Особая опасность государственной измены заключается в том, что каждая из трех форм ее проявления — шпионаж; выдача сведений, составляющих государственную тайну; оказание помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ, — осуществляется гражданином России, т. е. является актом предательства важнейших интересов своего государства. Поэтому государственная измена — особо тяжкое преступление.
Государственная измена традиционно относится к посягательствам против внешней безопасности. Внешняя безопасность — это состояние неприкосновенности интересов России от посягательств, исходящих извне со стороны других государств или иностранных организаций.
Внешняя безопасность как объект рассматриваемого преступления заключается в нарушении важных государственных интересов — политических, экономических, военных и т. п.
— действиями, совершенными гражданином РФ, изменяющим своему отечеству в интересах иностранных государств, иностранных организации или их представителей.
Объективная сторона государственной измены заключается в любом из трех деяний: 1) шпионаж; 2) выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну; 3) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.
Уголовная ответственность за шпионаж установлена ст. 275 и 276 УК. Все элементы составов, предусмотренных указанными статьями, тождественны, кроме одного, характеризующего субъекта преступления: шпион-изменник — гражданин РФ; субъект шпионажа, предусмотренного ст.
276 УК, — иностранец или лицо без гражданства. В ст. 275 УК шпионаж лишь называется в общем перечне, а в ст.
276 УК дано его следующее определение: «Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности РФ…». Сказанное позволяет рассмотреть состав шпионажа в рамках ст. 275 УК наряду с выдачей государственной тайны и оказанием помощи иностранному государству.
Объект шпионажа общий для всей группы преступлений, посягающих на внешнюю безопасность государства. Его общественная опасность заключается в том, что в результате шпионской деятельности в распоряжении иностранных государств могут оказаться сведения, составляющие государственную тайну, т. е.
сведения, обладание которыми позволяет проводить политику «опережающего удара» в экономической, дипломатической, военной и других областях государственной деятельности.
Сведения, не образующие государственной тайны, лишь тогда становятся предметом шпионажа, когда они нужны иностранным разведкам и передаются или собираются по их заданию, т. е., в конечном счете, также служат для причинения ущерба внешней безопасности РФ.
По заданию иностранной разведки могут собираться, систематизироваться, анализироваться, т. е. готовиться к передаче, сведения, опубликованные в средствах массовой информации, научных изданиях и других открытых источниках.
Объективная сторона шпионажа заключается в совершении любого из четырех следующих действий: передача, собирание, похищение или хранение указанных сведений.
Передача — это сообщение лицом, обладающим сведениями, их содержания иностранным агентам или органам разведки. Способ передачи информации для квалификации значения не имеет.
Собирание — это получение сведений для последующей передачи адресатам. Способы собирания разнообразны: непосредственное наблюдение, подключение к средствам связи и т. п.
Похищение — частный способ собирания сведений. Способ похищения для квалификации значения не имеет, т. е. это может быть любой из них: кража, грабеж, разбой или мошенничество.
При похищении сведений носителями информации могут быть различные предметы: документы, фото- и видеоматериалы.
В том числе такими носителями могут быть идеи, воплощенные в готовых материальных изделиях — приборах и других секретных объектах.
Хранение — это обладание сведениями и их сохранение лицом, их не похищавшим и не собиравшим. Такое лицо — участник шпионской группы, действующий в сговоре с теми, кто непосредственно совершает иные действия, образующие шпионаж.
Шпионаж образует оконченное преступление, если окончено хищение, при помощи которого шпион завладел соответствующими сведениями; если уже начат процесс собирания (по крайней мере, часть сведений оказалась в распоряжении шпиона); если сведения хранились, хотя и не продолжительное время; если передающий сведения и тот, кому они передавались, задержаны во время их передачи. Приготовлением является состоявшаяся вербовка (принятие предложения иностранной разведки к сотрудничеству и получение задания), а также собирание сведений, не являющихся предметом шпионажа, но не по заданию иностранной разведки, а по собственной инициативе для последующей передачи, как и иные действия, указанные в ч. 1 ст. 30 УК. Покушением на шпионаж являются попытки совершить указанные в законе действия, если это не удалось сделать виновному по не зависящим от него обстоятельствам. Так, информация, заложенная в тайник, может не дойти до адресата по самым разным причинам; хищение может оказаться неудачным, потому что сведений не оказалось в предполагаемом месте, и т. п. (ч. 3 ст. 30 УК).
Субъектом шпионажа, предусмотренного ст. 275 УК, в качестве исполнителя может быть только гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста. Его соучастниками (организаторами, подстрекателями или пособниками) могут быть как иностранцы, так и лица без гражданства. Субъектом шпионажа, предусмотренного ст.
276 УК, напротив, являются только иностранные граждане или лица без гражданства. Соучастие российских граждан в таких действиях, по нашему мнению, является государственной изменой, т. е.
оказанием помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной против безопасности РФ, и должно квалифицироваться по ст. 275 УК.
Лица, имеющие наряду с российским иное (двойное) гражданство, подлежат ответственности как граждане России, т. е. по ст. 275 УК. Двойная ответственность за одно деяние исключается (ст. 50 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 УК).
Субъективная сторона шпионажа — прямой умысел. Содержание умысла характеризуется сознанием лица, что его действия наносят ущерб внешней безопасности России.
Волевой момент умысла заключается либо в прямом желании нанести ущерб из-за ненависти к российскому государству, либо во внутреннем согласии с тем, что он неизбежно наступит. Измена из трусости, корысти и по другим подобным мотивам не превращает умысел шпиона в косвенный.
