Виды экстремизма с примерами: характеристика, цели, опасность, идеология, причины активизации, крайние формы проявления, законодательное регулирование

Крайние взгляды и идеи в политике способствуют возникновению кризисных явлений социального и экономического характера, деформируют социальные и политические институты, вызывают существенное падение уровня жизни, ухудшают перспективы социального плана большинства членов общества.

В обществе начинают доминировать такие чувства, как беспокойство, неопределенность, бездействие, неуверенность, социальная и личная несостоятельность, чувство страха перед будущим. Сильная власть подавляет крайние проявления идей и взглядов, инакомыслие, несущее угрозу.

Она также блокирует легитимную самодеятельность человека, национальный гнет, чрезмерную амбициозность лидеров политических партий, ориентированных на технологии, имеющие экстремистские проявления в политической деятельности.

Если говорить о социальной базе экстремизма, то это маргинальные слои, участники националистических и религиозных движений, люди, резко критикующие существующий политический режим, интеллигенция, молодежь, студенты.

Виды экстремизма по направленности

Определение 1

Экстремизм – феномен, не имеющий четких и единых границ. По своему направлению можно выделить экстремизм: политический, националистический, религиозный, экологический, духовный.

Экономический экстремизм возникает с целью уничтожить развитие многообразных форм собственности и установить какую-то одну.

Основными задачами экстремистов являются установление единых методов хозяйствования, полный отказ от принципов государственного регулирования экономики, значительное урезание расходов на социальную сферу, наступление на предшествующие социальные завоевания, устранение конкуренции в бизнесе.

Националистический экстремизм возникает на почве неприятия интересов и прав другой нации. Это направление экстремизма тесно связано с сепаратизмом и направлено на обрушение государств с многонациональным составом населения, утверждения господства единой коренной нации.

Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или в условиях жесткого противостояния внутри одной конфессии.

Экологический экстремизм в своей основе имеет стремление эффективно организовать природоохранительную политику. В результате вступают в борьбу с научно-техническим прогрессом, доказывая, что ликвидация вредных производств, единственный и верный путь к восстановлению окружающей среды.

Духовный экстремизм отвергает духовный опыт, взаимодействие между культурами, в качестве официальной идеологии навязываются определенного толка религиозные, политические, идеологические стандарты.

Политический экстремизм имеет своей целью дестабилизировать, разрушить политическую систему, государственные структуры и установить режим правого или левого толка.

Необходимо добавить, что в чистом виде перечисленные виды почти не встречаются. Националистический экстремизм, как правило, несет в себе признаки религиозного, духовного, политического.

Виды экстремизма по масштабности действий и численности

Данный критерий делит экстремизм на внутригосударственный и межгосударственный.

Также выделяют экстремистские действия сообществ (сект, организаций), организованных групп, спонтанных групп, одиночек (обычно такие лица имеют отклонения в психике).

В отношении государственных структур выделяют государственный экстремизм и оппозицию. Государственный экстремизм осуществляется властью, используя репрессивные методы.

Определение 2

Оппозиция – антирежимное объединение, крайние формы действий оппозиции – террористический акт.

Государственный экстремизм проявляется в нестабильных государствах с низким уровнем легитимности власти.

Выделяют левый и правый экстремизм. Левый – связан с идеями революции, анархизма. представители левого экстремизма считают себя защитниками трудящихся. Критикуют, как правило, социальное неравенство, угнетение личности, эксплуатацию, бюрократизацию.

Устранить критикуемые явления они готовы любым способом, включая вооруженное восстание. Существуют нелегальные левые экстремистские группировки, часто они ведут партизанскую войну, совершают теракты, захватывают заложников.

Правые экстремисты – фашисты, неофашисты, ультраправые, националистические, расистские организации, партии (БОРН в России). Объектом их критики становятся: не устраивающий их порядок в обществе, вернее его отсутствие, безнравственность, эгоистичность, потребительство.

В агрессивной политической борьбе очень часто используют ультраправые настроения.

