Закупка осаго по 44-фз: способ определения поставщика страховых услуг, формула и расчет начальной максимальной цены контракта

Ответ: Заказчик в рассматриваемом случае для определения начальной (максимальной) цены контракта вправе применить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и тарифный метод. При этом заказчик обязан указать в конкурсной документации максимальное значение цены контракта и формулу определения начальной (максимальной) цены контракта.

Обоснование: Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) предусмотрен перечень методов определения начальной (максимальной) цены контракта.

На основании ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч. 7 — 11 настоящей статьи.

Частью 2 ст.

22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии — однородных товаров, работ, услуг (см. также разд. III Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее — Методические рекомендации)).

В соответствии с ч. 8 ст.

22 Закона N 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (см. также разд. V Методических рекомендаций).

Как следует из ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон N 40-ФЗ), договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом N 40-ФЗ.

На основании п. 6 ст. 9 Закона N 40-ФЗ установленные в соответствии с указанным Законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Таким образом, заказчик в рассматриваемом случае для определения начальной (максимальной) цены контракта вправе применить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и тарифный метод.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

На основании Постановления Правительства РФ от 13.01.

2014 N 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.

Следовательно, при проведении конкурса на право заключения договоров по страхованию ОСАГО заказчик обязан указать в конкурсной документации максимальное значение цены контракта и формулу определения начальной (максимальной) цены контракта.

П. С.Долгополов

Юридическая компания «Юново»

21.04.2014

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/z1988.html

1. Услугу по присоединению к электросетям можно закупить у единственного поставщика Закупка проводится по норме Закона №44-фз, позволяющей приобретать товары

39. О конкурентных способах выбора страховой компании, расчет НМЦК, особенности заключения контракта ОСАГО и размер его обеспечения.

Как показывает практика, заключение контрактов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) – одна из самых распространенных закупок среди заказчиков всех уровней бюджетного финансирования.

Приобретая полис, учреждение должно руководствоваться не только положениями законодательства в области закупок, но и нормами регулирования рынка страховых услуг.

Конкурентные способы выбора страховой компании

Самый простой способ приобрести полисы ОСАГО – это заключить контракт с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 4 или 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Но в конце года лимиты на такие закупки обычно уже исчерпаны.

К тому же цена контракта может значительно превышать разрешенные пределы в 100 тыс. и 400 тыс. руб. соответственно. В этом случае учреждению придется провести торги.

Первым делом заказчик должен выбрать способ определения страховщика.

На практике чаще всего проводят конкурс. Это связано с тем, что ранее тарифы ОСАГО устанавливало Правительство РФ. Учреждения практически не прибегали к запросам котировок и аукционам для таких закупок, поскольку участники не имели права снижать НМЦК (определение ВАС РФ от 21 ноября 2012 г. № ВАС-14998/12).

В настоящий момент страховщик вправе определить размер страховых тарифов самостоятельно исходя из минимальных и максимальных значений, установленных Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У (далее – Указание № 3384-У). Такой тарифный коридор позволяет участникам закупок использовать методы ценовой конкуренции.

Поэтому закупка услуг ОСАГО с помощью, к примеру, запроса котировок вполне соответствует нормам Закона № 44-ФЗ.

При проведении конкурса учреждение может применить следующие критерии для оценки заявок:

  • минимальный срок проведения экспертизы и оценки ущерба;
  • минимальный срок страховой выплаты после проведения экспертизы;
  • возможность доставки страховых полисов по адресу заказчика;
  • возможность подачи заявки на страхование по электронной почте;
  • класс надежности страховой компании по шкале какого-либо рейтингового агентства и др.

Расчет НМЦКПри обосновании начальной (максимальной) цены контракта следует использовать тарифный метод. Тарифы ОСАГО формируют исходя из закрытого перечня коэффициентов, установленных Указанием № 3384-У. Цена закупки складывается из сумм страховых премий за каждое транспортное средство учреждения. При этом каждую страховую премию надо рассчитать по формуле, предусмотренной Указанием № 3384-У (приложение № 4), с учетом предельных (максимальных) базовых ставок тарифа ОСАГО.

  • Важно запомнить!
  • Пример
  • Образец оформления расчета НМЦК

НМЦК на закупку услуг ОСАГО должна быть рассчитана строго с применением формулы из Указания № 3384-У (решение Челябинского УФАС России от 3 сентября 2015 г. по делу № 559-ж/2015). Заказчик приобретает полис ОСАГО на автомобиль ГАЗ-31105 2008 года выпуска.Мощность двигателя – 131 л. с. Территория преимущественного использования транспортного средства – г. Севастополь.Формула для расчета страховой премии:Т = ТБ × КТ × КБМ × КО × КМ × КС × КН × КПр,где ТБ – базовая ставка страхового тарифа (ее максимальное значение);КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования данного транспортного средства;КБМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент «бонус-малус»);КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (для юридических лиц этот коэффициент всегда равен 1,8);КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B», «BE»);КС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства;КН – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия нарушений правил страхования;КПр – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия прицепа к транспортному средству.Итак, взяв максимальную базовую ставку страхового тарифа и коэффициенты из Указания № 3384-У, получим сумму страховой премии:3087 руб. × 0,6 × 1 × 1,8 × 1,4 × 1 × 1 × 1 = 4667,55 руб.

  1. Извещение о закупке
  2. На заметку
  3. Актуальную информацию о наличии лицензии можно проверить на официальном сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки» – «Надзор за участниками финансовых рынков» – «Субъекты страхового дела» – «Реестры субъектов страхового дела».
  4. Электронный аукцион признали законным способом закупки
  5. Особенности заключения контракта
  6. Размер обеспечения
Читайте также:  Отработка 14 дней при увольнении по собственному желанию: сроки подачи заявления и порядок оплаты

Учитывая специфику расчета НМЦК по услугам ОСАГО, укажите в извещении о проведении закупки тип и марку каждого транспортного средства, номер регистрационного знака, год выпуска, срок технического осмотра, срок страхования. Потенциальным страховщикам понадобится также идентификационный номер транспортного средства, чтобы с помощью автоматизированной информационной системы правильно рассчитать коэффициент КБМ («бонус-малус»).В документации о закупке укажите сведения об идентификационных номерах транспортных средств (решение Иркутского УФАС России от 11 августа 2015 г. по делу № 379)При подготовке документации и извещения также обратите внимание на пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Эта норма предписывает заказчикам выставлять условия о соответствии потенциальных контрагентов единым требованиям.Учтите, что, согласно статье 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (далее – Закон № 40-ФЗ ), страховая организация должна иметь лицензию. Поэтому требование о ее наличии надо прописать в документации о закупке.Несмотря на введенный указанием № 3384У «тарифный коридор» на услуги ОСАГО, у многих до сих пор возникает вопрос о правомерности такой закупки путем электронного аукциона. Ведь в результате торгов участники могут значительно снизить НМЦК вопреки действующим тарифным ставкам. Но вот чиновники УФАС России по Свердловской области посчитали, что, выбрав такой способ определения поставщика, заказчик действовал правомерно (решение от 20 августа 2015 г. по делу № 1120-З). Контролеры подчеркнули, что учреждения могут проводить такие торги для закупки любых видов услуг, даже не включенных в специальный «аукционный» перечень (ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).Размер обеспечения исполнения контракта равен общей стоимости страховых полисов.Будьте внимательны при составлении проекта контракта. Ведь при его формировании помимо норм Закона № 44-ФЗ необходимо учесть требования Закона № 40-ФЗ. Важно установить перечень страховых случаев, размеры страховой премии и страховых выплат. Согласно правилам статьи 10 Закона № 40-ФЗ, срок действия договора обязательного страхования составляет один год.Кроме того, имеет смысл указать в проекте контракта срок оформления и доставки полисов. Например, так: «Надлежащим образом оформленный полис страхования должен быть доставлен по адресу Заказчика не позднее трех дней с момента подачи заявки на оформление полиса». Не забудьте в качестве приложения в контракту оформить список транспортных средств.При заключении контракта на оказание услуг ОСАГО заказчик выплачивает страховую премию до получения полиса на соответствующее транспортное средство. Таким образом, страховщик получает предоплату.Поскольку аванс в этом случае может превысить 30 процентов НМЦК, то обеспечение исполнения контракта нужно установить в размере такой предоплаты (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Напомним, что в некоторых ситуациях требовать обеспечение исполнения контракта – это право, а не обязанность заказчика (ч. 2, 2.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Каким методом обосновать НМЦК по закупке на приобретение полисов ОСАГО?