[1] Шпионы-иностранцы или лица без гражданства также действуют с прямым умыслом, в частности, тогда, когда выполняют свои служебные обязанности.
Вторая форма государственной измены — выдача сведений, составляющих государственную тайну. Выдача заключается в передаче, т. е.
сообщении любым возможным способом иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе, работе, учебе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Понятие государственной тайны дано в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».[2] Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона). В Законе (ст.
5) определены основные области, к которым относятся указанные сведения (военная, экономика, наука и техника; внешняя политика и экономика и др.), установлено, какие сведения не подлежат отнесению к государственной тайне (ст. 7). В соответствии с Законом о государственной тайне Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 утвержден «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне».
[3]
Сведения могут быть выданы как иностранному государству, т. е. официальным органам, прежде всего органам разведки, так и иностранной организации (ее представителям).
Статус организации значения не имеет, существенно то, что, оказавшись в руках иностранных организаций, они — таково их объективное свойство — могут, в конечном счете, наносить ущерб государственным интересам России.
В соответствии с новой редакцией Закона[4] состав преступления также образует выдача сведений, составляющих государственную тайну, международной организации или ее представителям.
Необходимость внесения соответствующих изменений объясняется разработчиками законопроекта тем, что иностранные спецслужбы активно используют возможности международных как правительственных, так и неправительственных организаций в ходе проведения разведывательной и иной деятельности, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.[5]
Субъектом выдачи государственной тайны может быть только гражданин РФ, выполнявший роль исполнителя преступления, достигший формально 16-летнего возраста. Фактически возраст виновного зависит от прохождения процедуры допуска к государственной тайне, т. е.
процедуре «оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну». Закон о государственной тайне (ст.
2) устанавливает, что «доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну». Очевидно, что, как правило, это более чем 16-летний, зрелый возраст.
Процитированное положение Закона, на наш взгляд, должно быть положено в основание решения дискуссионного вопроса о юридической оценке действий лиц, не имеющих доступа к рассматриваемым сведениям, а ставших их обладателями при случайных обстоятельствах и передающих информацию иностранным агентам. Действия таких лиц должны квалифицироваться как оказание помощи в проведении деятельности, направленной против безопасности России.[6]
Субъективная сторона выдачи сведений, составляющих государственную тайну, — прямой умысел.
Содержание умысла включает в себя сознание (знание), что те конкретные сведения, которые лицо передает иностранным агентам, — тайна; что оно обязано сохранять эти сведения; что те, кому оно передает эти сведения, представляют иностранные интересы; что эти сведения могут быть использованы против его страны, причиняя ущерб высшей безопасности. Передать сведения можно, разумеется, только желая это сделать. Мотивы на квалификацию не влияют. Это может быть корысть, боязнь шантажа, прямая ненависть к существующему государственному строю и т. п.
Оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ, — третья форма государственной измены.
Состав данного преступления образуют любые формы помощи иностранным государствам, международным или иностранным организациям, если эта помощь заключается в содействии подрывной деятельности, направленной против основ конституционного строя и безопасности российского государства.
Оставляя открытым перечень возможных форм такого содействия, закон называет наиболее распространенные из них: финансирование враждебной деятельности, предоставление материально-технической базы, проведение консультаций.
При этом последняя из указанных форм не включает консультирование, предполагающее предварительное собирание и передачу по заданию иностранной разведки сведений для использования их против безопасности РФ. Такие действия образуют государственную измену в форме шпионажа.
Оказание помощи, как правило, предполагает установление связи с органами иностранного государства или международными организациями. Совершение по их заданию общественно опасных действий ставит квалификацию в зависимость от того, образуют ли они самостоятельное преступление.
Во-первых, помощь может заключаться «в общем содействии» (вербовка агентуры, предоставление убежища, снабжение информацией общего характера, содействие в устройстве на работу и т. п.). Такие действия квалифицируются только по ст. 275 УК.
Во-вторых, помощь может быть оказана в проведении такой враждебной деятельности, которая заключается в содействии конкретным преступлениям.
Совершение любого возможного преступления по заданию, например, иностранной разведки образует совокупность преступлений — государственную измену и иное совершенное преступление — террористический акт, организацию экстремистского сообщества и т. п.
Субъект преступления — гражданин России, достигший 16-летне- го возраста.
Субъективная сторона — вина и мотивы — рассматриваемого преступления аналогична другим формам изменнической деятельности: субъект сознает, что оказывает помощь иностранному государству в ущерб интересам государства и желает ее оказать, какими бы мотивами он при этом ни руководствовался.
Статья 275 УК «Государственная измена» имеет примечание, в котором говорится: «Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также ст.
276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления».
Указанная норма предусматривает освобождение от уголовной ответственности (при наличии ее основания) тех, кто, сознавая возможность продолжения преступной деятельности, добровольно и своевременно отказывается от ее продолжения.
Цель нормы — остановить продолжение причинения ущерба; это специальная поощрительная норма, освобождающая при определенных условиях от ответственности за оконченное преступление. Этим она отличается от добровольного отказа (ст. 31 УК), возможного лишь на стадиях неоконченного преступления.
Источник: https://studref.com/420122/pravo/prestupleniya_protiv_vneshney_bezopasnosti_gosudarstva
Статья 275 УК РФ. Уголовная ответственность за шпионаж и государственную измену
Каждое суверенное государство заботится о защите своих рубежей. Поэтому в уголовное законодательство вводится норма об ответственности за посягательство на безопасность страны. Так, 275 ст. Уголовного кодекса (УК РФ) описывает преступное нарушение верности государству – измену. Выражается таковое в передаче иностранным агентам защищенных сведений.
