Отдел закупок – одно из важнейших подразделений множества предприятий, особенно если речь идет об организациях, принимающих участие в коммерческих и государственных тендерах. О том, что собой представляет отдел закупок в таких компаниях, и чем он занимается, сегодня и пойдет речь.
Чем занимается отдел закупок?
Функции и задачи
В случаях, когда речь идет об участниках коммерческих и государственных торгов, отдел закупок зачастую называют тендерным отделом.
Основными задачами отдела закупок заключаются в:
- обеспечении участия организации в торгах;
- участии в формировании и поддержании имиджа организации;
- привлечении новых клиентов и контрактом через систему тендеров.
Для обеспечения наиболее эффективной деятельности в данном направлении в подавляющем большинстве случаев требуется создание специального отдела с квалифицированным персоналом, замотивированным на выполнение поставленных задач.
Основные функции тендерных отделов представляют собой:
- подготовку необходимой документации и оформление электронной подписи;
- аккредитацию и переаккредитацию на федеральных или коммерческих ЭТП;
- настройку необходимого ПО для участия в аукционах;
- поиск необходимой информации о проводимых тендерах согласно специфике учреждения;
- изучение и анализ документов, технического задания;
- мониторинг итогов предыдущих торгов;
- анализ конкурентной среды;
- согласование ключевых моментов участия в закупке с вышестоящим руководством;
- подготовку документации, заполнение форм и подачу заявок;
- изучение законодательства в рамках проведения торгов;
- получение необходимых выписок и справок, их нотариальное заверение;
- взаимодействие с поставщиками (если компания является посредником);
- взаимодействие с финансовыми организациями на предмет получения тендерных займов и банковских гарантий;
- непосредственное участие в закупках;
- подготовка запросов на разъяснение документации;
- взаимодействие с организаторами закупок;
- отслеживание корректировок в извещениях о проводимых торгах;
- отслеживание результатов закупок;
- составление необходимых исков и жалоб для защиты интересов компании;
- заключение контрактов.
Структура
Структура тендерного отдела зависит, как правило, от масштабов компании и объемов работы, однако наиболее часто встречается следующая структура отдела закупок:
- руководитель отдела — связующее звено между отделом закупок и другими отделами организации, контролирует работу всего отдела;
- специалист по мониторингу и аналитике — занимается поиском информации и анализом завершенных торгов;
- специалист по торгам — занимается аккредитацией, настройкой рабочего места и подготовкой заявок, непосредственно участвует в торгах;
- юрист — отвечает за юридическую сторону оформления документации, представляет интересы организации в суде и контролирующих органах;
- курьер — занимается доставкой документов на бумажном носителе по адресу организатора торгов.
Какие KPI у отдела закупок?
В силу специфики работы показателями KPI у отдела закупок являются не только количественные (экономические), но и качественные параметры. Качественными параметрами в данном случае являются такие показатели деловой активности отдела, как:
- своевременность всех расчетов;
- своевременность выполнения поставленных задач;
- мониторинг и анализ цен конкурентов;
- качественное пополнение складских запасов.
При этом наиболее популярными системами оплаты являются:
- фиксированная оплата (оклад);
- оплата за результат:
- оклад + процент от суммы выигранных тендеров;
- оклад + фиксированная плата за выполнение плана;
- процент от суммы выигранных торгов;
- фиксированная плата за каждую допущенную заявку.
Оплата за результат мотивирует работников тендерного отдела добиваться поставленных задач, а именно – заключать новые контракты и привлекать новых клиентов. В случае с фиксированной оплатой мотивация практически отсутствует.
Положение об отделе закупок по 44-ФЗ: образец
Ознакомиться с примерами положения об отделе закупок в рамках 44-ФЗ можно по ссылке https://yadi.sk/i/GpJboAT93KxGTR или https://yadi.sk/i/zay1OwLh3KxGUB.
