Обоснование закупок по нормам 44-фз: порядок осуществления и образец заполнения

Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ , порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555 .

Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика.

Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки.

Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ . Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок

При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми.

Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги.

Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

Разъяснения в плане-графике

При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так:

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой. Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.

Читать дальше  Характеристика на ребенка к психиатру образец

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения
Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан обосновывать еще и годовой объем таких закупок, а также указывать существующие ограничения по нему.

Согласно статье 18 44-ФЗ все закупки государственных и муниципальных организаций должны быть обоснованы. На стадии формирования плана и план-графика заказчики обязаны привести аргументы в пользу необходимости приобретения тех или иных товаров и услуг. При нарушении установленных правил оформления такого обоснования заказчик привлекается к ответственности.

Что такое обоснование закупок и в какие сроки оно оформляется

Под обоснованием закупки понимается документ, составленный на официальном бланке организации. Он становится неотъемлемой частью плана и план-графика.

В этом документе приводятся аргументы, подтверждающие целесообразность выбранного способа приобретения товаров и услуг.

Все изменения, которые в последующем будут вноситься в план или план-график должны в обязательном порядке отображаться в обосновании.

Обоснование должно быть сформировано совместно с планом закупок. Конкретные сроки зависят от заказчика:

  • Для государственных организаций федерального значения сроки определяются Правительством России. Документы должны быть оформлены в течение 10 дней с момента выделения бюджетных средств.
  • Заказчикам, которые находятся в ведомстве отдельных субъектов РФ, сроки устанавливает высший исполнительный орган власти региона. Составить план и обоснование необходимо в течение 10 дней с момента визирования плана финансово-хозяйственной деятельности.

Законодательно не устанавливается перечень конкретных аргументов, которыми можно обосновать выбранный способ проведения закупки. Считается, что все их просто невозможно предусмотреть заранее, так как жизненные обстоятельства и экономические условия в стране часто меняются.

Обоснование при формировании плана закупок

Во время составления плана закупок на последующий финансовый период заказчик обязан привести обоснование приобретения каждого товара или услуги. Указывается цель, которую преследует закупка.

Возможны следующие варианты: приобретение товаров и услуг для обеспечения реализации государственных и муниципальных программ, исполнение международных обязательств, обеспечение функционирования органов власти и так далее.

Обоснование составляется в форме таблицы. В нее обязательно должна быть включена следующая информация:

  1. Идентификационный код закупки.
  2. Наименование объекта приобретения.
  3. Наименование программы, в рамках которой проводится закупка.
  4. Аргументы в пользу соответствия объекта закупки требованиям международного договора (при необходимости).
  5. Наименование, дата принятия и номер соответствующего нормативно-правового акта, который устанавливает требования к отдельным видам товаров или услуг.

Необходимость формирования обоснования закупки объясняется стремлением правительства исключить факт приобретения предметов роскоши. С этой же целью вводятся ограничения покупок отдельных видов товаров, по ценам выше установленных.

Обоснование при составлении план-графика

При составлении план-графика заказчик обязан обосновать следующую информацию:

  1. Начальную стоимость контракта. Заказчик приводит методику, при помощи которой производился расчет НМЦК и непосредственно сами подсчеты.
  2. Способ выбора поставщика или подрядчика.
  3. Дополнительные требования, которые выдвигаются к потенциальным поставщикам.

В документе необходимо прописывать идентификационный код закупки, параметры объекта закупки, требования к участникам, дату начала проведения закупочной процедуры, данные о размере обеспечения контракта, а также о банковском сопровождении сделки.

Читать дальше  Получение загранпаспорта после смены фамилии

Примеры обоснования закупок

Одним из самых сложных и ответственных считается обоснование приобретения товаров или услуг у единственного поставщика. Среди основных аргументов, которыми можно объяснить выбор этого способа закупки выделяют:

  1. Необходимость срочно получить товар или услугу. При этом придется пояснить, почему именно нет возможности ждать, пока пройдут конкурентные процедуры.
  2. Отсутствие конкуренции. Это актуально для продукции монополий или в ситуации, когда привлечение поставщиков из других регионов нецелесообразно.
  3. Отсутствие интереса к заключению сделки у потенциальных поставщиков.
  4. Проведение выбранным поставщиком распродажи, что дает возможность заказчику получить товары или услуги по ценам ниже минимальных.
  5. Реализация дополнительной закупки.