Общие черты экстремизма

Различным видам экстремизма присущи общие черты: насилие или угроза насилия, общественные проблемы воспринимаются и оцениваются одномерно, пути решения проблем отличаются фанатичными действиями, навязыванием своих принципов, экстремистам свойственно бездумное, беспрекословное подчинение, они опираются на чувства, инстинкты, предрассудки, не способны к толерантному решению проблемы, не приемлют компромиссов, соглашений, договоренностей. Экстремизм смыкается с крайним радикализмом, терроризмом, нигилизмом, революционностью, вождизмом.

Современный экстремизм отличается ростом своей масштабности, экстремистские группировки способны превратиться во влиятельные структуры. Наблюдается увеличение жестокости, безоглядности действий.

Формы их деятельности многообразны, используются достижения технического прогресса, средства массового поражения. Экстремисты стремятся добиться резонанса в обществе, запугивания населения.

Расширяется информационная, финансовая, идеологическая взаимосвязь экстремистских группировок в отдельных странах и в мире.

В последние годы экстремистские настроения активизировались в восточноевропейских странах и в России. На территории бывшего Советского Союза можно выделить наиболее активные националистический и религиозный экстремизм. Националистические организации пользуются проблемами территориальных споров в постсоветском пространстве.

Деструктивные силы различных направлений умело используют просчеты в деятельности государственных органов, занимаются разжиганием конфликтов, провоцированием столкновений.

Не понимая или не желая понять тех последствий: политических, экономических, духовных, социальных, которые наступят после их ультрарадикальных действий.

Это дестабилизирует политический процесс в России и угрожает безопасности страны.

Стремление некоторых государств перекроить политическую карту XXI века происходит при помощи и руками оппозиций ряда стран. Это приводит к гражданским войнам и огромному числу человеческих жертв.

11 сентября 2012 года в большинстве мусульманских стран от Египта до Индонезии общественность выступила против оскорбления своих религиозных чувств. Государства – потребители нефти из стран Персидского залива, в ответ на намерения молниеносной смены в них правящих режимов, стянули боевые корабли 20 национальных флотов и начали военно-морские учения.

Международные учения «IMCMEX-12», которыми руководило центральное командование ВМС США, объявили зоной так называемой ответственности Центрального командования территории 21 страны, среди которых Афганистан, Ирак, Иран и др., а также международные воды Красного моря, Персидского залива и западной части Индийского океана.

В это же время обострились противоречия между Японией и КНР, споры вызвали острова Дяоюйдао, в океане случилось противостояние военно-морских сил этих государств. Это был вызов миру, который не имел прецедентов, произошло посягательство на глобальную безопасность всей планеты.

Последующие военно-политические события случившиеся в мировом пространстве говорят об обострении военно-политической обстановки на планете. Конечно, Россия проводит стратегические учения на территории страны, понимая и оценивая сложность ситуации. Такие превентивные шаги направлены на создание стабильности, снятия напряжения.

Политики должны осознать актуальность политических решений в разрешении любых конфликтов, недопущения агрессии в международных взаимоотношениях.

Политика государства по защите личности, общества от экстремизма должна включать:

  • осмысление такого явления, как экстремизм, выработку концептуальных позиций по этому вопросу;
  • осуществление подготовки системы безопасности страны к противодействию экстремизму. Детальная проработка ответных действий в зависимости от разновидности экстремистских проявлений, их масштабности;
  • наличие выводов экспертов о принимаемых решениях в ответ на действия экстремистов;
  • разработку законов, немедленное реагирование на признаки экстремистских проявлений;
  • усиление обмена информацией, статистической отчетностью об экстремистской деятельности и ее участниках.;
  • ведение работы с населением по формированию бдительности;
  • предоставление и получение полной информации о действиях экстремистских группировок;
  • организацию целенаправленной, правовой, морально-психологической и боевой подготовки спецотрядов антитеррористической деятельности;
  • наличие единства действий в международном, межгосударственном, государственном аспектах.

Антиэкстремистская стратегия имеет свои принципы:

  1. Превентивные действия участников организаций, борющихся с экстремизмом.
  2. Комплексные действия: организационные, информационные, правовые, психологические.
  3. Активные действия.
  4. Законные действия.

Кроме этого, огромное внимание следует уделять профилактике экстремизма. Наступило время для разработки действенных мер по нейтрализации опасности, которая нарастает. Такой мерой может стать налаживание разрегулированных конфликтных механизмов, проявляющиеся в сложные периоды переходного характера, когда большая часть этих механизмов не работает, но ряд сохраняется.

