Обеспечение заявки и исполнения договора по 223-фз: размер и сроки внесения, порядок возврата

Федеральный Закон №223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.06.2011 г.), вступивший в силу с 1 января 2012 года, также регулирует сферу государственных закупок.

Однако, в отличие от 44-ФЗ, регулирующего закупку государственных и бюджетных учреждений, 223-ФЗ устанавливает нормы для закупочной деятельности не только государственных компаний, но и монополистов, организаций, которые занимаются регламентированными видами деятельности.

Обеспечение заявки и исполнения договора по 223-ФЗ: размер и сроки внесения, порядок возврата

И при организации тендерной закупки, аукциона или конкурса по 223-ФЗ, необходимым условием является обеспечение заявки участия организации-конкурсанта. И в данной статье будут рассматриваться вопросы относительно обеспечения заявок по 223-ФЗ: какие виды их существуют и какие к ним требования.

Переход разных заказчиков под действие ступившего в силу Федерального Закона 223-ФЗ осуществлялся поэтапно.

С начала 2012 года под 223-ФЗ перешли государственные корпорации и унитарные предприятия, естественные монополии и другие организации, деятельность которых регулируется государственными законами.

Другими словами, это те организации, у которых имеются точно определенные и утвержденные государством тарифы на предоставляемые услуги.

Уже с начала 2014 года, под действие 223-ФЗ попадали остальные заказчики. Указанные в 223-ФЗ унитарные предприятия муниципального типа и автономные учреждения должны были применять нормы этого закона на практике. И если заказчик не производит закупку по 223-ФЗ, то он по умолчанию должен был работать с 44-ФЗ.

С организацией разных тендеров, аукционов и конкурсов в сфере госзаказа у поставщиков и заказчиков появилось больше возможностей. В первую очередь, распределение средств бюджета становится максимально эффективным, множество организаций благодаря обеспечению заявки могут претендовать на участие в госзаказе (и не только).

Каким образом может размещаться заказ?

Помимо этого, становится доступным формирование прозрачного рынка в сфере госзакупок.

Как выше упоминалось, обеспечение заявки (тендерной, аукционной, конкурсной) по 223-ФЗ является основным условием для подачи этой заявки. Размер ее устанавливается в зависимости от способа обеспечения и стоимости самого контракта.

Обеспечение заявки и исполнения договора по 223-ФЗ: размер и сроки внесения, порядок возврата

В настоящее время госзаказ может быть размещен одним из способов:

  1. Организация торгов (аукцион или конкурс);
  2. Без организации торгов.

При проведении аукциона победителем является конкурсант, который, в отличие от других участников, предложил меньшую цену.

При организации конкурса, госзаказ может быть размещен с сопровождающими его параметрами оценки (размер обеспечения, сроки подачи заявок, возврат обеспечения и т.п.).

На основании указанных оценочных параметров заказчик сам выбирает победителя конкурса. Победителем в конкурсе становится участник, предложение которого содержит наиболее выгодные условия.

Относительно тендера, как способа размещения госзаказа, то в России его можно приравнять к торгам (конкурс). Соответственно, способ обеспечения тендерной заявки – это практически то же, что и обеспечение конкурсной заявки (аукционной).

Обеспечение заявки для участия в аукционе

Получение тендерного кредита – это, пожалуй, наиболее популярный и доступный метод обеспечения аукционной заявки по 223-ФЗ. Использование тендерного кредита позволяет организации сохранить значительную сумму денежных средств, не изымая их из оборота под проведение аукциона.

При этом, получение тендерного кредита открывает больше возможностей для организаций, так как позволяет принимать участие сразу в нескольких аукционах, в том числе в тех, где обеспечение заявки и стоимость самого контракта довольно высокая.

Тем не менее, побеждая в таком аукционе, конкурсант получает гарантированный государственный стабильный источник инвестиций.

Обеспечение заявки и исполнения договора по 223-ФЗ: размер и сроки внесения, порядок возврата

Обеспечение заявки для участия в конкурсах

При проведении конкурсов на госзаказ, весомым основанием для отказа в рассмотрении и принятии заявки от организации является необеспеченность данной заявки как по 223-ФЗ, так и по44-ФЗ.

Поэтому, чтобы избежать подобного, стоит заблаговременно обратиться в банк и получить банковскую гарантию. Таким образом, гарантом исполнения условий договора конкурсантом в случае его победы будет выступать банк, выдавший гарантию.

Порядок получения, размер и условия получения банковской гарантии рассматривается непосредственно банком.

