Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» допускает возможность изменения существенных условий контракта. Перечень случаев, когда условия контракта могут быть изменены поо соглашению сторон, приведен в части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ. Согласно закону, это может быть сделано:
- 1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика контрактом:
- а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
- б) если по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара (объем работы или услуги) увеличивается или уменьшается не более чем на 10%.
- С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 введен подпункт «в», допускающий возможность изменения условий контракта по соглашению сторон:
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение цены контракта не более чем на 10%.
- 2) если цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;
- 3) если цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта федерации на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;
- 4) если цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;
- 5) изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
- 6) в случаях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика лимитов бюджетных обязательств.
- 7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ, при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением, если такая возможность была предусмотрена контрактом.
С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 также добавлены основания для изменений существенных условий контракта в случаях, не предусмотренных закупочной документацией и/или контрактом.
8) если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого равна или превышает предельный размер цены, установленный Правительством, возникли обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Воспользоваться указанным основанием для пересмотра условий контракта можно только при наличии письменного обоснования такого шага на основании решения Правительства, исполнительного органа власти субъекта федерации или местной администрации, для нужд которых соответственно и производилась закупка. Одновременно должно выполняться условие, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и/или цены контракта более чем на 30%.
Во исполнение указанной нормы закона «О контрактной системе» Правительство РФ своим постановлением от 20.07.2019 года № 948 установило соответствующий порог цены контракта в размере 100 миллионов рублей.
9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия не исполнен в установленный срок из-за необходимости внесения изменений в проектную документацию либо по вине подрядчика.
В этом случае допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (формулировка закона 44-ФЗ). Говоря русским языком, срок контракта может быть увеличен не более чем в два раза.
Если срок исполнения контракта увеличивается по вине подрядчика, то изменение условий контракта возможно только при отсутствии у неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек, штрафов или пеней, предъявленных заказчиком.
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 ст. 93 закона.
Добавленным пунктом сняты ограничения на изменение по соглашению сторон существенных условий контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при закупках различных товаров, работ или услуг, в том числе, закупках у естественных монополий, закупках услуг по тепло-, водо-, электро- и гозоснабжению, коммунальных услуг, закупках услуг по управлению многоквартирными домами и т.п.
Банковские гарантии, кредиты и займы, факторинг
для поставщиков госзаказа
С 1 июля 2019 года в ст. 95 также была добавлена часть 17.1, посвященная заключению контракта с новым участником в случаях, когда контракт с предыдущим участником расторгнут. Суть нововведения выглядит следующим образом:
17.1. В случае расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта заказчик имеет право заключить контракт с участником, занявшим второе место по результатам закупки.
При этом при расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, заключение нового контракта допускается в случае, если в связи с таким расторжением было принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Условия изменения и расторжения контракта подробно описаны в ст. 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок», имеющей достаточно большой объем. В этой статье мы кратко рассказали только об изменениях в законе, вступивших в силу с 1 июля 2019г.
Если же Вам на практике пришлось столкнуться с необходимостью изменения существенных условий контракта либо контракт может быть расторгнут, эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют Вам внимательно ознакомиться с полным текстом статьи 95.
Это поможет Вам избежать возможных неприятностей.
Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.
Кредитно-Страховое агентство — участвуйте и побеждайте вместе с нами !
Источник: https://kb52.ru/articles/368-izmeneniya-v-44-fz-izmenenie-uslovij-kontrakta
Ответственность за изменение условий муниципального контракта
«Случаи изменения условий муниципального контракта, влекущие административную ответственность»
Комментирует заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Сергей Курьянов
«По общему правилу изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, прямо предусмотренных законодательством (подробнее см. ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
— Что относится к существенным условиям договора?
«Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (ст. 432 Гражданского кодекса РФ). Требования к содержанию государственных и муниципальных контрактов содержатся в статье 23 Федерального закона № 44-ФЗ.»
— Чем предусмотрена административная ответственность за изменения условий контракта? И какой её размер?
«Частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством России о контрактной системе в сфере закупок.
- Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.
- К примеру, прокуратурой Самарской области неоднократно возбуждались дела об административных правонарушениях в связи с изменением в муниципальные контракты в части продления сроков выполнения работ, изменения порядка их оплаты (в том числе изменения условий и порядка авансирования)».
- — Кто несет такую административную ответственность?
«Административную ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ несут не только должностные лица государственных и муниципальных заказчиков, но и подрядчики по контрактам.
Отдельно необходимо отметить, что ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать график исполнения контракта.
Исходя из содержания ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ и ст. 432 ГК РФ, внесение изменений в указанный график также влечет привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
- Привлечение к указанной административной ответственности также возможно в случае фактического внесения изменений в контракты без подписания дополнительных соглашений.
- К примеру, подписание актов выполненных работ либо иное письменное согласование изменения объемов и состава работ в рамках контракта, также является внесением изменения в его существенные условия».
- Прокуратура Самарской области
Источник: http://samaratoday.ru/news/311654
Изменение существенных условий государственного контракта
В своей практике регулярно сталкиваюсь с клиентами, у которых в основе их деятельности — работа по государственным контрактам.
В процессе проведения торгов многие находятся в определенном спортивном азарте и не всегда дотошно изучают предмет контракта, полагая, что главное выиграть контракт, а потом дополнительным соглашением можно скорректировать условия контракта.
В последствие, очень часто, консультируясь, задают вопрос о том, можно ли дополнительным соглашением изменить существенные условия контракта?
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ — договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
- Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
- Как указано в статье 34 Федерального закона № 44-ФЗ — контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
- То есть если существенные условия были предусмотрены в закупочной документации (а они, как правило, в ней предусмотрены), то это существенные условия договора (контракта), и менять их допустимо только в случаях, предусмотренных в статье 95 ФЗ № 44-ФЗ.
- Исключения при внесении изменений предусмотренные статьей 95 ФЗ № 44-ФЗ:
- 1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
- — при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
- — если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
- 2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
- 3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- 4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
- 5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
- 6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
- 7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
- Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями.
- В некоторых случаях, такие изменения, могут стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке.
- Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт «всплывет» при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.
Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):
— на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
— на юридических лиц — 200 000 рублей.
Если же речь идет о несущественных условиях, их изменение по соглашению сторон допускаются без каких-либо ограничений.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, прежде чем участвовать в конкурсе на заключение государственного контракта, необходимо детально изучить все существенные условия заключения предстоящего контракта, так как изменение условий контрактов возможно, в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 ФЗ-44.
Наталья КАЗАРИНА
Источник: https://park72.ru/column-kazarina/135782/
Поправки в закон о контрактной системе меняют подход к строительным торгам
19.05.2019
Экономика
1 июля 2019 года вступают в действие поправки в закон о контрактной системе (44-ФЗ), которые существенно меняют требования к проведению торгов в строительной отрасли.
Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин представил журналу «Строительство» разъяснения на этот счет.
РАЗЪЯСНЕНИЕ
Об отдельных вопросах изменения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Возможность и порядок внесения изменений в существенные условия контракта при его исполнении регулируются статьей 95 «Изменение, расторжение контракта» Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в ряде случаев, предусмотренных указанной статьей.
1. Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в пункт 1 части 1 ст. 95 с 1 июля 2019 года вводится специальный подпункт «в» для строительных работ следующего содержания:
«в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта».
Одновременно строительные работы выведены из-под действия подпункта «б».
Примечание:
Принципиальным нововведением является появление понятия «изменение видов выполняемых работ по контракту». В действующей редакции 44-ФЗ речь шла только о возможности изменения цены при изменении объема работ.
По общему правилу виды работ и объем работ по контракту являются существенными условиями контракта, которые не могут изменяться. При этом норма пп. «б» п. 1 ч. 1 ст.
95 Закона 44-ФЗ позволяет изменять только условие об объеме работ по подписанному контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) в пределах десяти процентов и только, если это было предусмотрено в документации о закупке и контракте. Изменять содержание, виды работ данная норма не позволяет.
