Фас россии: задачи, функции, полномочия и поиск решений федеральной антимонопольной службы

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

  • 3 Декабря, 2019
  • Законодательство
  • Юлия Абдулбарова

Деятельность этой организации важна как для потребителей, так и для участников бизнес-отношений. Речь идет о Федеральной антимонопольной службе. В статье мы разберем, что это за учреждение, чем оно занимается, каковы его главные функции и полномочия, какова структура данной организации.

Что это?

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

  • Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением данного законодательства.
  • Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
  • Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
  • Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
  • Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.

ФАС является единственным надзорным общегосударственным федеральным органом, сотрудники которого не обязаны носить утвержденную форменную одежду.

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

Общая информация

Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:

  • Служба основана 9 марта 2004-го.
  • Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
  • Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
  • Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
  • Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
  • На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы — более 2500.
  • Руководитель управления антимонопольной службы РФ — Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
  • Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

Основные задачи

Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:

  • Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
  • Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
  • Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
  • Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
  • Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
  • Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.

Главные направления деятельности

Чем занимается антимонопольная служба в РФ? Главная ее стратегическая цель — обеспечить свободу конкуренции, ограничить монополистические нарушения в пределах экономического пространства России.

Исходя из этой цели определены главные направления работы:

  • Создание благоприятных условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих организаций, не относящихся к естественным монополиям.
  • Предотвращение и пресечение случаев вмешательства госорганов, властных региональных и муниципальных структур в функционирование рынка. Снижение вероятности коррупционного риска при размещении муниципальных и госзаказов.
  • Обеспечение равного потребительского доступа к продукции, услугам и товарам, реализуемым организациями естественной монополии. А также развитие конкуренции в среде данных естественных монополий.

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

Основополагающие законодательные акты

Теперь вы в курсе, чем занимается антимонопольная служба в нашей стране. Рассмотрим законодательные акты, которые служат для нее опорой:

  • ФЗ «О защите конкуренции».
  • ФЗ «О контрактных системах в области закупок работ, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и общегосударственных нужд».
  • ФЗ «Об оборонном и госзаказе».
  • ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегически важные для РФ хозяйствующие общества».
  • ФЗ «О рекламе».
  • ФЗ «Об основах госрегулирования в РФ торговой деятельности».

Структура ФАС

Структура организации такова:

  • Центральный аппарат, располагающийся в Москве. Состоит из отраслевых управлений.
  • Территориальные органы (на сегодня их 85).
  • При центральном аппарате действует общественно-консультативный совет. Его наполняют представители предпринимательских ассоциаций, некоммерческих объединений. Он проводит мониторинг работы ФАС, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольных законов, дает советы по пресечению его нарушений. Подобные советы действуют и при территориальных подразделениях.
  • Экспертные советы по отдельным векторам работы службы — по рекламе, недобросовестной конкуренции, электроэнергетике, вопросам связи, защите конкуренции на финансовом рынке, по развитию конкуренции в области ЖКХ, агропромышленного комплекса, развитию малого и среднего бизнеса. Экспертами тут выступают участники рыночных отношений, представители от некоммерческих объединений, контролирующих властных органов.

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

Полномочия учреждения

Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:

  • Центральный аппарат ФАС имеет право принимать нормативные акты, которые как-либо относятся к компетенциям учреждения.
  • Контроль за соблюдением организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), федеральной исполнительной властью, физическими лицами (в том числе — индивидуальными предпринимателями), субъектными и муниципальными государственными структурами законодательства антимонопольной области. Сюда входит рассмотрение дел о нарушении оного, выдача предписаний, обязательных для исполнения, проведение и плановых, и внеплановых проверок, привлечение выявленных виновных лиц к ответственности по административному законодательству.
  • Осуществление надзора за экономической концентрацией на товарных рынках, согласование проведения сделок с имуществом коммерческих учреждений, акциями (долями в уставном капитале) в случаях, что предусматривает российское антимонопольное законодательство.
  • Периодические исследования товарных рынков на факт обнаружения доминирующей позиции отдельных хозяйствующих объектов.
  • Ведение реестра с недобросовестными поставщиками. В документ включаются данные о подрядчиках, поставщиках, которых отклонили от заключения муниципальных или государственных контрактов по результатам торгов. А также сведения о тех поставщиках и подрядчиках, связи с которыми расторгнуты с привлечением суда — из-за неисполнения/ненадлежащего выполнения своих обязательств.
  • Рассмотрение ходатайств иностранных инвестиционных учреждений о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими обществами, которые имеют важное стратегическое значение для российской обороны и безопасности государства.

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

Кто может обратиться?

Чем занимается антимонопольная служба? Пожалуй, самое главное и масштабное направление ее деятельности — возбуждение дел о нарушениях российского законодательства в сфере собственной компетенции. Кто может направить жалобу в антимонопольную службу? Это следующие адресанты:

  • Физические лица.
  • Юридические лица.
  • Правоохранительная структура (предоставление материалов).
  • Сообщения СМИ.
  • По собственной инициативе — по результатам проведенных ФАС проверок.

