Основные виды закупок: конкурентные и неконкурентные способы, правила и особенности осуществления

Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином. На начало 2019 года в этот список входило 42 государства.

Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.

Способы размещения заказов по 44 ФЗ

Для бюджетного учреждения доступны:

  • конкурентные (например, конкурс);
  • неконкурентные (например, закупки у единственного поставщика);
  • дистанционные (электронный аукцион);
  • для ограниченного круга (закрытый конкурс)

процедуры определения поставщика.

Все эти способы выбора победителя более 12 лет назад ввел закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Однако в настоящее время они скорректированы 44-ФЗ.

Все варианты размещения государственного заказа (они же способы выбора поставщика) можно представить такой схемой.

Основные виды закупок: конкурентные и неконкурентные способы, правила и особенности осуществления

Неконкурентный способ выбора исполнителя

Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя. В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях. По правилам, действующим на начало 2019 года, таких случаев 54.

К услугам единственного поставщика прибегают, когда закупают товары и услуги у субъектов естественных монополий, работы у авторов художественных произведений или правообладателей, заключают контракты по распоряжениям правительства или президента. Полный перечень представлен в ст. 93 закона 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.

Конкурентные способы выбора исполнителя

Наиболее распространенный конкурентный способ закупки — электронный аукцион.

Такой вид отбора является дистанционным (проводится на электронных площадках), не ограничен по цене и проводится в соответствии со ст. 59 закона «О контрактной системе».

Он является обязательным, если для нужд государства закупают услуги, работы или товары, перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. В их числе:

  • продукты и напитки;
  • табачные изделия;
  • текстиль и одежда;
  • кожа и изделия из кожи;
  • древесина и изделия из нее (кроме мебели);
  • бумага и изделия из нее;
  • нефтепродукты;
  • уголь;
  • химические продукты и вещества.

Основные виды закупок: конкурентные и неконкурентные способы, правила и особенности осуществления

Скачать

Также возможно размещение заказа путем проведения конкурса. Это еще один конкурентный метод выбора поставщика. Он может быть открытым или с ограниченным участием, а также двухэтапным.

Самым распространенным из них можно считать открытый конкурс. Сейчас в документации обязательно устанавливать требование об обеспечении заявки. Принимать его надо как в форме банковской гарантии, так и в виде реальных денежных средств.

Кроме того, по сравнению с 94-ФЗ, отличаются:

  • минимальные сроки подачи заявок (не тридцать дней, а двадцать);
  • сроки, на которые возможно продление периода приема предложений (не менее 10 дней, вместо не менее 20);
  • порядок заключения контракта, если была подана или осталась одна заявка (требуется согласование).

При проведении запроса котировок важным моментом является начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Когда она превышает полмиллиона рублей, заказчику запрещен выбор поставщика таким методом. Это правило могут нарушать только заказчики, которые работают на территории иностранного государства.

Что касается запроса котировок, то после вступления в силу 44-ФЗ у заказчика появилась возможность вносить изменения в извещение. Главное ограничение — эти корректировки не должны быть связаны с объектом закупки. Кроме того, теперь вскрытие заявок проходит публично.

Наглядно особенности каждого варианта выбора исполнителя покажем на схеме.

Основные виды закупок: конкурентные и неконкурентные способы, правила и особенности осуществления

Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/sposoby-provedeniya-zakupok-po-44-fz

Конкурентные способы проведения закупок

Определение поставщика путем проведения торгов (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме) или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, товарные биржи).

Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников.

Закупка у единственного поставщика (источника)

Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору.

Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.

Конкурентные способы закупок

Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).

Аукцион

Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Лучшая цена зависит от типа аукциона:

  • Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона. Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
  • Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены. Победителем становится участник с наименьшей ценой.

Шаг аукциона Шаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену. Для закупок по 44-ФЗ шаг аукциона находится в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Для остальных закупок шаг определяется заказчиком.

Электронный аукцион Аукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.

Открытый аукцион Аукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.

Конкурс (открытый конкурс)

Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.

  • цена,
  • потребительские свойства, качество,
  • квалификация участника конкурса,
  • сроки,
  • гарантия.
  1. Поставщики подают заявки
  2. Заказчик вскрывает конверты
  3. Заказчик оценивает заявки по критериям.

Двухэтапный конкурс Конкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.

Конкурс с ограниченным участием Конкурс, при котором участники проходят предквалификационный отбор. В ходе отбора оценивают соответствие поставщика требованиям.

Запрос котировок

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила раньше других.

