Реестр недобросовестных поставщиков по 44-фз: основания включения, процедура, перечень сведений, правовые последствия

Госзаказ всегда вызывал повышенный интерес у хозяйствующих субъектов. Этому во многом способствовали многочисленные публикации о нем. В прежние годы госзаказ регламентировался Федеральным законом № 94. Однако на смену ему пришел 44-ФЗ.

Реестр недобросовестных поставщиков – одно из существенных дополнений, введенных в практику с принятием нового закона. Нормативная база была значительно усовершенствована для обеспечения повышенной защиты не только заказчиков, но и предприятий, участвующих в сделках, являющихся для них основным источником дохода.

Рассмотрим далее, как осуществляется внесение в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания включения, процедура, перечень сведений, правовые последствия

44-ФЗ

В законодательстве предусматривается возможность отследить ненадежных хозяйствующих субъектов. Для этого создается специальная информационная база.

Согласно 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков включает в себя данные о субъектах, участвовавших в закупках, победивших по их итогам, но уклонившихся от заключения контракта, отправленного им заказчиками.

Также в информационной базе присутствуют сведения о лицах, с которыми были расторгнуты соглашения в связи с нарушениями условий в одностороннем порядке либо по судебному постановлению.

Важный момент

По 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков содержит сведения не только о самих компаниях. В информационной базе присутствуют данные и об учредителях таких организаций. Кроме того, в нее заносятся сведения об иных субъектах, которые, как правило, указываются в справках о бенефициарах.

Законодательство устанавливает обязанность заказчиков направлять соответствующую информацию в ФАС. Субъекты должны помнить, что в случае непредставления необходимых сведений им грозит административная санкция. На сегодняшний день штраф составляет 15 тыс. р. – для служащих, 100 тыс. р.

– для организаций.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания включения, процедура, перечень сведений, правовые последствия

Задачи и функции информационной базы

Предусмотренный по 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков-предприятий, не исполнивших свои обязательства, способствует уменьшению рисков заказчиков по срыву закупки. Нарушители контрактных условий не допускаются к участию в тендерах.

В настоящее время в условиях закупки присутствует обязательный пункт. Субъектом, подающим заявку, предоставляется также справка из реестра недобросовестных поставщиков. 44-ФЗ устанавливает, что информация о предприятиях, не выполнивших обязательства, хранится 2 года.

Просматривать сведения весь этот период можно бесплатно. До окончания этого временного промежутка возможно исключение из реестра недобросовестных поставщиков. 44-ФЗ допускает удаление записи только в случае принятия уполномоченным госорганом соответствующего решения.

Оно должно отменить постановление, на основании которого сведения о хозяйствующем субъекте попали в информационную базу.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания включения, процедура, перечень сведений, правовые последствия

Особенности занесения данных

Включение информации в реестр осуществляется ФАС или территориальным исполнительным органом, реализующим контрольные функции в сфере закупок. Правительственным постановлением № 1062 были утверждены пояснения к порядку занесения данных в базу. В этом нормативном акте приводятся требования к методике и последовательности ведения реестра.

Срыв подписания контракта

Обстоятельства, по которым информация попадает в базу, самые разные. К примеру, проект контракта направляется заказчиком контрагенту после окончания срока подписания или бумажный вариант соглашения задержался в пути по вине почтовой службы. В таких ситуациях суд обычно принимает позицию второй стороны.

Во избежание проблем специалисты рекомендуют дублировать сканированную копию договора на электронную почту поставщика. Между тем, если задержка произошла по обстоятельствам, независящим от второй стороны (технический сбой, отсутствие интернет-соединения и пр.), то у участника есть все шансы доказать непреднамеренность своего поведения.

Для этого поставщику необходимо предъявить документы, подтверждающие форс-мажор. К примеру, это может быть чек о ремонте компьютера, справка от провайдера о сбоях и так далее. Следует понимать, что причина пропуска срока должна быть веской. На подписание контракта отводится не меньше 5-ти дней.

Поэтому, если поставщик ждал последнего момента, а потом произошел форс-мажор, то непреднамеренность доказать намного сложнее.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания включения, процедура, перечень сведений, правовые последствия

Непредоставление гарантии

Во многих контрактах присутствует обязательный пункт об обеспечительных мерах. Если поставщиком не была предоставлена гарантия банка или денежные средства в оговоренной сумме в срок, отведенный тендерными документами, то сведения о нем включаются в реестр.

С финансовым аспектом все более-менее понятно. Что касается банковской гарантии, то на практике возникают некоторые проблемы. Например, она может быть предоставлена, но заказчика не устроил ее текст. В этом случае вины поставщика нет. Это вполне можно доказать в суде.

Неисполнение условий контракта

Заказчики в таких ситуациях часто направляют заявления в суд.

