Во время электронного конкурса заявки участников оцениваются не только по цене, но и по другим, не ценовым, критериям. Поставщику, который разбирается в нюансах, будет проще подготовить конкурентное предложение.
Критерии оценки по 44-ФЗ— это правила, по которым предложения участников закупки оцениваются на соответствие требованиям, которые установил заказчик. Выделяют стоимостные и нестоимостные.
Стоимостные критерии оценки:
Нестоимостные критерии оценки:
- Предлагаемое качество поставляемых товаров, работ, услуг.
- Квалификация участника.
Рассмотрим подробнее расчет критериев оценки конкурса по 44-ФЗ в электронной форме каждой группы.
Цена договора и стоимость жизненного цикла
По общему правилу, наименьшая цена — наивысший балл. В исключительных случаях поставщик готов заплатить за право заключить договор и указывает в предложении отрицательную цену. В этом случае, чем больше он «уходит в минус», тем больший балл получает.
В расчетах это выглядит так.
Далее ЦБ1 и ЦБ2 умножаются на соответствующий коэффициент значимости (согласно Приложению к Постановлению №1085 от 28.11.2013 и документации).
К примеру, К3 = 0.6
Рейтинг Участника №1 = 71.43 х 0.6 = 42.85
Рейтинг Участника №2 = 100 х 0.6 = 60
Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров
К примеру, заказчику необходимо закупить оборудование. От предлагаемой поставщиком торговой марки зависит стоимость дальнейшего ремонта и приобретения расходных материалов.
Поэтому, в целях экономии бюджетных средств, заказчик изначально указывает в конкурсной документации, что значительные траты на последующее использование товара негативно отразятся на рейтинге заявки поставщика.
И лучшим условием исполнения контракта признается предложение с наименьшей стоимостью расходов на эксплуатацию.
Для этого в конкурсной документации заказчик вправе установить следующие параметры, которые будут влиять на оценку:
- исчерпывающий перечень эксплуатационных расходов (ремонт, поставка расходных материалов и др.);
- единица измерения расходов на эксплуатацию;
- срок службы товара.
Для вычисления рейтинга количество баллов умножается на коэффициент значимости критерия.
Если все заявки содержат одинаковые предложения по данному параметру, заявки по нему не оцениваются. При этом величина значимости критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости показателя «расходы на эксплуатацию».
Качественные характеристики
Этот показатель является условием исполнения проводимой закупки. Предложения оцениваются по степени детализации и содержательности предложения о качестве услуг. Учитываются:
- полнота учета требований,
- обоснованность сроков,
- технологии оказания услуг,
- обоснованность необходимых для этого ресурсов,
- указание системы контроля качества,
- перечень мероприятий по охране труда и технике безопасности,
- экологические мероприятия.
Показатель является наиболее субъективным и определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах), которые присудили заявке все члены комиссии по закупкам.
Квалификация участника
В этом случае показателями могут быть:
- число сотрудников, обладающих нужной квалификацией (имеют соответствующее образование, степень доктора, кандидата наук, с наличием определенных дипломов или аттестатов и др.);
- количество успешно выполненных контрактов на аналогичные работы;
- количество оборудования, необходимого для выполнения работ;
- количество положительных отзывов об участнике закупки, грамот, благодарственных писем, подтверждающих деловую репутацию. Применению подлежат и ряд национальных стандартов к примеру, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56002-2014 «Деловая репутация строительных организаций» и пр).
Согласно Постановлению № 1085 от 28.11.2013 используется 4 вида формул или шкала.
1. Формула расчета, учитывающая наибольшее или наименьшее количество предоставляемых документов.
2. Предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение квалификационных характеристик.
3. Шкала. Это наиболее простой способ оценки, он заключается в определении диапазонов необходимого показателя и присуждении баллов.
Победителем при всех способах признается участник, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.
Не допускается при проведении электронного конкурса использовать не предусмотренные Постановлением № 1085 от 28.11.2013 критерии или величины значимости. При этом все критерии оценки открытого конкурса по 44-ФЗ в электронной форме, которыеиспользует заказчик, должны быть обязательно отражены в документации.
Источник: https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-otsenivayutsya-uchastniki-otkrytogo-konkursa
Инструкция: оцениваем заявки в открытом конкурсе по 44-ФЗ
Госзакупки Критерии оценки открытого конкурса по 44 ФЗ — это инструменты, которые используются, чтобы оценить заявки участников и определить победителя госзакупки.
Применяются в ходе электронных конкурсных процедур и в запросе предложений. 24 сентября 2019 Жарова Вера
В госзакупках оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется на основании критериев.
Они разделяют на стоимостные и нет. В стоимостные включаются параметры:
- Цена закупки.
- Затраты на использование блага и ремонтные работы.
- Расходы на жизненный цикл: закупку, постобслуживание, использование, ремонт, утилизацию.
- Предложение, касающееся суммы расходов госзакупщика по энергосервисной поставке.
Нестоимостные показатели:
- Прогнозируемое качество ТРУ.
- Квалификация поставщиков.
Цена госконтракта и расходы на жизненный цикл
По общему правилу, наименьшая цена получает наивысшую оценку. В редких ситуациях поставщик готов заплатить за преимущество при заключении сделки и прописывает в конкурсном предложении отрицательные цены. Чем сильнее такой участник «уйдет в минус», тем более высокий балл он получит. В расчетных формулах это выглядит так:
Вот как это работает на примере. Пусть НМЦК = 100 рублей. Первый поставщик предложил исполнить госконтракт за 70 рублей, а второй — за 50 рублей.
Цmin = 50. Это больше нуля, поэтому:
- ЦБ1 = 50 / 70 × 100 = 71,43 балла;
- ЦБ2 = 50 / 50 × 100 = 100 баллов.
Затем ЦБ1 и ЦБ2 следует умножить на коэффициент значимости (Приложение к ПП № 1085 от 28.11.2013). Например, К3 = 0,7. Вычислим рейтинг:
- участник № 1: 71,43 × 0,7 = 50,21;
- участник № 2: 100 × 0,7 = 70.
Затраты на использование и ремонт
Например, организация хочет приобрести оборудование. От того, какую торговую марку предложит поставщик, зависит стоимость последующего ремонта и затраты на приобретение расходных материалов.
Чтобы сэкономить бюджетные средства, госзаказчики изначально закладывают в конкурсную документацию условие, что значительные расходы на постобслуживание товара будут отрицательно сказываться на рейтинге заявки. А лучшим из вариантов исполнения договора признают заявку с наименьшими расходами на эксплуатацию.
Для этих целей в конкурсных бумагах закупщик вправе обговорить такие критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ, влияющие на оценку:
- полный список затрат на эксплуатацию;
- единицу измерения таких расходов;
- срок эксплуатации товара.
Рассмотрим на примере. Пусть НМЦК = 100 рублей. Первый поставщик предлагает заплатить за эксплуатацию 50 рублей, а второй — 10 рублей. Цmin = 10. Считаем:
- ЦБ1 = 10 / 50 × 100 = 20 баллов;
- ЦБ2 = 10 / 10 × 100 = 100 баллов.
Если в документации предусмотрены несколько видов расходов на эксплуатацию, заявку оценивают по формуле:
Для подсчета рейтинга количество баллов умножают на коэффициент значимости каждого параметра. Если во всех заявках содержатся одинаковые предложения по этому параметру, то его не применяют при оценке. Величину значимости «цены контракта» увеличивают на величину значимости «затрат на эксплуатацию».
Прогнозируемое качество
Эта характеристика — пример нестоимостных критериев оценки 44 ФЗ, когда предложения участников оценивают по тому, насколько они детализированы и содержательны в отношении качества услуг. Принимаются во внимание:
- обоснованность сроков;
- полнота учета требований;
- обоснованность необходимых ресурсов;
- технологии оказания услуг;
- экологические мероприятия;
- наличие информации о системе контроля качества, мероприятий по технике безопасности и охране труда.
Этот критерий наиболее субъективен и рассчитывается как среднее арифметическое оценок (выраженных в баллах), присужденных заявке всеми членами комиссии по закупкам.
Квалификация участников
Здесь показателями выступают:
- количество сотрудников, имеющих нужную квалификацию (соответствующее образование, ученые степени, аттестаты и т. п.);
- число успешно завершенных договоров на аналогичные работы;
- число положительных отзывов о поставщике, грамот в подтверждение его деловой репутации. Применяются и национальные стандарты. Например, ГОСТ РФ «Деловая репутация строительных организаций» Р 56002-2014;
- количество оборудования, требуемого для выполнения работ.
По ПП № 1085 от 28.11.2013, применяют четыре формулы или шкалу оценки по критериям при проведении открытого конкурса.
Расчетная формула, в которой учитываются наибольшее и наименьшее числа предоставляемых документов. Самый простой случай — заказчик не устанавливает ограничений по числу выполненных госконтрактов.
Покажем на примере. Чем больше госконтрактов успешно закрыл поставщик, тем лучше для госзаказчика. КЗ = 0,4. Участники предлагают условия:
- № 1 — 5 контрактов;
- № 2 — 7 контрактов;
- № 3 — 10 контрактов.
Максимальное значение Кmax = 10. Оцениваем заявки:
- НБЦ1 = (5 / 10) × 0,4 × 100 = 20 баллов;
- НБЦ2 = (7 / 10) × 0,4 × 100 = 28;
- НБЦ3 = (10 / 10) × 0,4 × 100 = 40.
Лучшим становится третий участник.
Если лучшим критерием для заказчика является наименьшее число исполненных договоров, используют другую формулу:
Вот как это работает. Лучшим критерием заказчик считает наименьший уровень шума. КЗ = 0,4. Участники предлагают условия:
- № 1 — 70 Дб;
- № 2 — 85 Дб;
- № 3 — 90 Дб.
Кmin = 70. Оцениваем заявки:
- НБЦ1 = (70 / 70) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
- НБЦ2 = (70 / 85) × 0,4 × 100 = 33;
- НБЦ3 = (70 / 90) × 0,4 × 100 = 40.
Лучшим становится первый участник.
Предельное минимальное или максимальное значение закупочных критериев. Если заказчик решает, что лучшее условие исполнения — наибольшее значение критерия оценки, используют формулу:
Покажем на примере. Показатель оценки — количество контрактов. Чем их больше, тем лучшие условия предлагает поставщик. Но заказчик добавляет критерий, что для оценки достаточно семи исполненных госконтрактов:
- Кпред = 7;
- Кmax = 6;
- КЗ = 0,4.
Участники предлагают в заявке условия:
- № 1 — 4 контракта;
- № 2 — 5 контрактов;
- № 3 — 6 контрактов.
Ни один не дотягивает до максимума. Оцениваем заявки:
- НБЦ1 = (4 / 6) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
- НБЦ2 = (5 / 6) × 0,4 × 100 = 33;
- НБЦ3 = (6 / 6) × 0,4 × 100 = 40.
Лучшим становится третий участник.
Вернемся к предыдущему примеру, но допустим, что заказчик добавляет критерий, что для оценки заявок достаточно семи исполненных госконтрактов:
Участники предлагают условия:
- № 1 — 4 контракта;
- № 2 — 7 контрактов;
- № 3 — 10 контрактов.
Оцениваем заявки:
- НБЦ1 = (4 / 7) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
- НБЦ2 = (7 / 7) × 0,4 × 100 = 40;
- НБЦ3 = (10 / 7) × 0,4 × 100 = 40, поскольку предложение участника превысило максимально необходимое.
Шкала параметров. Она является наиболее простым способом оценивания. Задаются диапазоны нужного показателя и правила присуждения баллов.
Вот как это работает. Допустим, показатель оценки — количество контрактов. Значит, лучшие условия предложит тот, у кого больше успешно выполненных госконтрактов. Схема для оценки:
Отсутствуют | |
От 1 до 4 | 20 |
От 5 до 8 | 50 |
9 и больше | 100 |
При организации конкурса в электронной форме недопустимо применять отсутствующие в ПП № 1085 от 28.11.2013 критерии и величины значимости. Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/instruktsiya-otsenivaem-zayavki-v-otkrytom-konkurse-po-44-fz
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе
Оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-Правила).
Оценка заявок производится с использованием не менее 2 критериев оценки заявок. Сумма величин значимости критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100 процентов.
При оценке заявок применяются следующие термины, установленные в Правилах:
- Оценка – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;
- Значимость критерия оценки – вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, выраженный в процентах;
- Коэффициент значимости критерия оценки – вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, деленный на 100;
- Рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки – оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
I. Стоимостные критерии оценки заявок:
Цена контракта (в денежных единицах)
- Значимость критерия: 60%.
- Коэффициент значимости критерия (Кз): 0,6
Оценка по критерию осуществляется в соответствии с подпунктом а) пункта 16 Правил.
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки “цена контракта” определяется по формуле:
- ЦБi – количество баллов по критерию оценки «цена контракта»;
- Цmin– минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
- Цi – предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
II. Нестоимостные критерии оценки заявок:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
- Порядок оценки заявок по критерию:
- Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке.
- Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
- При оценке заявок по критерию наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим и полным предложением по качеству услуг.
- Значимость критерия: 40%.
- Коэффициент значимости критерия (Кз): 0,4.
- Количество баллов, присуждаемых по данному критерию (НКОi)
HKOi = HKO1i + HKO2i
Показатель №1: Опыт выполнения работ.
- Значимость показателя: 70%.
- Коэффициент значимости показателя (Кз): 0,70
Предмет оценки:
Наличие у участника закупки успешного опыта выполнения работ в рамках государственных и муниципальных контрактов (далее – контракты), за последние пять лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе.
В подтверждение указанных сведений, для присуждения баллов в составе заявок участников должны быть приложены копии контрактов и/или копии актов и/или выписки с официальных сайтов органов власти, содержащие сведения о заключенных контрактах и таких сайтах.
- В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ участнику закупки по данному критерию (показателю) присваивается ноль баллов.
- Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
- Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта (контрактов), без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
- Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наибольшее значение критерия оценки (наибольшее количество контрактов).
- НКО1i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
- где:
- КЗ – коэффициент значимости показателя.
- Кi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- Кmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Показатель №2: Деловая репутация участника закупки.
- Значимость показателя: 30%.
- Коэффициент значимости показателя (Кз): 0,30.
- Предмет оценки:
- Подтверждением является предоставление копий благодарственных писем и иных писем (далее – документы) от государственных и муниципальных заказчиков, позволяющих сделать вывод об успешном опыте сотрудничества с участником конкурса.
- Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наибольшее значение критерия оценки (наибольшее количество документов).
- НКО2i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
- где:
- КЗ – коэффициент значимости показателя.
- Кi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- Кmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Источник: https://xn—-7sbbadhg2cp1afaebqghjdjheq.xn--p1ai/info/kriterii-ocenki-zajavok/
О проблеме оценки заявок | контур.закупки
Стремясь сделать закупки доступными и прозрачными, законодатели и контролирующие органы все больше их формализуют. Зачастую до такой степени, что все сводится к выбору лучшего ценового предложения.
Ведь неслучайно в России одним из наиболее востребованных способов проведения закупки является электронной аукцион.
Однако в мировой практике аукцион — хотя и часто применяющийся, но далеко не самый главный инструмент закупок.
Почему отталкиваться только от цены не всегда хорошо
Представим такой пример: заказчику необходимо приобрести спецтехнику. При этом базовая комплектация его не устраивает — необходимо, чтобы техника обладал дополнительными возможностями — Возможностью 1 и Возможностью 2.
На рынке существует три компании, которые теоретически могут поставить нужный заказчику товар. Компания А поставляет технику в базовой комплектации, Компания Б может обеспечить Возможность 1, а Компания В – Возможность 2.
Если заказчик проведет аукцион и укажет в качестве требований лишь базовые параметры, то, вероятнее всего, победителем станет Компания А (меньше возможностей техники — ниже цена). Если же он укажет все необходимые ему критерии оценки, то никто из поставщиков к аукциону допущен не будет.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Если бы речь шла о закупке по 223-ФЗ, то у заказчика были бы некоторые возможности для маневра. Например, он мог бы применить метод приведенной стоимости, при котором все необходимые требования переводятся в стоимостное выражении, после чего происходит сопоставление цен. Однако закон 44-ФЗ таких возможностей не дает.
Какой вывод можно сделать из этого примера? Для эффективных закупок крайне важно устанавливать адекватные критерии и правильно оценивать в соответствии с ними поданные заявки.
По каким критериям должны оцениваться заявки
Если говорить о конкурсе, то тут порядок оценки заявок строго регламентирован постановлением Правительства № 1085. Существует два типа критериев оценки: стоимостные и нестоимостные.
К стоимостным критериям оценки относятся: цена контракта, эксплуатационные и ремонтные расходы, расходы на использование результатов работы, стоимость жизненного цикла объекта, который будет создан в результате выполнения работы, а также предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту. Нестоимостными критериями оценки заявки являются: качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация поставщика — его опыт, финансовые ресурсы, оборудование, репутация, специалисты и так далее.
Также в Постановлении прописаны соотношения, в которых на оценку заявки влияют стоимостные и нестоимостные критерии. Так, для товаров не менее 70% оценки должно складываться из стоимостных критериев.
Если все предельно упростить, то при закупке товара 70% оценки поставщика зависит от предложенной цены, а 30% – от качества его продукции.
Оценивая заявки, заказчикам следует использовать два и более критерия, в том числе ценовой.
Возможность для манипуляции
Кроме того, Постановление содержит методику расчета оценки. По каждому из критериев поставщик набирает определенное количество баллов (всего их 100). Например, количество баллов за цену контракта рассчитывается таким образом:
Минимальная цена предложения / цена, предложенная участником * значимость критерия
Приведем пример. В конкурсе принимают участие два поставщика. Поставщик А предложил цену 10 млн рублей, а Поставщик Б – 12 млн рублей. Значимость критерия оценки «цена» составляет 70%. После несложных подсчетов получаем, что Поставщик А по этому критерию получает 70 баллов, а Поставщик Б – 58 баллов.
Однако если в сговоре с поставщиком Б, у которого заведомо проигрышная позиция по цене, выступит поставщик В, все может измениться. Допустим, Поставщик В предложил цену 5 млн рублей. Тогда поставщик А по критерию цена получит 35 баллов (5 / 10 * 70), а поставщик Б – 29 баллов (5 / 12 * 70).
Понятно, что наибольшее количество баллов получит поставщик В, но его в расчет не берем (по сути, это лишь однодневка, принадлежащая поставщику А). В итоге получается, что разница в оценке поставщиков А и Б по критерию «цена» после вступления в конкурс поставщика В сильно нивелировалась. Если раньше их разделяло 12 баллов, то теперь всего 6.
Если же поставщик В предложит цену еще ниже, то это разница и вовсе станет несущественной.
Мы помним о том, что помимо стоимостной оценки заказчик может применять и нестоимостные (их значимость в нашем примере 30%).
И вполне может сложиться ситуация, что из-за их влияния поставщик А, который предложил более выгодную цену, наберет меньшее количество баллов, чем поставщик Б.
Таким образом, лучшая заявка с учетом демпинговой цены будет у поставщика В, следом за ним идет поставщик Б, и лишь третьим — поставщик А.
Далее поставщик В выходит из игры, то есть попросту уклоняется от подписания контракта. И последний достается поставщику Б. Да, поставщик В теряет обеспечение заявки, но это небольшая плата за выигранный поставщиком Б госконтракт.
Этот пример нам показывает, что даже в оценке такого, казалось бы, однозначного критерия, как стоимость контракта, возможны манипуляции. По сути, введение Поставщика В, предложившего демпинговую цену, «выключило» стоимостной критерий оценки и свела его влияние к минимуму.
Нестоимостные критерии
Среди нестоимостных критериев во главу угла, как правило, становятся качество продукции и квалификация поставщика. Что и как будет оцениваться — выбирает сам заказчик. Например, он может установить, что квалификация поставщика будет оцениваться количеством исполненных контрактов.
Допустим, у Поставщика А за плечами 20 контрактов, а у Поставщика Б – 500. Если применить приведенную выше формулу, то при значимости критерия 30% имеем следующее: Поставщик А получит всего 1,2 балла по критерию оценки «квалификация», а Поставщик B – все 30 баллов. При этом не будет играть никакой роли уровень сложности и цена контрактов, исполненных поставщиками — важно лишь их количество.
Правда, Постановление №1085 предусматривает механизм, который позволит заказчику исключить подобные ситуации. Он может установить предельное значение показателя, которое будет учитываться при оценке.
Допустим, в указанном примере это 10 контрактов.
И тогда поставщик А и поставщика Б получат равную оценку по критерию «квалификация», поскольку и тот, и другой имеют в активе более 10 исполненных контрактов.
Оценка функциональных характеристик еще более сложна, а формализовать ее и вовсе очень сложно.
Например, при закупке походных ножей для заказчика было принципиально не столько множество дополнительных возможностей инструмента, сколько удобство пользования при исполнении им своей основной функции. В частности, чтобы нож был компактным, а его рукоятка имела накладку и не скользила.
Поставщик А предложил товар, полностью удовлетворяющий условиям заказчика. Поставщик Б предложил ножи, обладающие множеством дополнительных функций, но при этом довольно громоздкие и без накладки.
По логике вещей, ножи Поставщика Б более функциональны — это не только складное лезвие, но штопор, отвертка, ножницы и еще несколько различных инструментов. Казалось бы, этот товар должен выше оцениваться по критерию «функциональность», хотя и в меньшей степени отвечает потребностям заказчика.
Такие неоднозначные ситуации зачастую рассматриваются в судах. Но это помогает не всегда — суд может прийти к выводу, что заказчик недостаточно расписал в документации механизм распределения баллов, в связи с чем определить победившего участника невозможно.
Надо сказать, что заказчики иногда умышленно не прописывают детали оценки, чтобы потом иметь возможность повлиять на результат. Однако это может быть расценено судом, как нарушение закона. В судебной практики есть случай, когда заказчик в критериях оценки указал, что будет оценивать степень детализации и содержательной проработки конкурсного предложения.
Максимальное количество баллов будет присвоено тому из участников, чья заявка будет наиболее детализирована и при этом максимально соответствовать требованиям. Однако как именно будет оцениваться детализация и сколько баллов будет присваиваться за ту или иную степень проработанности предложения — этого заказчик не указал.
В результате суд посчитал, что заказчик нарушил законодательство о закупках.
Шкала оценки неценовых критериев
Для оценки неценовых критериев может применяться не только приведенная выше формула — заказчику позволено использовать шкалы. Так вот, зачастую участники устанавливают неравномерную шкалу, то есть по мере движения вверх количество баллов увеличивается непропорционально. С точки зрения судов такой подход также является ошибочным.
Например, оценивать квалификацию участников заказчик собирается по такой шкале:
- за исполнение 5 и более контрактов присуждается 20 баллов;
- за 2–4 контракта – 5 баллов;
- за 1–2 контракта 2 балла;
- за 0 контрактов – 0 баллов.
Налицо непропорциональная зависимость присуждаемых баллов от количества исполненных контрактов.
Стоит также упомянуть, что поставщик, прочитав документацию, должен иметь возможность подсчитать количество баллов, на которое он может рассчитывать. Поэтому в случае применения для оценки нестоимостных критериев подобных шкал, они должны быть описаны в документации.
Об оценке опыта
Вообще, в оценке опыта много нюансов. Например, как учитывать исполненные контракты — в количественном или стоимостном выражении? И что по поводу введения такого критерия, как опыт работы с заказчиком? Казалось бы, его установление создаст неравные условия для участников и автоматически даст приоритет тем из них, кто уже работал с заказчиком.
Тем не менее в судебной практике не все так однозначно. Одно из региональных отделений Фонда социального страхования установило такой нестоимостной критерии: опыт работы с заказчиком по обеспечению застрахованных лиц протезно-ортопедическими изделиями за последние два года. И Арбитражный суд Центрального округа признал, что это никоим образом не противоречит законодательству.
Говоря об оценке опыта, стоит упомянуть, что не следует ограничиваться только контрактами по государственному заказу. По мнению судов, опыт не зависит от того, исполнял ли поставщик государственный контракт или работал по договору с частной компанией.
Выводы
Система оценки конкурсных заявок имеет множество проблем, многие из которых остались за рамками этой статьи. Для начала рекомендуем заказчикам придерживаться следующих правил:
- тщательно выбирайте критерии и показатели, по которым будет оцениваться заявка;
- всегда включайте в документацию сведения и документы, которые касаются этих критериев, а также их оценочные значения;
- если вы используете интервалы (шкалу), устанавливайте пропорциональные значения оценки;
- для формул всегда прописывайте предельные значения.
Эти советы позволят избежать самых грубых ошибок, которые допускают заказчики при оценке заявок.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/o-probleme-ocenki-zayavok/
Критерии оценки заявок установлены для участников закупок по 44-ФЗ: как их выбрать, описать в документации, оценка
Вам нужно установить критерии оценки заявок, если вы проводите конкурс или запрос предложений. Это позволит выявить лучшее предложение участников. Оценить нужно прежде всего стоимостное предложение участника.
Также оцениваться могут опыт, кадры, качество товара или другие критерии в зависимости от предмета вашей закупки. В большинстве случаев вы свободны в выборе критериев, однако с одной оговоркой: критериев должно быть два, и один из них — цена контракта.
При описании порядка оценки в документации важно четко определить, что оценивается и как комиссия будет присуждать баллы. Если этого не сделать, вам грозит штраф до 3 000 руб.
Критерии оценки делятся на стоимостные и нестоимостные. Нестоимостные критерии, в свою очередь, делятся на показатели.
Стоимостные критерии — это:
- цена контракта (п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ (п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);
- стоимость жизненного цикла товара или созданного объекта (п. 5 Правил оценки заявок N 1085);
- расходы по энергосервисному контракту (ч. 9 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).
Нестоимостные критерии — это:
- квалификация участников (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).
- Этот критерий имеет показатели (п. 27 Правил оценки заявок N 1085):
- — квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов);
- — опыт по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
- — обеспеченность материально-техническими ресурсами (наличие производственных мощностей, техоборудования);
- — обеспеченность трудовыми ресурсами;
- — деловая репутация.
- Этот критерий имеет показатели (п. 25 Правил оценки заявок N 1085):
- — качество товаров (работ, услуг);
- — функциональные, потребительские свойства товара;
- — соответствие экологическим нормам.
Критериев должно быть минимум два. Какие выбрать, зависит от того, что вы закупаете.
Особенности при выборе следующие:
- критерий «цена контракта» устанавливайте во всех закупках, за исключением случаев, когда:
— вы закупаете товар (работу, услугу), цену которого регулирует государство (тарифицирует), например, ОСАГО (ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, Решение Алтайского краевого УФАС от 30.10.2015 по делу N 459/15);
— проводите закупку на заключение контракта жизненного цикла (ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, п. 5 Правил оценки заявок N 1085);
— проводите закупку на заключение энергосервисного контракта и прописали в документации, что в заявке должны быть сведения, указанные в п. п. 2 или 3 ч. 6 ст. 108 Закона N 44-ФЗ (ч. 9 ст. 108 Закона N 44-ФЗ);
- критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (результат работ)» можно установить, только если в контракте, помимо поставки товара (выполнения работы), есть условия о его дальнейшей эксплуатации, ремонте, поставке расходных материалов (п. п. 6, 7 Правил оценки заявок N 1085);
- нестоимостные критерии устанавливайте по своему усмотрению. Исключение — три случая (п. 11 Правил оценки заявок N 1085):
— если закупаете строительные работы, для оценки возьмите критерий «квалификация участников закупки», а к нему показатель «опыт участника по успешной поставке товара (работы, услуги) сопоставимого характера и объема». Исключение — если вы установили доптребования по ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
— если речь идет об услугах по организации отдыха детей (их оздоровлению), то установите критерий «квалификация участников закупки»;
— при проведении конкурса с ограниченным участием (конкурса с ограниченным участием в электронной форме) нельзя выбирать показатель «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», если он установлен в качестве дополнительного требования (п. 30 Правил оценки заявок N 1085).
Значимость критериев — это то, насколько каждый критерий будет влиять на итоговый рейтинг заявки.
Установить значимость нужно в процентах от 0 до 100 от суммы значимости всех критериев, которая должна быть равна 100%.
Значимость показателей для нестоимостного критерия определяется аналогичным образом — от 0% до 100% для каждого показателя. Сумма значимости показателей внутри каждого критерия должна быть равна 100%.
Как определить значимость критериев
Какую значимость установить критерию, зависит от того, что вы закупаете:
- если закупаете товары, то минимум 70% должны составлять стоимостные критерии, а остальное — нестоимостные.
Пример определения значимости критериев при покупке товаров
Например, закупаем музыкальные инструменты. Цена нам важна, но также важно качество инструментов.
- Установим стоимостный критерий — «цена контракта».
- Нестоимостный — «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».
- Определяем значимость критериев:
- «цена контракта» — 80%;
- «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» — 20%.
- если закупаете работы (услуги), то по общему правилу минимум 60% должны занимать стоимостные критерии, остальное — нестоимостные.
Пример определения значимости критериев при закупке проектных работ
Для проведения конкурса на проектные работы заказчик установил в документации три критерия оценки, определив их значимость следующим образом:
- 70% — «цена контракта»;
- 20% — «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
- 10% — «квалификация участников закупки».
Значимость всех критериев — 100%.
Для некоторых видов работ (услуг) соотношения стоимостных и нестоимостных критериев могут варьироваться от 0% до 100%. Чтобы определить, нужно ли использовать в вашей закупке специальные значения критериев, воспользуйтесь Приложением к Правилам оценки заявок N 1085.
Обратите внимание:
- если вы устанавливаете критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (результат работ)», то его значимость должна быть меньше или равна значимости критерия «цена контракта» (ч. 5 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);
- если вы закупаете услуги по организации отдыха (оздоровлению) детей, то значимость критерия «квалификация участников закупки» должна быть не менее половины значимости всех нестоимостных критериев. Например, установили значимость двух нестоимостных критериев — 60%, тогда «квалификация участников закупки» должна быть минимум 30% (п. 11 Правил оценки заявок N 1085).
Как определить значимость показателей для нестоимостных критериев
Каждый нестоимостный критерий вы можете детализировать на показатели. Для каждого показателя определите его значимость от 0% до 100%. Значимость всех показателей внутри критерия должна составлять 100% (п. 11 Правил оценки заявок N 1085).
Пример определения значимости показателей внутри критерия
Проводим конкурс на оказание услуг по соцопросам населения. Установим критерии:
- «цена контракта» — 70%;
- «квалификация участников закупки» — 15%;
- «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» — 15%.
Сумма значимости всех критериев — 100%.
Для нестоимостного критерия «квалификация участников закупки» установим три показателя:
- «квалификация трудовых ресурсов» — 70%;
- «деловая репутация» — 10%;
- «опыт успешного выполнения услуг сопоставимого объема и характера» — 20%.
Сумма величин значимости показателей критерия равна 100%.
Для показателя «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установим один показатель «качество услуг» — 100%.
Заявку нужно оценивать по каждому критерию и показателю от 0 до 100 баллов.
Формулы для расчета баллов по стоимостным критериям возьмите из разд. II Правил оценки заявок N 1085.
Для присвоения баллов по нестоимостным критериям установите свою шкалу либо воспользуйтесь формулами, указанными в п. п. 21 — 24 Правил оценки заявок N 1085.
После рассчитайте итоговый рейтинг заявки (общее количество баллов) исходя из значимости критериев.
Пример расчета итогового рейтинга с учетом значимости критериев
При проведении конкурса установили, что значимость критерия «цена контракта» — 75%, а значимость «квалификация участников закупки» — 25%. Всего 100%.
При рассмотрении заявок участнику по критерию «цена контракта» присудили 80 баллов, а по критерию «квалификация участников закупки» — 100 баллов.
Чтобы посчитать общую сумму баллов, нельзя просто их сложить. Нужно учесть «вес» критерия в общей массе (цена — 75%, квалификация — 25%). Получается: 80 x 75% + 100 x 25% = 85 баллов.
Итоговый рейтинг заявки составит 85 баллов.
Для этого опишите в документации полный перечень документов (сведений), которые должен представить участник для оценки по каждому критерию (показателю), и сам порядок оценки. На это указано в совместном Письме Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014.
Как описать порядок оценки стоимостных критериев
Опишите, по каким стоимостным критериям будете оценивать заявку и как рассчитывать баллы. Формулы для расчета возьмите из разд. II Правил оценки заявок N 1085.
- Пример описания порядка оценки стоимостного критерия
- Критерий: «цена контракта».
- Значимость критерия — 60%.
- Порядок оценки:
- Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «цена контракта» (ЦБi), определяется по формуле:
- ЦБi = Цmin / Цi x 100,
- где:
- Цi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- Цmin — минимальное из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
- Если участник предложил доплатить заказчику за право заключения контракта (Цmin < 0), то баллы присуждаются по формуле ЦБi = (Цmax — Цi) / Цmax x 100,
- где Цmax — максимальное из предложений, сделанных участниками закупки.
Как описать порядок оценки нестоимостных критериев
Опишите, какие документы для какого критерия и показателя должен представить участник. Это могут быть, например:
- благодарственные письма для оценки деловой репутации;
- копии дипломов, сертификатов, трудовых книжек для оценки квалификации трудовых ресурсов;
- контракты и акты выполненных работ (услуг) для оценки опыта выполнения работ (услуг), сопоставимых с работами (услугами), которые вы закупаете;
- планы (графики) выполнения работы (оказания услуг), сертификаты контроля качества и т.п. Эти документы можно потребовать для оценки качества выполняемых участником работ (услуг).
Для оценки представленных документов вы можете установить свою шкалу оценки для каждого показателя или воспользоваться формулами, указанными в п. п. 21 — 24 Правил оценки заявок N 1085.
- Пример описания порядка оценки нестоимостного критерия
- Критерий: «квалификация участников».
- Значимость критерия — 100%.
- Показатель: опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера.
- Значимость показателя — 100%.
Опыт участника оценивается по исполненным без штрафных санкций с 2016 по 2018 гг. контрактам с госучреждениями, предметом которых являются такие же услуги, как в настоящей закупке. Сведения об опыте участника подтверждаются копиями документов (контрактов, актов) или сведениями из реестра контрактов, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок.
Заказчиком установлена следующая шкала оценки данного показателя:
Количество соответствующих условиям критерия контрактов, сведения о которых представлены в составе заявки | Количество присуждаемых баллов |
0 баллов | |
От 1 до 5 | 25 баллов |
От 6 до 10 | 50 баллов |
От 11 до 15 | 75 баллов |
Более 15 | 100 баллов |
Обратите внимание: предмет оценки должен соответствовать закупке.
Например, если для оценки опыта вы будете требовать контракты, которые никак не связаны с работами, которые вы закупаете, или с ценой выше, чем НМЦК вашей закупки, вашу документацию признают незаконной, а вас привлекут к ответственности (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2016 N Ф03-1859/2016 по делу N А59-3392/2015).
Не нашли ответа на свой вопрос?Узнайте, как решитьименно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Или позвоните нам по телефону: 8 (800) 500-27-29 (доб. 677) Все регионы! Звонок по России бесплатный! |
Источник: https://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kakie-kriterii-ocenki-zayavok-ustanovleny-dlya-uchastnikov-zakupok-po-zakonu-n-44-fz-kak-ix-vybrat-i-opisat-v-dokumentacii.html
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ
Конкурс считается одной из самых сложных закупочных процедур, проводимых в соответствии с 44-ФЗ, поэтому и применяется сравнительно редко.
Зачастую новички попадают в довольно затруднительную ситуацию, пытаясь разобраться во всех его тонкостях. Наиболее важной составляющей конкурса несомненно является оценка поданных участниками предложений.
Она проводится в соответствии с требованиями постановления правительства № 1085 от 28 ноября 2013 года.
Основные критерии оценки
После того как все предложения участников поданы, наступает период рассмотрения и оценки заявок. Целью этой процедуры становится определение компании, которая предлагает наилучшие условия сделки.
На основании результатов работы комиссии будет определяться победитель конкурса, с которым впоследствии заключается договор.
Остальные предложения участников ранжируются в порядке уменьшения степени выгодности для заказчика.