Запрос предложений

Способ отбора, при котором заказчик описывает требования к объекту закупки, а победителем становится участник с предложением, наиболее соответствующим требованиям заказчика.

Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила ранее других.

Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Способ отбора, при котором организатор ведет переговоры с участниками (их должно быть не меньше двух) и определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки. После переговоров заказчик заключает с ним договор.

Переторжка (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Процедура после проведения торгов, при которой участники могут ещё раз подать свои ценовые предложения с улучшенной ценой.

Основные виды закупок: конкурентные и неконкурентные способы, правила и особенности осуществления

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

Конкурентные
Неконкурентные
Конкурс (в т. ч. и электронный) Закупка у единственного поставщика
Аукцион
Запрос котировок (в т. ч. и электронный)
Запрос предложений (в т. ч. и электронный)
Закрытые способы (в т. ч и электронные)

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

Источник: https://nasledstvo2.ru/konkurentnye-sposoby-provedenija-zakupok.html

Виды закупок

Замечание 1

Закупки предприятия можно классифицировать по типу потребности. Потребность может быть прежняя, новая или модифицированная. В соответствии с этим различают соответственно закупку повторяющуюся, новую или закупку с изменениями.

В зависимости от объекта закупки можно выделить:

  • закупку сырья и материалов для производства;
  • закупку полуфабрикатов и комплектующих для производства;
  • закупку инструментов, инвентаря и прочих товаров, необходимых для обеспечения производственных процессов;
  • закупку основных фондов (оборудования, помещений), в отличие от других видов закупки затраты на приобретение основных фондов переносятся на готовую продукцию не полностью, а частями в процессе амортизации;
  • закупку товаров для перепродажи (осуществляется торговыми предприятиями);
  • закупку услуг (например, курьерских услуг, услуг связи, рекламы и т.д.), главным логистическим отличием закупки услуг от прочих видов является невозможность хранения, следовательно, время оказания услуги должно совпадать с запросом потребителя, а последствия несвоевременности могут быть весьма серьезными.

Основные виды закупок: конкурентные и неконкурентные способы, правила и особенности осуществления

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По способу определения поставщиков выделяют конкурентные и неконкурентные виды закупок.

  • К конкурентным закупкам относятся конкурсы, торги, тендеры, аукционы, запросы коммерческих предложений поставщиков, конкурсные переговоры и др.
  • Неконкурентные закупки осуществляются у единственного поставщика в случае поставки уникального продукта или услуги.

Виды государственных закупок

Осуществление государственных закупок в РФ регламентируется ФЗ № 44 и ФЗ № 223. Целью этих законов является повышение прозрачности и эффективности использования бюджетных средств. Под действие Федерального закона № 44 ФЗ попадают следующие лица:

  • органы государственной и муниципальной власти,
  • распорядители и получатели бюджетных средств,
  • уполномоченные органы,
  • специализированные организации.

Под действие Федерального закона № 223 ФЗ попадают:

  • государственные корпорации,
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, субъекты естественных монополий,
  • автономные учреждения,
  • организации, осуществляющие регулирующие виды деятельности.

Замечание 2

В ФЗ № 44 и № 223 прописаны особенности осуществления следующих виды закупок: конкурс (открытый или с ограниченным участием), электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.
В ФЗ № 223 дополнительно указываются следующие виды закупок: электронные закупки и закупки малого объема (до 100 тыс. р.).

  • Рассмотрим особенности перечисленных видов государственных закупок.
  • Открытый конкурс предусматривает размещение в свободном доступе сообщения о поиске поставщиков, при этом любой поставщик может принять участие в конкурсе, если его продукция отвечает требованиям организаторов.
  • Конкурс с ограниченным участием предусматривает выдвижение особых требований к участникам, что ограничивает перечень потенциальных поставщиков.

Запрос котировки – это способ определения поставщика товара или услуги, в процессе которого в единой информационной системе неограниченному кругу лиц сообщается о потребностях заказчика. Победителем является тот участник закупки, ценовое предложение контракта которого является минимальным.

Читайте также:  Начисление и оплата больничного листа за счет работодателя и фсс: бухгалтерские проводки в 1с

Запрос предложений − это способ закупки аналогичный запросу котировок, но помимо ценового критерия выбора поставщика, выдвигается ряд других требований (например, качество, сроки исполнения и др.)

Аукцион предусматривает размещение информации о предстоящих торгах в свободном доступе. К потенциальным поставщикам предъявляются типовые общие для всех требования. Победителем аукциона является поставщик, предложивший наименьшую цену, при этом участники могут менять информацию в своих предложениях неоднократно.