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом:

  1. Специально для рассмотрения дела созывается комиссия. В ее составе — работники антимонопольного органа (не менее 3 сотрудников). Председателем комиссии становится или начальник данной территориальный структуры или его заместитель.
  2. Если рассматривается дело в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашают представителей Центробанка России.
  3. Дело обязательно рассматривается с участием как заявителя, так и ответчика. Они излагают собственные позиции и доказательства в их защиту.

Источник: https://fin-az.ru/446990a-federalnaya-antimonopolnaya-slujba-chem-zanimaetsya-polnomochiya-rukovodstvo

Чем занимается ФАС Российской Федерации

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — орган исполнительной власти, обеспечивающий условия конкуренции на рынках Российской Федерации.
  • В статье дается понятие антимонопольному органу, рассматриваются его функции, определяются цели и задачи, приводятся основные документы, регулирующие деятельность службы.
  • На примерах дел, возбужденных ФАС РФ, в статье описаны полномочия российских антимонопольных органов и меры их воздействия на участников рынка.
  • Федеральная антимонопольная служба – орган исполнительной власти, прямо подчиненный правительству страны.

Почти во всех странах существуют антимонопольные ведомства. Их задачи примерно одинаковы, различаются лишь полномочия и меры воздействия на рынок.

Поскольку монополии уничтожают конкуренцию, снижают эффективность рынка ввиду отсутствия стимулов к развитию, они находятся в более выгодном положении, их прибыль растет, а это противоречит принципам свободного рынка.

Функции ФАС РФ прописаны в законодательстве. Основные из них представлены в списке ниже:

  • осуществлять контроль и надзор за участниками рынка в целях поддержания конкуренции, выявлять и пресекать монополизацию;
  • наблюдать за соблюдением положений законодательства о естественных монополиях участниками рынка;
  • следить за выполнением государственных заказов, идущих на удовлетворение потребностей муниципального и федерального уровней, а также заказов министерства обороны, повышая таким образом эффективность расходов бюджета;
  • осуществлять регулирование рекламной деятельности;
  • обеспечивать равнодоступность участников рынка к товару естественных и государственных монополий;
  • пресекать попытки ограничения конкуренции со стороны муниципальных властей;
  • устанавливать тарифы и контролировать их применение в отраслях экономики, подконтрольных естественным монополиям (тепло-, водоснабжение, железнодорожный транспорт и т. д.).

Исходя из функций антимонопольной службы формулируется ее главная цель — создание условий для свободной конкурентной среды и предотвращение монополизации рынка.

Задачами антимонопольного органа являются:

  • регуляция деятельности компаний, не являющихся естественными монополиями с целью предотвращения монополизации и нарушений принципов свободного рынка;
  • контроль деятельности естественных монополий;
  • ограничение влияния органов государственного и муниципального уровней на рынок.

Объектами подобного регулирования становятся различного рода соглашения (вертикальные, горизонтальные, картельные), недобросовестная конкуренция, монополистическая деятельность участников рынка, ценовая дискриминация.

Ключевые документы для регулирования

Деятельность антимонопольной службы регулируется законодательством РФ. Первый документ – Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

Существование ФАС РФ началось с того, что в нее вошли органы, прежде выполнявшие ее функции.

Также были внесены изменения в предшествующие постановления, поставлена задача по переработке антимонопольного законодательства.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ были затронуты вопросы монополистической деятельности и мер по ее пресечению, установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, введены антимонопольные требования к проведению сделок, установлены функции и полномочия ФАС РФ.

К документам, регулирующим действия службы, относятся и следующие федеральные законы:

Они регулируют действия естественных монополий, исполнение и заключение государственных контрактов.

Спектр полномочий

В Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ четко прописаны полномочия ФАС РФ.

Так, например, служба обязана выявлять нарушения антимонопольного законодательства, возбуждать и вести административные дела по этим фактам.

В 2007 году УФАС по Оренбургской области возбудило дело по поводу взаимоотношений между коммерческим банком «Агроимпульс» и областным правительством и доказало нарушение закона «О защите конкуренции».

Согласно договору, заключенному между сторонами, «Агроимпульс» брал на себя финансирование региональных программ, размещение и обслуживание облигаций областного правительства. Такое соглашение могло привести к ограничению конкуренции в сфере банковских услуг.

  1. После суда антимонопольная служба выдала предписание Правительству Оренбургской области изменить условия соглашения.
  2. В этом деле демонстрируется еще одно полномочие органа – оформление предписаний, цель которых либо прекратить действия, способные повлечь ограничение конкуренции, либо изменить документ (соглашение, договор) так, чтобы он соответствовал антимонопольному законодательству.
  3. Антимонопольная служба также может:
  • направлять иски в арбитражные суды с требованием вплоть до ликвидации компании или привлечения ее к ответственности за противозаконные действия;
  • публиковать в сети интернет примеры своей деятельности, вести реестры хозяйствующих субъектов, содержащие нарушения антимонопольного закона;
  • осуществлять проверку компаний на соблюдение ею положений закона.
Читайте также:  Система управления закупками «1с: erp управление предприятием» и ее основные функциональные возможности

Меры воздействия

  • Антимонопольная служба использует различные меры по воздействию на участников рынка.
  • В целях защиты конкуренции служба вносит изменения, новые положения в правовую основу, которой руководствуются стороны при заключении сделок и договоров, устанавливает антимонопольные требования к торгам, а также создает условия для состязательного отбора исполнителей заказов, в том числе государственного и муниципального уровней, вводя те или иные ограничения и предписания.
  • Для пресечения монополизации ФАС РФ пользуется полномочиями вводить запреты.
  • Например, антимонопольный орган может запретить организациям использовать свое доминирующее положение на рынке, заключать соглашения, способные нарушить конкуренцию и дать одной фирме монопольное право на выполнение заказов и оказание услуг.
  • Так было с компаниями ОАО «Химпром» и ОАО «Каменскволокно»: в кооперации они занимались производством бронежилетов, что привело к монополизации отрасли и неоправданно высокой цене товара.
  • ФАС РФ признала, что оба акционерных общества воспользовались доминирующим положением на рынке и подняли цену.
  • Служба вводит запреты на координацию экономической деятельности, на недобросовестную конкуренцию и на согласованные действия органов власти и негосударственных организаций, которые могут стать причиной монополизации рынка.
  • Например, ОАО «РЖД» координировало покупателей кабельно-проводниковой продукции, что привело к снижению показателей тех компаний, что не входили в группу «РЖД».

Для предупреждения действий, мешающих здоровой конкуренции, ФАС РФ предоставляет государственные и муниципальные преимущества и льготы (освобождение от платежей, снижение налогов и т. д.), осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией.

  1. При этом ФАС РФ не пытается устранить интеграцию, а только следит за тем, чтобы фирмы с высокой долей продукции в сегменте рынка не использовали доминирующее положение.
  2. Антимонопольная служба РФ регулярно проводит проверку фирм, запрашивает информацию об их сделках, а также следит за соблюдением антимонопольного права в рекламной деятельности.
  3. Так, ФАС РФ возбудило дело в отношении «Яндекса»: компания разместила рекламу, в которой утверждалось, что их поисковая система — №1 в России.
  4. Это соответствовало действительности, поскольку их поисковая доля достигала на тот момент 51%, но законодательство запрещает некорректное сравнение между участниками рынка и их товарами.

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

  • В частности, недопустимо заявлять о том, что товар одной компании лучше товара другой компании, но разрешено использовать конкретные параметры продукта, которые подтверждали бы его первенство.
  • Вдобавок ко всему ФАС РФ подготавливает законопроекты, в том числе федеральные законы, постановления Правительства РФ.
  • Важным направлением работы является наблюдение за сделками, которые могут привести к контролю со стороны других стран над отечественными организациями, выполняющими государственные заказы.
  • Служба также регулирует тарифы электроэнергетических, газовых, железнодорожных и других предприятий, являющихся естественными монополиями.
  • О своей деятельности антимонопольная служба ежегодно отчитывается Правительству РФ.
  • О назначении главного антимонопольного органа подробно можно узнать из видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/razvitie/konkurenciya/fas.html

Федеральная антимонопольная служба

  • Добавлено в закладки: 0
  • Что такое федеральная антимонопольная служба? Описание и определение понятия
  • Федеральная антимонопольная служба – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции принятия правовых нормативных актов и контролю за выполнением законодательства в области деятельности естественных монополий (в части полномочий антимонопольного органа, которое установлено законодательством), рекламы, антимонопольного законодательства, контролю за проведением зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону безопасности государства и страны, контроля (надзора) в области оборонного государственного заказа и в области закупок услуг, товаров, работ для обеспечения муниципальных и государственных нужд и согласованию использования закрытых методов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

История

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службыПредшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет России по антимонопольной политике и поддерживанию современных экономических структур (ГКАП России), который образован соответственно с Законом России от 14 июля 1990 года «О государственных комитетах РСФСР и республиканских министерствах и». Председателя Комитета назначил Черногородский Валерий. Штатное количество сотрудников аппарата определяется в 150 единиц, ввели Временное положение о ГКАП России, которое утвердило Постановление Совета Министров РСФСР от 10.09.1990 года № 344.

Соответственно с Указом Президента РФ от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете РФ по поддержке новых экономических структур и антимонопольной политике» Для того, чтобы обеспечить развитие рыночных отношений и конкуренцию в Российской Федерации, для исполнения Законов Российской Федерации «О ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и конкуренции» и «О защите потребительских прав» утверждается новое Положение о ГКАП России (добавлены функции и задачи), а количество сотрудников центрального аппарата увеличили до 350 единиц (не учитывая персонал по обслуживанию и охране зданий). Председателем Комитета в ноябре 1992 года назначили Леонида Бочина.

Для воплощения в жизнь Послания Президента РФ Федеральному собранию 1997 года по части приведения структуры Правительства РФ и структуры федеральных органов исполнительной власти в согласие с требованиями преобразований экономического характера. Указ Президента РФ от 17.03.

1997 года № 249 «Об усовершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Госкомитет РФ по поддержке новых экономических структур и антимонопольной политике трансформирован в Антимонопольный государственный комитет РФ.

Председателем Комитета в августе 1997 года назначили Наталью Фонареву.

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск решений Федеральной антимонопольной службы

Количество сотрудников центроаппарата 1189 человек, региональных штабов: 2315 человек.

В центральном аппарате были образованы отделы: развития конкуренции на финансовых рынках и контроля за выполнением законодательства о биржах, по правовым вопросам, поддержки и развития предпринимательства, контроля деятельности естественных монополий в сфере связи, контроля работы на транспорте естественных монополий. Положение о Министерстве РФ по поддержке предпринимательства и антимонопольной политике утвердило Постановление Правительства РФ № 793 от 12.07.1999. В мае 1999 министром стал Южанов Илья.

Источник: https://biznes-prost.ru/federalnaya-antimonopolnaya-sluzhba.html

Как найти решение фас по жалобе

ПОИСК РЕШЕНИЯ И ПРЕДПИСАНИЯ ФАС ПО ЖАЛОБЕ (Как найти)

  •  Все решения в области Госзакупок ФАС  обязательно публикует на официальном сайте.
  • Для чего нужно искать решение ФАС.
  • Для начала разберемся, что же представляет собой база решений ФАС по жалобам 44-ФЗ.
  • Это онлайн-ресурс, содержащий информацию по заключениям федеральной антимонопольной службы в связи с урегулированием споров, возникших в результате внеплановых проверок участников контрактной системы, а также решений по поводу плановых ревизий.

На первый взгляд может показаться, что пользоваться базой поставщику необходимо только при подаче жалобы и отслеживании результата по ней.

Однако, данный каталог текстов необходим еще и в следующих случаях:

Аналитика заказчика

Перед участием в торгах поставщику следует ознакомиться с историей закупок, проводимых конкретным заказчиком. Насколько «проблемны» проводимые им торги.

Если в большинство заказов проходят с разбирательствами в ФАС, то следует взвесить все плюсы и минусы участия в данных закупках.

Мониторинг аналогичных разбирательств

Прежде чем направить жалобу, участнику целесообразно ознакомиться с текстами заключений, вынесенных по аналогичным проблемным ситуациям.

Поставщику будет легче аргументировать свою позицию, предоставить доказательную базу со ссылками на нормативные правовые акты и, что немаловажно, сослаться на аналогичные документы

Сведения можно предоставлять не только по делам управлений антимонопольной службы конкретного округа, но и любого иного региона.

Поиск конкретных документов

  1. Ну и основная функция базы — это поиск заключений заинтересованных участников процесса.
  2. Все привлеченные к процессу разбирательства лица вправе ознакомиться с результатами проверки.
  3. Если заключение не удовлетворяет требованиям поставщика, он имеет право на обжалование решения ФАС в судебном порядке.

Как найти РЕШЕНИЕ на сайте ФАС

На официальном сайте антимонопольной службы на главной странице доступен раздел «База».

Страница «Правовые акты» открывает доступ к поиску документов по всей сфере деятельности контролирующего органа.

Необходимо указать сферу деятельности «Контроль госзакупок».

В разделе «Тип правового акта» указать «Решение по жалобам».

Указать структурное подразделение. Это может быть как Центральный аппарат (к примеру, заявления на действия оператора торговой площадки), так и территориальные управления.

Ну и, наконец, если известно, указать номер документа и период, в течение которого вынесено заключение.

База также доступна на сайтах конкретных управлений.

Как найти в ЕИС

Намного проще система поиска построена на сайте Единой информационной системы. Заключения по жалобам находятся в специальном реестре (раздел «Мониторинг, аудит и контроль») доступен многочисленный набор параметров по поиску необходимых документов.

Поиск осуществляется по следующим параметрам: статус, содержание, субъект жалобы, орган контроля, данные участника, дата поступления документа и др.

Как можно заметить, намного проще ввести данные заказчика, на кого подана жалоба, или же сведения поставщика, кто подал заявление для проверки.

Порядок подачи жалобы по 44-ФЗ (ст. 105)

В государственных закупках работа и добросовестность поставщиков находится под особым контролем и за существенные нарушения действующего законодательства можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков. материал на эту тему можно посмотреть по ссылке.

Работу заказчиков контролирует сразу несколько федеральных ведомств.

Данному виду контроля в Законе о контрактной системе отведена целая глава, которую мы рассмотрели в этой статье. Однако, на этом контроль за закупками заказчика не заканчивается.

Для обеспечения прозрачности и доступности закупок, не допущения ограничения конкуренции и сговора между сторонами госзаказа Законом о контрактной системе предусмотрена возможность подачи жалобы.

Стоит отметить, что жалобу можно подать как на неправомерные действия, так и на бездействие.

На кого можно жаловаться?

Это могут быть заказчики и его должностные лица, уполномоченные учреждения, оператора электронной площадки и оператора специализированной электронной площадки.

Кто может жаловаться?

По сути, исходя из части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, пожаловаться может любой гражданин, если действия или бездействия должностных лиц нарушают права и интересы этого гражданина.

Когда можно подавать жалобу?

В любое время определения поставщика, но не позднее десяти календарных дней с даты подведения итогов закупки. То есть фактически жалобу можно подать в любой момент с даты размещения закупки в Единой информационной системе до даты заключения контракта.

Но всё было бы так просто, если б это не был наш горячо любимый 44-ый.

Есть несколько нюансов:

на положения документации и извещение о закупке жалоба может быть подана не позднее окончания срока подачи заявок;

если жалоба направлена на действия (бездействия) должностных лиц во время или после рассмотрения заявок, то подать её может только участник закупки, подавший заявку на участие в торговой процедуре;

если обжалуемые действия совершены после рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсах и аукционах или при заключении контракта, то обжалование таких действий осуществляется до заключения контракта;

обжалование действий (бездействий) оператора электронной площадки и специализированного оператора электронной площадки возможно в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий.

Читайте также:  Сокращение штата и численности работников: в чем разница? права сотрудников при увольнении

По окончании этих сроков жаловаться можно только в судебном порядке.

КУДА ПОДАТЬ ЖАЛОБУ?

Жалобу на действия (бездействия) должностных лиц необходимо подавать в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок исходя из подведомственности заказчика (федерального уровня, уровня субъекта, органы местного самоуправления, контрольные органы в сфере гособоронзаказа).

Также подача жалобы в ФАС не является препятствием для одновременного обращения с исковым заявлением в судебные органы.

Информация о всех поданных жалобах и принятых по ним решениям включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Данные, внесённые в реестр, доступны для ознакомления в свободном доступе в Единой информационной системе в разделе «Контроль и аудит».

ВОЗВРАТ ЖАЛОБЫ

Казалось бы, что здесь сложного? Написал своё мнение — бумага всё стерпит, приложил документы, какие посчитал нужным, а там знающие люди разберутся. Но всё далеко не так.

Жалоба может быть возвращена лицу, её направившему.

Решение о возвращении жалобы должно быть принято в течение двух рабочих дней с даты обращения. Поэтому если этот срок истёк, а вам никто жалобу не вернул, то, скорее всего, вашу жалобу рассматривают.

Закон о контрактной системе даёт возможность участнику закупки отозвать поданную им же жалобу. Произойти это должно ДО принятия решения по жалобе. И больше по тем же причинам жаловаться у участника не получится. Закон это запрещает.

Причины возврата жалоб:

Жалоба не соответствует требованиям Закона о контрактной системе — не подойдёт вариант «пишу как хочу».

Жалоба не подписана уполномоченным лицом — даже если все документы по жалобе в порядке, но в сопроводительном письме забыли поставить подпись, то всё будет возвращено обратно жалобщику

Жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами — необходимо приложить приказ наделении полномочиями по направлению жалоб либо о назначении (тогда лучше приложить копию должностной инструкции, если в приказе прямо не указаны полномочия по направлению обращений).

Жалоба на те же действия (бездействия) по которым уже есть решение суда или контрольного органа — увы, так тоже бывает, иногда кто-то успевает быстрее нас.

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ЖАЛОБУ В КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

В первую очередь, необходимо знать, что жалоба подаётся в письменном виде. Никакие e-mail-ы, телеграфы, факсы и усиленные электронные цифровые подписи здесь не действуют. При подаче жалобы (точнее уже при её оформлении) участником закупки формируется целый пакет документов.

Обязательные требования Закона по содержанию жалобы:

  • Наименование, местонахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов лица, действия (бездействия) которого обжалуются.
  • Наименование, местонахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов лица, подавшего жалобу.
  • Указание на закупку, за исключением случае обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

Указание на обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц.

Документы, подтверждающие обоснованность жалобы — это могут копии документов или скриншоты монитора компьютера, например.

Сопроводительное письмо с указанием перечня прилагаемых к жалобе документов.

Сама жалоба подписывается лицом её подающим либо его представителем. Если жалоба подаётся представителем, то необходимо приложить доверенность или иной подтверждающий его полномочия документ.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №728;

Источник: https://44fzrf.ru/kak-nayti-reshenie-fas-po-zhalobe/

Топ-5 самых интересных антимонопольных споров за год — новости Право.ру

Именно в 2017 году развернулись основные баталии по делу о крупнейшем в России картеле – в нем участвовало более 90 компаний, а общая сумма начальной цены контракта перевалила за 3,5 млрд руб.

Кроме того, в прошлом году ВС подчеркнул: произвольный контроль антимонопольного органа за проведением корпоративных закупок недопустим и ФАС не может навязывать бизнесу свое видение процедуры организации торгов и критериев определения победителей.

АК «Алроса» vs ФАС

«Алроса» провела тендер на строительство 153-километровой автомобильной дороги для тяжелого и крупногабаритного транспорта. Проект требовал больших затрат: начальная стоимость работ составляла больше 500 млн руб. по каждому лоту.

Вскоре после проведения тендера компания «Петро-Хэхуа» пожаловалась на действия «Алросы» в ФАС. Жалобу признали необоснованной, но вместе с тем при проведении проверки обнаружили нарушения закона о закупках.

В частности, в тендере потенциальному исполнителю запрещалось привлекать субподрядчиков, запрещалось коллективное участие, содержались требования о наличии определенных сотрудников в штате, а также необходимой для работ техники непосредственно у исполнителя.

С момента создания юрлица, участвующего в тендере, должно было пройти не менее двух лет и фирмы не должно быть в реестре недобросовестных поставщиков «Алросы». Также в тендере не было указано, до какой даты его участники могут попросить предоставить им разъяснения, касающиеся предложения.

Нарушения, которые нашла ФАС, на результаты тендера не повлияли, а потому антимонопольный орган не предписывал их устранить. Однако «Алроса» оспорила решение ФАС в суде. АСГМ, рассмотревший дело в первой инстанции, удовлетворить требования компании отказался, с ним согласились апелляция и кассация.

ВС отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение (№ А40-3315/2016). При этом ВС подчеркнул: произвольный контроль антимонопольного органа за проведением корпоративных закупок не соответствует целям и задачам, возложенным на этот орган действующим законодательством (см. «Верховный суд ограничил антимонопольный контроль закупок»).

«Требования к участникам закупки могут нарушать законодательство, если доказано: условие включено в документацию о закупках для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых процедур», – разъяснила советник АБ «Казаков и партнёры» Лина Тальцева. «Любые дополнительные требования к участникам закупки ограничивают круг потенциальных участников. Но это не является нарушением, если только такие ограничения не приводят к необоснованному ограничению конкуренции», – подтвердил руководитель Антимонопольной практики «ФБК Право» Сергей Ермоленко.

ООО «Газпром трансгаз Чайковский» vs ФАС

УФАС по Пермскому краю обнаружило у ООО «Газпром трансгаз Чайковский» нарушения в запросе предложений на ремонт легковых автомобилей по жалобе «Центра сервисного обслуживания». В частности, обществом не был соблюден порядок определения победителя тендера.

УФАС выдала предписание провести запрос предложений заново, а также скорректировать правила закупок в ГК «Газпром»: установить срок заключения договора с победителем не ранее 10 дней с момента размещения итогового протокола на сайте.

ООО «Газпром трансгаз Чайковский» с таким решением не согласилось и обжаловало его, но проиграло в трех инстанциях, после чего обратилось в ВС. Тот установил: основания жалобы «Центра сервисного обслуживания» не содержатся в перечне ч. 10 ст. 3 закона о закупках, а значит, компания не могла обращаться по этому вопросу в ФАС.

Она могла обратиться лишь в суд, что и сделала: в рамках дела № А50-10690/2016 ее требования были признаны несостоятельными. Поэтому ВС согласился с заявителем и признал решение и предписание ФАС в спорной части недействительными (№ А50-9299/2016).

 Это означает, что в корпоративных закупках отсутствует «тотальный контроль» со стороны антимонопольных органов, а ФАС не обладает законными полномочиями по произвольному вмешательству в процедуру проведения торгов и навязыванию бизнесу своего видения процедуры организации торгов и критериев определения победителей (см. «Экономколлегия обозначила пределы вмешательства ФАС в корпоративные закупки»).

«ВС установил, что объем полномочий антимонопольного органа по вмешательству в закупки, проводимые в соответствии с 223-ФЗ, существенно меньше полномочий, которыми он обладает в силу 44-ФЗ и п. 4.2 ч. 1 ст.

23 закона о защите конкуренции», – сообщила юрист Антимонопольной практики «ФБК Право» Вероника Донаева. «Таким образом, ВС пришел к выводу, что не допускается установление нарушения ст.

17 закона о защите конкуренции в рамках сокращенной процедуры, предусмотренной ст. 18.1 закона о защите конкуренции», – подтвердила Тальцева.

Источник: https://pravo.ru/review/view/147062/

Правовой статус и полномочия антимонопольного органа

В составе органов исполнительной власти есть специализированные органы, в компетенцию которых входят те или иные вопросы регулирования отдельных сфер отношений, связанных с конкуренцией и монополий, в том числе

  • специальные органы регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий,
  • органы контроля процедур размещения государственных и муниципальных заказов,
  • орган контроля и надзора в сфере интеллектуальной собственности,
  • органы регулирования и контроля деятельности кредитных и иных финансовых организаций,
  • органы регулирования внешнеэкономической деятельности и
  • другие органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование и контроль в сферах, связанных с отношениями конкуренции и монополии.
  • Антимонопольный орган как федеральный контрольно-надзорный орган исполнительной власти соединяет в себе все направления реализации конкурентной политики в пределах предоставленных полномочий, непосредственно осуществляя конкурентное регулирование и контроль, а также взаимодействуя с другими уполномоченными органами власти.
  • В настоящее время антимонопольным органом России является Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России).
  • Положение и правовой статус антимонопольного органа в системе федеральных органов исполнительной власти определены
  • Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», а также
  • Положением о Федеральной антимонопольной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331).

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю

  1. за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы,
  2. за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства,
  3. (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также
  4. по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  1. Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
  2. Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о ФАС.
  3. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность
  • непосредственно и
  • через свои территориальные органы

во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия антимонопольного органа

Согласно Положению Федеральная антимонопольная служба на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации и другие документы, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы;
  2. самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;
  3. осуществляет полномочия по контролю в установленной сфере деятельности (за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе — в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);
  4. обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства;
  5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;
  6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  8. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;
  9. организует дополнительное профессиональное образование работников Службы;
  10. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  11. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
  12. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Читайте также:  Декларация о стране происхождения товара по нормам 44-фз: образец документа и его структура

Федеральная антимонопольная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, применении методов регулирования, предусмотренных законодательством о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovoy-status-i-polnomochiya-antimonopolnogo-organa

Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной службы



В статье рассматриваются функции и задачи федеральной антимонопольной службы, а также ее структура. Автором затрагиваются проблемы, возникающие у данного ведомства при выполнении своих полномочий, а также вносятся предложения по изменению ее правового статуса.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, орган исполнительной власти, развитие конкуренции, контроль за размещением государственных заказов.

The article examines the functions and tasks of the federal antimonopoly service, as well as its structure. The author touches upon the problems that arise in this department in the performance of his powers, as well as proposals are made to change its legal status.

Keywords: antimonopoly legislation, executive authority, development of competition, control over the placement of government orders.

Среди органов исполнительной власти Федеральная антимонопольная служба России занимает особое место, поскольку является единственной сертифицированной службой, деятельность которой осуществляется в строгом соответствии с нормами международного права.

В настоящее время имеется всё необходимое для дальнейшего развития этой сферы. Грамотное проведение реформ в данной сфере способно помочь экономическим отраслям развиваться, используя опыт различных зарубежных государств, в т. ч. в сфере внедрения инноваций.

  • К основным задачам можно отнести поддержку товарных отношений между субъектами на базе здоровой конкуренции и предпринимательства, выявление, создание ограничений, и пресечение монополий, а также проведение проверок за соблюдением правильности применения законодательства в сферах развития конкуренции, рекламы, естественных монополий, а также услуг для государственных нужд.
  • Необходимо отметить, что за время своего существования орган, исполняющий данные функции, много раз менял не только свое наименование, но и соответствующий статус в системе органов исполнительно власти, что влекло за собой различные объемы полномочий, и соответственно задачи и функций, не всегда связанные только со словом «конкуренция».
  • Так, в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР», родоначальником антимонопольной службы являлся Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Возглавлял данный комитет Черногородский Валерий Петрович. Численность сотрудников данной структуры в то время составляла 150 сотрудников. Кроме того, в тот момент введено временное положение о государственном комитете по антимонопольной политике, которое утвердили Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344.

Несколько позднее, в 1992 году, для обеспечения развития конкуренции уже в Российской Федерации было принято и утверждено новое положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Таким образом, введение дополнительных задач повлекло за собой и увеличение сотрудников аппарата до 350 работников основного состава.

Вместе с тем, в рамках проведения реформирования органов исполнительной власти, 22.09.1998г.

принят указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым упразднены несколько структур, а именно Государственный антимонопольный комитет РФ, Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте, Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи.

Задачу по объединению функций и полномочий указанных служб возложили на Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), главой которого стал Геннадий Максимович Ходырев, в мае 1999 года Илья Артурович Южанов. Однако, спустя несколько лет, а именно 9 марта 2004г. вновь принято решение о ликвидации Министерства и разделении полномочий между другими ведомствами.

В связи с этим, функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также деятельностью естественных монополий перешли к образовавшейся Федеральной антимонопольной службе. Возглавил вновь созданную структуру Артемьев Игорь Юрьевич.

Новое Положение о Федеральном антимонопольном органе было утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 331.

  1. Таким образом, Федеральная антимонопольная служба представляет собой орган исполнительной власти, который выполняет действия по принятию нормативных правовых актов и контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства, закона в области работы субъектов естественных монополий, контролированию за воплощением зарубежных инвестиций в общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения защиты страны и сохранности государства.
  2. Основными целями деятельности федеральной антимонопольной службы России можно назвать пресечение монопольной политики среди организаций и учреждений государства, а также строгое придерживание общих правил торговли, обороны и торговли, отвечающих международным стандартам качества.
  3. Кроме этого, задачей деятельности антимонопольного органа также является создание благоприятной среды не только для российских производителей, но и для сотрудничества с иностранными организациями.

Таким образом, благотворное влияние государства стимулирует «здоровую» конкуренцию среди предпринимателей, которая в свою очередь приводит к совершенствованию торговых отношений. Следовательно, как в состязании рождается истина, так и конкуренция усовершенствует механизмы производства и оказания услуг.

  • Способом достижения целей деятельности антимонопольной службы служат контроль за размещением государственных заказов, предотвращение вынесения требований к участникам торгов, искусственно ограничивающих конкуренцию.
  • Можно прийти к выводу о том, что четкое выполнение своих функций и соответственно достижение поставленных задач улучшит рынок товаров и услуг Российской Федерации и поднимет его конкурентоспособность.
  • Таким образом, учитывая опыт прошлой разветвленности антимонопольного органа, Правительством Российской Федерации принято решение об основании единой структуры Федеральной антимонопольной службы.
  • В связи с этим, все контрольные направления разделены на различные сферы применения и подчиняются заместителям руководителя федеральной антимонопольной службы.
  • Кроме десяти заместителей руководителя также введена должность статс-секретаря, каждый из которых курирует определенную область антимонопольного контроля.
  • В результате разделения соответствующих полномочий получилась структура, действующая в настоящее время.
  • Таким образом, сформированная структура федеральной антимонопольной службы существенно отличается от устройства деятельности Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
  • При этом, вышеуказанное четкое разделение и распределение сфер антимонопольного контроля на отдельные блоки, разграничение ответственности за руководство управлениями способствовало выявлению нарушений и пробелов в работе органов ФАС.
  • В настоящее время, численность головного подразделения Федеральной антимонопольной службы составляет более 600 человек.
  • Помимо сотрудников центрального аппарата, в стране организовано 84 территориальных подразделения органов Федеральной антимонопольной службы, которые наделены полномочиями по осуществлению контроля за антимонопольным законодательством в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
  • В связи с этим, в настоящее время, численность сотрудников службы по регионам составляет более двух тысяч человек.
  • Таким образом, Федеральная антимонопольная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Однако, до сих пор остается вопрос, касающийся необходимости совершенствования правового положения Федеральной антимонопольной службы, в части придания ей особого статуса, поскольку, являясь федеральным органом исполнительной власти, имея особые контрольные функции по отношению к таким же структурам, обладает при этом лишь статусом федеральной службы, а не Министерством, как до 2004г.
  • При том, необходимо отметить, что до создания Федеральной антимонопольной службы, контроль осуществлялся Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, вследствие чего руководитель данного ведомства входил в состав Правительства РФ.
  • Кроме того, с самого начала своего существования данное ведомство обеспечивало государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства не только организациями и физическими лицами, но и органами местного самоуправления, органами власти субъектов РФ, федеральными исполнительными органами власти.
  • Таким образом, являясь по сути таким же, как и другие структуры, исполнительным органом власти, антимонопольная служба, в рамках своих особых полномочий, выдает предписания, привлекает к ответственности должностных лиц иных федеральных органов исполнительной власти.
  • В связи с этим, в своей работе Федеральная антимонопольная служба нередко сталкивается с прямым противодействием со стороны других органов исполнительной власти при осуществлении своих функций.
  • Таким образом, вопрос координации деятельности ведомств и министерств с учетом специфики возложенных функций по сей день остается открытым.
  • В целях придания Федеральной антимонопольной службе самостоятельности и независимости, необходимо внесение кардинальных изменений, касающихся прежде всего правового статуса, а именно закрепить подконтрольность данного ведомства непосредственно Президенту РФ, установить норму о том, что руководитель назначается и освобождается от полномочий Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
  • Литература:

1. Закон РСФСР от 14.07.1990 «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 1990, N 7, ст. 100

Источник: https://moluch.ru/archive/208/50887/

Ссылка на основную публикацию