Если решение по спору будет принято не в пользу поставщика, и оно вступит в действие, включения в реестр можно избежать при определенных условиях: если соглашение было нетиповым и в нем присутствовала третейская оговорка. Стоит сказать, что контракт будет расторгнут в любом случае. Однако оснований для внесения сведений в реестр не будет.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания включения, процедура, перечень сведений, правовые последствия

Односторонний отказ

Такой вариант расторжения контракта считается достаточно трудозатратным. Обусловлено это необходимостью доказывания в суде правомерности отказа. 95 статья, часть 12 Закона предписывает заказчику правильно оформлять процедуру одностороннего выхода из сделки.

Он должен направить поставщику свое решение. Рекомендуется это делать заказным письмом с извещением о вручении. Решение об одностороннем отказе можно исполнить только по истечении 10 дней.

Если поставщик за это время исправит нарушения, удовлетворит претензии, то заказчик отменяет свое постановление.

Выписка из реестр недобросовестных поставщиков

44-ФЗ устанавливает перечень сведений, к которым заинтересованные субъекты имеют свободный доступ. При желании они могут их распечатать. В информационную базу заносят следующие данные:

  1. Номер, дата включения в реестр.
  2. Название уполномоченной контрольной структуры, добавившей соответствующую запись.
  3. Официальное наименование организации (ФИО физлица) и ИНН поставщика и его учредителя.
  4. Реквизиты документа, отражающего результаты закупки (протокол), если субъект, победивший в тендере, не подписал контракт, уклонился от его оформления. Если соглашение было впоследствии расторгнуто, указывается также дата его заключения.
  5. Предмет контракта.
  6. Идентификатор закупки.
  7. Реквизиты документа, в соответствии с которым контракт был расторгнут. Также указываются причины прекращения сделки.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания включения, процедура, перечень сведений, правовые последствия

Нормативные предписания

Если участник, который выиграл тендер, уклонился и не заключил контракт, вследствие чего он был подписан с субъектом, занявшим второе место, заказчиком подготавливаются сведения для занесения их в реестр недобросовестных поставщиков (44-ФЗ). Срок для этого – 3 дня (рабочих). Сведения направляются в ФАС.

Если выигравший участник оказался единственным поставщиком, но уклонился от оформления соглашения, у заказчика есть на подготовку и отправку информации 5 дней. Исчисление периода начинается от даты, когда истекает период для оформления договора.

Если поставщик нарушил условия подписанного контракта, заказчику нужно отправить сведения в течение 10 дн.

Источник: https://www.syl.ru/article/303471/zakon—fz-reestr-nedobrosovestnyih-postavschikov-prichinyi-i-sledstviya-vneseniya-v-nego

Госзакупки: последствия попадания в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Как туда не попасть?

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания включения, процедура, перечень сведений, правовые последствия

«Поставщик императорского двора» – данный титул, ласкающий слух любого бизнесмена, когда-то получали купцы и предприниматели, предоставлявшие товары для царственных особ.

Звание было весьма престижным, ведь качество бренда, оцененное самим императором, не подлежало сомнению, как и безупречная репутация поставщика. Лучшей рекламы товаров и услуг для бизнесмена было не придумать.

Правда, чтобы добиться права поставлять товары, претенденту приходилось добрый десяток лет подтверждать высокое качество своей продукции, участвовать в промышленных выставках, не иметь нареканий от покупателей и т. п.

Современным аналогом данной вышеописанной процедуры можно считать госзакупки, в которых принимают участие все желающие при соблюдении соответствующих требований. Закупки – прибыльное дело, однако ему сопутствуют определенные риски.

К примеру, если компания или предприниматель попадут в реестр недобросовестных поставщиков, это может иметь весьма плачевные последствия для их бизнеса.

Как избежать подобной ситуации, рассказывает Валерий Овечкин, консультант, бизнес-тренер по госзакупкам.

– Валерий, что такое РНП в общих чертах?

В этот реестр попадают компании, которые не подписали или не выполнили государственный контракт (нарушили его условия). Иными словами, это опубликованный в свободном доступе черный список поставщиков.

Какие санкции влечет попадание в реестр недобросовестных поставщиков?

– Компании из этого списка в дальнейшем не смогут участвовать в государственных торгах на протяжении двух лет.

Кроме того, если вы являетесь учредителем ООО и ваш ИНН попал в РНП, то вы, будучи в статусе индивидуального предпринимателя или учредителя в других компаниях, также не сможете участвовать в торгах.

И соответственно в закупках не могут участвовать компании, учредителем которых вы являетесь.

Другие негативные последствия отсутствуют, но и эта санкция для многих компаний является роковой и буквально закрывает дорогу в бизнес, ведь в первую очередь наносится ущерб ее деловой репутации, а предприниматель не может, например, учредить новое общество для участия в госзакупках.

– Возможно ли не попасть в РНП, даже если имели место конкретные нарушения?

– Прежде всего нужно знать, что при внесении в РНП за неподписание или неисполнение контракта заказчики согласно части 12 статьи 95 ФЗ 44 должны придерживаться четко прописанных в законе правил и соблюдать определенные процедуры. Если хотя бы одно из этих правил нарушено, то ФАС, если вы ей на это укажете, решит, что вас не нужно вносить в реестр недобросовестных поставщиков.

