Энергосервисный контракт по 44-фз: понятие, существенные условия, особенности и порядок заключения

Положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность заключения особых контрактов — энергосервисных. Рассмотрим подробнее, в чем их суть, а также определим их содержание.

Кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта .

В главе седьмой Закона о контрактной системе в сфере закупок определена специфика закупок отдельных видов работ, услуг либо продукции.

Одной из таких закупочных процедур является определение победителя для осуществления работ по повышению энергетической эффективности использования определенных энергетических ресурсов (к примеру, водоснабжение, поставка топлива либо угля). По результатам такого рода торгов заключается энергосервисный контракт.

Требования к такому контракту установлены Правительством РФ, в их числе, например, особенности определения максимальной цены договора или особенности его исполнения. Детально данные условия определены в Постановлении Правительства от 18.08.2010 N 636.

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

По своей сути это соглашения по уменьшению заказчиком расходов в рамках энергосбережения или увеличение эффективности потребления такого рода ресурсов.

Зачастую рассматриваемые договоры заключаются на достаточно долгий период.

При его заключении заказчик должен иметь в виду, что необходимо четко сформулировать и указать результат проделанной работы, а также обеспечить со своей стороны исполнение принятых на себя обязательств.

В таких условиях достаточно сложно четко обозначить расходы и эффективность работы исполнителя. Это касается и объема ресурсов, речь о которых идет непосредственно в договоре. Важно правильно установить возможный объем потребления.

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: понятие, существенные условия, особенности и порядок заключения

Требования к содержанию

Подобного рода договор в обязательном порядке должен содержать:

  • список мероприятий, направленных на вышеуказанные цели его заключения;
  • условие о невозможности компенсации затрат, которые понес участник при подготовке к участию в торгах;
  • положения о размере экономии энергетических ресурсов (а также о долях такого рода экономии);
  • возможность и механизм распределения возникшей дополнительной экономии; периоды достижения указанных выше «сбережений»;
  • сроки оплаты по контракту;штрафные санкции в случае недостижения исполнителем компенсации;
  • штрафные санкции в случае неисполнения заказчиком обязательств по договору;
  • механизм перехода права собственности к заказчику на то оборудование, которое было использовано исполнителем;
  • положение о допущении полной или частичной уступки права требования оплаты по ЭСК.

Особенности заключения ЭСК

Помимо указанных выше условий, энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется из особенностей ее формирования, установленных Правительством РФ. Если речь идет о заключении договора на срок до года или год, то стоимость рассчитывается в зависимости от объема энергопотребления за предыдущий период и цены за единицу потребления (на момент размещения извещения).

Если ЭСК заключается на период от одного года и более, то НМЦК определяется исходя из фактически потребленного объема за прошлый период, цены за единицу (на момент объявления торгов) и минимального количества полных лет (срок выполнения договора).

Оплата энергосервисного контракта осуществляется в размере предусмотренной в нем экономии энергорасходов заказчика (процент такой экономии). Данная экономия исходит из действующих цен за период исполнения договорных отношений.

Образец энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Читать первоисточник: Петербургский правовой портал (19.10.2017)
 

Источник: https://xn--80aahqcqybgko.xn--p1ai/141/96/38875/39237/44621.html

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: особенности составления

Положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность заключения особых контрактов — энергосервисных. Рассмотрим подробнее, в чем их суть, а также определим их содержание.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

В главе седьмой Закона о контрактной системе в сфере закупок определена специфика закупок отдельных видов работ, услуг либо продукции.

Одной из таких закупочных процедур является определение победителя для осуществления работ по повышению энергетической эффективности использования определенных энергетических ресурсов (к примеру, водоснабжение, поставка топлива либо угля). По результатам такого рода торгов заключается энергосервисный контракт.

Требования к такому контракту установлены Правительством РФ, в их числе, например, особенности определения максимальной цены договора или особенности его исполнения. Детально данные условия определены в Постановлении Правительства от 18.08.2010 N 636.

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

По своей сути это соглашения по уменьшению заказчиком расходов в рамках энергосбережения или увеличение эффективности потребления такого рода ресурсов.

Зачастую рассматриваемые договоры заключаются на достаточно долгий период.

При его заключении заказчик должен иметь в виду, что необходимо четко сформулировать и указать результат проделанной работы, а также обеспечить со своей стороны исполнение принятых на себя обязательств.

