗ позволяет проводить некоторые закупки на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г.
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
Для этого учреждение должно до начала года разработать Положение о закупке и разместить его в единой информационной системе (далее – ЕИС).
Отчетность и информационное обеспечение
Все существенные вопросы, связанные с подготовкой и проведением закупок, отражаются в ЕИС. Она содержит (ст. 4 Закона № 44-ФЗ):
- информацию об их реализации;
- библиотеки типовых контрактов;
- каталоги товаров, работ и услуг;
- нормативно-правовые акты и другое.
Контрактная система предусматривает обязательное планирование, нормирование и обоснование закупок.
При проведении закупки обязательно должны быть обоснованы начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) и способ определения поставщика.
В случаях, предусмотренных Правительством РФ, проводится также общественное обсуждение закупок. Его порядок, когда НМЦК или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, превышает 1 млрд руб.
, установлен приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2015 г. № 795.
НМЦК контракта заказчик определяет и обосновывает одним из следующих методов (ст. 22 Закона № 44-ФЗ):
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Принимают во внимание сведения о сложившихся рыночных ценах на закупаемые товары, работы и услуги (такой метод является приоритетным) (ч. 2–6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
2) нормативный метод. Цену рассчитывают на основе требований, предъявляемым к закупаемым товарам, работам и услугам (ч. 7 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
3) тарифный метод. Применяют, когда цены на закупаемые товары, работы или услуги подлежат обязательному регулированию (ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
4) проектно-сметный метод. Применяют для контрактов с единственным поставщиком при:
- строительстве, реконструкции, капитальном ремонте (строительстве) в соответствии с методиками и нормативами (п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
- проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (п. 2 ч. 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
- текущем ремонте зданий, строений, сооружений (ч. 9.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
5) затратный метод. Цену определяют из суммы произведенных затрат и прибыли, обычной для определенной сферы деятельности. Такой метод используют, когда невозможно применить иные методы (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Обмен документами в электронном виде возможен при одном условии – использование усиленной электронной подписи.
Способы определения поставщиков
Закон № 44-ФЗ содержит более широкий перечень способов определения поставщика по сравнению с прежним законом.
Аукцион
1. Электронный аукцион (ст. 59 Закона № 44-ФЗ) проводят на электронной площадке среди неограниченного круга лиц.
2. Закрытый аукцион (ст. 84 Закона № 44-ФЗ) проводят в следующих случаях:
- закупка связана с государственной тайной;
- заключаются контракты на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;
- заключаются контракты на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории России и (или) территориях иностранных государств;
- проводятся закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Конкурс
1. Открытый конкурс (ст. 48–55 Закона № 44-ФЗ) проводят по общему правилу, в нем участвует неограниченный круг лиц.
2. Конкурс с ограниченным участием (ст. 56 Закона № 44-ФЗ) проводят с предквалификационным отбором среди ограниченного круга участников с необходимым уровнем квалификации в ситуации, когда речь идет о закупках в сфере инноваций, высоких технологий, выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия и т. д.
3. Двухэтапный конкурс (ст. 57 Закона № 44-ФЗ) проводят среди неограниченного круга участников с предквалификационным отбором на первом этапе и проведением на втором этапе самого конкурса в сфере научных исследований, проектных работ, а также в случае, когда до проведения конкурса необходимо уточнение его характеристик с участниками.
4. Закрытый конкурс (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).
5. Закрытый конкурс с ограниченным участием (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).
6. Закрытый двухэтапный конкурс (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).
Закрытые конкурсы проводят в тех же случаях, что и закрытые аукционы.
Запрос котировок (ст. 72 Закона № 44-ФЗ) проводят, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.
Запрос предложений (ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Перечень случаев, в которых поставщика определяют таким способом, ограничен.
Дополнительные требования к заказчику
Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (при этом создавать специальное структурное подразделение не обязательно). В ином случае заказчик назначает лицо, ответственное за проведение закупок (ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
Закон № 44-ФЗ предъявляет дополнительные требования к максимально полному описанию объекта закупки с указанием различных характеристик, условных обозначений, с возможным использованием стандартных показателей, требований, чертежей, спецификаций, планов и т. п.
Документация о закупке должна содержать изображение закупаемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, информацию о дате, времени и месте, порядке и графике осмотра образца или макета товара, на поставку которого проводится закупка, если в документации о закупке содержится требование о соответствии товара образцу, и т. д. (ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
Ответственность за нарушение контракта
За нарушение контракта установлена ответственность. Размеры предусмотрены в постановлении Правительства от 25 ноября 2013 г.
№ 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»:
Не превышает 3 млн руб. | 10% | 2,5% |
От 3 до 50 млн руб. | 5% | 2% |
От 50 до 100 млн руб. | 1% | 1,5% |
Свыше 100 млн руб. | 0,5% | 0,5% |
Штраф взимают единовременно за нарушения, которые не касаются просрочек исполнения обязательств. В свою очередь, при просрочке со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) пени составляет не менее 1/300 ставки рефинансирования. Сумму неустойки нужно уменьшить на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств. При этом расчет можно произвести по формуле:
П = (Ц – В) × С, где:
- В – стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту. Определяется на основании документа о приемке товаров (результатов работ, оказания услуг), в том числе отдельных этапов контрактов;
- С – размер ставки, определяемый по формуле:
- С = СЦБ × ДП, где:
- ДП – количество дней просрочки;
- СЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К, который определяются по формуле:
- К = ДП/ДК × 100%, где:
- ДП – количество дней просрочки;
- ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
- При К, равном 0–50%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.
