В случаях, когда лицо или группа лиц не исполняет обязательства по оплате налогов, наступает ответственность.
Уклонение от уплаты налогов по ст. 198, 199 УК РФ относится к нарушителям, чья задолженность приобрела крупный и особо крупный размер. Рассматривается в ходе судебных разбирательств.
В состав преступления входят длительность уклонения и размер задолженность физического лица или организации перед государством.
Физические лица
Уклоняются от уплаты налогов несколькими способами:
- Не подают декларации о доходах в установленные налоговой службой сроки;
- Скрывают истинный размер дохода;
- Не вносят своевременных платежей, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.
Физическое лицо обвиняется в злом умысле при совершении деяний, характеризующихся как уклонение от уплаты налогов.
Начиная с 16 лет гражданин может преследоваться законом, если уже дееспособен, трудоустроен, но не выплачивает налогов.
Индивидуальные предприниматели также ответственны перед законом за уклонение, для них действуют те же пороги, что и для физических лиц.
Юридические лица
Объектом преступных деяний является государство, в бюджет которого не поступали средства от юридического лица.
Для организаций установлены повышенные планки для крупных и особо крупных размеров. Ответственность в случае возбуждения уголовного дела строже.
Как находят уклонистов
Поиском должников занимается налоговая служба. Под пристальное внимание подпадают физические и юридические лица при обстоятельствах:
- Совершения операций без экономического смысла (по документам не значится доход лица при оказании им услуг любого рода);
- При недостатке персонала или финансов для ведения деятельности, указанной в декларации;
- Использования посреднических услуг, когда для этого не существует объективной необходимости;
- Выплаты сотрудникам компании заработка, несоразмерного объему работ или квалификации;
- Уменьшения налоговых выплат при росте дохода;
- Выдача или получение кредитов в превышающем доходы размере.

Сотрудники налоговой службы также обращают внимание на счета физических лиц и организаций. Регулярные, необъяснимые и не облагаемые налогами пополнения приводят к дополнительной проверке субъекта.
Во внимание принимаются достаточно крупные суммы, исчисляемые сотнями тысяч рублей.
Классификация уклонения
С 2017—2018 годах действуют новые поправки в указанных статьях, ужесточающие меры преследования и санкции в отношении уклонистов от уплаты налогов.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица рассматривается в ст. 198 УК РФ. Следующая, 199 ст. УК РФ, посвящена уклонению от уплаты налогов и (или) сборов с организацию (юридических лиц).
Суровость применяемых наказаний зависит от нескольких факторов: как долго лицо или группа лиц уклонялись от налогообложения, были ли эти действия умышленными, каков размер задолженности.
Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом имеют отличные признаки от того же деяния со стороны частных граждан:
Нормативный акт | Ст. 198 УК РФ | Ст. 199 УК РФ |
Определение крупного размера | 900 тыс. руб. – 2,7 млн руб. | 5 – 15 млн руб. |
Процент невыплаченных налогов от суммы | 10% | 25% |
Определение особо крупного размера | 4,5 – 13,5 млн руб. | 15 – 45 млн руб. |
Процент невыплаченных налогов от суммы | 20% | 50% |
Состав преступления | Не предоставление декларации о доходах | Не предоставление декларации о доходах организации |
Предоставление заведомо ложных сведений о доходе | Предоставление заведомо ложных сведений о доходе |
Основной проблемой судебной практики по таким делам становится определение сроков давности. Уклонение в размере до крупного имеет срок давности 2 года, крупные и особо крупные – 10 лет.
Для следствия представляется сложным определить точно дату отсчета сроков исковой давности, в связи с чем для уклонистов появляется шанс уйти безнаказанными.
Ответственность за уклонение по ст. 198 – 199 УК РФ
Частное лицо или организация будут освобождены от уголовной ответственности при нескольких условиях:
- Это первое привлечение к ответственности за неуплату налогов;
- Субъект полностью погасил задолженность по налогам.
В остальных случаях наступает ответственность за уклонение от уплаты налогов:
Санкция | Ст. 198 УК РФ | Ст. 199 УК РФ |
Штраф | 200 – 500 тыс. руб., выплаты рассчитываются из размера дохода осужденного, длительность погашения 1,5 – 3 года | |
Принудительные работы | 3 года | 5 лет |
Лишение свободы | 3 года | 6 лет |
Борьбой с уклонистами занимаются несколько государственных инстанций в России: налоговая служба, арбитражные суды, Центробанк.
По результатам расследования проводится судебное разбирательство.
Суд принимает во внимание все доказательства сторон, принимает решение. Во всех доказанных случаях уклонения подсудимого обязывают выплатить образовавшийся долг.
Дополнительно назначается наказание, тяжесть которого определяется на основании размера задолженности и наличия смягчающих/отягчающих обстоятельств.