Федеральная антимонопольная служба заинтересована в сохранении конкуренции, и компания имеет все шансы избегнуть черного списка, если имеются хоть сколько-нибудь обоснованные сомнения в ее виновности.

Второе, что следует учитывать, – это обстоятельства дела. Если речь идет об электронном аукционе и у вас на расчетном счете было обеспечение контракта, или была выпущена банковская гарантия, или вы намеревались подписать этот контракт, но не смогли этого сделать по не зависящим от вас причинам (не работала ЭЦП, отключился Интернет и т. п.), это тоже не является поводом для внесения в РНП.

Важно учитывать еще один момент. Внесение в РНП – процесс длительный, он занимает минимум 40 дней, и на протяжении этого периода вы можете участвовать в госзакупке.

Наконец, если речь идет об аукционе, запросе котировок или каком-то другом формате торгов по ФЗ 44, вы можете не подписывать контракт безо всяких санкций, если докажете, что со стороны заказчика имелись нарушения в техническом задании. Приведу примеры из личного опыта.

Компания выиграла тендер на снос дома, но часть работ по сносу уже была произведена с нарушением ТЗ, или поставщик победил в запросе котировок и не смог подписать контракт, потому что вовремя не получил проект контракта. В обоих случаях никаких наказаний со стороны ФАС не последовало.

Правило всего одно: если вы чувствуете, что заказчик в чем-то неправ, либо можете доказать, что не смогли подписать или исполнить контракт по каким-то не зависящим от вас причинам, уведомите об этом ФАС, когда вас пригласят на заседание.

В качестве крайней меры вы можете обратиться к специалистам, которые во время процедуры внесения в РНП в 80 % случаев помогут этого избежать. Стоимость такой услуги порядка 20–25 тыс.

рублей, что часто несравнимо с теми убытками, которые вы понесете в случае попадания в этот реестр.

  • Программа для поиска тендеров (регулярно) — AuSe scanner
  • Робот AuSe для выигрыша в тендерах и на аукционах.
  • Материал написана по документам из открытых источников.
Читайте также:  Судебная практика по нарушению авторских прав. оформление искового заявления о защите интеллектуальной собственности

Источник: https://ausee.ru/articles/reestr-nedobrosovestnyh-postavshikov

Обжалование включения в реестр недобросовестных поставщиков

   В настоящее время многие организации участвуют в различных конкурсах и аукционах на заключение государственного или муниципального контракта.

Иногда результатом такого участия может стать, например, внесение в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ (по ссылке подробнее, как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков).

Наш адвокат выстроит защиту в Вашем случае: профессионально и в срок.

Процедура внесения в реестр недобросовестных поставщиков

   Давайте будем разбираться. Сначала участник признается уклонившимся от заключения договора, основания для этого различные, потом рассматривается вопрос о внесении его в реестр недобросовестных поставщиков, а затем уже состояние в указанном списке.

  •    Что такое реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что является основанием для включения в этот список и как в него не попасть?
  •    Закон о контрактной системе указал, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
  • ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.
  •    И вот тут мы видим множество ситуаций, когда участнику закупки грозит попадание в этот грозный список. Давайте рассмотрим некоторые из них:
  1. внесению в реестр недобросовестных поставщиков по 44 ФЗ подлежат участники, признанные заказчиком, уклонившимися от заключения контракта, это победители определенной закупки, которые не предоставили требуемую информацию, или она недостоверна
  2. в предусмотренный законом срок не был направлен контракт со всеми необходимыми документами
  3. не исполнено требование об обеспечении (в том числе и в случаях отказа в принятии банковской гарантии)
  4. иные основания

   Также подлежат включению в реестр поставщики, контракт с которыми расторгнут по решению суда. В данном случае здесь речь идет о неисполнении или о ненадлежащем исполнении уже заключенного договора со стороны участника закупки, что повлекло за собой обращение заказчика в суд с иском о расторжении и последующее вынесение соответствующего решения.

   Теперь о ситуации об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий договора. Здесь опять речь идет о недобросовестном поведении поставщика, но заказчик вправе принять такое решение, только если условие об этом было предусмотрено в соглашении.

    После признания участника закупки, уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по решению суда, одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заказчик направляет все сведения в УФАС, которая проверяет предоставленные сведения и выносит решение о внесении или об отказе во внесении в реестр недобросовестных поставщиков.  Читайте как, провести расторжение государственного контракта правильно по ссылке.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео и узнаете как участвовать в тендерах правильно, задайте свой вопрос в комментариях ролика и получите бесплатный совет адвоката по госзакупкам уже сегодня

Последствия внесения в реестр недобросовестных поставщиков

   Если УФАС принял решение о внесении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков, чего ждать? Такая санкция, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, влечет за собой значительные неблагоприятные последствия экономического характера:

  1. ограничение участия в торгах, то есть при объявлении закупки, заказчик вправе установить требование об обязательности отсутствий сведений в указанном грозном списке, что чаще всего и происходит, и поэтому крайне негативным образом влияет на деятельность организации.
  2. сведения из реестра исключаются только по истечении двухгодичного срока.
  3. потеря предоставленного участником закупки обеспечения.
  4. единственным случаем решить вопрос — досрочное исключение из реестра недобросовестных поставщиков, является решение суда, признающее соответствующее решение антимонопольного органа, на основании которого такие сведения были внесены в указанный реестр, не соответствующим закону, то есть самостоятельно (без суда) выйти из реестра невозможно.

   Важно помнить, что на любой стадии участник торгов может и должен бороться с грозящими негативными последствиями от принимаемых решений, то есть представлять доказательства о добросовестном поведении участника при проведении торгов, заявлять ходатайства об истребовании доказательств, обжаловать любые решения, влекущие за собой негативные последствия для организации.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания включения, процедура, перечень сведений, правовые последствия

    Ключевым моментом является и то, что у участника закупки, в отношении которого антимонопольный орган принял решение об отказе во внесении в реестр недобросовестных поставщиков, появляется возможность вернуть предоставленное заказчику обеспечение. По общему правилу, победителю торгов, признанному уклонившимся от заключения контракта, обеспечение не возвращается.

Для возврата денежных средств необходимо отправить заказчику претензию с требованием о возврате, в случае получения отказа, обращаться в суд за их взысканием. В таком споре очень важно доказать отсутствие намерения у участника закупки не совершать сделку. Как выйти из реестра недобросовестных поставщиков? Все просто.

Туда можно пи не попасть, если обратитесь к нам за профессиональной помощью в срок.

   В качестве вывода скажу, что на каждом этапе, любая из сторон должна активно и своевременно отстаивать свою позицию, обосновывая ее соответствующими доказательствами, представлять контраргументы оппонентам, защищая себя всеми доступными средствами.

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/obzhalovanie-vklyucheniya-v-reestr-nedobrosovestnyh-postavshhikov/

О расширении перечня оснований включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков

26 июня 2018 г. Государственным Советом Республики Татарстан внесен на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона № 496774-7 «О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»».

  • Законопроектом предусматривается расширение оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в рамках Федерального закона № 223-ФЗ.
  • Статьей 5 Федерального закона № 223-ФЗ предусмотрено включение в РНП сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
  • Законопроектом предлагается включить в данный перечень случай одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в процессе реализации закупочной деятельности существенной проблемой для заказчиков является участие в конкурсных процедурах недобросовестных поставщиков, товары и услуги которых при сравнительно низких ценах не отвечают требованиям по качеству.

Недостатки соответствующих товаров и услуг выявляются позже при исполнении договора сторонами.

Те компании, которые снизили стоимость в ноль, как правило, не заинтересованы в качестве поставляемой продукции, что впоследствии влечет для заказчика инициирование расторжения договора в виду невыполнения его условий.

Также отмечается, что принятие законопроекта сформирует единый подход для включения сведений в РНП и будет способствовать формированию ответственного отношения участников закупочных процедур к надлежащему исполнению договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-Ф3.

Законопроектом также предусматривается внесение изменений, предполагающих возможность обжалования в судебном порядке поставщиками (подрядчиками, исполнителями) включения сведений о них в РНП в связи с расторжением договора в одностороннем порядке заказчиком, а также обязанность заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федерального закона № 44-ФЗ в связи с неразмещением в установленный срок положения о закупке или решения о присоединении к положению закупке, направлять в ФАС России сведения о таких поставщиках.

Источник: https://www.Roseltorg.ru/about/news/o-rassirenii-perecna

Обзор судебной практики рассмотрения дел, связанных с включением хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков

(С изменениями, утвержденными Постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.10.2018 № 19)

Включение информации о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о хозяйствующих субъектах определены статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-Ф «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

К их числу относятся: уклонение победителя от заключения контракта, уклонение от заключения контракта на основании пунктов 24, 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе единственного участника закупки, расторжение контракта по решению суда, расторжение контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта. Приведенный перечень оснований является исчерпывающим.

            При наличии одного или нескольких из указанных оснований заказчик, в силу положений частей 4, 5, 6 статьи 104 Закона о контрактной системе и в установленные этими же нормами сроки, обязан направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России, ее территориальные органы, далее – антимонопольный орган), информацию об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) и необходимые документы.

            Процедура рассмотрения антимонопольным органом вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков и принятия соответствующего решения регламентирована Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Правила ведения реестра).

            Таким образом, в хозяйственной жизни возникает необходимость защиты заказчиков от недобросовестного поведения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а последних – от необоснованного включения в указанный реестр, влекущего существенные правовые последствия.