При формировании обоснования закупки важно помнить, что общий объем товаров и услуг, закупаемых у единственных поставщиков не должен превышать 5% от годового объема или 50 миллионов рублей.

Сложности при составлении обоснования нередко вызывает и приобретение программного обеспечения, иностранного производства.

Согласно действующему постановлению правительства РФ №1236 от 16 ноября 2015 государственным и муниципальным учреждениям приказано проводить импортозамещение и при закупках отдавать предпочтение продукции отечественных производителей.

Покупка иностранного ПО допускается только в исключительных случаях, когда российских аналогов не существует. При этом заказчику придется обосновать необходимость приобретения именно этих программ. Придется провести следующие мероприятия:

  1. Анализ существующего реестра программ и определить, к какой категории относится необходимое ПО.
  2. Получить информацию из госреестра о наличии российских аналогов.
  3. При обнаружении аналогов провести их анализ на предмет соответствия требуемым характеристикам.

Если подобранные аналоги не удовлетворяют потребностям заказчика, необходимо внести эти сведения в обоснование закупки иностранного ПО. При этом указываются причины невозможности соблюдения требований законодательства об импортозамещении и технические характеристики приобретаемого софта.

Обоснование закупок — важная часть планирования. В ходе регулярного мониторинга и аудита в сфере закупок контролирующие органы проводят проверку всех составленных заказчиком документов. При выявлении нарушений выдается предписание на их устранение. Заказчик привлекается к административной ответственности в установленном законе порядке.

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

Понятие обоснования

Это одно из недавних обязательных требований Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Обосновать — значит подтвердить в отдельном приложении, что запланированная процедура соответствует заложенным целям. Это требование установлено в ст.18 44-ФЗ.

Заказчику предписано обосновать два документа: план заказов и график. Такая необходимость возникла потому, что на текущей стадии организации Единой информационной системы (ЕИС) расширяются возможности мониторинга, аудита и контроля в отношении закупочных процедур.

По результату таких проверок закупка, которую заказчик включил в свои планы, может быть признана необоснованной.

Правила, по которым заказчик подтверждает потребности, установлены правительством. Специально разработаны две табличные формы с несколькими наименованиями столбцов в зависимости от предназначения плана (Постановление Правительства №555). Первые три столбца в формах повторяются.

Читайте также:  Расчет средней заработной платы: порядок и формула для исчисления, калькулятор-онлайн

Обоснование в плане закупок

Сведения об обосновании закупки в плане закупок предоставляются в виде отдельного документа. В таблице пояснений заказчик связывает объект (объекты) заказа с целями по ст.

13 44-ФЗ или с требованиями по ст. 19 44-ФЗ.

Обоснование соответствия объекта в плане закупок в графе 6 заказчик связывает с конкретным мероприятием государственной (муниципальной) программы или международным договором.

Читать дальше  Сколько градусов должна быть вода в отоплении

Приведем пример обоснования закупок при формировании плана закупок. Допустимы такие формулировки:

  • объект (столбец 3) — «Поставка учебной литературы»;
  • госпрограмма или программа субъекта РФ, муниципальная программа (стоблец 4) — «Развитие образования на 2017-2019 годы»;
  • мероприятие госпрограммы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (столбец 5) — «Мероприятие 1.2.1 «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и содержания детей в МБОУ «Школа-интернат»;
  • обоснование соответствия объекта и (или) объектов заказа мероприятию государственной (муниципальной) программы (столбец 6) — «Обеспечение деятельности учреждения общего образования в части выполнения организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня».