Источник: https://spravochnick.ru/logistika/logistika_snabzheniya_i_zakupok/vidy_zakupok/

Конкурсы без конкуренции

​Более 65% закупок, попавших в категорию «иные», Минфин определяет как неконкурентные, но не обязательно все они осуществлялись неконкурентным способом, считает эксперт Института государственного и муниципального управления ВШЭ Марина Турчан.

«Часто заказчики добавляют в наименование способа закупки название электронной площадки, самой компании-заказчика, ссылки на положения о закупках, указывают подробности проведения процедуры определения поставщика и многое другое», — приводит пример Турчан.

Второй по популярности неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, он использовался в 31,1% от общего числа закупок в 2017 году.

Однако Минфин выделяет еще один способ оценки стоимости объема заключенных договоров — через анализ ежемесячной отчетности заказчиков. Он составляет 18,7 трлн руб., и Минфин не поясняет причины столь большого расхождения.

При этом по сравнению с 2016 годом объем закупок у единственного поставщика сократился в денежном выражении — с 10,4 трлн руб. в 2016 году до 9,6 трлн руб. в 2017 году, но вырос в процентном — до 51,6%.

В 2016 году он составлял 49%.

Причина такого высокого уровня закупок у единственного поставщика может крыться в специфике заказчиков, предполагает генеральный директор электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков. Госкомпании, особенно из числа топ-5 заказчиков, часто закупают высокотехнологичную продукцию, поставщиков которой на рынке действительно мало, размышляет Лишенков.

«Роснефть» — лидер закупок

На долю топ-5 крупнейших заказчиков в 2017 году пришлось более половины всех закупок, осуществляемых в соответствии с 223-ФЗ, отмечает Минфин, их объем составил 9 трлн руб. Большая часть закупок — на 7,7 трлн руб.

— пришлась на «Роснефть» и связанные с ней компании — «Башнефть», АО «РН-Транс» и ООО «РН-Юганскнефтегаз», следует из данных Минфина. На втором месте в топ-5 находится РЖД с объемом закупок 1,3 трлн руб. (5-е место в 2016 году, объем закупок — 0,4 трлн руб.).

ПАО «Газпром», в 2016 году занявший второе место (закупки на 1 трлн руб.), по итогам 2017 года в топ-5 не вошел.

Рост объема закупок «Роснефти» можно объяснить запуском новых разведывательных проектов, предполагает Владимир Лишенков. Ключевые заказчики, такие как «Роснефть», влияют на весь рынок, указывает он. «Рост — это та динамика, которая привлекает в отрасль новых участников, что влияет на конкурентность корпоративных закупок в целом», — считает Лишенков.​

Госзакупок становится меньше

По сравнению с 2016 годом объем госзакупок сократился с 21,1 трлн до 18,7 трлн руб. Это объясняется тем, что в 2017 году кардинально изменилась закупочная деятельность унитарных предприятий, теперь она регулируется 44-ФЗ, указывает Марина Турчан; требование не коснулось только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило правительство.

Основные виды закупок: конкурентные и неконкурентные способы, правила и особенности осуществления

При этом объем закрытых закупок (сведения о которых составляют гостайну) вырос по сравнению с прошлым годом почти на 50 млрд руб., до 778,7 млрд руб., и составил 4,2% от общего числа закупок (3,5% в 2016 году). В ноябре 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев разрешил госкомпаниям не раскрывать поставщиков и подрядчиков, получающих контракты.

Госкомпании могут ограничиться публикацией в реестре закупок обезличенной информацией о результатах, способе, цене закупки — без данных о победителе, следует из постановления, подписанного премьером. Кроме того, правительство разрешило Минобороны, ФСБ и СВР, по крайней мере, до середины 2018 года проводить все закупки в закрытом режиме.

А «Коммерсантъ» писал, что власти составили перечень из 126 российских компаний и ведомств, которым рекомендовано перевести закупки на закрытую площадку Сбербанка.

Негативно повлиять на конкуренцию могут и новые требования Минфина, согласно которым выдавать гарантии смогут только банки, соответствующие специальным требованиям, установленным правительством, предупреждала Федеральная антимонопольная служба.

Ухудшились и показатели закупок у малых и средних предприятий (МСП).

Согласно стратегии развития МСП до 2030 года, госкомпании обязаны постепенно наращивать закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства: в 2017 году госкомпании должны были отдавать 18% от общего объема заказов малому и среднему бизнесу. Из данных Минфина следует, что цели достичь не удалось: объем закупок у МСП в 2017 году составил 2,4 трлн руб., то есть 12,7% от общего объема договоров.

Государство конкурентнее госкомпаний

Общий объем контрактов, заключенных по 44-ФЗ в 2017 году («О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»), составил в первом полугодии 6,31 трлн руб., говорится в докладе (.pdf) Минфина.

В госзакупках доля конкурентных способов закупок в два раза выше, чем неконкурентных: самым распространенным способом определения поставщика является электронный аукцион (58%), с единственным поставщиком заключается 30% контрактов, третий по популярности способ госзакупок (10% от числа заключенных контрактов) — запрос котировок.

Крупнейшие заказчики по 44-ФЗ — Служба автомобильных дорог Крыма (152,15 млрд руб.), Минпромторг (102,6 млрд руб.) и Минздрав (82,74 млрд руб.).

Анна Могилевская

При участии: Антон Фейнберг

Источник: https://www.rbc.ru/economics/03/04/2018/5ac24e539a794784d6a76a96

Основные способы конкурентных закупок

При крупных закупках лучшие предложения обычно удается получить, проведя открытый конкурс (тендер) — способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Контракт заключается с победителем конкурса — участником, подавшим предложение (конкурсную заявку), соответствующее требованиям конкурсной документации и содержащее наилучшие условия.

Поэтому в закупочной практике этот способ всегда рассматривается в качестве основного. Однако процедура открытого конкурса весьма длительна (не менее месяца) и ресурсоемка (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Поэтому в ряде случаев эффективными оказываются иные способы закупок. В зависимости от предмета и целей закупки используются: 

  • Закрытый конкурс
  • Селективный конкурс
  • Двухэтапный конкурс 
  • Запрос цен (котировок)
  • Конкурентные переговоры
  • Запрос предложений
  • Закупка из единственного источника
  • Редукцион (аукцион, переторжка)

Все способы закупок условно можно разделить на две категории — конкурентные (проведения конкурсов, запросов котировок и т. п.) и неконкурентные (прямая закупка у поставщика).

Конкурсы подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа. В открытых конкурсах могут участвовать любые правомочные поставщики.

Если число поставщиков продукции ограничено, или же речь идет о сложном проекте, выполнить который может только высококвалифицированный поставщик, проводятся закрытые конкурсы, в которых участвуют только компании, специально приглашенные организатором конкурса. Закрытые конкурсы также проводятся при закупках продукции, связанных с обеспечением безопасности.

Открытые и закрытые конкурсы могут быть двухэтапными.

Эта процедура обычно используется в случаях, когда заказчику затруднительно четко сформулировать требования к предмету конкурса, а также когда он считает целесообразным изучить возможности и варианты решения проблемы потенциальными поставщиками.

Такой подход позволяет заказчику ознакомиться с возможностями поставщиков и, оценив их (существующие на рынке методики, технологии и т. п.), формулировать свои окончательные требования.

При проведении двухэтапного конкурса участники на первом этапе подают свои предложения без указания цены. Изучив предложения, организатор конкурса может внести изменения и дополнения в конкурсную документацию. На втором этапе участники подают конкурсные заявки, подготовленные с учетом изменений в конкурсной документации, указывая в них также цены.

Селективный конкурс является своеобразным компромиссом между открытым и закрытым. Подать заявку на участие в нем может любой поставщик, однако до участия в конкурсе допускаются лишь претенденты, выбранные заказчиком.

При относительно небольших объемах закупок серийной продукции используется способ запроса ценовых котировок, в ходе которого, после запроса цены на одну и ту же продукцию у разных поставщиков, выбирается самое дешевое предложение. Запрос ценовых котировок производится не менее чем у трех поставщиков, причем сравниваться должна однотипная продукция. Каждый участник подобных закупок может предложить только одну ценовую котировку.

При этом закупка может проводиться даже в случае, когда после запроса установлено, что лишь один поставщик способен выполнить заказ — в этом случае, а также при закупках у естественных монополий и в чрезвычайных ситуациях проводится закупка у единственного источника.

Запрос предложений и конкурентные переговоры чаще всего используются при закупке консультационных услуг и, по своей сути, представляют собой формализованные процедуры переговоров на базе требований заказчика и предложений поставщиков, подготовленных на их основе.

Что касается аукционов, то изначально они использовались для продажи, в основном продукции и ценностей, а также ограниченных в числе ресурсов (квоты, лицензии и т. п.).

Однако, эта процедура вполне применима и для закупок — в этом случае используется «аукцион наоборот» или редукцион, на котором продавцы торгуются, кто готов уступить свой товар заказчику на более хороших для него условиях.

