Федеральные законы №94-фз и №44-фз о закупках: сфера регулирования и разница между ними

Порядок проведения закупок товара, работ и услуг, обеспечивающих государственные и муниципальные потребности, а также заключение и исполнение контрактов по госзакупкам регулирует федеральный закон № 44, вступивший в силу 1 января 2014 года.

До введения в силу ФЗ «О контактной системе» № 44 порядок проведения госзакупок регламентировался федеральным законом № 94.

Учитывая наработанный опыт проведения государственных закупок и основы законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли, законодатели решили существенно улучшить качество обеспечения госнужд.

Потому было принято решение издать абсолютно новый законодательный акт, а федеральный закон № 94 признать утратившим силу согласно статье 113 ФЗ № 44.

Федеральные законы №94-ФЗ и №44-ФЗ о закупках: сфера регулирования и разница между ними

Взаимоисключения ФЗ № 44 и ФЗ №94

Несмотря на значительные изменения в законодательстве в 2015 году, открытый электронный аукцион не претерпел существенных трансформаций, и общий принцип размещения заявок остался прежним.

Как и прежде федеральный закон о контактной системе призван обеспечивать полную прозрачность на всех этапах проведения закупки, исключить коррупцию и прочие злоупотребления. Вместе с тем ФЗ № 44 вводит новые предписания к предоставлению необходимых сведений первой части заявки от участника электронных торгов, а также к обеспечению исполнения контракта.

Вдобавок закон распространяет применение национального режима при совершении закупок, запросе котировок и регулирует иные вопросы осуществления госзакупок.

Основные различия ФЗ № 44 от ФЗ №94:

  • Введение единой информационной системы.

С 2016 года каждый сможет получить доступ к информации о госзаказе.

  • Ведение реестра банковских гарантий.

Все банковские гарантии подлежат внесению в реестр для удобства проверки их подлинности заказчиком.

  • Способы определения поставщиков на конкурсной основе.

Предполагается проведение различных конкурсов и запрос предложений для определения поставщиков.

  • Новые условия заключения, изменения, исполнения и расторжения контракта.
  • Требования к участникам госзакупок Контактной системы: активное участие в закупках, квалификация, деловая репутация и опыт работы участника.
  • Антидемпинговые процедуры.

Федеральные законы №94-ФЗ и №44-ФЗ о закупках: сфера регулирования и разница между ними

Диаграмма о госзакупках в экономике

Установлена пороговая сумма в 15 млн руб. начальной цены контракта.

  • Новый порядок обеспечения контракта и заявки.

В 2015 году в федеральный закон внесли разу несколько изменений. Наиболее важным нововведением для участников госзакупки стало лишение аккредитации юридических лиц, которые были зарегистрированы в офшорной зоне. Потому с 13.08.2015 вышеуказанные предприятия лишаются возможности принимать участие в госзакупке.

Также в конце 2015 года была произведена последняя редакция ФЗ № 44, согласно которой федеральный закон расширяет перечень случаев госзакупки у единого поставщика. Установлена возможность закупки услуг, товаров и работ в случае осуществления ее за счет финансов, выделенных на проведение оперативно-розыскной деятельности.

Требования к участникам госзакупок

Федеральный закон № 44 предусматривает дополнительные, в сравнении с ФЗ № 94, требования к участникам госзакупок:

  1. Они должны быть правоспособны заключать контракт;
  2. У физического лица или главного бухгалтера юрлица (если он является участником госзакупки) не должно быть судимостей за преступления в экономической сфере (за исключением снятой или погашенной судимости);
  3. Участники госзакупки должны обладать исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности;
  4. Между участником закупки и заказчиком не должно прослеживаться конфликта интересов.

Планирование, обоснование и нормирование закупок

Важным нововведением в 2015 году стало также планирование, обоснование и нормирование закупок. Теперь заказчики обязаны создавать план-график закупок и соблюдать свод общих правил по нормированию в сфере закупок.

Это означает, что приобретаемые товары (работы, услуги) не должны быть предметом роскоши либо иметь излишние потребительские свойства.

Обоснование закупок производится путем предоставления общих сведений о закупке, аргументации цены контракта, а также способа определения поставщика.

Административная ответственность

За нарушение планирования, обоснования, а также общественного обсуждения госзакупок федеральный закон предусматривает начисление денежных штрафов заказчику. Причем несоблюдение поставщиками каких-либо положений ФЗ №44 также предполагает начисление ему штрафов.

Заключение, возможность изменения и контроль выполнения контрактов

С 2015 года по результатам запроса котировок победитель обязан предоставить Выписку (либо ее нотариально заверенную копию) из ЕГРЮЛ до момента заключения контракта. В случае непредоставления Выписки федеральный закон предусматривает признание победителя запроса котировок уклонившимся от заключения договора.

Также с 2015 года разрешается корректировка срока исполнения контракта по соглашению сторон. Еще допускается внесение изменений в отдельные пункты, которые затрагивают вопросы цены товара, услуги, работы либо объема работ и услуг, а также количества товаров, предусмотренных контрактами.