Банковская гарантия, как способ обеспечения

  • В положениях, которые указаны в 223-ФЗ, относительно банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения, указано следующее:
  • Если при проведении конкурса заказчик (уполномоченный орган) установил обязательное к исполнению требование обеспечения исполнения контракта, данный контракт может быть заключен с конкурсантом, победившим в торгах, только в том случае, если:
  • участник предоставляет безотзывную банковскую гарантию (данный документ выдается банком либо кредитной организацией).
  • участник передает заказчику определенную денежную сумму в залог (депозит), размер которой равен обеспечению исполнения контракта, что должно быть указано в электронном виде с конкурсной документацией.
  • В приведенных в этих положениях о способах обеспечения заявок по 223-ФЗ конкурсант, претендующий на участие в открытом аукционе, может самостоятельно в электронной форме определить способ обеспечения исполнения условий контракта.

Электронный аукцион

Постановление Правительства РФ №616 от 21.06.2012 года («Об утверждении списка товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме») позволяет проводить закупки в электронной форме. Однако, заказчик не всегда должен производить закупку именно таким методом, исходя из перечня товаров, работ, услуг, указанного в Постановлении №616.

Обеспечение заявки и исполнения договора по 223-ФЗ: размер и сроки внесения, порядок возврата

Алгоритм проведения подачи заявки

Если заказчик может уложиться в собственный лимит (ценовой порог), при этом сумма закупки небольшая и заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика, он может сделать это и не в электронной форме.

Если же поставщик выявил желание принимать участие в электронном аукционе, но в предоставленном пакете документов заказчик запрашивает копию поданной заявки (на бумажном носителе), то конкурсант в праве обжаловать действия заказчика. Сделать это он может в антимонопольной службе.

Предлогом к рассмотрению жалобы будет «избыточное требование заказчика».

Схема участия в тендерных закупках по 223-ФЗ

Алгоритм участия в тендерных закупках в соответствии с положениями 223-ФЗ выглядит следующим образом:

  • Поиск необходимого тендера в плане закупок – Заказчиком составляется план:

на один год – в случае закупок аптечных препаратов и лекарственных средств;

на три года – если закупается высокотехнологичная/инновационная продукция.

  • Поиск извещения на специальном сайте закупок — zakupki.gov.ru, Если закупка связана с государственными засекреченными проектами или входят в категорию отдельно определенных Правительством РФ, то извещения о них заказчик может не публиковать на этом сайте. Извещение о предстоящей закупке должно быть указано место для подачи заявок на участие. В этом случае поставщику желательно иметь полномочия сразу на нескольких электронных торговых площадках.
  • Подача заявки для участия (непосредственно заказчику либо на электронной площадке).
  • Поиск протоколов на сайте закупок zakupki.gov.ru.

Относительно установления размеров сумм обеспечения

Как правильно установить размер обеспечения, следует знать каждому конкурсанту, ведь обеспечение заявки на участие является главным условием аукционов, конкурсов, тендеров. Так, размер устанавливается от вида размещения госзаказа.

Если предстоящим является конкурс, то достаточный размер обеспечения устанавливается в пределах от 1% до 5% от начальной стоимости контракта.

Если обеспечением заявки является банковская гарантия, то ее размер не должен быть менее 5% от установленной стоимости контракта.

Обеспечение возвращается?

Возврат обеспечения заявки может быть произведен организации в одном из случаев:

  • возврат денежных средств обеспечения тендерной заявки осуществляется, если заявка конкурсанта отклонена;
  • возврат денежной суммы производится, если тендер был завершен без объявления победителя;
  • возврат обеспечения производится всем участникам конкурса, кроме организации, победившей в тендере.
  1. Возврат денежных средств обеспечения не осуществляется, если обеспечение исполнения контракта не было предоставлено или было предоставлено заказчику, но с нарушением установленных действующим Федеральным Законом условий, до даты заключения контракта.
  2. Победителю аукциона денежной суммы обеспечения заявки возвращается, но после того, как контракт будет подписан.
  3. Ниже представлено видео по теме статьи:

Источник: https://GarantiiBanka.ru/obespechenie-zayavki/223-fz-pro-obespechenie-zayavok.html

Каким образом вносится обеспечение заявки и обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ

Заказчики вправе требовать обеспечение заявки только в закупках с ценой свыше 5 млн руб. Для закупок у СМСП способы обеспечения законом определены — это банковская гарантия или внесение средств на спецсчет. В остальных процедурах при выборе способов обеспечения заказчик ограничен только своим положением о закупках и ГК РФ.

Возможные способы, размер, порядок внесения и требования к обеспечению заявки заказчик прописывает в извещении и документации о проведении закупки. А участник самостоятельно выбирает приемлемый для него способ обеспечения из предусмотренных извещением.

