От рыночных сговоров страдает, в том числе, и вся экономика страны. Именно поэтому, за совершение нарушений в области конкуренции предусмотрена реальная ответственность, вплоть до уголовной.
Ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ) – это экономическое преступление, противоречащее антимонопольному законодательству страны.
Экономическая сущность конкуренции
Конкуренция – это соперничество на рынке хозяйствующих субъектов, при котором каждый из них своими действиями ограничивает возможность другого влиять на рынок.
При нормальной свободной конкуренции ни одни из продавцов или производителей не занимает максимально выгодного положения в сравнении с другими участниками рынка. У них просто нет возможности оказывать на рынок какое-либо влияние.
Оказывать прямое влияние на рынок могут только экономические законы и органы власти, контролирующие функционирование рынка.
Конкуренция встречается лишь в двух видах:
- Совершенная – характеризуется большим числом продавцов-производителей, занимающих равно незначительные доли на рынке, в силу чего не способных оказывать влияние на цены.
- Несовершенная – характеризуется наличием таких участников рынка, которые имеют возможность контролировать цены на свою продукцию. Несовершенная конкуренция может быть в форме монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Во всех развитых странах деятельность рынка строго контролируют, ограничивая уже действующие монополии и пресекая формирование новых.
В Российской Федерации деятельность по контролю за конкуренцией осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Ограничение конкуренции – это осуществление определенных действий или мероприятий, направленных на нарушение свободной конкуренции.
Такие действия, как правило, направлены на извлечение дополнительной прибыли, захват новых сегментов рынка, попытки обойти естественные экономические законы.
Нарушение рыночного равновесия могут быть осуществлены следующими категориями участников рынка:
- ИП;
- Руководители коммерческих или некоммерческих организаций и объединений;
- Должностные лица федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти.
Понятие и признаки ограничения конкуренции закреплены в Федеральном законе № 135 «О защите конкуренции».
Согласно ФЗ, ограничение конкуренции имеет следующие признаки:
- Резкое и не обоснованное изменениями товарооборота на рынке уменьшение или увеличение цен;
- Сокращение числа экономических субъектов, не являющихся представителями одной группы лиц;
- Отказ различных участников рынка от самостоятельных действий;
- Согласование своих действий предприятиями;
- Поступление указаний одного лица, определяющих изменение товарооборота;
- Заключение соглашений между участниками рынка.
При этом каждый из этих признаков может осуществляться в самых изощренных способах.
Гоняясь за лидерством на рынке и запредельной прибылью, компании могут чинить препятствия новым участникам рынка, менять цены на товары, имеющие стабильный спрос, а также совершать различные манипуляции с торгами.
Нормативная база
Ограничение конкуренции – это экономически сложное преступление. Именно поэтому вопросам регулирования антимонопольной политики и привлечения к ответственности нарушителей отводится большое число нормативно-правовых актов.
Итак, ограничение конкуренции регулируется:
- ФЗ № 135 «О защите конкуренции»;
- КоАП РФ – ст. 14.9, касается только ограничений рынка со стороны органов власти;
- УК РФ – ст. 178, предусматривает ответственность за создание картеля;
- ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок», предусматривает антимонопольные правила организации торгов;
- Постановление Правительства РФ № 331 «Об утверждении положения о ФАС»;
- Постановление Правительства РФ № 896, регулирующее правила ведения реестра доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов.

Около 70% незаконной монополизации осуществляется в сфере государственных закупок.
Наказание по КоАП РФ
Ст. 14.9 непосредственно регламентирует применение административного наказания в отношении органов власти и местного самоуправления. В правовой норме четко указаны категории, к которым применима административная ответственность.
К ним относятся:
- Должностные лица федеральных органов исполнительной власти;
- Должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ;
- Должностные лица органов местного самоуправления;
- Государственные внебюджетные фонды;
- Лица, предоставляющие государственные или муниципальные услуги.
Административные нарушения в сфере антимонопольного законодательства наказываются штрафом за ограничение конкуренции от 15 до 50 тыс. рублей.
Когда должностное лицо, допускает повторное нарушение КоАП в сфере антимонопольного законодательства, в отношении него применяется санкция в виде дисквалификации до 3 лет.
Особенности уголовного преследования ограничения конкуренции
Уголовное преследование допустимо лишь при совершении преступления. Преступное деяние в экономической сфере предполагает причинение ущерба ограниченному или неограниченному кругу лиц.
Для возбуждения уголовного дела по ст. 178 УК РФ необходимо доказательство факта заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию.
В УК РФ соглашение, заключенное хозяйствующими субъектами-контрагентами, в сфере антимонопольного законодательства, носит название – картель.
Состав преступления по ст. 178 УК РФ
Обязательное условие данного преступления заключается в причинении крупного ущерба гражданину, организации или государству либо извлечения крупного дохода в результате своих незаконных действий.
Состав преступления выглядит следующим образом:
- Объект преступления по ст. 178 УК РФ имеет два вида: основной и дополнительный. Основным объектом является гарантированное Конституцией РФ единое экономическое пространство, свобода конкуренции и перемещения товаров, услуг. В качестве дополнительного объекта предполагаются отношения собственности и коммерческие отношения.
- Объективная сторона деяния подразумевается в виде действий или бездействий, которые привели к ограничению конкуренции. Данное поведение могло быть в форме заключения картеля или неоднократного злоупотребления своим монопольным положением на рынке.
- Нести ответственность по УК РФ в данном случае могут только лицо, признанное вменяемым и в возрасте от 16 лет.
- Субъективная сторона преступления – это прямой умысел с экономически ориентированными мотивами.

Преступление по ст. 178 УК РФ считается оконченным в случае наступления общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба или извлечения дохода.
Уголовное наказание за картельный сговор
Запрещенный антимонопольным законодательством картельный сговор предусматривает следующие виды ответственности:
- Штраф от 300 до 500 тыс. рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
- Принудительные работы до 3 лет;
- Лишение свободы до 3 лет.

В качестве дополнительного вида наказания за данный проступок может применяться ограничение на занятие определенных видов деятельности или определенных должностей на срок до года.
Квалифицирующие признаки по ст. 178 УК РФ, выступающие фактически в виде отягчающих вину осужденного обстоятельств, представлены в статье следующим списком:
- Использование осужденным своего служебного положения;
- Уничтожение или повреждение чужого имущества или угроза таких действий без признаков вымогательства;
- Особо крупный размер ущерба или дохода.
Максимальный размер наказания по ч. 2 ст. 178 УК РФ составляет 6 лет лишения свободы со штрафом в 1 миллион рублей.
В случае, если при осуществлении ограничения конкуренции, применялось насилие или даже его угроза, в отношении осужденного лица может быть применено лишение свободы сроком до 7 лет.
Плюсом к основному наказанию будет являться ограничение на занятие определенными видами деятельности или должностные ограничения до 3 лет.
Для каждой конкретной статьи в УК РФ размеры крупного или особо крупного ущерба определены по-разному.
Для ст. 178 УК РФ установлены следующие границы их значений:
- Крупный доход – более 50 млн рублей;
- Особо крупный доход – более 250 млн рублей;
- Крупный ущерб – более 10 млн рублей;
- Особо крупный ущерб – более 30 млн рублей.
Как подать жалобу в ФАС?
Каждый гражданин имеет законное право на обращение в письмом или жалобой в индивидуальной или коллективной форме в ФАС. Вариантов обращения существует несколько: письменный, электронный, по телефону, через специальную форму на сайте ФАС.
Обращение или жалоба в ФАС будут рассмотрены в течение 30 дней.
Жалобы на действия конкурентов в сфере контрактных закупок рассматриваются намного быстрее, чем обычные жалобы и обращения в сфере нарушения антимонопольного законодательства. По ФЗ №44 жалобы рассматриваются в течение 5-7 дней.
Чтобы Ваше обращение было принято ФАС в нем необходимо в обязательном порядке указать следующую информацию:
- Наименование государственного органа или его начальника, которому адресовано обращение;
- Ваши контактные данные для идентификации заявителя и обратной связи;
- Суть жалобы со ссылкой на нарушенные нормы ФЗ;
- Дата и подпись.

Хорошо, если для подтверждения своих слов заявитель приложит документальные доказательства. Это могут быть фиктивные технические задания, распечатки сговора и др.
У ФАС есть 3 дня на регистрацию жалобы или обращения.
В 2020 году также можно оставить обращение об известных фактах ограничения конкуренции через портал Государственных услуг. Вынесенное ФАС решение всегда можно обжаловать. Порядок обжалования можно узнать в Общественной приемной ФАС РФ или по телефону горячей линии.
Конкуренция носит безусловный характер, она гарантирована Конституцией РФ и поддерживает всю экономическую рыночную систему страны.
Ограничение конкуренции или картельный сговор способны нанести существенный вред, как благополучию отдельных граждан или хозяйствующих субъектов, так и экономическому развитию России, в целом.
Источник: http://ugolovnyi-expert.com/ogranichenie-konkurencii-st-178-uk-rf/
Уголовная ответственность в госзакупках
Уголовная ответственность в госзакупках
Нам все чаще стали поступать вопросы о том, можно ли привлечь госзаказчиков, их представителей и лиц, находящихся с ними в сговоре, к уголовной ответственности в области госзакупок. Уголовная ответственность в госзакупках касается как заказчиков, так и участников закупок. Постараемся рассказать об уголовной ответственности в госзакупках максимально подробно.
Уголовная ответственность госзаказчиков
Уголовной ответственности госзаказчика при освоении бюджетных средств посвящается целая глава УК РФ – «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Субъектами этих преступлений являются должностные лица, представители госзаказчиков или организаций, наделенных полномочиями госзаказчика. Уголовная ответственность госзаказчика в соответствии с УК РФ наступает: за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1); за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); за превышение должностных полномочий (ст. 286); за служебный подлог (ст. 292); за халатность (ст. 293). Уголовная ответственность для госзаказчика за данное преступление предусмотрена статьей285.1 УК РФ. При крупной сумме нецелевого использования – 1,5 млн руб. и более, уголовная ответственность госзаказчику грозит в виде лишения свободы до 2 лет и права занимать должности до 3 лет или без него. Это максимальная мера наказания в рамках ч. 1 ст. 285.1 УК РФ. В случае, если нецелевым использованием бюджетных средств занималась группа госзаказчиков по предварительному сговору, то такие действия квалифицируются по части 2 статьи 285.1 УК РФ. Часть 2 статьи 285.1 УК РФ предполагает лишение свободы до 5 лет (максимально) и права занимать должности до 3 лет или без этого. Также данное преступление квалифицируется по части 2 статьи 285.1 УК РФ, если недобросовестный госзаказчик израсходовал не по назначению 7,5 млн руб. и более (особо крупный размер). Крупным размером в статье 285.1, а также в статье 285.2 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей. Впрочем, как показывает практика, «аппетит» у наших госзаказчиков очень хороший и такими цифрами их не прокормить.
Злоупотребление служебными полномочиями
Уголовная ответственность в госзакупках за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена статьями 285, 286, 292 и 293 УК РФ. По данным статьям уголовного кодекса уголовная ответственность госзаказчику грозит в виде штрафа до 80 тыс. руб. или лишения свободы до 4 лет.За злоупотребление должностными полномочиями повлекшим тяжкие последствия госзаказчика ждет лишение свободы на срок до 10 лет без права занимать должности до 3 лет (ч. 3 ст. 285 УК РФ). Уголовная ответственность госзаказчика за превышение должностных полномочий предусмотрена статьей 286 УК РФ. Наказывается штрафом до 80 тыс. руб. или лишением свободы до 4 лет. При превышении полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, уголовная ответственность госзаказчика предусматривается в виде штрафа до 300 тыс. руб., или в виде лишения свободы сроком до 7 лет, а также права занимать должности до 3 лет или без этого. При совершении данного преступления с применением насилия, оружия, спецсредств или с причинением тяжких последствий, предусматривается лишение свободы на срок до 10 лет без права занимать должности до 3 лет. Уголовная ответственность за служебный подлог За внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих их действительное содержание, госзаказчиков ждет уголовная ответственность по статье 292 УК РФ в виде штрафа до 80 тыс. руб. или лишением свободы на срок до 2 лет. За служебный подлог повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, государства УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа до 500 тыс. руб. или лишения свободы на срок до 4 лет без права занимать должности до 3 лет или без этого.
В связи с тем, что действия, совершаемые при нецелевом расходовании бюджетных средств чаще всего, а точнее всегда, направлены на личное обогащение или иной личный интересгосзаказчиков, то уголовная ответственность в госзакупках за халатность малоприменима. Уголовная ответственность госзаказчика по статье 293 УК РФ предусмотрена в виде штрафа до 120 тыс. руб., либо обязательными или исправительными работами, либо арестом до 3 месяцев. Если по халатности причинен особо крупный ущерб – семь миллионов пятьсот тысяч рублей и выше, то назначается наказание в виде штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб., либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
Пример уголовного дела по данной статье можно посмотреть здесь
Уголовная ответственность участников госзакупок
Уголовная ответственность в госзакупках для участников закупок, в соответствии с УК РФ наступает: за мошенничество (ст. 159); за присвоение или растрату (ст. 160); за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165); за ограничение конкуренции (ст. 178); за злоупотребление полномочиями (ст. 201); за коммерческий подкуп (ст. 204). Цель участников госзакупок – заключить государственный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг с максимальной экономической выгодой, ввиду чего преступления участников госзаказа посягают на экономические правоотношения, сложившиеся в области госзакупок. Для участников уголовная ответственность в госзакупках предусмотрена в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики». Недобросовестные участники госзакупок для получения госзаказа могут прибегнуть к мошенническим действиям. Проблема в том, что уголовный кодекс не предусматривает уголовной ответственности в госзакупках за мошеннические действия, но это не облегчает участи недобросовестных участников закупок, хотя и осложняет работу правоохранительных органов. В случае мошеннических действий участниками госзакупок, их действия будут квалифицироваться от степени тяжести негативных последствий и иных признаков по различным частям статьи 159 УК РФ: — по части 1 наказание в виде штрафа до 120 тыс. руб., либо лишение свободы до 2 лет; — по части 3 мошеннические действия, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно как и в крупном размере, наказываются штрафом до 500 тыс. руб., либо лишением свободы до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб., либо без него; — по части 4 мошенничество, совершенное организованной группой, либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб., либо без него.
По статье 160 УК РФ уголовная ответственность в госзакупках предусматривается в виде штрафа до 120 тыс. руб. или в виде обязательных работ до 240 ч., либо исправительных работ до 6 мес., либо в виде ограничения свободы до 2 лет, принудительных работ до 2 лет, либо лишением свободы до 2 лет. Частью 3 статьи 160 УК РФ предусматривается наказание в виде штрафа до 500 тыс. руб., либо лишения свободы до 6 лет со штрафом, либо без такового, если данное деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения, равно как и в крупном размере. Частью 4 статьи 160 УК РФ предусматривается наказание, если данное деяние совершено организованной группой лиц, либо в особо крупном размере в виде лишения свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. и с ограничением свободы до 2 лет, либо без этого. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием Данный вид преступления характерен для недобросовестных участников закупок. Уголовная ответственность в госзакупках за данное преступление предусматривается статьей165 УК РФ и наказывается штрафом до 300 тыс. руб., либо лишением своды сроком до 2 лет со штрафом или без такового и с ограничением свободы или без него. Если преступление совершенно группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, либо с причинением особо крупного ущерба, то наказание предусматривает лишение свободы до 5 лет. Самое популярное преступление в области госзакупок – ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (статья 178 УК РФ). Уголовная ответственность в госзакупках наступает, если путем ограничения конкуренции нанесен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере. В этом случае в соответствии с частью 1 указанной статьи наказание будет в виде штрафа до 500 тыс. руб., либо в виде лишения свободы до 3 лет и права занимать должности до 1 года, либо без него. Часть 2 статьи 178 УК РФ предусматривает лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн руб. или без него и с лишением права занимать должности до 3 лет или без этого, в случае, если данное преступление совершенно лицом с использованием своего служебного положения, причинившие особо крупный ущерб, либо повлекшее извлечение дохода в особо крупном размере.
Злоупотребление полномочиями
Уголовная ответственность в госзакупках за злоупотребление полномочиями наступает только в случае причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Таких горе участников закупок в соответствии с частью 1 статьи 201 УК РФ ждет наказание в виде штрафа до 200 тыс. руб., либо лишение свободы до 4 лет. Частью 2 за действия повлекшие тяжкие последствия, предусмотрено наказание в виде штрафа до 1 млн руб., либо лишение свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет. И еще один вид преступления, предусмотренный УК РФ, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность в госзакупках – коммерческий подкуп. Коммерческий подкуп, пожалуй, самый популярный вид преступления в области госзакупок. Суть данного преступления состоит в передаче лицу, занимающему служебное положение или выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание этому лицу услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего. За данное преступление статья 204 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать должности до 2 лет или в виде лишения свободы до 3 лет. Данная статья предусматривает различные квалифицирующие признаки, за наличие которых наказание может быть увеличено. Размер причиненного вреда и тяжести совершенного преступления является границей между административной (ст. 15.14 КоАП РФ) и уголовной ответственностью (ст. 285.1 УК РФ) за одни и те же действия. Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 млн руб., а доходом в особо крупном размере 250 млн руб. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 млн руб., а особо крупным ущербом 30 млн руб. Государственный оборонный заказ. Уголовная ответственность С 9 января 2018 года в уголовном кодексе предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа. Уголовный кодекс дополнен ст.ст. 201.1 Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа и 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа.
Установлено наказание в виде штрафа в размере от 1 млн до 3 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет либо лишением свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом от 500 тыс. до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет за: — использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении гособоронзаказа; — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении гособоронзаказа. За те же деяния, совершенные организованной группой либо повлекшие тяжкие последствия, установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. Кроме того, предусмотрена конфискация имущества, полученного в результате совершения таких преступлений.
14 марта 2018 года, Президент внес законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за нарушения при закупках по Закону 44-ФЗ
Подписан закон, устанавливающий уголовную ответственность за нарушения при закупках по Закону N 44-ФЗ
Источник: http://tendernoepravo.ru/ugolovnaya-otvetstvennost-v-goszakupkah
Новости
Уголовное наказание применят по нескольким составам преступлений. Расследовать преступления поручат Следственному комитету.
Наказания, которые связаны с лишением свободы или принудительными работами, суд вправе дополнять штрафом или запрещением осужденным занимать должности, вести деятельность на срок до трех лет.
Далее разберем, какое наказание соответствует составу преступления по 44-ФЗ.
Нарушение из корыстных целей
Работников контрактной службы, членов комиссий, лиц, которые отвечают за приемку товара, ждет уголовное наказание за нарушение норм Закона № 44-ФЗ при условии, что сотрудник преследовал корыстные цели и причинил учреждению крупный ущерб. Нарушителю грозит одно из наказаний: штраф до 200 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до полутора лет; до трех лет тюрьмы или принудительных работ.
Взятка
Ввели уголовную ответственность по 44-ФЗ за подкуп работников контрактной службы, контрактного управляющего или члена комиссии по закупкам. По этой статье предусмотрено одно из наказаний: штраф от 300 до 500 тыс. руб.
; штраф в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет; до двух лет ограничения свободы или исправительных работ; до трех лет тюрьмы или принудительных работ.
Принудительные работы и тюремный срок суд вправе дополнить еще одним наказанием – штрафом, который до 10 раз превышает сумму незаконного вознаграждения.
За подкуп представителя заказчика группой лиц или в крупном размере предусмотрены более жесткие санкции. С учетом одного из таких обстоятельств преступникам грозит до 7 лет тюрьмы и штраф, который в 30 раз превышает сумму подкупа.
Если преступление совершила группа лиц и размер подкупа квалифицировали как «крупный», наказание составит до 8 лет тюрьмы или штрафа в 40 раз больше суммы подкупа. Максимально возможный размер штрафа – 500 млн. руб.
Избежать наказания за подкуп возможно, если нарушитель активно сотрудничал со следствием, способствовал уголовному расследованию, добровольно сообщил о подкупе. Также к уголовной ответственности по 44-ФЗ не привлекут граждан, с которых вымогали вознаграждение.
Получение взятки
За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам грозит одна из санкций: штраф от 400 тыс. до 1 млн руб.
; штраф в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет; до трех лет лишения свободы или принудительных работ.
Принудительные работы и тюремный срок суд вправе дополнить еще одним наказанием – штрафом, который до 20 раз превышает размер подкупа.
Более жесткие меры применят к представителям заказчика, которые совершили преступление в составе группы лиц, в крупном размере или вымогали деньги с участников.
Например, несколько работников контрактной службы по предварительному сговору вымогали более 1 млн руб. с участника конкурентных процедур. Преступникам грозит от 7 до 12 лет тюрьмы и штраф в 50 раз больше суммы подкупа.
Максимальный размер штрафа по этой статье – 500 млн руб.
Шантаж и провокация
Документ содержит еще один состав преступления – провокация взятки, коммерческого подкупа или подкупа в сфере закупок.
По этой статье осудят злоумышленников, которые пытались вручить деньги или другие ценности должностному лицу без его согласия, чтобы создать искусственные доказательства преступления и шантажировать жертву.
По этой статье предусмотрено одно из наказаний: штраф до 200 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до 18 месяцев; до пяти лет тюрьмы или принудительных работ.
Нецелевое расходование бюджетных средств
Нецелевое расходование бюджетных средств – до пяти лет лишения свободы (ст. 285.1 УК РФ). Будут преследовать, если потратите деньги на цели, которые не предусмотрены в бюджете, и при этом размер нецелевых расходов превышает 1,5 млн руб. Если траты меньше, то грозит административное наказание – штраф до 50 000 руб. и дисквалификация (ст. 15.14 КоАП РФ).
Ответственность за нарушение 44-ФЗ при выборе способа проведения закупки (Статья 7.29 КоАП)
30 тысяч рублей может заплатить сотрудник заказчика, если нарушены требования при выборе способа определения поставщика.
50 тысяч рублей может заплатить заказчик, если неправильно выбран способ проведения закупки, например, запрос котировок для закупки с НМЦК больше 500 тыс. руб. или закупка у единственного поставщика, когда это не предусмотрено законодательством.
Также при проведении закрытого или с ограниченным количеством участников конкурса, закрытого аукциона, или двухэтапного конкурса, когда это не дозволено Законом, или документы необходимые для согласования уполномоченным органом, переданы с нарушением.
Нарушения при планировании закупок (Статья 7.29.3)
За некорректное составление плана закупок или плана-графика, а именно включение позиций, несоответствующих целям или нормативно-правовым актам, указание НМЦК не имея обоснования, штраф составляет от 20 до 50 тыс. рублей.
Ответственность заказчика по 44-ФЗ за некорректную форму обоснования НМЦК и объекта составляет 10 000 рублей.
При нарушении общественного обсуждения закупки, а именно порядка или сроков проведения штраф составляет 30 тыс. рублей.
Если план закупок и план-график утверждены или размещены с нарушением сроков, то штраф составит от 5 000 до 30 000 рублей.
Административная ответственность по 44-ФЗ при проведении закупок (Статья 7.30)
В КоАП указано, что, если размещение в ЕИС документов и информации по конкурсу или аукциону нарушено на срок не больше двух дней, ответственность контрактного управляющего составит 5 тысяч рублей, для юридического лица — 15 тысяч рублей. Если больше двух дней, то административная ответственность составит 30 и 100 т. р. соответственно.
Если не больше чем на один рабочий день нарушены сроки при закупке у единственного поставщика, запроса котировок или запроса предложений, ответственность контрактного управляющего составляет 3 тысячи рублей, для юридического 10 000 руб.
Если более чем на один рабочий день, то штрафы будут составлять 15 и 50 000 руб. Штраф для должностного лица 15 тыс. рублей, для юридического 50 тысяч рублей налагается, если направлены и размещены не корректные документы и информация на ЕИС или на площадке, с нарушениями предоставлялась документации об аукционе или конкурсе, запросы на разъяснение, принимались заявки от участников.
Если закупка не включена, или приглашение об участии размещены в ЕИС раньше, чем десять дней со дня внесения изменений в план-график, или есть предписание, по которому не устранены нарушения, то на сотрудника налагается штраф в размере 30 тысяч рублей.
Если заявка участника отклонена или допущена не в соответствии с 44-ФЗ, нарушен порядок вскрытия конвертов, открытия доступа и рассмотрения заявок, административная ответственность по 44-ФЗ предусматривается в размере 1 процента от НМЦК, но не меньше 5 и не больше 30 тысяч рублей.
Ответственность по 44-ФЗ за нарушения по протоколу влечет наложение штрафа в размере 10 тысяч рублей.
В случае если документы и информация не размещена в ЕИС по 44-ФЗ, то штраф для должностных лиц составляет 50 000 рублей, для юридических 500 000 рублей.
Если заявки рассмотрены с нарушением, требования, размер обеспечения заявок и исполнения контракта не соответствует 44-ФЗ, то штраф устанавливается в размере 1 процента от НМЦК, в том числе заключаемого с единственным поставщиком, но не менее 5 и не более 30 т. руб.
Установление в документации требований к объекту закупки ограничивающих участников или включение в состав одного лота не связанных между собой товаров, работ или услуг влечет наложение штрафа в размере 1 процента от НМЦК, но не менее 10 и не более 50 тысяч рублей.
Штраф в размере 3 тысяч рублей налагается за утверждение документации с нарушением требований 44-ФЗ.
При отклонении или незаконном допуске заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений или нарушение порядка рассмотрения заявок может повлечь наложение штрафа в размере от 5 процентов от НМЦК, но не более 30 тыс рублей.
Если победитель определен с нарушением требований, то штраф устанавливается в размере 50 тыс. рублей.
Когда сроки подачи заявок на участие сокращены, или нарушен порядок, или срок отмены закупки, то штраф 30 тыс. руб.
Если заказчик проводит закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в меньшем размере, чем это предусмотрено законодательством, то ответственность по 44-ФЗ будет 50 тысяч рублей. Подписание протоколов с нарушением сроков менее двух рабочих дней влечет административную ответственность в размере 3 тысяч рублей, более — 30 т. руб.
Нарушение ведения реестра контрактов (Статья 7.31 КоАП)
Согласно КоАП, серьезная ответственность заказчика по 44-ФЗ предусмотрена за включение в РПН заведомо недостоверной информации. За это оштрафуют на 50 000 руб., а за направление или ненаправление информации в уполномоченный орган для включения в РНП или реестр контрактов с нарушением сроков — 20 000 руб.
Нарушение возврата обеспечения (Статья 7.31.1 КоАП)
В 44-ФЗ ответственность заказчика установлена за нарушения сроков по возврату обеспечения. Если срок нарушен не больше чем на три рабочих дня, то штраф для должностного лица 5 тысяч рублей и 30 т. руб. для юридических лиц, если больше чем на три рабочих дня 15 тысяч и 90 тысяч.
Ответственность по контракту по 44-ФЗ: нарушение заключения и изменения (Статья 7.32 КоАП)
Самые крупные штрафы налагаются на заказчика, если заключение контракта или внесение в него изменений происходит с нарушениями.
1 % от НМЦК, но не меньше 5 и не больше 30 000 рублей для должностного лица, для юридического лица от 50 до 300 000 рублей за заключение контракта с условиями, противоречащими документации или исполнения.
Если при заключении такого контракта произошли дополнительные расходы или объект закупки был уменьшен, то штраф будет равняться двукратному размеру средств, которые дополнительно потрачены или цены уменьшенного объекта закупки.
Если сроки заключения или уклонения от заключения контракта нарушены, то штраф устанавливается в 50 тысяч руб.
Если контракт был изменен не в соответствии с ФЗ 44, то штраф для должностных лиц составляет 20 тыс. руб. и 200 тыс. рублей для юридических.
В 44-ФЗ ответственность сторон за расторжение контракта с нарушением или при одностороннем отказе установлена в виде штрафа в 50 т.р. для должностного лица и 200 для юридического.
Если действия (или бездействия) заказчика привели к неисполнению обязательств по контракту и причинили вред, то ответственность контрактного управляющего составляет от 5 до 15 процентов от неисполненных обязательств, но не меньше 30 000 или дисквалификацию до двух лет.
Для юридических лиц штраф — от однократного до трехкратного размера не выполненных обязательств, но не меньше 300 тысяч рублей.
За проведенную с нарушениями экспертизу, несоответствие документов о приемке или отсутствие отказа от подписания штраф 20 000 рублей.
Приемка товара несоответствующего контракту — штраф от 20 до 50 000 рублей.
Источник: https://goszakaz.admin-smolensk.ru/news/ugolovnaya-i-administrativnaya-otvetstvennost-po-44-fz/
Ответственность за ограничение конкуренции по 44 фз
Должностныелица -50 000 35 Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 Часть 4статьи 7.32.
Должностныелица -20 000Юридическиелица — 200 000 36 Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 и такоеизменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг Часть 5статьи 7.32. Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения 37 Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта Часть 6статьи 7.32.
В статьях 7.29-7.32.1 КоАП содержатся основные составы административных правонарушений в сфере закупок. По данным видам правонарушений срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП). Статья Часть Вид нарушения Санкция применяется к: Сумма штрафа Статья 7.29.
Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 1. Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в т. ч.
Ограничение конкуренции
Возможные виды ответственности могут наступать в следующих случаях:
- противоправный отказ участнику тендера в подаче заявки или участия в конкурентной процедуре;
- необоснованное отклонение от содержания конкурсной документации;
- отказ в заключении контракта с победителем процедуры закупки;
- незаконный отказ от исполнения обязательств по условиям государственного или муниципального контракта;
- нарушение требований закона по информационному обеспечению закупочной деятельности (например, нарушение порядка и сроков публикации документов по тендеру в единой информационной системе торгов).
Помимо привлечения к административной ответственности к виновным лицам, результаты закупочной процедуры будут отменены. При совершении повторных нарушений санкции существенно увеличиваются, а в ряде случает должностным лицам грозит дисквалификация.
Закупка одним лотом как ограничение конкуренции
Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию. Должностному лицу заказчика. 20 тыс. руб. Статья 7.31.1.
Ограничение конкуренции по 44 фз статья
Важно
Должностному лицу заказчика. 5 % начальной (максимальн.) цены контракта, но не более 30 тыс. руб. 13. Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Должностному лицу заказчика. 50 тыс. руб. 14.
Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Должностному лицу заказчика. 30 тыс. руб. 15. Нарушение порядка проведения аукциона в электронной форме, а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Оператору электронной площадки. 300 тыс. руб. 16.
Ответственность заказчиков по госзакупкам в рамках фз № 44
Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 ст.
7.30, более чем на 2 рабочих дня Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации. Юридическому лицу. 30 тыс. руб. 100 тыс. руб. 3.
Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не более чем на 1 рабочий день.
Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации. Юридическому лицу. 3 тыс. руб. 10 тыс. руб. 4.
Внимание
Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 1.
Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 ст.7.30, не более чем на 2 рабочих дня. Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации.
Юридическому лицу. 5 тыс. руб. 15 тыс. руб. 2.
Ответственность за ограничение конкуренции по 44 ap
Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации. Юридическому лицу. 15 тыс. руб. 50 тыс. руб. 5.
Размещение в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика, окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 1.3 ст. 7.30. Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации.
Юридическому лицу. 15 тыс. руб. 50 тыс. руб. 6.
Штраф за ограничение конкуренции по 44 фз
Процедуры осуществления закупок для государства регулируются:
- Законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Источник: https://dtpstory.ru/otvetstvennost-za-ogranichenie-konkurentsii-po-44-fz/
Дробление закупок по 44 и 223 ФЗ: в чем суть, и какова ответственность и риски?
Чтобы сэкономить деньги, расходуемые на организацию торговых сделок. заказчики зачастую занимаются дроблением закупок. Такой поступок не воспринимается контролирующими органами как нарушение.
Но если Федеральной антимонопольной службой будет обнаружен факт искусственного дробления внушительного по размерам заказа, заказчик понесет ответственность согласно нормам ФЗ№44.
Что грозит ему при таких действиях, и чем еще регламентируется данный вопрос, будет рассмотрено в этой статье.
В ст. 93 ФЗ№44 речь идет о том, что заказчик имеет право на приобретение у единственного поставщика товарных позиций и услуг на сумму до 300 000 рублей. В отношении отдельных видов товаров эта сумма повышается до 600 000 рублей. Уложиться в такие строгие временные рамки получается далеко не всегда.
Поэтому заказчики прибегают к дроблению одного крупного контракта на несколько мелких сделок во избежание организации конкурентной процедуры – аукциона, запроса котировок, конкурса.
Такой подход позволяет заказчикам решить несколько задач одновременно:
- ускорение процесса поставки товаров или обеспечения работ/услуг;
- совершенствование протекания процедуры закупки для экономии временного ресурса;
- закупка ТРУ у конкретного лица;
- получение соответствующего вознаграждения.
В соответствии с нормами ФЗ№44 все закупки осуществляются на конкурентной основе.
В законе прописана только одна неконкурентная процедура, в ходе которой заказчик взаимодействует с единственным поставщиком (ст. 93). В этом случае процесс становится упрощенным, т. к. нет необходимости в выдерживании минимальных временных рамок для подписания договора и подготовке закупочной документации.
Выявить тот факт, что закупки были разделены искусственно, представители ФАС могут на основании следующих признаков:
- заключение контрактов в течение одного дня или другого незначительного отрезка времени;
- проведение работ на одном объекте;
- поставка товара, относящегося к одной и той же категории;
- заключение контрактных сделок с единственным поставщиком;
- превышение суммарной суммы контрактов установленных норм;
- идентичные объемы приобретаемых товарных позиций;
- одинаковая периодичность совершения сделок;
- равные условия составленных контрактов и специфика;
- несоразмерность имеющимся у заказчика потребностям.
Именно такая закупка считается раздробленной.
Читайте так же: Электронный бюджет Минфина РФ и Федерального казначейства
Если этот факт будет выявлен представителями Федеральной антимонопольной службы, заказчик понесет ответственность.
Ответственность
Согласно нормам ст. 7.29 Кодекса по административным правонарушениям, заказчику грозит штраф за такое нарушение, как выбор неправильного варианта закупки. Должностное лицо рискует заплатить 30 000 рублей. Если же раздробленная закупка была выбрана вместо конкурса или аукциона, начисляется штраф в 50 000 рублей.
Ответственность может быть назначена и в соответствии со ст. 14.32 Кодекса административных правонарушений. Она полагается за составление соглашения в обход конкурентного мероприятия. Должностное лицо платит до 50 000 рублей. Наряду с этим контролирующие органы могут дисквалифицировать его на 3 года. Юридические лица платят до 0,15% от величины выручки.
Если должностное лицо причиняет крупный ущерб, его могут привлечь и к уголовной ответственности по мотиву «злоупотребление полномочиями». Чтобы это произошло, контролирующие органы должны доказать тот факт, что деяния были совершены умышленно, и заказчик имел в этом персональную заинтересованность.
Риски для поставщика
Ответственность несет и поставщик. Причем его риски высоки. Есть вероятность признания того факта, что контракты недействительны. В этом случае выплаты по ним не осуществляются. То есть он может лишиться собственных денег и понести серьезные убытки.
Дробление закупок подразумевает несение ответственности и по другому регламенту – Федеральному закону №223. Данный термин в законодательной норме не содержится, но это не значит, что заказчик и поставщик смогут избежать ответственности.
В данной законодательной норме сказано, что заказчики в рамках своих положений могут устанавливать абсолютно любые условия. Это имеет отношение и к неконкурентным мероприятиям.
Если возможность осуществления закупки у единственного продавца подразумевает законодательное ограничение по сумме, составление нескольких идентичных договоров в пределах данной суммы на протяжении короткого отрезка времени может расцениваться как ограничение конкуренции. Однако окончательные выводы может сделать исключительно судебная инстанция.
Ответственность за дробление закупок по 223-ФЗ
В соответствии с Кодексом по административным нарушениям при нарушении норм ФЗ№223 заказчик рискует уплатить штраф. Регламент по данному вопросу – ст. 14.32 КОАП РФ.
Риск для поставщика остается тем же: договор может быть признан недействительным, и заказчик не уплатит по нему оговоренную сумму, что чревато потерями.
Судебная практика гласит, что для поставщиков принятие участия в подобных закупочных схемах сопряжено с колоссальными потерями. В ГК РФ сказано, что контракты, заключенные с дроблением, могут утратить юридическую силу. В качестве подтверждения этого факта можно использовать решение, принятое Арбитражным судом.
Заказчик закупил две партии компьютеров на сумму до 100 000 рублей. В итоге сделка была аннулирована, и поставщик не получил эту сумму. А заказчик был приговорен к административной ответственности за отказ от аукциона.
Зачастую в судебных инстанциях происходило рассмотрение дел, когда заказчики предпринимали попытки оспаривания наложенных штрафов. Однако на практике суды нечасто встают на их сторону. Особенно в случае выявления фактов ограниченной конкуренции.
Таким образом, разделяя закупки, заказчик не нарушает закон прямо, т. к. непосредственного запрета на дробление в нем не содержится.
Но если в процессе проверки будет выявлено, что это было сделано преднамеренно во избежание организации конкурентной закупки, имеется высокая вероятность привлечения к ответственности.
Она является административной и предполагает необходимость уплаты штрафной санкции в размере до 50 000 рублей. В некоторых случаях действует уголовное наказание (при причинении ущерба в крупном размере).
Таким образом, искусственное разделение закупок на несколько сделок – административно наказуемое деяние.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/droblenie-zakupok-po-44-fz-otvetstvennost.html