Источник: http://ugolovnyi-expert.com/uklonenie-ot-uplaty-nalogov/
Меры ответственности за уклонение от уплаты налогов
Не заплатив налоги на 3 тыс. руб., есть риск лично познакомиться с судебными приставами. Имея непогашенную налоговую задолженность больше 10 тыс. руб., нельзя выехать заграницу. Но сколько нужно задолжать государству, чтобы получить статью «уклонение от уплаты налогов»? Особенности применения наказаний за сознательную неуплату налогов разъясняем сегодня с помощью УК РФ.
Состав преступления
Налоговых правонарушений — великое множество. Начиная от несвоевременной подачи документов в ФНС и заканчивая препятствием налоговой проверке и сокрытием имущества от приставов. Очень часто то, что мы в разговоре упоминаем, как уклонение от уплаты налога или сбора, на самом деле таковым не является.
Уклонение от обязательный государственных платежей имеет строго определенный уголовным законодательством состав преступления:
- объект — государство и доходная части государственного бюджета;
- субъект — лицо или организация, совершившая неправомерное действие;
- объективная сторона — законченное деяние по отношению к объекту, в результате которого были нарушены законные интересы объекта( уменьшены доходы бюджета);
- субъективная сторона — вина, мотив, цель и эмоции субъекта по отношению к совершаемому им деянию.
Когда уклонение, а когда нет?
Согласно статьям 198 и199 УК РФ уклонение от уплаты налогов физическими лицами и предприятиями проявляется в следующих действиях:
- гражданин, достигший совершеннолетия, или предприятие (субъекты) сознательно и целенаправленно (субъективная сторона) не подало налоговую декларацию, не предоставило какие-либо обязательные для целей налогообложения бумаги, включило в декларацию ли другие документы неверные, искаженные сведения (объективная сторона);
- в результате оных действий в бюджет не поступило, либо поступило значительно меньше доходов от налогообложения, чем следовало (объективная сторона);
- величина недоимки признана по закону крупной или особо крупной (объективная сторона).
Отдельное внимание уделим последнему пункту состава преступления: величине недоимке по налогам. Для граждан (ст. 198 УК РФ):
- крупный размер > 600 000 руб. за трехгодовой отрезок времени, при том, что часть невыплаченных налогов превысила 1/10, либо составила более 1,8 млн. руб. в денежном эквиваленте.
- особо крупный размер > три млн. руб., при части невыплаченных налогов более 1/5 или более девять млн. руб. в денежном эквиваленте.
Для юридических лиц (ст. 199 УК РФ):
- крупный размер > 2 млн. руб. за трехгодовой отрезок времени, при величине «сокрытых налогов» > 1/10 от уплаченных или более 6 млн.
- особо крупный размер > 10 млн. руб. за аналогичный временной отрезок, при величине «сокрытых налогов» > 1/ 5 от уплаченных или более 30 млн. руб.
Что же это означает? Во-первых, отсутствие одного из элементов состава преступления не позволяет классифицировать его по одной из указанных статей. Особенно сильно при этом на состав преступления оказывает размер фактического урона.
Если он значительно меньше, указанного, то скорее всего, правонарушителю уголовная ответственность не грозит. В данном случае, суд обычно ограничивается принудительным взысканием долга за имущества или денежных средств нарушителя, а также штрафом.
Во-вторых, согласно Постановлению Пленума ВС РФ №64, если правонарушитель совершил, но не довел свое преступление до конца (например, не подал вовремя декларацию или подал с ошибкой), но затем до истечения срока платежа перечислил ден.
средства в полной сумме (или сумме, не позволяющей применить крупный или особо крупный размер к недоимке), то состав преступления по такому делу отсутствует, а действия нарушителя могут быть квалифицированы как добровольный отказ от окончания преступления.
Ответственность и судебная практика
УК РФ предлагает следующие виды ответственности за преступные деяния, квалифицированные как уклонение от уплаты налога гражданами:
- при выявлении крупной недоимки : штраф = от ста до трехсот тыс. руб. либо суммарная зарплата за 1 или 2 года, обязательные работы на год, арест до полугода, ограничение свободы до 1 года.
- при выявлении особо крупной недоимки: штраф = от двухсот до пятисот тыс. руб. либо зарплата за 1,5-3 года, обязательные работы/ограничение свободы до 3 лет.
Если для гражданина это первый случай привлечения к уголовной ответственности и он готов заплатить долг, пеню и штраф полностью, то его согласно УК РФ можно освободить от привлечения по статье 198.
Основываясь на данных судебной практики, наиболее часто к гражданам, привлекаемым к ответственности по статье 198, назначается мера пресечения в виде штрафа. Впрочем, есть прецеденты применения наказания в виде условного лишения свободы до 1 года с испытательным сроком 6-8 месяцев. По делам с истекшим сроком давности наказание устанавливается формально.