Обеспечение заявки — одна из гарантий добросовестности участника. Предъявить соответствующее требование можно не всегда: вы вправе предусмотреть требование об обеспечении участником заявки, только когда начальная (максимальная) цена договора превышает 5 млн руб. При этом способ и форма закупки значения не имеют (ч. 27 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

В любом случае ориентируйтесь на ваше положение о закупке, в том числе на порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

Важно

Для большинства закупок размер обеспечения не должен превысить 5% начальной (максимальной) цены договора.

Если проводите закупку только среди СМСП, не устанавливайте размер обеспечения заявок больше 2% от начальной цены (ч. 27 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, п. 23 Положения об особенностях участия СМСП в закупках).

Для закупок только среди СМСП таких способов всего два — это предоставление банковской гарантии и внесение денежных средств на спецсчет.

Обеспечение заявки и исполнения договора по 223-ФЗ: размер и сроки внесения, порядок возврата

Для остальных закупок вы вправе предусмотреть в положении о закупке и другие способы обеспечения, которые предусмотрены Гражданским кодексом (ч. 25 ст. 3.2, ч. 12 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Требование о предоставлении обеспечения предъявляйте в равной мере ко всем без исключения участникам процедуры.

Рассмотрим специфику и возможные требования к наиболее распространенным способам обеспечения заявок: предоставление банковской гарантии и внесение обеспечительного платежа.

Какие требования к банковской гарантии можно установить при закупке по Закону N 223-ФЗ

Банковская гарантия — оперативный способ обеспечить заявку. Специальных требований Закон N 223-ФЗ к такой гарантии не предъявляет. Поэтому при установлении требований руководствуйтесь своим положением о закупке, также можете заимствовать некоторые требования, предусмотренные Законом N 44-ФЗ.

Вы можете предъявить к банковской гарантии требования о содержании в ней, например, следующих условий:

  • сумма обеспечения;
  • безотзывность гарантии;
  • минимальный срок действия;
  • выплата по гарантии при наступлении случаев, установленных в ч. 26 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ.

Ведение реестра банковских гарантий Законом N 223-ФЗ не предусмотрено.

Поэтому не устанавливайте требование о наличии банковской гарантии в таком реестре, равно как и в реестре по Закону N 44-ФЗ, так как контрольный орган и суд могут посчитать, что это противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу N А56-58153/2014).

Какие требования установить к обеспечению заявки, внесенному путем перечисления денежных средств

Устанавливайте требования строго в соответствии с вашим положением о закупке.

Источник: https://neddom.ru/kakim-obrazom-vnositsya-obespechenie-zayavki-obespechenie-ispolneniya-dogovora-223-fz/

Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: размеры и способы внесения обеспечения, сроки возврата

Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.

Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта.

Читайте также:  Угон транспортного средства: ответственность, отличия от кражи, законодательное регулирование и способы проверки авто

Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств.

Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.

При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.

С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки.

Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование.

При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.

Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.

Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.

Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений.

Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.

Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.

Виды обеспечения заявки

От способа осуществления закупки зависит вид обеспечения документа на участие в торгах. Для запроса котировок подтверждение заявки не требуется никогда. Для запроса предложений также, но с единственным исключением из этого правила, которое указано выше. Основной интерес в этом вопросе представляют все разновидности конкурсов, а также электронный и закрытый аукцион.

В случае с конкурсами и электронными аукционами существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства, внесенные на счет, или банковская гарантия.

Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки.

Между этими вариантами существует несколько различий.

Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.

Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита.

Естественно, что действия предпринимаемые банком занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита.

Так же, при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.

В свою очередь тендерный кредит бывает двух видов: разовый или с возобновляемой кредитной линией. Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку.

При получении кредита в форме возобновляемой кредитной линии у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени.

После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование.

Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут.

Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий.

Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).

Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах и закупках на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения документа на участие в торгах. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным.

Не стоит также забывать и про возможность предоставления банковской гарантии, которая позволяет участнику заплатить гораздо меньшую сумму, чем требуется для обеспечения заявки. Но в таком случае, он эту сумму перечислит безвозвратно, тогда как сумма денежных средств, перечисленная на счет, подлежит возврату в сроки установленные законодательством.

Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно банковской гарантии предоставляемой для обеспечения заявок, что отличает ее от обеспечения исполнения контракта. Такой срок должен составлять минимум 2 месяца с даты окончания подачи заявок.

Конкретные требования к содержанию банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Основным новшеством, привнесенным контрактным законом в систему обеспечения в отношении банковских гарантий, является внедрение механизма реестра банковских гарантий, который был призван обеспечить прозрачность и достоверность этого рынка.

Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность Заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банки стали обязаны размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.

Получение банковской гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие банковские гарантии, а только включенные в так называемый «налоговый» перечень, установленный частью 1 статьи 45 НК РФ.