Специфика функционирования конфликтных механизмов в сообществах радикального характера отличается подавлением и маскировкой их, что приводит к утрачиванию таких важных функций. как саморегуляция, самокоррекция, стимулирование социально-политической системы. Гипертрофируются, мифологизируются конфликты, приводящие к повышенному возбуждению и агрессивности.

Существующий режим превращается в «империю зла». Чтобы механизмы перестали действовать именно так, необходимо естественно расположить систему либо принудительно «дерадикализовать» ее. Последний вариант действует более эффективно, когда он связан с социально-психологическим очищением, с массовым чувством вины и раскаяния за прошлые преступления режима.

Массовое сознание освобождается от непримиримости, воинственности.

Область политики – это повышенная зона конфликтности.

Определение 3

Политический конфликт – столкновение противоположных сил, взглядов, в основе которых лежат интересы, которые невозможно совместить.

Субъектом политического конфликта могут быть государства, этносы, классы, социальные группы, политические партии.

Бывают личностные конфликты между отдельными политиками за лидерство в регионе, в политической партии. Бывают конфликты между ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной, уровнями власти: федеральным, региональным, краевым, городским.

Казалось бы, конфликты гораздо меньшие по размеру вышеописанных.

Но, неразрешенный вовремя конфликт приводит к эскалации напряженности, вслед за этим наступает напряженность национальная или религиозная… Во всяком случае некоторые конфликтологи выстраивают такой маршрут развития конфронтации: норма – проблема – конфликт – кризис – катастрофа.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/politicheskaja-psihologija/politicheskij-ekstremizm/

Особенности проявления экстремизма и терроризма в обществе. Способы и методы противостояния » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»

Чтобы противостоять экстремизму и терроризму, для результативной профилактики и борьбы, необходимо изучение всех аспектов и особенностей этих опасных для общества явлений. Экстремизм и терроризм – это крайний по форме агрессивный вызов человечеству, и любые акты экстремизма и терроризма являются преступными, и не имеют оправдания независимо от мотивов, форм и методов.

Первопричиной обострившихся за последние годы проблем экстремизма и терроризма в современной России является то, что страна за относительно короткий интервал времени переместилась из одного исторического периода в другой.

При этом изменилось государственное устройство, институты власти и ее атрибуты,  изменилась прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности и вся система социальных взаимоотношений,  изменилось и положение Российской Федерации в мировом сообществе, ее взаимоотношения с иностранными государствами.

Но все эти временные сложности переходного периода не должны позволить возникать экстремистким настроениям в любом их проявлении. Для этого государством в целом, в каждом регионе, должна вестись постоянная разъяснительно-предупредительная работа по предотвращению проявлений экстремизма и возможностей террористических агрессий.

Одним из элементов такой работы служит информационная работа, раскрывающая сущность и формы таких противоправных явлений, как экстремизм и терроризм, чтобы иметь возможность своевременно их распозновать и предотвращать. 

  • На сегодня выделяют и различают множество форм экстремизма, например, такие как: политический, националистический, религиозный, подростково-молодежный, экологический, антиглобалистский, моральный и др.
  • Политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.
  • Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.
Читайте также:  Заявление председателю тсж и тсн о вступлении в члены и выходе из правления: образцы документов

Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления (что получает теологическое обоснование и оправдание).

Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства.

Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

Экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды.

Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы.

Радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных и др.

Антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий.

Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера.

Моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к определенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей.

Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др.

Особенности проявления экстремизма в полиэтнической среде обусловлены многими факторами, в том числе и изменениями этнонационального состава населения. Сегодня остро стала проблема свободного перемещения людей.

В обществе всякое перемещение, миграции воспринимаются как угроза безопасности.

Это обусловлено тем, что миграция часто сопровождается явлениями, угрожающими безопасности принимающего сообщества такими как возникновение этнической монополии мигрантов на отдельные виды экономической деятельности, вливание части мигрантов в криминальный сектор экономики, что способствует росту преступности. В ответ усиливается напряженность в местах концентрации мигрантов — на этой почве возникают локальные очаги этносоциального насилия, формируется потенциал политического радикализма и экстремизма.