К осужденным по статье 199 «уклонение от уплаты налогов с организаций» могут применяться следующие меры пресечения:
- при выявлении крупной недоимки: штраф, обязательные работы до 2 лет, заключение под стражу с последующим ограничением свободы до 2 лет;
- при выявлении особо крупной недоимки: штраф, обязательные работы до 5 лет, заключение под стражу до 5 лет.
При этом практически всегда должностные лица, ответственные за совершение преступления или участвовавшие в нем, теряют возможность занимать руководящие или управляющие должности и (реже) заниматься предпринимательской деятельностью.
Судебная практика по статье 199 выявляет, что такая мера пресечения как штраф к должностным лицам организаций практически не используется. Обычно это условный срок: от полугода до 3 лет (крупный размер) или от года до 4 лет (особо крупный размер). Реальный срок получают порядка 30-40% осужденных — до года (крупный размер) или от двух до трех лет (особо крупный размер).
Источник: https://creditnyi.ru/zadolzhennosti-po-nalogam-peni/uklonenie-ot-uplaty-nalogov-360/
Когда неуплата налогов грозит тюрьмой
Статья Романа Шишкина, к.ю.н., руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития КСК групп, для журнала «Финансовый директор»
За неуплату налогов УК РФ предусматривает уголовную ответственность. За уклонение от уплаты налогов могут наказать не только генерального, но и финансового директора и других сотрудников компании. Предлагаем обзор судебной практики, посвященной этой животрепещущей теме.
Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов по УК РФ
В статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. Очевидно, что негативная сторона указанной деятельности сводится к привлечению к финансовой ответственности юридического лица с и возможностью привлечения к субсидиарной ответственности сотрудников компании.
При этом существующая статистика говорит о реальном снижении количества выездных налоговых проверок, а вот качество контрольных мероприятий и налогового администрирования растет.
Надо иметь в виду, что за неуплату налогов УК РФ предусматривает не только финансовую, но и уголовную ответственность. В пункте 3 статьи 32 НК РФ закреплена обязанность налоговых органов направлять материалов в следственные органы с целью рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Указанная ответственность наступает, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме сумму недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов.
Срок направления документов составляет 10 рабочих дней с момента установления (выявления) указанных обстоятельств.
Материалы направляются следователям для проверки наличия состава одного из следующих уголовных преступлений:
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (статья 198 УК РФ);
- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статья 198 УК РФ);
- неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ);
- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ).
По результатам их проверки при наличии признаков преступления следователь, в соответствии со ст. 145 УПК РФ, принимают решение о возбуждении уголовного дела, о чем незамедлительно направляется уведомление в налоговый орган с приложением копии постановления.
Что считается уклонением от уплаты налогов
Как указывает Пленум ВС РФ в своем постановлении от 28.12.2006 г.
№ 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
Также в постановлении называются способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов.
Ими могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.
- Примеры дел, когда неуплата налогов привела к лишению свободы
- Рассмотрим интересные судебные дела, когда наступила уголовная ответственность по УК РФ из-за неуплаты налогов.
- Дело о выводе денежных средств
Источник: https://kskgroup.ru/press-center/news/kogda-neuplata-nalogov-grozit-tyurmo/
Несправедливое разграничение уголовной ответственности в статьях 198 и 199 УК РФ
- В статье 199 УК РФ порогом входа в уголовную ответственность признается сумма неуплаченных налогов в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при доле неуплаченных налогов более 25 процентов подлежащих уплате сумм, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при доле неуплаченных налогов более 50 процентов подлежащих уплате сумм, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.
- В статье 198 УК РФ этот порог значительно ниже — всего лишь девятисот тысяч рублей, при доле неуплаченных налогов больше 10 процентов подлежащих уплате сумм, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при доле неуплаченных налогов более 20 процентов подлежащих уплате сумм, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.
- Если физическое лицо является директором, учредителем или еще кем-либо в организации, которое не платит налоги, то оно подлежит уголовной ответственности при неуплаченных налогах начиная с пяти миллионов, если же физическое лицо просто физическое лицо либо предприниматель, то неуплаченных налогов достаточно 900 тысяч рублей.
- Если для первого процентное соотношение к подлежащим уплате 25 процентов, то для второго — лишь 10 процентов.
- И так далее.
Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств.
В УК РФ в одном случае налогоплательщик физическое лицо, в другом — вроде тоже физическое, но должностное или иное лицо уже в организации.
Но неуплатой налогов причиняется вред бюджету, для которого личность причинителя вредя значения не имеет.
Можно сказать, что налоговое бремя юридические лица (точнее их руководители и сопутствующие лица) несут в большем размере, поэтому для них есть поощрение в виде большего порога входа в уголовную ответственность. Но мы знаем немало случаев, когда налоговая нагрузка предпринимателей — физических лиц в разы больше такого бремени организаций.
Возможно, априори мы предполагаем, что простые граждане платят не так много налогов, поэтому и наказывать их нужно построже (точнее, предусмотрим уголовную ответственность для лайт-недоимок).
А может законодатель подумал, что ИП — это субъекты специальных режимов и они не платят ни НДС, ни налог на прибыль, и т.п. Во-первых, нет, не всегда. Во-вторых, не все физические лица есть предприниматели. В-третьих, какое это имеет отношение к равенству всех перед законом.
Так для защиты каких общественных отношений предусмотрены более пониженные требования для привлечения к уголовной ответственности граждан и предпринимателей? Разве указанные разграничения не связаны с имущественным и должностным положением граждан в одном случае как просто физических лиц и ИП, в другом — тоже гражан, но должностных лиц организаций?
Из положительного только то, что состав ст. 198 УК РФ относится к категории небольшой тяжести со сроком давности в два года.
Во Франции отсутствуют самостоятельные статьи, дифференцирующие уголовную ответственность за данные преступления в зависимости от субъекта уклонения (будь то физическое, либо юридическое лицо), ответственность наступает по общим статьям об уклонении.
Субъектом налоговых преступлений в Германии может быть только физическое лицо.
В Уголовном кодексе Белоруссии нет разграничения на уклонение от уплаты налогов с организации и физическим лицами, есть общая ст. 243, как и в Азербайджане (ст. 213), Украине (ст. 212), Эстонии (ст. 148.1), Узбекистане (ст.184).
В Казахстане такие разделения есть (ст.ст. 244 и 245), как и в Армении (ст.ст. 205, 206), Киргизии (ст.ст. 231 и 232), Молдавии (ст.ст. 244 и 244.1), Таджикистане (ст.ст. 291, 293), но у них нет привязки к процентному соотношению неуплаченных налогов применительно к подлежащим уплате.
В некоторых странах, как мы знаем, существует уголовная ответственность юридических лиц. Там различия оправданы.
Но это уже другая «пестня», и не про нас.
Источник: https://zakon.ru/blog/2019/11/07/nespravedlivoe_razgranichenie_ugolovnoj_otvetstvennosti_v_statyah_198_i_199_uk_rf_v_zavisimosti_ot_i
Уклонение от уплаты налогов в УК РФ: признаки и наказание
Налоговые поступления являются важной статьей государственного бюджета, за счет которого решаются многие социальные и экономические вопросы.
Налоговые отчисления представляют собой обязательные, безвозмездные и принудительные платежи, величину которых плательщики стараются уменьшить. Зачастую для этого используются различные мошеннические схемы.
Как итог – государство недополучает деньги, что является нарушением экономической безопасности страны. Для нарушителей, предусматриваются меры уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.
Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:
- После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
- После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
- Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.
Большая часть всех способов уклонения от уплаты налогов являются противозаконными, и их использование влечет за собой определенную ответственность для нарушителей.
В настоящее время недобросовестные плательщики используют следующие механизмы уклонения:
- привлекают к решению вопросов кредитные и банковские учреждения, которые могут провести операции по обналичиванию сделок;
- используют средства, полученные гражданами по различным социальным программам (маткапитал, военная ипотека), и незаконно обналичивают их;
- переводят денежные ресурсы на счета физических лиц, в свою очередь владелец счета снимает всю сумму поступления, после чего замораживает или закрывает счет;
- используют услуги фирм-однодневок, на их расчетные счета переводятся крупные суммы денег, а после снятия их и получения в банке, фирма аннулируется и перестает существовать.
Отметим, что при обнаружении факта неуплаты налогов нарушители будут привлечены к ответственности.
Впрочем, если преступление совершено впервые, а неплательщик в полном объеме погасил свою задолженность и уплатил штрафы, против него не будут использовать уголовную ответственность за неуплату налогов.
Если же преступление фиксируется неоднократно, а сам нарушитель пытается уклониться от штрафов, от судебного разбирательства ему никуда не деться.
Уголовно-правовая характеристика преступления
Характеристика такого преступления, как уклонение от уплаты налогов со стороны физлиц и различных фирм практически одинаковая, и не имеет особых различий. В обоих случаях объектом преступления признаются финансовые интересы государства, которое недополучает сумму налоговых взносов, и, следовательно, имеет недостаток бюджетных средств.
В качестве субъекта могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, и обладающие на момент совершения противоправного поступка дееспособностью, понимающие, что их действия лежат вне правового поля России и влекут за собой негативные последствия, а точнее уголовную ответственность за неуплату налогов.
Касательно юридических лиц субъектом преступления будет должностное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налоговых отчислений. К таковым относят руководителей компаний, а также главных бухгалтеров.