Федеральные законы №94-ФЗ и №44-ФЗ о закупках: сфера регулирования и разница между ними

В свою очередь, ФЗ №44 предусматривает ответственность заказчика за конечный результат госзакупки. Особенностями исполнения контракта с 2015 года являются:

  • приемка поставляемого товара (услуг, работ);
  • оплата поставляемого товара (услуг, работ);
  • взаимодействие заказчика и поставщика в случае изменений условий контракта либо же его расторжения;
  • введение мер ответственности в случае нарушения каких-либо условий контракта.

В целях контроля и обеспечения прозрачности системы госзакупок заказчик обязуется публиковать отчеты по результатам прохождения каждого этапа контракта, внося их в Единую информационную систему.

Таким образом, с введением ФЗ № 44 закупки в сфере госнужд усложнились и стали более детализированными, но при этом сам процесс госзакупки приобрел еще большую открытость и прозрачность.

Исключение обязательной экспертизы

С 2015 года федеральный закон предусматривает всего несколько видов госзакупки, при совершении которых экспертиза остается обязательной.

Во всех же остальных случаях заказчик вправе самостоятельно принимать решение о необходимости проведения экспертизы.

Экспертное заключение может быть приложено к отчету исполнения контракта лишь в случае привлечения внешнего независимого эксперта самим заказчиком.

  • Несмотря на внесения множества изменений в федеральное законодательство о контактной системе в 2015 году, некоторые из них вступают в силу лишь в 2016–2017 годах, а потому всем участникам госзакупок необходимо пристально следить за актуальностью данных и выходом новых редакций федерального закона.
  • Ниже приведено познавательное видео:
  • Автор Ирина Б.

Источник: https://GarantiiBanka.ru/goszakupka/federalnyj-zakon-o-goszakupkax.html

Федеральный закон о госзакупках 94. Описание, сравнение

13.04.2017 Федеральные законы №94-ФЗ и №44-ФЗ о закупках: сфера регулирования и разница между ними

Размещение поставок на различные товары, необходимые для нужд государственных и муниципальных учреждений, регулируется большим количеством законов, одним из которых является федеральный закон 94 о госзакупках. Данный закон был введен 21 июля 2005 года, за это время он претерпел большое количество изменений и поправок.

ФЗ 94 о закупках включает в себя девять глав, которые в свою очередь содержат 65 статей. Данный закон регулирует различные вопросы, которые касаются размещения и осуществления поставок товаров для нужд муниципальных и государственных учреждений путем проведения аукционов, конкурсов и прочих мероприятий.

ФЗ 94: что понимается под государственными и муниципальными нуждами

Как уже упоминалось выше, 94 закон ФЗ о закупках регулирует размещение заявок на покупку товаров, необходимых для различных учреждений (муниципальных и государственных).

  • Государственные нужды представляют собой потребности Российской Федерации, которые обеспечиваются за счет федерального бюджета, а также бюджетов субъектов России и других внебюджетных источников финансирования, в товарах, услугах, и прочее, которые нужны для осуществления главных функций страны в целом, ее отдельных субъектов, для выполнения различных международных обязательств и так далее;
  • Муниципальные нужды представляют собой потребности отдельных муниципальных объектов и образований, будь то села, городские округи, муниципальные районы и так далее, которые обеспечиваются за счет денежных средств местных бюджетов, в услугах и товарах.

Закон 94 фз о закупках: способы размещения заказа

Согласно ФЗ 94 о закупках существует несколько способов размещения заказа:

  1. Первым способом является проведение конкурса, в результате которого избирается лицо, которое предложило наиболее выгодные условия выполнения контракта. Конкурс может вестись как в закрытой, так и в открытой формах. Участие в конкурсе является бесплатным, однако заказчик может потребовать предоставление денежных средств в качестве обеспечения конкурсной заявки. Сумма обеспечения не должна превышать пяти процентов от стоимости контракта;
  2. Вторым способом является проведение аукциона, который представляет собой торги, в ходе которых выбирается тот участник, который предложил самую маленькую цену контракта. Аукцион также проводится в открытой или закрытой формах. Закрытая форма уместна лишь в тех случая, когда происходит размещение на заказ товаров и услуг, сведения о которых являют собой государственную тайну. Однако чаще всего аукцион проводится в открытой форме. Участие в аукционе бесплатное, однако, необходимо, как и в прошлом случае, обеспечение заявки на участие в аукционе, которое также составляет пять процентов от общей суммы. Для участников, участвующих в торгах существуют определенные требования, прописанные в 94 фз закон о госзакупках;
  3. Третий способ представляет собой запрос котировок, при котором данные, содержащие информацию о потребностях в тех или иных товарах, находятся в открытом доступе на официальном сайте. Победителем является тот, кто предложил самую низкую стоимость контракта;
  4. Также размещение заказа возможно у единственного поставщика. Такой случай применяется, если необходимые товары производятся единственным юридическим лицом, являющимся монополистом в данной отрасли.

94 закон ФЗ о закупках утратил силу

Однако 94 ФЗ с изменениями последними был в 2012 году, после чего в 2014 году фз 94, когда утратил силу, на его смену пришел федеральный закон 44 от пятого апреля 2013 года, который вступил в силу с первого января 2014 года. Именно поэтому в интернете уже не найти 94 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2016.

По своей сути этот закон представляет расширенную версию фз 94 о закупках, он имеет больше функций, однако суть от этого не меняется. ФЗ 44 состоит из 114 статей, он регулирует больше правоотношений в отличие от фз закупки 94.