            В связи с этим Арбитражным судом Дальневосточного округа нередко рассматриваются кассационные жалобы по делам об оспаривании решений антимонопольных органов, принятых по результатам рассмотрения поступившей от заказчиков информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) относительно необходимости их включения в реестр недобросовестных поставщиков.

            1. При разрешении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о хозяйствующем субъекте в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений исполнителем (поставщиком, подрядчиком) условий контракта, антимонопольный орган должен оценить добросовестность поведения неисполнившего контракт лица.

Читайте также:  Отказ работодателя в заключении трудового договора: законные и необоснованные причины

            Заказчик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества, выступившего подрядчиком по контракту. Указанное решение мотивировано тем, что заказчиком не было представлено доказательств недобросовестного поведения подрядчика и совершения последним умышленных действий, нарушающих Закон о контрактной системе.

            Суды трех инстанций, признавая незаконным оспариваемое решение антимонопольного органа и обязывая его повторно рассмотреть заявление заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества, правомерно руководствовались положениями статьи 104 Закона о контрактной системе и пунктами 10, 11, 12 Правил ведения реестра. При этом суды исходили из того, что антимонопольный орган, получив от заказчика сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта из-за существенных нарушений подрядчиком условий контракта, должен не только разрешить вопрос о наличии формальных оснований для включения такого лица в реестр недобросовестных поставщиков, но и установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для подобного рода поведения со стороны подрядчика.

            Антимонопольному органу, рассматривающему вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, недостаточно лишь констатировать факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий подрядчиком; необходимо дать оценку поведения подрядчика на предмет его недобросовестности, определив вину в неисполнении контракта.

            Постановление от 17.10.2017 № Ф033872/2017 по делу № А51-6319/2017 Арбитражного суда Приморского края

2.

Представление заказчиком в порядке части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе копии резолютивной части решения арбитражного суда о расторжении контракта по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, не является препятствием для проведения антимонопольным органом в установленном порядке проверки наличия и достоверности фактов, являющихся основанием для включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

            Заключенный между заказчиком и обществом муниципальный контракт был расторгнут в судебном порядке на основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с существенным нарушением обществом условий контракта.

Дело рассмотрено арбитражным судом по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в порядке упрощенного производства; мотивированное решение по делу судом не составлялось, соответствующие ходатайства ни заказчик, ни общество не подавали.

  •             В порядке статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик направил в антимонопольный орган информацию об обществе, с которым контракт расторгнут по решению суда, приложив, в том числе, копию резолютивной части названного решения арбитражного суда.
  •             Антимонопольный орган возвратил заказчику все представленные им документы и сведения применительно к пункту 10 Правил ведения реестра ввиду непредставления копии мотивированного решения арбитражного суда о расторжении контракта.
  •             Считая решение антимонопольного органа о возврате документов незаконным, заказчик обратился с заявлением в арбитражный суд, который, исходя из особенностей принятия судебного акта при рассмотрении арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства, требование удовлетворил, признав спорное решение антимонопольного органа незаконным.

            Как указали суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, часть 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, пункт 8 Правил ведения реестра содержат перечень информации и документов, подлежащих направлению заказчиком в антимонопольный орган в случае расторжения контракта по решению суда. К числу этих документов относится копия решения суда о расторжении контракта.

  1.             Возврат направленных документов согласно пункту 10 Правил ведения реестра производится антимонопольным органом лишь в случае представления заказчиком неполной информации и документов с обязательным указанием причин возврата.
  2.             Антимонопольный орган, возвращая заказчику все полученные от него документы, исходил из необходимости обязательного представления заказчиком мотивированного решения арбитражного суда по делу о расторжении муниципального контракта; данное решение, по мнению антимонопольного органа, необходимо для надлежащего подтверждения факта существенного нарушения обществом условий муниципального контракта.
  3.             Суды трех инстанций, признавая решение антимонопольного органа о возврате документов незаконным, исходили из того, что судебный акт по делу о расторжении муниципального контракта, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в соответствии с требованиями статьи 229 АПК РФ выполнен в форме резолютивной части и не требует обязательного наличия мотивировочной части.

            Заказчик в соответствии с требованиями части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе представил в антимонопольный орган информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также копию резолютивной части решения арбитражного суда, вступившего в законную силу, по делу о расторжении контракта, рассмотренному в порядке упрощенного производства. С учетом этого суды, исходя из наличия лишь права заявить арбитражному суду о необходимости составления мотивированного решения, пришли к выводу об отсутствии у антимонопольного органа оснований для возврата представленных заказчиком документов применительно к пункту 10 Правил ведения реестра.

            Как указано в судебных актах, представление резолютивной части решения арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, при том, что составление мотивированного решения необязательно, само по себе не препятствует антимонопольному органу в порядке части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе проверить наличие и достоверность фактов, являющихся основанием для включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

            Постановление от 21.08.2017 № Ф03-3188/2017 по делу № А04-842/2017 Арбитражного суда Амурской области

3. Отсутствие вины общества в неисполнении контракта и намерения уклониться от его выполнения влечет отказ во включении информации о таком обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

            Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Названное решение мотивировано тем, что общество по истечении срока действия контракта не приступило к его исполнению, в связи с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            Суд первой инстанции, выводы которого поддержали суды апелляционной и кассационной инстанций, признал решение антимонопольного органа незаконным.

            Как установили суды, вина общества в неисполнении контракта, равно как и намерение уклониться от исполнения контракта, отсутствовали.

Нарушение сроков исполнения обязательств со стороны общества обусловлено потребностью замены материалов, необходимых для выполнения предусмотренных контрактом работ по установке ограждения вокруг здания школы.

При этом заказчик, заблаговременно проинформированный о задержке поставки товара со стороны третьего лица, дал свое согласие на смену производителя и заключил с обществом дополнительное соглашение, которым в контракт были внесены соответствующие изменения.

            Суды указали, что по смыслу положений статьи 104 Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения его условий, которое предполагает умышленное недобросовестное поведение. В данном случае соответствующее основание не подтверждено.

            Постановление от 19.09.2017 № Ф03-3405/2017 по делу № А37-2801/2016 Арбитражного суда Магаданской области

(Окончание в № 5.2019)

ИГОРЬ ШИРЯЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДЕБНОГО СОСТАВА АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Источник: https://www.consultant-dv.ru/periodika/gazeta-vernoe-reshenie/vypusk-04-22-04-19/obzor-sudebnoy-praktiki-rassmotreniya-del-svyazannykh-s-vklyucheniem-khozyaystvuyushchikh-subektov-v/

Какая информация включается в реестр?

  • Понятие Реестра недобросовестных поставщиков, его правовое регулирование
  • Основания для включения в РНП
  • Сведения о поставщиках, содержащиеся в РНП
  • Заявление о включении и список документов для включения в РНП. Порядок и сроки внесения информации в РНП
  • Исключение из РНП

Понятие Реестра недобросовестных поставщиков, его правовое регулирование 

Ведение Реестра недобросовестных поставщиков (далее — РНП) является эффективной мерой осуществления контроля в сфере госзакупок.

Он содержит список контрагентов, которые исполняли обязательства по контрактам неудовлетворительно либо не исполняли их вообще.

Органом, уполномоченным на включение в реестр недобросовестных поставщиков субъектов, является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

  1. Фактически реестра ведется 2. Это обусловлено существованием двух видов закупок, предусмотренных действующим законодательством, по правилам:
  2. Реестры ведутся в электронном виде, на сайте, доступ к которому не ограничен, а информация предоставляется в любое время любому лицу.
  3. РНП выполняет 2 важные функции:
  • предупреждающую, т. е. благодаря наличию реестра заказчики не вступают во взаимоотношения с заведомо ненадежными исполнителями;
  • контролирующую, которая выражается в том, что субъекты рынка стремятся должным образом исполнять свои обязательства, не желая занесения в РНП. 

Основания для включения в РНП 

Нормой ст. 104 закона № 44-ФЗ строго ограничивается круг оснований для внесения субъектов в РНП. К действиям, которые могут привести к неблагоприятным последствиям в виде включения в реестр, относятся:

  • уклонение от заключения контракта;
  • расторжение контракта в соответствии с судебным решением по причине несоблюдения исполнителем существенных условий контракта;
  • отказ заказчика от контракта в одностороннем порядке также вследствие нарушения поставщиком существенных условий договора. 

Примечательно, что нежелания заключать контракт и одностороннего отказа заказчика как таковых недостаточно для занесения поставщиков в РНП. ФАС во всех случаях предварительно обязана установить факт наличия недобросовестного поведения контрагента.

При наличии судебного решения о расторжении контракта по причине нарушения существенных условий договора исполнителем ФАС обязана внести информацию о поставщике в РНП, не рассматривая вопрос о недобросовестности его действий (п. 24 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3, утв. Президиумом ВС РФ 19.10.2016).

Источник: https://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/kakaya_informaciya_vklyuchaetsya_v_reestr_nedobrosovestnyh_postavshchikov/

Попадание в список РНП — Правовед.RU

204 юриста сейчас на сайте

Добрый день! Я, в качестве индивидуального предпринимателя, выиграл аукцион на поставку товара по 44 ФЗ.

У заказчика некорректно указано количество товара, которое я должен поставить, вместо комплекта указаны шт. В следствие этого, цена контракта окупает около 60-70% количества поставляемого товара, тем самым экономически нецелесообразно подписывать договор по данной цене.

17.09.2018г. — последний возможный день подписания контракта на электронной площадке.

В принципе, его я подписывать смысла не вижу, так-как заказчик даже обсуждать не стал возможность расторжения договора по обоюдному согласию и перезаключения в силу невозможности выполнения своих обязательств по данной цене.

С внесением в РНП я смирился, конечно, попробую в ФАС отстоять, но суть не в этом. Есть пару вопросов о последствиях внесения меня, как ИП, в РНП.