Таким образом, каждый из вышеперечисленных способов закупок может помочь сделать близкий к оптимальному для данных условий выбор контрагента, и при этом имеет как достоинства, так и недостатки.

Следует отметить, что в некоторых случаях, для снижения рисков покупателя, связанных с закупками неизвестных продуктов или работой с неизвестным поставщиком, целесообразно также разместить пробный заказ или потребовать предоставление образца продукта.

Однако, даже при удачном выполнении пробного заказа, существует проблема масштабируемости — поставщик, способный выполнить небольшой заказ может не обладать необходимыми ресурсами и опытом для реализации крупного контракта.

Резюмируя, можно сказать, что выбор способа закупки в первую очередь зависит в первую очередь  от: 

  • целей закупки;
  • предмета закупки;
  • рыночной конъюнктуры;
  • закупочной политики компании, включая требования внутренних нормативных документов.

Отметим так же, что конкретный набор применяемых процедур зависит от закупочных правил организации. А для закупок государственных структур и муниципалитетов определяется специальным законодательством.

Благодарим нашего партнера по направлению госзакупок — Кузнецова Кирилла Владимировича за предоставленные материалы для данного раздела.

Читайте также:  Закупки пао «транснефть»: поиск тендеров на электронных торговых площадках, правила участия, документы

Источник: http://goszakaz.ru/

Источник: https://otchetonline.ru/goszakaz-art/31871-xitrosti-zakazchika.html

Статьи

89

В зависимости от метода выбора поставщика товаров (исполнителя работ, услуг) все способы закупок делятся на две большие группы:

  • традиционные (неконкурентные) закупки;
  • конкурентные закупки.

К традиционным (неконкурентным) закупкам относятся:

  • простое изучение рыночных предложений (сравнение прайс-листов или прейскурантов поставщиков, рассмотрение ценовых, коммерческих предложений);
  • прямые закупки у традиционных поставщиков («наработанные связи», касается случаев, когда поставщики и заказчики в течение продолжительного времени, например в течение нескольких лет, являются надежными партнерами и уверены, что никто ни кого не подведет.)

Традиционные способы закупок оправданы в случае, когда расходы на поиск, проведение переговоров и отбор поставщиков могут быть несопоставимо большими по сравнению с ценой приобретаемой продукции или в случае срочной потребности в закупках маленького объема. Такой способ также целесообразно применять при незначительных суммах закупок.

Вследствие этого следует установить ценовой порог, ниже которого продукция закупается традиционным способом.

Пример —

Необходимо закупить 6 комплектов крепежа для полок под цветы в приемной. Стоимость каждого комплекта — не более 60 рублей. Таким образом, общая стоимость закупки — около 360 рублей, что явно ниже любого разумного установленного на предприятии нижнего ценового порога, при котором закупки осуществляются традиционным способом. Очевидные варианты действий сотрудника отдела снабжения:

1.    закупка по результатам сравнения цены двух-трех поставщиков, расположенных территориально близко от предприятия; 2.    использование «наработанных связей» и закупка у знакомого, проверенного поставщика.

К конкурентным способам можно отнести состязательные закупки, дающие максимальную эффективность:

  • запросы котировок цены;
  • запросы предложений;
  • конкурентные переговоры;
  • закупка у единственного источника;
  • аукционы;
  • конкурсы (тендеры);
  • электронные торги.

Конкурентные способы целесообразно применять при закупках сложных товаров (работ, услуг), а также типовой продукции на значимые, критичные для бюджета предприятия денежные суммы.

Например, при проведении закупок государственными структурами эта сумма составляет 2500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Следовательно, закупки на сумму, превышающую указанный размер, должны обязательно проводиться на конкурсной основе.

  • Этот подход с определением пороговых значений, обязательный для государственных структур и международных организаций, стали активно применять и коммерческие структуры, в том числе частные промышленные предприятия, различные негосударственные структуры, а именно общества с ограниченной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества.
  • При проведении закупок в комхмерческих структурах каждая организация самостоятельно определяет для себя это пороговое (максимальное) значение суммы закупок, выше которой должны применяться только конкурентные способы закупок.
  • Пример —
  • На одном из металлургических заводов на тендер выставляют заказы, стоимость контракта по которым превышает 300 тысяч рублей.
  • Пример —

На одном из предприятий г. Воронежа на тендерной основе закупается любая продукция (в том числе работы и услуги) на сумму более 100 тысяч рублей или менее 100 тысяч рублей, но предполагающая многоразовую поставку от одного поставщика.

Продукция на сумму от 10 тысяч рублей закупается конкурентным способом с предоставлением отчета об обосновании выбора поставщика в адрес начальника отдела поставок.

С определенной периодичностью данные обоснования проверяются вышестоящим руководством, в том числе сотрудниками службы безопасности.

В коммерческой структуре оптимальный выбор способа закупок — сложная задача, при решении которой в первую очередь необходимо оценить целесообразность применения каждого существующего способа.

Основным, но одновременно и самым ресурсоемким, способом конкурентных закупок является тендер. Но поскольку применимы и другие способы закупок в своих сугубо целесообразных случаях, то имеет смысл начать рассмотрение конкурентных закупок с более простых способов: запроса котировок цены, запроса предложений, конкурентных переговоров и закупки у единственного источника.

Раздел: Государственные тендеры

Источник: http://www.protend.ru/stat/sposob_zakup.html

Неторговые закупки: ограничение конкуренции или путь к эффективности?

07.07.17

Зачем нужны запросы котировок и запросы предложений, если можно обойтись старыми добрыми конкурсами и аукционами? Не являются ли неторговые закупки всего лишь «ширмой» для того, чтобы протащить своего поставщика в обход норм о торгах, стоящих незыблемой крепостью на страже честной конкуренции? И чем вообще регулируются эти непонятные неторговые закупки?

 Дмитрий Казанцев, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center

Не для кого не секрет, что сегодня заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, почти две трети своих закупок проводят некими «иными способами». Этим иным способам несть числа – счёт возможным вариантам идёт на сотни – и среди них попадаются весьма экзотические процедуры.

Почти всё это разновидности т.н. «неторговых закупок», т.е. закупок, не являющихся торгами в смысле ст. 447 ГК РФ.

И эта экзотика оценивается контролёрами как способ под благовидным предлогом псевдоконурентной закупки провести процедуру, победитель которой заранее известен заказчику.

Сложно не согласиться с тем, что лучшим способом «замаскировать» прямую закупку под видом псевдоконкурентной будет изобретение экзотических способов из серии «гештатльт-исследование рыночного поведения поставщиков». Однако всё же преувеличением кажется приравнивать к таким махинациям использование всякого способа закупки, не упомянутого в Законе № 94-ФЗ.

Равнение на Закон № 94-ФЗ?

Почему вспоминается именно Закон № 94-ФЗ? Дело в том, что сегодня в ЕИС способы закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ, классифицируются следующим образом: «открытый конкурс», «открытый аукцион в электронной форме», «открытый аукцион», «запрос котировок» либо «закупка у единственного поставщика». В этом закрытом наборе из пяти вариантов без труда угадывается перечень способов закупок в том виде, в котором он существовал в Закона № 94-ФЗ на момент его отмены.

Не удивительно, что почти две трети закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ, были 2016 году отклассифицированы ЕИС как «другие способы закупок», а на долю поименованных в Законе № 94-ФЗ способов пришлось суммарно лишь чуть более 6% закупок.

В «другие способы» при этом попали не только конкурсы с переторжкой и аукционы с предквалификацией, но и такие вроде бы легализованные Законом № 44-ФЗ способы закупок, как двухэтапный конкурс и запрос предложений.

Разумеется, там же, в «других способах» стоит искать все неторговые, хотя и вполне конкурентные способы закупки, название которых отличается от словосочетания «запрос котировок».

Собственно, если идентичный по своему статусу запросу котировок способ выбора поставщика назван заказчиком по образцу Договора ЕАЭС запросом ценовых предложений, то он тоже попадёт в раздел «другие закупки».

Все ли они являются заведомо неконкурентными?

Неторговые способы и конкуренция в закупке

Проблема не в неторговых закупок как таковых, а в архаичном или заведомо недобросовестном использовании отдельными заказчиками неторгового инструментария. Однако от недобросовестного заказчика не застрахованы и торги – и решение здесь не в ограничении закупочного инструментария, а в превентивности контроля и неотвратимости наказания.

Но если мы говорим не о злом умысле, то именно неумение пользоваться современными инструментами выхолащивает саму суть неторговой конкурентной закупки.

И прежде всего речь идёт о неумении или нежелании пользоваться современными электронными технологиями, облегчающими доступ поставщиков к закупкам, стимулирующим конкуренцию при их проведении и повышающими шанс оперативного выявления злоупотреблений о стороны недобросовестных участников. Представляется, что использование современных, прозрачных электронных неторговых способов куда лучше, чем их тотальный запрет.

