Представим ситуацию: организация участвует в закупке, вкладывается в подготовку к ней и, казалось бы, государственный контракт уже в кармане, но выясняется, что для конкурента предусмотрены преференции и преимущества в контрактной системе, которые делают его победителем даже с худшим предложением.
Результат – неоправданные материальные затраты и потерянное время. В этой статье речь пойдет о том, кому предоставляются и кому не предоставляются преимущества при осуществлении закупок.
Благодаря этому каждый потенциальный участник сможет заранее оценить перспективы борьбы за контракт и выбрать ту закупку, участие в которой будет происходить на равных правах с остальными претендентами.
Преимущества в закупках по 44-ФЗ
Одной из основ контрактной системы является создание равных условий для участников закупок и обеспечения конкуренции между ними. Поэтому любые привилегии, как таковые, являются исключением из общего правила. Положениями 44-ФЗ преимущества при осуществлении закупок предоставляются только отдельным категориям участников. К ним относятся:
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС);
- общероссийские общественные организации инвалидов и созданные ими юридические лица;
- представители малого бизнеса (СМП);
- социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).
Все остальные участники относятся к тем, кому не предоставляются преимущества при осуществлении закупок.
Кроме того, в контрактной системе в отношении некоторых видов товаров иностранного производства действуют условия, ограничения и запреты допуска, которые по терминологии 44-ФЗ преимуществами не именуются, но фактически ими являются.
Преимущества для организаций УИС
В чем заключаются: увеличение предложенной участником цены контракта максимум на 15 %, но при этом она не должна превышать максимальную цену закупки, установленную заказчиком.
Условия предоставления преимуществ:
- предмет закупки поименован в перечне, который содержится в постановлении Правительства РФ от 14.07.2014 N 649;
- учреждение или предприятие УИС является победителем закупки;
- победителем закупки заявлено требование о предоставлении преимущества.
Как реализуются: например, заказчик проводит аукцион на поставку молока (включено в перечень) и устанавливает начальную цену 150 тыс. рублей. Один из участников снижает цену до 120 тыс. рублей, а другой (учреждение или предприятие УИС) до 110 тыс. рублей и становится победителем.
В данном случае контракт будет заключен с учреждением или предприятием УИС, но не по предложенной им цене, а на 126 тыс. 500 рублей (110 тыс. рублей + 15 %). Таким образом, не имеющий преимуществ поставщик в закупке проиграет, даже несмотря на более выгодное ценовое предложение.
Преимущества для организаций инвалидов
В чем заключаются: увеличение предложенной участником цены контракта максимум на 15 %, но при этом она не должна превышать максимальную цену закупки, установленную заказчиком.
Условия предоставления преимуществ:
- предмет закупки поименован в перечне, который содержится в постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 N 341;
- организация инвалидов является победителем закупки;
- победителем закупки заявлено требование о предоставлении преимущества.
Как реализуются: по аналогии с учреждениями и предприятиями УИС.
Ключевым критерием для возможности предоставления преимуществ организациям УИС или инвалидов является наличие закупаемого товара, работы или услуги в соответствующем перечне.
Это значит, что, если предметом закупки являются, например, молочные продукты (молоко и сливки), то организации УИС окажутся среди тех, кому не предоставляются преимущества при осуществлении закупок, и такие торги будут проходить на равных для всех условиях.
Преимущества для СМП и СОНО
Во-первых, каждый заказчик обязан в течение года 15 % выделенных на закупки средств выплатить по контрактам СМП и СОНО, что уже само по себе является преимуществом. При этом, в самой закупке могут принять участие исключительно СМП и СОНО, то есть представителей среднего и крупного бизнеса к ней попросту не допустят.
Иными словами, организация может быть лишена возможности участия в конкретной закупке только потому, что не является СМП или СОНО.
Во-вторых, для СМП и СОНО предусмотрены сокращенные сроки оплаты по контракту – 15 рабочих дней вместо 30 календарных для всех остальных участников закупок.
Таким образом, СМП и СОНО хоть в целом и имеют преимущества в закупках, но конкурируют только между собой и потому в рамках конкретных торгов условия для них, как правило, оказываются равными. При этом важно понимать, что среди СМП и СОНО могут оказаться организации инвалидов уже со своими преимуществами.
Условия, ограничения и запреты на допуск импортных товаров
Как уже говорилось, с точки зрения терминологии 44-ФЗ, обозначенные исключения из применения национального режима преимуществами не являются. И все же, поскольку речь идет о более выгодных условиях участия в закупке одних лиц по сравнению с другими (вплоть до полного отстранения), их можно вполне обоснованно рассматривать как преимущества участникам закупок.
Преимущества по условиям допуска товаров иностранного производства
В чем заключаются: оценка заявки с предложением отечественных товаров по сниженной на 15 % цене либо заключение контракта на поставку иностранной продукции по сниженной на 15 % цене.
Условия предоставления преимуществ:
- предмет закупки включен в перечень, утвержденный приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н;
- участник закупки готов поставить товары, произведенные исключительно в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Как реализуются: при всех формах торгов кроме аукциона оценка заявок с предложением продукции из стран ЕАЭС по цене контракта производится с понижающим 15 % коэффициентом.
Например, заказчик запросом котировок определяет поставщика мебели (включена в перечень). Один участник предлагает мебель, произведенную в России по цене 150 тыс. рублей, а другой участник предлагает шведскую мебель за 140 тыс. рублей.
В данном случае заявка первого участника будет оценена по сниженной на 15 % цене, то есть 127 тыс. 500 рублей, что позволит ему стать победителем закупки. При этом в контракте будет указана цена, предложенная участником, то есть 150 тыс. рублей.
При проведении аукциона будет на 15 % снижена цена контракта, если победителем окажется поставщик иностранной продукции.
На том же примере с поставкой мебели это будет выглядеть так: поставщик шведской мебели станет победителем аукциона, поскольку предложил меньшую цену, однако итоговая цифра в контракте будет снижена еще на 15 %, то есть 119 тыс. рублей.
Таким образом, поставщикам иностранной продукции невыгодно участвовать в закупках, предметом которых являются товары из перечня по приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Однако здесь действует аналогичное правило: если предметом закупки являются несколько видов товаров, часть из которых в перечне отсутствует, то преимущества не предоставляются и закупка осуществляется на равных для всех условиях.
Преимущества при запретах и ограничениях закупок товаров иностранного производства
В отношении отдельных видов импортных товаров могут быть установлены ограничения (например, медицинские изделия, пищевые продукты) и запреты допуска (например, товары машиностроения, программное обеспечение). Смысл тех и других сводятся к полному исключению из участия в закупке поставщиков иностранной продукции.
Иными словами, в данном случае поставщики отечественной продукции могут не бояться конкуренции со стороны зарубежных производителей, способных предложить товар с лучшими характеристиками.
Кому не предоставляются преимущества при осуществлении закупок (список)?
- Все участники (за исключением организаций УИС или инвалидов, СМП и СОНО, а также поставщиков товаров, произведенных на территории ЕАЭС).
- Организации УИС или инвалидов (если закупаемый товар или их часть отсутствует в перечне, или участниками не заявлено требование о предоставлении преимуществ).
- Поставщики товаров, произведенных на территории ЕАЭС (если закупки таких товаров не запрещены, ограничены или их допуск не сопровождается дополнительными условиями).
Таким образом, по общему правилу преимущества в закупках не предоставляются никому, и даже участникам, у которых есть такая возможность, они не гарантированы во всех случаях.
Источник: https://BusinessMan.ru/komu-ne-predostavlyayutsya-preimuschestva-pri-osuschestvlenii-zakupok-spisok-i-osobennosti.html
Национальный режим в 44-ФЗ и применение преференций товарам российского происхождения
Национальный режим – это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).
Ст. 14 44-ФЗ отражает правила применения национального режима при осуществлении закупок. Согласно 44-ФЗ, национальный режим применяется в трех вариантах:
-
запреты
-
ограничения
-
условия допуска (преференции)
Запреты на участие в государственных закупках
- Запреты устанавливаются при закупке определенных видов товаров, если они произведены на территории иностранного государства.
- Их список определяется Постановлениями Правительства:
- Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.
Ограничения в закупках
- Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.
- Список товаров, которые попадают под ограничения:
- Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.
- Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.
Предоставление преференций
Преференции по 44 ФЗ – это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящихиз иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» четко сформулированы условия и порядок применения льгот для продукции, произведенной на территории государств- членов ЕАЭС.
Преференции товарам могут применяться при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.
Согласно Приказу Минфина N 126н, участники должны декларировать страну происхождения предлагаемых товаров и вся ответственность за достоверность предоставленной информации также лежит на поставщике.
При проведении конкурса, запроса котировок и запроса предложений, рассмотрение и оценка заявок, которые содержат товары из Перечня*, утвержденного Приказом, произведенных на территории государств из Евразийского экономического союза происходит с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной участником цене контракта.
При этом контракт с победителем заключается по предложенной поставщиком цене.
Если при проведении вышеуказанных видов закупочных процедур несколькими участниками были предложены одинаковые условия исполнения контракта, с учетом предоставления преференции одному (или нескольким) из них, то контракт будет заключен с тем, который имеет право на предоставление преференций.
При проведении закупки путем аукциона, если победителем становится поставщик, заявка которого содержит предложение товаров из Перечня*, произведенных на территории государств, не входящих в Евразийский экономический союз, то контракт с заключается по цене сниженной на 15% от предложенной победителем.
Исключения в предоставлении преференций по 44-ФЗ
Но также существуют и исключения, когда указанные преференции не применяются:
-
В рамках одной закупки только часть поставляемой продукции входит в Перечень.
-
Закупочная процедура признана несостоявшейся.
-
В заявках на участие не предлагается поставка товаров из Перечня, которые произведены на территории государств-членов ЕАЭС.
-
В рамках одного аукциона победитель предлагает продукцию из Перечня, произведенную как на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. При этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза превышает 50% от общей стоимости.
-
В рамках одного конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своем окончательном предложении участник указывает продукцию, как произведенную на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. И при этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза составляет менее 50% от общей стоимости.
*Перечень – список товаров, указанный в таблице приложения к Приказу Минэкономразвития России от 04.06.2018 г. N 126н.
Если участник попадает под все условия получения преференций, то у него есть весомый шанс выиграть контракт, воспользовавшись льготными условиями.
Преференции в 223-ФЗ
В отличие от закупок по 44-ФЗ, где предоставление преференций необходимо уточнять в закупочной документации, в торгах по 223 Федеральному закону – в приоритете выступают товары, произведенные в России, а также работы или услуги, оказанных российскими лицами.
Данное требование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, которое вступило в силу 1 января 2017 года.
Это ПП устанавливает условия предоставления приоритета, которыми необходимо руководствоваться: заказчику при составлении документации о закупке, а поставщику при подготовке заявки на участие. Приоритет российских товаров (работ, услуг) устанавливается при всех способах закупки, кроме закупки у единственного поставщика.
При осуществлении закупки в виде конкурса или другим способом, при котором победитель определяется по установленным в документации критериям или по самой низкой предложенной цене контракта — заявки тех участников, которые предлагают поставку товаров российского происхождения или оказание услуг и выполнение работ российскими лицами, оцениваются по предложенной цене, сниженной на 15%. Если такой поставщик выигрывает закупку, то контракт с ним заключается по цене, предложенной в заявке.
Например, при предложении участником цены контракта, например, в 100 тыс руб. его заявку будут рассматривать, как предложение стоимостью 85 тыс. руб. И если он выиграет, то контракт будет заключен на сумму 100 тыс руб.
Если закупка осуществляется способом, при котором участники делают предложения по снижению начальной максимальной цены, например, в форме аукциона, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, контракт заключается по цене сниженной на 15% от предложенной им.
Например, если поставщик, предлагающий иностранную продукцию, предложил цену контракта 100 тыс руб. и выиграл с этой ценой, то контракт будет заключен стоимостью 85 тыс руб.
А если проводится аукцион (или подобная закупка) в которой участники снизились до 0 и далее торги идут уже на право заключения контракта, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, договор заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной.
Встречаются такие аукционы, в которых участники снижаются от НМЦК, чтобы победить и получить право на исполнение контракта. Но когда происходит снижение до 0, начинаются торги на право заключения контракта. Т.е.
каждый из поставщиков предлагает свою цену, которую он готов заплатить заказчику, чтобы забрать контракт себе.
Участник, который предложит самую большую стоимость — выигрывает торги, уплачивает заказчику предложенную им сумму (в вышеописанном случае, с приоритетом российских товаров — при продаже иностранных ТРУ, победитель заплатит заказчику предложенную цену увеличенную на 15%) и заключает договор.
Такие закупки чаще всего проводятся в сфере услуг, т.к. всю заработанную в процессе исполнения контракта прибыль, победитель закупки оставляет себе.
Для предоставления приоритета заказчик должен указать в документации определенные условия и требуемые сведения:
- требование о декларировании страны производства товаров в заявке;
- положение об ответственности участников за предоставляемую информацию;
- сведения о НМЦК каждого товара (работы, услуги);
- и другие условия, которые полностью отражены в п.5 ПП № 925.
Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ
Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:
-
Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).
-
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.
-
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.
-
В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50%. Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства — приоритет для них не предоставляется.
-
В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50%. Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.
Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.
Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.
©ООО МКК «РусТендер»
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/nacionalnyj-rezhim
Проверьте, имеете ли вы право на преференции по 44-ФЗ
По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо.
В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом.
Таким образом, оба понятия являются аналогичными.
Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:
- организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
- организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
- малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
- некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).
Преференции организациям инвалидов
Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.
Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы.
К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера.
Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества.
Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.
Налоговые льготы
Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).
Преференции поставщикам товаров отечественного производства
Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства.
Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития.
Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Преференции для организаций уголовно-исправительной системы
Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.
Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.
Как предоставляются преимущества
Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.
Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.
Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.
Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.
Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/proverte-imeete-li-vy-pravo-na-preferentsii-po-44-fz
Преимущества, предоставляемые при осуществлении закупок
Преимущества, предоставляемые при осуществлении государственных закупок.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан предоставить при осуществлении закупок преимущества отдельным категориям лиц:
- 1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
- 2) организациям инвалидов;
- 3) субъектам малого предпринимательства;
- 4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Обязанность заказчиков предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы установлена ст. 28 ФЗ N 44-ФЗ. Преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% предоставляются в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 649.
Заказчики обязаны с 24 июля 2014 г. отражать информацию о преимуществах в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующий Перечень (ч. 2 ст. 28 Закона N 44-ФЗ).
В случае, если победителем определения поставщика признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию последнего заключается по предложенной им цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта).
Указанные преимущества не предоставляются, если товар (работа, услуга) закупается у единственного поставщика (ч. 2 ст. 28 ФЗ N 44-ФЗ).
Обязанность заказчиков предоставлять преимущества организациям инвалидов предусмотрена в ст. 29 ФЗ N 44-ФЗ.
- Действие таких преимуществ распространяется на следующие организации:
- 1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
- 2) организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25%.
Преимущества предоставляются организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Такие преимущества предоставляются в соответствии с перечнями товаров, работ, услуг, утвержденными Правительством РФ, и в установленном им порядке.
Указанные Перечень и Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341. С 29 апреля 2014 г.
информация о преимуществах должна быть отражена в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующий Перечень (ч. 3 ст. 29 ФЗ N 44-ФЗ).
Таким образом, если победителем определения поставщика признана такая организация, контракт по ее требованию заключается по предложенной ей цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта).
Указанные преимущества не предоставляются в случае, если товар (работа, услуга) закупается у единственного поставщика (ч. 3 ст. 29 ФЗ N 44-ФЗ).
Заказчики обязаны осуществлять не менее 15% совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30 ФЗ N 44-ФЗ).
Закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только указанные лица.
Данная информация должна отражаться заказчиками в извещениях о закупке (ч. 3 ст. 30 ФЗ N 44-ФЗ). Там же может быть предусмотрено требование к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) привлечь субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в качестве субподрядчиков, соисполнителей по контракту (ч. 5 ст.
30 ФЗ N 44-ФЗ).
- При этом к субъектам малого предпринимательства необходимо относить лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и соответствующих ряду условий (ст. 4 ФЗ N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):
- 1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
- 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).
К социально ориентированным некоммерческим организациям в целях применения ст. 30 ФЗ N 44-ФЗ необходимо относить организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 ФЗ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно:
- 1) социальную поддержку и защиту граждан;
- 2) подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- 3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
- 4) охрану окружающей среды и защиту животных;
- 5) охрану и содержание объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
- 6) оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
- 7) профилактику социально опасных форм поведения граждан;
- 8) благотворительную деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
- 9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также духовному развитию личности;
- 10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- 11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ;
- 12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан РФ.
Источник: https://juristic.pro/gosudarstvennyj-zakaz/preimushhestva-predostavlyaemye-pri-osushhestvlenii-zakupok.html
Преференция по 44-ФЗ что это значит в 2020 году
Некоторые категории предприятий вправе рассчитывать на получение льгот. Регламентом по данному вопросу является ФЗ№44 от 05.05.2013 г. Эти преференции распространяются не только на налоговые платежи, но и на закупки. Что включает в себя данный термин, и кто может воспользоваться специальными предложениями, будет рассмотрено в статье.
В ФЗ №44 собран перечень преференций, рассчитывать на которые имеют право отдельные участники государственного заказа (ст. 28-30). Привилегии полагаются и некоторым поставщикам (ст. 14). Это говорит о том, что в момент оформления государственного контракта заказчик может получить льготы. Они предоставляются не только по ФЗ№44, но и по прочим нормативно-правовым актам:
- Постановление №649 (2014 г.), содержащее перечень товаров, приобретаемых у организаций уголовно-исполнительной системы;
- Постановление №341 (2014), включающее список работ/услуг, а также товарных позиций, получаемых от организаций инвалидов;
- Приказ Министерства экономического развития №155 (2014), в котором прописаны условия допуска иностранных продуктов (замена ему – Приказ Министерства финансов №126н от 2018 г.);
- Постановление №925 о приоритетных льготах в отношении позиций, изготовленных на территории РФ.
Основная цель ФЗ№44 состоит в создании благоприятных конкурентных условий в ходе осуществления государственных закупок, а также в поддержке определенных групп поставщиков, принимающих в них участие. В соответствии с требованиями ФЗ№44 рассчитывать на льготные условия могут определенные категории лиц. Все преференции в отношении каждой группы участников будут рассмотрены более подробно.
Кто имеет право на преимущества в закупках
Есть несколько категорий лиц, принимающих участие в закупках, в отношении которых правительством устанавливается перечень льгот:
- организации, в составе которых присутствуют инвалиды в количестве более 80% (ст. 29);
- учреждения, относящиеся к УИС, а также предприятия, действующие в рамках данной системы (ст. 28);
- некоммерческие структуры, имеющие социальную ориентированность, если они учреждены фондами негосударственного и муниципального типа (ст. 29);
- представители малого предпринимательства, роль играет среднесписочная численность персонала, а также размер полученных за год доходов (ст. 30).
Чтобы воспользоваться выгодными условиями, рассмотренные субъекты должны отвечать определенному набору требований. Также есть перечень преференций, имеющих отношение к национальному режиму.
В этом случае потенциальный список лиц, принимающих участие в закупках, не ограничивается.
К ним могут относиться физические и юридические лица, реализующие товары российского или импортного производства.
Схема предоставления преференций
Схемы реализации рассмотренных преференций многочисленны.
- Если речь идет об учреждениях УИС, стоимость может быть повышена на 15% при поступлении соответствующего требования от победителя торговых сделок.
- Организации инвалидов получают свои преимущества в соответствии с аналогичным режимом. Они могут рассчитывать на повышение стоимости государственного контракта, максимальная сумма увеличения равна 15%.
- Представители малого бизнеса, а также некоммерческие организации вправе принимать участие в отдельных закупках, которые недоступны субъектам крупного бизнеса. Лимит составляет 20 млн. рублей. Также эти категории лиц имеют некоторые привилегии в плане оплаты: оплата государственных контрактов происходит на протяжении 15 дней, в то время как в общем случае на это отводится 30 дней.
- Если говорить о национальном режиме, участник государственных закупок, желающий воспользоваться льготами, предоставляет сертификат или декларацию. Приобретение иностранных товаров в этом случае может быть запрещено.
Какие документы требуется представить в заявке
Перечень подаваемых бумаг зависит от конкретного субъекта.
- От УИС требуется письменное требование.
- От организаций инвалидов – декларация, подтверждающая факт соответствия базовым условиям.
- От НКО – декларация, свидетельствующая о принадлежности к определенной категории.
- От тех, кто реализует отечественную продукцию, документ СТ-1, а также акт проведения экспертизы.
Если участнику довелось столкнуться с требованием о предоставлении документов, которые отсутствуют в ФЗ№44, он может написать на заказчика жалобу в адрес антимонопольной службы, что грозит привлечением к административной ответственности. Если же в заявке будут предъявлены неправдивые сведения, заказчик может расторгнуть контракт самостоятельно без пояснения причин.
Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ
В отношении субъектов малого предпринимательства требования прописаны в ФЗ№209 от 24.07.2007 г. (ст. 4). Их доля в УК не должна превышать 25%, а среднее количество работников – 100 человек. Годовая выручка не должна составлять свыше 800 млн. р.
Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/preferentsiya-chto-eto-znachit-po-44-fz.html
Как предоставить преференции участникам закупки по 44-ФЗ
Преимущества по Закону N 44-ФЗ предоставляют организациям инвалидов, учреждениям уголовно-исполнительной системы (УИС), субъектам малого предпринимательства (СМП), социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), а также участникам, предложившим товары из ЕАЭС. Преимущества нужно предоставить только при конкурентных закупках. Если покупаете у единственного поставщика, их устанавливать не надо. Чтобы предоставить преференции, увеличьте цену участника при заключении контракта или уменьшите ее для оценки заявок.
При закупках у СМП и СОНКО нужно ограничить участие в этой закупке или обязать привлечь СМП и СОНКО на субподряд. Все преференции вы обязаны указать в плане-графике, извещении и документации о закупке. В противном случае вас оштрафуют на 3 тыс. руб.
Преференции зависят от того, каким участникам они предоставляются.
Так, если вы заключаете контракт с организацией инвалидов или учреждением (предприятиям) УИС, нужно увеличить предложенную ими цену на величину до 15% (ч. 4 ст. 27, ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ).
На закупки у СМП и СОНКО вы должны потратить минимум 15% своего СГОЗ (ч. 4 ст. 27, ч. 1, 3, 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
А при закупке товаров из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии вы должны снизить цену товара на 15%, чтобы повысить рейтинг заявки участника на конкурс, котировку или запрос предложений.
Если вы закупаете эти же товары путем электронного аукциона и они не из ЕАЭС, то вам нужно снизить цену победителя на 15%.
На это указано в ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, п. п. 4 — 7 Приказа N 155.
Преимущества организациям инвалидов вы обязаны предоставить, если закупаете товар из Перечня N 341. Это относится только к конкурентным закупкам. Если покупаете у единственного поставщика, преимуществ устанавливать не нужно.
Особо обратите внимание на то, как формировать объект закупки. Включать в один лот можно только товар из Перечня N 341 (п. 5(1) Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов).
Чтобы предоставить преимущества, укажите информацию о них в плане-графике, извещении и документации. Оцените заявку организации, которая претендует на преференции, и заключите контракт.
Как указать информацию о преимуществах в плане-графике
Укажите в столбце 25 плана-графика, что при закупке вы предоставляете преимущества инвалидам. Достаточно просто указать «да».
В электронной версии плана-графика в ЕИС нужно поставить отметку в подблоке «Преимущества, предоставляемые участникам закупки в соответствии со ст. ст. 28 и 29 Федерального закона N 44-ФЗ».
Обратите внимание, что если НМЦК конкурса или аукциона более 20 млн руб., то в плане-графике (графа 20) установите обеспечение заявки не более 2% (ч. 17 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
Как включить сведения о преимуществах в извещение и документацию
Вам нужно указать в извещении и (или) документации (ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ):
- на сколько процентов вы поднимете цену, если победит организация инвалидов.
Рекомендуем указать: 15%, но не более чем НМЦК.
Такой позиции придерживаются Минэкономразвития России и Минфин России. Вы можете установить меньше 15%, но приготовьтесь отстаивать это в контрольном органе или судах по жалобам участников, хотя ФАС России такое и поддерживает. Например, заказчик установил 1%, и контрольный орган признал это допустимым (Решение Краснодарского УФАС России от 31.07.2018 по делу N ЭА-1245/2018);
Пример формулировки преимуществ для инвалидов в документации
Преимущества предоставляются организациям инвалидов в размере 15% от предложенной цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта. Преимущества предоставляются следующим организациям (ч. 2 ст. 29 Федерального закона N 44-ФЗ):
- общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
- организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25%.
- требование о том, что участник должен предоставить в заявке заявление в свободной форме о его соответствии ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 4 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Пример формулировки требования и формы заявления
Для подтверждения права на преимущества в соответствии со ст. 29 Закона N 44-ФЗ участник должен представить заявление в произвольной форме о своем соответствии критериям, установленным в ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ. Заявление можно предоставить по форме:
- Рекомендуемая форма
- (для организаций инвалидов)
- Заявление
- о соответствии критериям, установленным
ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ
___________________________________________________________________ (полное наименование участника закупки)
в лице
__________________________________________________________должность, Ф.И.О. руководителя, уполномоченного лица)
Заявляем о нашем соответствии критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ, а именно (выбрать п. 1 или п. 2) о том, что являемся:
- общероссийской общественной организацией инвалидов, состоящей не менее чем на 80% из инвалидов и (или) их законных представителей;
- организацией, уставный (складочный) капитал которой полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25%.
Если вы не укажете информацию в извещении и документации о закупках, вам грозит штраф 3 тыс. руб. (Решение Краснодарского УФАС России от 22.11.2016 по делу N ЭА-1793/2016).
- Как рассмотреть заявки организаций инвалидов
- Прежде всего убедитесь, что организация общероссийская.
- Проверьте регионы ее деятельности и ее учредителей по выписке из ЕГРЮЛ или уставным документам.
Если вам предоставила заявку региональная (местная) организация, то не спешите ее отклонять. Она может оказаться структурным подразделением всероссийской организации инвалидов.
Чтобы это проверить, посмотрите в уставе или выписке из ЕГРЮЛ, кто учредитель. Это должна быть всероссийская организация инвалидов. Также посмотрите устав всероссийской организации — учредителя. В нем должно быть установлено право создавать свои региональные (местные) отделения или представительства.
