Срок действия государственного контракта по 44-фз: его исполнение, изменение и продление

Срок действия государственного контракта по 44-ФЗ: его исполнение, изменение и продление

В одной из предыдущих статей мы уже говорили о том, что государственные заказчики часто прибегают к преуменьшению сроков исполнения контракта в целях ограничения конкуренции при государственной закупке. Сегодня мы обсудим, какие хитрости есть у поставщика для того, чтобы совершенно законно увеличить срок исполнения государственного контракта и при этом никак не пострадать.

Сроки подписания государственного контракта

В первую очередь, необходимо учесть, что в соответствии с п.9 статьи 70 44-ФЗ с даты размещения протокола подведения итогов аукциона или конкурса должно пройти не менее 10 дней до подписания государственного контракта.

Фактически, победитель уже точно знает, что контракт будет подписан именно с ним, государственный заказчик уже сделал на этом пути свой первый шаг, соответственно приступить к подготовке выполнения контракта поставщик уже может.

До подписания контракта поставщик не может привезти товар заказчику, так как контракт еще не подписан и обязательства у сторон не возникли, однако может, например, заказать детали или приступить к изготовлению.

Правда, пользоваться этой хитростью можно только в том случае, если есть полная уверенность, что другие участники размещения заказа не подадут жалобу в ФАС, так как если жалоба будет признана обоснованной, результаты аукциона могут отменить, контракт в итоге не будет заключен, и Ваши труд и деньги, уплаченные поставщикам, могут быть потрачены впустую. На подачу жалобы в ФАС п.п.3-4 статья 105 44-ФЗ дает ровно те же 10 дней. Если же по результатам рассмотрения жалобы, результаты государственной закупки не будут отменены, то в соответствии с п.7 статьи 106 44-ФЗ сроки поставки в контракте также могут быть изменены на то количество дней, которое потеряно за счет рассмотрения данной жалобы.

Судебная практика по исчислению сроков государственного контракта

Однако жалобы, принятые к рассмотрению ФАС, и любые указания ФАС о приостановлении размещения контракта после подписания Вами контракта, уже неоднозначно рассматриваются судами, как причина нового исчисления срока поставки товара.

Приведем интересный пример: постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2014 по делу №А55-21900/2013. Ситуация, на наш взгляд, весьма неоднозначная. Электронный аукцион состоялся 19 марта 2012 года, через 10 дней контракт был заключен. На тот момент действовал еще утративший силу 94-ФЗ, однако в данных моментах 44-ФЗ от него не отличается.

По закону у участников размещения заказа есть право в течение 10 дней после размещения протокола обжаловать действия государственного заказчика (п.п.3-4 статьи 105 44-ФЗ). В соответствии с п.

1 статьи 106 44-ФЗ у антимонопольного органа есть 2 рабочих дня на то, чтобы разместить ее в единой информационной системе, то есть уведомить всех заинтересованных лиц, и приостановить процесс заключения контракта. До рассмотрения жалобы заключение государственного контракта не допускается в соответствии с п.7 статьи 106 44-ФЗ.

Однако, вероятно, в этом случае жалоба была подана 28 или 29 марта 2012, и решение о приостановлении определения поставщика было принято 30 марта 2012 года, уже позже заключения контракта.

В ходе судебного разбирательства рассматривался вопрос о том, что срок просрочки поставки товара вычисляется заказчиком неправильно в связи с тем, что в реальности жалоба рассматривалась до 6 апреля 2012 года и в соответствии с п.

7 статьи 106 44-ФЗ сроки должны сдвигаться.

Однако суд не прислушался к доводам организации-поставщика, ссылаясь на факт заключения контракта на определенных условиях и применения к нему в этой связи всех норм Гражданского кодекса о соблюдении сроков поставки.

Правда, статья 533 ГК РФ позволяет в данном случае поставщику взыскать убытки, связанные с выполнением контракта, но это уже предмет отдельного судебного разбирательства.