Поэтому прежде, чем обратиться в банк его стоит проверить по этому перечню.

Существенно сэкономить время и силы могут банки, которые предлагают сервисы для оформления банковской гарантии в электронном виде, что является вполне логичным шагом в системе государственных закупок, где полностью электронные аукционы давно уже заняли лидирующие позиции среди остальных способов закупок.

Размеры обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки является величиной не постоянной, устанавливается по желанию и на усмотрение Заказчика, но с учетом условий и пределов законодательства. К таким условиям относится способ определения поставщика, величина начальной цены контракта, а также преференции и ограничения, установленные Заказчиком.

По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК.

Но для аукционов это правило действует только при условии, если начальная стоимость контракта составляет больше трех миллионов. Если же начальная стоимость контракта меньше или равна трем миллионам, то в таком случае размер обеспечения фиксирован Законом о контрактной системе в размере одного процента от НМЦК.

В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также ограничений для малого бизнеса и некоммерческих организаций, меняется только верхний предел из общего правила, вместо пяти процентов, размер обеспечения документа на участие в торгах не может быть более двух процентов.

Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является один процент от начальной цены контракта.

И, как показывает практика, Заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет для них избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются.

Поэтому если Заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал один процент, это может свидетельствовать о желании Заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.

Сроки возврата обеспечения заявки

Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, Заказчик теряет основания для удержания денег перечисленных ему участником. Но при определенных условиях Заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.

Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежат только деньги, внесенные на счет. По гарантии никаких действий после наступления окончания срока действия контракта не предпринимается.

  • Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок  по 44-ФЗ в пять рабочих дней с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев несколько, в частности:
  • — для  участников, кроме победителя, это подписание итогового протокола;
    — для победителя это подписание государственного или муниципального контракта;
    — отмена торгов;
    — отстранение участника от торгов;
    — отзыв документа на участие в торгах участником;
    — направление заявки после окончания срока подачи заявок;
    — отказ от подписания контракта;
  • — не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).
Читайте также:  1с электронные больничные листы: создание документа, начисление, расчет выплаты

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/obespechenie-zayavki-po-44-fz-i-223-fz.html

Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: формы, размер и условия возврата денежных средств

Заключение государственного (муниципального) контракта — важное событие в жизни любой компании, которое позитивно сказывается на ее имидже и подтверждает конкурентоспособность. Однако чтобы этого добиться, потребуется продемонстрировать не только профессиональную, но и финансовую состоятельность.

В настоящее время вопросы обеспечения заявок на участие в госзакупках регулируются двумя законами: Федеральным законом от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18 июля 2011 г.

№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Цели и формы обеспечения заявки по Закону № 44-ФЗ

Заявка вашей компании на участие в государственном конкурсе согласно Закону № 44-ФЗ принимается только в том случае, если присутствует ее материальное обеспечение, которое при определенных условиях будет удержано в пользу заказчика.

Для участия в электронных аукционах принимается либо банковская гарантия, либо денежное обеспечение. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания подачи заявок.

На такой же срок блокируются денежные средства на счете участника конкурса.

Следует иметь в виду, что победителю конкурса потребуется еще и финансовое обеспечение исполнения контракта, которое также может быть либо в виде банковской гарантии, либо в виде денежных средств, внесенных на указанный заказчиком счет.

В какой форме будет предоставлено обеспечение, участник закупки, с которым заключается контракт, выбирает самостоятельно. Срок действия банковской гарантии в данном случае должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, от потенциального поставщика требуются два финансовых подтверждения намерений: по участию в конкурсе и по исполнению контракта.

Безотзывная банковская гарантия как обеспечение заявки

Общие понятия банковской гарантии и требования к ней изложены в статьях 368 и 370 ГК РФ, специальные — в статье 45 ФЗ-44, дополнительные требования — в постановлениях Правительства РФ и ряде других подзаконных актов.

Самостоятельно государственный или муниципальный заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к банковской гарантии, а также выдвигать основания для отказа в принятии банковской гарантии, нарушающие часть 6 статьи 45 указанного Закона, иначе это влечет для него ответственность в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Банковская гарантия должна быть внесена в реестр Минфина РФ не позднее 1 рабочего дня с даты ее выдачи. О внесении гарантии в реестр банк обязан уведомить участника аукциона (принципала) в течение еще одного рабочего дня, направив ему выписку из реестра банковских гарантий.

Срок действия документа по закону должен составлять не менее двух месяцев с момента окончания приема заявок на конкурс.

Банк не может отказаться от своих обязательств по выданной гарантии ни при каких обстоятельствах: тот факт, что банковская гарантия, выданная банком, должна быть безотзывной, означает, что гарант в любом случае обязан будет отвечать по обязательствам.

В большинстве случаев заказчик должен принять безотзывную банковскую гарантию, выданную кредитной организацией, включенной в перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ. Актуальная версия данного перечня размещается на сайте Минфина России в разделе «Деятельность / Контрактная система / Перечень банков…»

Заказчик вправе не принимать банковскую гарантию, если она не соответствует условиям конкурсной документации или Закону № 44-ФЗ. Но в этом случае в течение трех рабочих дней с момента предоставления гарантии он должен письменно или в электронной форме проинформировать об этом принципала с указанием причин отказа.

Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки

Начиная с 1 июля 2018 года участники госконкурсов вносят денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в электронных торгах, на специальные счета.

Их можно открыть только в банках, соответствующих требованиям, предусмотренным в постановлении Правительства РФ от 29 июня 2018 года № 748, и включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 года № 1451-р.

С перечисленными банками операторы электронных торговых площадок заключают соглашения о взаимодействии, позволяющие открыть специальный счет в максимально короткие сроки, в том числе в день обращения.

Размер обеспечения заявки

Сумма обеспечения устанавливается в процентном соотношении от начальной (максимальной) цены контракта — НМКЦ. В соответствии с Законом № 44-ФЗ и изменениями, внесенными пунктом 1 постановления Правительства РФ от 12 апреля 2018 года № 439, размер обеспечения заявки варьируется в зависимости от суммы контракта и типа поставщика.

  • В случае если размер НМКЦ находится в пределах от 5 до 20 млн рублей, размер банковской гарантии должен составлять от 0,5 до 1% данной цены.
  • При стоимости контракта более 20 млн рублей это уже 0,5–5%.
  • В случае если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, либо организация инвалидов и НМКЦ превышает 20 млн рублей, размер обеспечения заявки не может быть выше 2% НМКЦ.
  • Для контрактов, НМКЦ в которых составляет от одного до пяти миллионов рублей, Министерством финансов признано целесообразным с 1 июля 2018 года устанавливать размер обеспечения заявок по аналогии права в пределах, установленных для контрактов, размер НМКЦ в которых находится в диапазоне 5–20 млн рублей, т.е. 0,5–1% данной цены (см. письмо Минфина России от 23 мая 2018 года № 24-02-05/34911)[1].

За счет такого распределения сумм есть возможность объективно оценить перспективы компании-участника.

Условия обеспечения заявки и сроки возврата денежных средств по Закону № 44-ФЗ

Суммы, перечисленные для обеспечения заявки, для многих компаний являются значимыми, поэтому вопрос их возврата крайне важен.

Средства должны быть возвращены на счет участника, не выигравшего в конкурсе, не позднее чем через пять рабочих дней после окончания конкурса, в случае электронных аукционов на это отводится один день.

Если участник победил в конкурсе, средства возвращаются на его счет в те же сроки, но не с даты окончания конкурса, а с даты заключения контракта. Банковские гарантии не возвращаются, но и взыскание по ним произведено быть не может.

Отказ в возврате обеспечения заявки возможен, если:

  1. победитель конкурса не может предоставить в срок обеспечение контракта или затягивает подписание договора с заказчиком;
  2. победитель конкурса отказывается заключать контракт, что также ведет за собой удержание внесенного обеспечения. В этом случае контракт предлагается второму победителю, но он может отказаться безо всяких санкций, обеспечение будет ему возвращено;
  3. участник конкурса в текущем квартале уже был отклонен по вторым частям заявок дважды на этой же электронной площадке. Это происходит в том случае, если заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. А именно: если во второй части заявки содержатся документы, не подтверждающие соответствие участника такого аукциона и/или предлагаемых им товаров, работ, услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ. Если заявку отклоняет уже третий заказчик, оператор электронной площадки по истечении 30 дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки[2].

Таким образом, за добросовестность поставщика отвечает не только он сам, но и электронная площадка.

Обеспечение заявки по Закону № 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ применимы к обеспечению заявки, если заказчик относится к одной из следующих категорий:

  1. государственные корпорации;
  2. государственные компании;
  3. субъекты естественных монополий;
  4. организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  5. государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, ведущие закупки за счет грантов (субсидий);
  6. государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, ведущие закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых являются исполнителями;
  7. автономные учреждения;
  8. хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и их дочерние хозяйственные общества;
  9. бюджетные учреждения при наличии принятого и размещенного в ЕИС в соответствующие сроки Положения о закупке.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечение заявки/договора. Способы и размеры обеспечения заявки, в случае его необходимости, указываются в конкурсной документации.

Банк, предоставляющий банковскую гарантию, должен находиться как минимум в списке лучших пятидесяти банков по версии Минфина России. При этом в реестре банков Минфина, с которым сверяются по Закону № 44-ФЗ, банк может и не фигурировать.

Также нет жестких формулировок по определению суммы обеспечения в зависимости от цены контракта, данный вопрос заказчик решает сам.

Итак, для участия в госконкурсах в соответствии с Законом № 44-ФЗ каждый потенциальный исполнитель должен предоставить денежный залог или банковскую гарантию обеспечения заявки, т.е. заручиться поддержкой какого-либо банка, готового покрыть возможные расходы.

Также банковская гарантия может понадобиться для обеспечения участия в конкурсе или аукционе, проводимом по Закону № 223-ФЗ, если заказчик посчитает нужным выставить подобное требование.

Важным моментом оформления документа являются прописанные в нем условия, на что надо обратить особое внимание при подписании договора банковской гарантии.

Источник: https://www.pravda.ru/navigator/obespechenie-zajavki-po-44-fz-i-223-fz.html

Обеспечение заявки по 223-ФЗ

Федеральный Закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” содержит общие правила организации государственных закупок для госкорпораций, естественных монополий, государственно важных унитарных предприятий и компаний регулирующей сферы. Чтобы поставщику подать заявку на участие в тендере по 223-ФЗ зачастую нужно предоставить ее обеспечение. Для чего это нужно, о какой сумме речь и где взять деньги – читайте в этой статье.

Представьте себя на месте гос.заказчика. Вы организуете закупку: оплачиваете рабочее время тендерного специалиста, он готовит документацию, размещает на сайте госзакупок.

Если это, к примеру, запрос котировок, нужно еще организовать процедуру подведения итогов: принять участников, подготовить зал, аудиозапись. Заявки участников нужно рассмотреть, проверить соответствие законодательству. Все это выливается в какие-никакие расходы.

Наконец, вы определяете победителя, а он… сливается, не подписывает контракт. А деньги вы уже потратили.

Обеспечение заявки – это залог, страховка для заказчика, если победитель конкурса уклонится от подписания контракта. За счет нее заказчик может восполнить затраты на организацию закупки.

Гарантию предоставляют все участники, а после подведения итогов получают ее обратно. И победитель тоже, если подписал контракт – тогда он предоставляет уже обеспечение контракта.

Это опять же страховка – если победитель не выполнит условия.

Читайте также:  Что делать, если больничный выпадает на праздничные дни: как он оплачивается и продлевается?

Обеспечение заявки требуется при участии в закупках и по 44, и по 223-ФЗ. Однако, если в 44-ом четко прописаны размеры и формы, то 223-ий не дает конкретных указаний на этот счет. А позволяет заказчику самостоятельно решать, требовать ли от участников обеспечение заявки, и в каком размере. И большинство заказчиков требует.

Информацию об этом условии надо искать в Положении о закупках конкретного заказчика, которое должно быть опубликовано в ЕИС.

Размер обеспечения заявки по 223-ФЗ тоже строго не регламентирован и зависит от выбранной формы: при залоге это процент от начальной максимальной цены контракта, при банковской гарантии ограничений по сумме нет.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ: формы

Процедура государственных закупок предусматривает 2 формы обеспечения заявки:

  • в виде денежного залога;
  • и банковской гарантии.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ денежными средствами

Поставщику при подаче документов на участие в тендере необходимо перечислить сумму, указанную в Положении заказчика, на его расчетный счет или счет ЭТП. Обычно она составляет от 0,5% до 5% цены контракта.

223-ФЗ устанавливает ограничения только для торгов, в которых участвуют мелкие предприниматели – до 2%. В других случаях процент может быть и выше. После того как заказчик принял заявку, он присылает реквизиты для перевода обеспечения.

Поставщик перечисляет сумму, и она блокируется до окончания торгов. Когда победитель определен, деньги возвращают участникам.

Мало кто из поставщиков может себе позволить просто так взять и изъять из оборота деньги на обеспечение заявки на время проведения торгов. Тем более, обычно компании принимают участие сразу в нескольких тендерах, и деньги нужны на каждый. Поэтому нужную сумму одалживают у финансовых организаций. Это возможно в форме:

  • Тендерного кредита. Выдается на срок не более 1 года. Процентная ставка обычно 15-20% годовых.
  • Тендерного займа. Он оформляется микрофинансовыми организациями, быстрей и проще: буквально в течение нескольких часов, с минимальным пакетом документов. Займы выдаются на сумму не более 1 миллиона рублей, максимум на 2 месяца. Процентная ставка обычно составляет 10-13% годовых (либо фиксированное вознаграждение).

Займ подойдет для срочного обеспечения заявки под конкретную закупку, его выдают быстрее и переплаты по нему меньше. Если же компания ведет тендерную деятельность постоянно, есть смысл заключать кредитные обязательства сразу под все торги с одним и тем же банком, улучшая свою кредитную историю.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ банковской гарантией

Банковская гарантия – это более удобная форма при участии в закупках по 223-ФЗ, так как закон не устанавливает в этом случае строгих требований. Даже в единый реестр в ЕИС банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличии от 44-ФЗ, вносить нет необходимости. Нужно только чтобы она была:

  • безотзывной;
  • имела срок действия (с учетом времени рассмотрения заявок заказчиком);
  • имела четко прописанную сумму (при этом ограничений на ее размер нет).

Банк рассматривает заявки на предоставление гарантии в течение 2-4 дней. Многочисленные брокеры предлагают оформить ее быстрее, однако надо обращать внимание на наличие у них лицензии и соглашений с приличными банками.

К тому же, у молодых компаний при обращении напрямую могут возникнуть сложности: банк может посчитать их ненадежными принципалами и отказать. Если же ненадежным окажется банк, гарантию может отклонить заказчик.

Поэтому лучше обращаться в финансовые организации из топа Центрального Банка, хотя требование о том, чтобы банк обязательно был из перечня Минфина, как по 44-ФЗ, отсутствует.

Информацию по банковским гарантиям, за которыми обращалась та или иная организация, вы сможете найти в разделе Проверка контрагентов. К каждой записи прилагается ссылка на гарантию, связанную с ней закупку и документацию, данные о заказчике и банке-гаранте, сумма, статус, причина отказа (для соответствующих случаев) и другая важная информация.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ: возврат

Возврат происходит по письменному обращению банка, выдавшего гарантию, в течение 5 рабочих дней (для электронных аукционов – одного дня). Обратно деньги получают все участники конкурса, в том числе те, чьи заявки отклонили. Победителю обеспечение заявки возвращают в те же сроки после подписания контракта, при условии, что он вовремя предоставил его обеспечение.

  • Ответы на любые вопросы о тендерной деятельности знают наши специалисты! Спросите:
  • info@synapsenet.ru
  • 8 800 505 28 46

Источник: https://synapsenet.ru/articles/details/192-obespechenie-zayavki-po-223fz

Банковская гарантия 223-ФЗ на исполнение контракта — Финакс

223-ФЗ прослыл более лояльным законом, нежели 44-ФЗ. На то есть все основания — его статьи не возводят твердые рамки для заказчиков, а, напротив, создают почву для свободного выбора. Всё так и не так, когда дело касается обеспечения исполнения контракта. В частности, для субъектов малого и среднего бизнеса.

В чём заключается “иллюзия свободы” и как обеспечить контракт по 223-ФЗ корректно — разберёмся в статье.

А нужно ли оно на самом деле

В Федеральном законе № 223 ничего не сказано про то, что контракт заключается лишь после предъявления участником обеспечения. Но на практике организатор тендера имеет право его затребовать.

Его форма, условия и размер указываются в документации и в Положении о закупке по ч.2 ст.2 и ч.10 ст.4. 223-ФЗ. Но не всегда в двух сразу — и это нормально. Если заказчик нигде не указал подобные сведения, то вид обеспечения — на выбор участника (то есть любой).

Чтобы быть спокойным и не потратить время зря, лучше отправить организатору письменный уточняющий вопрос о желаемой форме обеспечения. Переписка — полноценное доказательство необоснованных придирок заказчика.

Примечание

Извещение о закупке публикуют в ЕИС. В нем можно найти требования к форме и размеру обеспечения.

Положение о закупках (далее — ПЗ) заказчик размещает на официальном сайте в течение 15 дней с даты утверждения. В нем можно найти порядок обеспечения контракта, сроки его предоставления и информацию о последующем возврате.

Формы обеспечения контракта

По ч.1 ст.2 223-ФЗ в закупках стороны руководствуются также Гражданским кодексом РФ. Последний устанавливает формы обеспечения сделки в п.1 ст. 329.

Нормативные документы лишь очерчивают границы допустимого, но выбор делает заказчик. Чаще всего он останавливается на банковской гарантии или денежном взносе.

Как обеспечить деньгами

Если торги не электронные, то победивший участник перечисляет денежный взнос заказчику посредством платежного поручения на расчетный счет, указанный в извещении. В назначении платежа прописывает реквизиты контракта. Иногда заказчик приводит в документации то назначение платежа, которое нужно указать при перечислении.

После получения отметки банка “Исполнено” платежное поручение прикрепляют к подписанному контракту. Если поставщик или подрядчик исполнят свои обязательства, то обеспечение им вернется.

Если торги электронные, то сумма обеспечения блокируется на спецсчете исполнителя. Подробнее про спецсчета можно прочитать в нашей статье.

Банковская гарантия по 223-ФЗ

Заказчик хочет быть уверен, что контракт исполнят, как он задумывал и прописывал в документации. Но подрядчиков и поставщиков много, и все они разные. Предлагая банковские гарантии, кредитные организации подарили спокойствие организаторам торгов, а исполнителям — возможность получить лакомый заказ.

Бенефициар — заказчик, в пользу которого выдается БГ. Последняя страхует исполнение его контракта. Государственное или муниципальное предприятие, которое имеет доступ к бюджетным деньгам.

Принципал — лицо, которое оформляет выпуск БГ для участия в тендере или для заключения контракта после победы в нем. Организация или индивидуальный предприниматель, желающие получить госзаказ посредством тендера.

Гарант — любой банк, отвечающий требованиям 223-ФЗ и заказчика. Поручитель участника торгов перед организатором.

Банк сам проверяет платежеспособность и ответственность участника. Заказчик получает готовый результат — надежного контрагента. Последний рад — с ним охотнее сотрудничают.

223-ФЗ — благодатная почва для управленческих решений. Кто-то требует обеспечение контракта, а кто-то — нет. Это прописывается в Положении о закупках. Однако обязательные условия для БГ в законе есть. Среди них:

  • безотзывность — когда ни участник, ни заказчик, ни банк не могут прекратить действие гарантии на установленных условиях;
  • наличие в тексте БГ обязательств и прав сторон, сумм выплат и срока действия.

Важно! У организатора торгов есть лишь 3 дня, чтобы отвергнуть или принять гарантию от участника.

Для каких целей нужна

  • Обеспечение исполнения контракта. Суть БГ в том, что банк выплатит компенсацию заказчику (бенефициару), если исполнитель (принципал) не выполнит или выполнит заказ недобросовестно. БГ выдается победителю для последующего заключения контракта. Предоставление такого поручительства от банка порой является для заказчика обязательным, но всё же требуется не всегда.
  • Возврат аванса. Банк гарантирует бенефициару возврат денежной суммы в размере предоплаты, перечисленной принципалу. Последний при этом должен нарушить условия контракта. Например, использовать полученные средства не по назначению.

Есть ли отличия в гарантиях по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Да, есть. 223-ФЗ в целом предоставляет гораздо больше свободы и заказчику, и участнику. Банковские гарантии по 44-ФЗ находятся в более узких рамках.

  • Федеральное казначейство ведет реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov, куда в обязательном порядке вносится каждый вновь выпущенный документ. Без этого не может быть и речи о продолжении сотрудничества. По 223-ФЗ вносить гарантии в этот реестр не требуется.
  • По 223-ФЗ обеспечивать контракт не обязательно. Заказчик утверждает необходимость этого и другие аспекты, связанные с обеспечением, в ПЗ согласно ч.2 ст. 2 этого же закона.
  • По 44-ФЗ банк-гарант должен быть строго из списка Минфина. В 223-ФЗ такого ограничения нет.

Почему банковская гарантия выгодна всем

  • Банковская гарантия — удобный способ обеспечения исполнения контракта для участника. Комиссия за такую услугу составляет 3-4%, а ставки по кредитам — от 12 до 24%. Гарантия выигрывает даже перед внесением собственных средств в качестве обеспечения, ведь не требует отвлечения денег из оборота.
  • Участник может оформить несколько банковских гарантий и поучаствовать в разных тендерах, а с кредитами так не выйдет.
  • Гарантия — снижение финансовых рисков для заказчика
  • Легко получить. Гарантию можно оформить удаленно. Чтобы забрать документ- не обязательно появляться в офисе.

Сколько нужно обеспечить

Заказчик устанавливает размер обеспечения самостоятельно. Однако в деловой практике многое перекликается с 44-ФЗ, например:

  • Если по договору есть предоплата, то размер обеспечения, как правило, такой же. Но в любом случае не превышает сумму аванса.
  • В контракты на сумму до 50 млн. рублей вносят требование об обеспечении в 5-30% от неё.
  • Если сделка крупная, то и 10% от НМЦК (но не больше предоплаты).

Кого относят к МСП

Выписка из единого Реестра МСП — основание для участия в закупках не на общих основаниях по 223-ФЗ наряду с декларацией соответствия.

Важно! Форма декларации представлена в ПП №1352 от 11.12.14. Без этого документа субъект не сможет участвовать в торгах по 223-ФЗ на особых условиях.

Примечание.

Источник: https://finaxe.ru/services/bankovskaya-garantiya-po-223-fz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector