В процессе работы с электронными закупками Вы наверняка столкнетесь с таким действием как «обеспечение контракта» – это, простым языком, перечисление денежных средств на виртуальный счет электронной площадки для подтверждения исполнения контракта.
От какой цены рассчитывается обеспечение контракта по 44-ФЗ?
Обеспечение исполнения контракта рассчитывается от стоимости самого контракта. Однако чтобы быть точнее и ответить на вопрос – сколько процентов от цены контракта составляет обеспечение контракта – обратимся к Федеральному закону №44.
Итак, согласно пунктам 4, 5, 6 статьи 96 Федерального закона 44-ФЗ:
«4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
6. Размер обеспечения исполнения контракта (по 44-ФЗ) должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн.
рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В случае, если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на более чем на 25% по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона».
В случае победы в аукционе Вам необходимо будет внести на виртуальный счет площадки денежные средства (обеспечение исполнения контракта). Размер необходимых денежных средств будет указан в извещении на проведение аукциона. Согласно Федеральному закону №44, размер обеспечения исполнения контракта может составлять от 5% до 30% от суммы контракта.
Как внести денежные средства для обеспечения контракта?
Получить реквизиты для перевода денежных средств на виртуальный счет электронной площадки Вы можете следующим образом:
Шаг 1. Перейдите на страницу личного кабинета
Шаг 2. Выберете раздел «Счета» и нажмите на подраздел «Реквизиты для перечисления денежных средств».
-
Нажмите на изображение, чтобы увеличить
- Рис. 1
- На данной странице Вы сможете также загрузить образец платежного поручения и инструкции по переводу денежных средств.
- Номер виртуального счета будет выслан Вам на электронную почту, после прохождения процедуры аккредитации. Кроме того Вы всегда сможете найти его в своем личном кабинете, для этого:
Шаг 1. Перейдите на страницу личного кабинета
Шаг 2. Выберете раздел «Документы» и нажмите на подраздел «Входящие документы»
Нажмите на изображение, чтобы увеличить
Рис. 2
Самый первый входящий документ будет положительным ответом по заявлению на аккредитацию. В нем и будет содержаться номер вашего виртуального счета.
Альтернативный вариант обеспечения контракта
Когда сумма контракта невелика, то и размер обеспечения контракта – небольшая сумма. Но что делать, если сумма контракта – несколько миллионов? Обеспечение исполнения контракта в этом случае становится проблемой для многих. Наше правительство предусмотрело решение банковскую гарантию как обеспечение контракта (по 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ:
1. Заказчики в качестве обеспечения исполнения контрактов и заявок принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Важно учитывать, что банковская гарантия в данном случае заменяет внесение денежных средств для обеспечения исполнения контракта.
Чем удобна банковская гарантия?
Банковская гарантия – отличный вариант, если на кону крупный контракт, а вы не готовы вывести большую сумму денег для обеспечения исполнения контракта. Стоимость банковской гарантии будет ниже в несколько десятков раз.
Например, когда для обеспечения исполнения контракта необходимо перевести на торговую площадку 500 000 р., стоимость банковской гарантии этого же контракта может составить всего 40 000 р.
Когда возвращается обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?
Обеспечение исполнения контракта возвращается только после успешного исполнения контракта. Деньги находятся на виртуальном счете торговой площадки все время, пока длится контракт.
Если контракт не был выполнен, то обеспечение исполнения контракта не возвращается (согласно 44-ФЗ).
Деньги, затраченные на банковскую гарантию, не могут быть возвращены в любом случае, поскольку такая гарантия оформляется на один конкретный контракт.
Порой внести большое количество денежных средств труднее, чем оплатить стоимость банковской гарантии. Поэтому в каждом конкретном случае решение о том, как обеспечить исполнение контакта в торгах, остается за исполнителем контракта.
Заявку на банковскую гарантию Вы можете подать через наших менеджеров. Закажите звонок, и наши специалисты свяжутся с Вами.
Остались вопросы? Специалисты помогут вам!
Источник: http://ASP-edo.ru/support/elektronnye-torgi-i-etsp/obespechenie-ispolneniya-kontrakta-po-44-fz/
Изменения в 44-ФЗ. Обеспечение исполнения контракта после 1 июля 2019 года
С 1 июля 2019 года изменяется подход к применению обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ. Начиная с этой даты, заказчики не вправе устанавливать сроки действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта. Такое право в соответствии с ч.3 ст.
96 закона 44-ФЗ предоставляется участникам закупки. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены гарантией, не менее чем на один месяц (в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 закона).
Во все контракты, предусматривающие обеспечение исполнения, в соответствии с ч. 30 ст.
34 закона 44-ФЗ должно быть включено обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. При этом следует учитывать, что размер такого обеспечения может быть уменьшен, а за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства, начисляется пеня в размере, определенном в размере 1/300 ключевой ставки.
С 1 июля 2019 года в соответствии с ч. 6 ст. 96 закона 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта в закупках, проводимых среди СМП и СОНО рассчитывается от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта как в обычных случаях. При этом размер обеспечения не может составлять менее чем размер аванса по контракту, если аванс предусмотрен.
Победители закупок среди СМП и СОНО могут вообще не предоставлять обеспечение исполнения контракта, даже при наличии антидемпинговых мер.
Такое возможно, если до заключения контракта взамен обеспечения его исполнения они предоставят информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение такими участниками (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 8.1 ст. 96 закона 44-ФЗ).
С 1 июля 2019 года также изменяются сроки возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В соответствии с ч. 27 ст.
34 закона 44-ФЗ срок возврата денежных средств не должен превышать 30 дней, а в случае закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) – 15 дней с даты исполнения обязательств по контракту.
При этом срок возврата придется устанавливать также в отношении случаев уменьшения размера обеспечения контракта по причине частичного исполнения обязательств.
Быстро, выгодно, минимум документов
С 1 июля 2019 года поставщик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению (ч. 7.1 ст.
96 закона 44-ФЗ) в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7.2 и 7.3 этой же статьи.
Будьте всегда в курсе событий – подпишитесь на рассылку новостей от Кредитно-страхового агентства в социальной сети «ВКонтакте». Еще больше актуальных и интересных новостей из мира госзакупок.
Кредитно-Страховое агентство — мы делаем госзакупки доступными !
Источник: https://kb52.ru/articles/362-izmeneniya-v-44-fz-obespechenie-ispolneniya-kontrakta-posle-1-iyunya-2019-goda
Ответы на вопросы участников вебинара «Обеспечение заявок и обеспечение исполнения контракта по закону о контрактной системе»
Обеспечение заявок
Вопрос: Требуется ли обеспечение заявок для участия в запросе котировок или запросе предложений?
Ответ: Установление требования по обеспечению заявок для участия в запросах предложений или запросах котировок –
право Заказчика (ч.2 ст. 96). Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок только при проведении
конкурсов и аукционов (ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
Вопрос: Для участия в открытом конкурсе необходимо, чтобы обеспечение заявки было подтверждено не как ранее (в
94-ФЗ) — платежным поручением с отметкой банка, либо его нотариально заверенной копией, а фактическим поступлением
суммы обеспечения на счет заказчика. Каким образом поставщик сможет убедиться в успешном переводе денежных средств?
Возможно ли требование письменного подтверждения от заказчика?
Ответ: В первую очередь, необходимо убедиться в том, что вами были указаны правильные реквизиты заказчика для
перечисления денежных средств. Затем удостовериться, что денежные средства были переведены с расчетного счета вашей
организации. Заказчик не обязан предоставлять участникам информацию о поступлении денежных средств.
Вы также можете направить заявление в ваш банк на расследование о розыске сумм по рублевому платежному
поручению.
Обеспечение исполнения контракта. Банковские гарантии. Возврат обеспечения исполнения контракта
Вопрос: Определяет ли 44-ФЗ срок возврата обеспечения контракта и ответственность заказчика при задержке?
Ответ: Срок возврата обеспечения исполнения контракта регламентируется ч. 27 ст.
34 Закона № 44-ФЗ и предусматривает
необходимость включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком
поставщику/подрядчику/исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая
форма обеспечения исполнения контракта выбрана поставщиком/подрядчиком/исполнителем). Таким образом, срок возврата
устанавливается заказчиком самостоятельно, и при подаче своей заявки вы соглашаетесь с этим сроком. Если срок
заказчиком не был установлен, то вам необходимо подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу на положения
документации о закупке. В том случае, если контракт уже был заключен и основные обязательства по договору вами уже
исполнены, необходимо направить заказчику требование о возврате обеспечения. В случае отказа обращайтесь в суд.
В соответствии со ст. 107 Закона № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных
нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую,
административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образец письма о возврате обеспечения контракта
Вопрос: Возможен ли возврат обеспечения до окончания срока исполнения контракта?
Ответ: Возврат обеспечения исполнения контракта до окончания исполнения обязательств перед заказчиком не возможен, так как является гарантией качественного выполнения работ (услуг).
Если в качестве обеспечения вы вносили денежные средства, 44-ФЗ позволяет вам заменить обеспечение исполнения на банковскую гарантию.
Вопрос: Возможно ли при заключении контракта банковскую гарантию заменить на денежное обеспечение, если не успеваем по срокам получить банковскую гарантию?
Ответ: В соответствии со ст. 96 п.7 44-ФЗ при заключении контракта в качестве обеспечения исполнения контракта можно внести денежные средства, а потом заменить их на банковскую гарантию.
Выдержка из закона:
«В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта».
Вопрос: Вправе ли заказчик потребовать, чтобы срок действия гарантии на 2-3 месяца превышал срок действия
контракта?
Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия
контракта не менее чем на один месяц.
Заказчик может установить любой другой срок действия банковской гарантии, но
нужно учитывать, что данное требование должно быть обоснованным и гарантия должна обеспечить все обязательства по
контракту.
В случае возникновения спора, связанного со сроком действия гарантии, необходимо обратить в суд.
Вопрос: Гос. заказчик прописал срок возврата обеспечения по контракту: «…срок контракта + полгода…». Поставки мы должны завершить до декабря 2014 года, а обеспечение нам вернут только в июне 2015 года.
Выходит, что мы на целый год датируем заказчика на сумму обеспечения контракта! А так как снижение цены было выше, чем на 25%, вся прибыль, что мы должны получить по контракту, не покрывает даже размера обеспечения, которые мы получим вообще в середине следующего года…
Можно ли как-то бороться со сроками возврата обеспечения, и чем обусловлены такие временные рамки?
Ответ: В 44-ФЗ прописано, что заказчик обязан указать в контракте срок, в течение которого денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, вернутся исполнителю. Этот срок устанавливается индивидуально и не ограничен законодательством (ч. 27, ст.
34, 44-ФЗ — «В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).
44-ФЗ предусматривает возможность замены денежного обеспечения на банковскую гарантию. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на 1 месяц.
Наша компания можем помочь Вам в получении банковской гарантии. Пожалуйста, обращайтесь.
Вопрос: На какой срок должна быть выдана гарантия, если требования, установленные в образце банковской гарантии в
составе закупочной документации, противоречат условиями проекта договора?
Ответ: Следует подать запрос о разъяснении положений документации на этапе подачи заявок, чтобы заказчик устранил
несоответствие. Если такой вопрос возник уже на этапе заключения контракта, то необходимо направить протокол
разногласий.
Вопрос: В ряде случаев помимо обеспечения исполнения контракта заказчики требуют предоставить обеспечение
обязательств по предоставлению гарантии качества. Сумма такого обеспечения, как правило, ниже. По новому закону
банковская гарантия исполнения контракта включает и гарантийный период. Значит ли это, что вид гарантии на качество
изживает себя?