Протоколы разногласий и сроки государственного контракта

Следующая возможность поставщика по увеличению фактического срока поставки – написание протокола разногласий к государственному контракту по результатам аукциона, если, конечно, такие разногласия реально могут быть. В соответствии с п.

4 статьи 70 44-ФЗ у поставщика имеется такое право. В этом случае поставщик может выиграть от 6 дней. Во-первых, в соответствии с п.

5 статьи 70 44-ФЗ на направление протокола разногласий государственному заказчику у поставщика есть 13 дней со дня размещения протокола аукциона в единой информационной системе, то есть на 3 дня больше чем на подписание контракта (этим пользуются многие поставщики, которые случайно не успели подписать контракт вовремя). При этом срок на подачу жалобы другими участниками уже истек, соответственно риска, что результаты аукциона будут отменены, уже нет.

Далее, заказчику нужно время, до 3 рабочих дней, чтобы с данными возражениями ознакомиться. После этого у поставщика есть еще 3 рабочих дня на размещение в единой информационной системе подписанного со своей стороны контракта. И снова 3 рабочих дня дается заказчику на подписание контракта со своей стороны.

Таким образом, даже если заказчик будет делать все быстро, поставщик может затянуть подписание контракта на 3 календарных и 3 рабочих дня законным способом без какого-либо риска, при этом срок исполнения контракта в большинстве случаев считается с момента заключения контракта. В это время опять-таки он может подготовиться к исполнению контракта. Данные сроки прописаны в п.п.

4-8 статьи 70 44-ФЗ. Данные нормы не применимы, если закупка проводилась не в форме аукциона.

Просрочка государственного контракта по вине заказчика

Следующий важный момент: в соответствии с п.9 статьи 34 44-ФЗ поставщик не обязан уплачивать неустойку и штраф в том случае, если докажет, что данная просрочка возникла в результате непреодолимых обстоятельств или по вине самого заказчика.

Расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке в данном случае тоже невозможно, так как в соответствии с п.3 ст.405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. А в соответствии со ст.

406 ГК РФ просрочкой кредитора считается несовершение действий, до совершения которых должник не мог исполнить своих обязательств.

В связи с этим очень важно документировать все факты нарушения заказчиком срока выполнения своих обязательств или создания препятствий поставщику со стороны заказчика в должном исполнении условий контракта. Особенно это важно, если определенные стадии исполнения контракта привязаны к тем или иным действиям со стороны заказчика.

Практика подобных разбирательств существует, и при наличии хорошей доказательной базы, можно не только доказать неправомерность начисления неустойки и одностороннего расторжения контракта, но и получить возмещение убытков.

Судебная практика

Хорошим примером являются постановления Арбитражного суда Московского округа от 14 октября 2014 №Ф05-10900/14 и №Ф05-10915/14, а также постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 №12945/13, в ходе рассмотрения данных дел было доказано, что просрочка произошла исключительно по вине самого заказчика, в результате заказчику не только отказано в одностороннем расторжении контракта, но и указано погасить поставщику убытки.

Подписание заключительных документов и срок государственного контракта

Еще очень важно внимательно прочитать в контракте, как именно осуществляется приемка товара, каковы сроки приемки, и каковы этапы исполнения контракта.

Приведем простой пример с поставкой товара. В некоторых проектах государственного контракта можно встретить достаточно грамотную формулировку, например п.5.3 проекта контракта заказа № 0131200001013001487 от 20.05.

2013 : «Моментом исполнения обязательств Поставщика по поставке товара по настоящему Контракту считается факт передачи и сборки последней партии (если поставка товара осуществлялась поэтапно) товара Поставщиком, что подтверждается Актом приемки-передачи оборудования (без претензий).

Читайте также:  Дата увольнения выпадает на выходной или праздничный день: каким числом оформлять заявление?

» Тут у поставщика не возникает вопросов, что к окончанию срока исполнения контракта должна быть осуществлена полная сборка.

Однако есть другие примеры, в которых все не так однозначно. Например, в одном из контрактов нашего клиента было написано, что срок поставки товара 10 рабочих дней, а вообще поставщик обязуется товар еще и собрать. В соответствии со ст.