По мнению разработчиков закона, данная рокировка позволит снизить риски коррупции в сфере государственных закупок, позволит лучше следить за осуществлением подписания контракта, чтобы заказчик заключал договор только с проверенными добросовестными поставщиками.

ФЗ 94 фз с изменениями, которые были внесены в последний раз в 2012 году, можно найти в интернете.

ФЗ о закупках 94: сравнения с ФЗ 44, основные отличия

Федеральный закон о госзакупках 94 имеет некоторое количество отличий от нового федерального закона 44. Основные отличия состоят в следующем:

  1. Сам по себе ФЗ 44 гораздо больше, он содержит практически в два раза больше статей. Поэтому сфера регулирования ФЗ 44 в отличие от закона ФЗ 94 о госзакупках гораздо шире и распространяется не только на государственные и муниципальные учреждения, но также и на субъекты Российской Федерации. Сам закон регулирует и нормирует различные вопросы, связанные с формированием, размещением, обоснованием государственных закупок, осуществляет контроль за исполнением государственных контрактов и так далее. В то время как закон о госзакупках ФЗ 94 распространяет свое действие только на составление и заключение договоров на доставку, различных товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  2. Закупки по ФЗ 94 могут осуществляться без какого-либо порядка, то есть формирование и размещение заказа не имеет строгой формы, отсутствие единой системы размещения заказов не является хорошим показателем, поскольку отсутствует какая-либо систематика. Согласно закону 44 существуют следующие принципы размещения заказов:
  • Вся информация должна быть в открытом доступе для всех участников и людей;
  • Необходимо обеспечивать здоровую конкуренцию, ведь конкуренция – это двигатель экономики. Однако нужно следить за конкуренцией, чтобы все было законно, чтобы она была неценовая, а нацелена на качественное исполнение;
  • Все заказчики должны быть профессионалами своего дела;
  • Вся система должна быть едина.
  1. 94 федеральный закон о госзакупках не имеет четких указаний, касающихся планирования и обоснования закупок. В нем лишь написано, что необходимо предоставлять план-график размещения заказов. Что касается нового обновленного закона, то в нем данной проблеме посвящена целая глава (глава номер 2), в которой написано, что необходимо предоставлять планы закупок на 3 года вперед, план-график размещения заказов на один финансовый год, закупки, которые не внесены в вышеописанные графики не осуществляются. Также данный закон вводит ограничения, касающиеся товаров и услуг, которые представляют предметы роскоши;
  2. Также важным изменением является то, что заказчики обязаны создавать контрактную службу и комиссию по осуществлению закупок в случае, если общий объем закупок в течение года будет более ста миллионов рублей. При этом участники таких комиссий должны иметь высшее или дополнительной образование в сфере государственных закупок. До 2016 года сотрудники могли подтверждать свои знания на курсах повышения квалификации в соответствие с ФЗ 94 о госзакупках, однако в настоящее время необходимо ссылаться на ФЗ 44. Количество членов комиссии также четко приписано, их должно быть не менее пяти в случае конкурсной или аукционной комиссии, а в случае котировочной количество экспертов должно быть не менее трех человек;
  3. Как уже было описано выше, федеральный закон 94 о госзакупках имеет 4 способа размещения заказов. В новом законе данный раздел отличается тем, что способы размещения делятся на две большие группы: конкурентные и неконкурентные. К первым относят те способы, где присутствует здоровая конкуренция (торги, конкур и так далее), вторая группа представляет закупку у одного поставщика. Новый закон ужесточил правила осуществления закупок у единственного поставщика, теперь необходимо документальное обоснование, почему был выбран единственный исполнитель и так далее;
  4. Были внесены небольшие изменения касательно информационного обеспечения заявки. Если закон о закупках ФЗ 94 обязывал размещать информацию о закупке на официальном сайте, то с 2014 года этот сайт сменился;
  5. Изменились порядки проведения конкурсах, котировок и аукционов. Важной особенностью нововведений является то, что обеспечение заявки на участие в конкурсе, начиная с 2014 года может выполняться с помощью банковской гарантии;
  6. Также было изменено положение, касающееся расторжения контракта. Если закон 94 ФЗ о госзакупках диктовал, что расторжение контракта на осуществление государственных закупок возможно в случае отказа обеих сторон и по решению суда, то новый закон вводит дополнительный случай, когда одна из сторон отказывается от получения или предоставления услуги, однако в таком случае это должно быть заранее прописано в договоре;
  7. Также важным отличием является то, что в федеральном законе № 44 были введены антидемпинговые меры, направленные на борьбу с искусственным занижением цены в корыстных целях;
  8. Были внесены изменения в требования к участникам. К уже существующим была добавлена правомочность участника закупки к заключению контракта.
Читайте также:  Сколько дают за убийство в россии и в сша

Вышеописанные изменения представляют малую часть от общего количества, однако есть разделы, которые остались нетронутыми.

Таким образом, госзакупки по федеральному закон 94 ФЗ уже не выполняются, начиная с 2014 года. Новый федеральный закон № 44 внес большие изменения в предыдущий закон, однако суть и общий смысл остались теми же.