- При К, равном 50–100%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.
- При К, равном 100% и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.
Совместные аукционы и конкурсы
Совместные конкурсы и аукционы предусматривает статья 25 Закона № 44-ФЗ.
Правила проведения совместных конкурсов и аукционов утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088.
Заказчики заключают между собой соглашение о совместном проведении аукциона или конкурса, выбирают организатора, вносят сведения о нем в план-график, и он в дальнейшем выполняет все необходимые действия, связанные с проведением мероприятия.
Расходы на проведение стороны несут пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион.
Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона каждый заказчик заключает самостоятельно. При признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляют заказчики самостоятельно.
Централизованные закупки
Полномочия по проведению закупок можно возложить на один или несколько государственных или муниципальных органов, казенное учреждение (ст. 26 Закона № 44-ФЗ).
Полномочия по проведению закупок для одного или несколько федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных и бюджетных учреждений Президент РФ или Правительство РФ могут возложить на один или несколько таких субъектов. Аналогичные полномочия имеются у высшего органа исполнительной власти субъекта РФ в отношении учреждений и органов на его территории.
При этом органы исполнительной власти (органы местного самоуправления) должны решить, как они и подведомственные им субъекты будут осуществлять полномочия заказчика:
- привлекут уполномоченные органы и учреждения.
Если принято решение остановиться на последнем варианте, то нужно решить вопрос о передаваемых полномочиях, а именно:
- передать только функцию определять поставщиков либо
- осуществлять закупки в целом.
Такое требование установлено в части 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ.
Антидемпинговые меры
Антидемпинговые меры, которые предусматривает Закон № 44-ФЗ, направлены против злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Так, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более 15 млн руб. и участник закупки, с которым заключается контракт, предложил цену на 25 и более процентов ниже НМЦК, такой контракт можно заключить только после того, как участник предоставит обеспечение.
Его размер должен в 1,5 раза превышать размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не должен быть менее размера аванса (если контракт его предусматривает). Если же цена составляет 15 млн руб.
и менее, то участник предоставляет либо названное обеспечение, либо информацию о своей добросовестности.
Такие правила предусматривает статья 37 Закона № 44-ФЗ.
Источник: http://NalogObzor.info/publ/dogovornoe_pravo/zakupki/kakie_osobennosti_imeet_provedenie_zakupok_v_ramkakh_kontraktnoj_sistemy/72-1-0-1808
Правомерно ли будет, если учреждение проведет торги на основании 44-ФЗ? — Правовед.RU
144 юриста сейчас на сайте
Добрый день,
Заказчик, является автономное муниципальное учреждение.
До учреждение доведены средства на кап. ремонт фасада здания 7 000 000, 00 руб.
Поясните пожалуйста, правомерно ли будет если учреждение проведет торги на основании 44 ФЗ.
Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос
Ответы юристов (1)
Здравствуйте, Вера!
По данному вопросу могу пояснить следующее:
1. Автономные учреждения осуществляют закупки по Закону 44-фз, только в случае предусмотренном ч. 4 ст.
15 данного закона (а именно в случае предоставления средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности).
В остальных случаях они руководствуются Законом 223-фз. По данному вопросу есть разъясняющее письмо Минэкономразвития России от 25 ноября 2013 г. № Д28и-2295. В нем говорится, что
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе автономными учреждениями.
Закон N 223-Ф3 распространяется на всю закупочную деятельность указанных юридических лиц, за исключением отношений, перечисленных в части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе автономным учреждениям, на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 — 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, автономные учреждения применяют положения Закона N 44-ФЗ только в случае предоставления средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности.
2. Субсидия, выделенная на капитальный ремонт фасада здания, не относится к капитальным вложением в объекты государственной, муниципальной собственности по смыслу ч. 4 ст. 15 Закона 44-фз. По данному вопросу есть разъясняющее письмо Минфина России от 29 декабря 2014 г. № 02-02-04/68092. В нем говорится, что
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на таких юридических лиц при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения пунктов 1 — 3 части 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии автономным учреждениям: — на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) (абзац 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса); — на иные цели, за исключением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (абзац 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса); — на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (статья 78.2 Бюджетного кодекса).
Предоставление автономным учреждениям субсидий на капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и автономным учреждением (далее — соглашение о предоставлении субсидии).
Частью 4 статьи 78.
2 Бюджетного кодекса установлены требования к условиям соглашения о предоставлении субсидии, в том числе о соблюдении автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- В отношении субсидий, предоставляемых автономным учреждениям на другие цели, аналогичные требования к условиям соглашений об их предоставлении бюджетным законодательством Российской Федерации не установлены.