506 ГК РФ по договору поставки поставщик обязуется передать заказчику товар в обусловленный срок, а в соответствии с п.1 ст.509 ГК РФ поставка осуществляется путем отгрузки, передачи товаров покупателю. В соответствии с п.

2 статьи 525 ГК РФ данные правила применяются и при поставке товаров для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, из текста данного контракта вовсе не следует, что в те же сроки должна осуществляться и сборка товара.

Конечно, мы не рекомендуем в таких случаях поставщикам затягивать окончательную сборку и установку товара на территории заказчика, однако в случае возникновения спорных ситуаций данный аргумент поможет.

Нарушение сроков государственного контракта

Далее, в соответствии с п.9 статьи 95 44-ФЗ заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Подробно о возможностях заказчика и судебной практике в этой области мы писали в другой статье, основной вывод которой заключался в том, что нарушение срока выполнения работ является существенным нарушением контракта и поводом для его расторжения, а вот нарушение срока поставки товара для расторжения контракта должно быть неоднократным.

Кроме того, заказчику необходимо будет доказать факт существенного ущерба от такой просрочки поставки товара. В рамках этой статьи, мы хотим показать, как и в этом случае поставщик может законно выиграть ценное время.

В соответствии с п.13 статьи 95 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в законную силу только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика (то есть размещения такого решения в единой информационной системе). Однако в соответствии с п.

14 статьи 95 44-ФЗ заказчик обязан отменить решение о расторжении государственного контракта, если в 10-дневный срок поставщик исправит те нарушения, которые явились основанием для расторжения контракта.

Таким образом, у поставщика имеется еще 10 дней, а порой и больше (за счет того, что в единой информационной системе данное уведомление вывешивается до 3 рабочих дней) на то, чтобы все-таки выполнить контракт. Правда, такой срок дается поставщику только один раз.

Таким образом, если Вы не успеваете выполнить контракт буквально на несколько дней, воспользовавшись нашими советами, Вы без риска для себя сможете легко выйти из данной ситуации.

Если у Вас останутся вопросы о том, как именно применить эти рекомендации, как грамотно составить протокол разногласий, как отстоять свою точку зрения в суде и как вести переговоры с заказчиком, мы обязательно Вам поможем.

Специально для Вас у нас есть комплекс услуг “консалтинг в сфере госзакупок”.

Все ссылки на статьи закона приведены по состоянию на 10 ноября 2014.

Понравилась публикация? Поделитесь ей в соцсетях:

Источник: https://MakFin.ru/goszakupki-i-pravo/xitrosti-po-uvelicheniyu-sroka-ispolneniya-gosudarstvennogo-kontrakta-po-44-fz/

Срок действия контракта

О том, что лучше: контракт или же трудовой договор – спорят уже долго. Но нужно понимать, что ответ на него зависит от того, с какой позиции смотреть.

Если искать преимущества в возможности работника уволиться, то договор в этом случае предпочтительнее, поскольку работник имеет право уволиться спустя месяц после уведомления нанимателя об уходе. Но нужно понимать, что уведомление нанимателя осуществляется посредством предоставления и регистрации заявления.

  • Уволиться при заключённом контракте без одобрения нанимателя можно только по окончанию контракта.

Если искать преимущества в вопросе увольнения по желанию нанимателя, то в тогда преимущество отходит контракту, поскольку наниматель может просто не продлить контракт, когда подойдёт к концу его срок. Естественно, при этом нужно правильно и своевременно поставить в известность работника о его окончании.

  • Уволить работника, оформленного по трудовому договору, нанимателю будет куда сложнее.

Если искать преимущества в оплате, то в контракт и здесь смотрится более привлекательно, т.к. по контракту работнику полагается контрактная надбавка к окладу (не более 50%). Работнику, оформленному по договору, такая надбавка не выплачивается.