Стоит отметить, что благодаря нововведениям были снижены случаи коррупции, улучшилась система проведения конкурсов, аукционов и котировок.

ФЗ 94 и ФЗ 44 необходимо знать и понимать, как и для чего он работает, всем людям, работающим в сфере государственных закупок.

Источник: https://fin-direct.ru/articles/federalnyj-zakon-o-goszakupkah-94-opisanie-sravnenie/

Отличия федеральных законов 44 ФЗ и 94 ФЗ

БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

Москва +74997031372, Санкт-Петербург: +78126271365, Общий: 8 (800) 333-94-83 доб. 826

Главная Юридические новости России

Хороший бланк будет спасительным в преодолении проблем при придумывании документа. Это поможет сберечь деньги на договоре юриста. Перед тем как перепечатывать пример, очень рекомендуем хорошо прочитать напечатенные в нем пункты постановлений. В настоящем они вероятно могут утратить актуальность. Сохраненные средства обычно полезны.

Федеральные законы №94-ФЗ и №44-ФЗ о закупках: сфера регулирования и разница между ними

Новой сменой закону 94 – ФЗ стал его аналог 44 – ФЗ, куда внесены некоторые изменения. Если старое законодательство регламентировало исключительно фазу размещения муниципального и госзаказа, во вновь принятом законе уделили внимание стадиям планирования закупок, а также исполнению контрактов.

В законе 44 – ФЗ делается акцент на информационную составляющую закупок с соблюдением основных принципов контрактной системы.Появились новые способы закупок: Двух этапный конкур; Ограниченное участие в конкурсе; Запрос предложений.

Введены антидемпинговые ограничения с изменением критериев оценки заявок для участия в конкурсе. В обязательном порядке необходимо обеспечивать заявку и контракт, за исключением случая работы с единственным поставщиком. В законе 44 – ФЗ разрешено участникам запроса котировок находиться рядом в момент вскрытия конверта.

Внесены изменения, касающиеся ограничений проведения запросов котировок. Закон 94 – ФЗ позволял приобретать одноимённую продукцию не больше чем на 500 000 рублей за один квартал.

Законом 44 – ФЗ, предусмотрено проведение годового объёма закупок посредством осуществления запроса котировок в размере 10 % от объёма средств, которые будут вложены во все закупки данного заказчика по плану-графику. Однако, эта сумма, не должна быть более 100 000 000 рублей за год.

Законом 44 – ФЗ предусмотрены размеры совокупного годового объёма закупок у одного поставщика на уровне 100 000 рублей, но при этом не более 5 % от всех средств, которые предполагается вложить в закупки у этого заказчика. Эти ограничения распространяются на закупки для сельских поселений.

  • В целом нововведения коснулись следующих областей:
  • 1.            Планирование закупок
  • 2.            Обоснование закупок
  • 3.            Общественное обсуждение
  • 4.            Максимальная начальная цена контракта
  • 5.            Размещение заказа
  • 6.            Информационная единая система
  • 7.            Исполнение контрактов

8.            Общественный мониторинг.

В законе 44 – ФЗ в отличие от предшественника планы – графики привязываются к целевому мероприятию. Регламентировали процедуру внесения изменений и предусмотрели последствия, касающиеся внесения в план-график закупок.

Заказчики, будут обосновывать все закупки, в плане будет обосновываться объект, в частности, как он поможет в решении поставленной цели.

Все внесённые изменения призваны усовершенствовать систему государственных закупок и сделать её более призрачной.

Отличия федеральных законов 44 – ФЗ и 94 – ФЗ

Новой сменой закону 94 – ФЗ стал его аналог 44 – ФЗ. куда внесены некоторые изменения. Если старое законодательство регламентировало исключительно фазу размещения муниципального и госзаказа, во вновь принятом законе уделили внимание стадиям планирования закупок, а также исполнению контрактов.

В законе 44 – ФЗ делается акцент на информационную составляющую закупок с соблюдением основных принципов контрактной системы.Появились новые способы закупок: Двух этапный конкур; Ограниченное участие в конкурсе; Запрос предложений.

Введены антидемпинговые ограничения с изменением критериев оценки заявок для участия в конкурсе. В обязательном порядке необходимо обеспечивать заявку и контракт, за исключением случая работы с единственным поставщиком. В законе 44 – ФЗ разрешено участникам запроса котировок находиться рядом в момент вскрытия конверта.

Внесены изменения, касающиеся ограничений проведения запросов котировок. Закон 94 – ФЗ позволял приобретать одноимённую продукцию не больше чем на 500 000 рублей за один квартал.

Законом 44 – ФЗ, предусмотрено проведение годового объёма закупок посредством осуществления запроса котировок в размере 10 % от объёма средств, которые будут вложены во все закупки данного заказчика по плану-графику. Однако, эта сумма, не должна быть более 100 000 000 рублей за год.

Законом 44 – ФЗ предусмотрены размеры совокупного годового объёма закупок у одного поставщика на уровне 100 000 рублей, но при этом не более 5 % от всех средств, которые предполагается вложить в закупки у этого заказчика. Эти ограничения распространяются на закупки для сельских поселений.

  1. В целом нововведения коснулись следующих областей:
  2. 1.            Планирование закупок
  3. 2.            Обоснование закупок
  4. 3.            Общественное обсуждение
  5. 4.            Максимальная начальная цена контракта
  6. 7.            Исполнение контрактов

8.            Общественный мониторинг.

В законе 44 – ФЗ в отличие от предшественника планы – графики привязываются к целевому мероприятию. Регламентировали процедуру внесения изменений и предусмотрели последствия, касающиеся внесения в план-график закупок.

Заказчики, будут обосновывать все закупки, в плане будет обосновываться объект, в частности, как он поможет в решении поставленной цели.

Все внесённые изменения призваны усовершенствовать систему государственных закупок и сделать её более призрачной.

Отличия между 94-ФЗ и 44-ФЗ

Новые (измененные) требования к участникам!

Борьба с коррупцией

Начиная с января 2014 года, процесс государственных закупок будет осуществляться согласно новому закону 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который был одобрен советом федерации. Данный закон пришел на смену 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Как показала практика, старый закон не позволял решить такие вопросы, как необходимость повышения эффективности расходов из бюджета, конечной целью которых является победа над коррупцией. Новый закон, таким образом, призван к решению этих проблем.

Среди основных недостатков старого закона необходимо отметить узкую направленность. Особое внимание в законе уделялось процедуре проведения торгов. Что касается нового закона, то он регламентирует все сферы, которые могут быть отнесены к затратам бюджетного характера.

Читайте также:  Правила оформления ученического договора с работником предприятия: сроки заключения и образец документа

Новая система подразумевает необходимость планирования закупок с разработкой плана сроком на 3 года. Кроме того, на каждый год составляется план-график. Также 44-ФЗ вводит такие понятия, как нормирование. В предыдущей версии закона осуществление закупок проводилось посредством электронного аукциона.

В 44-ФЗ закупки могут быть результатом конкурсов, имеющих ограниченное участие, и конкурсов, проводимых в два этапа.

Борьба с демпингом

Контрактная система вводит также ряд мер, которые направлены на борьбу с демпингом, а также общественное обсуждение обязательного плана в случае закупок, стоимость которых выше, чем миллиард рублей.

Для того чтобы государственные закупки приводили к необходимому результату, могут использоваться различные способы, такие как безальтернативная передача контракта исполнителю решение правительства либо манипуляции при проведении конкурсов и аукционов.

Примечательно также, что эти возможности приветствуют на каждом этапе закупки от начала и до момента претворения контракта в жизнь. В качестве примера можно привести ситуацию, когда требования к продукции составляют под отдельного производителя.

При этом условия договора практически нереальны для работы своего поставщика.

В новом законе ФЗ-44 есть элементы, с помощью которых можно эффективно бороться с коррупцией, перекрывая некоторые пути. Так, специальная информационная система, в которой содержится список банковских гарантий, способна решить проблему обнаружения подделок.

Все те, кто следит за новостями в данной сфере, наверняка читали о том, как в Москве были задержаны аферисты, продающие гарантии на 1 млрд рублей. В свою очередь, библиотека типовых контрактов позволяет решить проблемы с нечеловеческими условиями договоров.

Тем не менее, нельзя отрицать, что лица, заинтересованные в манипуляции результатами, без проблем могут использовать нужное количество инструментов.

Впрочем, не следует забывать о том, что в основе многих проблем, порождаемых предыдущим законом, лежат сами люди.

Очень часто ошибки при закупкам по старому закону допускались по вне самих людей, таких как заказчик, поставщик и органы контроля. Кроме того, нарушения могли быть результатом непрофессионализма.

В рамках новой системы 44-ФЗ предполагается организация контрактной службы. Таким образом, кадровые проблемы автоматически будут переходить к ней. Однако новый закон также предполагает, что в закупочной комиссии должны быть также независимые эксперты. Судить о том, насколько эффективно будет работать контролирующий механизм, сложно, и это покажет время.

Решение споров

Отдельно стоит рассмотреть судебные решения, которые были накоплены в рамках старого закона по ряду стандартных ситуаций, которые сегодня необходимо рассматривать с нуля.

Например, ранее большая часть споров могла быть решена до суда, если речь шла о заказчике и поставщике.

Теперь же на определенных этапах госзакупок контроль над поставщиком и заказчиком никто не осуществляет, а спорные вопросы может рассматривать только суд, которому на это нужно несколько месяцев, а то и лет.

Если же говорить вкратце о тех моментах, которых коснулись нововведения закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то это этап планирования, обоснование и общественное обсуждение закупок. Кроме того, нужно отметить особенности максимальной цены контракта, его исполнение и условия размещения заказа.

Закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подразумевает, что графики будут привязываться к целевому мероприятию.

При этом также была регламентирована процедура по внесению изменений, а также последствий, которые касаются внесений в данный график. Теперь заказчики должны правильно обосновывать закупки, а в план должны вноситься обоснования объекта.

Например, должен освещаться такой вопрос, как его эффективность на пути к достижению цели.

Все нововведения сделаны для того, чтобы сделать процесс государственных закупок как можно более прозрачным, и проводить эффективную борьбу с коррупцией.

Источник: http://bfmac.com/yuridicheskie-novosti-rossii/otlichiya-federalnyh-zakonov-44-fz-i-94-fz.html

Регулирование системы государственных закупок

Страница 2 из 2

 На современном этапе социально-экономического развития страны одним из стратегических инструментов обеспечения качества нового экономического роста являются государственные закупки, которые выступают одним из ключевых процессов и фактически отражают качество отношений государства, бизнеса и общества.