Руководитель отдела закупок и его обязанности
Руководитель отдела закупок представляет собой своеобразное связующее звено между собственным отделом и другими подразделениями компании. Основными обязанностями руководителя является координация и контроль работы сотрудников, а также согласование финансовых и технических вопросов участия в торгах с высшим руководством.
Полный список обязанностей руководителя тендерного отдела гораздо шире и включает в себя, как правило:
- мониторинг объявлений о закупках;
- согласование участия в торгах с вышестоящим руководством;
- анализ участия в торгах конкурентов;
- участие в составлении запросов на дачу разъяснений положений документации;
- планирование деятельности сотрудников отдела;
- контроль подготовки предложений по тендерам и графиков выполнения работ;
- определение сроков предоставления документации специалистами организации в тендерный отдел;
- контроль подготовки комплектов документов на тендеры;
- участие в заполнении форм документации согласно закупочной документации;
- подготовка пакетов документов по особенно важным торгам;
- контроль отправки документации на тендеры;
- составление отчетной документации;
- информирование юридического отдела о необходимости предоставления финансового обеспечения и о сроках предоставления подтверждающих документов;
- предоставление необходимых сведений в бухгалтерию;
- отслеживание изменений в законодательстве в рамках проведения торгов;
- руководство деятельностью подчиненных;
- предоставление предложений о поощрении или депремировании сотрудников отдела;
- содействие повышению квалификации сотрудников отдела.
Должностная инструкция
Скачать должностную инструкцию руководителя отдела закупок можно здесь: https://yadi.sk/i/biE8pg1m3KxGZ4.
Сколько зарабатывает: зарплата
На заработную плату руководителя тендерного отдела влияет множество факторов, в том числе его опыт работы, квалификация, а также масштабы компании.
Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев заработная плата руководителя отдела закупок начинается от 45 тысяч рублей. При этом некоторые организации предлагают своим сотрудникам и более выгодные условия с окладом в 90-120 тысяч рублей в месяц.
Чем занимается специалист тендерного отдела
Обязанности
Обязанности специалиста тендерного отдела могут быть возложены как на одного сотрудника, так и разделены между несколькими – в зависимости от объема работ и масштабов фирмы. Основные обязанности тендерного специалиста заключаются в:
- участии в проведении мониторинга объявлений о закупках;
- подготовке комплекта документов согласно установленным требованиям;
- оформлении предложений;
- получении финансовых данных и отчетности в бухгалтерии;
- получении справок и необходимых документов в госструктукрах;
- заполнении форм документов по поручению руководителя;
- формировании пакета документов, входящего в тендерную заявку;
- организации отправки документов на тендеры;
- контроле получения отправленной документации Заказчиком;
- выполнении курьерской функции в случае возникновения необходимости;
- структуризации сведений о торгах на бумажных и электронных носителях;
- подготовке ответов на письма и запросы в рамках собственной компетенции;
- выполнении поручений руководителя в сфере своей компетенции.
Должностная инструкция менеджера отдела закупок
Для того чтобы скачать пример должностной инструкции тендерного специалиста, необходимо перейти по ссылке https://yadi.sk/i/sWtD0ctg3KxGj7.
Сколько зарабатывает: зарплата
В подавляющем большинстве случаев заработная плата специалиста тендерного отдела является сдельной: сотрудник получает фиксированный оклад и вознаграждение по итогам проведенной работы. Именно поэтому оплата труда тендерных специалистов из разных компаний может сильно отличаться.
На просторах сети можно встретить предложения о заработной плате как в 20, так и в 100 тысяч рублей – зависит от размеров компании, объема работ, а также квалификации и опыта работы сотрудника. На практике профессиональные сотрудники тендерного отдела получают около 60-80 тысяч рублей.
Как определить, нужен ли компании тендерный отдел?
Основным признаком необходимости создания тендерного отдела является намерение компании участвовать в тендерах на постоянной основе. При этом создавать сразу большой отдел – серьезная ошибка, ведь если компания не планирует делать участие в закупках основным источником доходов, то одного-двух специалистов будет более чем достаточно.
В некоторых случаях целесообразно даже не создавать собственный отдел, а передать данную часть работ аутсорсинговой компании.