В таких условиях достаточно сложно четко обозначить расходы и эффективность работы исполнителя. Это касается и объема ресурсов, речь о которых идет непосредственно в договоре. Важно правильно установить возможный объем потребления.

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: понятие, существенные условия, особенности и порядок заключения

В качестве преимуществ можно выделить возможность реализации мероприятий без лишних затрат, а также улучшение потребительских характеристик.

Требования к содержанию

Подобного рода договор в обязательном порядке должен содержать:

  • список мероприятий, направленных на вышеуказанные цели его заключения;
  • условие о невозможности компенсации затрат, которые понес участник при подготовке к участию в торгах;
  • положения о размере экономии энергетических ресурсов (а также о долях такого рода экономии);
  • возможность и механизм распределения возникшей дополнительной экономии;
  • периоды достижения указанных выше «сбережений»;
  • сроки оплаты по контракту;
  • штрафные санкции в случае недостижения исполнителем компенсации;
  • штрафные санкции в случае неисполнения заказчиком обязательств по договору;
  • механизм перехода права собственности к заказчику на то оборудование, которое было использовано исполнителем;
  • положение о допущении полной или частичной уступки права требования оплаты по ЭСК.

Особенности заключения ЭСК

Помимо указанных выше условий, энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяетсяиз особенностей ее формирования, установленных Правительством РФ. Если речь идет о заключении договора на срок до года или год, то стоимость рассчитывается в зависимости от объема энергопотребления за предыдущий период и цены за единицу потребления (на момент размещения извещения).

Если ЭСК заключается на период от одного года и более, то НМЦК определяется исходя из фактически потребленного объема за прошлый период, цены за единицу (на момент объявления торгов) и минимального количества полных лет (срок выполнения договора).

Оплата энергосервисного контракта осуществляетсяв размере предусмотренной в нем экономии энергорасходов заказчика (процент такой экономии). Данная экономия исходит из действующих цен за период исполнения договорных отношений.

Образец энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Источник: https://ppt.ru/forms/44-fz/energo-kontract

Существенные условия контракта по 44 ФЗ

Законодатель закрепляет определенный перечень пунктов договора и контракта, которые на обязательной основе должны присутствовать в его содержании. Их использование должно производиться неоднократно. Именно на основании рассматриваемого типа условий производятся рассмотрения дел в суде, предусматривающие урегулирование споров.

Следует отметить, что законодатель не содержит в положениях своих нормативных актов точного определения, что такое существенные условия контракта.

По ФЗ-44 это просто некоторый перечень условий, которые на обязательной основе должны присутствовать в договоре.

Более того, в акте нормативного характера указывается, что без наличия таковых положений в контракте документ будет признан несоответствующим принятой форме, то есть недействительным.

Рассматриваемое понятие также раскрывается в положениях Гражданского кодекса РФ. В содержании его статьи 432 говорится о том, что таковыми являются все те сведения в теле контракта, которые касаются условий о его предмете, а также все те обстоятельства, по которым в дальнейшем между сторонами должно быть достигнуто соглашение.

В своих толкования многие юристы-практики определяют некоторый перечень того, что считать существенными условиями контракта. По ФЗ-44 можно определить определенный перечень сведений, которые на обязательной основе должны быть предусмотрены договором. Что касается толкований, представленных юристами, то во многих из них говорится об особенностях и правильности их применения на деле.

Так, существенные условия контракта по ФЗ-44 – это сведения, которые касаются самого предмета договора, стоимости, сторон, места, сроков, ответственности и т.п. Более того, для каждого типа заключаемого контракта предусматривается конкретный перечень особенных условий, которые необходимы.

Рассмотрим далее некоторые существенные условия исполнения контрактов (по ФЗ-44) различных типов.

Что такое предмет договора?

Одно из обязательных существенных условий контракта по ФЗ-44 – это сведения относительно его основного предмета. Следует отметить, что при составлении разных типов договоров существенными условиями будут признаваться далеко не одни и те же сведения.

Так, например, в соглашении о купле-продаже какого-либо имущества предметом (и одновременно существенным условием) будет являться товар, о котором идет речь в самом содержании соглашения, а если заключается договор подряда, то таковыми будут признаны все виды работ, предусматриваемые в соглашении.

Читайте также:  Незаконное задержание и заключение под стражу сотрудниками полиции: ответственность по статье 301 ук рф. как подать жалобу?

Важность данного условия заключается в том, что при отсутствии определенного в договоре предмета, в отношении которого он заключен, отсутствует точное определение договорных отношений, которые возникнут после его подписания.

Следует отметить, что ярким примером такого типа договора является контракт, к предмету которого относится оказание неких услуг по обеспечению связи. Как правило, основной целью такого соглашения является использование связи для того, чтобы обеспечивать безопасность государства, его оборону, а также правопорядок.

В соответствии с положениями ФЗ-44 существенными условиями муниципального контракта такого типа являются цена, данные сторон соглашения (оператор сотовой связи и государство), предмет договора, а также основные обязанности сторон и порядок предоставления услуг, а также их приема.

Такой тип контракта может быть заключен только при наличии конкурсной документации, а также извещения, свидетельствующего о предварительном проведении котировок. Что касается стороны исполнителя данного договора, то оператор связи, который выступает в его роли, не имеет права отказаться от предоставления услуг.

432 Гражданского кодекса. Существенные условия контракта по 44-ФЗ — это условия, которые необходимо включить в договор по требованию закона. Без них договор можно признать недействительным.

Контракт заключается в соответствии с извещением, документацией, заявкой и окончательным предложением победителя (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Таким образом, условия, которые указаны в этих документах, тоже можно считать существенными.

Что такое предмет договора

  • Предмет отдельных видов договоров

  • Полезные ссылки по теме
    • Предмет договора — это то существенное условие, которое присутствует в любом договоре, в том числе прямо не предусмотренное законодательством, вне зависимости от способа его заключения.
    • Также предмет договора является одним из основных признаков классификации договоров.
    • К примеру, договоры на отчуждение имущества могут быть связаны с отчуждением вещей, уступкой прав требования, отчуждением исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации.

    По этим причинам Гражданский кодекс РФ относит условие о предмете договора к числу существенных условий договора в первую очередь.

    К примеру, предметом договора купли-продажи является товар, предметом договора подряда — работа и ее результат, предметом договора аренды нежилого помещения — помещение, предметом договора оказания услуг — услуги и их результат.

    Не согласовав условия о предмете, стороны не могут определить будущее договорное правоотношение.

    Иногда законом предъявляются особые требования к описанию предмета договора.

    Так, в соответствии со статьей 607 ГК в договоре аренды недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

    При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

    Следовательно, предметом договора является то, по поводу чего возникают права и обязанности и на что они направлены. Предмет договора должен быть настолько индивидуализирован, чтобы выделить его из числа объектов гражданских прав этого же вида.

    Применительно к договорам на передачу имущества в качестве предмета рассматривается само это имущество, т.е. вещи или имущественные права

    Следовательно, в предмет этих договоров не входят:

    • условия передачи предметов (возвратность — безвозвратность, возмездность — безвозмездность);
    • встречное предоставление, составляющее отдельное существенное условие.
    1. Таким образом, современное гражданское законодательство разделяет предметы таких договоров и их содержание.
    2. По договорам на выполнение работ и оказание услуг предмет составляют определенные действия.
    3. Деятельность, которая упоминается в пункте 1 статьи 779 ГК применительно к договорам на возмездное оказание услуг, также представляет собой систему постоянных действий, объединенных единой целью.

    Предлагаем ознакомиться:  Можно ли аннулировать чек после закрытия смены

    Однако в предмет договоров входят не все действия, которые составляют предмет обязательства, а только направленные на определенные объекты (вещи, качества человека и др.).

    Например, строительные работы направлены на создание объекта строительства, услуги по договору банковского счета — на сам банковский счет, медицинские, парикмахерские, образовательные услуги соответственно на здоровье, внешний вид, знания человека.

    Эти объекты называют либо объектами договора, либо объектами правовой деятельности. Они являются важной характеристикой действий, составляющих предмет договора. Поэтому они не могут с ним разделяться. К сожалению, в юридической литературе понятием “объект договора” очень часто просто подменяют предмет договора.

    Кроме того, договоры на выполнение работ нацелены на определенный результат, который также входит в предмет договора, поскольку именно за счет его удовлетворяются потребности заказчика. При создании новой вещи объект, если он надлежащего качества, и результат должны совпадать.

    Таким образом, в предмет договоров на оказание услуг входят действия и объект, на который они направлены, в предмет договоров на выполнение работ — действия, объект, на который они направлены, и результат, характеризующий качество объекта.

    Предметом организационных договоров являются взаимные действия их сторон, направленные на упорядочение отношений между ними. Данные договоры распространены в корпоративных отношениях, на рынке ценных бумаг, в сфере оптовой торговли товарами, в банковской сфере. Их могут называть рамочными договорами, договорами о сотрудничестве, генеральными соглашениями.

    Как и другие договоры, они могут являться частью смешанных договоров (например, значительная часть дистрибьюторских соглашений носит организационный характер).

    От имущественных договоров их отличает то, что они не направлены на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг.

    Разновидностью организационных договоров являются предварительные договоры. Их предметом являются действия по заключению в будущем договоров о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основных договоров) на условиях, предусмотренных предварительным договором (пункт 1 статьи 429 ГК). Предварительные договоры создают возможность понуждения к заключению основных договоров.

    Вид договора Предмет договора
    Купли-продажи Наименование, количество товара — п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК
    Купли-продажи недвижимости Наименование, количество, точные данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче по договору, в том числе данные о его расположении на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества (ст. 554 ГК)
    Поставки Наименование, количество товара — п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК)
    Мены Наименование, количество — п. 2 ст. 567, п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК)
    Дарения Вещь, передаваемая дарителем одаряемому в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождение одаряемого от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом — п. 1 ст. 572 ГК
    Аренды Наименование, количество арендуемого имущества)
    Аренды недвижимости Данные, позволяющие определить передаваемое в аренду недвижимое имущество — п. 3 ст. 607 ГК)
    Финансовой аренды (лизинга) Данные, позволяющие определить передаваемое по договору имущество (п. 3 ст. 15 Закона “О финансовой аренде (лизинге)”, п. 3 ст. 607 ГК)
    Возмездного оказания услуг Конкретный вид оказываемой услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ)
    Подряда Предмет (вид выполняемой работы — п. 1 ст. 702 ГК); Начальный и конечный сроки выполнения работ — п. 1 ст. 708 ГК
    Перевозки Действия по перевозке груза в пункт назначения
    Транспортной экспедиции Услуги, связанные с перевозкой груза
    Займа Денежная сумма займа (п. 1 ст. 807 ГК), имущество
    Кредита Денежная сумма
    Факторинга Уступаемое денежное требование
    Банковского вклада Денежная сумма
    Банковского счета Условия предоставления счета
    Хранения Наименование, количество товара, передаваемого на хранение
    Страхования Объект страхования (имущество либо имущественный интерес)
    Поручения Юридические действия
    Комиссии Совершаемые комиссионером сделки
    Агентский Юридические и иные действия
    Коммерческой концессии Состав имущества, передаваемого в доверительное управление
    Залога Наименование, количество и его оценка
    Ипотеки Наименование, местонахождение, описание и его оценка
    Поручительства Указание на обеспечиваемое обязательство
    Простого товарищества Совместная деятельность товарищей
    Авторский Создание произведения

    Источник: https://maksimovka.ru/sushchestvennye-usloviya-gosudarstvennogo-munitsipalnogo-kontrakta/

    Теоретические аспекты порядка заключения энергосервисных контрактов

    Энергосервисный контракт (договор). Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 г.

    «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» дает определение энергосервисного договора (контракта) как контракта, предметом которого является «осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком».

    Отличительной особенностью энергосервисного контракта является то, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий.

    Читайте также:  Способы закупок по 223-фз: виды, типы, их описание и порядок проведения

    Таким образом, отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании.

    Инвестиции, необходимые для осуществления всего проекта, как правило, привлекаются энергосервисной компанией.

    Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 энергосервисный контракт должен содержать:

    • · условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
    • · условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
    • · иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.

    Из указанных требований следует, что энергосервисный контракт должен содержать четкие параметры экономии энергоносителей и сроки реализации проекта по внедрению энергосберегающих мероприятий.

    Законом устанавливаются и факультативные условия (в частности, условие об определении цены исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации соответствующего договора, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов), согласование и включение в текст энергосервисного договора которых относится законодателем на усмотрение сторон.

    Несмотря на достаточно подробное регулирование понятия и принципов энергосервисного договора, в действующем законодательстве отсутствует указание на квалификацию договора на энергосервис в качестве определенного вида гражданско-правового обязательства.

    Имеющаяся в этой связи неопределенность правовой природы энергосервисного договора (который может толковаться и в качестве подрядного обязательства, и в качестве договора возмездного оказания услуг) может породить затруднения в практической реализации проектов на основе такой договорной конструкции и, в частности, при возникновении вопроса о возможности комплементарного применения норм гражданского законодательства.

    В соответствии со статьями 20, 21 Закона № 261-ФЗ предусмотрено три специальных вида энергосервисных договоров (контрактов), для которых устанавливается специальное правовое регулирование:

    • 1) государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
    • 2) энергосервисные договоры (контракты), направленные на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества;
    • 3) договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта).

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 года № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» утверждены требования к условиям контракта на энергосервис и детализированы особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис.

    Источник: https://studwood.ru/720704/ekonomika/teoreticheskie_aspekty_poryadka_zaklyucheniya_energoservisnyh_kontraktov

    Энергосервисный контракт. Особенности подготовки и заключения для производителей светотехнического оборудования

    Эта статья актуальна для крупных производителей и поставщиков светотехнического оборудования, которые планируют реализацию своих светильников на условиях энергосервиса. Личный опыт автора по расчётам, подготовке и реализации энергосервисных контрактов составляет более семи лет, поэтому надеемся, что эта статья будет информативна и полезна.

    Всего 2-3 года назад 9 из 10 проектов останавливались на стадии расчёта, потому что цены на светильники относительно тарифа были высокими и проект не окупался в приемлемые сроки (до 6 лет). С ростом эффективности светодиодов (сейчас уже свыше 160лм/Вт) и ростом тарифа всё больше энергосервисных проектов привлекательны для инвесторов.

    Поэтому, если вы когда-то пытались заняться энергосервисом или даже реализовывали контракт, но у вас не пошло, то сейчас самое время проанализировать ошибки и запустить это направление в полную силу.

    Энергосервисный контракт – это особый вид контракта, по условиям которого исполнитель меняет существующее оборудование на энергосберегающее.

    Это может быть одно или несколько энергосберегающих мероприятий (замена светильников, насосного оборудования, теплового оборудования ИТП).

    Ключевое условие энергосервисного контракта – это установка нового оборудования за счёт исполнителя, а расчёт по контракту происходит после получения экономии энергоресурса в натуральном выражении в течение срока действия контракта (4-6 лет).

    Например, заказчик желает модернизировать существующую систему внутреннего и(или) наружного освещения: установить светодиодные светильники. Заказчик заключает контракт с энергосервисной компанией.

    После реализации энергосберегающего мероприятия расчёты по контракту будут выполняться в следующем порядке. Экономия электроэнергии составит до 60% от существующего объема потребления.

    Таким образом, заказчик оплачивает около 40% от базового потребления в текущий месяц энергоснабжающей организации, а сэкономленные средства 60% — энергосервисной компании.

    Плюсы для заказчика при заключении энергосервиса:

      • общие затраты на энергоресурсы не увеличатся; 
      • капитальные затраты отсутствуют, но получает новые энергоэффективные светильники;
      • экономия на затратах на текущий ремонт и техническое обслуживание, т.к. новые светильники находятся на гарантийном сервисе;
      • по условиям контракта можно договориться с энергосервисной компанией и возвращать только часть экономии, как правило, большую, но реально получить экономию затрат на электроэнергию до 5-15% уже с первого месяца после завершения мероприятий.

    Плюсы для Исполнителя – производителя светильников:

      • это крупная поставка светильников;
      • заработок не только на реализации оборудования, но и на энергосервисных услугах.
    • По оценкам специалистов чистая доходность составляет свыше 50% от вложенных инвестиций с учётом затрат на оборудование, монтаж, гарантийное обслуживание, на кредит.
    • На сегодняшний день модернизация системы освещения – это самое энергоэффективное мероприятие для внедрения на условиях энергосервиса, поэтому дальнейшее обсуждение особенностей подготовки и заключения контракта будем рассматривать именно на этом примере.
    • Энергосервис особенно актуален для государственных и муниципальных заказчиков, потому что у них, как правило, отсутствуют бюджетные средства на полную модернизацию оборудования. Алгоритм подготовки энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных определен законодательными актами, ниже представляем перечень основных из них:

    Источник: https://www.rfp.ltd/article/energoservisnyj-kontrakt-osobennosti-podgotovki-i-zaklyucheniya-dlya-proizvoditelej-svetotehnicheskogo-oborudovaniya/

    2 Существенные условия, порядок заключения и

    • РАСТОРЖЕНИЯ
      ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
    • КОНТРАКТА НА
      ПОСТАВКУ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ,
    • ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
      ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ
    • МУНИЦИПАЛЬНЫХ
      НУЖД

    2.1 Существенные условия государственных и муниципальных контрактов

    Определению
    существенных условий договора уделяется
    значительное внимание в юридической
    литературе, однако их однозначного
    понимания как в теории, так и в
    правоприменительной практике до сих
    пор нет. Между тем эта проблема очень
    актуальна, поскольку от правильного
    решения вопроса о наличии или отсутствии
    в договоре существенных условий зависит
    признание его заключенным.

    Причинами
    неоднозначного осмысления указанных
    договорных условий являются как
    устоявшееся с советского периода
    понимание договора, которое не учитывает
    происшедших изменений его значения и
    сущности в рыночной экономике, так и
    сложность законодательного определения
    этого понятия, допускающего различное
    толкование.

    Классификацию
    условий договора можно проводить по
    разным основаниям, но для признания его
    заключенным правовое значение имеет
    выделение существенных условий.

    Необходимо обратить
    внимание на различный подход к исследованию
    данной проблемы. Нет единой точки зрения
    по вопросу о том, в каком аспекте
    рассматривать договор, изучая его
    существенные условия.

    Договор, как
    известно, имеет троякое значение: как
    двух- или многосторонняя сделка; документ,
    включающий определенные пункты; и
    правоотношение, содержание которого
    составляют права и обязанности сторон.
    В.

    Витрянский считает, что рассмотрение
    существенных условий договора предполагает
    изучение договора-правоотношения,
    содержание которого не исчерпывается
    пунктами, имеющимися в его письменном
    тексте.

    Договор-сделка представляет
    собой юридический факт, который не может
    иметь собственного содержания.

    Для комплексного
    анализа существенных условий договора
    необходимо тщательное изучение их
    формирования и согласования на различных
    стадиях договорного процесса, тем более
    что выделение различных значений
    договора в достаточной степени условно.
    Так, письменная форма договора-сделки
    — это и есть договор-документ.

    Кроме того, для
    лучшего понимания данного вопроса
    целесообразно исследование существенных
    условий в сопоставлении с такими
    понятиями как существо договорного
    обязательства, квалифицирующие признаки
    договора, способ его заключения и др.

    Согласно Гражданскому
    кодексу РФ (п. 1 ст. 432) существенными
    являются условия о предмете договора,
    условия, которые названы в законе или
    иных правовых актах как существенные
    или необходимые для договоров данного
    вида, а также все те условия, относительно
    которых по заявлению одной из сторон
    должно быть достигнуто соглашение.

    Прежде всего,
    существенное условие любого договора
    — его предмет.

    Однако нередко
    его определение вызывает значительную
    сложность, поскольку как в Гражданском
    кодексе РФ, так и в доктрине предмет
    договора рассматривается по-разному.

    Так, в ст. 554 ПС РФ
    «Определение предмета в договоре
    продажи недвижимости» в качестве
    предмета рассматриваются данные о
    недвижимом имуществе, позволяющие
    определенно установить имущество,
    подлежащее передаче по договору.

    Читайте также:  Оскорбление военнослужащего: законодательное регулирование административной и уголовной ответственности, сбор доказательств

    Объектами
    доверительного управления согласно п.
    1 ст. 1013 ГК РФ могут быть предприятия и
    другие имущественные комплексы, отдельные
    объекты, относящиеся к недвижимому
    имуществу, ценные бумаги, права,
    удостоверенные бездокументарными
    ценными бумагами, исключительные права
    и другое имущество.

    Предметом договора
    являются в основном активные действия
    сторон: выполнение соответствующих
    работ и получение их результата, передача
    товара в собственность и его принятие
    и т. п.

    Объект необходимо
    рассматривать как составную часть
    предмета соответствующего договора. В
    противном случае при отождествлении
    предмета и объекта договора может
    оказаться, что, например, договор
    купли-продажи предприятия и его аренды
    имеют одинаковый предмет — предприятие.

    Объективно
    существенные условия. Один из видов
    существенных условий — те, которые
    названы в законе или иных правовых актах
    как существенные или необходимые для
    договоров данного вида (так называемые
    объективно существенные условия).