Следует отметить, что руководство страны постоянно обращает внимание на необходимость пресекать самым решительным образом проявления ксенофобии, расизма, антисемитизма. Так В.В.

Путин подчеркивает, что борьба с терроризмом и экстремизмом остается одной из приоритетной задач Министерства внутренних дел. Следует учитывать, что эти проявления особенно характерны для молодежи, в силу своего возраста, наиболее эмоциональной части общества.

Нынешняя социальная и политическая ситуация, сложившаяся в России, резко идеологизировала и политизировала определенную часть российской молодежи.

Ксенофобия – протестное состояние на основе неприятия, страха перед незнакомыми, чужими, нетерпимости, неадекватности восприятия приезжих. Нередко такое состояние развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, провоцирующих стихийный экстремизм, его проявления в виде оформленной идеологии и целенаправленной деятельности организованных групп или лиц.

Обращает внимание современные механизмы формирования экстремистских движений — зачастую те группировки, которые совершают преступления экстремального толка, складываются через Интернет, идет поиск единомышленников в соответствующих блогах. Тем не менее, в России пока не существуют эффективные методы контроля. Очевидна необходимость соответствующей законодательной базы за осуществлением деятельности Интернета.

Д.А. Медведев обратил внимание на то, что проявления экстремизма во всех его формах зависят от специфических российских проблем. Во-первых, это бедность, которую пока не преодолели. И решение этой проблемы является главной задачей для государства. И вторая проблема – это коррупция.

Коррупция как системный вызов, как угроза национальной безопасности, как проблема, которая порождает неверие граждан в возможность государства навести порядок и обезопасить граждан от всякого рода преступных поборов, от необходимости платить деньги за те услуги, которые они не заказывали.

С коррупцией, правовым нигилизмом, естественно, связана и необходимость укрепления правоохранительной системы, судебной системы.

Одной из форм экстремизма и терроризма является религиозно-политический экстремизм.

Анализ ситуации в Северо-Кавказском регионе показывает, что, несмотря на принимаемые меры силового, оперативного и пропагандистского характера, органам государственной власти Российской Федерации не удается пока достигнуть значимых успехов в борьбе с религиозным, в первую очередь исламским экстремизмом.

Под религиозным экстремизмом следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности.

Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случае использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях, что особенно актуально в случаях религиозной и этнической мобилизации народов. Пресечение религиозного экстремизма требует объединения усилий религиозных организаций, правоохранительных органов, общественности и граждан, создания атмосферы неприятия любой формы религиозной нетерпимости.

Успешно развивается законодательство по пресечению религиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации, для которых эта проблема особенно актуальна. Очевидно, что для изменения ситуации сегодня уже недостаточно только рассуждений о предупреждении экстремизма и терроризма и борьбы с ним.

Необходимо приложить значительные усилия со стороны государства и общества для изживания условий их проявления.  В последние годы проявления экстремистской и террористической деятельности уменьшили свой потенциал. Этому способствовало развитие и ужесточение законодательства Российской Федерации, активная деятельность правоохранительной системы.

Однако, эти негативные явления нельзя недооценивать. Действующее законодательство все еще не позволяет эффективно противодействовать экстремизму и терроризму во всех формах и проявлениях, и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Для успешной реализации политико-правовых основ противодействия экстремистской и террористической деятельности необходима консолидированная позиция общества, культуры, духовенства, правозащитных и общественных организаций.

Анализ проявления экстремистских и террористических действий в регионах России выявляет следующие факторы: а) политические – проявление политики устрашения и насилия в достижении определенных политических целей, провоцирование вооруженных конфликтов, провокации на межэтнической и межрелигиозной основе; б) социально-психологические – применительно к молодежи экстремизм в определенной степени может стимулироваться присущей молодым людям повышенной возбудимостью; в) социально-экономические (материальное неравенство, страх перед будущим); г) идеологические (отсутствие общенациональной идеи, целей развития страны и общества); д) информационные; е) социально-исторические (последствия репрессий, войн, нищеты, дискриминации и т.д.).