Источник: https://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-predostavit-preferencii-uchastnikam-zakupki-po-zakonu-n-44-fz.html
Преимущества и преференции по 44-ФЗ
Преимущества и преференции по 44-ФЗ
На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?
Преференция: что это значит по 44-ФЗ
В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.
Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.
В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ) введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказ Минэкономразвития от 25.03.2014.
На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:
- — конкурсе;
- — аукционе;
- — запросе котировок;
- — запросе предложений.
На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:
- — конкурсных заявок;
- — заявок на запрос котировок;
- — окончательных решений при запросе предложений.
Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.
Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.
При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.
Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.
Статьи ЗКС о преимуществах
Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28–30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:
- — уголовно-исполнительной системы (УИС);
- — инвалидов (ОИ);
- — малого предпринимательства (СМП);
- — социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).
За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.
Источник: https://www.erbp.ru/news/27-02-2018/preimuschestva-i-preferentsii-po-44-fz
Преимущества при осуществлении закупок по 44-ФЗ: льготные категории участников закупок, имеющих право на их получение
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Преимущества при осуществлении закупок по 44-ФЗ: льготные категории участников закупок, имеющих право на их получение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Иными словами, при наступлении перечисленных случаев считается, что Заказчиком с 1 февраля очередного календарного года и до его завершения не было размещено положений о закупках, а значит, Заказчик не может руководствоваться 223-ФЗ.
Перечень сфер, в которых страны БРИКС будут развивать совместные инициативы, по предложению России дополнен четырьмя новыми направлениями. Они были зафиксированы в Декларации пятой встречи министров связи стран БРИКС. Российскую Федерацию на встрече представлял замглавы Минкомсвязи Михаил Мамонов.
Федеральный закон об инвалидах в России
Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 2. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
Однако в силу несовершенства действующего в ту пору законодательства, недостаточной квалификации заказчиков и ряда других причин, как объективных, так и субъективных, подобная практика не только не прижилась, но и, в ряде случаев, приводила просто к казусам.
Региональный бизнес-справочник «7m: Томск и Томская область» содержит информацию о 75290 компаниях Томской области и предлагаемых ими товарах и услугах; данные по B2B-площадкам и организациям-закупщикам, участвующим в системах госзакупок и тендеров; извещения о проводимых аукционах, тендерах и государственных торгах; региональные новости и многое другое.
АО «Аналитический центр» предоставляем третьим лицам объем персональных данных, необходимый для оказания требуемой услуги или транзакции. При необходимости АО «Аналитический центр» можем использовать персональные данные Пользователя для ответа на претензии, исковые заявления.
Что значит СМП по 44-ФЗ и что нужно знать об их участии в госзакупках
Если говорить о порядке предоставления подтверждения в отношении права на получение преимуществ, то здесь ситуация носит неоднозначный характер. С одной стороны, такое подтверждение нужно ограниченному кругу организаций.
Регистрация — процедура, в ходе которой Пользователь предоставляет достоверные данные о себе по утвержденной форме регистрации (регистрационная карта). Прохождение процедуры регистрации говорит о том, что Стороны полно и безоговорочно согласились с условиями настоящего соглашения.
Требования об обязательном планировании закупок вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 114 Закона о контрактной системе), требование об осуществлении закупок только в соответствии с утвержденными планами-графиками — с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона о контрактной системе).
При оценке поданных заявок используется три типа критериев:
- Стоимостные. К ним относят все аспекты, касающиеся цены закупаемых товаров или услуг, а также сопутствующих расходов
- Нестоимостные. В эту группу входят критерии, касающиеся качества и характеристик приобретаемых объектов, а также репутации и квалификации участника
- Дополнительные. Применяются только к закупкам особой технической сложности
Источник: https://lifevelo23.ru/tamozhennoe-pravo/3347-preimushhestva-pri-osushhestvlenii-zakupok-po-44-fz-lgotnye-kategorii-uchastnikov-zakupok-imeyushhikh-pravo-na-ikh-poluchenie.html