При оценке поданных заявок используется три типа критериев:
- Стоимостные. К ним относят все аспекты, касающиеся цены закупаемых товаров или услуг, а также сопутствующих расходов
- Нестоимостные. В эту группу входят критерии, касающиеся качества и характеристик приобретаемых объектов, а также репутации и квалификации участника
- Дополнительные. Применяются только к закупкам особой технической сложности
В закупочной документации в обязательном порядке прописываются все применяемые критерии оценки предложений участников. Заказчик обязан применять не менее двух критериев, причем один из них должен быть стоимостным.
Также заказчику необходимо подробно расписать в документации показатели, которые раскрывают суть нестоимостных критериев оценки и привести схему подсчета общего балла в зависимости от важности величин. Максимальная выставленная оценка равняется 100%.
Стоимостные критерии
В список стоимостных критериев входят:
- Общая стоимость контракта. Если договор подразумевает последующее гарантийное обслуживание, ремонт и так далее, то применяется критерий «стоимость жизненного цикла»
- Затраты на ремонт и использование по назначению товаров, подлежащих к поставке
- Стоимость расходов, которые понесет заказчик в рамках энергосервисного контракта
Во время рассмотрения предложений применяется принцип – чем меньше стоимость, тем больший балл выставляется участнику. При описании стоимости дополнительных расходов должны быть приведены: подробный перечень всех трат, единицы измерения, а также срок службы всех поставляемых товаров.
- Пример расчета баллов при рассмотрении стоимостных критериев
- При выставлении баллов участникам, исходя из стоимостных критериев, заказчики обязаны руководствоваться требованием раздела II Постановления Правительства № 1085.
- Выставление баллов участнику проводится по следующей формуле:
- Количество баллов участника = (Минимальная цена из всех предложенных / Цена, предложенная оцениваемым участником) * 100
- Такая методика расчета применяется, если минимальное предложение участников больше 0. Когда минимальная стоимость равна 0, применяется другая формула расчета:
- Количество баллов = (Максимальная цена из всех предложенных – Цена, предложенная участником) / Цена, предложенная участником * 100
Нулевая цена может устанавливаться для контрактов на оказание услуг по открытию счета в банке. В практике имеются и другие ситуации, когда компании снижали стоимость своих услуг до нуля, что порождало немало споров. Тем не менее, ФАС считает такие сделки правомерными.
Нестоимостные критерии оценки
В эту группу входят критерии, относящиеся непосредственно к приобретаемому объекту или самому участнику процедуры. Выделяют следующие нестоимостные критерии:
- Качество поставляемых товаров
- Потребительские характеристики товаров
- Соответствие закупаемых объектов требованиям экологической безопасности
- Квалификация руководителя компании участника, а также сотрудников, которые будут задействованы при исполнении контракта
- Наличие у участника успешного опыта исполнения аналогичных договоров
- Обеспеченность участника материальными и техническими ресурсами, необходимыми для исполнения взятых на себя обязательств
- Достаточное количество трудовых ресурсов
- Деловая репутация участника
По каждому из выбранных заказчиком критериев, участнику выставляются баллы. Чем точнее потенциальный поставщик соответствует требованиям заказчика, тем больше баллов он получит.
Пример расчета по нестоимостным критериям
В закупочной документации должны быть перечислены все критерии, которые рассматривает заказчик при оценке заявок. Предположим, что наибольшая значимость присваивается опыту участника и его обеспеченности трудовыми ресурсами. При этом значимость опыта составляет 60%, а трудовых ресурсов – 40%.
- Самой опытной среди всех участников была признана компания, существующая на рынке 4 года. Тогда баллы других претендентов рассчитываются по формуле:
- Количество баллов = Значимость показателя * 100 * (Предложение участника / Максимальное значение из всех предложенных)
- Участнику, чей опыт составляет три года, будет выставлено следующее количество баллов:
- Количество баллов = 0,6 * 100 * (3 / 4) = 45 баллов
Значимость критерия составляет 60%, следовательно, для расчета применяется коэффициент 0,6. Самый опытный участник получает 60 баллов.
Значимость критериев
При рассмотрении заявок важную роль играет значимость критериев. Их максимальные величины приведены в таблице.
Предмет заключаемого договора | Максимальная значимость стоимостных критериев, % | Максимальная значимость нестоимостных критериев, % |
Все товары, которые не входят в специфические списки | 70 | 30 |
Работы и услуги, которые не входят в отдельные перечни | 60 | 40 |
Аварийно-спасательные работы | 40 | 60 |
Реставрация объектов, имеющих статус культурного наследия | 40 | 60 |
Юридические, медицинские и образовательные услуги | 40 | 60 |
Формирование документов, регламентирующих качество образовательного процесса | 40 | 60 |
Услуги по реализации экспертизы | 30 | 70 |
Работы по технической поддержке государственных информационных систем | 30 | 70 |
Услуги по прокату национальных фильмов | 20 | 80 |
Исполнение научно – исследовательских или технологических работ | 20 | 80 |
Исполнение, касающееся интеллектуальной деятельности, например, услуги артистов, режиссеров и так далее | 20 | 80 |
Создание литературных произведений, объектов искусства, архитектурных проектов | 0 | 100 |
Из этого можно сделать вывод, что конкурсы целесообразно проводить в тех случаях, когда цена контракта не имеет первоочередной важности. Заказчик получает возможность оценить всех поставщиков и выбрать того, кто максимально будет соответствовать требованиям.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/180-kriterii-otsenki-konkurs