Так как они являются уполномоченными сотрудниками, призванными следить за исполнением действительных норм налогового законодательства, против них будут применены более суровые методы наказания.
Субъективная сторона вопроса всегда характеризуется наличием прямого умысла. Нарушитель осознает, что его действия носят противоправный характер, и при тщательной проверке он будет нести ответственность. При этом, причины уклонения от уплаты налога государство интересовать не будут.
Объективная сторона вопроса заключается в исполнении определенных действий и поступков, целью которых является уменьшение налоговых взносов. Так как основным параметром данного нарушения является прямой умысел, законодатель понимает под уклонением от уплаты умышленные деяния, направленные на нарушение действительных налоговых принципов.
Они влекут за собой уменьшение бюджета за счет отсутствия средств, что является ударом по экономической безопасности государства.
Квалифицирующие признаки
При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом. Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.
Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):
- крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
- особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.
Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):
- крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
- особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.
Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.
В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):
- Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
- Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.
Действующие меры наказания
Наказание для недобросовестных налогоплательщиков за уклонение от уплаты налогов может быть установлено как действующими налоговыми принципами, так и в соответствии с Административным и Уголовным кодексом страны. В первых двух случаях нарушителя будут ждать различные штрафные санкции в виде штрафов и пени. Что касается уголовного судопроизводства, то здесь меры наказания имеют более широкий характер.
Для физических лиц уголовная ответственность за налоговое преступление предусматривает следующие типы наказания:
- штраф в 300 тыс. рублей и лишение воли на 1 год – если сумма неуплаты крупная;
- если неуплата налогов характеризуется как особо крупная, то наказание будет ужесточено, нарушитель имеет все шансы оказаться за решеткой на 3 года, а также будет оштрафован на 500 тыс. рублей.
Если нарушителем действительных налоговых принципов является юридическое лицо, уголовную ответственность за налоговые правонарушения для него определят по ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов»:
- Должностное лицо при установлении факта отсутствия сборов с организации в крупном размере будет оштрафовано на 300 тыс. рублей. Кроме того, положениями ст.199 УК РФ предусматривается лишение воли на 2 года, и 3-летний запрет на занятие определенными служебными обязанностями.
- Если квалифицирующие признаки определены как особо крупный размер неуплаты, или преступление совершено несколькими особами по предварительной договоренности, сумма штрафный санкций составит 500 тыс. рублей, а срок тюремного заключения увеличится до 3 лет.
Говоря о налоговых преступлениях, совершенных физическим лицом или организацией, невозможно не упомянуть о сроках давности. Касательно правонарушений в налоговой сфере (уклонение от уплаты налогов) государство использует два вида срока давности:
- Для привлечения нарушителей к ответственности (ст.113 НК РФ).
- Для взыскания штрафных санкций и компенсаций (ст.115 НК РФ).
В обоих случаях устанавливается срок давности в 3 года (10 лет при наличии особых квалификационных признаков).
Однако, тут имеются некоторые нюансы и тонкости. Так, статья «уклонение от уплаты налогов» указывает, что налоговики имеют возможность приостановить течение срока давности, если появятся подозрения в намеренном затягивании процесса и уклонении в оплате штрафов. Для этого составляется специальный акт по форме КНД 1160074.
Ефремов Роман Сергеевич
Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/prestupleniya/otvetstvennost-za-uklonenie-ot-nalogov
Практика применения статьи 199 УК РФ — Уклонение от уплаты налогов с организации
Органы государственной власти Российской Федерации неоднократно отмечали общественную опасность уклонения от уплаты налогов как умышленного неисполнения конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги. В настоящее время практика применения статьи 199 Уголовного кодекса РФ в национальном судопроизводстве носит далеко не эпизодический характер.
Несмотря на динамичность изменений налогового законодательства, уголовный закон остается стабильным, а правоохранительные органы и судебная власть сформировали единый и устойчивый взгляд по вопросу его применения.
В данной публикации автор – адвокат Павел Домкин предлагает ознакомиться с основными моментами практики расследования уголовных дел за совершение уклонения от уплаты налогов и сборов.
Следует отметить, что первостепенную роль в вопросе инициации и расследования уголовных дел по статье 199 УК РФ играют налоговые органы.
В большинстве случаев поводом для возбуждения уголовного дела является направление налоговым органом информации о неисполненном в срок решении о взыскании выявленной недоимки, штрафов и пеней.
Подобное сообщение направляется налоговой инспекцией в правоохранительные органы в силу требований закона, а целью данного сообщения является проверка наличия в действиях налогоплательщика-неплательщика признаков состава преступления по статье 199 УК РФ.