    Буквальное
    толкование этой нормы ГК РФ (п. 1 ст. 432)
    приводит к выводу о том, что различий
    между существенными и необходимыми
    условиями нет. Разработчики Гражданского
    кодекса РФ объясняют данную формулировку
    редакционной ошибкой, исказившей волю
    законодателя.

    Действующий же
    Гражданский кодекс РФ дает основания
    для уравнивания существенных и необходимых
    условий договора. Для иного понимания
    «необходимых» условий следует
    внести изменения в закон.

    В основном условия,
    названные в качестве существенных,
    содержатся в ГК РФ, но могут быть
    предусмотрены и в иных правовых актах,
    под которыми согласно ст. 3 Гражданского
    кодекса понимаются указы Президента
    РФ и постановления Правительства РФ.

    Использование
    гражданско-правовых понятий в
    законодательстве других отраслей
    (бюджетном, налоговом и др.) должно
    соответствовать Гражданскому кодексу
    РФ. Поэтому в частности, налоговые органы
    не вправе определять в нормативном
    порядке, какие из условий того или иного
    договора существенные.

    Формулирование
    существенных условий. В Гражданском
    кодексе РФ содержатся различные варианты
    формулировок существенных условий
    договоров. Некоторые его статьи прямо
    озаглавлены «Существенные условия
    договора»: например, ст. 942 — «Существенные
    условия договора страхования», ст.
    1016 — «Существенные условия договора
    доверительного управления имуществом».

    Отсутствие в
    договоре требуемых нормативными актами
    условий должно влечь за собой признание
    его незаключенным. Однако в
    правоприменительной практике наблюдается
    другая тенденция. Так, в соответствии
    с п. 2 ст.

    743 ГК РФ в договоре строительного
    подряда должны быть определены состав
    и содержание технической документации
    с указанием, какая из сторон и в какой
    срок обязана предоставить определенную
    документацию.

    Поскольку эти требования
    закреплены императивной нормой,
    соответствующие условия должны быть
    предусмотрены в договоре.

    Существенные
    условия и квалифицирующие признаки
    договора. В законодательном определении
    договора содержатся, как правило, его
    существенные признаки. Однако значение
    определения договора этим не исчерпывается.
    Оно заключается прежде всего в том, что
    отражает сущность договора, его
    квалифицирующие или видообразующие
    признаки, позволяющие отграничить один
    договор от другого.

    Существенные
    условия договора и способ его заключения.
    Анализ действующего законодательства
    показывает, что на формулирование
    существенных условий, на признание
    договора заключенным влияет и способ
    его заключения. Это относится в первую
    очередь к заключению биржевых сделок.

    Хотя они по своей правовой природе
    являются известными договорами, Закон
    о товарных биржах и биржевой торговле
    содержит специальные требования к
    существенным условиям и признакам
    биржевой сделки.

    Так, объектом биржевой
    сделки является товар определенного
    рода и качества, в том числе стандартный
    контракт и коносамент на указанный
    товар, допущенный биржей в установленном
    порядке к биржевым торгам.

    Субъективно
    существенные условия договора. Ими
    признаются все те условия, относительно
    которых по заявлению одной из сторон
    должно быть достигнуто соглашение.

    1. Если следовать
      буквальному толкованию данной нормы,
      можно прийти к выводу, что все условия,
      внесенные в протокол разногласий к
      договору, должны признаваться
      существенными, поскольку сторона, их
      включившая, тем самым выразила свое
      намерение их изменить.
    2. Такой вывод влечет
      за собой признание того, что при наличии
      оставшихся неурегулированными разногласий
      по любым условиям подписанного договора
      он будет считаться незаключенным.
    3. Итак, можно сделать
      вывод, что при наличии неурегулированных
      разногласий по условиям, относящимся
      к объективно существенным, договор
      следует признать незаключенным.
    4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В итоге, следует
    заключить, что государственный заказ
    – это совокупность заключенных
    государственных контрактов на поставку
    товаров, выполнение работ, оказание
    услуг за счет средств государственного
    бюджета.

    А муниципальный заказ представляет
    собой заказ со стороны органов местного
    самоуправления и уполномоченных ими
    муниципальных учреждений на поставки
    товаров, выполнение работ и оказание
    услуг, связанных с решением вопросов
    местного значения и осуществлением
    отдельных государственных полномочий,
    переданных органам местного самоуправления
    федеральными законами и законами
    субъектов РФ.