Государственной структурой противодействия экстремизму и терроризму являются органы внутренних дел. Основой для построения организационной структуры по предупреждению преступлений экстремистского и террористического характера выступает действующая государственная система выявления, предупреждения, пресечения террористических актов.

Она включает в себя: Федеральную антитеррористическую комиссию РФ, региональные антитеррористические комиссии субъектов РФ, региональный межведомственный оперативный штаб, межведомственные оперативные штабы по противодействию терроризму субъектов РФ, Оперативный штаб МВД России.

В профилактической деятельности необходимо учитывать психологию террористов. Мотивы террористов разнообразны, но в основном выявляются корыстные (способ зарабатывать) и бескорыстные – идеологические, которые могут быть идейно-политическими, религиозными, социальными, социокультурными и др.

Одним из факторов, способствующих проявлению экстремистских и террористических проявлений является миграционная ситуация.

Важен вопрос создания системы участия гражданского общества в предупреждении экстремистских и террористических проявлений, на оздоровление общества и налаживание гибкого взаимодействия общественных структур с органами государственной власти. Такое взаимодействие можно положить в основу создания единой системы предупреждения и профилактики ксенофобии и экстремизма и формирование в обществе толерантного сознания и единой общегражданской идентичности.

В регионах России сегодня уже действуют различные объединения граждан, созданные в целях оказания содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в обеспечении правопорядка. Одним из направлений в профилактике экстремизма и терроризма является работа со СМИ.

Средства массовой информации должны быть сопричастными к решению проблем, связанных с борьбой с терроризмом, мобилизацией общественного мнения, воспитанием ответственного политического и правового сознания. СМИ оказывают мощное влияние на этноконтактные установки людей с различной этнокультурной идентичностью.

В условиях конфликта нередко служат эффективным средством этнической мобилизации.

Принимая во внимание разрушительный характер конфликтных межэтнических противостояний, правомерно говорить о защите общества от конфликтогенного воздействия отдельных журналистов и СМИ, провоцирующих нарастание ксенофобии и негативно воздействующих на этноконтактную ситуацию.Центром толерантного воспитания должны быть школа и семья.

Необходимо всемерно пропагандировать среди учащихся гражданственность патриотизм, интернационализм, а также воспитывать в молодых людях уважение и терпимость, разъяснять опасность и разрушительность экстремизма любой природы, недопустимость использования насилия для достижения поставленных целей, какими бы благородными они ни выглядели.

Большими ресурсами профилактики экстремизма и терроризма обладает творческая интеллигенция.

Трудно переоценить степень воздействия на общественное сознание талантливых художественных и документальных произведений, разоблачающих человеконенавистническую сущность самой природы экстремизма и терроризма и позитивно воздействующих на формирование доброжелательного отношения в многонациональной и социально неоднородной среде.

При всей важности оперативной составляющей работы в данном направлении основным становиться вопрос профилактики. Сегодня в условиях криминализации общества, роста преступности – воссоздание системы профилактики правонарушений входит в ряд приоритетных государственных программ.

Учитывая изложенные негативные тенденции и тот факт, что экстремизм, по своей сути, является питательной средой и базой терроризма, ставится двуединая задача – пресечение преступлений экстремистской направленности (выявление и раскрытие) и профилактика этих проявлений.

Путь эффективности решения этих проблем лежит в области политико-правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий, с использованием политических, юридических, идеологических, социально-экономических и административных общественных методов в их комплексном взаимодействии.

Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа, в том числе изоляцию террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, ввоза и продажи оружия.

Наиболее важным и ответственным компонентом всей антитеррористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий.

Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению террористических акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию.Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Читайте также:  Что собой представляет договор жск и чем он отличается от дду? образец документа и порядок его подписания

Источник: http://www.mirniy.ru/info/anti_terror/4825-osobennosti-proyavleniya-ekstremizma-i-terrorizma-v-obschestve-sposoby-i-metody-protivostoyaniya.html

Кузнецов К.В. Формы религиозного экстремизма. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм

Библиографическая ссылка на статью: // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1333 (дата обращения: 26.03.2019).

В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей.

Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления.

Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры.

Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии.

Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы “своей” цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей “истинный облик”.