Если искать преимущества в режиме отдыха, то опять же контракт имеет преимущество, т.к. работнику предоставляются поощрительные дни отпуска. Рабочим предоставляется 2 поощрительных дня к отпуску, а специалистам (руководителям) – 5 дней.

Увольнение в связи с прекращением действия контракта

Порядок действий при увольнении работника по окончанию контракта следующий:

  1. Составление уведомления — за месяц до истечения контракта кадровая служба предприятия должна известить работника о нежелании нанимателя продолжать с ним трудовые отношения. Для этого сотрудник отдела кадров подготавливает соответствующее уведомление. Форма данного уведомления – произвольная.
  2. Подача уведомления на подпись – далее уведомление подаётся на подпись руководителю организации, поскольку без подписи уполномоченного лица оно юридической силы не имеет.
  3. Регистрация уведомления – уведомление должно быть обязательно зарегистрировано в журнале уведомлений, который ведётся в отделе кадров организации. В уведомлении проставляется число регистрации и номер.
  4. Ознакомление работника с уведомлением – после того, как уведомление будет подписано и зарегистрировано, оно предъявляется на подпись работнику. Это должно быть сделано минимум за 2 недели до окончания контракта. Поэтому работник при ознакомлении должен расписаться, расшифровать подпись и поставить дату уведомления своей рукой.
  5. Издание приказа – последний этап отводится изданию приказа об увольнении. Дата издания приказа должна соответствовать дате увольнения и последнему дню занятости работника. Если же дата увольнения выпадает на выходной, то приказ должен быть издан датой последнего рабочего дня перед увольнением.

Порядок продления контракта

Если наниматель не готов расстаться с работником, то контракт продлевается. Процедура частично схожа с процедурой, предшествующей увольнению работника по окончанию контракта.

  1. Составление уведомления — сотрудник кадрового отдела организации составляет уведомление о продлении. Текст данного уведомления несколько отличается от уведомления об окончании контракта. Во-первых, в уведомлении содержится просьба продлить трудовые отношения. Во-вторых, содержится просьба сообщить о своём решении не позднее двухнедельного срока до окончания контракта.
  2. Подача уведомления на подпись – на данном этапе уведомление подписывает руководитель или уполномоченное на то лицо.
  3. Регистрация уведомления – уведомление регистрируется в журнале, который ведётся в отделе кадров. В уведомлении проставляется дата регистрации и номер.
  4. Ознакомление работника с уведомлением – работник должен расписаться в уведомлении об ознакомлении (подпись расшифровывается) и поставить своей рукой дату. Дата должна быть не позднее 1 месяца до последнего дня действия контракта.
  5. Согласие работника – в том же уведомлении работник своей рукой пишет, что продлить контракт согласен и ставит подпись, расшифровывает её и проставляет дату. Дата должна быть не позднее 2 недель до последнего дня действия контракта.
  6. Подписание контракта – в соответствующей графе в контракте ставится подпись и расшифровка подписи.

Источник: https://accountingsys.ru/srok-dejstviya-kontrakta/

Можно ли изменить срок действия контракта по 44 фз 2019

Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № 223-ФЗ, находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.

Читайте также:  Превышение должностных полномочий: понятие, ответственность по статье 286 ук рф. постановление пленума верховного суда

Разбираемся в сроках действия госконтракта

ГК РФ при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ. В связи с этим необходимо учитывать, что согласно ч. 2 ст. 34 Важно Закона N 44-ФЗ по общему правилу цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Изменить цену контракта стороны вправе только по основаниям, предусмотренным ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Лишь одно из этих оснований связано с изменением цен на работы. Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. Закона N 44-ФЗ), что к рассматриваемому случаю, очевидно, не относится;- в соответствии с ч. 1.1 ст.

Максимальный срок заключения контракта по 44 фз в 2018 году

Ранее законодательство предусматривало несколько исключений из этого правил. После введения поправок заключить дополнительное соглашение о продлении сроков поставки и действия контракта стало невозможно.