1) Будут ли на меня наложены какие-либо штрафы , пени ?

2) Будут какие-либо последствия или ограничения для действующих договоров, заключённых по 44 ФЗ?

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (3)

Здравствуйте Алексей! 

В соответствии с действующим законодательством:

Неблагоприятные последствия для включенного в РНП хозяйствующего субъекта

По существу внесение сведений в отношении общества в реестр является специальной мерой административной ответственности (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 09АП-1360/2016 по делу № А40-157001/15).

Исходя из того что РНП предназначен для защиты государственных (муниципальных) заказчиков, документация подавляющего числа (если не всех) закупок содержит требования о том, чтобы участник закупки не был включен в РНП (такое право заказчикам предоставлено ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Как следствие, если бизнес создавался и организовывался с расчетом на участие в закупках, это будет фактически означать его конец.

Читайте также:  Как подать в суд на управляющую компанию: образцы искового заявления и претензии в адрес жкх

Именно поэтому важно знать, когда нарушение не будет являться нарушением с точки зрения добросовестности или же когда были допущены существенные нарушения процедуры внесения таких сведений, что позволит признать включение хозяйствующего субъекта в РНП незаконным. 

Как и когда сведения о поставщике исключаются из РНП? Сведения, содержащиеся в РНП, автоматически исключаются из него по истечении двух лет со дня их внесения (ч. 5 ст. 5 Закона № 223-ФЗ, ч. 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, сведения будут исключены из РНП, если решение антимонопольного органа будет успешно обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, если вариант с ожиданием истечения двух лет хозяйствующему субъекту не подходит (обычно так и есть), в арсенале имеется несколько способов решения возникшей проблемы: 1) участие в рассмотрении дела в антимонопольном органе, предъявление доказательств и возражений с целью недопущения включения сведений в реестр; 2) если заказчик обратился с суд с требованием о расторжении контракта, то свои интересы, чтобы не допустить в дальнейшем внесения в РНП, хозяйствующему субъекту нужно отстаивать уже на этом этапе в качестве ответчика по делу; 3) обжалование в суде решения антимонопольного органа о включении сведений в РНП. Если внесение сведений состоялось в силу расторжения контракта в судебном порядке, то даже успешное обжалование решения суда не приведет к исключению записи из РНП (закон такого основания просто не предусматривает). Следовательно, решение антимонопольного органа следует обжаловать в каждом случае. Например, если уже после включения компании в РНП суд признает необоснованным односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, для антимонопольного органа это еще не повод исключить сведения из РНП. К сожалению, правило о вновь открывшихся обстоятельствах здесь не действует, и сама комиссия свое решение не пересмотрит. Поэтому дорога за справедливостью только одна — в суд (см., например, постановление АС Московского округа от 13.09.2016 № Ф05-12079/2016 по делу № А40-54209/2015). Важно помнить, что решение антимонопольного органа обжалуется по правилам публичного производства, то есть в течение трехмесячного срока (ст. 219 КАС РФ). При наличии уважительных причин этот срок может быть восстановлен судом. 

Источник: https://www.eg-online.ru/artic…

Вместе с тем, как альтарнативный вариант выхода из сложившихся обстоятельств, Вы имеете право подписать контракт с заказчиком с протоколом разногласий

Здравствуйте, Алексей.

1) Будут ли на меня наложены какие-либо штрафы, пени ?

Алексей

Вы потеряете обеспечение заявки. Кроме того, заказчик будет вправе взыскать с Вас убытки в части не покрытой обеспечением заявки.

14. В случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.2) Будут какие-либо последствия или ограничения для действующих договоров, заключённых по 44 ФЗ?

Алексей

Для уже заключенных договоров последствий не будет. 

Алексей доброго дня, по вашим Вопросам могу пояснить следующее: 

1. Относительно пеней и штрафов, заказчик может получить удовлетворение из денежного депозита внесенного Вами в качестве обеспечения заявки, в порядке ст. 44, 44-ФЗ 

п. 13: 

 Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях: 1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;

Это и внесение в РНП и будет являться Ваше мерой ответственности. 

Так же хочу отметить, что солансо ст. 54 44-ФЗ: 

При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

Но тут сложно сказать что-то конкретное, будет иск, тогда уже можно будет думать над позицией защиты относительно убытков. 

2. Нет, последствий не будет, здесь хочу отослать к позиции ФАС изложенной в  ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15, где говорится следующее: 

Вместе с тем, Законом о контрактной системе и Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено такое основание для расторжения государственного (муниципального) контракта, как включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков в период действия контракта.

Таким образом, по мнению ФАС России, включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным государственным (муниципальным) контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика.

Источник: https://pravoved.ru/question/2107317/

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: основания и порядок действий для внесения, правовые последствия включения в РНП 2020

Процедура включения недобросовестных участников закупки в специальный реестр подробно описана в постановлении Правительства РФ № 1062 от 25.11.13 года. Ответственность за формирование единой базы возложена на ФАС России. Должностные лица антимонопольной службы принимают сообщения заказчиков обо всех нарушениях, проводят разбирательства и выносят соответствующие решения.

Последствия внесения записи в реестр

С 2016 года доступ к единой информационной системе стал открытым.Каталог недобросовестных поставщиков является ее неотъемлемой частью. Данные, содержащиеся в ЕИС, доступны неопределенному кругу лиц. Включение в базу сведений о компании или предпринимателе влечет самые неблагоприятные последствия:

  • удар по деловой репутации;
  • закрытие доступа к муниципальным и государственным контрактам;
  • распространение ограничений на руководителей организации, ее учредителей.

Срок действия записи ограничен. Информация остается в реестре в течение 2 лет.

Внимание! Внесение юридического лица в РНП является серьезной проблемой. Собственники не смогут создать новую организацию и обойти запрет. Статьей 31 закона 44-ФЗ предусмотрен механизм защиты от подобных схем.

Порядок ведения РНП

Перечень лиц, в отношении которых применяется мера, приведен в статье 104 закона 44-ФЗ. Юристы выделили две большие группы:

Характеристика

В числе причин одностороннего отказа называют грубые и неоднократные нарушения условий соглашения. Если участник закупки не выполняет принятых обязательств, отношения разрывают, а заказ передают другому исполнителю. Основанием становится статья 450 ГК РФ.

Условием правомерности действий заказчика является соблюдение претензионного порядка. Пренебрежение правилом становится формальным поводом для оспаривания записи в реестре.

Большое значение в оценке поведения имеет формальная сторона. О факте намеренного затягивания процедуры свидетельствуют следующие обстоятельства:

  • договор не подписан;
  • не предоставлено надлежащее обеспечение;
  • отсутствуют документы от потенциального исполнителя заказа;
  • сведения о победителе признаны недостоверными;
  • нет обоснования цены.

Анализ поведения участника закупки проводят по истечении срока, отведенного на заключение контракта. В течение 3 дней заказчик направляет сообщение о нарушении. Исключение составляют сделки с единственным поставщиком. В этом случае на извещение ФАС РФ отводится 5 суток.

Внимание! Отказ от подписания соглашения будет признан обоснованным, если заказчик направил проект, отличающийся от договора, опубликованного в ЕИС. Победитель торгов не обязан соглашаться с увеличением размера гарантий.

Препятствия технического характера также не являются основанием для включения лица в РНП. Согласно пункту 7 разъяснений ФАС РФ от 26.10.07г., участник вправе подписать договор в процессе рассмотрения дела.

В этом случае сделку признают заключенной, а угроза внесения записи будет устранена.

Какие сведения должен содержать РНП?

Отражению в реестре подлежит строго определенная информация. Статья 104 четко очерчивает требования к записи. В ней должны присутствовать следующие данные:

  • фирменное название компании, либо ФИО предпринимателя;
  • адрес регистрации и ИНН;
  • перечень учредителей;
  • предмет, цена и срок контракта;
  • дата проведения закупочной процедуры, ее идентификационный код;
  • день внесения записи в реестр;
  • основание расторжения сделки, дата ее подписания;
  • день признания закупки несостоявшейся.

ФАС РФ не может корректировать этот перечень. При составлении документов все сведения вносят в сжатой форме. Информация тщательно проверяется. Основой выступает сообщение заказчика и материалы дела.

Вся процедура занимает не более 10 дней и предполагает активное участие каждой из сторон. Лицо, в отношении которого выдвинуто обвинение в недобросовестности, вправе направить возражения, лично явиться на разбирательство.

В завершение отметим, что уведомление антимонопольной службы о нарушениях, допущенных участником закупки, является обязанностью, а не правом заказчика. Пренебрежение предписаниями закона 44-ФЗ грозит внушительным административным штрафом (статья 19.7.2-1 КоАП РФ).

Когда нельзя включать в реестр недобросовестных поставщиков? Избавляемся от «черной метки»

Для субъектов, участвующих в закупочных процедурах, а особенно для тех из них, чья работа изначально была «заточена» на участие в государственных (муниципальных) закупках, весьма актуальным является вопрос, в каких случаях можно избежать «черной метки» антимонопольного органа — включения компании в реестр недобросовестных поставщиков.

Риски попасть в этот реестр велики, а расплатой за допущенные нарушения может стать угроза гибели предприятия из-за невозможности получать публичные контракты и контракты госкомпаний или по крайней мере — несение значительных убытков.

Однако в определенных случаях, когда нарушения со стороны поставщика есть, но отсутствует ключевой признак – недобросовестность, включения в этот реестр можно избежать. Подробнее — в материале.

Источник: https://choice4you.ru/drugoe/reestr-nedobrosovestnyh-postavshhikov-po-223-fz-osnovanija-i-porjadok-dejstvij-dlja-vnesenija-pravovye-posledstvija-vkljuchenija-v-rnp.html

Ссылка на основную публикацию