В сообщении налоговой орган представляет информацию о размере задолженности налогоплательщика перед бюджетом РФ, которая возможно будет использоваться правоохранительными органами при исчислении размера ущерба бюджетной системе и инкриминироваться в официальном обвинении.
Как правило, перед поступлением информации из налогового органа в орган следствия, она является предметом предварительной проверки со стороны сотрудников полиции.
В данной стадии уполномоченными лицами главным образом осуществляется проверка сообщения инспекции на предмет умышленности действий руководящих лиц налогоплательщика, допустившего нарушение налоговой дисциплины.
Служебными целями органа дознания является проверка информации, например, об умышленном неправомерном отнесении к расходной части при расчете подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, о сознательном неправомерном применении вычета по НДС, о причинах фальсификации документооборота с контрагентами и т.д. Полученная в рамках доследственной проверки информация впоследствии передается в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с п.п. «а», п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 199 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации. Предварительное расследование уголовного дела производится по месту совершения преступления, а именно в месте, где налогоплательщик состоит на налоговом учете.
Порядок возбуждения уголовного дела по статье 199 УК РФ
Порядок инициации уголовного преследования по статье 199 УК РФ имеет существенные процессуальные отличия от «классического» алгоритма возбуждения дел по заявлению о преступлении.
Закон не предполагает возможности возбуждения дела по обычному заявлению о преступлении, поданному заинтересованной стороной.
Как указывалось ранее, в подавляющем большинстве случаев заявителем о преступлении выступают налоговые органы.
В тоже время органы дознания (полиции), следователи наделены полномочиями инициировать проверку в отношении налогоплательщика при соблюдении установленной процедуры участия налоговых органов.
При поступлении информации не из налоговой инспекции о выявлении признаков уклонения от уплаты налогов следователь Следственного комитета РФ не позднее 3-х суток с момента поступления сообщения направляет в налоговый орган копию поступившего сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам. Не позднее 15 суток с момента получения таких материалов налоговый орган направляет следователю: (1) либо заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам; (2) либо информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято; (3) либо информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах. Руководствуясь информацией налогового органа, следователь принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в таковом.
Следует отметить, что следователь вправе возбудить уголовное дело и до получения из налогового органа вышеуказанного заключения или информации, но лишь при наличии повода и достаточных (достоверных) данных, содержащихся в заключении эксперта и других документах, указывающих на признаки преступления. Отметим, что в следственной практике данное полномочие следователя реализуется не так часто.
Безусловно, что факт нарушения порядка возбуждения дела по статье 199 УК РФ может быть обжалован в судебном порядке, регламентируемом статьей 125 УПК РФ. При проверке доводов жалобы суд обязан оценить достаточность совокупности данных, указывающих на признаки преступления, а в случае отсутствия таковой, полномочен признать возбуждение уголовного дела незаконным.
Услуги Бюро: Адвокат по налоговым преступлениям.
Какие действия признаются преступлением по ст.199 УК РФ?
Уклонением от уплаты налогов и сборов законом признаются умышленные действия виновного лица, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджет.
В судебной практике не фигурируют «стандартные» схемы, за которые виновные лица привлекаются к ответственности.
Обвинительные приговора выносятся: — за умышленное непредставление в налоговый орган обязательной к подаче декларации, — в случае не отражения в полном объеме учета доходов, расходов и объектов налогообложения в налоговой декларации; — при занижении виновником налоговой базы по НДС в налоговой декларации путем принятия к профессиональным налоговым вычетам по НДС не существующих расходов; — в случае умышленного уклонения от уплаты налогов с организации путем внесения в бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации заведомо ложных сведений о несуществующих транспортных расходах и т.д.
- Наиболее распространенной категорией дел становятся случаи, когда правоохранительные органы доказывают в рамках возбужденного уголовного дела, что спорный контрагент фактически не мог осуществить поставку товара, а привлекаемый к ответственности налогоплательщик не предоставил обосновывающую коммерческие взаимоотношения документацию, либо создал фиктивный документооборот для завышения расходной части по налогу на прибыль и неправомерного получения права на вычет по НДС.
- Публикация Бюро: Риски уголовной ответственности за взаимодействие с «фирмами-однодневками».
- Для оценки рисков привлечения к ответственности следует понимать положения закона, определяющие принцип признания тех или иных действий противоправными:
- Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов статьей 199 УК РФ законом признаются:
- умышленное непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;
- умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы, заведомо ложных сведений. Под «иными документами» закон понимаетпредусмотренные законодательством документы, подлежащие приложению к налоговой декларации (расчету) и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов: выписки из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций; выписки из книги продаж; расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости; журнал полученных и выставленных счетов-фактур; справки о суммах уплаченных налогов; документы, подтверждающие право на налоговые льготы; годовые отчеты и т.д.
Полагаем, что следует дополнительно раскрыть условие наказуемости «второго» способа уклонения от уплаты налогов.
Так, включением в декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений признается умышленное указание любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов, сборов, страховых взносов.
Заведомо ложные сведения могут быть представлены путем умышленного не отражения в отчетной документации данных о доходах из определенных источников (например, полученной прибыли); в виде уменьшения фактического размера полученного дохода (например, включение в декларацию сведений о фактически не имевших место хозяйственных операциях), в виде сознательного искажения произведенных расходов, учитываемых при исчислении налогов (завышение расходной части). Кроме того, в соответствии с официальной позицией Верховного Суда РФ к заведомо ложным сведениям относятся «не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.».
Состав преступления по статье 199 УК РФ наличествует только в том случае, если уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов совершено с прямым умыслом, когда лицо осозновало общественную опасность своих действий или бездействия, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Обязательным признаком преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов.
Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд.
При исчислении размера уклонения складывается как сумма налогов по каждому их виду, так и сумма сборов, страховых взносов, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней. Расчет размера осуществляется по правилам, установленным в Примечании к статье 199 УК РФ.
Публикация Бюро: Уголовная ответственность за хозяйственные операции с «однодневками».
Кто может быть привлечен к ответственности по статье 199 УК РФ?
Обвиняемым в совершении преступления может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией, являющейся плательщиком налогов, сборов, страховых взносов, в качестве отчетных за налоговый /расчетный период. Сформировавшая судебная практика к числу лиц, привлекаемых к ответственности, по статье 199 УК РФ относит:
- руководителя организации-налогоплательщика (генерального директора, директора и т.п.),
- главного бухгалтера или специально уполномоченное лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации,
- лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя или главного бухгалтера в юридическом лице,
- иного сотрудника организации, оформлявшего первичные документы бухгалтерского учета при условии осведомленности о противоправном характере своих действий (пособник преступления),
- лицо, фактически организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, например, акционер, учредитель организации (организатор преступления),
- лицо, содействовавшее совершению преступления советами, например, помощник директора, независимый консультант (подстрекатель преступления).
Избрание меры пресечения по статье 199 УК РФ
Факт возбуждения уголовного дела безусловно сопровождается опасением применения меры пресечения в виде ареста к подозреваемым или обвиняемым лицам. Действующий уголовно-процессуальный закон (ч.1.
1 статьи 108 УПК РФ) устанавливает прямой запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по статье 199 УК РФ.
Исключением являются случаи, когда обвиняемый: не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность достоверно не установлена; обвиняемый нарушил ранее избранную мера пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Все иные предусмотренные законом меры пресечения, в том числе домашний арест, могут быть избраны органом следствия (судом) при осуществлении расследования уголовного дела по статье 199 УК РФ.
Освобождение от уголовной ответственности
Положение статьи 76.
1 Уголовного кодекса РФ гарантирует освобождение от ответственности лицу, впервые совершившему преступление по статье 199 УК РФ, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме. Лицом, впервые совершившим преступление, признается обвиняемый, не имеющий неснятую или непогашенную судимость за ранее совершенное преступление по статье 199 УК РФ.
Возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, является уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере представленного налоговым органом расчета. Применение положения статьи 76.
1 УК РФ и, как следствие, освобождение от ответственности по статье 199 УК РФ возможно лишь в случае, если возмещение ущерба было произведено до назначения судом первой инстанции судебного заседания.
Если же возмещение ущерба состоится после назначения судом первой инстанции судебного заседания, то факт возмещения ущерба будет признаваться судом обстоятельством, смягчающим наказание. Частичное возмещение ущерба бюджетной системе также может быть признано смягчающим обстоятельством.
Публикация Бюро: Взыскание ущерба с обвиняемого / осужденного лица.
Судебная практика выработала определенные требования к документальному подтверждению факта полного возмещения ущерба по статье 199 УК РФ. Оно может быть подтверждено официальными документами, удостоверяющими перечисления в бюджетную систему РФ начисленных сумм.
Подтверждением перечисления будут являться платежное поручение или квитанция с отметкой банка, акт сверки с налоговым органом об отсутствии задолженности перед бюджетом. При наличии возникших сомнений относительно возмещения ущерба суд может проверить указанный факт по собственной инициативе.
Следует отметить, что возмещение ущерба бюджетной системе может быть произведено не только обвиняемым лицом, но и другими лицами, а также самой организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется обвиняемому.
Различного рода обязательства перечислить денежное возмещение в федеральный бюджет, обещания возместить ущерб в будущем, не являются правовым основанием для освобождения от уголовной ответственности.
Адвокат Павел Домкин
Источник: https://www.AdvoDom.ru/advice/advokat-po-state-199-uk-rf-uklonenie-ot-uplaty-nalogov-i-sborov.php
Об уголовной ответственности за налоговые преступления
Уголовным кодексом РФ предусмотрено четыре статьи, посвященных налоговым преступлениям. Разберемся в нюансах в ходе описания особенностей каждого из составов налоговых преступлений, а также специфики привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономики и налогов.
I. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений
Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица и организации соответственно.
Индивидуальные предприниматели несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица.
Для налогоплательщиков — физических лиц (в том числе ИП) уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 900 тыс.
рублей (при условии, что доля неуплаченных налогов за 3 финансовых года превышает 10% от подлежащих уплате сумм налогов), либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 2 млн. 700 тыс. рублей (независимо от доли неуплаченных налогов). Аналогичным образом для налогоплательщиков — юридических лиц уголовная ответственность по п.1 ст.
199 УК РФ наступает в случае неуплаты 5 млн. рублей (при условии, что доля неуплаченных налогов за 3 финансовых года превышает 25% от подлежащих уплате сумм налогов) или 15 млн. рублей (безусловно).
Порядок определения выше указанных долей неуплаченных налогов для квалификации налоговых преступлений по статьям 198 и 199 УК РФ следующий: Берутся все суммы налогов, которые налогоплательщик за рассматриваемый период уплатил, к ним прибавляются суммы налогов за тот же период, от уплаты которых по версии следствия он уклонился, и это будет составлять 100% (База). Далее, понятным образом, высчитывается доля всех «скрытых» налогоплательщиком налогов от этой базы, устанавливается больше 10% (или 25% — для юридических лиц) она или нет, есть состав преступления или нет. Меры наказания за преступление, выразившееся в неуплате налогов (сборов), существенно отличаются в зависимости от того совершено оно физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) по ст. 198 УК РФ или юридическим лицом по ст. 199 УК РФ. В первом случае максимальный срок лишения свободы составляет 3 года, а во втором, при условии, что преступление совершено в «особо крупном размере» (ч. 2 ст. 199 УК РФ) — 6 лет.
И здесь важно отметить, что преступления с наказанием до 3 лет лишения свободы относятся к преступлениям «небольшой тяжести», а преступление с наказанием от 5 до 10 лет — «тяжкое». А в зависимости от категории тяжести преступления УК РФ по-разному определяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Это значит, что индивидуальный предприниматель, если прошло 2 года с момента окончания им совершения налогового преступления, может в принципе спать спокойно, поскольку срок привлечения к уголовной ответственности за преступления «средней тяжести» истекает в указанный срок.
А с руководителем организации ситуация будет совершенно иная, при признаках состава преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в «особо крупных размерах»), срок давности привлечения к уголовной ответственности составит 10 лет с момента окончания совершения преступления. Т.е.
директора сегодня могут еще вздрагивать за те действия, которые были совершены в годах так в 2007, 2008.
За неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрена ответственность по ст. 199.1 НК РФ. Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ при выплате заработной платы сотрудникам, а также НДС при выплате доходов иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства.
Суммы неисполненных обязательств налогового агента, с превышения которых возникает уголовная ответственность, предусмотрены те же, что указаны выше для налогоплательщиков — юридических лиц (независимо от того является налоговый агент юридическим или физическим лицом). Максимальный срок лишения свободы по данной статье составляет 6 лет.
Субъект преступления в статье 199.
1 УК РФ четко не определен — это может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера). Обычно это бухгалтер, в соответствии с должностной инструкцией именно на него чаще всего возлагается обязанность исчислить налог, удержать и перечислить в бюджет.
Ключевой момент — наличие мотива (личная заинтересованность).
Личный интерес как мотив преступления может выражаться, например, в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. Доказательством наличия такого мотива, как свидетельствует судебная практика, являются, например, такие факты, когда в ситуации неперечисления налога
- бухгалтер и/или директор получают премию;
- произведена оплата контрагенту — аффилированному лицу;
- выплачена заработная плата сотрудникам (в данном случае, по мнению судов, интерес директора может состоять в том, что он хочет укрепить авторитет в глазах подчиненных).
Единственный способ избежать привлечения к ответственности по ст. 199.1 УК РФ – доказать полное отсутствие финансовой возможности для выполнения функции налогового агента на предприятии.
Статья 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
В этой статье «крупный размер» отличается от вышеперечисленных статей и в соответствии с примечанием к статье 170.2 УК РФ составляет 2,250 тыс. рублей.
Субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом.
Доля привлечения к ответственности по этой статьей среди всех налоговых преступлений составляет 50-60 процентов.
II. Об основаниях для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела.
При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию (п. 3 ст.
32 НК РФ).
Но такой порядок просуществовал недолго.
С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Источник: https://www.taxcoach.ru/taxbook/Ob_ugolovnoy_otvetstvennosti_za_nalogovye_prestupleniya