Это подтверждается письмом Министерства финансов № 02-02-15/24252 от 22 апреля 2016 года и письмом Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-4011 от 31 марта 2017 года. В прежней редакции 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны могут продлить сроки исполнения договора при достижении ими взаимного согласия по этому вопросу.

Однако, в начале 2017 года в силу вступило постановление Правительства, которое упразднило такое правило. Отныне срок контракта не подлежит изменению.

Изменение срока исполнения контракта по 44 фз в 2018 году

Например, разрыв договора повлечет за собой наложение существенных штрафных санкций. Договор будет перезаключен (расторгнут и заключен на новых условиях), если существенных финансовых потерь не предвидится. Например, государственное учреждение по принятию работ решает продолжить сотрудничество с Заказчиком, (к примеру, услуги связи).

Важно Продление уже существующего договора невозможно, необходимо заключать новый на прежних условиях. Пример из юридической практики: и-за изменения бюджетного финансирования на строительство автодороги Заказчик принял решение изменить сроки оплаты (в договоре прописывались этапы оплаты, привязанные к этапам выполнения работ) без сдвига сроков самих работ. Подрядчик в судебном порядке потребовал изменения сроков работ, и суд удовлетворил его требование. Как изменить сроки гос.

Изменение сроков государственного контракта 44-фз

Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых 44-ФЗ в 2018 году: обзор изменений в нормативном регулировании контрактной системы, вступивших в силу после 1 января 2018 г Появились типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО Антикризисные меры в сфере государственных и муниципальных закупок больше не применяются Запрещается осуществление закупок, не включенных в планы- графики Дорогие друзья, ждем Ваши вопросы и комментарии! Вы спрашиваете — мы отвечаем! Недействительность семейно-правового договора и исковая давность В статье анализируются пределы применения исковой давности в семейных отношениях.

44-фз: изменение срока контракта

В судебной практике РФ объективными принято считать следующие обстоятельства:

  • Уменьшение финансирования работ из-за сокращения выделяемых из бюджета средств, соответственно, с этим связывается и изменение сроков;
  • Увеличение объемов поставок по госконтракту (но не более 10%).

На это, помимо ФЗ 44, указывает п. 1 ст. 767 Гражданского Кодекса РФ. Расторжение или продление срока муниципального контракта по 44 ФЗ? В некоторых случаях суд будет настаивать на расторжении контракта и выплате штрафа даже при обоюдном согласии сторон на его продлении.

Изменение срока, как говорилось выше, относится к существенным условиям заключенного договора, и для их изменения нужны веские основания.

Договор может быть продлен, если его расторжение приведет к существенным финансовым потерям Заказчика, Исполнителя, или нанесет вред интересам государства.

Ipc-zvezda.ru

Источник: https://civilist-audit.ru/mozhno-li-izmenit-srok-dejstviya-kontrakta-po-44-fz-2018/

Каков порядок изменения сроков выполнения работ, установленных контрактом, заключенным по закону № 44-ФЗ, если эти сроки не выходят за пределы срока действия контракта?

Планируется изменение срока выполнения работ в пределах срока действия контракта — до 31.12.2018.

Как оформить продление сроков выполнения работ по строительству объекта по муниципальному контракту в рамках Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с внесением изменений в проектную документацию и прохождением государственной экспертизы на этапе строительства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: при выполнении ряда условий стороны вправе подписать допол­нительное соглашение об изменении в пределах 2018 года срока выполнения работ, предусмотренных контрактом.

Обоснование вывода

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же закона.

Частью 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ уста­новлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их измене­ния по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.

Понятие существенных условий контракта Законом № 44-ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст.

432 ГК РФ, суще­ственными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. По смыслу положений ч. 2 ст. 34, ч. 3 ст. 55, п. 6 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ и ч. 13 ст. 34 данного закона, согласно которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, условия о сроке испол­нения предусмотренных контрактом обязательств и о сроке действия контракта также являются существенными.

Таким образом, срок выполнения работ по контракту, равно как и срок действия контракта, может быть изменен только в установленных законом случаях.