Обоснование в графике

При формировании плана графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и способ определения процедуры.

Пояснению НМЦК следует уделить особенное внимание. Согласно п.1 ст. 22 44-ФЗ, нужно не только указать начальную цену контракта, но и привести обоснование метода определения НМЦК в плане графике. Последствия за неправильно составленный комментарий к НМЦК могут быть достаточно серьезными.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) за необоснованную цену установлено наказание в размере от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП). А если заказчик нарушит порядок или форму пояснения НМЦК, ему грозит штраф в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Подробнее читайте в статье о штрафах.

Вместе с тем, утверждённые формы таблиц с пояснениями носят в некотором смысле обобщённый вид. Поэтому в своём письме Минэкономразвития подчеркнул, что у заказчика есть право на самостоятельно определить, какой комментарий к НМЦК будет приемлемым для представления в таблице (Письмо от 26 октября 2016 г. № Д28и-2944).

Постановление Правительства №555 предлагает отдельно рассматривать правила пояснения закупок лекарственных препаратов в рамках запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ) и у единственного поставщика (пп. 4, 5, 26, 33, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В этих случаях правила заполнения проще.

В отношении указанных заказов в таблице пояснений к графику столбцы 5, 6, 9, 10 заполнять не потребуется. В первом случае (лекарственные препараты) объяснение основывается на решении врачебной комиссии.

Во втором нужно прокомментировать общий годовой объём заказов, когда они касаются:

  • процедур с определённым размером до 100 000 или 400 000 руб.;
  • направления в командировку, участие в культурных мероприятиях;
  • списка командировок, мероприятий в соответствии с приглашениями;
  • преподавательских услуг, услуг гида;
  • образовательных и экскурсионных мероприятиях.

Важно помнить, что при внесении изменения в документы планирования, необходимо также внести изменения в отдельные формы своих пояснений.

Пример обоснования плана графика закупок

Пример на основании выдержки из реального документа, размещённого в ЕИС.

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

Пример обоснования плана закупок на 2019 год

Для примера также взят реальный документ, размещённый в ЕИС.

Источник: http://zagranic.ru/2019/09/10/obosnovanie-zakupki-po-44-fz-obrazec-zapolnenija/

Обоснование закупки: на что обратить внимание

Все госзаказы по 44-ФЗ осуществляются на бюджетные деньги. Чтобы контролировать эффективность расходов, от заказчиков требуют обосновывать их необходимость. Разберемся на примерах, что собой представляет обоснование соответствия объекта закупки 2019, что писать в нем и как его оформлять.  

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ, порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555.

Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика.

Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки.

Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ. Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок

При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми.

Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги.

Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

Разъяснения в плане-графике

При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так:

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой. Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения
Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан обосновывать еще и годовой объем таких закупок, а также указывать существующие ограничения по нему.

Источник: https://ppt.ru/art/zakupki/objekt-zakupki

Обоснование закупки у единственного поставщика | Контур.Закупки

В ряде случаев заказчик имеет право приобрести товар, работу или услугу у единственного поставщика, минуя конкурентную процедуру. Такую закупку необходимо обосновать, а также включить в контракт расчет стоимости. Подробнее об этом обосновании — в сегодняшней статье.

Когда обоснование не понадобится

Части 3 и 4 статьи 93 закона 44-ФЗ требуют, чтобы к контракту с единственным поставщиком прилагался отчет с обоснованием закупки. Но в ряде случаев он не понадобится. Если конкретно, то не нужно составлять отчет при закупке:

  • услуг по ликвидации стихийных бедствий, аварий, в том числе услуг экстренной врачебной помощи;
  • услуг по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтных работ и услуг по содержанию нежилых помещений;
  • объектов культурного наследия, литературы или искусства;
  • услуг по организации концертов, театральных спектаклей;
  • прочих объектов, полный перечень которых дан в статьи 93 закона 44-ФЗ.
Читайте также:  Невыплата заработной платы работодателем в срок: уголовная и административная ответственность, размеры штрафов и компенсаций

Что следует включить в обоснование

Закон устанавливает необходимость наличия обоснования закупки у единственного поставщика, однако не содержит четких требований к нему. Тем не менее специалисты рекомендуют отразить в нем следующие положения:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • цель, для осуществления которой производится закупка;
  • описание объекта и его цена;
  • условия заключения контракта;
  • плюсы конкретного поставщика;
  • обстоятельства, которые делают невозможным проведение конкурентной процедуры;
  • вывод о том, что закупку целесообразно провести у указанного поставщика.