В мониторинге применения Федерального закона № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по итогам I-II квартала 2015 года, подготовленном Минэкономразвития, отмечается, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, наблюдается положительная динамика роста объёма закупок. Объем закупок, осуществляемых заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ [2], составляет 23 % валового внутреннего продукта Российской Федерации в ценах 2014 года [3].

Эффективное функционирование системы государственных закупок оказывает существенное воздействие практически на все стороны жизнедеятельности как страны в целом, так и любого региона.

Система государственных закупок является обязательным, неотъемлемым элементом управления и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1], который был призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ 2005года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг». Контрактная система, предлагаемая в качестве альтернативы устаревшему закону, предполагает переход от практически не действовавшего механизма к регулированию полного цикла государственных закупок и должна заменить действующий закон о государственных и муниципальных закупках.

  • Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
  • К участникам контрактной системы относятся: федеральные органы исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, госкорпорация по атомной энергии «Росатом», заказчики, поставщики (подрядчики, исполнители), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок.
  • Заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, а именно для:
  • — достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования), государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами;
  • — исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;
  • — выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
  • Целью создания контрактной системы является обеспечение открытости и прозрачности в сфере закупок, повышение профессионализма заказчиков, стимулирование введения инноваций, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
  • Можно выделить три ключевых направления закупок товаров, работ, услуг:
  • — государственные и муниципальные закупки регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • — оборонный заказ — регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
  • — закупка субъектов государственного сектора экономики — регулируется Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223–ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2], сюда входят следующие организации: государственные организации и государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, водоснабжения; государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества, в Уставном Капитале которых доля участия РФ, субъекта или муниципального образования в совокупности превышает 50 %; дочерние хозяйствующие общества, в уставном капитале которых более 50,5 долей в совокупности принадлежит всем указанным выше лицам.

Следующее значительное нововведение принятого закона № 44-ФЗ касается изменения перечня способов осуществления закупок.

По сравнению с законом № 94-ФЗ указанный перечень существенно вырастет: появляется процедура запроса предложений (симбиоз запроса котировок и открытого конкурса), процедура 2-х этапного конкурса (открытого и закрытого), конкурса с ограниченным участием (открытого и закрытого), электронный аукцион (аналог современного ОАЭФ), закупка у единственного источника.

Таким образом, заказчику даётся более широкий выбор способов определения поставщика. Кроме этого, несколько уточняются существующие способы размещения заказов, а также более точно проводится разграничение оснований для использования каждого из возможных способов.

С принятием нового закона было несколько изменено основное направление развития в области способов размещения заказа.

В отличие от закона № 94-ФЗ, согласно которому основным способом является открытый аукцион в электронной форме, в контрактной системе содержится предписание к заказчикам осуществлять большинство закупок методом открытого конкурса.

В целях соблюдения интересов участника размещения заказа, который вынужден нести расходы на подготовку конкурсной документации, ограничиваются полномочия заказчика по пересмотру условий торгов после размещения извещения о них.

Согласно закону № 44-ФЗ, заказчик более не вправе отказаться от проведения конкурса, а возможность внесения изменений в документацию (в течение 5 дней с момента публикации извещения) не распространяется на изменение объекта закупок, формы обеспечения заявок или его размера.

Законом № 44-ФЗ были введены две новые разновидности конкурсных процедур: конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Конкурс с ограниченным участием предусматривает наличие процедуры предквалификации поставщика, прохождение которой является обязательным условием для участия в конкурсе.

Особенностью двухэтапного конкурса является тот факт, что он наделяет заказчика правом изменения объекта закупки и критериев оценки заявок непосредственно при проведении конкурса. На первом этапе участники подают свои первоначальные заявки без указания предлагаемой цены контракта.

По результатам рассмотрения указанных заявок заказчик может уточнить документацию. После этого, в соответствии с уточненной конкурсной документацией, участники подают свои окончательные заявки; при этом ко второму этапу допускаются все желающие, а не только те, кто направил заявки на первом этапе.

Введение данного способа размещения заказа позволяет в некоторой степени решить довольно острую проблему заказчика, который вынужден самостоятельно составлять подробное техническое задание, нередко не обладая достаточной компетенцией в сфере закупаемой продукции.

Рассмотрение предварительных конкурсных заявок, которые, по своей сути, схожи с широко распространенными в сфере корпоративных закупок коммерческими предложениями, позволит заказчику оптимально составить требования к закупаемым товарам, работам или услугам.

Читайте также:  Ответственность за врачебную халатность по статье 239 ук рф: понятие, образец жалобы, подача иска в суд

Существенная роль в повышении качества управления закупками отведена созданию единой информационной системы государственных закупок (ЕИС).

Единая информационная система призвана обеспечить сбор, хранение, получение и анализ данных по всем этапам обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществления закупок товаров, работ, услуг, является общедоступной, за исключением информации ограниченного доступа.

Информация будет предоставляться бесплатно путем размещения на информационных ресурсах в Интернете на официальном сайте ЕИС. Соответственно контролирующие органы и участники процесса будут иметь равный доступ к полной официальной информации и смогут воспользоваться ею по своему усмотрению.