В таком случае организация может неплохо сэкономить на создании и обустройстве новых рабочих мест, регулярной выплате заработной платы и налогов.
Поручать при этом работу с тендерами непрофессиональным сотрудникам (бухгалтеру, юристу или секретарю) в качестве дополнительной нагрузки не стоит – в таком случае работа будет выполняться совершенно неэффективно и желаемого результата не принесет.
Однако если масштабы организации и планы руководящего состава подразумевают серьезные объемы работы и систематическое заключение контрактов с помощью тендеров, то потребуется создание полноценного отдела, в обязанности которого будет входить полное ведение закупки – от поиска торгов до заключения контракта. Кроме этого, тендерный отдел должен будет тесно взаимодействовать и с другими подразделениями организации, поэтому подбирать персонал следует особенно тщательно.
Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/otdel-zakupok.html
Возложение обязанностей контрактного управляющего по 223 фз
Полное разъяснение по теме: «возложение обязанностей контрактного управляющего по 223 фз» от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.
Контрактный управляющий по 44-ФЗ: функции, обязанности, ответственность, профстандарт образец должностной инструкции
Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. 5. по 44-ФЗ: должностная инструкция
У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего: Вариант №1 — Принять на должность нового сотрудника с заключением трудового договора.
управляющему, работникам контрактной службы о высшем образовании либо дополнительном образовании в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ. Есть вопрос к юристу?
Добрый день, Александр.
223-ФЗ: вы обучаете своих специалистов по вашему желанию и в соответствии с внутренними документами вашего учреждения: должностными инструкциями, Положением о закупке и т.п.
- Отвечает Галина Халтурина, эксперт
- Обязанности и полномочия, возлагаемые на, перечислены в статье 38 Закона 44-ФЗ.
- Контактный несет ответственность за вверенные ему материальные и информационные активы, соответствие своих действий интересам организации. Правила оформления должностной инструкции
- Должностная инструкция составляется работодателем в соответствии с действующим законодательством и подписывается сотрудником при его назначении.
- Предусматривает ли Закон № 223-ФЗ должность?
- Предусматривает ли Закон № 223-ФЗ должность?
Вместе с тем, профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок», утвержденный приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, распространяет своё действие, в том числе, и на заказчиков по Закону № 223-ФЗ.
Кроме того, с 1 января 2018 г.
унитарное предприятие должно будет руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ.
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
Источник: https://ugmk-insur.ru/vozlozhenie-obyazannostej-kontraktnogo-upravlyayushhego-po-223-fz/
Структурная схема разделения обязанностей между сотрудниками, включенными в закупочную деятельность
Отдел регламентированных закупок
10.11.2014 11:02
Введен регламент взаимодействия участников закупочного процесса АлтГТУ (Приказ №Д-345).
Регламент взаимодействия участников закупочного процесса АлтГТУ
Регламент устанавливает порядок взаимодействия подразделений АлтГТУ, участвующих в закупочной деятельности в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013г.
N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями) и Федерального закона от 18 июля 2011 г.
N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями).
- Участниками закупочного процесса являются:
- 1) Инициатор закупки — структурное подразделение или должностное лицо, заинтересованное в проведении данной закупки в силу того, что данная закупка призвана обеспечить выполнение его должностных обязанностей.
- 2) Руководитель контрактной службы — должностное лицо, назначенное в установленном порядке и обеспечивающее на профессиональной основе выбор лучшего поставщика (подрядчика, исполнителя) и соблюдение университетом требований действующего законодательства при проведении закупок.
3) Отдел регламентированных закупок — структурное подразделение, основной должностной функцией которого является проведение процедур закупок, предусмотренных законодательством РФ и включающее такие этапы как оценку закупки, возможности её проведения, эффективности проведённой закупки и результативности договорных отношений с контрагентом, выбранным по результатам закупки, и т.д.
4) Планово-финансовое управление — структурное подразделение, отвечающее за оценку возможности закупки (наличие финансовых средств у инициатора закупки, определение источника финансирования, составление плана закупок и контроль за его реализацией, и т.д.).
- 5) Юридический отдел — структурное подразделение, осуществляющее проверку условий контракта (договора) на соответствие требованиям действующего законодательства.
- 6) Управление бухгалтерского учета — структурное подразделение, уполномоченное на оплату денежных обязательств по заключенным контрактам (договорам).
- 7) Отдел материально-технического снабжения — структурное подразделение, уполномоченное на заключение контрактов (договоров) от имени АлтГТУ, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
- Полномочия между участниками, осуществляющими закупочную деятельность, распределены следующим образом:
1. Инициатор закупки анализирует собственную деятельность за предыдущий закупочный период и планы деятельности на предстоящий закупочный период с точки зрения наличия потребности в товарах (работах, услугах) в течение предстоящего закупочного периода.
При наличии потребности в товарах (работах, услугах) инициатор закупки формулирует данную потребность и оценивает возможности её удовлетворения без проведения закупки (например, за счёт имеющихся складских запасов, в рамках уже заключенных договоров с поставщиками и т.п.).
В случае невозможности удовлетворения потребности в товарах (работах, услугах) за счет имеющихся в наличии возможностей, инициатор закупки доводит информацию в виде служебной записки до экономиста по закупкам планово-финансового управления с обоснованием потребности в закупке, указанием объёма, обоснованности инициированных объемов и предположительной начальной (максимальной) цены закупаемой продукции, а также сроков закупки с целью включения данной закупки в планируемый текущий объем закупок на предстоящий закупочный период.
Планово-финансовое управление осуществляет сбор заявок поступающих от структурных подразделений университета. Консолидация заявок осуществляется экономистом по закупкам планово-финансового управления еженедельно с понедельника по пятницу. В конце каждой рабочей недели консолидированные заявки передаются руководителю контрактной службы.
2. Руководитель контрактной службы оценивает необходимость в закупке, возможность её проведения, начальную (максимальную) цену закупаемой продукции, а также сроки закупки.
В случае согласования данной закупки она включается экономистом по закупкам планово-финансового управления в текущий объем закупок на предстоящий закупочный период. По результатам утверждения руководителем контрактной службы закупки потребностей инициаторов закупки экономист по закупкам планово-финансового управления формирует проекты плана закупки и плана-графика.
Сформированные проекты плана закупок и плана-графика по инициативе планово-финансового управления согласуются с отделом регламентированных закупок с участием привлечённых им структурных подразделений (юридического отдела, отделом материально-технического снабжения и т.п.).
Экономист по закупкам планово-финансового управления публикует утверждённые руководителем контрактной службы план закупок и план-график в единой информационной системе.
При возникновении необходимости внесения корректировок в утверждённый план закупок и план-график инициатор закупки обосновывает перед руководителем контрактной службы необходимость таких изменений, а экономист по закупкам планово-финансового управления в случае согласования данных изменений вносит изменения в план закупок, план-график в соответствии с действующим законодательством.
3. Если руководителем контрактной службы принято решение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), консолидированные заявки передаются в отдел материально-технического снабжения.
Отдел материально-технического снабжения обоснованно определяет поставщика (подрядчика, исполнителя), заключает с ним договор и оформляет комплект документов, необходимых для оплаты полученного товара (работы, услуги). Весь комплект документов согласовывается:
- с планово-финансовым управлением (п.3.2. Схемы), который определяет источник финансирования оплаты закупки с указанием статьи КОСГУ;
- с юридическим отделом, который проверяет условия контракта (договора) на соответствие требованиям действующего законодательства (п.3.3. схемы);
- с отделом регламентированных закупок, который подготавливает и размещает в ЕИС в соответствии с действующим законодательством извещение и документацию о закупке, а также ведет реестр закупок (п.3.4. схемы).
После того как товар поступает на склад, отдел материально-технического снабжения (при необходимости инициатор закупки) передает согласованный комплект документов на оплату в управление бухгалтерского учета. Если поставка товара на склад осуществлялась отделом материально-технического снабжения, то одновременно с поступлением товара об этом информируется инициатор закупки.