Возможность изменения сроков исполнения контракта, к которым по смыслу п. 2 ст. 763 ГК РФ относятся и сроки выполнения работ подрядчиком, Закон № 44-ФЗ предусма­тривает лишь в двух случаях:

— при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), что к рассматриваемому случаю, очевидно, не относится;

— в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, которая допускает изменение в 2018 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, если исполнение контракта завершается в 2018 году.

В этом случае изменение условий контрак­та осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами изменения по соглашению сторон срока исполнения кон­тракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения кото­рых завершается в 2018 году, утвержденными на основании ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 198 (далее — Правила).

Согласно подп. «б» п. 3 Правил, они применяются в том числе к контрактам, предметом которых являются строитель­ство, реконструкция, техническое перевооружение объек­тов капитального строительства и срок исполнения которых завершается в 2018 году, то есть в принципе могут быть при­менены и к рассматриваемому контракту.

  • Однако Правила предусматривают еще ряд условий, необ­ходимых для изменения условий контракта в соответствии с ними, а именно:
  • — срок исполнения контракта составляет свыше 6 месяцев (п. 3 Правил);
  • — валютой контракта должен являться российский рубль (п. 4 Правил);
  • — контракт не может быть исполнен без изменения его условия по причинам, указанным в ст. 451 ГК РФ, — по не зависящим от сторон обстоятельствам, если стороны не могли разумно предвидеть изменение обстоятельств, обусловивших необходимость внесения изменений в контракт;
Читайте также:  Какие справки и документы должен выдать работодатель сотруднику при увольнении по собственному желанию в 2020 году?

— изменение условий контрактов допускается в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2018 году обязательств по контрактам (п. 5 Правил).

При выполнении указанных условий стороны вправе заключить соглашение о продлении сроков выполнения под­рядных работ в пределах 2018 года (п. 11 Правил). При этом, как следует из п. 5 Правил, изменение условий контракта, предусмотренных п.

1 Правил, оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки кото­рого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК РФ.

Решение о внесении изменений в контракт заказчик принимает в срок не более чем 30 дней со дня поступления документов и инфор­мации, указанных в абз. первом п. 5 Правил, и направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о при­нятом решении (п. 6 Правил).

Информация об изменении условий контракта должна быть направлена заказчиком в Федеральное казначейство для включения в реестр контрак­тов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ, Правила ведения реестра кон­трактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084).

Подчеркнем, что, согласно п. 5 Правил, условия контракта могут быть изменены только при наличии оснований, предус­мотренных п. 1 ст. 451 ГК РФ, то есть в случае существенного изменения обстоятельств (когда обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предви­деть, договор вообще не был бы ими заключен или заключен на значительно отличающихся условиях).

Источник: https://moscowtorgi.ru/participants-public-procurement/legal-counseling/8366/

Измение сроков исполнения контракта при Госзакупках

04 июля 2016 г.

     Заключая государственный или муниципальный контракт,  наши клиенты часто сталкиваются с объективной необходимостью продления сроков исполнения контракта. В подавляющем большинстве случаев, такая ситуация возникает в процессе исполнения договора подряда.  

     Причины для переноса сроков могут быть различны, иногда это действия самого заказчика, бывают так же случаи предоставления некачественной проектной документации. Что делать в таких случаях можно посмотреть здесь.

     В настоящем материале мы обратим внимание на специфические условия переноса сроков исполнения по государственном и муниципальным контрактам.

     По общему правилу (ст. 95 ФЗ 44 ФЗ) изменение условий государственного или муниципального контракта  не допускается. Однако, из этого правила есть исключения (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 ФЗ «О контрактной системе). В части цены контракт может быть изменен по соглашению сторон в следующих случаях:

  • 1) цена увеличивается пропорционально увеличению количества товаров, объема работ (услуг); 2) цена увеличивается не более чем на 10%;
  • 3) возможность изменения условий контракта предусматривалась документацией об электронном аукционе.
  •                 В каких случаях возможно изменения сроков исполнения госконтракта?

