Когда проводят электронный аукцион, обоснование выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя регулирует статья 59 закона 44-ФЗ в первой части.
Электронный аукцион является конкурентным способом определения компании-поставщика, когда сведения о госзакупке доводятся до неограниченного круга лиц посредством публикации сведений в ЕИС. Участвовать в процедуре вправе любые заинтересованные лица, соответствующие описанным закупщиком требованиям.
Главный критерий отбора победителя — наименьшее предложение по цене на проводимых торгах. Способ подачи заявки на ЭТП — дистанционный.
Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена единственная специализированная торговая площадка, а само число площадок увеличено с 6 до 8. Вот окончательный перечень действующих ЭП для процедур по 44-ФЗ:
- РТС-тендер;
- ЕЭТП;
- Сбербанк-АСТ;
- ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
- Электронные торговые системы;
- ТЭК-Торг;
- Российский аукционный дом;
- Электронная торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).
Когда проводят
Закупщик инициирует электронный аукцион по 44 ФЗ (статья 59) в целях закупки продукции, выполнения работ, оказания услуг по любому из кодов классификатора ОКПД2. Условие — на конкретный вид экономической деятельности не должны налагаться ограничения 44-ФЗ (например, требование о проведении только закрытых процедур).
Законом предусматриваются ситуации, когда закупщик обязан проводить электронный аукцион (РП РФ № 471-р от 21.03.2016):
- закупка сельскохозяйственных товаров и услуг;
- горнодобывающей продукции;
- пищевых продуктов и напитков;
- одежды;
- бумаги;
- лекарственных средств;
- компьютерного оборудования;
- выполнение строительных работ.
Список достаточно большой и содержит более 50 классов по ОКПД2.
Скачать аукционный перечень по 44-ФЗ
В конкретных субъектах РФ принимают дополнительные перечни случаев, когда региональные госзаказчики должны проводить электронный аукцион по закупкам. Ситуации имеют особенности.
Например, при выполнении строительных работ на объектах особой опасности, технически сложных и уникальных закупщик вправе проводить конкурс с ограниченным участием.
Такие же правила действуют и при закупке пищевых продуктов для учреждений системы образования.
В п. 2 ст. 59 предусмотрены послабления в отношении обязательности инициации электронного аукциона. Если начальная цена закупки не превышает 50 000 рублей, то заказчик вправе остановить выбор на электронном запросе котировок, несмотря на то, включен ли вид деятельности в регламентированный обязательный перечень. Та же ситуация при попадании заказа под случаи из ст. 83 и 93 (проводят запрос предложений или закупают у единственного поставщика).
Инструкция по организации
В ст. 68 закона 44-ФЗ приводится пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 44 ФЗ 2019 года:
- Назначается дата проведения.
- Проходит основной этап, а затем завершающий.
- Выбирается победитель.
Рассмотрим шаги подробнее.
Шаг 1. Определить дату проведения
В статье 68 говорится, что днем проведения аукциона в ЭФ является рабочий день, идущий за датой окончания срока, в который рассматривались первые части заявок. Когда аукцион проходит в строительной сфере и документация содержит проектно-строительные материалы по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, торги стартуют через 4 часа после завершения срока подачи всех заявок.
Торги в электронной форме начинают по времени, установленном на ЭТП, принимая во внимание часовую зону заказчика. Участвовать в процедуре разрешено только аккредитованным поставщикам, допущенным по итогам проверки первых частей.
Шаг 2. Определить длительность торгов
На длительность проведения аукциона в электронной форме влияют:
- стартовая цена;
- количество участников, пришедших на торги;
- как сильно поставщики сбивают цену.
Минимальное время составляет 10 минут для случая, когда никто не предложил ставку. Победителем становится тот участник, который подал заявку первым.
Бывает, что электронные торги затягиваются на несколько суток. Такой вариант возможен, если цены поставщиков упали ниже, чем на 99,5%, а участники ведут переговоры за право заключить контракт. То есть собираются доплатить закупщику, чтобы получить этот заказ. Среднее время проведения электронного аукциона — 1-1,5 часа.
Шаг 3. Провести основной этап
Операторы ЭТП контролируют соблюдение требований к процессу. Его делят на два этапа.
На первом этапе происходит подача ценовых предложений в течение 10 минут, считая от последнего поданного. А шаг аукциона по 44 ФЗ в 2019 составляет от 0,5 до 5% от первоначальной цены госконтракта.
Снижение стоимости одним предложением более чем на 5% не допускается. Потенциальные поставщики понижают текущую минимальную цену в рамках шага.
Посмотрим на примере, как это делается (ЦП — ценовое предложение поставщика).
ЦП 1 950 000 | 12:05:00 |
ЦП 2 900 000 | 12:10:00 (5 минут от последнего) |
ЦП 3 800 000 (снижение на 10% недопустимо) | |
ЦП 1 850 000 | 12:19:00 (9 минут от последнего) |
12:29:01 (более 10 минут от последнего |
На этом первая фаза завершается.
Торг возможен, но учитывайте, что участник не вправе повторять или повышать ценовые предложения либо делать ставки с нулевой ценой.