Приведенная норма также ставит в зависимость увеличение цены контракта от увеличения объема работ, который также не может превышать десять процентов.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1) Возможность изменения объема и (или) видов выполняемых работ должна быть предусмотрена в документации о закупке, условиями контракта и не должна приводить к изменению предмета закупки (контракта). Вопросы изменения объема и (или) видов выполняемых работ являются прерогативой заказчика.
2) Необходимость изменения объемов и (или) видов выполняемых работ по контракту может быть вызвана внесением изменений в проектную документацию или уточнением проектных решений в рабочей документации, разрабатываемой в процессе исполнения контракта — если в ходе исполнения контракта выяснилось, что потребность в выполнении отдельных видов работ отсутствует, при этом есть потребность в выполнении других работ для достижения, предусмотренного контрактом результата. При этом приоритетными являются потребности заказчика.
Примечание:
Данное положение применяется с учетом необходимости получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
Так, согласно части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу.
Решение о направлении документов для проведения повторной экспертизы в отношении объекта капитального строительства принимается застройщиком (техническим заказчиком) самостоятельно.
В соответствии с пунктом 44 Положения № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в случае, если в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, внесены изменения в части технических решений, которые влияют на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, такая проектная документация направляется повторно для проведения государственной экспертизы. Также по инициативе застройщика или технического заказчика повторно на государственную экспертизу может быть направлена проектная документация, в которой внесенные изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
Также следует учесть, что в соответствии с частью 2 статьи 8.
3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. Проверка сметной стоимости осуществляется в отношении объектов капитального строительства независимо от обязательности государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Учитывая, что с 1 января 2019 г. изменился предмет экспертизы, включающий в себя проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, государственная экспертиза по объектам, указанным в частях 2 и 3 статьи 49 ГрК РФ, в том числе капитальный ремонт объектов капитального строительства, проводится исключительно в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
3)
Источник: http://ancb.ru/publication/read/8065
Существенные условия контракта по 44-ФЗ: что к ним относится и можно ли их изменять?
Онлайн школа для поставщиков
Существенные условия контракта по 44-ФЗ: как к ним относиться и можно ли их изменять? Видео от проекта Азбука тендеров.
Всем привет, на связи с вами снова онлайн школа Азбука тендеров и я Евгений
В этом видео речь пойдет о существенных условиях контрактов по 44-ФЗ. А также мы разберемся, можно ли вносить изменения в эти существенные условия. Вопрос достаточно важный и интересует он не только заказчиков, но и поставщиков. А рассматривать его мы будем с использованием такого мощного и удобного инструмента, как интеллект – карта.
Итак, давайте начнем.
Начнем мы с вами с вопроса, что относится к существенным условиям контракта.
Сразу скажу, что сам 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия существенного условия контакта. Однако в ст. 34 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта. И, если мы с вами посмотрим на ч. 1 ст.
34, в ней говорится, что контракт заключается на условиях, которые предусмотрены в следующих документах: это извещение, либо приглашение принять участие в закупке, это документация закупки, это заявка участника, либо окончательное предложение участника закупки.
Условия, которые указаны во всех этих документах относятся к существенным.
А вот Гражданский кодекс, а именно ст. 432 содержит уже более полное определение того, что относится к существенным условиям контракта.
В этой статье сказано, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе «или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение». Это все относится к существенным условиям контракта.
Если рассматривать более детально, то существенными условиями контракта являются — это цена контракта, это срок действия контракта, срок выполнения обязательств, предмет контракта, либо наименование товаров, работ или услуг, количество поставляемого товара выполняемых работ или услуг, порядок срока оплаты, ответственность сторон и иные условия, которые имеют существенное значение в контексте заключенного контракта. То есть условия, без которых документ считается недействительным, а также, в отношении которых должно быть достигнуто соглашение. По сути, все эти условия являются существенными.