В соответствии с ч. 1 ст.

22 Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:•метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);•нормативный метод;•тарифный метод;•проектно-сметный метод;•затратный метод.Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч. 7 — 11 ст. 22 (ч. 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).Согласно ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.Как следует из ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон № 40-ФЗ), договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом № 40-ФЗ.На основании п. 6 ст. 9 Закона № 40-ФЗ установленные в соответствии с указанным Законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Таким образом, НМЦК по закупке на приобретение полисов ОСАГО следует определять и обосновывать посредством применения тарифного метода. Что подтверждается решением ФАС России от 03.06.2014 по делу № К–886/14, из которого следует, что при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств заказчиком в основу обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта (лота) был положен тарифный метод.

40. Об участии организации уголовно-исполнительной системы в закупках среди СМП.

Учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы не могут участвовать в закупках по Закону № 44-ФЗ среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО), поскольку не являются ими.

Следует отметить: если объект закупки указан в перечне товаров, при закупке которых заказчик должен предоставить преимущества организациям уголовно-исполнительной системы, то нельзя установить в извещении, что участниками вправе быть только СМП и СОНО.

Документы: Письмо Минэкономразвития России от 01.03.2016 № Д28и-522

41. Об указании плане-графике на 2016 год идентификационного кода закупки.

Минэкономразвития отмечает: нормы, регулирующие порядок размещения планов-графиков, не требуют вносить в план-график на 2016 год идентификационный код закупки, которая проводится по Закону № 44-ФЗ.

Отметим, данный код следует указать в плане закупок и плане-графике на 2017 и последующие годы, а также в обосновании, прилагаемом к этим документам.

При включении в план закупок идентификационного кода в его составе отражаются, в частности, год закупки, коды заказчика и объекта закупки.

Документы: Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 № Д28и-623

  • 42. О введении профессиональных стандартов с 1 июля 2016 года
  • Обязательно ли в бюджетном учреждении вводить должность «Специалист в сфере закупок», если на данный момент обязанности контрактного управляющего исполняет заместитель главного бухгалтера, в трудовом договоре которого предусмотрены обязанности контрактного управляющего?
  • 43. Об отклонении котировочной заявки, если не соответствует форме, установленной в извещении

Источник: http://filling-form.ru/dogovor/66999/index.html?page=6

Как закупить ОСАГО: пошаговая инструкция

Еще в 2018 алгоритм страхования автогражданской ответственности существенно скорректировали. Основные нововведения:

  1. Гражданин, заключивший договор автострахования, вправе расторгнуть его в течение двух недель. Напомним, что в прошлом году «передумать» разрешали только в течение 5 дней.
  2. Компании, предлагающие услуги по ОСАГО (ОКВЭД: 65.13, ОСАГО ОКПД: 65.12), обязаны учитывать Указания Центробанка России от 14.11.2016 № 4192-У при осуществлении поименованных услуг.
  3. В 2019 году действует новый унифицированный бланк полиса автострахования. Причем он идентичен для бумажного и электронного бланков. В новом документе появился специальный QR-код, который позволяет считывать дополнительную информацию о заключенном договоре.

Отметим, что в новом полисе автострахования 2019 раскрыта информация о расчете суммы страховой премии и класс лиц, допущенных к управлению ТС.

Текущий год не принес существенных изменений в законодательстве. Закупка ОСАГО по 44 ФЗ в 2019 году осуществляется по стандартным правилам.

Как проводить закупку полисов ОСАГО по 44-ФЗ

Приобретение услуг по автострахованию является одним из самых распространенных видов расходов учреждений бюджетной сферы. При совершении сделок такого характера заказчикам необходимо учитывать действующие положения о закупках и нормативные акты, регулирующие российский рынок страхования.

Читайте также:  Ограничение конкуренции по 44-фз: признаки, административная и уголовная ответственность

Вариант 1. Закупка у единственного поставщика.

Это самый простой и удобный способ приобретения услуг автострахования. Основания для совершения такой сделки закреплены в пункте 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44.

Провести закупку ОСАГО через единственного поставщика не всегда является возможным.

Например, если сумма договора превышает предельно допустимые 300 000 или 600 000 рублей (для образовательных, научных учреждений), то организации следует выбрать конкурентный способ закупки.

Учитывайте допустимый годовой лимит для закупок у единственного поставщика. Если лимит превышен, то заключать сделку недопустимо.

Вариант 2. Конкурс, запрос котировок или аукцион.

В первую очередь учреждение-заказчик должно определиться со способом определения исполнителя. Допустимые варианты:

  1. Электронный аукцион. У заказчика нет никаких обязательств проводить электронный аукцион для закупки страхового полиса. Код услуги ОСАГО 65.12.21.000 не вошел в аукционный перечень. Но выбрать способ не запрещается, поэтому организация праве определить поставщика через электронный аукцион.
  2. Запрос котировок в электронной форме. Этот способ займет намного меньше времени, чем аукцион. Поэтому если заказчику требуется срочно оформить полис, выбирайте этот вариант закупки ОСАГО. Использовать запрос котировок организация вправе, только если цена услуг не превышает 500 000 рублей. Придется соблюсти и годовой объем закупки таким способом — 10% СГОЗ и 100 млн руб. (ч. 2 ст. 82.1 закона № 44-ФЗ).
  3. Открытый конкурс в электронной форме. Если заказчику важны не только ценовые показатели закупки ОСАГО, то рекомендовано провести открытый конкурс. Этот способ закупки позволит отобрать страховую компанию по качественным характеристикам и дополнительным услугам.

Источник: https://goscontract.info/kontrakt/kak-zakupit-osago-podrobnaya-instruktsiya

Закупка ОСАГО по 44-ФЗ: способ определения поставщика страховых услуг, формула и расчет начальной максимальной цены контракта

Закупка полисов автогражданской ответственности является достаточно распространенным предметом закупки по законодательству о контрактной системе и направлением расходования бюджетных денег. Она происходит по общим правилам 44-ФЗ и с учетом нормативных норм, которые регулируют рынок автострахования.

Особенности закупки ОСАГО

В 2019 году правила закупки ОСАГО по нормам 44-ФЗ существенно не поменялись.

Еще в 2018 году алгоритм страхования автогражданской ответственности был существенно скорректирован. Так, гражданам, подписавшим автостраховой договор, теперь дается две недели на его расторжение в упрощенном порядке. Компании, которые предлагают услуги ОСАГО (работающие по ОКВЭД 65.13), обязаны учитывать указания Центробанка от 2016 года №4192-У при работе на рынке автострахования.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Также с 2019 года начал действовать новый унифицированный бланк полиса автострахования. Он одинаков для бумажного и электронного полисов. В новом документе теперь есть специальный код QR. Он позволяет считывать дополнительные сведения о подписанном договоре.

В новом полисе автострахования раскрыта информация о расчете суммы премии и класса лиц, который допущен к управлению транспортного средства.

Как проводится закупка: алгоритм действий

Закупка автострахования гражданской ответственности в 2019 году должна проводиться по следующему алгоритму:

  1. Заказчик определяется с предметом закупки и детально описывает объект закупки.
  2. Рассчитывает начальную цену контракта.
  3. Определяет способ закупки.
  4. Закрепляет требования к проведению закупочных мероприятий и поставщику полиса ОСАГО.
  5. Оформляет договоренность со страховой компанией.

Выбор способа определения исполнителя контракта

При закупке автострахового полиса заказчик может выбрать:

  1. Неконкурентную форму закупки у единственного поставщика.
  2. Конкурентный способ отбора поставщика через конкурс или аукцион.

Закупка у единственного поставщика представляет собой простой и удобный способ закупить услуги автострахования. Основания для подписания подобного рода сделки закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Заказчикам необходимо учитывать некоторые ограничения, которые делают закупку у единственного поставщика невозможной. Так, если сумма по договору страхования превышает 300 тыс. р. или 600 тыс. р. для образовательных и научных учреждений, то организации следует ориентироваться на конкурентный способ закупки.

Но если сумма закупки укладывается в установленные лимиты, то нужно дополнительно учитывать лимиты на закупки у единственного поставщика, которые рассчитываются с учетом СГОЗ. При превышении заказчиком установленных лимитов на текущий год подписание сделки с единственным поставщиком недопустимо.

Обычно заказчики переходят к конкурентной форме закупки, только если лимиты на подписание контрактов с единственным поставщиком были исчерпаны.

При выборе конкурентной формы закупки заказчик может выбрать один из следующих способов отбора исполнителя:

  1. Электронный аукцион.
  2. Запрос котировок в электронном формате.
  3. Открытый конкурс в электронном формате.

У заказчика нет обязательств выбирать формат электронного аукциона для закупки полиса, так как код ОСАГО 65.12.21.

000 не представлен в аукционном перечне (в перечне указаны товары, работы и услуги, которые необходимо закупать только посредством аукциона).

Выбирать электронный аукцион имеет смысл, если приоритетным для заказчика являются максимальное снижение цены на полис и достижение бюджетной экономии.

Запрос котировок в электронной форме имеет определенные преимущества перед другими формами. На его проведение уходит минимум времени, и если заказчику нужен полис в срочном порядке, то ему стоит остановиться на этом способе отбора поставщика.

При этом использование запроса котировок обладает определенными ограничениями по применению. Его можно использовать, если цена услуг находится в пределах 500 тыс. р. Заказчику придется также соблюсти годовой объем закупки в этом формате: он должен составлять не более 10% от СГОЗ и 100 млн р.

(на основании ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).

Открытый конкурс в электронном формате является более сложным способом закупки. Предпочтение в его сторону отдают заказчики, которым нужно учесть не только ценовые параметры при закупке полиса.

Через электронный конкурс можно подобрать компанию по качественным параметрам и оказываемым дополнительным услугам.

Еще в 2015 году у заказчиков возникало немало рисков при проведении закупки ОСАГО через запрос котировок и электронный аукцион.

Обычно суды признавали подобную практику нарушением законодательных норм, например, решение Московского УФАС от 2015 года по делу №2-57-10216/77-15; решение Брянского УФАС от 2014 года по делу №467.

Такая позиция была основана на том, что ранее в сфере ОСАГО действовали установленные Правительством тарифы. Суды и антимонопольные органы указывали на то, что при запросе котировок и в аукционе участники могли соревноваться только по цене, а это было бессмысленно.

Участники все равно не вправе были снижать цену ниже той, которая была установлена Правительством. Смысл закупки терялся. Поэтому в своих решениях суды указывали на необходимость проведения конкурса для приобретения страховых услуг.

Затем правила расчета тарифов для страховых компаний были изменены через утверждение Банком России Указания №3384-У от 2014 года. В нем утверждались минимальные и максимальные лимиты тарифов, благодаря чему допускалась ценовая конкуренция между участниками закупки.

Сегодня указанный документ от 2014 года утратил силу. Вместо него стало действовать Указание Центробанка от 04.12.2018 №5000-У.

Сущность расчетов осталась прежней, что делает правомерным проведение закупки через запрос котировок или аукцион в электронном формате.

Новая практика рассмотрения дел по закупкам автострахования через электронный аукцион указывает на допустимость использования такого способа выбора поставщика полиса ОСАГО, например, решение Челябинского УФАС по делу № 3,6-ж/2014 от 2015 года.

На практике закупки ОСАГО через запрос котировок и аукцион не проводятся в полноценном формате с проведением торгов и не позволяют достигнуть должного уровня конкуренции. Они сводятся к одному этапу: кто раньше других подал заявку на участие, соответствующую требованиям закупки, тот и побеждает.

Читайте также:  Проявление экстремизма в сети интернет и социальных сетях: информационное противодействие, правовое регулирование

Причина заключается в том, что для всех страховых компаний установлены одинаковые коэффициенты. Разница в ценовом предложении может заключаться только в применении базовой ставки страхового тарифа (минимального или максимального).

Поэтому все участники закупки рассчитывают страховые премии с учетом минимального значения тарифа, тогда как НМЦК обычно приведена по максимальному значению.

При запросе котировок побеждает участник, который подал заявку раньше других (на основании ч. 6 ст. 82.4 44-ФЗ).

Тогда как при проведении электронного аукциона участник не может сразу снизить цену на минимальное значение. Снижать цену можно только в пределах шага аукциона.

В этом случае конкуренция как таковая также отсутствует, и победит участник, который внес минимальное предложение по цене в ходе торгов первым.

С учетом вышеизложенного, хотя законодательство о контрактной системе не запрещает закупки через электронный аукцион или запрос котировок, заказчику рекомендуется пользоваться конкурсом для отбора поставщика.

Также при запросе котировок и электронном аукционе заказчику нередко приходится сталкиваться с недобросовестными поставщиками, которые для победы в закупке делают предложение по цене ниже минимально возможной, рассчитанной по правилам из Указания ЦБ №5000-У.

При этом 44-ФЗ не обязывает членов закупочной комиссии проверять корректность расчетов и отклонять заявки от участников с ценой ниже минимально допустимой величины.

К такому выводу, в частности, пришло в ходе проверки Хакасское УФАС от 2018 году по жалобе № 01/КС.

Контроль за правильностью расчетов возложен в данном случае на Центробанк.

Особенности государственного контракта

В рамках 44-ФЗ заказчика обязывают прописывать в контракте условия его исполнения. При этом заказчикам необходимо при формировании государственного контракта указывать существенные условия с опорой на Закон об ОСАГО 40-ФЗ. Последний предъявляет свои требования к условиям договора.

В ФЗ-40 подчеркивается, что порядок реализации прав и обязанностей, связанных с автострахованием, утверждается Центробанком. Такой порядок регламентирован в Положении ЦБ 431-П от 2014 года. В Положении содержится порядок уплаты страховой премии и передачи полиса. Если страхователем является юрлицо, то стороны определяют порядок выдачи полиса.

При этом по положениям контракта полис выдается только после оплаты стоимости страховых услуг.

Но в 44-ФЗ есть своя специфика при подписании контрактов. Так, на основании ч. 6 ст. 96 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен быть равен размеру аванса, если авансирование превышает 30%.

Означает ли это, что заказчик обязан потребовать обеспечение от страховщика в размере 100% от уплаченной страховой премии? Свою позицию по указанному вопросу высказало Минэкономразвития в письме №Д28и-3102 от 2016 года. С учетом определения страховой премии по ст. 954 ГК министерство пришло к выводу, что страховая премия не является авансом.

И в данном случае обеспечение исполнения контракта устанавливается таким образом, как это требуется в ФЗ-44 и вводится только при наличии аванса.

Аналогичные затруднения вызывает вопрос указания ответственности сторон. По 44-ФЗ заказчик должен прописывать ответственность по нормам Постановления Правительства №1042 от 2017 года.

Тогда как в Законе об ОСАГО устанавливаются правила, которые отличаются от норм по 44-ФЗ.

В данном случае закон об ОСАГО имеет приоритет перед 44-ФЗ и заказчику следует устанавливать ответственность по специальным нормам страхового закона. На аналогичную позицию указывает сложившаяся судебная практика.

Требования к участникам

При формировании закупочной документации заказчику не следует забывать о требованиях к участникам закупки. На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ к участникам предъявляют требования о соответствии российскому законодательству.

На основании норм 40-ФЗ «Об обязательном страховании» страховая компания должна действовать исключительно на основании лицензии. Поэтому о необходимости наличия такой лицензии заказчику следует упомянуть в требованиях, предъявляемых к поставщику.

Наличие действующей лицензии заказчик может проверить на сайте Центробанка в разделе «Реестры субъектов страхового дела».

Также требования к участникам закупки должны опираться на положения ст.31 44-ФЗ. С учетом указанной статьи все требования к участникам подразделяют на обязательные и дополнительные.

К основным требованиям к участнику  закупок страховых услуг можно отнести:

  1. Соответствие требованиям, которые предъявляют к участникам закупочных мероприятий.
  2. Отсутствие мероприятий, направленных на ликвидацию компании.
  3. Отсутствие решения суда о признании компании банкротом.
  4. Отсутствие решения суда о приостановке деятельности юрлица по нормам КоАП.
  5. Отсутствие недоимки по обязательным платежам в части налогов и сборов, которые превышают 25% от стоимости активов юрлица.
  6. Отсутствие судимости по экономическим преступлениям у руководящего состава (исключение составляют лица с погашенной судимостью или снятой по решению суда).
  7. Юридическое лицо не должно быть задействовано в коррупционных деяниях.
  8. Отсутствие конфликта интересов между заказчиков и исполнителем.

Также заказчик обычно включает требование об отсутствии сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков.

Начальная максимальная цена контракта

Рассчитывать НМЦК на государственный контракт при приобретении услуг по автострахованию допускается только в соответствии с установленными тарифами и нормами, закрепленными Указанием Центробанка от 2018 года №5000-У. Таким образом, заказчику в данном случае нет смысла применять метод сопоставимых рыночных цен и он может остановиться на тарифном методе определения НМЦК.

Использование иных методов, кроме тарифного, будет считаться нарушением. На основании ст. 22 44-ФЗ можно сделать вывод, что если цены регулируются государством, то применяется тарифный способ обоснования НМЦК.

На обязательность расчета по установленным тарифам указывает и письмо Минэкономразвития №Д28и-3461 от 2015 года.

Хотя использование метода рыночных цен не допускается, но не всегда ФАС квалифицирует это, как нарушение, и привлекает поставщика к ответственности, например, если в результате нарушения обоснования НМЦК никак не изменились результаты закупки.

Расчет максимальной страховой премии, которая выступает в данном случае НМЦК, происходит по следующей формуле:

  • НМЦК = БСт (базовая ставка по тарифу, прописанная ЦБ для указанного типа ТС) х КР (региональный коэффициент, влияющий на стоимость страховки в зависимости от региона получения полиса) х КБМ (коэффициент «бонус-малус») х КВ (количество водителей, которые будут допущены к управлению) х КТС (коэффициент, который вводится с учетом мощности ТС) х КС (коэффициент сезонности) х КН (коэффициент, определяющий численность нарушений договора владельцем ТС) х КприцТС (коэффициент прицепа к ТС).

Размер НМЦК приводится отдельно по каждому типу транспортных средств, и в результате он суммируется.

Заказчику необходимо самостоятельно рассчитать НМЦК тарифным способом. Формула для расчетов приведена в п. 12 Приложения №4 к Указанию №5000-У.

При расчетах НМЦК заказчику необходимо брать предельное значение ставки страхового тарифа.

Если заказчик возьмет для расчета минимальную ставку, то ему грозит штраф (например, такое решение принято Северо-Осетинским УФАС от 2015 года по делу № А24-6-06/15).

Формула расчета и НМЦК обязательно должны присутствовать в закупочной документации. Неуказание формулы расчета может квалифицироваться, как нарушение закупочного законодательства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, и грозит заказчику штрафом.

Формула от Центробанка также фиксируется в тексте контракта, что позволяет заказчику не указывать на то, что цена является твердой.

С учетом указанной формулы при описании объекта закупки заказчику необходимо прописать следующие сведения о страхуемых транспортных средствах:

  1. Марка и модель авто.
  2. ВИН-номер.
  3. Категория автотранспорта.
  4. Год выпуска.
  5. Государственный регистрационный знак.
  6. Мощность двигателя, л. с.
  7. Период использования автотранспорта.
  8. Дата старта страхового периода.

Указанные данные необходимы участникам для определения необходимых коэффициентов и для расчета цены контракта. Отсутствие таких сведений чревато для заказчика жалобами в антимонопольную службу со стороны участников.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/zakupka-osago.html

Ссылка на основную публикацию