Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.
  • Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.
  • Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
  • В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканийПервые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Порядок наложения

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.

Сроки привлечения к ответственности

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном.

Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/otvetstvennost/disciplinarnaja/gosudarstvennyx-sluzhashhix.html

Виды дисциплинарных взысканий

С целью наказания за ранее допущенные проступки, и недопущения в дальнейшем их повторения, руководство предприятия имеет право применять к провинившимся сотрудникам меры дисциплинарного воздействия. О том, какие существуют виды дисциплинарных взысканий, как правильно их оформить и применить, рассказывается в этом материале.

Перечень возможных наказаний

Согласно тексту трудового законодательства (ст.192 ТК) работодатели, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, имеют право налагать на работников, с которыми заключили трудовое соглашение (договор), три вида дисциплинарных взысканий:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Увольнение.

Чёткое определение понятий карательных мер в кодексе отсутствует. Как не прописан и порядок применения взысканий.

То есть, для того, чтобы объявить работнику выговор, не обязательно перед этим оформлять наложение менее строгого взыскания – замечания.

Работодатель имеет право самостоятельно определять, за какие нарушения Закон требует от работодателя только одно – единожды наказывать за один проступок.

Порядок применения дисциплинарных взысканий по ТК РФ

Статьёй 193 ТК установлен порядок, в соответствии с которым к сотрудникам должны применяться меры дисциплинарного воздействия. Он включает несколько действий, которые необходимо оформить документально.

  1. Необходимо составить и утвердить акт, которым будет подтверждено совершение правонарушения. Форма акта – свободная.

    Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

    Заверить акт своими подписями должны не менее трёх человек. Одним из них должен быть непосредственный начальник нарушителя, либо работник кадровой службы.

  2. Для подтверждения правонарушения необходимо приложить к акту подтверждающие документы в копиях:

    Нелишним будет приложение в комплект документов юридического заключения о правомерности применения того или иного взыскания. Следует указать, что такое заключение не имеет гриф обязательного документа, и составляется исключительно по требованию руководителя. Его отсутствие не может служить оправданием для работника, совершившего правонарушение, при выборе меры взыскания.

  3. Данный документ составляется виновником правонарушения на имя руководителя предприятия (организации, учреждения).

    Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

    В записке работник обязан исчерпывающе пояснить причины совершения дисциплинарного проступка. Затребовать объяснительную записку руководство предприятия вправе лично, или заказным письмом по почте. Срок составления документа – два рабочих дня. Отсутствие пояснения документируется актом отказа. Препятствием для наложения взыскания акт не является.

  4. Ответственность за подготовку пакета документов и составление приказа несёт кадровая служба предприятия.

    Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

    Подписать документ должен руководитель предприятия.

  5. Статья 193 ТК предусматривает процедуру доведения до сведения сотрудника, подвергнутого дисциплинарному взысканию, результатов расследования и приказа.

    Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

    На этот процесс отводится три рабочих дня с момента подписания приказа руководителем предприятия. В случае отказа работника от ознакомления с результатами расследования совершённого им дисциплинарного проступка, составляется акт отказа. Его подписывают руководитель предприятия и начальник одного из отделов, например, бухгалтерии, или кадровой службы.

Вид взыскания не меняет порядок его применения. Он единообразен. Как для замечания и выговора, так и для самого сурового дисциплинарного наказания – увольнения.

Дисциплинарные взыскания для сотрудников ФПС, военнослужащих, государственных служащих

Для некоторых категорий служащих перечень дисциплинарных наказаний значительно расширен в связи с тем, что в отношении их действует специальное законодательство. К таким категориям относятся государственные служащие, военнослужащие, сотрудники полиции, Федеральной пограничной службы.

Например, в отношении военнослужащих и военнообязанных действует закон от 27.05.1998 г. №76-ФЗ.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

Нарушение условий контрактной службы или дисциплинарный проступок может быть поводом для следующих взысканий:

  1. отчисление с военных сборов;
  2. предупреждение о неполном служебном соответствии;
  3. понижение в должности;
  4. понижение в звании;
  5. дисциплинарный арест;
  6. досрочное увольнение военнослужащего со службы.
Читайте также:  Что делать в случаях вымогательства: методика расследования вымогательства, образец заявления, ответственность

Для упорядочения перечня дисциплинарных взысканий в порядке прохождения службы в других государственных структурах также приняты специальные законодательные акты.

Сроки применения

Для применения дисциплинарного взыскания, на основании принятого руководителем предприятия решения, действующим законодательством отводится один месяц (ст.193 ТК).

Срок считается с того дня, когда обнаружено нарушение. В этот срок не входит период нахождения работника в отпуске, на больничном, в командировке.

Сюда же относится время, необходимое на документирование мнения профсоюзной организации.

Кроме того, наложить дисциплинарное взыскание невозможно, если:

  • прошло больше полугода со дня совершения нарушения;
  • после выявленного в ходе проверки или ревизии нарушения прошло свыше двух лет;

В отношении нарушений, связанных с фактами коррупции, применить дисциплинарное взыскание руководитель может, если с момента совершения прошло менее трёх лет.

Дважды наказать работника за один и тот же проступок руководитель не имеет права. Проще говоря, если недавно привлечённого к дисциплинарной ответственности сотрудника решено уволить, основание для этого должно быть иным.

Поводы для наложения взысканий

Законодательством предусмотрены права руководителя предприятия (организации, учреждения) на применение мер воздействия, если работниками допускаются различные нарушения. К числу наиболее частых поводов применения дисциплинарных мер относятся нарушения трудовой дисциплины:

  • опоздание;
  • прогул;
  • явка на рабочее место в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения;
  • невыполнение распоряжения руководителя подразделения.

Руководитель предприятия вправе расценить как нарушение дисциплины или правил внутреннего трудового распорядка любое несоответствие действий работника его обязанностям, прописанным в трудовом соглашении (договоре). Определение меры взыскания за совершённый проступок – только его прерогатива.

Спецификой организационно-правовой структуры и характером деятельности предприятия определяется перечень поводов для вынесения дисциплинарных взысканий. Если речь идёт о производственных предприятиях, жёстче других наказываются:

  • проступки, связанные с нарушением правил охраны труда;
  • низкое качество продукции;
  • наличие брака.

Для структур, имеющих отношение к производству сертифицируемых видов продукции, в целях борьбы с промышленным шпионажем весьма жёстко наказывается намеренное или неосторожное разглашение работниками информации, которая носит конфиденциальный характер.

Снятие дисциплинарных взысканий

Статьёй 194 ТК установлено, что дисциплинарное взыскание, не снятое досрочно, действует в течение года. После того, как указанный срок истёк, работник снова становится «чистым», то есть не имеющим каких-либо взысканий.

Если принимается решение о досрочном снятии ранее наложенного наказания, основанием для этого могут быть только три ходатайства:

  • наказанного работника;
  • руководителя подразделения;
  • представительного органа (профсоюзной организации).

Служебная записка на имя руководителя подаётся в свободной форме. Необходимо обязательно указать дату совершения и характер проступка, реквизиты приказа о наложении взыскания.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

Руководитель вправе принять решение о досрочном снятии взыскания и самостоятельно, без ходатайств вышеозначенных структур. В данном случае он может проявить индивидуальный подход к работнику, мотивировать его на образцовое исполнение должностных обязанностей.

Весьма распространены случаи нарушения работодателями прав работников в связи с неправильным применением дисциплинарного законодательства.

Физическое лицо вправе оспорить действия руководителя в трудовой инспекции и далее – в суде. При наличии нарушений в действиях работодателя, на него в соответствии со ст.5.

27 КоАП судом может быть наложен штраф в сумме 30-50 тыс.руб., на руководителя – 1-5 тыс.руб.

При незаконном увольнении работника его должны восстановить на прежнем месте работы, и компенсировать моральный вред. Если данные действия предприняты в отношении предпенсионера, административная ответственность может перерасти в уголовную. Право проверки обоснованности наложения дисциплинарных взысканий дано исключительно судебным инстанциям.

Источник: https://alaws.ru/vidy-disciplinarnyh-vzyskaniy/

Правила наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: виды, условия применения и правила наложения взысканий

«Об утверждении Положения о порядке наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих Республики Казахстан»

3. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2000 года. Президент Республики Казахстан Утверждены Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1999 года №321 Правила наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан 1.

4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Порядок наложения дисциплинарного взыскания на государственного служащего

При применении дисциплинарного взыскания учитывается тяжесть совершенного гражданским служащим проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также предшествующие результаты исполнения им должностных обязанностей. 5.4.

Дисциплинарные взыскания

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание . Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания.

В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции груда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. При специальной дисциплине труда порядок, сроки применения и виды дисциплинарных взысканий могут быть иными.

Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников регулируется ст.

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.

  • Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.
  • Дата обновления БД:
  • Документ утратил силу с 1 января 2016 года в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №152

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 31 декабря 1999 года №321

Об утверждении Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан

Источник: https://cesexpo.ru/pravila-nalozheniya-distsiplinarnyh-vzyskanij-na-gosudarstvennyh-sluzhashhih/

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

  • Дисциплинарная
    ответственность
     представляет
    собой одну из форм принуждения,
    применяемого уполномоченными должностными
    лицами (органами) к лицам, совершившим
    дисциплинарное правонарушение, и
    влекущего неблагоприятные последствия
    для нарушителя.
  • В
    отличие от других видов юридической
    ответственности дисциплинарная
    ответственность направлена на обеспечение
    дисциплины в основном в рамках служебного
    подчинения
  • .
  • Дисциплинарная
    ответственность является самостоятельным
    видом юридической ответственности. Она
    характеризуется следующим и признаками:
  • ·         основанием
    дисциплинарной ответственности является
    дисциплинарный проступок;
  • ·         за
    такой проступок применяются дисциплинарные
    взыскания;
  • ·         дисциплинарная
    ответственность применяется только в
    порядке подчиненности и только к
    физическим лицам.
  • Выделяют
    два вида дисциплинарной ответственности:
  • ·         общую;
  • ·         специальную.
  • Выделяются
    следующие специфические черты
    ответственности государственных
    служащих:
  • ·         повышенная
    ответственность служащего, поскольку
    последствия должностного правонарушения
    отрицательно сказываются, как правило,
    за пределами должности;
  • ·         наличие
    специальных мер ответственности за
    служебные правонарушения (понижение в
    должности, снижение квалификационного
    класса и др.);
  • ·         привлечение
    служащего к ответственности за
    правонарушение не исключает того, чтобы
    это же деяние было квалифицировано как
    другой вид правонарушения и влекло
    соответствую­щую юридическую
    ответственность, например, административную
    ответственность должностного лица за
    нарушение правил техники безопасности,
    за что оно же привлекалось к ответственности
    дисциплинарной.

В
соответствии со ст.
57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №
79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» основанием
привлечения гражданского служащего к
дисциплинарной ответственности является
совершение им дисциплинарного проступка.

  1. Дисциплинарным
    проступком
     в
    сфере государственно-служебных
    правоотношений признается неисполнение
    или ненадлежащее исполнение гражданским
    служащим по его вине возложенных на
    него должностных обязанностей.
  2. В
    науке административного права уже
    достаточно давно сформулированы
    признаки, которые можно объединить
    понятием состава дисциплинарного
    проступка. Основными элементами состава
    дисциплинарного проступка являются:
  3. ·         объект
    дисциплинарного проступка;
  4. ·         объективная
    сторона дисциплинарного проступка;
  5. ·         субъект
    дисциплинарного проступка;  
  6. ·         субъективная
    сторона дисциплинарного проступка.

Дисциплинарный
проступок имеет формальный состав, т.е.
для привлечения работника к дисциплинарной
ответственности достаточно
самого факта нарушения трудовой
дисциплины
,
даже если вредные последствия этого
нарушения отсутствуют.

Федеральный
закон «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» не требует,
чтобы работодатель обязательно налагал
на работника за каждый дисциплинарный
проступок взыскание. Применение
дисциплинарно­го взыскания — это
право, а не обязанность работодателя.
Поэтому вопрос об ответственности
должен решаться каждый раз индивидуально.

Исчерпывающего
перечня дисциплинарных проступков,
которые могут совершаться государственными
служащими, не существует.

Вместе с тем
в законодательстве предусмотрены меры
в отношении государственных служащих,
виновных в нарушении федеральных
законов, указов Президента РФ, неисполнении
или ненадлежащем исполнении федеральных
законов, указов Президента РФ и вступивших
в законную силу решений судов в
соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.

В
отличие от дисциплинарных проступков
перечень дисциплинарных
взысканий
 полностью
устанавливается законодательством и
не подлежит расширительному толкованию.

Законодательство о государственной
службе предусматривает возможность
наложения на государственных служащих
дисциплинарных взысканий, не установленных
Трудовым кодексом РФ. Так, в соответствии
с ч.
1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля
2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» представитель
нанимателя имеет право применить к
гражданским служащим следующие
дисциплинарные взыскания:

  • ·         замечание;
  • ·         выговор;
  • ·         предупреждение
    о неполном должностном соответствии;
  • ·         освобождение
    от замещаемой должности гражданской
    службы;
  • ·         увольнение
    с гражданской службы. 
  • Требования
    к 
    порядку
    наложения дисциплинарных взысканий
  • За
    каждый дисциплинарный проступок может
    быть применено только одно дисциплинарное
    взыскание.

Применение
того или иного дисциплинарного взыскания
должно быть не только законно, но и
обоснованно. В
этой связи в п.
53 постановления Пленума Верховного
суда РФ от 17 марта 2004 г.

№ 2 «О применении
судами Российской Федерации Трудового
кодекса Российской Федерации» разъяснено,
что работодателю не­обходимо представить
доказательства, свидетельствующие не
только о том, что работник совершил
дисциплинарный проступок, но и о том,
что при наложении взыскания учитывались
тяжесть этого проступка, обстоятельства,
при которых он был совершен,
предшествующее поведение работника,
его отношение к труду.

  1. При
    применении дисциплинарного взыскания
    учитываются тяжесть совершенного
    гражданским служащим дисциплинарного
    проступка, степень его вины, обстоятельства,
    при которых совершен дисциплинарный
    проступок, и предшествующие результаты
    исполнения гражданским служащим своих
    должностных обязанностей.
  2. Если
    при рассмотрении дела о восстановлении
    на работе суд придет к выводу, что
    проступок действительно имел место, но
    увольнение произведено без учета
    вышеуказанных обстоятельств, иск может
    быть удовлетворен.
  3. Дисциплинарное
    взыскание применяется непосредственно
    после обнаружения дисциплинарного
    проступка, но не позднее одного
    месяца
     со
    дня его обнаружения, не считая периода
    временной нетрудоспособности гражданского
    служащего, пребывания его в отпуске,
    других случаев отсутствия его на службе
    по уважительным причинам, а также времени
    проведения служеб­ной проверки.
  4. Копия
    акта о применении к гражданскому
    служащему дисциплинарного взыскания
    с указанием оснований его применения
    вручается гражданскому служащему под
    расписку в течение пяти
    дней
    со
    дня издания соответствующего акта.
  5. Гражданский
    служащий вправе обжаловать дисциплинарное
    взыскание в письменной форме в комиссию
    государственного органа по служебным
    спорам или в суд.

Если в
течение одного года
 со
дня применения дисциплинарного взыскания
гражданский служащий не подвергнут
новому дисциплинарному взысканию, он
считается не имеющим дисциплинарного
взыскания.

Читайте также:  Отказ поставщика и заказчика от заключения контракта по 44-фз: основания, процедура, последствия

Представитель нанимателя
вправе снять с гражданского служащего
дисциплинарное взыскание до истечения
одного года со дня применения
дисциплинарного взыскания по собственной
инициативе, по письменному заявлению
гражданского служащего или по ходатайству
его непосредственного руководителя.

В
целом порядок привлечения государственных
служащих к дисциплинарной ответственности
аналогичен общему порядку, установленному
трудовым законодательством. Особенностью
является то, что в ряде случаев
законодательство о гражданской службе
требует перед наложением дисциплинарного
взыскания проведения служебной проверки
или служебного расследования. 

Источник: https://studfile.net/preview/2441129/page:30/

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Наряду с поощрением государственных служащих законодательство РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по их наложению, а также порядок применения и обжалования с учетом конкретных условий и вида государственной службы устанавливаются федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Правом регулировать вопросы дисциплинарной ответственности субъекты Федерации не обладают.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е.

за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным названным Федеральным законом. Рассмотрим немного подробнее взыскание увольнение с гражданской службы.

Увольнение за совершение дисциплинарного проступка, коим является виновное неисполнение обязанностей гражданской службы, возможно только в случаях, прямо установленных законом. Это вполне согласуется с устоявшейся в теории и практике концепций увольнения как особой меры дисциплинарного взыскания.

Особым видом дисциплинарного взыскания является увольнение работника. В этом случае работодатель реализует свое право на прекращение договора при неисполнении другой стороной обязанностей по нему. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /отв. Ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М.: Юристъ,2005.

Не случайно Пленум Верховного Суда РФ указал, что при применении дисциплинарного взыскания работодатель должен учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен , предшествующее поведению работника, его отношение к труду. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004г.

№2 « О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда РФ.2004.№6. При этом работодатель должен представить доказательства не только совершения дисциплинарного взыскания соответствующие обстоятельства им были учтены.

«Верховный Суд РФ считает, что обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм(п.53)». Куренной А. Лоция в бурном мире трудового права// ЭЖ-Юрист. 2004.№14.

С учетом всего сказанного увольнение гражданского служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, как представляется, возможно лишь по правилам, установленным ст.

37 Федерального закона « О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Указанная статья предусматривает возможность увольнения гражданского служащего за совершение следующих дисциплинарных проступков:

  • — неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание ( п 2 ч.1 ст. 37);
  • — однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей(п.3 ч. 1 ст.37):
    • а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
    • б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
    • в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
    • г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • — принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа(п.5 ч.1 ст.37);
  • — однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации(п.6ч.1 ст.37).

Законом определен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. Так, за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

До применения взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа служащего дать объяснение составляется соответствующий акт.

Отказ служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка, что является важным условием принятия объективного решения представителем нанимателя и в то же время гарантией защиты прав служащего.

Объективно и всесторонне должны быть установлены: 1) факт совершения дисциплинарного проступка; 2) вина служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению проступка, мотивы совершения; 4) характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением.

  • Служебная проверка поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения государственного органа и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
  • По результатам служебной проверки составляется письменное заключение, на основании которого представителем нанимателя принимается решение о наложении взыскания.
  • Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее месяца со дня его обнаружения и вовсе не может применяться позднее шести месяцев, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
  • Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих регулируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

Устав распространяется не только на военнослужащих, но и на пребывающих в запасе или находящихся в отставке с правом ношения военной формы одежды прапорщиков, мичманов и офицеров при ношении этой формы.

Воинская дисциплина определяется Дисциплинарным уставом как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Она основывается на сознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Родины, на его беззаветной преданности народу и Отечеству.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации ( утвержден указом Президента РФ от 10 ноября 2007г. №1495)

Командир (начальник), не обеспечивший необходимых условий для соблюдения уставного порядка и требований воинской дисциплины, не принявший мер для их восстановления, несет за это ответственность.

Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться — основные принципы единоначалия, без которого невозможны воинская дисциплина, боеготовность и боеспособность войск.

Существенное отличие между воинской и гражданской служебной дисциплиной, ответственностью военнослужащих и гражданских служащих, кроме названных положений, состоит и в порядке применения мер дисциплинарных взысканий.

Налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащих могут только прямые начальники.

Дисциплинарный устав определяет власть командиров (начальников) по их типовым должностям, например: права командира роты по наложению дисциплинарных взысканий на подчиненных ему солдат, матросов, сержантов и старшин; права командира полка (корабля — I ранга) по применению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных ему офицеров. И так включительно до министра обороны РФ и других руководителей (министров, директоров служб). Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам. Командиры (начальники), должности которых в Уставе не упомянуты, в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по занимаемой должности. Например, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант — властью командира взвода (группы); генерал-майор и контр-адмирал — властью командира дивизии.

Взыскание должно соответствовать тяжести проступка и степени вины, устанавливаемых командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

В Дисциплинарном уставе перечислены дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат, матросов, сержантов и старшин; на прапорщиков и мичманов; на офицеров, а также права командиров (начальников) по наложению взысканий на подчиненных им военнослужащих.

Так, на сержантов и старшин срочной службы могут быть наложены следующие взыскания: выговор; строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; снижение в должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность; лишение сержантского (старшинского) звания; лишение сержантского (старшинского) звания с переводом на низшую должность.

Арест как вид наказания перестал применяться в Вооруженных Силах РФ после того, как со вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса содержание под стражей стало возможно лишь по решению суда.

Указом Президента «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ» от 30 июня 2002 г.

установлено, что военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу по судебному решению, могут содержаться на гауптвахте не более 48 ч с момента задержания или заключения под стражу; в случае отложения судом принятия решения об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу военнослужащие могут содержаться на гауптвахте не более 72 ч с момента принятия судом такого решения. В исключительных случаях, когда доставка военнослужащих, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, они могут содержаться на гауптвахте до 30 суток.

Дисциплинарный устав определяет порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 дней с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, то жалоба подается по команде.

Важно, что военнослужащий вправе обратиться с жалобой в суд на неправомерные, как он полагает, действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

  1. В заключении хотелось бы провести небольшое сравнение видов дисциплинарных взысканий перечисленных выше и взысканий согласно Трудового кодекса.
  2. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
  3. замечание;
  4. выговор;
  5. увольнение по соответствующим основаниям.

Перечень мер, которые могут применяться к нарушителю трудовой дисциплины, является исчерпывающим, т. е. он не может быть дополнен правилами внутреннего трудового законодательства. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (ред. от 23.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2002.№1

Читайте также:  Порядок увольнения сотрудника с работы: виды, процедура оформления по нормам трудового кодекса рф, возврат исполнительного листа судебным приставам, условия постановки на учет в центре занятости, выплата премии, документы

Таким образом мы видим что перечень взысканий согласно трудового права применяемых к работникам немного меньше, но в остальном, а именно в порядке применения и снятия очень похожи и взаимосвязаны.

дисциплина поощрение взыскание

Источник: https://studwood.ru/1179833/pravo/distsiplinarnaya_otvetstvennost_gosudarstvennyh_sluzhaschih

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

Проведение в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления [2, с.47].

И на эту тему не раз говорилось в выступлениях Президента. Подтверждает актуальность проблем и практическая деятельность чиновников.

Дисциплинарная ответственность рассматривается в правовой науке как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя [6, с.10].

В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения (хотя здесь есть и исключения из общего правила).

Тем не менее, обычно меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями и т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (далее — Закон о государственной гражданской службе) [8] предусматривает специальную дисциплинарную ответственность государственных гражданских служащих.

В юридической литературе отмечается, что специальная дисциплинарная ответственность, как известно, отличается от общей по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм, по мерам дисциплинарного взыскания, кругу лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, по установленному порядку обжалования взысканий [3, с.85].

Большинством этих особенностей характеризуется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

Вместе с тем нам представляется не совсем верным сводить всю специфику специальной дисциплинарной ответственности только к расширенному перечню дисциплинарных взысканий, как это иногда делается в специальной литературе. В особенности это касается дисциплинарной ответственности государственных служащих, которая, на наш взгляд, должна обладать сущностными отличиями от аналогичного института трудового законодательства.

В связи с обсуждаемой проблемой интересен анализ видов юридической ответственности, проведенный известным конституционалистом В.И. Круссом.

В частности, этот ученый предлагает разделять юридическую ответственность на частную и публичную.

Разумеется, юридическая ответственность всегда публична, но лишь в том смысле, что она всегда правовая, то есть, предопределена нормами права, установленными или санкционированными государством (публичной властью).

Дисциплинарная ответственность служащих государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними, так сказать «своими» Уставами [2, с.48].

В теории права общие основы дисциплинарной ответственности государственных служащих достаточно полно и широко исследованы различными авторами [2, с.48].

  • Это позволяет выделить основные ее признаки:
  • дисциплинарная ответственность — особый вид юридической ответственности;
  • для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;
  • дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;
  • состоит в применении карательных санкций — дисциплинарных взысканий;
  • дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения;

урегулирована нормами административно-служебного права [2, с.48].

Основанием для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное нарушение дисциплины, которое не влечет за собой уголовной ответственности [7, с.111].

Сущность дисциплинарного проступка состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении государственным служащим возложенных на него обязанностей.

Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарные взыскания — это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус [7, с.111].

Цель их применения двоякая: с одной стороны — наказать виновного, с другой — общая и частная превенция правонарушений, — достигается как содержанием, так и процедурой их назначения.

Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).

Характерным для всех видов государственной службы является наличие «общих» санкций, таких как: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение [7, с.111]. Однако для отдельных видов службы установлены иные виды санкций.

  1. При наложении дисциплинарного взыскания должны быть учтены следующие факторы:
  2. 1) тяжесть совершенного проступка;
  3. 2) обстоятельства, при которых он был совершен;
  4. 3) неисполнение обязанностей на протяжении всей службы и поведение служащего.

Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрено «понижение в должности», а для военнослужащих предусмотрены «свои» специфические виды взысканий, таких как «лишение очередного увольнения из расположения воинской части», «назначение вне очереди в наряд на работу», «лишение нагрудного знака» и некоторые другие. Для тех и других существуют взыскания в виде «снижения в специальном звании на одну ступень», а для таможенной службы и службы в органах Госнаркоконтроля эти виды санкций вообще не предусмотрены [2, с.49].

Особенностью военной службы является и разграничение мер взыскания в зависимости: от условий прохождения службы (по контракту, по призыву); от принадлежности к определенному составу (солдаты, матросы, сержанты; прапорщики, мичманы; офицеры); от пола (на женщин некоторые виды взысканий не налагаются).

Очень важным является вопрос о механизме привлечения к дисциплинарной ответственности, порядке наложения и приведения в исполнение дисциплинарного взыскания для государственных служащих. Здесь имеется ряд особенностей [2, с.49].

Во-первых, для гражданских государственных служащих, военнослужащих, а также для сотрудников ОВД, таможенных органов и органов Госнаркоконтроля этот механизм тщательно разработан, а для судебных приставов его практически нет. Вплоть до настоящего времени сотрудники Федеральной службы судебных приставов Минюста России привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании и в порядке, предусмотренном нормами Трудового кодекса РФ.

Во-вторых, правом применения дисциплинарного взыскания на гражданской государственной службе обладает представитель нанимателя, которым, как правило, является руководитель государственного органа, а на правоохранительной государственной службе взыскание назначает прямой начальник. На военнослужащих же дисциплинарные взыскания могут налагаться не только вышестоящим по должности, но и по званию, в соответствии с дисциплинарной властью командира [2, с.49].

В-третьих, решение о привлечении к ответственности должно быть реализовано на гражданской службе непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения.

Аналогичный порядок предусмотрен и для сотрудников таможенных органов.

А на военной службе, службе в органах внутренних дел и в службе Госнаркоконтроля — не позднее 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

  • В-четвертых, запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим.
  • В-пятых, на военной службе запрещено налагать взыскание на весь личный состав подразделения.
  • В-шестых, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные военнослужащим во время несения службы в составе суточного наряда, производится после смены или замены другим военнослужащим.
  • В-седьмых, по отношению к лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, дисциплинарные взыскания могут применяться только после вытрезвления.
  • В-восьмых, состояние наказанности для военнослужащих не прекращается автоматически, как для других государственных служащих по истечении определенного срока (как правило — один год со дня наложения взыскания), так как Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено, что взыскание может быть снято приказом только в порядке поощрения.

Для тех государственных служащих, на кого распространяется Положение о службе в ОВД РФ, и сотрудников органов Госнаркоконтроля установлены сроки для снятия взысканий в зависимости от того, каким порядком они были объявлены. Устные снимаются через месяц со дня наложения, а объявленные в приказе, через год.

Это лишь некоторые особенности применения дисциплинарных взысканий для отдельных видов государственной службы.

Последнее, на чем хотелось бы заострить внимание — это возможность применения мер дисциплинарной ответственности к военнослужащим, лицам, призванным на военные сборы, а также сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов Госнаркоконтроля и таможенных органов за совершение административных правонарушений. В соответствии со ст.2.5 КоАП РФ данные категории государственных служащих «несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами» и «нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах».

  1. Исключения составляют нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения.
  2. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях.
  3. Существует три условия, при которых дисциплинарное взыскание считается снятым:
  4. 1) с момента наложения взыскания истек один год;
  5. 2) лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности;
  6. 3) издан приказ о снятии дисциплинарного взыскания.
  7. При этом государственные служащие вправе обжаловать наложенное на них дисциплинарное взыскание в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  8. Таким образом, в современных условиях для определения правового положения милитаризованных служащих особенности дисциплинарной ответственности являются достаточно актуальными.
  9. Совершенствование правовой базы в этом направлении представляется крайне необходимым условием для повышения эффективности данного вида федеральной государственной службы.
  10. Стоит подумать и о введении общих для всех видов милитаризованной службы Основ дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства, с едиными критериями, санкциями и механизмом применения мер дисциплинарного воздействия.
  11. Список используемой литературы

1. Кошкарова Е.С. Дисциплинарная ответственность государственных служащих / Е.С. Кошкарова // Правоведение. — 2006. — №6. — с.189-191.

2. Кулешов И.В. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: общее и особенное/И.В. Кулешов // Чиновникъ. — 2005. — №2 (36) — с.47-51.

3. Макарова Н.И. К вопросу о правовом статусе государственного служащего/Н.И. Макарова // Вестник ОмГУ, 2008. Вып.1. — с.85-87.

4. Одинцов А.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: Учебник/А.А. Одинцов. — М.: Экзамен, 2007. — 414с.

5. Положение о службе в ОВД Российской Федерации. Утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 2002 №4202. — 1 // СПС Гарант. — 2008. — №16.

6. Пресняков М.В., Чаннов С.Е., Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации / М.В. Пресняков, С.Е. Чанов // Трудовое право. — 2009. — №8. — с.10-15.

7. Смоленский М.Б. Административное право / М.Б. Смоленский. — Ростов — на — Дону: «Феникс», 2005. — 346с.

8. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79 — ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС Гарант — 2008. — №16.

9. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление/ В.Е. Чиркин. — М.: Юристъ, 2005. — 320с.

Источник: https://studbooks.net/1144080/pravo/distsiplinarnaya_otvetstvennost_gosudarstvennyh_sluzhaschih

Ссылка на основную публикацию