Теперь давайте с вами разберемся с вопросом, можно ли вносить изменения в существенные условия контракта по 44-ФЗ. По общему правилу изменения существенных условий контракта по 44–ФЗ недопустимо. Однако в ст. 95 44–ФЗ перечислены те случаи, в которых допускается изменение существенных условий контракта по соглашению сторон.
Что же это за случаи? Что можно изменить?
Изменить можно цену контракта по соглашению сторон, без изменения количества товара, объема работы или услуги, качество поставляемого товара, выполнение работы оказанной услуги и иных условий контракта.
Далее. Можно изменить цену контракта, если не более, чем на 10% изменяется количество товара, объема работы или услуги. Также можно вносить изменение в цену контракта, если изменились регулируемые тарифы, например, на поставку газа, света, воды или теплоснабжения.
Далее цену, количество товара, объем работы или услуги, сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты, т. е. уменьшили финансирование. Далее, цену контракта при изменении перечня услуг при лечении гражданина Российской Федерации за границей.
Далее, количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта предложенной участником и начальной максимальной ценой контракта, ценой лота, если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией или документацией об аукционе. И, наконец, можно вносить изменения в качество функциональной характеристики товара в сторону их улучшения.
Во всех этих случаях, если это предусмотрено проектом контракта, можно по соглашению сторон вносить изменения.
Но здесь нужно понимать, что нельзя вносить изменения в контракт на стадии его подписания. Такие изменения вносятся лишь на стадии его исполнения путем подписания сторонами дополнительного соглашения к контракту. То есть это нужно понимать.
Идем дальше.
Последний блок — это чем грозит нарушение существенных условий контракта по 44–ФЗ для заказчика и для поставщика.
Как для заказчика, так и для поставщика предусмотрены штрафные санкции, это штрафы и пени. Штрафы и пени для заказчиков и поставщиков у нас рассчитываются в соответствии с требованиями постановления правительства Российской Федерации за № 1042 от 30 августа 2017 года.
Я сейчас не буду подробно разбирать этот документ, можете зайти и внимательно с ним ознакомиться. Там перечислены штрафы, как для заказчиков, так и для поставщиков, а также их размеры и условия начисления.
Нарушения неоднократно существенных условий контракта может привести к расторжению контракта.
Для поставщика это может привести к более существенным последствиям, например, к включению информации об этом поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, и тем самым поставщик может лишиться возможностей участвовать в торгах на срок два года. Соответственно, это может очень сильно ударить по такому поставщику.
Также у нас предусмотрены административные штрафы для заказчиков, это ст. 7.32 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации ч. 4 и ч. 5.
В ч. 4 сказано, что изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения контракта не предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. рублей, а на юридических лиц в размере 200 тыс. рублей.
И, наконец, ч. 5 ст. 7.32 — это изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ и услуг, если возможность изменения условий не предусмотрены законодательством, и такое изменение привело к дополнительному расходованию денежных средств, либо к уменьшению количества поставленных товаров, объема выполненных работ или оказанных услуг.
Ведет оно к наложению административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджету от бюджетной системы Российской Федерации. Если вы вдруг решили ввести какие-то изменения, то соответственно, посмотрите, имеете ли вы право их вносить.
В противном случае можно попасть на проверку контролирующих органов и на наложение административных штрафов.
На этом у меня все, надеюсь, видео было для вас полезным.
Источник: https://goszakaz.tv/video/details/326
Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?
Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
Изменение условий на основании ГК РФ
Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.
Пример 1
30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст.
451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий.
При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.
Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта.
Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы.
Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).
Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ
Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.
- 1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):
- а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
- б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.
- Это самое распространенное основание для изменения контракта.
- Пример 1
Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч.
5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.
Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта.
Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст.
95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).
Пример 2
На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.
Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта.
Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.
Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.
Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.
Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).
С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.
2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.
Пример 3
В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.
Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.
По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).
3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.
Пример 4
В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам.
При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).
4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте
5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
Изменение на основании контракта
Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.
Пример 1
В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».
ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон.
Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.
2017 № 09АП-4661/2017).
Ответственность
Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):
- на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
- на юридических лиц — 200 000 рублей.
Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/92