Единая информационная система, которая придёт на смену нынешнему сайту Zakupki.gov, будет более всеохватывающей и продвинутой в плане поиска информации, что будет способствовать прозрачности закупок. Единая информационная система в сфере закупок должна быть введена в эксплуатацию не позднее 1 января 2016 года.

Подводя итог, следует отметить, что принятие закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стало важнейшим шагом на пути становления системы государственных закупок.

Впервые был полноценно закреплен комплексный и ориентированный на результат подход к публичным закупкам. Однако принятие закона № 44-ФЗ не может рассматриваться как завершение процесса реформирования данной сферы.

В законе сохранился ряд недостатков действующего законодательства, устранение которых является обязательным условием для создания работоспособной системы управления закупками.

Совершенствование системы закупок для государственных нужд необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях размещения заказа, используя инструменты проектного управления, включающего в себя детальное планирование, сопоставление различных вариантов достижения желаемых результатов, оценку и управление рисками, а также меры по повышению качества и целевого расходования средств в ходе исполнения государственного контракта.

Несмотря на все доработки, предстоит еще работа по дальнейшему совершенствованию законодательства о контрактной системе как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях.

Необходимо приложить максимум усилий, чтобы все звенья контрактной системы заработали своевременно и результативно.

В этом смысле контрактная система должна стать действенным инструментом в проведении эффективной социально-экономической политики и управлении развитием территорий.

Таким образом, внедрение системы государственных закупок открывает стратегические перспективы для повышения конкурентоспособности и стабильности предпринимательской среды.

Литература

  1.      О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон № 44-ФЗ от 5.04.2013 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.garant.ru.

Источник: https://scienceproblems.ru/regulirovanie-sistemy-gosudarstvennyh-zakupok/2.html

Закон о госзакупках: отличия ФЗ 223 от ФЗ 94

Федеральный закон № 223 призван, чтобы упорядочить некоторые нормы старого закона, а также сделать участие в тендерах более удобным для поставщиков. Закон о госзакупках способствует созданию прозрачной среды для всех участников конкурсов.

Основные нововведения:

— Информационная гласность. По новым правилам заказчик обязан размещать объявление о предстоящих и прошедших закупках на официальном сайте компании, таким образом, все желающие могут увидеть эту информацию. Данный пункт направлен на снижение коррупции в сфере тендеров.

— Отсутствие четких требований к процедуре проведения закупок. Закон о госзакупках оставляет заказчику право самому выбирать условия.

— Новый реестр недобросовестных поставщиков. В этот список попадают исполнители, уклонившиеся от выполнения обязательств по контракту, а также нарушившие условия договора.

— Способы закупки. Основные способы закупки, прописанные в законе, аукцион и конкурс. Предусматривается и проведение  в электронной форме.

Закон о госзакупках прописывает новые правила, по которым конкурсанты могут обжаловать неправомерные действия заказчика:

1. Нарушение заказчиком сроков размещения положения о закупке.

2. Требование заказчика представить документы, не прописанные в закупке.

3. Осуществление закупки без размещения положения о закупке.

Сложности для поставщиков

223 ФЗ удобен в использовании крупным государственным корпорациям, а мелкие предприятия могут испытывать некоторые сложности. Так, снижение начальной (максимально) цены контракта может сильно ударить по фирмам, чья стабильность находится под вопросом.

Другая проблема, которая возникает у участников, — это не правильное понимание некоторых пунктов закона.

Так в 223 ФЗ говорится о том, что участник может подать жалобу в случае, если заказчик нарушает сроки о размещении положения о закупке.

Но в то же время, если заказчик не разместил положение о закупке, он может руководствоваться нормами 94 ФЗ. То есть, заказчику предоставляются привилегии выбора более удобных для него условий.

Однако закон о госзакупках осложнил жизнь тем организациям, которые предпочитали заключать контракт напрямую с понравившимся поставщиком. Руководители бюджетных предприятий теперь обязаны проводить закупки в соответствии с положениями закона. А это значит, что требуются новые затраты на организацию тендерного отдела.

Андрей Якутов

Ваш проводник в мир тендеров.

Читайте по теме:

  • Государственные закупки
  • Чем отличаются госзакупки от коммерческих закупок
  • Контрактная система. Мнение специалиста
  • Как выиграть тендер
  • Обучение тендерам

Поделиться в соц. сетях

Источник: http://protendera.ru/gosudarstvennye-zakupki/zakon-o-goszakupkax-otlichiya-fz-223-ot-fz-94

Сравнительная характеристика федеральных законов 44-ФЗ и 94-ФЗ в сфере госзакупок

Закон о контрактной системе 44-ФЗ РФ от 5 апреля 2013 года до сих пор вызывает массу вопросов, связанных с правильностью его применения на практике.

Ранее действовавший закон о госзакупках 94-ФЗ от 21 июля 2005 года существенно отличался от теперешнего.

Чтобы понять, в каких случаях необходимо обязательно следовать требованиям ныне действующего документа, рассмотрим основные отличия этих двух законодательных актов.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Новый Федеральный закон 44-ФЗ был принят с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств. В законе 94-ФЗ не были предусмотрены нормы, касающиеся формирования и наблюдением за ходом исполнения заказа. В документе были установлены требования только к проведению процедуры торгов.

Если рассматривать введение изменений законодательства о госзакупках, можно выделить следующие новшества, которые вступили в силу с принятием Закона 44-ФЗ РФ:

  • Появился неограниченный доступ к информации о проведении закупок и всеми связанными с этим процессом этапами;
  • Стала обязательно публикация материалов обо всех основных этапах проведения торгов;
  • Создается государственный общественный комитет по контролю за государственными закупками;
  • Прописана ответственность заказчиков за исполнением требований законодательства в сфере закупок;
  • Определение исполнителей закупки зависит от ее предмета;
  • Предусматривается планирование на долгосрочную перспективу;
  • Установлено предельное значение понижение цены контракта (25%), после которого заказчик обязан предоставить обоснование по расчету цены;
  • В документации или плане закупки могут быть включены пункты о процедуре изменения или расторжения контракта;
  • Предусмотрен аудит исполнения контрактов.

Федеральный закон 44-ФЗ имеет значительно большую сферу влияния. Хотя, нельзя не признать, что он усложнил процесс проведения государственных закупок. В нем предусмотрены разделы, регулирующие:

  • Планирование закупок;
  • Осуществление закупок;
  • Мониторинг и аудит закупок;
  • Контроль в сфере закупок;
  • Разрешение спорных ситуаций;
  • Осуществление отдельных видов закупок.

По сравнению с 94-ФЗ, новый нормативный акт распространяет свое действие не только на муниципальные и государственные предприятия, но и обычные юридические лица, и автономные учреждения.

В то же время действие закона не распространяется на:

  • Международные закупки;
  • Закупки, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • Закупки драгоценных металлов и камней по пополнению Государственного фонда драгоценных металлов;
  • Назначение адвокатов в уголовном судопроизводстве и его привлечению по оказанию бесплатной юридической помощи;
  • Закупки избирательными комиссиями.

Кроме вышеописанной сферы применения, законодательные акты имеют огромное количество различий. Как говорилось выше, 44-ФЗ имеет большее количество разделов, регулирующих процесс проведения госзакупок.

Если сравнивать общие положения, то по сравнению с 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает:

  • Обязанность бюджетных учреждений соблюдать требования данного нормативного акта во всех случаях, кроме тех, когда закупки производятся:
  • За счет грантов, полученных безвозмездно
  • Если бюджетная организация является исполнителем по контракту на приобретение товаров (работ или услуг)
  • За счет полученных средств от предпринимательской деятельности
  • Установлены принципы контрактной системы, чего не было в законе 94-ФЗ
  • Законом 44-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком. Ранее достаточно было разместить на официальном сайте торгов план-график закупок на год
  • Необходимо обоснование объекта закупки, установления его стоимости и способа выбора исполнителя. Закон 94-ФЗ требовал только обоснования цены контракта
  • Законом 94-ФЗ не были установлены требования о нормировании в сфере закупок. На данный момент установлено, что приобретаемые товары должны обеспечивать действительные нужды. А также разрабатываются нормы федеральных, муниципальных нужд и нужд субъектов РФ
  • Законом 44-ФЗ предусматривается создание контрактной службы, если годовой объем закупок превышает 100 млн. руб. При меньшем доходе необходимо назначать контрактного управляющего, ответственного за проведение закупок
  • Различаются условия по созданию комиссии и ее составу. Часть положений из закона 94-ФЗ перешло в новый законодательный акт
  • В ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлены новые обязательные требования к участникам закупок
  • Законом 44-ФЗ введена обязанность предоставлять преимущество учреждениям УИС и организациям инвалидов
  • Заявки в размере не менее 15% годового объема закупок от субъектов малого предпринимательства обязаны принимать по 44-ФЗ. Условия и исключения прописаны в ст. 30
  • Ст. 31 44-ФЗ установлены новые критерии оценки заявок
  • Ранее установление денежного обеспечения заявок было правом, а не обязанностью заказчик. В ст. 44 Закона 44-ФЗ установлены условия обеспечения
  • По Закону 44-ФЗ может быть осуществлено банковское сопровождение контрактов. Ранее этой нормы не было
  • Изменены сроки отказа от проведения торгов. Согласно Закону 44-ФЗ, это возможно за 5 дней до окончания приема заявок на участие в конкурсе, либо за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок для участия в котировках
  • Установлены методы установления начальной и максимальной цен контракта. Одновременно можно применять один или несколько методов
  • Законом 44-ФЗ установлено требование об описании объекта закупки

Что касается проведения самих торгов, то закон 44-ФЗ:

  • Расширил перечень способов проведения закупок
  • Появились положения о проведении централизованных закупок
  • Изменились сроки оценки и рассмотрении заявок, заключения контракта
  • Изменены условия проведения электронных аукционов и требования об их извещении
  • Новые условия размещения заявок для единственного поставщика.

Обеспечение по исполнению контракта по закону 44-ФЗ обязательно во всех случаях без исключения, как это было предусмотрено и в законе 94-ФЗ. Для справки — где узнать подробнее про особенности 44-ФЗ и 223-ФЗ:

Источник: https://ppt.ru/news/134580

Ссылка на основную публикацию