В силу специфики допуска к подобным данным подпадают под действие 275 ст. только спецсубъекты. Для граждан, не связанных присягой, в УК РФ есть другая норма. Это ст. 276. Она также описывает шпионаж, но осуществляемый не специальными субъектами. Таким образом, в УК РФ введено две отдельных нормы, рассматривающих один вид правонарушения.
Государственная система обладает исключительным правом на определенные виды информации. Передача таковой агентам иной страны представляет собой серьезную опасность. Данные могут быть использованы для причинения вреда стране в целом, ее населению, экономике, вооруженным силам и тому подобным факторам безопасности.
275 ст. включена в УК РФ не только с целью защиты охраняемой информации. Суть ее глубже. Она расшифровывает конституционную норму, гарантирующую людям жизнь в суверенном (независимом) государстве.
Тот же принцип использован для включения в кодекс ст. 276. Обе нормы гарантируют сохранение независимости страны от посягательств внешних акторов.
УК РФ способствует выявлению противоправной деятельности недобросовестных граждан:
- наделенных специальными полномочиями;
- не имеющих таковых.
Под шпионажем законодатель понимает активные действия, направленные на передачу охраняемых законом сведений. Причем государственная измена выделены в самостоятельную норму. Она описывает шпионаж, совершенный субъектом специальных правоотношений. В рамках полномочий некоторые лица получают допуск к тайне того или иного уровня. Их противоправная деятельность считается госизменой.
Те же действия, совершенные обычными людьми, подпадают под определение шпионажа. Отличие состоит в уровне взятых на себя обязательств. Например, государственный служащий принимает присягу. Этот акт налагает на него обязанность по защите системы. Неисполнение обязательства – это государственная измена.
Фактически таковые действия по виду и форме есть шпионаж. То есть передача важных сведений представителям иной страны. Но спецсубъект при этом нарушает клятву, а обычный человек только нарушает гражданские обязанности. Кроме того, преступление подразумевает намеренность. Обычно таковая состоит в получении вознаграждения за неправомерное деяние.
Однако ст. 276 и 275 УК РФ не содержат описания мотива преступника. Любая деятельность, направленная против безопасности страны, признается преступной. Фактически гражданин может выболтать тайну случайно.
Его деяние также подпадет под описание уголовного правонарушения. Кроме того, в тексте указано оказание помощи иностранному государству либо международной организации.
Если таковое деяние угрожает безопасности страны, то преследуется по закону.
Законодатель описывает шпионаж как передачу тайных сведений определенному субъекту. Таковой характеризуется следующим:
- не имеет законного (в российской юрисдикции) права на обладание информацией;
- представляет объект, отличный от Российского государства;
- имеет возможность использовать данные против безопасности РФ.
Под приведенное описание, по мнению законодателя, подпадают не только другие государственные системы. Стороной противоправного деяния может быть международная организация, наднациональная структура, корпорация. Предоставление в их распоряжение тайных сведений – это шпионаж. Именно так деяние описывает и одна, и другая статья.
Совершается преступление различными способами. Конкретно таковые статья не описывает. За шпионаж привлекаются граждане, осуществляющие неправомерную передачу защищенных сведений другой стороне. А именно путем:
- личного контакта;
- привлечения посредника;
- с использованием современных технологий.
Само преступление подразумевает цепь событий. Шпионаж не может быть осуществлен человеком, не обладающим тайными сведениями. Следовательно, этапы таковы:
- поиск возможности получить защищенную информацию;
- осуществление контакта с заинтересованным лицом;
- передача сведений.
Как правило, преступник рассчитывает на награду. Таковая может носить различный характер:
- деньги и другие материальные ценности;
- выгоды разного рода, в том числе помощь в карьерном продвижении на Родине;
- получение необходимых услуг;
- иное.
В частности, противоправные деяния зачастую совершаются людьми, под давлением шантажа. Агенты спецслужб иных стран втягивают неосторожных граждан в обстоятельства, порочащие их честь. Полученные доказательства используются для давления на гражданина. Таковые обстоятельства статья не учитывает. За шпионаж преступнику придется отвечать в любом случае.
Характеристика государственной измены
Состав преступления описывается в юриспруденции определенными характерными чертами. Шпионаж квалифицируется по таким признакам:
- Объект – суверенитет Российской Федерации, безопасность государства.
- Субъект – человек с 16 лет.
- Предмет разделен на две составляющий. Это информация. Она включает государственную тайну, а также иные сведения, способные нанести вред стране.
- Объективная сторона состоит в завладении правонарушителем защищаемой информацией. Выделены три общих для данного правонарушения этапа работы со сведениями. Это сбор данных. Таковой осуществляется разнообразными методами: кража, наблюдение, подслушивание, подсматривание и тому подобного. Уголовная ответственность полагается также за сохранение защищенных данных. То есть осудить за шпионаж могут человека, который еще не успел передать сведения, а только получил их и удерживает. Третий этап – это передача данных.
- Уголовное деяние считается завершенным в любой из описанных моментов. Однако есть некоторые отличия. Так как статья 275 УК РФ подразумевает право субъекта на владение информацией, государственная измена не может быть признана в момент получения сведений. Уголовный проступок признается завершенным в момент передачи данных или создания условий для таковой.
Существует еще один нюанс, усложняющий квалификацию уголовного проступка. Законодатель учел современные условия трудовой деятельности граждан. Глобализация приводит к тому, что люди получили возможность строить карьеру не только на отечественных предприятиях. Но правовые отношения, обусловленные контрактом, не освобождают от гражданских обязанностей.
Так, в обеих статьях приведено описание правонарушения, связанное с выполнением обязательств в рамках контракта с иностранной или наднациональной структурой. Проступок может заключаться не только в прямой передаче сведений, но и в технической помощи заинтересованной стороне, консультации. Кроме того, преступник может совершить действие в интересах контрагента, вредящее РФ.
Уголовная ответственность за шпионаж и государственную измену
Данный вид правонарушения является тяжким. Уголовная ответственность за него предусмотрена в виде лишения свободы. За шпионаж осужденный получает от десяти до двадцати лет.
А государственная измена наказывается строже. Преступнику назначается кара на срок от двенадцати до двадцати лет. Кроме того, с учетом ущерба судья получил возможность назначить правонарушителю штраф.
Размер такового ограничен высшей планкой в полмиллиона рублей.
Кроме того, в кодекс включен комментарий. Он учитывает поведение подозреваемого, его личное отношение к проступку. Так, избежать ответственности позволено лицам, добровольно сообщившим о правонарушении. Здесь законодатель учел ситуации, когда нормы кодекса нарушаются не по доброй воле, а под давлением шантажиста.
Комментарий касается не только положений ст. 275. Лицам, виновным в госизмене, законодательно предоставлена возможность исправить ошибку. Для этого необходимо обратиться в правоохранительные органы Российской Федерации инициативно.
В таких случаях можно избежать наказания, а также получить защиту от государственной системы. Законодательство РФ не стационарно. Оно развивается и меняется с учетом современных реалий.
Потому возможны иные поправки, позволяющие гражданину исправить ошибку без положенного наказания.
Различия составов
Принципиально обе указанные статьи направлены на защиту страны. Но объединить их нельзя. Государственная измена имеет принципиальное отличие от шпионажа.
Таковое выражено в наличии у субъекта правового обязательства по отношению к стране. Человек в юридическом поле принимает таковое вполне официально.
То есть он совершает двойной проступок: вредит государственной системе и нарушает клятву.
«Простой» шпионаж не обусловлен дополнительными обязательствами. Его суть состоит в намерении нанести вред населению страны, создав опасность государству. Поэтому уголовная ответственность за него не так строга. Однако преступник также получает возможность избежать заслуженной кары. освобождается он от наказания в случае явки с повинной.
Виды
Несмотря на неактуальность для большинства граждан РФ описываемого преступления, знать о его сути следует каждому. Сложный мир порождает множество соблазнов. В обычной деятельности людям приходится постоянно помнить о безопасности страны. Шпионаж бывает нескольких разновидностей:
- промышленный;
- экономический;
- корпоративный;
- государственный;
- сетевой;
- мобильный.
Разграничить составы довольно сложно. К примеру, нанесение вреда экономическим объектам РФ вполне может быть квалифицировано как государственная измена. Так происходит, когда выдаются секреты важного игрока, к примеру, Газпрома.
Конкуренты используют полученную информацию, чтобы обойти корпорацию. Ее прибыли падают, а от этого страдает бюджет. Получается, что преступник нанес урон всей стране и ее населению.
Необходимо быть осторожнее при принятии решения о сотрудничестве с внешними игроками, в том числе в экономической сфере.
Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/prestupleniya/st-275-uk-rf-gosudarstvennaya-izmena
94. Государственная измена (ст. 275 ук рф). Соотношение со шпионажем (ст. 276 ук рф) и разглашением государственной тайны (ст. 283 ук рф)
Статья
275.
Государственная измена
Государственная
измена, то есть совершенные гражданином
Российской Федерации шпионаж, выдача
иностранному государству, международной
либо иностранной организации или их
представителям сведений, составляющих
государственную тайну, доверенную лицу
или ставшую известной ему по службе,
работе, учебе или в иных случаях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации, либо оказание
финансовой, материально-технической,
консультационной или иной помощи
иностранному государству, международной
либо иностранной организации или их
представителям в деятельности,
направленной против безопасности
Российской Федерации, —
(в
ред. Федерального закона от 12.11.2012 N
190-ФЗ)
Примечание.
Лицо, совершившее преступления,
предусмотренные настоящей статьей, а
также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса,
освобождается от уголовной ответственности,
если оно добровольным и своевременным
сообщением органам власти или иным
образом способствовало предотвращению
дальнейшего ущерба интересам Российской
Федерации и если в его действиях не
содержится иного состава преступления.
Статья
276. Шпионаж
Передача,
собирание, похищение или хранение в
целях передачи иностранному государству,
международной либо иностранной
организации или их представителям
сведений, составляющих государственную
тайну, а также передача или собирание
по заданию иностранной разведки или
лица, действующего в ее интересах, иных
сведений для использования их против
безопасности Российской Федерации, то
есть шпионаж, если эти деяния совершены
иностранным гражданином или лицом без
гражданства, —
(в
ред. Федерального закона от 12.11.2012 N
190-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 190-ФЗ | |
Статья 275. Государственная изменаГосударственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, — | Статья 275. Государственная изменаГосударственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации |
Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства | Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства |
Статья 283. Разглашение государственной тайныРазглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены | статья 283. Разглашение государственной тайныРазглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса |
Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну
|
Формы
государственной измены (ст.
275 УК РФ) – это
-
шпионаж;
-
выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
-
оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.
Шпионаж
как форма государственной измены (ст.
275 УК РФ)Передача,
собирание, похищение или хранение в
целях передачи иностранному государству,
международной либо иностранной
организации или их представителям
«сведений», составляющих
государственную тайну, а также передача
или собирание по заданию иностранной
разведки или лица, действующего в ее
интересах, иных сведений для использования
их против безопасности Российской
Федерации,
Субъект
всех форм государственной измены (ст.
275 УК РФ) – это только гражданин РФ.
-
Шпионаж
как самостоятельное преступление
(ст. 276 УК РФ) – Передача, собирание,
похищение или хранение в целях передачи
иностранному государству, международной
либо иностранной организации или их
представителям «сведений»,
составляющих государственную тайну, а
также передача или собирание по заданию
иностранной разведки или лица, действующего
в ее интересах, иных сведений для
использования их против безопасности
Российской Федерации, то есть шпионаж,
если эти деяния совершены иностранным
гражданином или лицом без гражданства -
Статья
283. Разглашение государственной тайны -
1.
Разглашение сведений, составляющих
«государственную тайну», лицом,
которому она была доверена или стала
известна по службе, работе, учебе или в
иных случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
если эти сведения стали достоянием
других лиц, при отсутствии признаков
преступлений, предусмотренных «статьями
275» и «276» настоящего Кодекса -
Таким
образом, Объектом
государственной
измены является внешняя безопасность
Российской Федерации, которая
обеспечивается посредством сохранения
конституционного строя, суверенитета
страны, неприкосновенности ее территории
и обороноспособности от внешних угроз. -
Объективную
сторону
преступления образуют следующие деяния:
1) шпионаж, 2) выдача государственной
тайны или 3) иное оказание помощи.
Первой
формой государственной измены является
шпионаж. Его объективные признаки
совпадают с описанными в диспозиции
состава шпионажа как самостоятельного
преступления (ст. 276 УК РФ).
В
зависимости от предмета различают два
вида шпионажа: шпионаж, предметом
которого являются сведения, составляющие
государственную тайну, и шпионаж,
предметом которого являются иные
сведения, но при условии, если они
собирались по заданию.
Иное
оказание помощи иностранному государству,
иностранной организации или их
представителям в процессе проведения
враждебной деятельности против Российской
Федерации заключается в таких действиях,
которые не охватываются ни шпионажем,
ни выдачей государственной тайны. Это
могут быть: вербовка гражданина России
в качестве агента иностранного
государства, предоставление убежища
агентам иностранной разведки, снабжение
их фальшивыми документами, продуктами
питания, средствами передвижения.
Субъектом
государственной измены является только
гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.
С
субъективной стороны
государственная измена может быть
только умышленной. При этом все формы
такой измены могут быть совершены только
с прямым умыслом. Мотивы данного
преступления могут быть различными и
не влияют на квалификацию содеянного.
Непосредственным
объектом
шпионажа
выступает внешняя безопасность
государства.
Предмет
преступления
образуют: 1) сведения, составляющие
государственную тайну; 2) иные сведения,
не образующие государственной тайны.
К последним может быть отнесена любая
информация, которую лицо собирает по
заданию: данные о местонахождении
оборонных предприятий, воинских частей,
снимки и схемы железнодорожных узлов,
участков путей сообщений, транспортных
развязок, портов и аэропортов, информация,
характеризующая ученых и специалистов,
данные о документах, удостоверяющих
личность, порядке их получения и замены,
условия оформления разрешений, пропусков
въезда в особые зоны и районы и т.д.
-
По
объективной стороне
самостоятельный состав шпионажа
идентичен со шпионажем как формой
государственной измены. -
Субъектом
шпионажа является только иностранный
гражданин или лицо без гражданства,
достигшие 16-летнего возраста. -
Субъективная
сторона
шпионажа характеризуется прямым умыслом.
Разглашение
государственной тайны (ст. 283 УК РФ).
В качестве непосредственного
объекта
рассматриваемого преступления выступают
общественные отношения, обеспечивающие
установленный порядок сохранности
государственной тайны, нарушение
которого может причинить ущерб
экономической безопасности и
обороноспособности страны.
Предметом
данного преступления являются сведения,
составляющие государственную тайну
Объективная
сторона
преступления заключается в разглашении
сведений, составляющих государственную
тайну. Под разглашением следует понимать
предание огласке или распространение
с нарушением установленного порядка
(правил) этих сведений, в результате
чего они стали известны другим лицам.
Преступление
окончено с момента, когда сведения,
составляющие государственную тайну,
стали известны постороннему лицу;
причинения вреда интересам государства
не требуется.
Постороннее
лицо — это лицо, которому соответствующие
сведения не были доверены и не стали
известны по службе или работе. Это могут
быть лица как не имеющие допуска или
доступа к государственной тайне, так и
имеющие такой допуск или доступ, но не
к тем сведениям, которые разглашены
виновным.
Субъект
преступления
специальный. Ответственность за
разглашение несет только лицо, которому
тайна была доверена или стала известна
по службе или работе. Таковыми следует
считать лиц, имеющих допуск или доступ
к государственной тайне.
Допуск
предполагает специально оформленное
право гражданина на доступ к сведениям,
составляющим государственную тайну
той или иной степени секретности.
Доступ
означает санкционированное полномочным
должностным лицом ознакомление
конкретного гражданина со сведениями,
составляющими государственную тайну.
Субъективная
сторона
преступления характеризуется как
прямым, так и косвенным умыслом. Лицо
осознает, что разглашает сведения,
составляющие государственную тайну,
предвидит как возможность, так и
неизбежность того, что они станут
достоянием других лиц, и желает либо
сознательно допускает это, или относится
к этому безразлично.
Если
разглашение сведений, составляющих
государственную тайну, повлекло
причинение по неосторожности тяжких
последствий, наступает повышенная
ответственность по ч. 2 ст. 283.
Тяжесть
последствий определяется судом в
зависимости от обстоятельств совершения
преступления (важности разглашенных
сведений, адресата, к которому они
попали, характера использования этих
сведений адресатом, ущерба от разглашения
и т.п.).
Тяжкими последствиями признаются,
например, переход сведений к иностранным
спецслужбам, срыв перспективных научных
исследований, причинение значительного
экономического ущерба, необходимость
замены государственного шифра, системы
специальной связи и т.д.
Источник: https://studfile.net/preview/6006430/page:15/
Государственная измена (ст. 275 УК РФ). Отличие от шпионажа (ст. 276 УК РФ)
Объект преступления — внешняя безопасность государства, то есть защищенность его государственного и общественного строя от угроз извне. Посягательство на внешнюю безопасность затрагивает такие категории, как конституционный строй, суверенитет и территориальная неприкосновенность РФ.
Основы конституционного строя закрепляют форму государственной власти в РФ, устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пределы действия суверенитета. Суверенитет — это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
Территориальная неприкосновенность означает нерушимость государственных границ: сухопутных, водных и воздушных.
Предметом преступления могут быть сведения, составляющие государственную тайну. В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г.
№ 5485-1 «О государственной тайне» государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Порядок допуска к этим сведениям и их перечень установлены Законом «О государственной тайне» и другими нормативными актами.
- Объективная сторона преступления состоит в государственной измене, то есть предательстве интересов государства, оказании помощи иностранному государству, организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РФ.
- Под государственной изменой понимаются следующие действия:
- • шпионаж — передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ;
- • выдача государственной тайны — передача вышеперечисленным субъектам сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они стали известны в силу служебных или трудовых обязанностей;
- • иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности — совершение различных действий, направленных на подрыв основ конституционного строя или безопасности России, способствование разведывательной деятельности иностранных субъектов.
Иное оказание помощи может выражаться в совершении (например, предоставление мест укрытия) различных преступлений, наносящих ущерб государственной или общественной безопасности, по заданию иностранных субъектов (террористических актов, диверсий и пр.) либо в совершении иных действий, создающих угрозу внешней безопасности России.
Иностранное государство как адресат государственной измены, как правило, действует через соответствующие органы (спецслужбы). Иностранная организация может быть государственной, негосударственной или межгосударственной.
Представителем иностранного государства или организации является лицо, наделенное официальными или неофициальными полномочиями действовать в их интересах.
При установлении контакта с гражданином РФ и склонении его к совершению действий, образующих состав государственной измены, представитель иностранного государства или организации может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 276 УК.
Преступление считается оконченным с момента передачи сведений, являющихся предметом шпионажа или выдачи государственной тайны, либо с момента совершения действий, образующих иное оказание помощи иностранным субъектам. При своевременном пресечении действий виновного его ответственность наступает по ч. 3 ст. 30 и ст. 275 УК.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Целью преступления является нанесение ущерба внешней безопасности России. Мотивы преступления могут иметь корыстную, националистическую и иную направленность, и они не конкретизированы законодателем.
Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16 лет, являющееся гражданином России. При совершении государственной измены в форме выдачи государственной тайны лицо должно обладать доступом к этим сведениям.
В соответствии с Примечанием к ст. 275 предусмотрено специальное основание для освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего государственную измену, при наличии следующих условий:
• добровольное и своевременное сообщение органам власти о преступлении или иное способствование предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации;
• отсутствие в действиях лица иного состава преступления.
Добровольность сообщения органам власти о совершенном преступлении подразумевает отсутствие вынуждающих обстоятельств такого действия. Своевременность предполагает возможность правоохранительных органов предотвратить ущерб внешней безопасности государства, являющийся более существенным, чем нанесенный преступными действиями виновного.
Способствование предотвращению ущерба состоит в действиях лица, руководимых правоохранительными органами и направленных на изобличение соучастников преступления, либо в его личных действиях, с помощью которых оно рассчитывает предотвратить дальнейшее нанесение ущерба внешней безопасности государства.
?????? Отличие Непосредственный объект измены — общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации
Источник: https://cyberpedia.su/5x778b.html
Классификация государственной измены и шпионажа и уголовная ответственность
Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.
Главная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории — записано в Конституции (ч. 3 ст. 4). Это конституционное положение является правовой основой установления уголовной ответственности за ущерб внешней безопасности страны.
Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз.
В свою очередь, жизненно важные интересы это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — С. 74-76. — (Современный гражданский и арбитражный процесс)..
- Суверенитет — это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов.
- Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти.
- Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.
- Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Ф., являясь старшим научным сотрудником особо важного учреждения Минобороны России, имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну.
Будучи осведомленным, о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф.
сумел войти в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф.
на одной из назначенных ему конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение.
Источник: https://studbooks.net/1000186/pravo/klassifikatsiya_gosudarstvennoy_izmeny_shpionazha_ugolovnaya_otvetstvennost
2 Вопросы квалификации шпионажа
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3Глава I. Понятие, характеристика и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства…………………………7
- Видовой и непосредственный объекты преступления……………………..
7
- Понятие и признаки шпионажа……………………………………………..14
- Его отличия от шпионажа как формы государственной измены…………21
Глава II. Способы (формы) шпионажа…………………………………………372.1. Изменения в законодательстве о понятии шпионажа…………………….372.2.
Вопросы квалификации шпионажа………………………………………..45Глава III. Элементы состава шпионажа…………………………………………513.1. Проблемы квалификации шпионажа……………………………………… 51Заключение……………………………………………………………………….59Список используемой литературы и нормативно-правовых актов…………..
64Приложение № 1
Введение
В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны. Важность и значимость этого института в эпоху информационных технологий, когда информация становится самым основным и ценным ресурсом в обществе, многократно возрастает.
Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления1.Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также вопросы разглашения государственной тайны были и остаются актуальными во все времена.
«В начальный период политического реформирования на постсоветском пространстве бытовала точка зрения о том, что институт государственной тайны утратил актуальность и несовместим с такими понятиями, как гласность и демократия.
Однако реалии международных отношений, жесточайшая конкуренция в борьбе за сферы экономического и политического влияния потребовали четкого и детального регулирования правоотношений в сфере государственной тайны.
Задача государства — сформировать оптимальный режим такого регулирования для сохранения баланса публичных и частных интересов, для обеспечения жесткого и надежного режима защиты определенной информации в сочетании с неприкосновенностью законных прав и интересов граждан»2.
Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту безопасности страны и ее граждан.
Объектом тяготения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале.
Под понятием «государственная тайна» стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений ученых, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз, инфраструктура и т.д.3
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее по тексту УК РФ) предусмотрено несколько составов преступлений, объектом которых являются правоотношения, связанные с государственной тайной:- выдача государственной тайны, квалифицируемая как государственная измена (ст. 275);- шпионаж (ст.
276), субъектом которого может быть иностранный гражданин либо лицо без гражданства.Уголовная ответственность предусмотрена также за разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены (ст. 283 УК РФ) и за утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ).
В отличие от первых двух составов эти преступления могут быть с субъективной стороны и неосторожными, а их субъектами — лица, имеющие допуск к государственной тайне.
Государственная измена и шпионаж относятся к числу преступлений, посягающих на внешнюю безопасность России.
Отдельные ученые относят к данной группе также разглашение государственной тайны (ст. 283 УК) и утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК)4.
Посягательства на внешнюю безопасность характеризуются повышенной степенью опасности, что и обусловило отнесение их к числу особо тяжких преступлений с возможностью определения наказания вплоть до 20 лет лишения свободы.Наиболее распространенным в мирное время преступлением против внешней безопасности государства является шпионаж.
При квалификации деяний по статье 276 УК РФ иногда возникают у судей проблемы. Например, субъектом шпионажа является иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста.Как известно, российское законодательство допускает двойное гражданство.
В связи с этим возникает вопрос: как квалифицировать действия лица, имеющего российское гражданство и гражданство иностранного государства и совершившего шпионаж?При выборе этой темы, мне было интересно проанализировать исторические аспекты шпионской деятельности, правовое регулирование и значимость данного состава преступления для законодателя ведь место, уделяемое рассмотрению шпионажа в учебной литературе сравнительно не велико, когда на самом деле, убытки, которые несут государства из-за деятельности шпионов составляют сотни миллиардов долларов. Так же мне был интересен вопрос, касающийся причин побуждающих людей заниматься шпионажем.Состав преступления при шпионаже схож с составами других преступлений включённых в главу 29 Уголовного Кодекса РФ и в связи с этим следует провести их разграничение. К примеру, шпионаж тесно связан с государственной изменой.Таким образом, целью моей выпускной квалификационной работы является – уголовно-правовая характеристика шпионажа.Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи.
- Определить видовой и непосредственные объекты преступленийпротив основ конституционного строя и безопасности государства.
- Рассмотреть понятие и определить признаки шпионажа как самостоятельного состава преступления.
- Отличить его от шпионажа как формы государственной измены.
- Охарактеризовать проблемы квалификации шпионажа.
- Дать историко-правовой анализ темы.
Объектом исследования является шпионаж как преступление, предметом исследования – уголовно-правовые нормы и судебная практика в данной области.Методы, используемые при исследовании темы: исторический, логические, юридический, сравнительно-правовой.
^
- Видовой и непосредственный объекты преступления
К преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства законодатель отнес в основном те преступления, ответственность за совершение которых предусматривалась в Уголовном кодексе 1960 г. в главе «Государственные преступления». Этой главой начиналась особенная часть Кодекса.Данная группа преступлений выделена в действующем Уголовном Кодексе РФ в разд. X «Преступления против государственной власти» по признаку видового объекта, каковым являются основы конституционного строя и безопасность государства.Основы конституционного строя — это совокупность общественных отношений, присущих нашему обществу и закрепленных в разделе первом Конституции Российской Федерации, провозглашающем исходные принципы конституционного строя, правовой статус личности, основы экономических отношений и политической системы Российской Федерации.Основы безопасности государства — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней опасности. Жизненно важными интересами признается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивают существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.Основы безопасности государства предполагают защищенность не только конституционного строя, но и суверенитета, территориальной неприкосновенности, обороноспособности и других жизненно важных интересов от возможных посягательств на них.Суверенитет государства означает его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета является основным принципом международных отношений, закрепленным в Уставе ООН и других международных актах. Во внутренних делах суверенитет означает верховенство Конституции РФ и принятых во исполнение ее федеральных законов.Неприкосновенность территории предполагает сохранение в целостности территории, находящейся под суверенитетом России, в пределах государственной границы Российской Федерации. Государственной является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего Союза ССР, а также договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.Обороноспособность — совокупность экономических, военных, технических, научных, идеологических возможностей государства и его вооруженных сил по обеспечению защиты от нападения извне, его суверенитета и территориальной неприкосновенности.Видовым объектом преступлений против государственной власти, обусловившим объединение рассматриваемых деяний в самостоятельную классификационную группу, как уже отмечалось, являются основы конституционного строя и безопасности государства.Непосредственными объектами этих преступлений в зависимости от характера действий выступают внешняя или экономическая безопасность государства, обороноспособность, суверенитет, территориальная неприкосновенность и пр.Объективная сторона преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства заключается в совершении активных действий. Исключение составляет такое преступление, как утрата документов, содержащих государственную тайну, которая возможна путем как действия, так и бездействия (ст. 284 УК). Подавляющее большинство преступлений данной группы признаются законодателем оконченными с момента совершения описанного в статье действия (безотносительно к факту наступления последствий). Такая конструкция составов является показателем повышенной степени опасности рассматриваемых преступлений.С субъективной стороны преступления данной группы предполагают наличие только умышленной вины (исключение составляет упоминавшаяся выше ст. 284). В некоторых случаях обязательным признаком субъективной стороны является цель. Так, диверсия осуществляется в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации (ст. 281 УК).Субъектом этих преступлений являются достигшие 16 лет граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В виде исключения субъектом государственной измены (ст. 275 УК) может быть лишь гражданин России, а шпионажа (ст. 276 УК) — только иностранные граждане и лица без гражданства. Отдельные преступления совершаются только специальным субъектом. Так, субъектом разглашения государственной тайны (ст. 283 УК) выступает только то лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе.Лица, не достигшие 16-летнего возраста, к ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства не привлекаются. Если же в их действиях содержится состав другого преступления, за которое установлена ответственность с 14 лет, они отвечают за это преступление. Так, при посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля лица, достигшие 14 лет, могут привлекаться к ответственности по ст. 105 (умышленное убийство или покушение на него), ст. 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и пр.Несмотря на изменение местоположения рассматриваемых составов в системе Особенной части Кодекса (с первого на четвертое место) степень опасности этих преступлений остается высокой, о чем свидетельствует отнесение законодателем более половины составов к числу особо тяжких преступлений.Исходя из непосредственного объекта посягательства преступления против основ конституционного строя и безопасности государства можно подразделить на преступления, посягающие на:1) внешнюю безопасность (государственная измена — ст. 275, шпионаж — ст. 276);2) лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля — ст. 277);3) внутреннюю безопасность или политическую систему России (насильственный захват власти или насильственное удержание власти — ст. 278; вооруженный мятеж — ст. 279; публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации — ст. 280);4) экономическую безопасность и обороноспособность (диверсия — ст. 281, разглашение государственной тайны — ст. 283, утрата документов, содержащих государственную тайну — ст. 284);5) провозглашенный Конституцией принцип равенства граждан независимо от расы, национальности и вероисповедания (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды — ст. 282).
Примерно такая же классификация предлагается и некоторыми другими учеными5.
В литературе в отношении приведенной классификации высказывались следующие замечания: 1) не просматривается единое основание классификации; 2) неточным является отнесение разглашения государственной тайны (ст.
283) и утраты документов, содержащих государственную тайну (ст.
284), к преступлениям, посягающим на экономическую безопасность и обороноспособность, так как государственная тайна имеет место не только в экономике и обороноспособности6.
При одинаковом содержании классификационных групп они различаются по наименованию.
Так, третья группа в этой работе озаглавлена: «Преступления, посягающие на легитимность государственной власти», а вторая — «Преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности», пятая — «Преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни» Однако представляется, что в основу предлагаемой классификации положен один критерий — непосредственный объект. Отнесение преступлений, предусмотренных ст. 283 и 284 УК к числу преступлений, посягающих на внешнюю безопасность, как предлагают эти авторы, также весьма условно, поскольку эти преступления могут посягать и на внутреннюю безопасность.В доктрине уголовного права имеются и иные классификации рассматриваемых преступлений. Некоторые авторы выделяют преступления, создающие угрозу:
внешней безопасности (государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и утрата документов, содержащих государственную тайну) и внутренней безопасности (все остальные)7.
Предлагается эти две группы преступлений дополнить третей группой — преступлениями, посягающими на экономическую безопасность, включив в нее одно преступление — диверсию8.
Ученые в основном единодушны по поводу того, какие преступления являются посягательствами на внешнюю безопасность. Таковыми признаются государственная измена и шпионаж.Некоторые различия имеются в содержании классификационных групп (при пятичленной классификации), что объясняется спецификой непосредственных объектов.Как видно из перечня объектов посягательства, законодатель отнес к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства значительно меньшее число преступлений, чем было в Кодексе 1960 г. Это только такие преступления, которые действительно представляют реальную угрозу как основам конституционного строя, так и безопасности государства в целом.В уголовном законодательстве зарубежных стран также предусмотрена ответственность за рассматриваемые деяния. Например, в Уголовном кодексе Франции в книге 4 «Преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия» раздел первый озаглавлен «Посягательства на основополагающие интересы нации». В этом разделе содержатся главы: «Об измене и шпионаже», «Об иных посягательствах на республиканские государственные институты или целостность национальной территории», «Об иных посягательствах на национальную защиту» и др.
Источник: https://uchebilka.ru/pravo/199901/index.html