В качестве приложения целесообразно добавить расчет, который подтвердит, что проведение конкурентной закупки не даст заказчику возможности сэкономить.

Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования

Основная задача заказчика — доказать, что заключение контракта с единственным поставщиком было лучшим или единственно возможным вариантом осуществить закупку. Причины у такой закупки могут быть следующие:

  1. Объект потребовался срочно. Конкурентная процедура требует времени на подготовку, а при срочной закупке его нет. В обосновании следует объяснить, почему заказчик не имел времени на проведение аукциона, конкурса или иной процедуры.
  2. На рынке нет конкурентов. Иногда объект закупки предлагается к продаже компанией-монополистом. Например, программное обеспечение может реализоваться через единственного дистрибьютора в указанном регионе. Привлекать поставщиков из других субъектов РФ может быть невыгодно с экономической точки зрения либо из-за сроков закупки.
  3. Отсутствие выгоды. Например, в регионе есть 1-2 поставщика нужного товара или услуги, которые держат примерно одинаковую цену и не намерены ее снижать. Проводить конкурентную закупку в такой ситуации бессмысленно, а привлекать поставщиков из соседних регионов не всегда экономически оправдано.
  4. Поставщик не заинтересован в сделке с заказчиком. Это может быть, например, из-за малого объема закупаемых товаров или по другим причинам. Чтобы подтвердить отсутствие интереса у поставщика, можно приложить к обоснованию переписку с ним.
  5. Скидки, распродажи. Товар, который необходим заказчику, конкретный поставщик предлагает по цене ниже рыночной. Предложение действует ограниченное время, поэтому если будет проведена конкурентная процедура, есть риск его упустить.

Когда нужно составить и разместить отчет

Закон 44-ФЗ не устанавливает определенных сроков для составления отчета о закупке у единственного поставщика. Вместе с тем часть 3 статьи 93 закона гласит, что обоснование закупки в отчете необходимо для заключения контракта.

Поэтому отчет, включающий обоснование заключения контракта с единственным поставщиком, нужно опубликовать в ЕИС после размещения закупки в плане-графике, но до подписания контракта.

Подготовленный отчет нужно опубликовать в системе через личный кабинет заказчика. Авторизуйтесь на сайте zakupki.gov.ru, выберите в пункте меню «Отчеты заказчика», а далее перейдите к блоку «Отчеты».

Тип документа, который вам необходим — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Система предложит заполнить несколько полей.

После этого следует подписать отчет электронной подписью и опубликовать.

Скачайте Образец отчета!

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

Отчет обоснование закупки у единственного поставщика

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/obosnovanie-zakupki-u-edinstvennogo-postavshhika/

Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика исполнителя)

Процедура обоснования способа определения поставщика должна соответствовать целям заказчика и нормам законодательства в контрактной сфере. Она прописывается в плане-графике и необходима при проведении аудита закупочной деятельности, мониторинга и контроля.

Если процедуру признают необоснованной, заказчик несет административную ответственность. Подробнее о порядке обоснования способа определения поставщика согласно Федеральному закону №44 можно узнать в Постановлении Правительства РФ №555 от 05 июня 2015 года, в котором представлены регламентирующие документы и формы обоснования.

Рассмотрим подробнее порядок обоснования выбранного способа определения поставщика, исполнителя или подрядчика, составлении отчетной документации и другие вопросы.

Все заказчики обязаны опубликовать в ЕИС (единая информационная система в сфере закупок) планы закупок и планы-графики перед началом отчетного периода, а также предоставить обоснование определения поставщика по каждому конкретному заказу.

Согласно действующему законодательству РФ, организация в статусе заказчика обязана документально доказать и показать, почему на исполнение обязательств по закупке был выбран конкретный поставщик, согласно статье 18 ФЗ №44.

Обоснование должно быть сформировано на открытые и закрытые закупочные процедуры на конкурсной основе, на электронный аукцион. В случае с закупкой у единственного поставщика требуется предоставить не только обоснование выбора, но и доказать невозможность проведения закупки конкурентным способом.

В каких случаях составлять отчет

По отношению к отдельным видам закупок предусматривается измененная процедура обоснования, например, в случае единственного поставщика.

В данном случае необходимо предоставить обоснование только годового объема закупок, а контракт заключается на участие в культурных мероприятиях, оказание услуг гида, экскурсовода, репетитора по отношению к физическим лицам, на сумму менее 100 000 рублей.

В случае необходимости проведения закупки у единственного поставщика, заказчик обязан предоставить аргументированную причину своего выбора, по которой использовать конкурентные способы закупки нецелесообразно, в отчетной форме.

Документ составляется в произвольном формате в следующих случаях:

  1. Поставка объектов культурных ценностей для пополнения фондов.
  2. Услуги по ремонту нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении у заказчика.
  3. Закупка товаров в случае чрезвычайного происшествия или аварийной ситуации.
  4. Закупка произведений искусства и литературы у лица, которому принадлежат исключительные права.

Случаи, при которых отчет на обоснование составлять не обязательно, регламентированы частью 3 статьи 93 ФЗ №44.

Порядок обоснования в зависимости от способа проведения закупки

С 01 января 2019 года все государственные или муниципальные заказчики обязаны проводить закупки в электронном формате. Но на законодательном уровне предусмотрены исключения, по которым закупки еще можно проводить в «бумажной» форме:

  1. Заказы Правительства РФ, в особенности на обеспечение обороноспособности государства. Регламент – статья 111 ФЗ №44.
  2. Оказание экстренной и неотложной СМП, согласно статье 76 ФЗ №44.
  3. Проведение закрытых процедур, ограниченных количеством участников и требованиям к ним, согласно статье 84 ФЗ №44.
  4. Деятельность заказчика на территории иностранного государства. Регламент – статьи 75 и 111.1 ФЗ №44.
  5. Необходимость закупки у конкретного поставщика, согласно статье 93 ФЗ №44.
  6. Ликвидация последствий ЧС и оказание гуманитарной помощи. Регламентирующая база – статьи 80 и 82 ФЗ №44.
  • Для проведения обоснования требуется учитывать и иные критерии оценки, которые будут рассмотрены ниже.
  • В случае проведения электронного аукциона обоснование закупки конкретного товара, работы и услуги происходит в соответствии с Перечнем из Распоряжения Правительства РФ №471-р от 21 марта 2016 года.
  • Важно знать, что при электронном аукционе в обосновании указывается только один значимый критерий – стоимость контракта.
  • Обоснование проведения закупки в форме запроса котировок содержит обширный перечень случаев, среди которых выделяют:
  1. Начальная максимальная стоимость контракта составляет менее 500 000 рублей.
  2. Реализацию товаров, работ или услуг Перечня из Распоряжения Правительства РФ №1765-р от 30 сентября 2013 года.
  3. СГОЗ котировок не превышает 10% от общего СГОЗ компании и менее 100 млн. рублей в год.
  4. Реализацию товаров, работ или услуг, по отношению к которым заказчик проводит аукцион в условиях ограниченного размера суммы.

Запрос котировок в электронной форме не исключает проведение «бумажной» процедуры. Стоит отметить, что с 2019 года годовой объем закупок по всем типам запросов котировок не должен превышать 10% от общего годового объема и сумму в 100 млн. рублей. Регламентирующей базой в данном случае является часть 45 статьи 112 ФЗ №44.

В случае проведения конкурсных закупочных процедур обоснование следует проводить в зависимости от вида:

  1. Если заказчик выбирает победителя по лучшим условиям исполнения контракта, то заказ требуется обосновать в форме открытого конкурса.
  2. Конкурс с ограниченным количеством участников обосновывается в соответствии с Перечнем товаров, работ или услуг технической и технологической сложности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №99 от 04 февраля 2015 года.
  3. Двухэтапная процедура возможна при соблюдении условий проведения по отношению к научно-исследовательским и проектным работам, поставке высокотехнологичной продукции, заключении энергосервисного контракта, реализации предметов культуры и искусства.

В случае проведения закрытых закупочных процедур обоснование не зависит от бумажного или электронного формата, согласно части 2 статьи 84.1 ФЗ №44. Проведение той или иной закупки может быть основано на распоряжении Правительства РФ.

Читайте также:  Трудовой договор с медицинским работником: порядок оформления и расторжения, особенности, образец документа

Закрытые торги проводятся только после подтверждения от Антимонопольной службу РФ, согласно статье 84 ФЗ №44. Существует ряд заказов, которые не нужно согласовывать с ФАС РФ. К ним относятся следующие:

  1. Контракта на обеспечение обороны страны.
  2. Безопасность населения.
  3. Управление ресурсами.

Закрытый перечень таких заказчиков установлен на законодательном уровне и регламентируется Постановлением Правительства РФ №1428 от 27 ноября 2017 года. К ним относятся Служба внешней разведки, Министерство обороны и Министерство внутренних дел РФ.

Проведение обоснования способа определения поставщика в формате запроса предложений регламентируются Федеральным законом №44. Данный тип закупочной процедуры проводится в следующих случаях:

  1. Покупка спортивного инвентаря и сопутствующего оборудования для подготовки спортсменов к Олимпийским и Паралимпийским играм.
  2. Покупка изделий народного промысла.
  3. Реализация лекарственных средств по назначению врачебной комиссии. Требуется предоставить соответствующее решение.
  4. Покупка жилья детям-сиротам.
  5. Услуги по отношению к защите интересов Российской Федерации в судебных органах других государств.
  6. Несостоявшийся электронный аукцион или конкурс.

Бумажный запрос предложений целесообразно проводить по аналогичным причинам, но с небольшим дополнением – процедура проводится в случае несостоятельности повторного проведения конкурса, согласно части 4 статьи 55 Федерального закона №44.

Какие причины можно указать в обосновании

При всех типах закупочных процедур обоснование должно содержать условия, по которым данная закупка не нарушает правила и нормы законодательства контрактной системы.

В отчете по обоснованию выбранного способа указывают следующую информацию:

  1. Нерентабельность. Необходимо указать в случае, если исполнители не понижают ценовые предложения. Особенно актуально, когда необходимый товар может поставить только конкретный поставщик из региона, а привлечение исполнителя из другого – нецелесообразно.
  2. Срочность исполнения. В данном случае требуется указать, что торги проводят в конкретной форме, так как на реализацию другой не хватает времени.
  3. Отсутствие заинтересованности. Необходимо документально подтвердить отсутствие заинтересованности от других контрагентов при проведении аналогичных закупок.
  4. Проведение распродажи у поставщика по ценам, значительно ниже рыночных, в ограниченный промежуток времени.
  5. Отсутствие конкурентов в конкретном регионе из-за монополии поставщиков и наличия авторских прав на конкретные товары. Привлечение исполнителей из других регионов невозможно из-за низкого объема и сокращенных сроков.

Заказчик в обязательном порядке обязан доказать обоснованность выбора каждой конкретной закупки, чтобы не было ограничения конкуренции среди исполнителей и нарушения требований законодательства в контрактной сфере. В противном случае к заказчиком применяются штрафные санкции от Федеральной антимонопольной службы РФ вплоть до отстранения от ведения предпринимательской деятельности на срок до одного года.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/obosnovanie-vybrannogo-sposoba-opredeleniya-postavshhika-podryadchika-ispolnitelya.html

Обоснование закупок для плана-графика

На основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе) необходимо будет обосновать сам объект закупки, исходя из его необходимости и соответствию плану закупок, начальную (максимальную) цену и выбранный способ заказа (ст. 18 закона о контрактной системе).

Образец и пример обоснования объекта закупки вы можете скачать внизу страницы

Инструкция по заполнению

  • Столбец 1 «№ п/п» — не заполняется.
  • Столбец 2 «Иденти­фикаци­онный код закуп­ки» — должен соответствовать столбцу 2 плана-графика.
  • Столбец 3 «Наимено­вание объекта закупки» — должен соответствовать столбцу 3 плана-графика.
  • Столбец 4 «Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) — должен соответствовать столбцу 5 плана-графика.
  • Столбец 5 «Наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» – указывается метод, который был использован для расчета НМЦК.
  • В части 1 ст. 22 ФЗ-44 указаны возможные методы обоснования НМЦК:
  • 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • 2) нормативный метод;
  • 3) тарифный метод;
  • 4) проектно-сметный метод;
  • 5) затратный метод.

Столбец 6 «Обоснование невозможности применения для определения и обоснования НМЦК методов, указанных в части 1 ст. 22 ФЗ-44…» – заполняется в случае невозможности расчета НМЦК одним из 5 методов, указанных в части 1 ст. 22 ФЗ-44 (ч. 12 ст. 22 ФЗ-44), в данном столбце указываются причины, по которым невозможно применить указанные 5 методов.

Столбец 7 «Обоснование НМЦК в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона ст. 22 ФЗ-44…» – заполняется в случае невозможности расчета НМЦК одним из 5 методов, в данном столбце указывается другой метод расчета НМЦК и его описание.

Таким образом, если заполнен столбец 5, то столбцы 6 и 7 не заполняются, и наоборот. При этом, невозможность использования указанных 5 методов должна быть чётко обоснована (например, если НМЦК рассчитана на основе отчета об оценке, подготовленного уполномоченной оценочной организацией).

Столбец 8 «Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» — должен соответствовать столбцу 24 плана-графика.

Столбец 9 «Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» – указываются ссылки на статьи закона ФЗ-44, постановления правительства, «аукционный» перечень и т.д., поясняющие почему был выбран именно этот способ проведения закупки.

Столбец 10 «Обоснование дополни­тельных требований к участникам закупки (при наличии таких требований)» — заполняется в случае установления дополнительных требований в столбце 28 плана-графика. В данном столбце указываются ссылки на нормативные документы, на основании которых установлены дополнительные требования.

Скачать материалы

Источник: https://gosmupzakupki.ru/fz-44/obosnovanie-zakupok-dlya-plana-grafika.html

Правила обоснования закупок 44 фз

  • «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования»
  • В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:
  • Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • форму обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок;
  • форму обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок.
  1. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.

Председатель Правительства  Российской Федерации  Д. Медведев

Правила

обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

(утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. N 555)

  1. Настоящие Правила устанавливают порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — обоснование закупок).
  2. Обоснование закупок осуществляется заказчиками при формировании и утверждении:

а) планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд;

б) планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

  1. При обосновании закупок заказчик осуществляет:
  1. а) обоснование выбора объекта и (или) объектов закупки в сроки, установленные:
  2. Правительством Российской Федерации для формирования и утверждения планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;
  3. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией для формирования и утверждения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно;
  4. б) обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сроки, установленные:
  5. Правительством Российской Федерации для формирования и утверждения планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;
  6. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией для формирования и утверждения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
  1. Обоснование закупок осуществляется заказчиками в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации:

а) формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов закупок;

б) формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок.

  1. В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обоснование закупок осуществляется в соответствии с решением врачебной комиссии.
  2. В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

Источник: https://44fzrf.ru/pravila-obosnovaniya-zakupok-44-fz/

Ссылка на основную публикацию