4. Если руководителем контрактной службы принято решение о проведении конкурентного способа определения поставщика, то консолидированные заявки передаются в отдел регламентированных закупок.
Отдел регламентированных закупок совместно с инициатором разрабатывает документацию о закупке, отражая в ней сведения, предусмотренные Законами № 44-ФЗ, №223-ФЗ.
Отдел регламентированных закупок совместно с инициатором закупки обеспечивает согласование документации с участием привлечённых им структурных подразделений (юридического отдела и планово-финансового управления) (п.п. 4.1. и 4.2. схемы, приложение № 1).
- Отдел регламентированных закупок публикует в единой информационной системе извещение о закупке, документацию закупки и проект контракта (договора) в соответствии с действующим законодательством.
- После публикации вышеуказанных документов отдел регламентированных закупок обеспечивает проведение закупочной процедуры, в том числе приём заявок потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), оценку и ранжирование этих заявок в соответствии с критериями закупочной документации, выбор и объявление закупочной комиссией победителя закупки, направление контракта (договора) для подписания победителю.
- После проведения закупки отдел регламентированных закупок публикует необходимую информацию, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством, а также проводит преддоговорные переговоры с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), по итогам которых контракт (договор) подготавливается для подписания в юридическом отделе и у ответственного лица, которое утверждено приказом ректора о проведении конкурентной процедуры закупки.
- После подписания контракта (договора) инициатор закупки обеспечивает его исполнение, в том числе проводит досудебное урегулирование споров совместно с юридическим отделом, контролирует соблюдение сроков оплаты, отслеживает сроки поставки (оказания услуг, выполнения работ), осуществляет приём поставленного по договору товара (услуги, работы), проверяет качество товара (услуги, работы), подписывает у уполномоченных лиц университета акты, свидетельствующие об исполнении договора.
- В случаях заключения и исполнения контракта по 44-ФЗ, инициатор закупок осуществляет приемку поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) совместно с приемочной комиссией.
Управление бухгалтерского учета в течение одного рабочего дня со дня поступления платежного документа к контракту (договору), заключенному в соответствии с ФЗ-44, за исключением п.4, п.5 ст.
93 ФЗ-44 (закупка за счёт средств федерального бюджета на сумму до 100 и до 400 тысяч рублей), направляет в отдел регламентированных закупок копию платежного поручения, необходимого для подготовки и размещения отчета об исполнении контракта (этапа контракта) (договора).
5.
Если руководителем контрактной службы принято решение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) самим инициатором закупки, а так же договоры на оказание преподавательских услуг, повышение квалификации, обучение работников Заказчика, инициатор закупки обоснованно определяет поставщика (подрядчика, исполнителя), заключает с ним договор и оформляет комплект документов, необходимых для оплаты полученного товара (работы, услуги). Весь комплект документов согласовывается:
- с планово-финансовым управлением (п.5.1. схемы), который определяет источник финансирования оплаты закупки с указанием статьи КОСГУ;
- с юридическим отделом, который проверяет условия контракта (договора) на соответствие требованиям действующего законодательства (п.5.2. схемы);
- с отделом регламентированных закупок, который подготавливает и размещает в ЕИС в соответствии с действующим законодательством извещение и документацию о закупке, а также ведет реестр закупок (п.5.3. схемы).
После того как товар поступает на склад, выполняется работа, оказывается услуга, и инициатор закупки передает согласованный комплект документов на оплату в управление бухгалтерского учета (п.5.4. схемы).
Оплата по контрактам (договорам), которые будут исполняться в течение длительного периода, обязательно визируются в планово-финансовом управлении, у экономиста по закупкам.
Руководитель контрактной службы совместно с профильными структурными подразделениями проводит анализ осуществлённой закупочной деятельности, результаты которого учитываются при составлении плана закупок на следующий период.
Источник: https://www.altstu.ru/structure/unit/orz/news/8263/