Под экстремизмом зачастую понимают разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний, последний) как специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами.

Важной особенностью ряда неправительственных религиозно-политических организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций – открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки[1].

В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремических организаций можно назвать нижеследующее: распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же проявляющийся в религиозной сфере получил название религиозного экстремизма.

В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм».

Религиозно-политический экстремизм  – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Так же, как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма[2].

1.

Религиозно-политический экстремизм  – это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства.

Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

3. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей – характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем.

Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев.

Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного.

Конфронтация с государственными институтами – их стиль поведения. Принципы «золотой середины» и требования «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», являющиеся основополагающими для мировых религий, отвергаются ими. В их арсенале главными являются насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.

Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, хорошо понимают возможности религиозных учений и символов как важного фактора привлечения людей, мобилизации их на бескомпромиссную борьбу. Одновременно они учитывают, что «повязанные» религиозными клятвами люди «сжигают мосты», им трудно, если не невозможно, «выйти из игры».

  • Расчет делается на то, что даже лишившимся иллюзий и осознавшим неправедность свих действий участникам экстремистского формирования очень трудно будет покинуть его ряды: они будут страшиться, что их отказ от конфронтации с властями и переход к нормальной мирной жизни могут быть восприняты как предательство религии своего народа, как выступление против веры и Бога.
  • Введение понятия «религиозно-политический экстремизм», прежде всего, позволит более четко отделить явления, происходящие в религиозной сфере, от действий, совершаемых в мире политики, но имеющих религиозную мотивацию и религиозный камуфляж.
  • В самом деле, разве можно считать однопорядковыми действия тех, кто обвиняет своих единоверцев в ереси за контакты с людьми других вероисповеданий или оказывает моральное давление на намеревающихся уйти из одной христианской религиозной общины в другую христианскую конфессиональную общность, и действия, подпадающие под статьи уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за переход государственной границы с оружием в руках с целью нарушения государственного единства страны или завоевания власти, за участие в бандформированиях, в убийствах людей, захвате заложников, даже если они мотивированы религиозными соображениями?

В обоих случаях мы имеем дело с экстремистскими действиями. Однако разница между ними чрезвычайно велика.

Если в первом случае речь идет о проявлениях религиозного экстремизма, то во втором – налицо действия, входящие в содержание понятия «религиозно-политический экстремизм».

Между тем и в средствах массовой информации и в специальной литературе все подобные действия объединяются одним понятием «религиозный экстремизм» (»исламский экстремизм», «протестантский экстремизм» и т.д.)[3].

  1. Дифференциация понятий позволит более точно определить причины, порождающие ту или иную разновидность экстремизма, будет способствовать более правильному выбору средств и методов борьбы с ними, а, следовательно, будет способствовать прогнозированию событий и нахождению эффективных путей предупреждения и преодоления разных форм экстремизма.
  2. Религиозно-политический экстремизм наиболее часто проявляется:
  3. — в виде деятельности, имеющей целью подрыв светского общественно-политического строя и создание клерикального государства;
  4. — в виде борьбы за утверждение власти представителей одной конфессии (религии) на территории всей страны или ее части;
  5. — в виде религиозно обосновываемой политической деятельности, осуществляемой из-за рубежа, имеющей целью нарушение территориальной целостности государства или ниспровержение конституционного строя;
  6. — в виде сепаратизма, мотивированного или камуфлированного религиозными соображениями;
  7. — в виде стремления навязать в качестве государственной идеологии определенное религиозное учение.
  8. Субъектами религиозно-политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и группы, так и общественные организации (религиозные и светские) и даже (на определенных этапах) целые государства и их союзы.

Религиозно-политический экстремизм можно отнести к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т.е. не соответствующей нормам законности и этическим нормам, разделяемым большинством населения.

Использование насильственных способов борьбы и исключительная жестокость, проявляемая сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких масс, в том числе и относящихся к тому вероисповеданию, последователями которого объявляют себя лидеры экстремистской группы. Как и легитимная политическая борьба, религиозно-политический экстремизм реализуется в двух основных формах: практико-политической и политико-идеологической.