    Государственный
    контракт, являясь гражданско-правовой
    категорией, должен регулироваться в
    прямом соответствии с принципами и
    нормами гражданского права.

    Государство
    (а также субъекты Российской Федерации,
    муниципальные образования) вступает в
    договорные отношения с иными субъектами
    на основе принципа юридического равенства
    его правового положения и по поводу
    какого-либо рода материальных благ,
    подлежащих денежной оценке.

    В силу указанных
    особенностей участия государственных
    и муниципальных структур в гражданском
    обороте, безусловно, требуется надлежащее
    правовое регулирование складывающихся
    по этому поводу правоотношений. Однако
    это не должно нарушать единообразное
    правовое регулирование гражданских
    правоотношений, основы которого
    закреплены в ГК РФ.

    Отношения, входящие
    в предмет гражданско-правового
    регулирования, динамичны: одни институты
    устаревают, появляются новые, подход к
    ряду институтов меняется. Все это требует
    соответствующей оперативной реакции
    законодателя, модернизации существующих
    актов, принятия новых актов.

    Можно сделать
    вывод о том, что в современный период
    принятие Закона о размещении заказов
    является, безусловно, позитивным
    явлением.

    Вместе с тем детальный анализ
    его правовых норм и практики их реализации
    еще впереди.

    Не следует также забывать
    о том, что в рассматриваемый Закон
    законодателем постоянно вносятся
    изменения и дополнения, что явно не
    способствует стабильности законодательства
    в рассматриваемой сфере.

    Мировая практика
    выработала достаточно надежный аппарат
    решения задачи оптимизации государственных
    закупок и борьбы с коррупцией —
    законодательно закрепленное проведение
    открытых торгов (конкурсов).

    Внедрение
    электронных торгов для государственных
    нужд — необходимый шаг на пути становления
    России в качестве полноправного участника
    стремительно формирующейся сейчас
    мировой системы электронной коммерции.

    Электронные
    отношения постепенно пробивают себе
    дорогу. А с появлением четкой законодательной
    поддержки преимущества электронных
    торгов стали неоспоримыми, и свершился
    долгожданный массовый переход российских
    государственных закупок в электронную
    сферу.

    Закон № 94 — ФЗ
    упорядочил ситуацию в сфере размещения
    государственного и муниципального
    заказа и обеспечил реальную конкуренцию
    за него. Возможность их размещения у
    аффилированных хозяйствующих субъектов
    теперь полностью исключена, а малый и
    средний бизнес получил новый стимул
    развития на целом ряде рынков. Таким
    образом был создан механизм настоящей
    борьбы с коррупцией.

    Успехи очевидны.
    За прошедшее время создано общее
    информационное пространство, правила
    игры стали едиными и прозрачными. Они
    позволяют бизнесу эффективно развиваться,
    а государству закупать необходимые
    товары и услуги по более низким ценам.

    Такая возможность появилась благодаря
    единому федеральному Интернет-порталу
    для заказчиков и участников размещения
    заказа, объединяющему все официальные
    сайты по закупкам. Стало невозможно
    ограничивать количество участников
    размещения заказа путем создания
    искусственного дефицита информации о
    заказе.

    Развитие информационной
    инфраструктуры государственного заказа
    позволило любому поставщику или иному
    заинтересованному лицу отследить ход
    закупки от момента ее объявления и до
    завершения срока действия контракта.

    Благодаря Закону
    № 94 – ФЗ Интернет стал главным источником
    информации о государственных и
    муниципальных закупках в России.

    Но, заметим, что
    на этом развитие информационного
    обеспечения в госзаказе не останавливается,
    поскольку уже в 2011 году в эксплуатацию
    будет введен общероссийский сайт для
    размещения информации о закупках
    заказчиков федерального, регионального
    и муниципального уровня. Указанная мера
    обеспечит значительное расширение
    информационного поля системы
    государственных и муниципальных закупок.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
    ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Белов, В.Е. Правовое
    регулирование размещения государственных
    заказов // Право и экономика. – 2005. – №
    2. – С. 44-52.

    2. Борисов, А.Н.,
    Краев, Н.А. Комментарий (постатейный) к
    Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О
    размещении заказов на поставки товаров,
    выполнение работ, оказание услуг для
    государственных и муниципальных нужд».
    – М. : Деловой двор, 2009. – 490 с.

    Источник: https://studfile.net/preview/4258341/page:3/

    Ссылка на основную публикацию