Перечень товаров для СМП — это документ, который заказчики размещают в ЕИС, если они работают по 223-ФЗ и планируют осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Что это за документ и как его подготовить, расскажем в нашей статье.
Согласно ч. 5 ст. 3 223-ФЗ, участником закупочных процедур, осуществляемых по 223-ФЗ, может выступать любое юридическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели. Однако в соответствии с ч.
5.1 Положения об особенностях участия в закупках СМ и СП, утвержденного ПП РФ № 1352 от 11.12.2014, годовой объем заказов, которые заказчик должен провести с СМП, составляет не менее 15 % от СГОЗ.
Далее нам необходимо разобраться, должен ли заказчик размещать в еис перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства?
Для того чтобы организация-заказчик имела возможность приобретать необходимые товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства и выбирать заложенный ПП РФ № 1352 и плановой документацией объем закупок, она должна сформировать, утвердить и разместить в Единой информационной системе реестр ТРУ, заказ которых будет проходить у СМ и СП (п. 8 Положения). Если такой реестр в организации отсутствует, то заказчик лишается возможности закупать ТРУ у субъектов малого предпринимательства. Следовательно, размещение реестра товаров для СМП — это прямая обязанность организации-заказчика.
Организация-заказчик формирует такой реестр самостоятельно, исходя из своих потребностей. Реестр ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства, составляется на основании действующего классификатора ОКДП2. В него необходимо включить и наименование закупаемой продукции, и присвоенный ей в соответствии с классификатором кодовый номер (п. 9 Положения).
Согласно нормам ПП РФ № 1352, заказчик имеет право вносить изменения в реестр товаров СМП. Регламент проведения таких изменений необходимо прописать в положении о закупках организации.
Если в опубликованном документе допускается возможность внесения изменений в реестр ТРУ, приобретаемых у СМП, то, при необходимости, заказчик вносит соответствующие коррективы в документ, утверждает его и повторно размещает в ЕИС.
Как разместить перечень для СМП в ЕИС
Сформированный и утвержденный список в обязательном порядке подлежит размещению в Единой информационной системе и на официальном сайте заказчика (п. 10 Положения).
Для того чтобы опубликовать готовый документ в ЕИС, заказчик должен выйти на главную страницу Единой информационной системы и войти в свой личный кабинет, а затем — на вкладку «Реестр перечней товаров, работ, услуг». Далее необходимо выбрать действие «Создать перечень».
Сведения об организации-заказчике заполняются автоматически. Исполнителю необходимо подготовить блок «Перечень ТРУ», заполнив таблицу соответствующими кодами ОКПД2. Все значения нужно выбирать из открывающегося справочника.
Аналогичным образом заполняется каждая строка таблицы. После того как все позиции из списка товаров для СМП заказчика будут внесены, необходимо прикрепить бумажную версию документа. Для этого нужно перейти в блок «Документы», нажать кнопку «Обзор», выбрать нужный файл и выполнить действие «Прикрепить».
Затем проект перечня ТРУ для СМП сохраняется и размещается в ЕИС. Для этого необходимо нажать клавишу «Разместить».
Для того чтобы просмотреть в ЕИС уже готовые и размещенные перечни, необходимо выйти на главную страницу ЕИС, перейти во вкладку «Осуществление закупок» и выбрать «Перечни товаров, работ, услуг (223-ФЗ)».
Порядок проведения закупок в соответствии с перечнем для СМП
Для того чтобы иметь возможность проводить заказы по 223-ФЗ, в том числе и у МСП, заказчик должен разместить в ЕИС свое положение о закупках (подп. «б» ч. 4 Положения). В свою очередь, чтобы осуществить закупку у СМ и СП, ему необходимо опубликовать реестр закупаемых у субъектов малого предпринимательства товаров (п. 8 Положения).
Все заказы у СМ и СП осуществляются только в соответствии с опубликованными положениями о закупках (подп. «б» ч. 4 Положения).
В том случае, если реестр был размещен, то при закупке ТРУ из данного реестра рассматриваются заявки только тех участников, которые относятся к СМ и СП. Заявки, поданные иными юридическими лицами, к рассмотрению не принимаются.
Если же организация-заказчик устанавливает требование об участии в тендере только СМП и предоставляет таким участникам определенные преференции, она имеет возможность на такое ограничение количества участников заказа, только если приобретает ТРУ из реестра для субъектов малого предпринимательства.
Заказчик не вправе ограничивать количество потенциальных участников торгов в иных случаях. Это подтверждается как 223-ФЗ, так и ПП РФ № 1352.
Допускается ряд исключений из реестра ТРУ для СМП. Если в списке присутствуют ТРУ, объединяющие несколько позиций ОКДП2, при этом госзаказчик не все из них планирует закупить у субъектов МСП, то в реестровом документе можно оформить сноску, в которой будут указаны те позиции, которые организация исключает из своего списка ТРУ.
Существует также ряд случаев, при которых при приобретении ТРУ из перечня можно заключить контракт не с СМП по окончании срока приема заявок (п. 21 Положения):
- Если по итогам процедуры СМ и СП не подали ни одной заявки на участие в тендере.
- Если все заявки, поданные субъектами МСП, отозваны либо признаны несоответствующими требованиям закупочной документации.
- Если субъекты МСП подали лишь одну заявку, и она признана несоответствующей требованиям ЗД.
- Если заказчик, опираясь на положение о закупках, принял решение о том, что контракт не будет заключен.
Источник: https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-rabotat-s-perechnem-tovarov-dlya-smp
Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2020 году
Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?
Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
- хозяйственные партнерства.
Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.
Кто относится к субъектам МСП
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году устанавливает государство.
Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е.
относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.
Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.
- Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий — с 400 до 800 млн рублей.
- Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.
А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.
Микропредприятие | 120 млн рублей | не более 15 человек |
Малое предприятие | 800 млн рублей | не более 100 человек |
Среднее предприятие | 2 млрд рублей | не более 250 человек |
В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.
Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь – три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.
Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.
Государственный реестр субъектов МСП
С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.
В открытом доступе находится следующая обязательная информация:
- наименование юридического лица или полное имя ИП;
- ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
- категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
- сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
- указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.
Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:
- о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
- о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
- о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
- полную контактную информацию.
Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.
После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.
Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:
- Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
- Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
- Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.
Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya
Новшества в закупках у МСП для заказчиков по 223-ФЗ | Контур.Закупки
Продолжаем рассказывать о поправках в закупочное законодательство, которые вступят или уже вступили в силу в 2018 году. Сегодня речь пойдет об изменениях для заказчиков по 223-ФЗ в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Они внесены законом № 505-ФЗ от 31 декабря 2017, а также постановлениями Правительства.
Электронная форма
Закупки, которые организуются исключительно для МСП, должны будут проводиться строго в электронной форме. Это положение будет закреплено в части 2 статьи 3 закона 223-ФЗ и начнет действовать с 1 июля 2018 года.
С той же даты в законе появится новая статья 3.4, которая будет регулировать проведение электронных процедур для МСП. В частности, предусмотрен ограниченный перечень способов определения поставщика, а именно:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- конкурс в электронной форме;
- аукцион в электронной форме;
- запрос котировок в электронной форме;
- запрос предложений в электронной форме.
Выбрать иной способ определения поставщика для закупок у МСП заказчики по 223-ФЗ не смогут.
Проводиться торги для малого и среднего бизнеса должны на ЭТП, удовлетворяющих требованиям закона 44-ФЗ и дополнительным требованиям, предусмотренным правительством. Список федеральных площадок, на которых можно будет проводить процедуры для МСП по 223-ФЗ, будет дополнительно утвержден.
ЭТП, на которых проводятся торги по 44-ФЗ
Кроме того, в новой статье 3.4 будут прописаны особенности каждой процедуры, в том числе:
- порядок и сроки проведения;
- ценовые ограничения;
- правила подачи заявки;
- порядок обеспечения заявки (например, если она обеспечивается деньгами, то средства должны вноситься на спецсчет в банке из перечня, определенного Правительством в соответствии с законом 44-ФЗ).
При нарушениях, допущенных заказчиком по 223-ФЗ, в том числе неосуществлении закупок у МСП, ему полагается наказание в виде обязанности применять положения закона 44-ФЗ. В поправках уточнено, что в этом случае заказчик должен применять нормы закона 44-ФЗ, которые прямо указаны в 223-ФЗ (часть 8.1 статьи 3, которая появится в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года).
Новый объем закупок
Общий объем закупок, которые заказчики по 223-ФЗ должны осуществлять у МСП, остается на прежнем уровне. Это 18% от годового объема. А вот объем прямых закупок у МСП, то есть тех, которые проводятся исключительно среди таких субъектов, изменился. До 1 января текущего года в соответствии с постановлением Правительства № 1352 он составлял 10%.
С начала 2018 года вступило в силу новое постановление № 819 от 19 августа 2016 года. Так вот, в соответствии с ним, объем закупок, прдназначенных исключительно для МСП, вырос с 10 до 15%.