Для религиозно-политического экстремизма характерно стремление к быстрому решению сложных проблем независимо от «цены», которую приходится платить за это. Отсюда упор на силовые методы борьбы. Диалог, договоренность, консенсус, взаимопонимание отвергаются им.

Крайним проявлением религиозно-политического экстремизма является терроризм, представляющий собой совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия. В последние десятилетия религиозно-политический экстремизм все чаще обращается к террору как средству достижения своих целей.

Многочисленные факты такого рода мы наблюдаем в Чечне, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке и в других регионах Земли[4].

Стремясь вызвать или усилить в массах недовольство существующим строем и заполучить у них поддержку своих планов, сторонники религиозно-политического экстремизма в идейно-политической борьбе нередко берут на вооружение методы и средства психологической войны, обращаются не к разуму и логическим аргументам, а к эмоциям и инстинктам людей, к предрассудкам и предубеждениям, к разнообразным мифологическим конструкциям.

Манипулирование религиозными текстами и ссылки на богословские авторитеты в сочетании с представлением извращенной информации используются ими для создания эмоционального дискомфорта и подавления способности человека логически мыслить и трезво оценивать происходящие события. Угрозы, шантаж и провокации являются составными элементами «аргументации» религиозно-политических экстремистов.

  • Факторами, порождающими религиозно-политический экстремизм в нашей стране, следует назвать социально-экономический кризис, массовую безработицу, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, ослабление государственной власти и дискредитацию ее институтов, неспособных решать назревшие вопросы общественного развития, распад прежней системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии.
  • Среди причин, способствующих усилению религиозно-политического экстремизма в России нельзя не назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных и политических центров, нацеленная на разжигание в нашей стране политических, этнонациональных и межконфессиональных противоречий.
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30.
  2. Авцинова Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия. В 2 томах. – М., 1999. Т. 2.
  3. Амирокова Р.А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
  4. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и
    практики. – Махачкала. 1999.
  5. Бондаревский В. П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимо­действие на территории: механизмы, трансформации, регулирование. – М., 1999.
  6. Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. – 2002. – №3 (9).
  7. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира //
    Полис. – 2002. – № 1.
  8. Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. – М.: Издатель Пресс, 2005. – 225 с.
  9. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М. 1990.
  10. Залужный А.Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений // Конституционное и муниципальное право. – 2007, № 4.
  11. Залужный А.Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия. // Современное право. – 2002, № 12.
  12. Иванов А.В. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право, 2003, № 5.
  13. Козлов А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия: Система воспитания в высшей школе. – М.: 1994. Выпуск 4.
  14. Мшюславский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. – М.: 1991.
  15. Решетников М. Исламские истоки терроризма // Аргументы и факты. –
    2001. – № 42.
  16. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. – М. 1993.
  17. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма / Под ред. Э. Г. Филимонова. – М.: Знание. – 1983, 63 с.
  18. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. – 2002, № 5.
  19. Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего
    состояния // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториат УРСС, 2000.
Читайте также:  Сколько дают за убийство в россии и в сша

[1] Бондаревский В. П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимо­действие на территории: механизмы, трансформации, регулирование. – М., 1999.

[2] Амирокова Р.А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.

[3] Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. – Махачкала. 1999.

[4] Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего состояния // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториат УРСС, 2000.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2012/06/1333

Проявления экстремизма и методы их выявления. Экстремизм — противоправная деятельность юридических и физических лиц, основанная на приверженности крайним. — презентация

1 Проявления экстремизма и методы их выявления

2 Экстремизм — противоправная деятельность юридических и физических лиц, основанная на приверженности крайним взглядам и сопровождающаяся отрицанием инакомыслия и нетерпимостью к сторонникам иных взглядов, идеологически направленная на умаление и отрицание основ государственного строя, принципов международного права, общества и государства.

3 Признаки проявлений экстремизма осуществление определенной деятельности (простая приверженность к крайним взглядам, мнениям, оценкам не может считаться экстремизмом); противоправность; отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, религиозных и др.); идеологическая направленность.

4 Формы проявления экстремизма Рациональный экстремизм. Данная форма экстремизма ставит своей целью максимально эффективное преодоление социальных дисфункций с помощью радикальных мер.