Если говорить собственно об электронных неторговых закупках, то, например, на крупнейшей из числа специализирующихся на Законе № 223-ФЗ площадке (B2B-Center) в 2016 году в каждой неторговой процедуре в среднем участвовали трое поставщиков, что вполне позволяет признать её конкурентной.

Что до эффективности, то даже если использовать такой простейший способ её измерения, как снижение начальной (максимальной) цены контракта по результатам закупки, то опять же рамках неторговых электронных закупок на той же площадке в 2016 году размер такого снижения приближался к 12% — показатель, которого по данным ЕИС в том же году не удалось достичь государственным и муниципальным заказчикам ни в одном регионе за пределами Крыма.

и значение неторговой закупки

Не только стремление отдельных заказчиков нивелировать конкуренцию в неторговой закупке может вызвать подозрение.

Случается, что заказчики берут от неторговой закупки одно название, стремясь тем самым минимизировать свои обязанности, в т.ч. обязанности по заключению договора.

Но если во всём остальном такая закупка неотличима от торгов, то справедлива и её классификация именно в качестве торговой закупки.

Источник: https://umestentorg.com/law/zaprosy-kotirovok/

Академия: Алгоритм проведения неконкурентных закупок по Закону № 223-ФЗ

Как указано в ч.3.2 ст.3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Особенностью неконкурентных закупок является то, что они проходят существенно быстрее и содержат меньше этапов, но использование такого способа закупки должно быть обоснованным, поскольку, согласно Закону N 223-ФЗ, закупка у единственного поставщика основана на невозможности выбора иного, конкурентного, способа закупки.

В связи с этим, исходя из новых требований, действующих с 1 июля 2018 года, а именно ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ, в положении о закупках необходимо установить порядок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Если же заказчик осуществит закупку не в соответствии с нормами утвержденного им положения, это может быть признано нарушением ст. 3.

6 Закона N 223-ФЗ, а заключенный договор признан судом недействительным.

Соответствующую закупку по общему правилу необходимо предусмотреть в плане закупок (ч. 5.1 ст. 3Закона N 223-Ф). Осуществление закупки, не предусмотренной планом закупки влечет привлечение заказчика к ответственности в виде штрафа.

При проведении таких закупок заказчик по общему правилу обязан все же подготовить документ, обосновывающий то, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно.

Однако, заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке у единственного поставщика, так как Закон N 223-ФЗ не обязывает его готовить такие документы в ходе такой закупки как, например, извещение, документацию, проект договора, если иное заказчик сам не предусмотрел в положении о закупке.

Заключение договора с единственным поставщиком осуществляется либо путем составления договора, включающего все условия, указанные в законе, либо, когда закупка осуществляется на сумму до 100 тысяч рублей путем направления поставщику (исполнителю) заявки и оплаты заказчиком выставленного счета.

Такая упрощенная форма заключения договора для названного вида закупки является законной и соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ и Закона N 223-ФЗ.  Например, заказчик вправе заключать мелкие сделки за наличный расчет и в последующем оформлять авансовые отчеты, при этом исполнение сделки происходит в момент ее совершения. В таких случаях письменная форма договора в силу п.

3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ будет считаться соблюденной, а договор — заключенным.

После заключения договора заказчик обязан в течение 3 рабочих дней внести установленные сведения и документы о заключении этого договора в реестр договоров, который ведет в ЕИС Федеральное казначейство.

Но из этого правила есть исключение, согласно которому в реестр договоров можно не включать сведения о договорах, заключенных на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей и 500 тысяч руб.

для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год более чем 5 млрд руб.

С 01.07.2018 согласно ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчики должны ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать в ЕИС отчеты, содержащие сведения по всем заключенным договорам и отдельно сведения по договорам, заключенным с единственным поставщиком.

Данные должны включать:

  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров;
  • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) должны размещать все заказчики, осуществляющие закупки по Закону N 223-ФЗ.

В отчет включаются сведения о договорах, заключенных с единственным поставщиком в течение отчетного месяца независимо от основания такой закупки.  В отчете приводятся данные и о тех сделках, стоимость которых составляет не более 100 тыс. руб. (не более 500 тыс. руб.

для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год более чем 5 млрд руб.), даже когда при осуществлении таких закупок сведения о них в ЕИС не размещаются.

Требование ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ применяется в том числе и к сделкам, заключенным с единственным поставщиком без оформления единого документа под названием «договор». Датой заключения и исполнения такого договора, как следует из сказанного выше, является дата оплаты счета, выставленного таким поставщиком (исполнителем).