Кто должен закупаться у МСП
В соответствии с постановлением от 15 ноября 2017 № 1383, с 1 января расширился список категорий заказчиков, которые должны заключать договоры с субъектами малого и среднего бизнеса в размере 18% от общего годового объема закупок. Теперь это организации трех типов:
- заказчики, чей годовой объем выручки более 500 млн рублей;
- заказчики, в том числе кредитные организации, величина активов которых более 500 млн рублей, при условии, что они сами не относятся к категории МСП;
- автономные учреждения, которые в предыдущем году совершили закупок (имеются в виду заключенные договоры) на сумму более 250 млн рублей.
Изменение отчета по закупкам у МСП
С 2018 года отчет по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства получил новую форму. Что конкретно изменилось?
- Информация о договорах по каждой категории субъектов МСП теперь указывается отдельно.
- Договоры, заключенные на срок более 5 лет, составляют отдельную категорию.
- Отдельно указывается количество договоров, которые были оплачены в текущем году, но исполняться будут и после его окончания.
Напоминаем, что отчет по закупкам у МСП, произведенным в 2017 году, необходимо опубликовать в ЕИС до 1 февраля 2018 года.
Кратко о других изменениях в 223-ФЗ, которые вступят в силу в 2018 году, читайте в этом материале.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/novshestva-v-zakupkax-u-msp-dlya-zakazchikov-po-223-fz/
Что значит СМП по 44-ФЗ и что нужно знать об их участии в госзакупках
Как показывает практика, подавляющее большинство участников закупок относятся к категории субъектов малого предпринимательства. В этой статье мы расскажем о том, что представляет собой данная категория, кто к ней относится и о каких нюансах участия СМП в закупках необходимо знать.
Что это такое: расшифровка
СМП – по 44-ФЗ это сокращенное название субъектов среднего и малого предпринимательства. Категории СМП определяются статьей 4 настоящего Закона.
Кто относится к этой категории?
Согласно действующему законодательству к данной категории предпринимателей относятся хозяйствующие субъекты (ИП и юрлица), в соответствии с 209-ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ» имеют статус малого (в том числе и микро-) или среднего предприятия.
Что нужно знать об участии СМП в госзакупках?
В отношении участия СМП в муниципальных или государственных закупках существует несколько нюансов, о которых следует знать, а именно:
- категория СМП устанавливается в соответствии с наибольшим по значению условием (стоимость активов или численность сотрудников).
- категория СМП может быть изменена лишь в том случае, если предельные значения стоимости активов или численности работников выше или ниже указанных предельных значений на протяжении трех календарных лет.
- вновь созданные компании или вновь зарегистрированные ИП и крестьянские хозяйства в течение года регистрации могут быть отнесены к СМП, если их показатели средней численности сотрудников, выручки от реализации товаров или балансовой стоимости активов не превышают установленных пороговых значений.
- предельный размер НМЦК при размещении заказа для СМП составляет 20 миллионов рублей.
- в отношении участников торгов, которыми могут быть только СМП, в извещениях о проводимых закупках устанавливается ограничение, вследствие которого участники закупок обязаны в собственных заявках на участие декларировать свою принадлежность к данной категории.
- сумма обеспечения заявки на участие в закупке у СМП не может быть более 2% НМЦК.
Условия
Согласно действующему законодательству субъекты среднего и малого предпринимательства должны соответствовать следующим условиями:
- суммарная доля участия Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, религиозных и общественных организаций, благотворительных и других фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов, а суммарная доля участия иностранных юрлиц, а также суммарная доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, не являющимся СМП, не должна превышать 49 процентов.
- средняя численность сотрудников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности сотрудников для каждой категории СМП:
- для микропредприятий – до 15 человек;
- для малых предприятий – до 100 человек включительно;
- доя средних предприятий – до 250 человек включительно.
- выручка от реализации товаров, услуг или работ без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать пороговые значения, определенные Правительством РФ для каждой категории СМП:
- для микропредприятий –120 миллионов рублей;
- для малых предприятий – 800 миллионов рублей;
- доя средних предприятий – 2 миллиарда рублей.
Внимание: Если закупки проводятся для СМП, то численность сотрудников не должна превышать предельное значение в 100 человек.
Объем закупок у СМП по 44-ФЗ
Согласно действующему законодательству в рамках части 1 статьи 30 Закона 44-ФЗ государственные и муниципальные Заказчики обязаны размещать заказы у СМП в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного в на основании части 1.1 настоящей статьи.
При этом в расчет совокупного объема закупок не включаются закупки:
- услуг по кредитованию;
- для обеспечения безопасности государства и обороны страны;
- у единственного поставщика;
- работ в области атомной энергетики;
- осуществляемые закрытыми способами.
Как проводится закупка: способы
Закупки у предприятий, имеющих статус СМП, могут осуществляться посредством проведения:
- конкурса: открытого, двухэтапного или с ограниченным участием;
- запроса: котировок или предложений;
- электронного аукциона.
Перечень закупок
Вопреки распространенному мнению, перечня закупок, которые должны производиться у субъектов малого предпринимательства, не существует. В связи с этим у подобного рода предприятий можно закупать любые товары, услуги и работы.
Сроки оплаты
С 1 мая текущего года в силу вступил законопроект, согласно которому оплата контрактов, заключенных в результате проведения закупок среди СМП не должна превышать пятнадцати рабочих дней с момента подписания документа о приемке.
Для всех прочих контрактов срок остается неизменным и составляет 30 календарных дней со дня подписания документа о приемке.
Исключение составляют лишь случаи, когда в целях обеспечения обороноспособности или безопасности страны Правительством РФ установлены иные сроки оплаты по контракту.
Обеспечение контракта
Согласно действующему законодательству сумма обеспечения контракта устанавливается в пределах 5-30 процентов его стоимости. Однако Заказчик имеет законное право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если закупка осуществляется среди предприятий, имеющих статус СМП.
Декларация СМП по 44-ФЗ: образец с 2017 года
Ознакомиться с декларацией о принадлежности предприятия к категории СМП можно по ссылке https://yadi.sk/i/Rle82Bt03KxJME или https://yadi.sk/i/HIVNWbY_3KxJNP.
Закупки у СМП по 223-ФЗ: что нужно знать?
Закон гласит, что в определенных случаях организации обязаны осуществлять закупки у СМП.
В Постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1352 Положением определены особенности участия СМП в закупках товаров, услуг и работ, а также годовой объем закупок и регламент его расчета.
С начала текущего года в силу вступила часть 8.1 статьи 3 223-ФЗ, согласно которой Заказчики обязаны руководствоваться законом 44-ФЗ, если:
- не была выполнена обязанность по осуществлению закупок у средних и малых предприятий в течение календарного года в установленном объеме;
- была размещена недостоверная информация о годовом объеме закупок у предприятий среднего и малого предпринимательства, включенная в отчет по 223-ФЗ;
- в ЕИС не был опубликован отчет об объеме закупок у СМП.
Иными словами, при наступлении перечисленных случаев считается, что Заказчиком с 1 февраля очередного календарного года и до его завершения не было размещено положений о закупках, а значит, Заказчик не может руководствоваться 223-ФЗ.
Внимание: В настоящий момент минимальный годовой объем закупок у СМП устанавливается в размере 18% совокупного годового стоимостного объема контрактов, заключенных по результатам закупок.
Согласно действующему законодательству Заказчик должен утвердить перечень продукции, услуг и работ, закупку которых он планирует производить только у предприятий, имеющих статус СМП. Перечень формируется Заказчиком и публикуется в ЕИС и на официальном сайте Заказчика. Составляться перечень должен, как и в планировании – по кодам ОКДП. При этом:
- при НМЦК до 50 миллионов рублей Заказчик обязан произвести закупку у СМП;
- при НМКЦ от 50 до 200 миллионов рублей Заказчик имеет право произвести закупку у СМП, но на общих основаниях.
Если же закупка продукции из перечня у СМП признана несостоявшейся, то заказчик имеет право произвести закупку в соответствии с собственным положением о закупке – к примеру, у единственного поставщика.
Важно: Исключения из перечня делать можно.
К примеру, если Заказчиком в перечень был внесен код ОКДП, объединяющий несколько различных позиций, но Заказчик не готов скупать их все у СМП, то в перечне можно сделать сноску с указанием конкретных позиций, исключаемых из списка.
Постановление №1352 не запрещает вносить в перечень какие-либо изменения, однако порядок корректировки перечня следует прописать в положении о закупке.
Согласно тому же постановлению обеспечение заявки на участие осуществляется по выбору поставщика. Важно отметить, что при осуществлении закупок по перечню закупок сумма обеспечения не может превышать двух процентов от НМЦК. Обязанность уплаты обеспечения заявки для утвержденных участников программы партнерства может быть исключена.
Важно: Постановление №1352 определяет право Заказчика утвердить индивидуальную программу партнерства – документ, описывающий комплекс мер по поддержке участников закупок из категории СМП. На основании данной программы Заказчик формирует собственный реестр СМП, однако проводить торги только среди предприятий-партнеров Заказчик не вправе.
В то же время требование обеспечения исполнения договора может быть установлено в размере аванса или в сумме до пяти процентов НМЦК, если внесение аванса не предусмотрено. Способ обеспечения выбирается поставщиком самостоятельно. При этом участники программы партнерства также могут быть освобождены от обязанности обеспечения договора.
По итогам проведения подобных закупок срок подписания контракта не должен превышать двадцати рабочих дней с момента принятия решения о его заключении. Исключение составляют случаи, когда для заключения договора требуется одобрения органа управления или действия Заказчика обжалуются в ФАС или суде.
В таких случаях контракт должен быть подписан в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу соответствующего документа, предусматривающего его заключение. Минимального срока на подписание договора не установлено.
Максимальный срок перевода средств в счет оплаты по договору (отдельному этапу), заключенного в результате проведения закупки только среди предприятий со статусом СМП, составляет 30 календарных дней с момента исполнения обязательств.
Таким образом, для субъектов среднего и малого предпринимательства законодательство предусматривает особые условия участия в торгах. Именно поэтому Заказчикам следует особенно внимательно следить за исполнением требований государства в отношении СМП, прописанных в Законах 44-ФЗ и 223-ФЗ в зависимости от типа проводимых закупок.
Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/chto-takoe-smp.html
Если в списках не значатся: Малый бизнес не сможет участвовать в закупках по 223-ФЗ
Юридическое лицо, относящее себя к малому бизнесу, не имеет права участвовать в закупках по 223-ФЗ, если его нет в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Такого мнения придерживаются в Министерстве экономического развития РФ, уточняя, что норма касается закупок, которые проводятся только среди малого и среднего бизнеса.
Сергей Фахретдинов, руководитель комитета «Деловая Россия» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, рассказал Т94, какие закупки могут проводиться исключительно у малого бизнеса и почему он должен подтверждать свой статус сведениями из реестра.
«Закупки у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ регламентированы постановлением Правительства РФ №1352, в котором указывается, что если начальная (максимальная) цена договора на поставку не превышает 200 млн руб. и указанный товар включен в перечень закупок у малого и среднего бизнеса, заказчик обязан осуществить такие закупки на спецторгах у субъектов МСП.
Никакие другие юридические лица, не включенные в реестр МСП, принимать участие в закупке не могут», — подчеркнул эксперт. Он также добавил, что до создания единого реестра были прецеденты, когда крупные, связанные с заказчиками компании, чей доход превышает 2 млрд руб., декларировали свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Причем фактически они им не являлись и участвовали в спецторгах, чтобы госкомпания могла отчитаться о выполнении квот по закупкам у МСП. Реестр подобные случаи исключает.
«Заказчик обязан не менее 10% своих закупок передавать малому бизнесу, — напомнил Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. — Грубо говоря, по закону у заказчика есть сумма, которую он должен отдавать частями малому бизнесу.
При этом закупаемую продукцию он выбирает сам, публикуя в начале года перечень ее наименований на официальном сайте закупок и на своей странице. К таким закупкам и допускается малый бизнес, но при условии, что начальная цена будет не больше 200 млн руб.
В конце года заказчик отчитается перед Правительством РФ о том, что он 10% своих закупок провел у малого бизнеса».
Ярослав Вахитов, руководитель проекта МЭЛТОР (Мастер электронных торгов), объяснил, что сейчас налоговая автоматически относит предприятия в реестр, но не всегда эта информация корректна, а на исправление сведений может уйти весьма много времени и нервов.
«Во-первых, нужно подать заявление в налоговую через личный кабинет юридического лица на сайте nalog.ru, но для этого необходима электронная подпись.
Во-вторых, если по результатам рассмотрения обращения налоговая присылает отказ, то совершенно непонятно, где именно произошло несоответствие условиям отнесения к МСП, учитывая что формальные критерии соблюдены (штат до 250 человек, выручка до 2 млрд руб. и т.п.). И для выяснения причины нужно еще раз обращаться в налоговую.
Процесс обслуживания предпринимателей на этом участке однозначно нужно улучшать. Ранее для включения в реестр МСП нужно было подать заявление в ГБУ «Малый бизнес Москвы», но там специалисты всегда даже по телефону предоставляли «живые консультации» и помогали решить проблему», — сетует эксперт.
Сейчас правило предоставлять на торги выписку из реестра не распространяется только на вновь созданные юрлица и зарегистрированные ИП. Они по-прежнему обязаны представить вместо сведений из реестра декларацию о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
По словам Дмитрия Казанцева, до прошлого года единственным способом подтверждения причастности к малому бизнесу была декларация. Причем это касалось как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. Декларация представляет собой гарантийное письмо поставщика, где говорится о том, что он относится к малому бизнесу. Изначально оно составлялось в свободной форме, но постепенно усложнилось до выписки из реестра.
В настоящий момент от участников закупок, проводимых по 44-ФЗ среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, не требуется подтверждать принадлежность к малому бизнесу данными из единого реестра. От них достаточно только декларации.
Впрочем, выписка из реестра для предпринимателя – процедура простая и предоставляется в электронном виде, уверяет Сергей Фахретдинов: «В законе о контрактной системе не требуется подобная выписка, так как в закупках у малого и среднего предпринимательства участвует малый бизнес и социальные некоммерческие организации. Все действия строго регламентированы законом, и госзаказчик дополнительно проверяет каждого будущего поставщика. При выявлении какого-либо несоответствия декларации и фактическому положению такой поставщик будет отсеян».
Таким образом, у заказчика по 223-ФЗ, который столкнулся с отсутствием подтверждений о причастности бизнеса к малому и среднему предпринимательству, а именно не предоставил сведений из единого реестра, есть два выхода. Первый– отказать в допуске к участию в закупке,и второй – отказаться от заключения договора с таким предпринимателем, являющимся единственным поставщиком.
Ангелина Жукова.
Источник: https://torg94.ru/articles/esli-v-spiskah-ne-znachatsya-malyj-biznes-ne-smozhet-uchastvovat-v-zakupkah-po-223-fz-2017-02-10/
Практика уфас: особенности закупок у мсп
При проведении закупок у субъектов МСП заказчики должны руководствоваться не только общими правовыми нормами в сфере закупок, но и отдельными специальными НПА, регулирующими закупочные процедуры у субъектов малого и среднего бизнеса.
О том, какие ситуации могут возникнуть у участников закупочного процесса при проведении таких процедур, рассмотрим на примерах из практики.
Наименование закупочной процедуры для МСП на ЭТП и в извещении
В УФАС обратился поставщик с жалобой на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по продлению лицензии антивирусного программного обеспечения.
По мнению инициатора обращения, организатор закупки при размещении извещения обязан был в соответствии с требования ЭТП указать приоритет субъектам малого и среднего предпринимательства (в общих сведениях следовало указать способ закупки — «запрос котировок для СМП»).
Антимонопольный орган при рассмотрении дела установил, что Положением заказчика не предусмотрено отдельное указание в наименовании способа закупки (в т.ч. на ЭТП) того, что в процедуре принимают участие только субъекты малого и среднего предпринимательства.
При этом в тексте извещения о проведении рассматриваемого запроса котировок указано, что участие могут принимать только вышеназванная категория контрагентов.
На основании этого, комиссия УФАС пришла к выводу, что заказчик действовал в соответствии со своим Положением о закупке и в его действиях не усматривается нарушений порядка организации и проведения торгов. (Решение УФАС по Новосибирской области б/н от 27 декабря 2018 г.)
Сфера действия Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352
В УФАС поступила жалоба поставщика на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по оформлению и поставке периодических печатных изданий для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно доводам жалобы, заказчиком размещено извещение о закупке, в котором установлено требование о возможности участия в процедуре только организаций, отнесенных к субъектам МСП, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям законодательства. Комиссия УФАС установила, что согласно п.2 Положения о СМСП, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352, установлены организации, в отношении которых применяется данное Постановление.
Положением о СМСП определено, что для проведения закупок, заказчики обязаны утвердить перечень и разместить его в ЕИС.
Антимонопольный орган при изучении материалов дела пришел к выводу, что заказчик не попадает под действие Постановления Правительства РФ от 11.12.
2014 года № 1352, следовательно, у организатора процедуры отсутствует обязанность осуществлять закупку товаров, работ, услуг, у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В своем решении комиссия УФАС указала, что заказчиком неправомерно установлено требование об участии в запросе котировок лишь субъектов малого и среднего предпринимательства. (Решение УФАС по Самарской области б/н от 07.03.2018)
*Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.07.2015 № Д28и-2082, от 09.07.
2015 года № Д28и-2074 учреждение, не попадающее под действие Постановления № 1352, не вправе проводить закупку с указанием в документации о такой закупке требования о том, что участником может быть только субъект МСП, а также требовать от участников закупки представления деклараций, подтверждающих статус СМСП.
Участник закупки — субъект МСП р. Беларусь
В антимонопольный орган обратился поставщик с жалобой на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку счетчиков жидкого топлива.
По мнению заявителя комиссия организатора закупки неправомерно отклонила его заявку от участия в процедуре по причине несоответствия требованиям закупочной документации- заявитель не является субъектом МСП.
При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что инициатор обращения является субъектом МСП согласно законодательству р.Беларусь.
В соответствии с условиями проводимой закупки преференции для малого и среднего бизнеса в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц, введенные Постановлением Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014, распространяются только на лиц, зарегистрированные согласно законодательству РФ.
Комиссия УФАС пришла к выводу, что иностранные организации и ИП не могут быть отнесены к категории субъектов МСП в контексте ФЗ № 223 и вышеназванного Постановления Правительства РФ, поэтому представленная инициатором обращения декларация о его принадлежности к субъектам МСП р.Беларусь подтверждает его несоответствие условием проводимой закупки.
(Решение УФАС по Республике Саха (Якутия) по жалобе № 02-45/18.1-18 от 05.04.2018).
Таблица из единого реестра СМСП как подтверждение о нахождении в нем участника
В антимонопольный орган поступила жалоба участника при проведении конкурса в электронной форме по оказанию услуг в области фото- и видеосъемки.
По мнению инициатора обращения, его заявку незаконно отклонили от участия в процедуре. При рассмотрении дела комиссия УФАС пришла к выводу, что согласно условиям закупки участники должны предоставить сведения из единого реестра субъектов МСП.
Согласно нормам действующего законодательства установлено обязательное требование о предоставлении участниками закупок, проводимых среди малого и среднего предпринимательства в рамках ФЗ № 223, сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларации в случае отсутствия таких сведений.
В целях подтверждения заявленного требования участник представил таблицу из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства , не соответствующую форме закупочной документации.
Однако, антимонопольный орган посчитал, что инициатор обращения подтвердил таким образом наличие общества в указанном реестре, несмотря на то, что декларацию в составе заявки он не предоставил. (Решение Московского УФАС по делу № 1-00-357/77-19 от 21.02.2019).
Оплата работ в течение 30 дней для субъектов МСП
В антимонопольный орган обратился подрядчик с жалобой на положения документации о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту лестничных маршей и площадок в учебном корпусе.
В своем обращении подрядчик указал, что в документации заказчик не устанавливает срок оплаты выполненных работ для участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а именно : не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).
При рассмотрении дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что согласно представленному заказчиком отчету о финансовых результатах деятельности учреждения на 01.01.2019 г.
объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) составил менее 500 млн.
рублей, в связи с чем он не подпадает под действие положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352.
Также антимонопольный орган в своем решении отметил, что в закупочной документации не установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты МСП, соответственно, обязанность установления порядка оплаты договора с ограничением в 30—дневный срок у заказчика также отсутствует. (Решение Ульяновского УФАС по делу № 073/07/223-15670/03-2019 от 13.05.2019).
Участник закупки не является субъектом МСП
В УФАС поступила жалоба участника на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по изготовлению и установке оконных конструкций из ПВХ профиля в административном и производственном корпусах.
По мнению заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны организатора процедуры выразилось в отклонении его заявки по причине непредставления документов, подтверждающих принадлежность к субъектам МСП. Антимонопольный орган установил, что участником проводимой закупки может быть любое лицо, в том числе субъект МСП.
Комиссия отмечает, что обязанность по предоставлению документа, включающего в себя сведения из единого реестра СМП или декларации по форме, установленной в закупочной документации, возникает только у юридических лиц, являющихся МСП.
Антимонопольная служба в своем решении указала, что инициатор обращения не является субъектом МСП, так как не соответствует требованиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона о субъектах СМП и, соответственно, не включен в единый реестр таких контрагентов, что подтверждается информацией с сайта ФНС.
На основании этого заявитель не имеет возможности предоставить документ, включающий в себя сведения из вышеназванного реестра субъектов МСП или декларацию по форме, установленной заказчиком, так как такая обязанность возникает у юридических лиц, являющихся субъектами МСП и включенных в единый реестр таких лиц.
(Решение Московского УФАС по делу № 1-00-977/77-18 от 28.05.2018).
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что закупки у субъектов МСП представляют собой отдельный вид закупочных процедур, при размещении которых и участникам, и заказчикам следует проявить должную осведомленность и соблюсти все необходимые требования действующего законодательства.
Источник: https://44fzrf.ru/praktika-ufas-osobennosti-zakupok-u-msp/
Какие льготы получает малый и средний бизнес при участии в госзакупках
Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях.
Для них проводят тендеры, в которых не могут участвовать представители крупного бизнеса.
Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Об этих и других льготах идет речь в сегодняшней статье.
Вводная информация
Критерии, по которым организация или ИП относятся к субъектам малого или среднего предпринимательства, приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. Для удобства мы объединили эти критерии в таблицу. Таблица
Критерии, по которым компанию или ИП относят к субъектам малого или среднего предпринимательства
Средняя численность работников за предшествующий год | до 100 человек | 101-250 человек |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС | не более 800 млн. руб | не более 2 000 млн. руб. |
Суммарная доля сторонних организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном капитале | не более 49% | не более 49% |
Все организации и предприниматели, отнесенные к указанным категориям, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к малому или среднему бизнесу, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru.
Льготы, предусмотренные для малых и средних предприятий, зависят от того, в рамках какого закона проводится госзакупка. Напомним, что здесь возможны два варианта. Первый вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 05.04.
13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Второй вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ; подробнее см.
«Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»). Рассмотрим каждый вариант в отдельности.
Закупки в рамках Закона № 44-ФЗ
Льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства (СМП), установлены статьей 30 Закона № 44-ФЗ.
Какие квоты установлены для СМП Закон № 44-ФЗ обязывает госзаказчиков закупать у субъектов малого предпринимательства товары и услуги в объеме не менее 15% от совокупного годового объема закупок. За невыполнение квоты заказчикам грозит штраф в размере 50 000 рублей. Ежегодно до 1 апреля заказчики должны публиковать в Единой информационной системе (ЕИС) отчет о закупках у СМП за прошедший год. В отчете отражаются только состоявшиеся закупки, в которых было заявлено преимущество для малого бизнеса.
В каких закупках участвуют субъекты малого предпринимательства
СМП могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.
Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого предпринимательства. Здесь нет представителей среднего и крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая.
Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).
При этом можно включить фильтр, отбирающий тендеры для малого и среднего бизнеса. После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.
Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.
Заказчики вправе проводить закупки у малого бизнеса шестью способами: посредством открытого конкурса (см. «Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе»), электронного аукциона (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса котировок (см.
«Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса предложений (см. «Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений»), конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса.
Начальная (максимальная) цена (НМЦ) таких закупок не может быть выше 20 000 000 рублей.
При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Иногда форму декларации разрабатывает заказчик. Но в некоторых закупках бланка декларации нет, и тогда участники могут воспользоваться формой, разработанной специалистами «СКБ Контур».
Какие льготы предусмотрены для СМП Во-первых, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам). Во-вторых, госзаказчик обязан оплатить товары или работы не позднее 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (для «обычных» участников срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней).
При проведении торгов в рамках Закона № 223-ФЗ действуют льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Данные льготы закреплены постановлением Правительства РФ от 11.12.14 № 1352. Предоставление льгот контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Какие квоты установлены для СМиСП Госзаказчики с выручкой, превышающей 2 миллиарда рублей, обязаны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства товары и услуги в объеме не менее восемнадцати процентов от общего объема закупок. При этом десять процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого бизнеса. Добавим, что в зачет идут лишь состоявшиеся закупки. Государственный заказчик должен перечислить в своем положении о закупках коды ОКПД2 всех товаров и услуг, которые он будет приобретать у СМиСП. Также заказчик обязан соблюдать следующее правило: если НМЦ контракта не превышает 50 000 000 рублей, закупка из данного перечня проводится строго у СМиСП; если НМЦ договора от 50 000 000 до 200 000 000 рублей, заказчик волен решать, среди кого проводить закупку: среди СМиСП или среди представителей крупного бизнеса.
В каких закупках участвуют СМиСП
Субъекты малого и среднего предпринимательства могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта. Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь нет представителей крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая. Такие торги проводятся либо для самих СМиСП, либо для всех участников с условием привлечения СМиСП на субподряд. При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому и среднему бизнесу. Форма такой декларации приведена в приложении к постановлению Правительства № 1352.
Какие льготы предусмотрены для СМиСП
Во-первых, Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков, чтобы те перечислили обеспечение заявки и контракта (см. «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). Но даже если в документации по закупке есть подобное требование, то для МСиСП действуют льготные условия.
Так, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам).
Сумма обеспечения контракта не может превышать пяти процентов от НМЦ или должна равняться сумме аванса (для «обычных» участников обеспечение контракта, как правило, составляет 30 процентов от НМЦ).
Во-вторых, максимальный срок оплаты по контракту для СМиСП не может превышать 30 календарных дней (для «обычных» участников срок оплаты не регламентирован; см. «Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт»).
В-третьих, госзаказчик может утвердить собственную программу партнерства для субъектов малого и среднего предпринимательства и установить льготы для ее участников.
Обратите внимание: для работы в систем госзакупок и для участия во многих видах торгов необходима специальная электронная подпись.
Источник: https://www.buhonline.ru
Источник: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/kakie_lgoty_poluchaet_malyy_i_sredniy_biznes_pri_uchastii_v_goszakupkakh/