- Под капитальными вложениями в объекты государственной (муниципальной) собственности для целей применения части 4 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ следует понимать операции, осуществляемые автономным учреждением в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
- В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимаются замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
- В этой связи капитальный ремонт не может быть отнесен ни к строительству, реконструкции, техническому перевооружению, ни к приобретению объектов недвижимого имущества.
Таким образом, а также учитывая, что статьей 15 Федерального закона № 44-ФЗ не установлены нормы о применении его положений в отношении закупок автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные из бюджета в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса, при осуществлении закупок за счет указанных средств автономные учреждения применяют положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон № 223-ФЗ).
3. Таким образом, автономное учреждение должно осуществлять закупку работ по капитальному ремонту фасада здания в соответствии с Законом 223-фз. Исключения предусмотрены только в отношении тех автономных учреждений, которые не разместили положение о закупках. Такие учреждения должны применять 44-фз.
С уважением, Голубушина Лариса
Источник: https://pravoved.ru/question/2103832/
Особенности планирования закупок в казенном учреждении
Казенные учреждения, а по-простому казенщики, — это организации, которые оказывают государственные или муниципальные услуги для выполнения определенных вышестоящими органами функций.
Это подведомственные учреждения, полномочия которых определяют главные распорядители бюджетных средств (ГРБС).
Взаимодействие казенных учреждений, выступающих в роли получателей бюджетных средств, и вышестоящих ГРБС регулируются строго в соответствии с БК РФ.
Деятельность казенных учреждений обеспечивается за счет финансирования из средств бюджетов различных уровней. Казенщики вправе вести приносящую доход деятельность, оговорив такое право в учредительных документах. Все доходы, полученные от предпринимательской деятельности, должны быть направлены в бюджетную систему РФ.
Планирование бюджета осуществляется на основании сметы. Бюджетная смета составляется сроком на отчетный год и плановый период, в соответствии с утвержденными ГРБС и доведенными казенному учреждению лимитами бюджетных обязательств — ЛБО (ст. 6 БК РФ). На основании бюджетной сметы предприятия составляют и плановую закупочную документацию — планы закупок и планы-графики.
Все доведенные ЛБО должны эффективно планироваться и использоваться только в соответствии с целевым назначением.
По ч. 3 ст. 69.2 БК РФ, некоторые казенные учреждения могут финансироваться и за счет субсидий на государственное, муниципальное задание. В этом случае все сметные показатели формируются по утвержденному МЗ, ГЗ (ч. 2 ст. 69.2 БК РФ).
Порядок закупок в казенном учреждении
Казенщики вправе заключать и оплачивать государственные и муниципальные контракты за счет средств бюджетов различных уровней строго в пределах доведенных ЛБО.
Хотя такие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, все полученные доходы должны перечисляться в бюджет РФ (ч. 3 ст. 161 БК РФ).
Поэтому они не имеют возможности распоряжаться доходными средствами на свое усмотрение, а значит, и закупать различные товары, работы и услуги. Получается, закупки по нормам 223-ФЗ для казенных организаций недопустимы.
Вся закупочная деятельность ведется только в рамках Федеральной контрактной системы, то есть в соответствии с 44-ФЗ. Соответственно, порядок госзакупок определяется действующими нормами 44-ФЗ.
Так как 44-ФЗ не предусматривает наличие у организации положения о закупках, то и заказчику-казенщику нет необходимости разрабатывать такое положение.
Руководству организации надлежит распорядиться либо о создании контрактной службы, если их СГОЗ превышает 100 млн руб. (ч. 1 ст.
38 44-ФЗ), либо о назначении контрактного управляющего, если годовой объем закупок, указанный в плане-графике, не выше 100 млн руб. (ч. 2 ст. 38 44-ФЗ).
Заказчики — казенные учреждения вправе вести закупочную деятельность только за счет следующих видов средств:
- финансирование из бюджета;
- государственные субсидии на МЗ, ГЗ;
- безвозмездные гранты по различным государственным программам.
Особенности планирования закупочного бюджета
Казенное учреждение может выступать в роли как государственного, так и муниципального заказчика (п. 5, 6 ст. 3 44-ФЗ). В любом случае специалист обязан вести плановую деятельность — составлять планы закупок и планы-графики на каждый расчетный период.
Планирование осуществляется на основании лимитов бюджетных обязательств. При этом ЛБО используются в строгом соответствии с их целевым назначением, а выделенные объемы финансирования распределяются постатейно — по кодам бюджетной классификации (Приказ Минфина № 65н от 01.07.2013).
Казенщики формируют план закупок в течение 10 рабочих дней после доведения ГРБС лимитов бюджетных обязательств (ч. 7 ст. 17 44-ФЗ). На основании сформированного плана закупок заказчик — казенное учреждение составляет план-график также в течение 10 рабочих дней с момента доведения объема денежных средств (ч. 10 ст. 21 44-ФЗ).
Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/osobennosti-planirovaniya-zakupok-v-kazennom-uchrezhdenii