     Во-первых, изменения срока выполнения госконтракта возможно при уменьшении средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, на это прямо указывает п. 1 ст. 767 ГК РФ. При изменении (уменьшении) финансирования контракта можно требовать от заказчика и переноса сроков его исполнения.

     В Решении от 14 июня 2016 г. по делу № А07-6590/2016, суд указал, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

     Так, в приведённом примере, подрядчик заключил государственный контракт на строительство автодороги, предусматривающий этапы выполнения работ, и соотвтетсвенно поэтапную оплату.

В связи с изменением бюджетного финансирования стороны дополнительным соглашением изменили сроки и суммы оплаты по контракту. При этом, Заказчик отказался изменить сроки выполнения работ.

  Подрядчик потребовал в суде изменения срока исполнения договора, в связи с изменением порядка финансирования.  Суд встал на сторону Подрядчика

     Кроме случая изменения бюджетного финансирования изменения сроков возможно только по соглашению сторон, при этом такая возможность должна быть обязательно предусмотрена контрактом (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 ФЗ о контрактной системе №44ФЗ), даже если стороны понимают необходимость изменения условий контракта.

     Например, в деле № А58-619/2016 суд признал незаконным дополнительное соглашение между заказчиком и подрядчиком, изменившим срок и объём работ, указав, что  возможность изменения не была предусмотрена государственным контрактом.

     Если заказчик не возражает против изменения сроков завершения контракта, изменить срок, возможно опираясь на статью 452 ГК (требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд). При этом необходимо соблюсти досудебный порядок.

  Так например в деле №А33-4473/2014 суд удовлетворил требования подрядчика об изменение срока исполнения контракта, вызванное необходимостью внесения изменений в проект. Однако, суд вынес такое решение исключительно в отсутствии возражений ответчика (государственного заказчика).

  Аналогичное решение принято по делу №А33-18138/2015.

     Как было упомянуто выше, изменение цены и сроков контракта возможно по соглашению сторон. Однако, такое изменение не может быть произвольным. Порядок заключение такого соглашения установлен постановление правительства от 14 марта 2016 года  №191 (такое же постановление действовало и в 2015 году).

  1.      Дополнительное соглашение возможно заключить в следующих случаях:               
  2.      — срок исполнения контракта – свыше 6 месяцев
  3.      — закупка осуществляется федеральным органом власти, «Росатомом» или «наиболее значимыми» государственными учреждениями, субъектом федерации или муниципалитетом
  4.      — цена контракта выше 1 млн. рублей
  5.      — для субъектов малого предпринимательства цена контракта не должна превышать  5 млн. рублей
  6.      — предметом контракта является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства
  7.      — контракт заключен в российских рублях

     При этом, соблюдение названных условий при заключении дополнительного соглашения обязательно. Например, суд может отказать в утверждении мирового соглашения об изменении срока контракта, если сроки исполнения контракта менее 6 месяцев. (См. например  Определение от 28 апреля 2016 г. по делу № А45-748/2016)

     Для заключения дополнительного соглашения Исполнителю необходимо направить в адрес заказчика письменное обращение. При этом в обращении необходимо обосновать необходимость изменения госконтракта, причины изменения должны быть существенные и объективные (не зависящие от воли исполнителя).

 Именно существенные изменения обстоятельств рассматриваются судами в качестве основания для удовлетворения требования заказчика о переносе срока исполнения. Существенность будет составлять предмет доказывания в суде (как например указал суд в постановлении от 23 декабря 2015 г.

по делу № А60-27041/2015).

     В судебной защите по спору об изменении срока государственного (муниципального контракта) исполнителю может помочь новый график производства работ с соответствующим обоснованием новых сроков исполнения контракта.

     Остались вопросы? Пишите в комментариях или обращайтесь за консультацией специалиста.

Источник: http://sm-pravo.ru/stati-i-analitika/goszakupki/izmenie-srokov-ispolnenie-kontrakta-pri-goszakupka.html

Ссылка на основную публикацию