В заключении хочется отметить, что при составлении положения о закупках заказчикам не рекомендуется отдавать приоритет закупкам у единственного поставщика по сравнению с конкурентными способами закупок. Этой позиции придерживается Минэкономразвития России, указывая, что злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может привести к ограничению конкуренции.

Источник: https://etp2014.ru/moodle/mod/page/view.php?id=4478

Способы закупок: для 44-ФЗ и 223-ФЗ и другие — Северо-Западный Удостоверяющий Центр

  • Рассмотрим класификацию способов закупок товаров, работ и услуг, характерные особенности и отличия каждой закупочной процедуры.
  • В первом приближении все способы закупок можно разделить на конкурентные и неконкурентные.
  • Конкурентые закупки строятся по принципу состязательности предложений независимых участников.
  • Неконкурентные — не подразумевают выбор поставщика.

Разновидности конкурентных процедур

Все конкурентные способы закупок могут видоизменяться организатором торгов в зависимости от сложности предмета закупки, имеющегося времени для проведения торгов и других факторов. Поэтому все конкурентные процедуры могут быть:

  • открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
  • одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
  • без предварительного отбора, с предварительным отбором
  • без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
  • однокритериальные, многокритериальные
  • без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
  • в электронной, не в электронной форме
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам

Конкурентные закупки

Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:

  • путем проведения торгов,
  • без проведения торгов.

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта. Конкурентные торги имеют обширную законодательную базу и достаточно жестко регулируются, накладывая ограничения / требования на заказчиков, участников и сам процесс организации торгов.

Неторговые закупки — менее требовательная, а потому наиболее удобная и часто используемая форма закупочных процедур, сокращающая число требований к заказчикам и потенциальным поставщикам.

Если конкурентные закупки проводятся путем организации торгов, то согласно законодательству Российской Федерации (п. 4 ст. 447 ГК РФ) выделяют две формы конкурентной закупочной процедуры: конкурс и аукцион.

  1. Чем отличается конкурс от аукциона?
  2. Начнем с краткого описания этих торговых процедур.
  3. Аукцион — способ отбора предложений, при котором сначала подаются заявки без ценового параметра, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.
  4. Конкурс (открытый конкурс) — способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.

Первое различие указанных торговых процедур заключается в критериях отбора победителя: для аукциона критерием отбора является цена, для конкурса — совокупность характеристик, включая цену.

Можно говорить о том, что определение победителя аукциона достаточно прозрачно, а вот в конкурсе может победить заявка не с самой низкой ценой, но с более высоким показателем надежности компании-поставщика или с выгодными условиями обслуживания — это зависит от субъективного решения конкурсной комиссии.

Второе различие состоит в принципе определения победителя. Решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов. В точном соответствии с п. 4 ст.

447 ГК РФ «выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия».

Таким образом, в случае проведения аукциона — победителя определяет заказчик / организатор торгов; в случае проведения конкурса — победителя определяет конкурсная коммисия, назначенная организатором торгов.

Третье различие — конфиденциальность.

Заявка на участие в аукционе отражает краткую информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов предложить, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности.

Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена. В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной.

Последнее значимое различие — финансовое обеспечение. Обеспечить заявку на аукцион можно только путем внесения финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон разрешает применять официальную банковскую гарантию.

Чем отличается аукцион от редукциона?

Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку «наиболее высокую цену», описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар.

Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» — денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене.

В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.

Аукцион с понижением начальной цены — редукцион

В настоящее время огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае организатор торгов заинтересован в получении минимальной цены.

Такой аукцион называют редукционом, победитель которого определяется путем пошагового понижения начальной максимальной цены.

Начальная максимальная цена (НМЦ) контракта — это предельная стоимость заключения контракта (договора), которая указывается в информационной карте закупочной документации, либо извещении о закупке. НМЦ постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант.

В каких областях торги организуются как редукцион? Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Подробнее о конкурсе

Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.

Конкурентные закупки без проведения торгов

Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок.

Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем.

Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.

Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен

Запрос котировок используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг. Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе» (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

  • НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена — единственный критерий отбора поставщика.

С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

Можно с уверенностью рекомендовать начинающему поставщику стартовать работу в контрактной системе именно с участия в запросах котировок.

Заказчику эта форма торгов также интересна — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Запрос предложений

Источник: http://szudc.ru/sposoby-zakupok-44-223-fz-aukcion-konkurs.html

Ссылка на основную публикацию