Зачастую причиной рационального экстремизма служит бездеятельность исполнительной власти или законодателя, которые не в состоянии разрешить возникшую социальную проблему легитимным способом. Иррациональный экстремизм.

Форма экстремизма, характеризующаяся отсутствием четко выраженной цели и не предполагающая прогнозирование последствий совершаемых действий. Это – экстремизм молодежный (вандалы), психопатический (немотивированные массовые убийства, например, в школах), спортивный (фанаты) и т.п.

  • 5 Типы экстремизма политический националистический религиозный подростково-молодежный экологический антиглобалистский моральный
  • 6 Политический экстремизм Политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.
  • 7 Националистический экстремизм Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.
  • 8 Религиозный экстремизм Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления (что получает теологическое обоснование и оправдание).

9 Подростково-молодежный экстремизм Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

10 Экологический экстремизм Экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации.

Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды.

Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. Радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных и др.

11 Антиглобалистский экстремизм Антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве.

Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий.

Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера.

12 Моральный экстремизм Моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к определенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др.

13 Типы экстремистских объединений националисты (ксенофобы, неофашисты, неонацисты); радикалы в области социально-экономических вопросов – радикальные коммунисты, анархисты, анархо-коммунисты (т.н. «троцкисты») и т.д.; религиозные экстремистские формирования – ваххабиты, сатанисты и т.п.

; экологические и культуроохранные (т.н.

«зеленые») – экстремистская деятельность осуществляется во имя защиты окружающей природной среды, сохранения памятников истории, архитектуры и культуры, борьбы с глобализацией; мимикранты – под видом экстремистской деятельности данными группами совершаются преступления обще криминального характера.

14 Общности, подверженные формированию экстремистских настроений: молодежь, с неопределенностью социального положения, неустановившимися взглядами на происходящее, максимализмом; трудоспособное население, потерявшее веру или перспективы восстановления социального, экономического благополучия; «мигранты» и переселенцы, по своим социальным, культурным, конфессиональным или национальным особенностям не интегрирующиеся в социум; общности с деформированной культурой.

15 Причины, провоцирующие рост экстремистских настроений Изменение ценностных ориентаций (отрицание норм и конституционных обязанностей).

Обострение социальной напряженности, особенно, в молодежной среде (что определяется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

Криминализация ряда сфер общественной жизни (что выражается в широком вовлечении людей в криминальные формы бизнеса и т.п.). Использование в деструктивных противоправных целях возможности Интернета и других информационных технологий.

16 Экстремистские действия Насильственные — блокады подъездных путей, захваты объектов, нападения на граждан и т.д. При этом даже какая-либо имитация оружия может перевести экстремистскую акцию прямого действия в категорию террористических актов.

17 Экстремистские действия Демонстрационные акции: пикеты, митинги, вывешивание транспарантов, распространение печатных материалов, нанесение надписей в публичных местах, а также размещение текстовых, фото– и видеоматериалов в открытом доступе в сети Интернет с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности, а также возбуждающих ненависть либо вражду, унижающих человеческое достоинство

18 Признаки проявления экстремизма в демонстрационных акциях Наличие прямых призывов к насильственным действиям в отношении лиц иной национальности, иной расы, иной конфессии Формирование у адресата обращения позитивного отношения к насильственному способу разрешения имеющихся проблем путем истребления (или другой формы физического воздействия), депортации, лишения тех или иных прав представителей определенной социальной группы (этноса, расы, конфессии) Формирование у адресата обращения общего негативного отношения (негативной оценки) представителей данной социальной группы (этноса, расы, конфессии) Формирование у адресата обращения неправомерных причинно- следственных связей между теми или иными высказываниями, социальными действиями, поступками, событиями или характеристиками состояния общества и принадлежностью определенного лица (группы лиц) к той или иной этнической, расовой, конфессиональной группе Преднамеренное употребление в отношении определенной этнической, расовой, конфессиональной группы или отдельных лиц, входящих в ее состав, слов и выражений, имеющих в языковом сознании адресатов однозначно негативный характер. Использование символики и атрибутов, относящихся к идеологии нацизма и фашизма в ситуациях, не связанных с историческими исследованиями.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1087847/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector