Когда-то человеку хватало минимальных знаний. Спустя столетия информация стала одной из высочайших ценностей. Её хранят, защищают, крадут, утаивают, обнародуют и так далее. В наше время с информацией связаны многие правонарушения и/или преступления в области прав и свобод человека. Рассмотрим два из них.
Основные сведения
Ситуация проста: нам нужны сведения, мы их запрашиваем в законном порядке. Это может быть информация о здоровье ребёнка или престарелого родителя, которые направлены на лечение в стационар. Или сведения о ходе исполнительного производства, о принятых приставами мерах и так далее.
Запрос сделан, а вот ответа нет. Здесь возможны варианты: либо полное молчание, либо масса отговорок (ответственный сотрудник в отпуске/на больничном, письмо у кого-нибудь на подписи). И вот тогда самое время задуматься: быть может, стоит заявить о правонарушении или о преступлении?
Подробно об особенностях отказа в предоставлении информации как преступлении расскажет следующее видео:
Понятие и правовые нормы
Для начала рассмотрим, какие именно нормы гарантируют нам информационные права, защищают их и призваны карать виновных:
- Конституция во втором пункте 24-й статьи указывает на обязанность представителей государственной власти или местного самоуправления обеспечивать ознакомление с документами/материалами всех тех, чьи права и свободы затрагиваются такими документами.
- В четвёртой части 29-й статьи Конституция гласит: мы вправе оперировать информацией в рамках закона. Сведения можно искать и получать, передавать и распространять. Конечно, если это не государственная тайна.
- 27 июля 2006 года был принят Федеральный закон (его номер – 149-ФЗ), который также говорит о доступе к информации, правах, обязанностях и ограничениях в этой сфере. Особенно важной представляется восьмая статья закона.
- КоАП в статье 5.39 рассматривает сразу три «информационных» нарушения. Речь идёт о ситуациях, когда необходимые сведения оказываются заведомо ложными, или предоставляются с нарушением отведённых на это сроков, или не предоставляются совсем.
- Очень схожа с упомянутой выше нормой 140-я статья УК. Однако в ней есть важнейшее дополнение: указание на вред, который возникает в результате нарушений в области предоставления сведений.
Субъективная сторона отказа в предоставлении гражданину информации рассмотрена ниже.
Уголовно-правовая характеристика преступления и его состав
- Деяние по статьям 5.39 или 140 может совершить только специальный субъект. Это некто, чья должность предполагает предоставление информации (данных, справок и прочего).
- В узком смысле объектом правонарушения/преступления становятся наши права на получение сведений, в широком – вся конституционная основа таких прав. Нарушения допускаются только с прямым умыслом.
- Объективная сторона может проявить себя как действием, так и бездействием виновного.
- У правонарушения по статье 5.39 формальный состав. Для 140-й статьи состав преступления материальный. Это значит, что виновный не просто должен допустить нарушения в предоставлении информации, это должно стать причиной какого-либо подтверждённого вреда.
Виды
Какого-то специального деления статьи 5.39 и 140 не дают. Никаких квалифицирующих обстоятельств или примечаний в статьях не содержится. И всё же условно можно выделить три момента:
- сведения должны быть предоставлены, но этого не происходит (с прямым отказом или игнорированием запроса);
- требуемая информация намеренно искажается виновным;
- сведения предоставляются с нарушением отведённых на это сроков.
Последнее обстоятельство оговаривается только в КоАПе, в УК такой формулировки нет.
Про обжалование отказа в предоставлении информации разным типам субъектов (пр. медиками, адвокатам, организациям, судебным приставам и т.п.) читайте ниже.
Управляющая компания не хочет предоставлять информацию? Следующее видео подскажет, как бороться с правонарушением:
Обжалование отказа
Здесь всё зависит от того, кто именно стал нарушителем, а также идёт речь о правонарушении или о преступлении.
- Если нарушение (отказ в предоставлении информации) подходит под КоАП, есть общий принцип: не стоит сразу обращаться к «верхам». Существует такая вещь как порядок подчинённости: в своих жалобах приходится словно идти по лестнице всевозможных органов и должностей.
- Если «секретничает» полицейский, правильнее всего обращаться в прокуратуру. Адвокаты состоят в различных коллегиях. Действия приставов сначала обжалуют у старшего над ними, а затем – выше, от местного до федерального управлений.
- Когда нарушителем становится врач, указать на его нарушения нужно руководителю медучреждения. Если не поможет, желательно пожаловаться одновременно и в страховую компанию, в местный департамент здравоохранения.
- О преступлении лучше заявить в полицию. Главное – не забыть о доказательствах полученного вреда, без которых речь пойдёт всё-таки о правонарушении.
Как составить жалобу?
В этом вопросе действуют общие принципы. Сначала нужно чётко определиться, кому писать. Затем нужно коротко, чётко и без малейших эмоций изложить следующее:
- Дату, время, обстоятельства отказа в предоставлении сведений.
- Кем было допущено нарушение. Здесь важно показать, что именно виновный был обязан предоставить информацию, но не сделал этого.
- Перечислить требования: предоставить информацию, принять меры в отношении «отказника».
Очень важно не забыть указать все свои контактные данные – номера телефонов, электронный и почтовый адреса.
Куда и как ее подать?
- Более традиционный вариант предполагает обращение в дежурную часть или приёмную с распечатанным заранее заявлением и всеми приложениями. Экземпляров должно быть два. Входящий номер не всегда присваивается сразу, иногда лишь через три рабочих дня.
- Второй вариант – найти интернет-приёмную той организации, куда хотите обратиться. Обычно при обращении нужно указывать электронную почту – туда приходят извещения о регистрации заявления, а также (если нужно) коды подтверждения.
Про то, как выглядит образец письма с причиной об отказе в предоставлении информации, расскажем далее.
Образец письма об отказе
Какого-то унифицированного образца просто не существует. Каждый орган имеет обычно свои формы ответов и правила их составления. И всё же обратите внимание: отказ должен как-либо мотивироваться, объясняться требованиями законов.
Скачать образец письма с причиной об отказе в предоставлении информации вы можете здесь.
Образец письма об отказе в предоставлении информации
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 1
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 2
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 3
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 4
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 5
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 6
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 7
Уголовная и административная ответственность за отказ в предоставлении информации рассмотрены ниже.
Наказание и ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации
- При нарушении по стать 5.39 КоАП виновный будет отвечать в административном порядке. Наказанием становится штраф в пределах одной – трёх тысяч рублей.
- По 140-й статье УК РФ о незаконном отказе в предоставлении гражданину информации возможно два вида наказаний: либо штраф в пределах двухсот тысяч рублей (дохода не более чем за полтора года), либо запрет на некоторые виды деятельности (должности), который налагается на срок не менее двух и не более пяти лет.
Юристы-практики отмечают, что пока что описанные выше нормы применяются редко. Преимущественно люди жалуются друг другу. Возможно, со временем мы по-настоящему оценим важность информации и будем более активно бороться с нарушениями в этой области.
А в видео ниже будут рассмотрены советы в отношении борьбы с отказами в предоставлении информации, а также будет рассказано о примерах из судебной практики в этой сфере:
Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/protiv-lichnyh-prav-i-svobod/otkaz-v-predostavlenii-informatsii.html
Ст. 140 УК РФ. Отказ в предоставлении гражданину информации :
Во 2 части 24 статьи Конституции установлена обязанность органов муниципальной и госвласти, а также их служащих предоставлять физлицам сведения, непосредственно касающиеся их свобод и прав. Гражданину такая информация может потребоваться в самых разных случаях.
Неисполнение уполномоченными структурами и должностными лицами их обязанности преследуется по закону. Ответственность установлена в 140 статье УК РФ и ст. 5.39 КоАП. Рассмотрим их особенности.
Уголовная ответственность
За незаконный отказ должностных лиц в предоставлении материалов, документов, собранных в установленном порядке и непосредственно касающихся свобод и прав гражданина, такие лица наказываются:
- Денежным взысканием до 200 тыс. р. или равным доходам виновного за 1,5 г.
- Запретом вести деятельность или замещать посты определенных видов в течение 2-5 лет.
Аналогичные санкции предусмотрены и в случае предоставления заведомо ложных или неполных сведений. Однако обязательным условием наступления ответственности является причинение вреда законным интересам граждан или их правам.
Объективный аспект
Ответственность по 140 статье УК РФ наступает при:
- Незаконном отказе в предоставлении физлицу материалов или документов.
- Уклонении от предоставления сведений.
- Предоставлении заведомо ложных или неполных данных.
Специфика деяния
Неправомерным отказом считается нежелание уполномоченного лица предоставить информацию, выраженное открыто. При этом он может быть письменным либо устным.
Предоставлением заведомо неполных данных является предложение ознакомиться с частью документов/материалов, частью сведений, которые в них присутствуют.
Нарушением прав заявителя будет считаться также письменный ответ на запрос, содержащий только часть информации, которая необходима заинтересованному лицу.
Предоставлением заведомо ложных данных является предложение ознакомиться с информацией, не соответствующей действительности. При этом нарушение прав заявителя будет констатировано даже в том случае, если ложными будут не все сведения, а только их часть.
Уклонение от предоставления данных
Им считается активное поведение, которое выражает отказ в завуалированной форме.
Уполномоченный служащий может уклоняться от предоставления субъекту данных, придумывая различные предлоги, не имеющие никаких (ни фактических, ни юридических) оснований.
К примеру, при отказе в предоставлении информации гражданину должностное лицо может сослаться на то, что запрашиваемые сведения отсутствуют, хотя на самом деле они имеются в распоряжении.
Уклонением следует считать и бездействие. Речь, в частности, об отсутствии и устного, и письменного ответа на запрос.
Для признания деяния наказуемым по УК РФ отказ в предоставлении гражданину информации должен быть противоправным, т. е. противоречить положениям закона или иного нормативного акта.
Специфика состава
Незаконный отказ в предоставлении гражданину информации имеет материальную конструкцию. Наказание вменяется в случае, если действия/бездействия уполномоченного субъекта причинили интересам или правам заявителя ущерб.
Последствия преступления в законе не конкретизируются. Соответственно, они могут быть различными. К примеру, отказ в предоставлении информации гражданину может повлечь материальный или моральный вред, ущемление интересов лица и пр.
Субъективный аспект
Ущемление права на информацию должностным лицом происходит умышленно. При квалификации деяния мотив и цель не имеют значения.
К ответственности может привлекаться только специальный субъект – должностное лицо госструктуры, органа территориального самоуправления, учреждения, предприятия, организации любых форм собственности, уполномоченных предоставлять соответствующие сведения.
Административная ответственность
В ст. 5.39 КоАП закреплено наказание в виде денежного взыскания от 5 до 10 тыс. р. за незаконный отказ в предоставлении информации гражданину или организации. Эта же санкция установлена в случае несвоевременного ответа на запрос лица или предоставления заведомо недостоверных данных.
Пояснения
Как выше говорилось, право на информацию закреплено в Конституции. При этом Основной Закон допускает его ограничение исключительно в соответствии с федеральным законодательством. Соответствующее положение закреплено в 3 части 55 статьи Конституции.
Следует обратить внимание, что право лица на получение информации ограничивается только федеральным, а не региональным законом.
В соответствии с 3 частью 41 статьи Конституции, при сокрытии служащими обстоятельств или фактов, представляющих для здоровья/жизни людей опасность, указанные должностные лица привлекаются к ответственности.
Особенности терминологии
Под предоставлением заявителю материалов, документов следует понимать использование им информационных ресурсов. Порядок доступа и пользования источниками данных определяется в ФЗ № 24.
В соответствии с положениями нормативного акта, информацией являются сведения о предметах, явлениях, фактах, событиях, процессах вне зависимости от формы предоставления.
Документированными данными (документами) считаются сведения, содержащиеся на материальном носителе с реквизитами, позволяющими их идентифицировать.
Пользователями информации являются граждане, госорганы, структуры местной власти, общественные объединения, организации и пр. Эти субъекты имеют равные права на доступ к государственным ресурсам и не должны обосновывать их владельцам необходимость ознакомления с запрашиваемыми данными. Исключением являются сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством.
Права и обязанности компетентных структур и лиц
Правила получения информации определяются владельцем соответствующего ресурса. Перечни видов сведений, данные об условиях и порядке доступа к ним предоставляются пользователям бесплатно.
Органы госвласти, организации, ответственные за создание и использование баз данных, должны обеспечить условия для оперативного предоставления полной и достоверной информации в соответствии с обязанностями, предусмотренными в положениях (уставах).
Правила накопления, обработки и использования документированных сведений с ограниченным доступом, порядок их защиты и доступа к ним устанавливаются уполномоченными структурами, ответственными за определенные массивы данных, в рамках их компетенции.
Права заявителей
Гражданам и юрлицам должен предоставляться доступ к документированным сведениям о них, право уточнять их для обеспечения достоверности и полноты данных. Заинтересованные субъекты вправе знать, кто и для чего использовал или использует информацию о них.
Ограничение доступа заявителей к таким данным допускается только по основаниям, установленным в федеральном законодательстве.
Владелец ресурса, на котором содержится документированная информация, должен предоставить ее бесплатно по требованию субъектов, которых она касается.
Нормативное регулирование
В соответствии с ФЗ № 131, структуры местной власти и их служащие обязаны обеспечивать каждому заинтересованному субъекту возможность ознакомиться с документами, материалами, которые имеют непосредственное отношение к свободам и правам заявителя. Кроме того, указанные лица и органы должны предоставлять достоверные и полные сведения о своей работе, если другое не закреплено в федеральном законодательстве.
Информация о деятельности федеральных структур власти
Правительство и прочие исполнительные органы федерального уровня должны обеспечивать доступ юридических и физлиц к сведениям о своей работе. Для этого устанавливается перечень сведений, обязательных для публикации на информационных ресурсах публичного пользования.
К таким данным относят информацию о:
- нормативных актах, принимаемых правительством, федеральными ведомствами и министерствами;
- персональных данных председателя и членов правительства, руководителях органов исполнительной власти федерального уровня, их территориальных подразделениях, а также других должностных лицах.
Такая необходимость обуславливается властными полномочиями правительства, обязывающего ведомства и министерства создавать публичные информационные ресурсы.
Характер нарушений
Ненадлежащее исполнение или невыполнение обязанностей, установленных Конституцией и федеральным законодательством, рассматривается как административное правонарушение, наказание за которое определено в статье 5.39 КоАП.
По смыслу ст. 5.39 КоАП предоставление заявителю доступа к интересующим его сведениям не связано с их содержанием, однако обуславливается регламентацией права лица федеральным законом.
Соответственно, субъекту должна предоставляться не только информация, которая имеет непосредственное отношение к его свободам и правам, но и другие сведения, к которым, в частности, относятся данные о работе Правительства и исполнительных структур федерального уровня.
Заключение
Различие между административным правонарушением, предусмотренным статьей 5.39, и преступлением, санкции за которое закреплены 140 нормой УК, обусловлено опасными последствиями.
При неправомерном отказе уполномоченного служащего в предоставлении собранных по установленным правилам материалов/документов, имеющих непосредственное отношение к свободам/правам субъекта, предоставление заведомо ложных/неполных сведений признается уголовно наказуемым деянием, если будет установлен вред интересам заявителя. Достаточно только доказанного факта наличия ущерба для привлечения к ответственности.
Источник: https://BusinessMan.ru/st-uk-rf-otkaz-v-predostavlenii-grajdaninu-informatsii.html
Чем грозит отказ в предоставлении информации гражданам?
Получение информации по запрашиваемому вопросу или по вопросу, касающемуся ведения дел гражданином РФ, иностранным подданным или лицом без гражданства – его конституционное право, предоставленное ему законом.
Отсутствие информации лишает его возможности свободно ориентироваться в социальном пространстве, деловых отношениях и даже может создать угрозу его жизнеобеспечению.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 653-64-11 Москва
Во всех перечисленных случаях, лицо, которое должно было стать источником получения соответствующих сведений, но не выполнило своей должностной и гражданской ответственности, подлежит уголовной ответственности.
Понятие
Во 2 части статьи 24 Конституции РФ указано, что каждый гражданин РФ имеет право на получение информации:
- От органов государственной власти и местного самоуправления;
- От должностных лиц, обеспечивающих организацию соответствующих работ.
Право на получение необходимой информации в виде материалов дела, документов и прочих, определяется возможностью ознакомления с ними по требованию лица в соответствии с его потребностью и объективным интересом.
- Исключения составляют материалы, которые имеют закрытую информацию для пользователей или распространяются в кругу ограниченного числа лиц.
- Соблюдение этих правил основано на уважении конституционных прав человека и соблюдении его законных интересов.
- Ответственность за отказ в предоставлении информации, вменяется в соответствии со статьёй 140 УК РФ.
Неправомерный отказ гражданину может быть обоснован ложными и неправомочными оговорками или умолчанием
Для определения факта неправомерного отказа, заинтересованное лицо должно проявить инициативу, интерес к важной для него информации, в соответствии, с чем на его вопрос или просьбу о предоставлении сведений, ему не было предоставлено соответствующей информации, которой располагало должностное лицо.
При этом неправомочное поведение в адрес гражданина может выражаться:
- В умалчивании и отказе от общения с гражданином;
- В избегании разговора (под предлогом занятости или иным);
- В обмане со ссылкой на отсутствие информации;
- В обмане с предоставлением заведомо ложной информации;
- В предоставлении неполной информации.
Состав преступления
Преступление рассматривается в общем контексте преступлений против прав, личных интересов и свобод граждан.
Причинённый вред может быть имущественным в том случае, если гражданин не получил в законный срок или получил не в полном объёме: пенсию, пособие и другие денежные компенсации или не смог отстоять право на получение или замену жилья и т.п.
- Моральный вред может заключаться в случае не получения, надлежащей защиты чести и достоинства.
- Если последствий деяния не произошло, то состав преступления признан не будет, но к провинившемуся должностному лицу будет вменено дисциплинарное взыскание.
- Объект преступления при отказе предоставления информации – это права, законные интересы и личные свободы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
К объективной стороне будут относиться последствия действия (бездействия) должностного лица в отношении гражданина, а также взаимосвязь деяния с наступившими последствиями, причинившими гражданину имущественный или моральный ущерб. Предметом преступления являются документы и другие материалы, представляющие непосредственные интересы гражданина.
- Субъект преступления (специальный) – должностное лицо, которое располагало необходимой информацией, в отношении заинтересованного гражданина, но отказало ему в её предоставлении на незаконном основании.
- К субъективной стороне будет относиться вина в виде прямого или косвенного умысла в отношении к гражданину, который понёс имущественный или моральный ущерб.
- Наличие прямого умысла в причинении ущерба личным интересам имущественного или морального характера, будет служить отягчающим обстоятельством при квалификации преступления
Квалифицирующими признаками преступления являются неправомерные и противозаконные действия (бездействие) должностного лица в отношении к гражданину, который обратился за получением информации, но не получил её, либо получил не полностью, либо получил заведомо ложную информацию, что нанесло ущерб его интересам.
Отягчающим обстоятельством будет определена вина в виде прямого умысла.
Сложным вопросом о возможности квалификации преступления будет проблема гражданина, связанная с его имущественным ущербом после не полностью погашенного им кредита, займа и т.п.
Практически всем известны случаи, когда через несколько лет после мизерного остатка от непогашенного кредита, гражданина оповещают о несоразмерно большом долге, связанном с процентом по задолженности.
Однако, как правило, иски по подобным делам удовлетворены, бывают крайне редко. Причина в том, что банки готовы представить информацию о положении плательщика, в том случае, если он сделает официальный запрос.
Если гражданин не обратился в банк с запросом о погашении кредита (займа), в связи с чем не получил соответствующую его имущественным интересам информацию – сотрудникам банка ответственность вменятся не будет.
При наличии письменного уведомления от банка о погашении кредита и последующего предоставления счёта – прецедент для квалификации преступления будет признан
Уголовно-правовая характеристика
- Преступление считается законченным в тот момент, когда гражданин, ущемлённый в правах по причине действия (бездействия) ответственного лица, понёс материальный или моральный ущерб.
- Интересы иностранных граждан и лиц без гражданства охраняются законом наряду с интересами граждан РФ.
- Наказание за отказ в предоставлении гражданину информации, вменяется, в соответствии от тяжести понесённого ущерба:
Если деяние совершено намеренно, из корыстных побуждений или личной заинтересованности, действия лица могут быть наказанными по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 140 и 285 УК РФ.
В одном из случаев, заведующая, частной клиники по охране здоровья материнства и детства признала тяжёлую патологию протекания беременности в сроке 20 недель, у молодой пациентки.
На этом основании она мотивировала её на проведение искусственного прерывания беременности, но в спешке не подготовила надлежащим образом, необходимые документы.
После проведённой процедуры, к ней обратился муж пациентки – юрист, который был не удовлетворён представленными доказательствами угрозы жизни беременной жены и возбудил иск. Суд признал заведующую виновной и ходатайствовал о её отстранении от должности сроком на 2 года.
Через год он сообщил ей, что долг по кредиту погашен.
Однако через 3 года в дом женщины пришли судебные приставы, чтобы взыскать задолженность по кредиту в размере 30 тысяч рублей. В этот момент мужчина находился за пределами РФ, но по звонку сожительницы он заверил, что в кредитном отделе ему сказали, что кредит полностью погашен.
Исковое заявление гражданки по претензии о предоставлении заведомо ложной информации, от судебного производства было отклонено по причине того, что у неё не было подтверждения об обращении в кредитный отдел, который не представил ей информацию по задолженности.
В заключение необходимо отметить, что многочисленные случаи обозначенного преступления не всегда наказуемы по причине отсутствия доказательной базы истца. В ряде случаев, наказание могут понести лица, прямо не виновные в совершении преступления.
Каждому человеку, занимающему соответствующую должность необходимо понимать повышенный уровень ответственности, связанный с должностными полномочиями. Равно, гражданам нужно проявлять бдительность в решении собственных имущественных вопросов, не пуская их на самотёк.
А к гражданам, не желающим предоставлять интересующую их информацию, обращаться с письменными запросами, чтобы впоследствии иметь доказательство неправомочного, в их сторону, поведения должностного лица.
Скачать образец искового заявления об оспаривании отказа в предоставлении информации.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 653-64-11 Москва
Источник: https://ug-ur.com/prestuplenie/protiv-lichnyh-prav-i-svobod/otkaz-v-predostavlenii-informatsii.html
Чем грозит отказ в предоставлении информации гражданам?
Предоставление информации по запросу, который касается ведения дел гражданином РФ или иностранцем является конституционным правом.
В связи с этим любые сведения, доступ к которым не является скрытым или ограниченным, должны озвучиваться при направлении просьбы официального характера.
Отказ в предоставлении информации гражданам, представителям СМИ, физическим и юридическим лицам является правонарушением и в зависимости от последствий может рассматриваться административным или уголовным кодексом РФ.
Право доступа к информации
Привлечение к ответственности за отказ или уклонение от предоставления информации гражданину, организации, представителям каких-либо учреждений и т.д. в первую очередь связано с тем, что согласно Конституции РФ существует право на получение сведений:
- Непосредственно от органов государственной власти, представителей местного самоуправления;
- От должностных лиц, которые в ходе выполнения своих обязанностей обеспечивают организацию и ход каких-либо работ;
- По материалам дела – в такой ситуации могут предоставляться документы для ознакомления заинтересованных лиц и наличии их объективного интереса.
К любому виду информации допуск не всегда можно получить – законодательные акты в такой сфере устанавливают ряд ограничений – материалы, которые содержат данные, закрытые для общей массы пользователей, не могут быть предоставлены без особого допуска или разрешения.
Административная ответственность за отказ
В первую очередь те лица, которые отказали в предоставлении информации, могут привлекаться к административной ответственности. Административное нарушение согласно статье 5.39 КоАП может квалифицироваться таковым при следующих действиях:
- Неправомерный отказ гражданину или адвокату по поступившему запросу;
- Отказ организации, осуществившей запрос, если запрашиваемые данные должны предоставляться согласно федеральных законов;
- Несвоевременное донесение информации или ее искажение (предоставление ложных сведений).
Подобные действия влекут за собой наказание для должностных лиц, признанных виновными в виде наложения штрафа в размере от 5 до 10 тыс. рублей. Основанием для привлечения к ответственности становится обращение субъекта в суд, где, используя образец иска, он составляет заявление с указанием сути жалобы и требования.
Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации
Читайте: Ответственность за разглашение конфиденциальной информации
Кроме административной ответственности для виновных может наступать и уголовная. Для того, чтобы констатировать факт незаконного отказа дать ту или иную информацию, должна присутствовать инициатива от заинтересованного субъекта – то есть следует обратиться за получением такой информации в гос.орган, муниципальное учреждение или к должностному лицу. В такой ситуации прямым нарушением действующего законодательства будут следующие действия:
- Умалчивание или отказ в общении с обратившимся гражданином;
- Избегание общения под различными предлогами (ссылка на занятость);
- Прямой обман со ссылкой на отсутствие сведений относительно запрашиваемых фактов или информации;
- Обман, при котором предоставляется заведомо ложные данные;
- Предоставление сведений неполного характера.
В результате таких действий должностного лица для квалификации преступления по УК РФ должны присутствовать определенные последствия:
- Причинение имущественного вреда – лицо вовремя не получило положенную ему выплату (пособие, помощь, пенсию), не в полном размере и т.д.;
- Гражданин не смог подтвердить право на предоставление квартиры, земли, каких-либо материальных ценностей. При этом в жалобе может фигурировать факт предоставления гораздо позже возможного срока;
- Лицо было лишено имущества, каких либо материальных благ, возможности пользоваться предоставленными ему льготами;
- Моральный вред, выражающийся в унижении чести и достоинства.
В такой ситуации субъективной стороной будет являться наличие вины в виде умысла (косвенного или прямого) по отношению к тому гражданину или организации, что понесли моральный или материальный ущерб. Такой фактор отягчает вину должностного лица, и назначенное наказание будет приближено к максимально возможной мере по данной статье.
Виновные лица могут нести следующие виды наказания:
- Выплата штрафа в размере до 200 тыс. рублей;
- Штраф, измеряемый в размере дохода виновного за 18 месяцев;
- Лишение права занимать руководящие или другие ответственные посты в течение 2-5 лет.
Итак, отказ в предоставлении информации, как нарушение права граждан согласно Конституции РФ, может быть чреват привлечением должностных лиц к ответственности. Такая ответственность может быть административной или уголовной – в зависимости от последствий для обратившегося в форме имущественного или морального вреда.
Источник: https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/obshhestvennyj-poryadok/otkaz-v-predostavlenii-informacii/
Отказ в предоставлении гражданину информации по статье 140 УК РФ: последствия и ответственность
Согласно действующему законодательству, сотрудники госструктур должны давать людям запрашиваемые ими сведения касательно их прав и обязанностей. Отказ в предоставлении информации предполагает административную ответственность для тех лиц, которые решились на данное правонарушение.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Понятие неправомерного отказа
По ч.2 статьи 24 Конституции РФ любой человек может получить необходимые ему данные от гос.органов, а также должностных лиц, которые работают в этих структурах.
ФЗ №24 определяет доступ и пользование источниками данных. Он же трактует те виды информации, на получение которых гражданин имеет право: данные о предметах/явлениях/фактах/событиях вне зависимости от формы предоставления.
Очень важно знать и том, что предоставление сведений должно производиться именно на бесплатной основе. Если сотрудник какого-либо гос.органа попытается в любой форме потребовать у вас денежные средства, то здесь можно уже говорить о другом виде преступления — взяточничестве.
Отказ в предоставлении информации несет для должностного лица ответственность перед законом.
К примеру, вам отказали ознакомиться с материалами дела, которое проводится в отношении вас, хотя вам необходимо это сделать, и у вас есть на это вполне объективная цель.
Конечно, у всех правил есть свои исключения. В данном случае оно распространяется на те материалы, которые открыты только для определенного круга лиц. Следует учитывать и то, что право на получение данных может ограничиваться только федеральными законами, но не региональными постановлениями.
Во всех остальных случаях гражданину обязаны предоставлять запрашиваемые им данные, иначе это идет вразрез с его конституционными правами.
То, как могут отказать в предоставлении информации, может проявляться по-разному. Вот несколько случаев, когда можно заподозрить сотрудника той или иной структуры в том, что он не хочет вам предоставлять те или иные данные:
- умалчивание или простой отказ в общении (может мотивироваться самыми разными причинами, которые не имели какого-либо юридического или фактического оснований);
- избегание разговора любой ценой;
- ложь о том, что у него нет данных или доступа к ним;
- молчание в ответ на запрос.
статьи 140 с комментариями
В УК РФ существует отдельная статья за неправомерный отказ в предоставлении данных. Это ст.140, в которой прописано, что на должностное лицо ложится именно уголовная ответственность в случае, если им было отказано в выдаче материалов, напрямую затрагивающих права и свободы гражданина, а также при предоставлении ложных или неполных сведений.
Также там уточняется, что данная статья применяется в случае, если вышеприведенные действия привели к тому, что стали причиной ущерба правам и интересам людей.
Кроме нее, есть и ст.5.39 КоАП, в которой можно прочесть, что отказ в предоставлении информации, которая предусмотрена ФЗ, гражданину или адвокату также предполагает административную ответственность.
Наказание будет ждать и при несвоевременной сдаче сведений или тех, которые не соответствуют действительности.
Состав преступления
Его рассматривают в общем контексте тех преступлений, которые совершаются против прав и свобод отдельных граждан. Причиненный при этом ущерб может быть не только моральным, но и имущественным в случае, если в результате случившегося человек не получил выплаты вовремя или в неполном объеме.
Моральный вред выражается в пренебрежении или унижении достоинства и чести отдельного человека.
Если в результате отказа в предоставлении документов никаких последствий для самого гражданина не было, то нельзя будет привлечь к ответственности должностное лицо, которое допустило подобное. К нему будет применено дисциплинарное взыскание и на этом все.
Как подать заявление в полицию? Об этом можно прочесть здесь.
Объектом деяния в этом случае выступают права, свободы и интересы не только граждан самой страны, но и тех лиц, у кого есть другое гражданство или совсем его нет.
Подобное правонарушение предполагает серьезные санкции для должностного лица.
Объективной стороной вопроса являются те действия или бездействия, которые были предприняты должностным лицом, и связь, возникшая между самим поступком и теми последствиями, которые возникли из-за него.
Предмет данного правонарушения — это те документы и материалы, в предоставлении которых было отказано. Это может быть отказ и в предоставлении данных в устной форме, но главное, чтобы он был выражен именно открыто.
Его субъектом является тот сотрудник госструктуры, который и отказал гражданину в их выдаче на незаконном основании.
К субъективной стороне относят вину, в виде прямого или косвенного умысла по отношению к тому лицу, которое и понесло в результате ущерб в любом его виде.
Если будет установлено, что вина была в виде прямого умысла, то это будет считаться отягчающим обстоятельством.
Квалифицирующие признаки
Законом определены определенные признаки, которые позволяют отнести преступление к тому или иному виду. В данном случае ими являются неправомерные действия сотрудника госструктуры.
Более сложно определяется размер имущественного вреда, который может получить гражданин в результате данного деяния. Ярким примером служит случай, когда гражданину, полностью уверенному, что он выплатил весь долг, вдруг приходит уведомление о невыплаченной части кредита. Иски в этом случае очень редко заканчиваются хорошо для самого истца.
О том, как подать кассационную жалобу в Верховный суд, рассказано в этой статье.
Чтобы такого не происходило, следует оформлять именно официальный запрос в банк, так как при наличии бумаги, в которой было бы указано, что никакой задолженности у него нет, можно будет уличить сотрудников банка в преступной небрежности.
На этом примере можно понять, что больше шансов на то, чтобы привлечь сотрудника к ответственности, потребуются какие-либо материальные доказательства его вины.
Ответственность за неправомерный отказ
Правонарушение будет считаться законченным, если гражданин в результате преступной деятельности или бездеятельности сотрудника гос.органа понес вред в любом его виде.
Согласно ст.140 УК РФ, должностное лицо может быть приговорено к следующим типам наказаний:
- уплата штрафа суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
- запрет на занятие определенных должностей на период — от 2 до 5 лет.
Такие типы мер пресечений выбраны не случайно. Они призваны научить провинившегося сотрудника ответственности и не допускать впредь совершения подобных небрежностей.
Если будет установлено, что гражданин виновен по ст.5.39 КоАП РФ, то тогда речь будет идти о штрафе размером от 5 000 до 10 000 руб.
Также к ним могут назначаться дисциплинарные взыскания или прочие санкции от начальства должностного лица, которое допустило ошибку.
Когда же применяется ст.5.39 КоАП и ст.140 УК РФ? Вторая используется в случае, если потерпевший гражданин понес значительный вред. Для этого потребуется предоставить в суде какие-либо материальные доказательства вины сотрудника госструктуры.
Заключение
При отказе в предоставлении каких-либо сведений, касательно прав и свобод человека, должностным лицом, последний несет административную или уголовную ответственность. Чтобы его можно было привлечь ко второй, нужно доказать, что лицу был нанесен именно ущерб — моральный или физический.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/za-otkaz-v-predostavlenii-informatsii-grazhdaninu.html
Отказ в предоставлении гражданину информации и ответственность по УК РФ и КоАП РФ
Отказ в предоставлении гражданину информации — прямое нарушение Конституционного права, и за подобные действия виновным грозит уголовная или административная ответственность.
Это прямо прописано в 24 статье Конституции, где прямо указано, что любые органы самоуправления и госструктур, а также должностные лица не должны препятствовать гражданам в ознакомлении с информацией, непосредственно касающейся их прав и свобод.
Единственное исключение: ситуации, предусмотренные действующим законодательством.
Рассмотрим, в каких случаях непредоставление информации становится административным проступком или уголовно-наказуемым деянием.
Базовые понятия
Современное общество устроено таким образом, что человек постоянно нуждается в информации. Сведения могут носить разный характер, но их обязаны предоставлять человеку в установленном законом порядке.
Право на получение необходимой информации закреплено Конституцией:
- статья № 24 часть 2 — обязывает должностных лиц не препятствовать ознакомлению граждан с различными материалами и документами;
- статья 29 части 4 и 5 — дает гражданам право оперировать полученными данными в рамках правового поля и гарантирует свободу распространения информации массового характера.
Ситуации, когда человек делает официальный запрос на получение тех или иных сведений, а ему необоснованно отказывают в их получении является противоправным действием.
Важно! Исключением является информация закрытого характера, предназначенная лишь для ограниченного круга лиц. Скачать для просмотра и печати:
Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г
Статья 24 Конституции РФ
Неправомерный отказ: уголовная ответственность или административное правонарушение
Ответственность за нарушение перечисленных выше Конституционных прав предусматривается статьей 140 УК РФ и 5.39 КоАП. В целом, эти статьи одинаковы, но имеются некоторые нюансы разграничивающие административное нарушение и преступление.
Уголовная ответственность наступает в случаях:
- неправомерный отказ в предоставлении собранных должностными лицами (органами, организациями) документов, материалов, напрямую затрагивающих права/свободы гражданина;
- искажение информации или предоставление ложных сведений, данных не в полном объеме.
В обоих случаях обязательным условием наступления уголовной ответственности выступает причинение вреда законным интересам/правам человека такими деяниями.
В рамках административного правонарушения присутствует ответственность за:
- Незаконный отказ в предоставлении гражданам, включая адвокатов (на основе поступившего адвокатского запроса), либо организациям сведений, предоставление которых предусмотрено федеральным законодательством.
- Несвоевременное предоставление либо предоставление заведомо ложных данных.
Здесь причинение вреда или иных последствий не требуется. Достаточно самого факта.
На основании вышеизложенного изменяется состав злодеяния: формальный и материальный. В первом случае, к виновному будет применена статья Уголовного кодекса, в рамках которой может налагаться штраф до 200 000 рублей и запрет работать на установленных должностях в течение 2-5 лет.
Административная ответственность предусматривает взыскание штрафа в размере 5 000-10 000 рублей.
Источник: https://PravoNarushenie.com/prava-chest-i-dostoinstvo/prava-cheloveka/otkaz-v-predostavlenii-informatsii-i-otvetstvennost-po-uk-rf-i-koap-rf