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контакта включает в себя комплекс мер, реализуемых
после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки в соответствии с гражданским
законодательством и Законом № 44-ФЗ.
Прямо в законе не сказано, что банковская гарантия по контракту должна включать в себя гарантийные обязательства. ГК
РФ этого не запрещает, отсюда появляется право заказчика включать и гарантийные обязательства.
Также в законе не дано
определение «срок действия контракта», но исключение не оговорено. Поэтому не стоит на данном этапе точно утверждать,
что гарантийные обязательства будут включаться в срок банковской гарантии.
Вопрос: Где именно можно посмотреть реестр выданных банковских гарантий?
Ответ: Реестр банковских гарантий будет размещен с 31 марта 2014 в единой информационной системе (ч. 8 ст. 45 Закона
№ 44-ФЗ).
Вопрос: Каким образом заказчик проверяет подлинность банковской гарантии и ее занесение в реестр?
Ответ: При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий (ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ). Реестр банковских гарантий размещен в единой информационной системе. В соответствии с ч. 9 ст.
45 Закона № 44-ФЗ определён перечень информации и документов, которые должны быть включены в данный реестр.
Банк, выдавший банковскую гарантию, должен занести в реестр всю необходимую информацию не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии.
Вопрос: Кто ведет реестр соответствующих закону банков?
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов заказчиками
принимаются банковские гарантии, выданные банками, которые включены в предусмотренный ч. 2 ст. 71.4 Налогового кодекса
перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно п. 4 ст. 71.4 Налогового кодекса такой перечень ведется Минфином России на основании сведений, полученных
от Банка России, и подлежит размещению на официальном сайте Минфина России в сети Интернет.
Вопрос: Вправе ли заказчик требовать банковскую гарантию, выданную банком, входящим в «ТОП 50»?
Ответ: Требовать банковскую гарантию, выданную банком, находящимся в «ТОП 50», по Закону № 44-ФЗ заказчик не
вправе.
Вопрос: Фирма недавно зарегистрирована и находится на упрощенной системе налогообложения. Можно в этой ситуации
рассчитывать на получение гарантии в банке?
Ответ: Дело в том, что одно из основных требований к финансовому состоянию участника закупок – это срок регистрации,
который должен составлять не менее 12 месяцев, и наличие оборотов по счетам. Исключением является ситуация, когда
банковская гарантия исполнения контракта может быть выдана фирме, не удовлетворяющей требованиям по финансовому
состоянию, под поручительство крупной компании.
Вопрос: Из-за отсутствия своевременного финансирования заказчик не оплатил один из этапов работ. Подрядчик
приостановил выполнение работ, и заказчик обратился в банк за раскрытием гарантии. Какова практика рассмотрения
требований о выплате возмещения в данной ситуации?
Ответ: Очень важно понимать, какие именно обязательства наложены на подрядчика и заказчика по условиям контракта.
Предполагаем, что подрядчик обязан был в любом случае выполнить свои обязательства или же обратиться в суд. Банк будет
обязан выплатить заказчику сумму требования в пределах суммы обеспечения, предусмотренной банковской гарантией.
- Вопрос: Если в банке установлен лимит на выдачу банковских гарантий, будет ли упрощен сбор документов при
последующих обращениях? - Ответ: В этом случае сроки получения гарантий и сбора документов при повторных обращениях значительно
сокращаются. - Вопрос: Как технически будет осуществляться предоставление банковской гарантии для участия в торгах и взыскание
банком денег в случае предъявления заказчиком требования о выплате?
Ответ: Информация по предоставлению банковской гарантии подробно изложена в презентации. Требуется собрать
необходимые документы и направить в банк на рассмотрение. После принятия положительного решения генеральный директор и
поручители приезжают в банк и получают гарантию.
В случае нарушения своих обязательств по контракту заказчик обращается в банк за взысканием.
Банк, на основании
требования от заказчика, направляет письмо с регрессным требованием возмещения убытков по гарантии
поставщику/подрядчику/исполнителю. Если тот уклоняется, то взыскивают с поручителя.
В случае невозможности взыскать с
поставщика/подрядчика/исполнителя и поручителя назначаются судебные разбирательства.
Получение гарантий в банках
из списка Минфина
Отправить заявку
Антидемпинговые меры
Вопрос: В каком случае необходимо подтверждать добросовестность? Только при снижении на 25%?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст.
37 Закона № 44-ФЗ информация, подтверждающая добросовестность участника
предоставляется при соблюдении следующих условий:
— если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн. руб. и менее;
— участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной
(максимальной) цены контракта.
-
Участник может не предоставлять информацию, подтверждающую добросовестность, если предоставит заказчику обеспечение
исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза указанный в документации. - Вопрос: Если в течение года до подачи заявки у компании не было контрактов, то она по умолчанию не является
добросовестным поставщиком?
Ответ: Если у вас нет информации, подтверждающей добросовестность (то есть исполненных контрактов), то это не
означает, что вы — недобросовестный поставщик. Просто при снижении на 25% и более вам необходимо будет предоставить
обеспечение исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения, указанного в
документации.
Вопрос: Извещение о проведении процедуры закупки было опубликовано в октябре 2013 года, а торги пройдут в феврале
2014 года. Документация составлена в соответствии с 94-ФЗ. Может ли заказчик после проведения торгов применить
антидемпинговые меры, то есть потребовать полуторакратное обеспечение исполнение контракта?
Ответ: Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после
введения их в действие.
Вопрос: Предусмотрен ли антидемпинг в рамках 223-ФЗ, и как он работает?
Ответ: Одно из основных требований, установленных Законом № 223-ФЗ – утверждение и размещение на Общероссийском
официальном сайте Положения о закупке, которое должно соответствовать данному закону. Заказчик в своем Положении вправе
предусмотреть различные антидемпинговые меры, но нужно всегда помнить про необоснованное ограничение конкуренции.
Работа электронных площадок
Вопрос: Есть две ЭЦП — на директора и на одного из менеджеров компании. Оба имеют право подписи, но в аукционе
участвовал сотрудник со своей ЭЦП, а контракт хочет подписать директор. Это возможно?
Ответ: Да, такая ситуация возможна. Важно, чтобы были подтверждены полномочия директора или сотрудника компании.
Вопрос: Изменятся ли условия оплаты оператору электронной площадки за участие в аукционе (для победителя)? Будет
ли введена единая плата?
Ответ: В соответствии с ч. 5 ст. 59 Закона № 44-ФЗ не допускается взимание оператором электронной площадки платы за
проведение электронного аукциона.
В соответствии с ч. 6 ст.
59 Закона № 44-ФЗ не допускается взимание с участников электронного аукциона платы за
аккредитацию на электронной площадке и за участие в таком аукционе, за исключением платы, взимаемой с лица, с которым
заключается контракт, в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным ч. 4 ст. 59 Закона №
44-ФЗ и устанавливающим порядок и условия отбора операторов электронных площадок.
Вопрос: Компания заключила несколько контрактов, в том числе с предоставлением обеспечения, но ни по одному из
них на площадках Сбербанк-АСТ и РТС-тендер нет информации об исполнении. Как быть в таких ситуациях?
Ответ: Информация о заключении, изменении и исполнении контрактов размещается на общероссийском официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru, в разделе «Единый реестр государственных
и муниципальных контрактов», а не на электронных площадках.
Вопрос: Что делать в том случае, если заказчики не регистрируют исполнение контракта?
Ответ: В течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик должен направить соответствующую информацию
в реестр контрактов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ). За непредоставление сведений о заключении контракта предусмотрена
административная ответственность (ст. 19.7.4 КоАП).
Замена обеспечения по 44-ФЗ
Задать вопрос
Материалы по теме
Банковская гарантия по 44-ФЗ
Статья. Не менее 1 млрд. руб. – новые требования к
банкам с 01.01.2014
Статья. Применение антидемпинговых мер
Источник: https://www.gos-express.ru/press-center/acticles/533-otvety-na-voprosy-uchastnikov-vebinara-obespechenie-zayavok-i-obespechenie-ispolneniya-kontrakta-po-zakonu-o-kontraktnoy-sisteme.html
Освобождение от внесения обеспечения исполнения контракта по закону №44-ФЗ
Нередко при заключении контрактов, исполнителями которых являются государственные или муниципальные учреждения и предприятия, возникает вопрос: требуется ли вносить обеспечение исполнения контракта, или нет? Разберем эту ситуацию более подробно.
Что говорит закон?
Положения 44-ФЗ «О контрактной системе…» об обеспечении исполнения контракта не применяются в 3 случаях (ч. 8 ст. 96):
- контракт заключается с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением —т.е. государственное или муниципальное казенное учреждение является Исполнителем Контракта;
- в результате осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
- в случаях заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Какие учреждения имеют право не вносить обеспечение исполнения Контракта?
Регулирование деятельности учреждений осуществляется в рамках параграфа 7 «Некоммерческие унитарные организации» главы 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, различается 3 вида государственных или муниципальных учреждений:
- казенное,
- бюджетное,
- автономное.
Т.е. учреждение будет являться либо казенным, либо бюджетным, либо автономным. Так как закон освобождает от внесения обеспечения только государственное или муниципальное казенное учреждение, то нам важно понять, чем оно отличается от бюджетного и автономного учреждения.
В частности, согласно ст. 298 Гражданского кодекса РФ эта разница проявляется в следующем:
И автономное учреждение, и бюджетное учреждение вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, только с согласия собственника. Прочим имуществом, которое находится у них на праве оперативного управления, автономное или бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, за исключением установленных законом случаев. Автономное или бюджетное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, но только для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. Такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах. Доходами, полученными от ведения такой деятельности, и приобретенное за счет указанных доходов имущество, автономное или бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия собственника имущества.
Казенное учреждение должно осуществлять приносящую доходы деятельность только в соответствии со своими учредительными документами, утверждаемыми собственником.
Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают сразу в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, п. 1 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ «О контрактной системе…» не распространяется на государственные или муниципальные бюджетные и автономные учреждения.
Следовательно, для контрактов, заключаемых с такими учреждениями, установленное в ч. 1 ст. 96 Закона №44-ФЗ требование об обеспечении обязательно (см. также Письмо Минэкономразвития России от 14.05.
2014 N Д28и-801).
Но государственное или муниципальное бюджетное учреждение не предоставляет обеспечение исполнения контракта в 2 случаях:
1) при закупке услуг по предоставлению кредита (п. 2 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ)
2) при заключении Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 3 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ).
В каких случаях унитарное предприятие не вносит обеспечение исполнения контракта?
Также существуют существенные различия между государственными или муниципальными казенными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.
Регулирование деятельности унитарных предприятий осуществляется в рамках параграфа 4 «Государственные и муниципальные унитарные предприятия» главы 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:
- федеральное государственное предприятие,
- государственное предприятие субъекта Российской Федерации,
- муниципальное предприятие.
2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия):
- федеральное казенное предприятие,
- казенное предприятие субъекта Российской Федерации
- муниципальное казенное предприятие.
Согласно ст. 4 указанного Закона №161-ФЗ, полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Таким образом, казенное учреждение и казенное предприятие – это разные виды юридических лиц. Государственные или муниципальные унитарные предприятия, отдельной формой которых являются казенные предприятия, освобождены от предоставления обеспечения исполнения контракта в случаях:
- закупки услуг по предоставлению кредита (п. 2 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ)
- заключения Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 3 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ).
Теги: 44-ФЗ, участие в торгах, освобождение от внесения обеспечения исполнения контракта,
Количество просмотров: 15474
Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал
Источник: https://fksrf.pro/info/203.html
Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется
В каких случаях обеспечение контракта не предусмотрено
Государственные закупки регламентируются 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В соответствии с 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта регламентировано положениями статьи 96.
Согласно его положений при определенных видах закупок заказчик обязан устанавливать подобное требование, а в других — только вправе, то есть обеспечение контракта может быть и не предусмотрено по выбору заказчика. В связи с чем необходимо крайне внимательно изучать положения аукционной документации.
По 223-ФЗ обеспечение предусматривается (устанавливается или не устанавливается) заказчиком в положениях о закупках, при этом иногда могут опубликованы конкурсы заказчиками, которые не указывают на необходимость обеспечения в своих положениях о закупках и тем не менее это требование может возникнуть в любом конкурсе и опубликовано только в конкурсной документации . По коммерческим контрактам обеспечение исполнение контракта также устанавливается заказчиком и не регламентируется законом.
Нужно ли обеспечение контракта по 44-ФЗ
В п.1 ст.96 Закона №44-ФЗ говорится об обязательном установлении требования обеспечения исполнения контракта. При этом п.2 содержит положение о ПРАВЕ установления требования. Таким образом, заказчик может установить или не установить обеспечение по своему усмотрению.
Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), пунктами 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Электронный аукцион и конкурс
Заказчик в извещении на аукцион или конкурс обязан установить требование обеспечения исполнения контракта согласно п.1 ст.96. Аналогичное требование предусмотрено для закрытых процедур.
Запрос котировок
При запросе котировок (параграф 3 глава 3 Закона № 44-ФЗ) обеспечение не обязательно, кроме случаев, когда заказчик на свое усмотрение устанавливает такое требование.
Важно отметить, что проведение запроса котировок для заказчика возможно только при НМЦК до 500000 рублей, и при этом годовой объем закупок по котировкам не превышает 10% общего объема закупок и не превышает 100 млн рублей (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ).
Запрос предложений
В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.
Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:
- Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
- Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 № 1011.
- Список федеральных органов исполнительной власти, которые могут заключать подобные контракты: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, Минздрав, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Минвостокразвития, Минсвязь, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Минстрой, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Служба внешней разведки, ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии, ФСО, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФАС, Росстат, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральное агентство научных организаций, Государственная фельдъегерская служба, Федеральное агентство по делам национальностей.
- Закупки лекарств для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии. Объем лекарственных препаратов не должен превышать общий объем лекарств на весь срок лечения пациента.
- Закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
- Услуги по защите интересов РФ в случае подачи в иностранные судебные органы, международные суды и арбитражи исков к РФ.
У единственного поставщика
При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.
Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.
Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:
- закупки у естественных монополий (п.1),
- у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
- контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
- закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
- выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
- контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
- закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
- закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
- поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
- закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
- произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
- закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
- заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
- направление работника в служебную командировку (п.26)
- закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
- заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
- аренда помещений на территории других государств (п.32),
- контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
- закупки для органов внешней разведки (п.40),
- закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
- заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
- закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
- услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
- закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
- и другие.
Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
Право устанавливать обеспечение по Постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 №182 («Антикризисное Постановление»)
Кроме того, Правительство РФ определяет дополнительные случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения. Список случаев и условий обновляется Правительством каждый год.
Среди них:
- наличие в контракте условия о перечислении поставщику аванса на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации; т.е. перевод госконтракта на сопровождение в Федеральное казначейство;
- проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
- участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов НМЦК;
- при авансе не более 15% или при проведении заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) — применяется по контракту для обеспечения федеральных нужд;
- для муниципальных нужд или нужд субъекта РФ – при авансе, установленном высшими исполнительными органами государственной власти, или при полном расчета только после приемки заказчиком всех поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (за исключением гарантийных обязательств).
Обеспечение контракта для СМП в 2016 году
Текущее Постановление от 11 марта 2016 № 182 действует до 1 января 2017 года (ч.2 ст.3 390-ФЗ). Оно почти полностью повторяет Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 года № 199: из списка исключили торги, участниками которых являются только СМП (субъекты малого предпринимательства) и по ним предусмотрен аванс.
То есть в 2016 году для тендеров с участием только СМП или СОНО, где установлен аванс, обеспечение контракта обязательно; если аванс по таким контрактам не предусмотрен, заказчик имеет право не устанавливать требования об обеспечении контракта.
Требуется ли обеспечение исполнения для бюджетных учреждений
В п.3 ч.8 статьи 96 44-ФЗ прописано положение, в силу которого бюджетное учреждение освобождается от обеспечения контракта в случае заключения контракта, предметом которого является банковская гарантия.
Государственные и муниципальные казенные учреждения
Если участник закупки – казенное учреждение, обеспечение по контракту для него не требуется. И поэтому требования в контракте об обеспечении такие учреждения могут игнорировать в силу п.1 ч.8 статьи 96 44-ФЗ.
Гуп и муп
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (Гуп и муп), если они выступают в качестве участников, обязаны вносить обеспечение на общих основаниях. Подобных норм, как в случае с казенным учреждениями, для них не предусмотрено
Обязательность обеспечения для других видов контрактов
Согласно п.2 ч.8 статьи 96 44-ФЗ обеспечение не требуется, если предметом контракта является предоставление кредита.
Также Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в части 4 статьи 5 устанавливает необязательность обеспечения исполнения в договорах на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%.
Как не платить обеспечение контракта увеличенное в 1.5 раза
Если предложенная цена контракта при проведении аукциона или конкурса ниже 25% от НМЦК, участник в силу ч.2 ст.37 Закона №44-ФЗ обязан уплатить / предоставить увеличенное в 1.5 раза обеспечение. Однако там же содержится норма, позволяющая не предоставлять увеличенное обеспечение, если поставщик подтвердит свою добропорядочность. Условия подтверждения описаны в ч.3 ст.37.
Нужно ли обеспечение контракта по 223-ФЗ
При проведении закупки по 223-ФЗ заказчик в силу Постановления от 11 декабря 2014 года №1352 самостоятельно устанавливает требование об обеспечении контракта. Участник в случае если требование в документации о закупке прописано выбирает способ обеспечения сам: внесение денежными средствами, банковскую гарантию по 223-ФЗ или иным способом, предусмотренным в документации.
Наиболее эффективный способ обеспечения исполнения контракта — банковская гарантия. При участии в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ или в коммерческих контрактах, где требуется обеспечение исполнения, обратитесь в Госгарант за банковской гарантией.
Источник: https://gosgarant.ru/question-answer/226/
Новые правила предоставления обеспечения исполнения контракта в 44-ФЗ
С 1 июля 2019 года вступают в силу изменения в 44-ФЗ, которые, существенным образом меняют порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
Подписан Федеральный закон от 01.05.2019 №71-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, направленный на комплексное совершенствование законодательства в сфере госзакупок.
В соответствии с законом, с 1 июля 2019 года произойдут некоторые изменения, которые коснутся, в том числе, участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках.
Федеральным законом, в частности, устанавливается, что участник закупки, проводимой среди СМП и СОНКО, в определенных случаях освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта.
Статья 96 дополняется частью 8.1.:
«8.1.
Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.»
Проверить необходимость предоставления обеспечения можно в онлайн сервисе.
Федеральным законом №71-ФЗ 01.05.2019 вводятся и другие важные изменения, в частности:
- для участника закупки, проводимой среди СМП и СОНКО, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК;
- предусматривается, что заказчиком должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств, в случае установления требований к таким обязательствам.
- Официальный текст документа опубликован 7 мая 2019г. в «Российской газете»
- Проверка необходимости предоставления обеспечения.
- Проверить
Источник: https://progarantii.ru/novye-pravila-predostavleniya-obespecheniya-ispolneniya-kontrakta-v-44-fz-2/