ЦП 1 | 950 000 |
ЦП 2 | 900 000 |
ЦП 2 | 900 000 (цена, равная ранее поданной, недопустима) |
ЦП 2 | 920 000 (цена более ранее поданной недопустима) |
ЦП 1 | 0 (недопустимо, даже в пределах шага) |
Потенциальный поставщик не вправе снижать сумму вне аукционного шага, когда предшествующий участник снизил цену в пределах шага.
ЦП 1 | 950 000 |
ЦП 2 | 900 000 |
ЦП 3 | 800 000 (вне шага, недопустимо) |
Если текущее минимальное снижение выполнил тот же участник, то еще раз снизить цену он не сможет.
ЦП 1 | 950 000 |
ЦП 2 | 900 000 |
ЦП 2 | 850 000 (тот же участник, недопустимо) |
Шаг 4. Провести завершающий этап
Вторая фаза стартует, если по прошествии 10 минут от последнего ценового предложения ни один из потенциальных поставщиков не предложил новую сумму. Этот этап продолжается 10 минут, каждый участник вправе понизить свою предложенную ранее цену, не обращая внимания на шаг. Но сумма не занижается более минимальной предложенной на первом этапе.
ЦП 1 950 000 | 12:05:00 |
ЦП 2 900 000 | 12:10:00 (5 минут от последнего) |
ЦП 1 850 000 | 12:19:00 (9 минут от последнего) |
12:29:01–12:39:01 вторая фаза |
Если прошло 10 минут после начала, а никто из участников цену так и не поднял, торги признают несостоявшимися. Оператор ЭТП в течение 30 минут после завершения процедуры размещает на площадке протокол.
Правила поведения на аукционе
Помимо правильного составления заявки, участнику важно продумать стратегию поведения, как торговаться с конкурентами, чтобы остаться в выигрыше. То, как проходит электронный аукцион по 44 ФЗ, зависит от поведения потенциальных поставщиков на торгах. Есть несколько основных стратегий.
Партизанская
Нужно зайти на страницу, где проводятся торги, и наблюдать за ставками конкурентов. Вмешиваться стоит, если ваше предложение ниже, чем ставки коллег. Когда цена падает очень сильно и продолжать просто не выгодно, не делайте ни одной ставки.
Обеспечение заявки разблокируют в течение часа после окончания аукциона в электронной форме. Если в процессе торгов сделана хоть одна ставка, то доступ к деньгам вернут только после публикации заказчиком протокола подведения итогов.
На это закупщику дается 3 рабочих дня, не больше.
Умеренная
Ее смысл в плавном снижении по 0,5%. Так поступает подавляющее число поставщиков.
Агрессивная стратегия
По сравнению с умеренными игроками, присутствуют участники, форсирующие события. Они сбивают максимальную цену сразу по 5%. В этой ситуации есть шансы лишиться прибыли. Когда один участник сбивает цену на 0,5%, а вы отвечаете уменьшением суммы сразу на 5 %, то получаете контракт, но теряете 4,5% прибыли. Не исключено, что снизив ставку на 0,5% или 1 %, вы тоже выиграли бы торги.
Выматывающая
Бывают участники, которые делают ставки на заключительной минуте торгов. Все это затягивает время аукциона и нервирует участников. Такие игроки надеются, что их конкурент пойдет праздновать победу либо не сможет по какой-то причине продолжать участие, и есть шансы забрать электронный аукцион.
Дистанционная стратегия
Обычно те, кто любит применять выматывающую стратегию, используют роботов на электронных площадках. К примеру, работ для площадки Сбербанк-АСТ настраивается довольно просто. Надо указать лимит и шаг снижения ставок. Робот без участия людей станет делать ставки по заданным параметрам.
Начиная с 18:00 дня перед аукционным и до начала торгов работ недоступен. Возможность отключить аукционного робота появляется сразу после начала аукциона. Для этого надо подать ценовое предложение в ручном режиме и подписать его сертификатом площадки.
О схеме «таран», и как быть, если попали в нее
Кроме новых стратегий, которые были перечислены выше, применяются и старые схемы. Одной из них является стратегия «Таран».
Состоит она в том, что три участника, подавшие заявки на открытый аукцион в электронной форме 44 ФЗ, заранее обговаривают сценарий торгов. Два из них применяют агрессивную схему и снижают цену ниже некуда.
Третий игрок на финальном этапе занимает 3-е место на 0,5% ниже, чем жертва стратегии. В процессе рассмотрения вторых частей заявок у первых победителей обнаруживаются вместо лицензий посторонние фотографии либо отсутствуют какие-либо документы.
В итоге контракт достается игроку на третьем месте. А участник, находящийся на четвертом, мучается, он мог сделать ставку значительно ниже, но не стал, потому что подумал, что госконтракт достанется первым двум игрокам.
Поэтому стоит предлагать экономический минимум на электронном аукционе. Это делают на завершающем этапе, где предлагается цена не ниже, чем у победителя. Другой вариант — обращение в суд для признания торгов, проходящих по подобной схеме, недействительными. К таким выводам пришел Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, рассматривая дело № А10-3052/2018 от 04.07.2019.
Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/instruktsiya-kak-provesti-elektronnyy-auktsion-po-44-fz
Какой порядок участия в закрытом аукционе предусмотрен для поставщиков по нормам 44-ФЗ?
Проведение закрытого аукциона целесообразно, когда закупка представляет собой государственную тайну, или когда мероприятие проводится строго для приглашенных участников. Требуется предварительное согласование с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). На самом мероприятии участники голосуют за ту или иную цену, поднимая карточки. Регулирует этот процесс аукционная комиссия.
Под закрытым аукционом (далее по тексту – ЗА) принято понимать особую процедуру. По сути, это закрытый способ определения поставщика, в процессе которого выбирается победитель. Им становится участник, который смог предложить минимальную цену контракта.
В качестве регламента по данному вопросу выступают статьи 86-91 Федерального закона №44 от 05.05.2013 г.
Ключевая особенность процедуры состоит в ее использовании для проведения закупок следующих объектов:
- товарные позиции, информация о которых полностью или частично является государственной тайной (Закон №5485-1 от 21 июля 1993 г.);
- сервисы, которые имеют взаимосвязь со страховой, транспортной и охранной деятельностью в отношении ценностей;
- услуги уборки помещений, водительские работы, мероприятия по обеспечению деятельности судебных инстанций.
Документы по проведению аукциона, а также изменения, которые в них внесены, представлены в единой информационной системе (ЕИС). В ходе проведения процедуры недопустимо использование приборов записи аудио, видео.
Порядок проведения закрытого аукциона по 44-ФЗ
Процедура проводится в несколько этапов. Во внимание принимаются действия заказчика, а также участника закупочной деятельности. Порядок мероприятий будет рассмотрен более подробно.
Действия Заказчика
Они включают в себя более 10-ти этапов.
Этап согласования
На этой стадии происходит полное согласование действий с представителями компетентной федеральной инстанции.
Оно проводится в порядке, который заблаговременно устанавливается исполнительным органом власти и связан с регулированием процесса контрактной системы в области закупок.
Срок проведения этого этапа не превышает 10 рабочих дней с момента поступления обращения, что прописано в ч. 3 ст. 84 ФЗ№44.
Период, на протяжении которого действует подобное решение, не превышает 90 дней с момента его принятия. Такое положение прописано в ч. 4 ст. 84 ФЗ№44. В соответствии с нормами Постановления Правительства №331 от 30 июня 2014 года за процедуру согласования ответственность несет ФАС России.
Этап подготовительный
На этой стадии стороны занимаются предварительной подготовкой к организации мероприятия. Так, заказчик проводит работы для подготовки к закупке и создает комиссионную группу. Он же решает вопрос с ее составом и рабочим графиком, разрабатывает соответствующее положение.
Подготовка документации по закупочным мероприятиям
На этой стадии заказчик берет на себя ответственность по разработке документации, а также ее последующему утверждению. рассмотрения требуют базовые положения, карта информации, образцы форм, ТЗ и т. д.
Публикация официального извещения о закупке в ЕИС или отправка участникам приглашений
Аукционные мероприятия могут быть разделены на две разновидности.
- Те, при которых заказчиком размещается извещение в ЕИС за 30 дней или более до момента открытия конвертов, в которых находятся заявки.
- Те, где группе участников направляются приглашения, если они соответствуют нормам ФЗ№44 и способны к проведению работ по поставке или оказанию услуги. Происходит это за 10 или более дней до момента вскрытия конвертов.
В ч. 6 ст. 86 ФЗ№44 сказано, что заказчик обязуется указать в документах следующие пункты:
- название;
- точный адрес;
- объект закупочной деятельности;
- вариант получения;
- дата и место события;
- общий порядок проведения.
Детальную информацию можно посмотреть в разделе №4.
Ответ на запросы от участников и предоставление документации о закрытом аукционе
На этой стадии заказчик отвечает на вопросы и предоставляет документацию.
В случае размещения извещения на протяжении 3-х дней отправляется набор документов об аукционе, согласно нормам законодательства.
В ситуации с направлением приглашений в течение 2-х рабочих дней дается возможность ознакомления с аукционом, причем делают это все участники. Предъявление всех бумаг происходит в письменном формате.
Отправка сведений в ФАС
Регламентом по данному вопросу является ч. 7 ст. 86 ФЗ№44. В норме сказано, что сторона заказчика на протяжении 5-ти рабочих дней до момента открытия конвертом должна направить документ со списком лиц, получивших ответы на запросы.
Прием и рассмотрение заявок
На данном этапе заказчик занимается приемом заявок и их последующей регистрацией. По итогу каждому участнику вручаются расписки о получении. Заказчик вскрывает конверты и знакомится с информацией в них в срок, который не превышает 10 дней с момента их подачи, что написано в ч. 2 ст. 89 ФЗ№44.
По итогу членами комиссионной группы принимается окончательное решение о возможности допуска участника к ЗА или об отказе. Наряду с этим происходит оформление протокола рассмотрения документов, которые подписываются членами комиссии, что регламентируется в ч. 4 ст. 89 ФЗ№44.
Отправка уведомлений в ФАС и участникам закрытого аукциона по результатам аукциона
В ч. 5 сказано, что сторона заказчика не позже, чем в течение одного рабочего дня, который следует за моментом подписания протокола, направляет в соответствующий орган его отксерокопированную версию. В ч.
6 говорится, что он должен отправить и уведомления о решениях, которые были приняты соответствующей аукционной комиссией.
Делается это также не позже одного рабочего дня, который следует за моментом подписания документа.
Наряду с этим заказчик в течение 5-ти рабочих дней с момента подписания документа возвращает деньги, которые внесены в качестве обеспечения, всем участникам, которые подали заявки, но не получили допуск.
Проведение закупки
Прежде чем приступить к проведению аукциона, комиссионная группа занимается регистрацией участников или их официальных представителей. В рамках этого процесса они получают карточки с номерами. Проведение мероприятия организуется заказчиком в присутствии комиссионной группы и всех участников. При этом цена снижается на так называемый «шаг аукциона», равный 5% от НМЦК.
Если последнее предложение было объявлено трижды, и ни один участник не сообщил о том, что намерен предложить более низкую стоимость, аукционист снижает этот показатель на 0,5%. Завершение ЗА наступает тогда, когда после трехкратного сообщения о цене контракта ни один приглашенный участник не поднял свою карточку. Победителем является лицо, предложившее минимальную цену контракта.
Подготовка протокола проведения закрытого аукциона и отправка его копии в ФАС
В процессе ведения торгов сторона заказчика в обязательном порядке занимается ведением протокола. В нем отображаются сведения о ходе проведения процедуры, лицах, принявших в ней участие, начальной цене и предпоследней озвученной стоимости, а также о конечной сумме контракта.
Важную роль играет указание информации о победителе и участнике. Свою подпись на документе ставит и сам заказчик, а также все присутствующие члены комиссионной группы.
В течение одного рабочего дня, который следует за днем подписания документа, заказчик занимается направлением копии этого документа в адрес ФАС России.
Читайте так же: Образец и условия банковской гарантии от Сбербанка
Подписание контракта с победителем
На протяжении трехдневного отрезка времени заказчик передает один из экземпляров победителю. Также он вручает ему контракт с указанием цены. Заключение его должно произойти не ранее чем спустя 10 дней с момента создания протокола, когда уже предоставлено обеспечение исполнения договора. Стороны должны хранить документы, оставшиеся у них на руках, на протяжении трех лет.
Действия участника закупки
Они включают в себя 7 основных этапов.
- Поиск сведений об аукционе. Они, как правило, размещаются в ЕИС или в приглашении, отправляемом заказчиком.
- Отправка письменного запроса в целях получения всех необходимых документов.
- Подготовка заявки на принятие участия в мероприятии. Делается все это после проведения анализа документов.
- Подача заявки с последующим правом ее моментального отзыва до момента начала ЗА.
- Принятие участия в мероприятии, согласно нормам ч. 6 ст. 90 ФЗ№44.
- Получение результатов, которые заказчик обязуется предоставить по запросу на протяжении 2-х дней.
- Составление контракта между заказчиком и победителем аукционного торга.
Далее следует перечисление денежных средств со стороны победителя на счет заказчика. Они будут выступать в качестве обеспечения исполнения контракта. После этого заказчик возвращает победившему в аукционе лицу обеспечение заявки (на протяжении 5-ти дней).
Сроки проведения закрытого аукциона
Общий срок проведения закрытого аукциона – это сумма сроков, приходящихся на каждый его этап. Если сложить все отрезки времени, можно сделать вывод о том, что на организацию подобного мероприятия уходит от 30 до 80 дней в зависимости от степени масштабности торгов и скорости действий сторон.
Размещение извещения о закрытом аукционе в ЕИС | По ч. 4 ст. 86 | Не менее, чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов |
Направление заказчиком заинтересованному лицу документации о закрытом аукционе | По ч. 4 ст. 86 | В течение 3 дней после получения запроса |
Направление заказчиком приглашения принять участие в закрытой закупке участникам | По ч. 5 ст. 86 | Не позднее, чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе |
Отправка уведомлений об участниках закупки в ФАС | По ч. 7 ст. 86 | Не позднее, чем за 5 дней до вскрытия конвертов |
Обеспечение возможности ознакомления с документацией о закрытой закупке | По ч. 3 ст. 87 | В течение 2 дней после получения такого запроса |
Внесение изменений в закупочную документацию | По ч. 7 ст. 87 | Не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок участия в аукционе |
Отправка заказчиком измененной закупочной документации всем участникам аукциона | По ч. 7 ст. 87 | В течение 2 дней |
Возврат заявок участникам, которые получены после окончания сроков подачи | По ч. 7 ст. 88 | Непосредственно в день получения |
Рассмотрение заявок на участие в закрытом аукционе | По ч. 2 ст. 89 | Не более чем 10 дней после окончания подачи заявок |
Возврат заказчиком обеспечения по заявкам | По ч. 7 ст. 89 | В течение 5 дней после подписания протокола |
Передача победителю аукциона проекта контракта | По ч. 8 ст. 90 | В течение 3 дней после подписания протокола |
Отправка копии итогового протокола ФАС | По ч. 9 ст. 90 | Не позднее следующего дня после подписания протокола |
Извещение о проведении закрытого аукциона
Далеко не в каждом случае от заказчика требуется размещение сведений в ЕИС. В ряде ситуаций он занимается направлением приглашений в адрес потенциальных участников, которые соответствуют нормам ФЗ№44 и способны поставить товар, а также провести комплекс работ. происходит это при закупке товара, работы или услуге, данные о которых представляют собой государственную тайну.
Порядок получения разъяснений по закупочной документации
Сторона заказчика на протяжении двух рабочих дней с момента получения заявления обеспечивает право на ознакомление с бумагами по ЗА. Предоставляется их набор строго в письменном виде.
Порядок внесения изменений в закупочную документацию
Заказчик в соответствии с собственной инициативой или запросом может принять решение о внесении изменений в документы и сделать это не позже чем за 5 дней до момента завершения срока подачи заявок. На протяжении 2-х дней он направляет сведения об этом всем участникам.
Заявка на участие в закрытом аукционе
Участник подает строго одну заявку и делает это письменно, а затем запечатывает ее в конверт. В документе должно содержаться название, адрес, ФИО участника, телефон. Наряду с заявкой подается выписка из ЕГРИП/ЕГРЮЛ, учредительные документы, бумаги, подтверждающие обеспечение.
Признание закрытого аукциона несостоявшимся
Если произошла подача только одной заявки, или ни одна заявка не пришла, считается, что аукцион не состоялся, что прописано в ч. 10 ст. 88 ФЗ№44.
Чем закрытый аукцион по 44-ФЗ отличается от аукциона в электронной форме?
Основное различие заключается в порядке проведения, ведь электронная форма не может применяться в процессе организации ЗА.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/zakrytiy-auktsion-po-44-fz.html
Закрытые и открытые торги — в чем разница
Для того, чтобы корректно описать различия в классификации тендеров по таким направлениям, как закрытые и открытые, необходимо дать определение самому понятию тендер.
Значение данного термина в переводе с английского весьма разнообразно, но в данном контексте нас интересует именно конкурсная форма отбора предложений на поставку товара, оказание услуг или выполнения каких-либо работ.
На закрытые и открытые — торги подразделяются по составу участников. Процесс проведения тех и других закупок мало чем отличается, а разница заключается именно в методе выбора участников.
Открытые торги
В основном заказчики используют открытые тендеры, поэтому они более распространены. Данные о планируемой закупке размещаются в ЕИС в свободном доступе. Также, информация находится непосредственно на электронной площадке, на которой проходит этот торг.
Компания, желающая принять участие, подает заявку на электронную площадку, оформленную согласно требованиям тендерной документации.
Рассмотрим, как проходят открытые торги на примере участия в конкурсе. Это целесообразно, потому что государственные организации сейчас являются основными и постоянными заказчиками во многих отраслях. Порядок проведения открытых торгов строго регламентирован.
Этапы проведения открытых конкурсов:
1 этап — создаётся конкурсная комиссия, после чего начинается подготовка документации для организации конкурса.
2 этап — в общедоступных источниках размещается извещение о проведении закупки, наряду с этим публикуется конкурсная документация. В ней указываются условия проведения тендеров, требования, которые должны выполнить поставщики для участия, а также критерии отбора. Эти данные общедоступны и бесплатны.
Потенциальные поставщики должны не позднее указанного в документах срока оставить заявки на участие. Также, к своим предложениям участники прилагают дополнительные документы, описывающие характеристики поставляемого товара или услуги, а также информацию об организации (свидетельства, лицензии и т.д.).
При желании заказчика, может быть проведена дополнительная предварительная классификация. На ней выделяются только те поставщики, предложения которых соответствуют требованиям, указанным в тендерной документации.
Если была подана всего одна заявка на участие в открытом конкурсе, то он признается не состоявшимся и у заказчика есть выбор: изменить тендерную документацию и объявить закупку заново или не проводить повторный конкурс вовсе.
Если заказчик по каким-то причинам решил отменить или внести некоторые изменения в условия после объявления о начале конкурса, то по закону он может это сделать не позднее 5 дней до окончания приема заявок. При этом, срок приема заявок должен быть увеличен так, чтобы до окончания осталось не менее 10 дней.
Другие изменения, такие как смена лота или увеличение обеспечения — строго запрещены.
3 этап – рассмотрение первых частей заявок. Срок рассмотрения не может превышать 5 рабочих дней, а при НМЦ контракта не превышающей 1 млн. руб. срок рассмотрения должен быть 1 рабочий день с даты окончания подачи заявок.
Срок рассмотрения вторых частей не превышает 3 рабочих дня, а при НМЦ не превышающей 1 млн. руб. 1 рабочий день.
4 этап – анализ предложений поставщиков и выявление победителя. В срок не позднее следующего рабочего дня, после размещения протокола рассмотрения вторых частей, размещается итоговый протокол. Не ранее 10-ого и не позднее 20-ого дня с этого момента с победителем должен быть заключён контракт.
Помимо конкурса, бывают открытыми и аукционы. Они проводятся по похожему принципу.
Закрытые тендеры
В закрытых тендерах отбор участников весьма отличается от ранее описанного метода. Для выбора данного вида торгов у заказчиков есть причины:
-
чтобы выполнять заявленную работу или поставлять необходимый товар нужно иметь квалификацию и этими ресурсами обладает малое количество поставщиков;
-
обеспечение товаром носит секретный характер или закупается для безопасности.
Тендерная документация и вся остальная информация является конфиденциальной, объявление о проведении закрытого торга распространяется не в открытом доступе, а высылается индивидуально определенным компаниям. В этом и есть главное различие между открытыми и закрытыми аукционами, в остальном все аналогично в порядке их проведения, за некоторыми исключениями.
При проведении закрытого аукциона или конкурса обязательным условием является обоснование именного такого вида закупок. Заказчик должен предоставить достаточно доказательств органам государственной власти. После этого, в течение 10 рабочих дней должно быть получено соглашение на проведение тендера.
Лишь после этого потенциальным поставщикам рассылаются приглашения к участию в закрытом торге.
Право участия предоставляется только тем организациям, которые соответствуют условиям ч.1 ст.31 44-ФЗ и имеют достаточно возможностей, чтобы осуществить весь объём предлагаемых заказчиком работ, услуг или поставок.
Все документы, а также сами заявки на закрытый аукцион, необходимо передавать в бумажном виде, использовать электронный формат для пересылки документации строго запрещено. Нельзя распространять и публиковать информацию о закрытом тендере в открытых источниках. Для сохранения конфиденциальности на заседании конкурсной комиссии так же запрещается видео- и фотосъемка.
Выводы
Естественно, государственные органы выступают за проведение и участие открытых торгов и аукционов. Такой метод закупки минимизирует риск коррупции и сговора участников. Все данные о проводимом торге, этапах проведения и определении поставщика находятся в открытом доступе в ЕИС. Однако даже этот вид закупок не является панацеей от данного недуга общества.
Вы можете самостоятельно выявить «плюсы» и «минусы» тех и других разновидностей закупок, учитывая профиль вашей компании, её особенности, стратегию развития и многое другое. И на основе полученных данных определить какой из методов проведения тендера для вас наиболее оптимален.
© ООО МКК «РусТендер»
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/otkrytye-i-zakrytye-tendery-shodstva-i-razlichiya
Как проводится закрытый аукцион по 44-ФЗ: особенности и сроки
Закрытый формат аукциона наиболее часто используется Заказчиками для приобретения товаров, услуг или работ, имеющих какое-либо отношение к государственной тайне. В этой статье речь пойдет о том, что собой представляет закрытый аукцион по 44-ФЗ, и в чем его особенности.
Что это такое: Определение и особенности
Закрытый аукцион – это способ определения поставщика, исполнителя или подрядчика, при котором победителем аукциона становится участник, предложивший наиболее выгодные условия контракта.
Процедура проведения закрытых аукционов регламентирована статьями 86-91 Закона 44-ФЗ.
Используется такой формат для осуществления закупок:
- товаров, имеющих отношение к государственной тайне;
- услуг, связанных с транспортировкой, охраной и страхованием различных ценностей, имеющих какое-либо культурное значение;
- услуг по уборке помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судебных приставов и судей.
Документация о закрытом аукционе не подлежит размещению в ЕИС и иных средствах массовой информации. Кроме того, при проведении закрытого аукциона использование электронных документов, а также проведение аудио- и видеозаписи запрещено.
Важно: Доступ к аукционной документации и участию в закрытом аукционе предоставляется только участникам, имеющим доступ к государственной тайне и соответствующим требованиям Заказчика.
Чем закрытый аукцион по 44-ФЗ отличается от открытого в электронной форме?
Порядок проведения аукционов в закрытом формате принципиально отличается от порядка проведения электронных аукционов тем, что электронная форма не может быть использована для проведения закрытого способа закупки. Все дело в том, что согласно законодательству применение электронной документации в закрытых аукционах не допускается.
Кто присутствует на процедуре проведения закрытого аукциона?
На процедуре проведения аукциона в закрытой форме помимо Заказчика присутствуют:
- члены аукционной комиссии;
- участники закрытого аукциона или их официальные представители.
Особенности и порядок проведения
Последовательность действий Заказчика при проведении закрытого аукциона выглядит следующим образом:
- согласование процедуры проведения аукциона с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- предварительная подготовка к проведению аукциона (организация предстоящий закупки, формирование комиссии, определение ее порядка работы, создание и утверждение положений о комиссии);
- подготовка комплекта документов (утверждение аукционной документации);
- направление приглашений или публикация извещений;
- предоставление документов о закрытом аукционе (по требованию любого участника аукциона Заказчик обязан предоставить необходимую документацию в письменной форме);
- направление данных в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (сведения о перечне лиц, получивших документацию об аукционе);
- прием и регистрация поступивших заявок;
- вскрытие конвертов и рассмотрение поступивших заявок;
- направление уведомлений о принятых решениях участникам закупки и копии протокола в ФАС;
- проведение закрытого аукциона посредством снижения начальной цены, указанной в документации (победителем признается участник, предложивший самую низкую стоимость контракта);
- направление копии итогового протокола в ФАС;
- подписание контракта с победившим участником.
Действия участника закрытой закупки в таком случае будут заключаться в:
- поиске информации о проводимом аукционе;
- направлении запроса Заказчику о предоставлении аукционных документов;
- подготовке заявки на участие в закрытом аукционе;
- подаче заявки;
- непосредственном участии в аукционе;
- направлении Заказчику запроса о даче разъяснений итогов аукциона;
- заключении контракта (в случае победы в конкурсе).
Сроки проведения закрытого аукциона
Законодательством РФ для проведения закрытого аукциона определенны следующие временные рамки:
Этап | Сроки | Ссылка на 44-ФЗ |
Публикация извещения об аукционе | Не менее 30 дней до официальной даты вскрытия конвертов | Часть 4 статья 86 |
Подача запроса на получение аукционной документации | С момента публикации извещения в ЕИС | Часть 4 статья 86 |
Направление аукционной документации участнику | В течение трех дней с момента получения запроса | Часть 4 статья 86 |
Направление приглашения потенциальным участникам аукциона | Не позже чем за 10 дней до официальной даты вскрытия конвертов | Часть 5 статья 86 |
Направление перечня лиц, получивших аукционную документацию, в ФАС РФ | Не позже чем за 5 дней до официальной даты вскрытия конвертов | Часть 7 статья 86 |
Обеспечение возможности ознакомления с документацией всем участникам аукциона | В течение двух дней со дня получения соответствующего запроса | Часть 3 статья 87 |
Направление запроса о даче разъяснений в отношении аукционной документации | Не позже чем за 3 дня до последнего дня приема заявок | Часть 4 статья 87 |
Направление разъяснений положений аукционной документации | В течение двух дней со дня получения соответствующего запроса | Часть 5 статья 87 |
Внесение изменений в аукционную документацию | Не позже чем за 5 дней до последнего дня срока подачи заявок | Часть 7 статья 87 |
Направление изменений документации всем участникам аукциона | В течение двух дней со дня принятия решения | Часть 7 статья 87 |
Прекращение приема заявок | В официальный день вскрытия конвертов | Часть 6 статья 88 |
Выдача расписки в получении заявки | По запросу участника | Часть 7 статья 88 |
Возврат заявок, полученных после окончания срока приема заявок | В день их получения | Часть 8 статья 88 |
Отзыв поданной заявки | В любое время до момента начала рассмотрения заявок | Часть 9 статья 88 |
Рассмотрение заявок на участие | Не более 10 дней с последнего дня приема заявок | Часть 2 статья 89 |
Направление копии протокола о рассмотрении заявок в федеральный уполномоченный орган | До конца рабочего дня, следующего за днем утверждения протокола | Часть 5 статья 89 |
Направление уведомлений о принятых решениях участникам аукциона | До конца рабочего дня, следующего за днем утверждения протокола | Часть 6 статья 89 |
Возврат денежного обеспечения заявки участнику, не допущенному к дальнейшему участию | В течение 5 рабочих дней с момента подписания протокола | Часть 7 статья 89 |
Передача протокола и контракта победителю аукциона | В течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола | Часть 8 статья 90 |
Направление копии итогового протокола в федеральный уполномоченный орган | До конца рабочего дня, следующего за датой утверждения протокола | Часть 9 статья 90 |
Направление запроса о разъяснении итогов конкурса | После утверждения протокола | Часть 10 статья 90 |
Предоставление разъяснений итогов аукциона | В течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса | Часть 10 статья 90 |
Возврат денежного обеспечения участникам, не одержавшим победу | В течение 5 рабочих дней со дня утверждения протокола | Часть 11 статья 90 |
Заключение контракта | Не раньше чем через 10 дней со дня утверждения протокола | Часть 2 статья 91 |
Возврат денежного обеспечения заявки победителю аукциона | В течение 5 рабочих дней со дня подписания контракта | Часть 6 статья 91 |
Документация
Согласно действующему Федеральному закону №44-ФЗ в аукционной документации определения поставщика закрытым способом должны содержаться сведения о:
- названии и описании объекта закупки, а также об условиях контракта, включая обоснование начальной цены;
- требованиях к составу и содержанию заявок;
- дате и времени окончания срока подачи заявок;
- размере и порядке предоставления денежного обеспечения заявок, включая требования к банковской гарантии;
- форме контракта, размере обеспечения и требованиях к обеспечению контракта;
- возможности изменений условия контракта;
- валюте, используемой для формирования стоимости контракта и проведения расчетов;
- порядке применения курса валюты;
- дате, времени и месте вскрытия конвертов, а также дате рассмотрения заявок;
- размере «шага аукциона»;
- месте, дате и времени проведении аукциона;
- преимуществах, предоставляемых Заказчиком;
- возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Важно: К аукционной документации в обязательном порядке прикладывается проект контракта.
Заявка на участие
Для участия в закрытом аукционе потенциальному участнику следует подать соответствующую заявку в установленный срок и по форме, определенной аукционной документацией. Согласно действующему законодательству, участник вправе отправлять в отношении каждого объекта планируемой закупки только одну заявку.
Заявка должна подаваться в письменном виде и только в запечатанном конверте. При этом все листы заявки при этом должны быть пронумерованы и прошиты.
Заявка и том заявки должны быть скреплены печатью участника и подписью уполномоченного лица. Кроме того, в документах должна содержаться опись прилагаемых документов.
В соответствии с частью 2 статьи 88 Закона №44-ФЗ, в заявке на участие должны присутствовать:
- информация и документы об участнике:
- наименование, место расположения, почтовый адрес (для юридического лица)/ ФИО, паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
- справка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП не старше полугода;
- документ, удостоверяющий полномочия руководителя или иного лица, подписавшего заявку;
- копии учредительной документации (для юридического лица);
- решение о совершении или одобрении крупной сделки или его копия.
- предложения участника аукциона в отношении объекта планируемой закупки;
- документация, подтверждающая соответствие участника установленным требованиям;
- документация, подтверждающая наличие денежного обеспечения заявки;
- документация, подтверждающая право участника на получение преимуществ.
Внимание: Требовать от участников предоставления документации, отсутствующей в данном перечне, Заказчик не вправе.
Извещение
Согласно Федеральному законодательству в рамках 44-ФЗ Заказчик не всегда обязан размещать извещение о проведении закрытого определения поставщика в ЕИС, так как в отдельных случаях допускается отправка приглашения потенциальным участникам.
Извещение должно быть опубликовано только в том случае, если предстоящая закупка имеет отношение к государственной тайне, а секретные сведения отображаются в аукционной документации или проекте контракта.
Соответственно, приглашение потенциальным участникам отсылается, если речь идет о:
- закупке товаров, услуг или работ для обеспечения федеральных нужд;
- закупке услуг по транспортировке, страхованию и охране «музейных ценностей»;
- закупке услуг водителей или услуг по уборке помещений для обеспечения нужд судебных приставов и судей.
Когда закрытый аукцион может быть признан несостоявшимся?
Согласно 44-ФЗ закрытый аукцион может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
- на участие в настоящем аукционе была подана лишь одна заявка (часть 10, статья 88);
- на участие в настоящем аукционе не было подано ни одной заявки (часть 10, статья 88);
- аукционная комиссия отклонила заявки всех участников аукциона (часть 8 статья 89);
- аукционная комиссия приняла заявку только одного участника закупки (часть 8 статья 89);
- участник закупки, сделавший предпоследнее предложение, отказался от заключения контракта (часть 3 статья 91).
В случае признания определение поставщика, исполнителя или подрядчика несостоявшимся, Заказчик может внести соответствующие изменения в аукционную документацию и провести повторный конкурс или же по согласованию с ФАС произвести заключение контракта с единственным поставщиком/исполнителем/подрядчиком.
Таким образом, закрытый формат аукциона идеальный способ определить будущего поставщика, подрядчика или исполнителя для осуществления закупок, имеющих отношение к государственной тайне, который позволяет открывать всю необходимую информацию только ограниченному кругу лиц.
Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/zakrytyj-aukcion-po-44-fz.html
Закрытый аукцион в электронной форме 44 фз
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. (Ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Аукционы:
- аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион)
- закрытый аукцион
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. (Ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. (Ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Закрытый аукцион
Под закрытым аукционом понимается закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем такого аукциона признается участник закрытого аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта. (Ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Изменения в 44-ФЗ в 2018 году: переход на электронные закупки с 1 июля 2018 года
В конце 2017 года в Закон № 44-ФЗ внесены существенные изменения. Основное нововведение касается перехода к определению поставщика путём проведения конкурентных закупок в электронной форме. Разберем суть изменений в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года и этапы перехода на электронные закупки.
Главное
Если до 1 июля 2018 года электронные закупки возможны только в форме аукциона, то после внесения изменений к аукциону добавятся:
- открытый конкурс
- конкурс с ограниченным участием
- двухэтапный конкурс
- запрос котировок
- запрос предложений
- закрытые электронные процедуры ( закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион)
С 1 июля 2018 года проведение электронных процедур — пока только право заказчика. Но уже с 1 января 2020 года право проведения электронных процедур превратится в обязанность.
Исключение — только для закупок у единственного поставщика, закупок на территории иностранного государства, отдельных котировочных процедур и некоторых закупок, проводимых закрытыми способами.
Проведение электронных процедур (включая подачу заявок на участие в закупке) и заключение контракта осуществляются через электронную площадку.
Этапы перехода на электронные закупки
Для участия в электронных закупках от участника потребуется пройти аккредитацию на электронной площадке и регистрацию в ЕИС. Переход к аккредитации и регистрации будет проходит поэтапно:
Источник: https://arenaprava.ru/drugoe/zakrytyj-auktsion-v-elektronnoj-forme-44-fz/