Понятие рамочного договора появилось в гражданском законодательстве в 2015 г. [1].
Под таким договором, который также называется «договором с открытыми условиями», понимается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора [2].
Проще говоря — это договор, в котором не все до конца определено.
Например, в рамочном договоре может быть определен его предмет (закупаемые ТРУ), в том числе его качественные характеристики, цена единицы ТРУ, ответственность сторон и другие параметры, но не определен объем поставляемых (оказываемых, выполняемых) ТРУ, при этом фактический объем ТРУ будет определяться в ходе исполнения такого договора по заявкам заказчика в зависимости от его фактической потребности.
В закупочной деятельности заказчиков по 223-ФЗ тоже могут быть ситуации, когда заказчик в момент закупки не может, например, определить тот фактический объем ТРУ, который ему понадобится, и заключение рамочных договоров в рамках данного закона тоже возможно, так как при осуществлении закупок заказчики руководствуются в числе прочего и нормами гражданского законодательства [3]. Но при этом следует учитывать ряд особенностей.
Главной особенностью является то, что при проведении конкурентной закупки, в результате которой планируется заключить рамочный договор, должна в любом случае быть определена максимальная цена договора — этот параметр должны быть установлен заказчиком в извещении о закупке и в документации о закупке [4]. Соответственно, он должен быть внесен и в договор, заключаемый по результатам конкурентной закупке.
На практике самой распространенной ситуацией при осуществлении конкурентной закупки, в результате которой заключается рамочный договор, является случай, когда заказчик устанавливает в извещении и документации о закупке максимальную цену единицы ТРУ и максимальную цену договора, и в отношении цены конкуренция участников закупки происходит по первому параметру.
При заключении договора в нем указывается цена единицы ТРУ победителя закупки и максимальная цена договора.
При исполнении договора фактический объем поставляемых (оказываемых, выполняемых) ТРУ определяется на основе фактической потребности заказчика, но цена договора, то есть тот объем денег, который может получить поставщик (подрядчик, исполнитель), не превышает максимальную цену, установленную при заключении договора.
Здесь важно обратить внимание на то, что нормы 223-ФЗ однозначно требуют от заказчика устанавливать в извещении и документации о закупке и, соответственно, в договоре, количественные характеристики (объем) закупаемых ТРУ [5].
Однако в соответствии с гражданским законодательством количество товара в договоре может определяться не только в соответствующих единицах измерения, но и в денежном выражении [6], а что касается работ и услуг, то гражданское законодательство не устанавливает, что их объем должен обязательно определяться именно в соответствующих единицах измерения [7]. Таким образом, количественные характеристики (объем) ТРУ при заключении рамочного договора определяются в денежном выражении — максимальной цене договора и цене единицы ТРУ. С таким подходом соглашается и ФАС [8].
Еще одной особенностью является то, что заключение рамочного договора в описанном выше виде невозможно в результате проведения аукциона.
Согласно нормам 223-ФЗ под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения НМЦД [9].
Соответственно, если конкуренция среди участников закупки предполагается по цене единицы ТРУ (то есть снижаться должна не НМЦД, а цена единицы ТРУ), то заказчику следует использовать иной конкурентный способ закупки, предусмотренный 223-ФЗ и его положением о закупке (например, конкурс или запрос предложений).
Отметим, что вариаций рассмотренной конструкции является случай, когда заказчик также не может точно определить конкретное место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) — например, если закупаются работы по техническому обслуживанию оборудования для устранения последствий возможных аварий, которое расположено на нескольких адресах.
Здесь заказчик может лишь рамочно определить список возможных адресов как в извещении (документации) о закупке, так и в договоре — таким образом требование 223-ФЗ об указании места поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) [10] в принципе выполняется. И ФАС такой подход вполне устраивает [8].
Также рамочно может определяться, например, дата поставки (выполнения работ, оказания услуг) и прочие параметры.
Другим распространенным в практике случаем проведения конкурентной закупки с заключением рамочных договоров является ситуация, когда заказчик проводит закупку, по результатам которой заключает рамочные договоры с несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые отвечают установленным им требованиям (например, по наличию квалификации и опыта работы) — иными словами, отбирает тех участников, которые способны выполнить договор согласно предмету закупки. А затем уже в рамках заключенных договоров проводит в отношении их закупочные процедуры (например, через запрос цен). Отметим, что такая конструкция тоже не вызывает претензий со стороны ФАС [11].
Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности заключения рамочных договоров по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В отличие от конкурентной закупки здесь в 223-ФЗ не содержится каких-либо требований к указанию цены договора, объема ТРУ и т.д.
и, казалось бы заказчик может в этом случае заключать, так сказать, «суперрамочный» договор. Но все не так просто — есть практика ФАС, где такие действия заказчика считаются нарушением антимонопольного законодательства [12], при этом противоположное мнение других государственных органов [13] во внимание не принимается.
Правда следует отметить, что эта практика касается совсем уж вопиющего случая, когда заказчик заключил рамочный договор с поставщиком даже без технического задания — закупались просто «парфюмерные и косметические средства» на максимальную сумму договора в размере 1,2 млрд. руб.
При этом заказчик в своем положении о закупке прямо установил, что одним из случаев закупки у единственного поставщика как раз и является случай заключения рамочного договора, и именно эту норму ему пришлось исключить из данного документа под давлением ФАС, так как по мнению ФАС «включение в положение о закупке условий о проведении процедуры прямой закупки у единственного поставщика по рамочному договору не допустимо и может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки путем сокращения числа хозяйствующих субъектов при выборе заказчиком способа осуществления неконкурентной процедуры».
Действительно, если заказчик намерен осуществлять закупки с заключением рамочных договоров, то в любом случае он должен отразить в своем положении о закупке соответствующие условия и правила таких закупок [14]. Отметим, что у многих заказчиков (чаще всего, у государственных и муниципальных учреждений) такой вариант закупок вообще не предусматривается, но в завершение статьи рассмотрим ряд имеющихся примеров.
В положении о закупке АО «Зарубежнефть» [15] имеется отдельный раздел «Рамочные договоры». В нем говорится, что рамочные договоры заключаются в том случае, когда заказчик не может заранее определить объем поставки продукции. Рамочный договор может быть заключен любым способом из числа предусмотренных положением о закупке.
В плане закупок по закупке на право заключения рамочного договора указывается его начальная (максимальная) цена, при этом начальная (максимальная) цена рамочного договора означает максимально возможный суммарный объем соответствующих заказов в течение срока действия такого договора. В рамочном договоре должны быть определены все существенные условия будущих сделок, в т.ч.
наименование, предельная стоимость и (или) предельный объем закупки продукции; срок действия рамочного договора. Срок окончания действия рамочного договора должен наступать после поставки объема продукции, равного предельному, или по истечению срока, указанного в рамочном договоре.
При возникновении потребностей в соответствующей продукции заказчик ее заказывает в порядке, определенном договором.
При этом номенклатура, объемы и сроки поставки продукции (конкретный заказ) определяются по отдельным заявкам заказчика, направляемым по мере возникновения потребности в продукции в адрес поставщика, с которым заключен рамочный договор или на основании отдельных дополнительных соглашений к рамочному договору. Общая стоимость такого конкретного заказа рассчитывается исходя из установленных договором цен.
Положение о закупке ПАО «Московская объединенная энергетическая компания» устанавливает, что при закупках ТРУ, когда невозможно заранее определить точный объем, конкретные сроки, место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), но могут быть определены единичные расценки (прейскурант) на такие ТРУ, а также предельная стоимость и/или предельный объем закупки, заказчиком может быть применен рамочный или прейскурантный договор. При этом условиями рамочного или прейскурантного договора определяются единичные расценки (прейскурант) и максимальная цена договора, иные условия договора, а номенклатура, объем, сроки и место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) могут определяться заявками заказчика или иным образом, предусмотренным рамочным или прейскурантным договором при возникновении у заказчика потребности в ТРУ. Обратим внимание, что в этом примере в отличие от предыдущего заключение рамочного договора допускается не только в случае, когда заказчик не может определить объем закупаемых ТРУ, но также сроки и место поставки (выполнения, оказания) ТРУ.
ЗАО «Сбербанк — Лизинг» предусмотрело в своем положении о закупке возможность заключения по результатам конкурентной закупки рамочного договора (генерального соглашения) ограниченного срока действия, устанавливающего цену/тариф за единицу продукции или размер скидки от официального прайс-листа производителя продукции без определения общего объема поставки продукции и общей стоимости договора, но с указанием предельной (максимальной) стоимости договора и/или предельного (максимального) объема поставки продукции за период действия договора. Если рамочный договор заключен с одним поставщиком, то впоследствии для поставки конкретного объема продукции с ним заключаются отдельные договоры без проведения конкурентных (как с единственным поставщиком). А если рамочный договор заключен с несколькими поставщиками, то заказчик имеет право дополнительно провести между ними электронный аукцион (по сути здесь речь идет о переторжке).
Статья также доступна на сайте OTC.
[1] П. 73 ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».[2] Ч. 1 ст. 429.1 ГК РФ.[3] Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[4] П. 5 ч. 9 и п. 5 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[5] П. 3 ч. 9 и п. 3 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[6] Ч. 1 ст. 465 ГК РФ.[7] См. гл. 37-40 ГК РФ.[8] См. Решение Московского УФАС России от 02.03.2018 по делу № 1-00-352/77-18 (в отношении объема работ).[9] Ч. 18 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[10] П. 4 ч. 9 и п. 4 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[11] См. Решение Московского УФАС России по делу N 1-00-495/77-18.[12] Решение Новосибирского УФАС России от 12.07.2017 № 11.[13] Письмо Минэкономразвития России от 18.09.2015 № Д28и-2686.[14] В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[15] Здесь и далее сведения из положений о закупке конкретных заказчиков приводятся по данным, размещенным в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c0e18e577e7fc00aaf7d177/5c66814641446200af5dd76b
Заключение договора в соответствии с 223-ФЗ. Сроки и особенности
Закон 223-ФЗ считается рамочным, то есть в нем не прописываются четкие требования к проведению закупочных процедур.
Заказчику необходимо самостоятельно разработать положение о закупках, которым он и будет руководствоваться в дальнейшем.
При заключении договоров с контрагентами обязательным становится соблюдение не только норм 223-ФЗ, но и Гражданского Кодекса. Поэтому заказчикам необходимо помнить несколько особенностей таких процедур.
Виды договоров
Все действующие на территории нашей страны договора можно разделить на две группы: рамочные и возмездные. В первых не прописываются конкретные данные о цене и объему поставляемых товаров или услуг. Отгрузка продукции или оказание услуг осуществляется по заявке заказчика.
В документе описаны лишь общие правила ведения договорных взаимоотношений. По нормам 223-ФЗ заключение таких договоров невозможно. Во всех контрактах должны быть четко прописаны условия поставки, цена товаров или услуг, порядок оплаты и так далее.
То есть по 223-ФЗ возможны заключения только возмездных договоров.
Заказчики, опираясь на нормы 223-ФЗ, могут заключать с контрагентами следующие виды договоров:
- Купли – продажи. При оформлении взаимоотношений в этом случае стороны должны соблюдать требования главы 30 ГК РФ. Такие договора подразумевают поставку товаров, электроснабжение, приобретение недвижимости.
- Подряда. По заданию заказчика вторая сторона обязуется выполнить все работы, предусмотренные контрактом. Заказчик в свою очередь принимает и оплачивает их. При этом должны соблюдаться нормы статьи 37 ГК РФ.
- Оказания услуг. Контрагент по заданию заказчика оказывает ему определенные услуги. Должны соблюдаться требования главы 38 ГК РФ.
Выбор типа заключаемого договора производится, исходя из потребностей заказчика. Требования, которые прописываются в тексте документа, заказчик разрабатывает самостоятельно.
Кто должен заключать контракты, руководствуясь нормами 223-ФЗ
Оформлять договорные отношения, руководствуясь нормами 223-ФЗ, могут следующие организации:
- Компании и корпорации, в уставном капитале которых более 50% уставного капитала принадлежит государству.
- Дочерние предприятия компаний и корпораций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%.
- Любые бюджетные и унитарные организации, если закупка проводится за счет средств, полученных по грантам или от коммерческой деятельности.
Если в уставном капитале организации доля государства менее 50%, то действие 223-ФЗ на неё не распространяется.
Как выбирается контрагент
По 223-ФЗ закупка может проводиться конкурентным и неконкурентным способом. К первой категории относятся торговые процедуры (конкурсы, аукционы), а так же неторговые (запросы цен и предложений, конкурентные переговоры). К неконкурентным способам закупки относят приобретение товаров или услуг у единственного поставщика.
Контрагент, с которым будет заключаться контракт, определяется по результатам закупочной процедуры. Выделяют несколько ситуаций, при которых заказчикам разрешено не проводить торги для определения поставщика:
- Если предметом закупки становится продукт естественной монополии.
- Закупка услуг в области инженерной инфраструктуры, на которые действуют государственные тарифы. К этой категории относятся водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и так далее.
- Ситуации, когда закупаются услуги по доставке ценностей, имеющих культурное значение и предназначающихся для государственных запасников.
- В вышеперечисленных ситуациях заказчик может самостоятельно выбирать контрагента, который будет исполнять договор. Если проводится торговая процедура, то победителем признается компания, предложившая самые выгодные для заказчика условия исполнения договора.
В качестве поставщика может выступать любое юридическое лицо. Организационно-правовая форма компании при этом значения не имеет. Главное, чтобы участник отвечал всем требованиям заказчика, которые прописаны в положении о закупках.
Какие условия договора признаются существенными
Договор на поставку продукции или оказание услуг заключается в сроки, прописанные в положении о закупках. В нем должны присутствовать все существенные условия, а именно:
- Предмет договора. Он должен быть четко определен, это регламентируется статьей 432 ГК РФ.
- В договоре купли-продажи должно быть прописано наименование приобретаемого товара. При этом рекомендовано максимально полно описывать характеристики, приобретаемой продукции. Руководствоваться следует нормами статьи 455 ГК РФ.
- Количество товара подлежащего к поставке или объем услуг, которые обязуется исполнить поставщик. Учитывают положения статей 455 и 465 ГК РФ. Количество должно выражаться в стандартных единицах измерения: штуках, килограммах, литрах и так далее.
Отсутствие существенных условий в контракте приведет к тому, что документ будет признан недействительным. Порядок и срок поставки, а также цена товара не считаются существенными условиями.
Сроки заключения договора и публикации сведений в ЕИС
Конкретное время, в течение которого должен быть заключен договор, в 223-ФЗ не прописано. Оно определяется положением о закупках.
При этом должны соблюдаться требования закона «О защите конкуренции», согласно которым срок подписания документа не должен лишать возможности третьих лиц оспорить незаконные действия сторон, заключающих договор.
Поэтому подписать контракт стороны смогут не ранее, чем через 10 дней с момента подведения итогов закупки.
Сведения о контрактах, заключаемых в рамках 223-ФЗ должны публиковаться в ЕИС. Исключение составляют:
- Договора, в которых содержится информация, связанная с государственной тайной.
- Если сумма закупаемых товаров или услуг не превосходит 100 тысяч рублей. Для предприятий с годовым объемом выручки более 5 миллиардов рублей эта сумма возрастает до 500 тысяч рублей.
- Когда объектом закупки выступают товары, входящие в правительственный перечень за номером 2027. Сюда входят бланки ценных бумаг, оборудование для производства государственных бланков и так далее.
При необходимости по соглашению сторон условия заключенного договора разрешено изменять.
При внесении корректировок в объем поставляемых товаров или услуг, цену контракта или срок его исполнения сведения об этом должны быть отражены в ЕИС. Эта норма регламентируется частью 5 статьи 4 223-ФЗ.
Вся информация об этом должна появиться в свободном доступе в срок не позднее 10 дней с момента вступления поправок в законную силу.
Так как 223-ФЗ не дает четкого понимания того, как должна проводиться закупка и заключаться договор, то заказчикам необходимо ориентироваться на другие законодательные акты, в первую очередь Гражданский Кодекс.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/176-zaklyuchenie-dogovora-223-fz
Заключение рамочного договора при закупках по 223-ФЗ
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
Заключение рамочного договора при закупках по 223-ФЗ
Понятие рамочного договора появилось в гражданском законодательстве в 2015 г.1.
Под таким договором, который также называется «договором с открытыми условиями», понимается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора2. Проще говоря — это договор, в котором не все до конца определено. Например, в рамочном договоре может быть определен его предмет (закупаемые ТРУ), в том числе его качественные характеристики, цена единицы ТРУ, ответственность сторон и другие параметры, но не определен объем поставляемых (оказываемых, выполняемых) ТРУ, при этом фактический объем ТРУ будет определяться в ходе исполнения такого договора по заявкам заказчика в зависимости от его фактической потребности.
В закупочной деятельности заказчиков по 223-ФЗ тоже могут быть ситуации, когда заказчик в момент закупки не может, например, определить тот фактический объем ТРУ, который ему понадобится, и заключение рамочных договоров в рамках данного закона тоже возможно, так как при осуществлении закупок заказчики руководствуются в числе прочего и нормами гражданского законодательства3. Но при этом следует учитывать ряд особенностей.
Главной особенностью является то, что при проведении конкурентной закупки, в результате которой планируется заключить рамочный договор, должна в любом случае быть определена максимальная цена договора — этот параметр должны быть установлен заказчиком в извещении о закупке и в документации о закупке4. Соответственно, он должен быть внесен и в договор, заключаемый по результатам конкурентной закупке.
На практике самой распространенной ситуацией при осуществлении конкурентной закупки, в результате которой заключается рамочный договор, является случай, когда заказчик устанавливает в извещении и документации о закупке максимальную цену единицы ТРУ и максимальную цену договора, и в отношении цены конкуренция участников закупки происходит по первому параметру.
При заключении договора в нем указывается цена единицы ТРУ победителя закупки и максимальная цена договора.
При исполнении договора фактический объем поставляемых (оказываемых, выполняемых) ТРУ определяется на основе фактической потребности заказчика, но цена договора, то есть тот объем денег, который может получить поставщик (подрядчик, исполнитель), не превышает максимальную цену, установленную при заключении договора.
Здесь важно обратить внимание на то, что нормы 223-ФЗ однозначно требуют от заказчика устанавливать в извещении и документации о закупке и, соответственно, в договоре, количественные характеристики (объем) закупаемых ТРУ5.
Однако в соответствии с гражданским законодательством количество товара в договоре может определяться не только в соответствующих единицах измерения, но и в денежном выражении6, а что касается работ и услуг, то гражданское законодательство не устанавливает, что их объем должен обязательно определяться именно в соответствующих единицах измерения7.
Таким образом, количественные характеристики (объем) ТРУ при заключении рамочного договора определяются в денежном выражении — максимальной цене договора и цене единицы ТРУ. С таким подходом соглашается и ФАС8.
Еще одной особенностью является то, что заключение рамочного договора в описанном выше виде невозможно в результате проведения аукциона.
Согласно нормам 223-ФЗ под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения НМЦД9.
Соответственно, если конкуренция среди участников закупки предполагается по цене единицы ТРУ (то есть снижаться должна не НМЦД, а цена единицы ТРУ), то заказчику следует использовать иной конкурентный способ закупки, предусмотренный 223-ФЗ и его положением о закупке (например, конкурс или запрос предложений).
Отметим, что вариаций рассмотренной конструкции является случай, когда заказчик также не может точно определить конкретное место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) — например, если закупаются работы по техническому обслуживанию оборудования для устранения последствий возможных аварий, которое расположено на нескольких адресах.
Здесь заказчик может лишь рамочно определить список возможных адресов как в извещении (документации) о закупке, так и в договоре — таким образом требование 223-ФЗ об указании места поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)10 в принципе выполняется. И ФАС такой подход вполне устраивает8.
Также рамочно может определяться, например, дата поставки (выполнения работ, оказания услуг) и прочие параметры.
Другим распространенным в практике случаем проведения конкурентной закупки с заключением рамочных договоров является ситуация, когда заказчик проводит закупку, по результатам которой заключает рамочные договоры с несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые отвечают установленным им требованиям (например, по наличию квалификации и опыта работы) — иными словами, отбирает тех участников, которые способны выполнить договор согласно предмету закупки. А затем уже в рамках заключенных договоров проводит в отношении их закупочные процедуры (например, через запрос цен). Отметим, что такая конструкция тоже не вызывает претензий со стороны ФАС11.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности заключения рамочных договоров по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В отличие от конкурентной закупки здесь в 223-ФЗ не содержится каких-либо требований к указанию цены договора, объема ТРУ и т.д.
и, казалось бы заказчик может в этом случае заключать, так сказать, «суперрамочный» договор. Но все не так просто — есть практика ФАС, где такие действия заказчика считаются нарушением антимонопольного законодательства12, при этом противоположное мнение других государственных органов13 во внимание не принимается.
Правда следует отметить, что эта практика касается совсем уж вопиющего случая, когда заказчик заключил рамочный договор с поставщиком даже без технического задания — закупались просто «парфюмерные и косметические средства» на максимальную сумму договора в размере 1,2 млрд. руб.
При этом заказчик в своем положении о закупке прямо установил, что одним из случаев закупки у единственного поставщика как раз и является случай заключения рамочного договора, и именно эту норму ему пришлось исключить из данного документа под давлением ФАС, так как по мнению ФАС «включение в положение о закупке условий о проведении процедуры прямой закупки у единственного поставщика по рамочному договору не допустимо и может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки путем сокращения числа хозяйствующих субъектов при выборе заказчиком способа осуществления неконкурентной процедуры».
Действительно, если заказчик намерен осуществлять закупки с заключением рамочных договоров, то в любом случае он должен отразить в своем положении о закупке соответствующие условия и правила таких закупок14. Отметим, что у многих заказчиков (чаще всего, у государственных и муниципальных учреждений) такой вариант закупок вообще не предусматривается, но в завершение статьи рассмотрим ряд имеющихся примеров.
В положении о закупке АО «Зарубежнефть»15 имеется отдельный раздел «Рамочные договоры». В нем говорится, что рамочные договоры заключаются в том случае, когда заказчик не может заранее определить объем поставки продукции. Рамочный договор может быть заключен любым способом из числа предусмотренных положением о закупке.
В плане закупок по закупке на право заключения рамочного договора указывается его начальная (максимальная) цена, при этом начальная (максимальная) цена рамочного договора означает максимально возможный суммарный объем соответствующих заказов в течение срока действия такого договора. В рамочном договоре должны быть определены все существенные условия будущих сделок, в т.ч.
наименование, предельная стоимость и (или) предельный объем закупки продукции; срок действия рамочного договора. Срок окончания действия рамочного договора должен наступать после поставки объема продукции, равного предельному, или по истечению срока, указанного в рамочном договоре.
При возникновении потребностей в соответствующей продукции заказчик ее заказывает в порядке, определенном договором.
При этом номенклатура, объемы и сроки поставки продукции (конкретный заказ) определяются по отдельным заявкам заказчика, направляемым по мере возникновения потребности в продукции в адрес поставщика, с которым заключен рамочный договор или на основании отдельных дополнительных соглашений к рамочному договору. Общая стоимость такого конкретного заказа рассчитывается исходя из установленных договором цен.
Положение о закупке ПАО «Московская объединенная энергетическая компания» устанавливает, что при закупках ТРУ, когда невозможно заранее определить точный объем, конкретные сроки, место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), но могут быть определены единичные расценки (прейскурант) на такие ТРУ, а также предельная стоимость и/или предельный объем закупки, заказчиком может быть применен рамочный или прейскурантный договор. При этом условиями рамочного или прейскурантного договора определяются единичные расценки (прейскурант) и максимальная цена договора, иные условия договора, а номенклатура, объем, сроки и место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) могут определяться заявками заказчика или иным образом, предусмотренным рамочным или прейскурантным договором при возникновении у заказчика потребности в ТРУ. Обратим внимание, что в этом примере в отличие от предыдущего заключение рамочного договора допускается не только в случае, когда заказчик не может определить объем закупаемых ТРУ, но также сроки и место поставки (выполнения, оказания) ТРУ.
ЗАО «Сбербанк — Лизинг» предусмотрело в своем положении о закупке возможность заключения по результатам конкурентной закупки рамочного договора (генерального соглашения) ограниченного срока действия, устанавливающего цену/тариф за единицу продукции или размер скидки от официального прайс-листа производителя продукции без определения общего объема поставки продукции и общей стоимости договора, но с указанием предельной (максимальной) стоимости договора и/или предельного (максимального) объема поставки продукции за период действия договора. Если рамочный договор заключен с одним поставщиком, то впоследствии для поставки конкретного объема продукции с ним заключаются отдельные договоры без проведения конкурентных (как с единственным поставщиком). А если рамочный договор заключен с несколькими поставщиками, то заказчик имеет право дополнительно провести между ними электронный аукцион (по сути здесь речь идет о переторжке).
___________________________________________________________
1П. 73 ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».
2Ч. 1 ст. 429.1 ГК РФ.
Источник: https://katalog-rus.ru/2019/02/21/zakljuchenie-ramochnogo-dogovora-pri-zakupkah-po-223-fz/
Как заключить договор по результатам закупки по Закону N 223-ФЗ
Для этого включите в проект договора, который прилагали к документам закупки, сведения о победителе, предложенную им цену и иные условия исполнения договора.
Если проводили закупку только среди СМСП, обменивайтесь документами и подписывайте договор электронной подписью на площадке.
В остальных случаях заключайте договор в порядке, установленном в вашем положении о закупке, законом он не регламентирован.
По итогам конкурентной закупки заключите договор не раньше чем через десять и не позже чем через двадцать дней после публикации итогового протокола.
Договор по результатам закупки, проведенной по правилам Закона N 223-ФЗ, заключайте на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией и извещением, а также заявкой победителя процедуры.
Детальный порядок заключения договора должен быть предусмотрен в положении о закупке. Сроки и порядок обмена документами вы можете установить в положении в зависимости от способа и формы закупки (ч. 2 ст.
2 Закона N 223-ФЗ).
По итогам конкурентной закупки при необходимости вы можете заключить договоры с несколькими участниками. Но для этого в вашем положении о закупке должны быть установлены случаи, когда это возможно, и порядок действий для заключения таких договоров (ч. 28 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Заполните проект договора, включив в него предложение участника
Для заключения договора по итогам конкурентной процедуры добавьте в проект договора, который размещали вместе с извещением, сведения из заявки участника — реквизиты победителя, его ценовое предложение, иные условия исполнения договора в зависимости от способа закупки.
Если же заключаете договор с единственным поставщиком и вашим положением не предусмотрено размещение такой закупки в ЕИС, просто позаботьтесь о том, чтобы соответствующая процедура была отражена в плане закупки, и заключайте договор в порядке, предусмотренном вашим положением о закупке (ч. 5.1 ст. 3, ст. 3.6, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Заключите договор в надлежащей форме
Заключите договор по итогам закупки, составив единый документ, который вы подпишете (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ).
Если закупку проводили среди СМСП, при заключении договора вам необходимо учитывать особенности, установленные законом. Договор по результатам такой закупки всегда заключается на электронной площадке с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
В случае разногласий по проекту договора потенциальный поставщик вправе направить протокол разногласий через электронную площадку. Учитывайте замечания по такому протоколу, только если они состоят в том, что договор не соответствует извещению, документации или заявке участника.
Если замечания обоснованны, исправьте договор и направьте участнику через площадку. Если вы отказались полностью или частично учесть замечания, составьте отдельный документ с причинами такого отказа и направьте его вместе с договором на площадку (ч. 28 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
После бумажной конкурентной процедуры или электронной процедуры среди любых участников, а не только СМСП, вы можете заключить договор как на бумаге, так и путем обмена электронными документами. Закон N 223-ФЗ в этом вас не ограничивает, действуйте в соответствии с вашим положением о закупке.
Получите от участника обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ
Порядок обеспечения исполнения договора Законом N 223-ФЗ не регламентирован. Если установили такие требования, действуйте строго в соответствии с вашим положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Если проводили закупку только среди СМСП, требуя от участника обеспечение исполнения договора, соблюдайте два правила (п. 26 Положения об особенностях участия СМСП в закупках):
- предоставьте участнику право самостоятельно выбрать способ обеспечения исполнения договора. Он может сделать это путем внесения денежных средств на ваш счет, предоставить банковскую гарантию или выбрать иной способ, предусмотренный вашим положением о закупке;
- размер обеспечения должен быть равен размеру аванса или не превышать 5% от начальной цены договора, если авансирование не предусмотрено.
Срок, к которому участник должен предоставить обеспечение исполнения договора, также установите в соответствии с вашим положением о закупке. Можно, например, предусмотреть, чтобы участники предоставляли обеспечение одновременно с подписанным со своей стороны договором или в определенный срок после его заключения.
Если установили, что обеспечение исполнения предоставляется до заключения договора, и участник нарушил этот срок, то обеспечение заявки такому участнику не возвращается (ч. 26 ст. 3.2, ч. 17 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Направьте сведения в реестр договоров
Вне зависимости от способа закупки, направьте сведения о договоре в Казначейство для включения в реестр договоров, используя функционал ЕИС. Исключение составляют договоры, заключенные по результатам закупок, сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС.
Если заключили договор стоимостью больше 100 тыс. руб. (500 тыс. — для крупных заказчиков) неконкурентным способом и не размещали сведения в ЕИС, все равно направьте информацию о таком договоре в реестр — в этом случае система позволяет не заполнять сведения об извещении.
Срок направления сведений — в течение трех рабочих дней с момента заключения договора (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ).
Срок заключения договора при закупке по Закону N 223-ФЗ
Заключать договор по итогам конкурентной закупки следует в срок не менее чем через десять дней и не более чем через двадцать дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола закупки.
Если поступила жалоба в антимонопольный орган или в соответствии с законодательством вам для заключения договора нужно получить одобрение органа управления, заключите договор не позднее чем через пять дней с даты такого одобрения или с даты принятия антимонопольным органом решения по жалобе (ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Если получили уведомление о жалобе, не заключайте договор, пока антимонопольный орган не вынесет свое решение. Заключенный таким образом договор является ничтожным (ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
Если по истечении срока заключения договора потенциальный поставщик не предпринимает действий по заключению договора, например не предоставил в предусмотренный документацией срок обеспечение или не вернул подписанные экземпляры договора, вы вправе направить сведения о включении такого лица в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
В таком случае, в зависимости от того, что предусмотрено вашим положением о закупке, вы можете, например, заключить договор с участником, сделавшим второе предложение, либо признать закупку несостоявшейся и выбрать победителя заново.
При закупке у единственного поставщика срок заключения договора Законом N 223-ФЗ не регламентирован. Установите сроки заключения таких договоров самостоятельно в положении о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
Источник: https://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-zaklyuchit-dogovor-po-rezultatam-zakupki-po-zakonu-n-223-fz.html
Договор энергоснабжения по 223 фз. Особый порядок закупки электрической энергии унитарными предприятиями
В 2011 году ГУП заключен договор с энергоснабжающей организацией на поставку электроэнергии для нужд предприятия на 2012 год с условием его пролонгации на следующий год. ГУП осуществляет закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Обязано ли было ГУП заключать новый договор энергоснабжения на 2013 год? Как быть, если энергоснабжающая организация отказывается от заключения нового договора, ссылаясь на условие пролонгации, оговоренное в старом договоре?Ответы на эти вопросы знает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Аркадий Серков. Продление договора на энергоснабжение следует квалифицировать как новую закупку. Осуществление закупки путем продления ранее заключенного договора само по себе не противоречит закону, но должно быть предусмотрено в положении о закупке.В обоснование данной позиции приведем следующие доводы.
Categories
Закона №35-ФЗ субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков. Согласно п. 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г.
Договор на тепло- и энергоснабжение
Внимание
К неконкурентным способам закупки относят приобретение товаров или услуг у единственного поставщика. Контрагент, с которым будет заключаться контракт, определяется по результатам закупочной процедуры.
Выделяют несколько ситуаций, при которых заказчикам разрешено не проводить торги для определения поставщика:
- Если предметом закупки становится продукт естественной монополии.
- Закупка услуг в области инженерной инфраструктуры, на которые действуют государственные тарифы. К этой категории относятся водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и так далее.
Закупка у единственного поставщика по 223 фз
Важно
Согласно этим разъяснениям автоматическое продление договора аренды по окончании срока аренды при отсутствии заявления одной из сторон, предусмотренное условиями этого договора, означает, что фактически по окончании первоначального срока действия договора между сторонами начал действовать новый договор аренды, условия которого были идентичны условиям окончившегося договора. Логика этих разъяснений позволяет применить их к любому другому виду гражданско-правового договора, непрерывный («длящийся») характер исполнения обязательств по которому непосредственно связан со сроком его действия, в том числе такому, как договор энергоснабжения (ст.ст.
539, 548 ГК РФ).Безусловно, возникает вопрос о разграничении новой закупки и «простого изменения» договора.
Применение 223-фз
Инфо
Должны соблюдаться требования главы 38 ГК РФ.Выбор типа заключаемого договора производится, исходя из потребностей заказчика. Требования, которые прописываются в тексте документа, заказчик разрабатывает самостоятельно.
Кто должен заключать контракты, руководствуясь нормами 223-ФЗ Оформлять договорные отношения, руководствуясь нормами 223-ФЗ, могут следующие организации:
- Компании и корпорации, в уставном капитале которых более 50% уставного капитала принадлежит государству.
- Дочерние предприятия компаний и корпораций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%.
- Любые бюджетные и унитарные организации, если закупка проводится за счет средств, полученных по грантам или от коммерческой деятельности.
Если в уставном капитале организации доля государства менее 50%, то действие 223-ФЗ на неё не распространяется.
ФЗ заказчики обязаны размещать в ЕИС пакет документов, кроме случаев, когда начальная цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб.
для крупных заказчиков), и, если сделка заключается с единственным поставщиком на условиях несостоявшейся конкурентной процедуры. Пакет документов для таких сделок включает:
- извещение;
- закупочную документацию;
- проект договора;
- протокол.
Протокол должен быть опубликован в ЕИС не позднее трех дней после его подписания. В случае, когда исполнителем является единственный поставщик 223 ФЗ, срок заключения договора устанавливается в соответствии с Положением. После подписания сведения о договоре необходимо внести в реестр в течение трех рабочих дней.
Не вносится информация по сделкам, которые не размещены в ЕИС, а также, если их цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб. для крупных заказчиков).
Можно ли заключать контракт энергоснабжения по 223 ap
Причем, как видим, контролирующий орган не видит нарушения закона в «заключении договора путем продления ранее заключенного».
Что касается ситуации, когда продление договор состоялось, хотя в положении о закупке такой возможности не предусмотрено, то Законом о закупке данная ситуация не предусмотрена, соответственно, не описаны и последствия. В этой связи можно только обратить внимание, что согласно ч.
Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. При этом представляется очевидным, что соответствующие требования должны быть обусловлены нарушением прав участника закупки, в противном случае в их удовлетворении будет отказано.
Так, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.10.2012 N 18АП-9692/12 указал, что «Помимо изложенного, ООО «Промжилстрой» в нарушение условий ч.
Можно ли заключать контракт энергоснабжения по 223 фз
Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора.Договор порождает обязательства, то есть права и обязанности его сторон (ст.
307 ГК РФ), которые возникают с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ).
Соответственно, исполнение договора, реализация прав и обязанностей им положенных не являются предметом регулирования Закона о закупках.
Договоры, заключенные заказчиками, руководствующимися этим Законом, до его вступления в силу могут исполняться в дальнейшем в обычном порядке.
Равным образом, под действие Закона о закупках не должно подпадать и изменение договора. Согласно п. 1 ст.
450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.
По нашему мнению, следует исходить из того, что изменением договора, не являющимся новой закупкой, можно считать увеличение количества товаров, объема работ или услуг, изначально предусмотренное условиями заключенного договора или необходимость которого следует из причин, не зависящих от воли сторон (например, выявление необходимости выполнения дополнительных работ (п. 5 ст. 709, п. 3 ст. 743 ГК РФ)). Если же фактически согласовываются новое количество товара, новый объем работ или услуг, даже если такое согласование именуется в документах изменение или дополнением ранее заключенного договора, может считаться новым договором, а его заключение — новой закупкой. В отношении договора энергоснабжения это может быть подкреплено общими положениями о договоре купле-продаже, видом которого является (п. 5 ст.
Бесплатный вебинар Закупка ГСМ по новым правилам Записаться на просмотр Не интересно через 11 дней, Записался 231 пользователь, Задано 2 вопросов. Новости госзакупокЗакупки электрической энергии у гарантирующего поставщика вывели из под действия Закона №223-ФЗ Принятый перед новым годом Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» весьма озадачил заказчиков, проводящих закупки по Федеральному закону от 18 июля 2011 года N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ). Он содержит норму, которая выводит из под действия Закона №223-ФЗ отношения связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности.
Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г.
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — 223-ФЗ, закон о закупках), зачастую сталкиваются с вопросами: каким образом закупать услуги энергоснабжения и заключать соответствующие договоры, что делать с договорами, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, какие условия прописать в договоре и возможна ли его пролонгация и т.д.
Согласно ст.
539 ГК РФ энергоснабжающая организация, заключившая договор с потребителем (абонентом), обязуется подавать ему через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергосбережение — это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг (ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
Существенные условия договора энергоснабжения
- Не существует четкого единого мнения по поводу того, что считать существенными условиями договора энергоснабжения.
- В соответствии гражданским законодательством одним из существенных условий любого гражданского-правового договора является предмет договора (в данном случае это различные виды энергии, энергоносители, а также вода, нефтепродукты, нефть).
- Ряд специалистов к существенным условиям такого договора относят также цену, количество и качество энергии, режим потребления, обеспечение содержания и безопасной эксплуатации сетей, оборудования, приборов.
- В судебной практике бытует мнение, что в связи с тем, что договор энергоснабжения — одна из разновидностей договора купли-продажи, то существенными условиями следует считать наименование товара и его количество.
- Ст. 19 закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»
- В договоре энергоснабжения должны быть установлены условия:
- 1) о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
- 2) о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
- 3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.
- В договоре энергоснабжения могут быть установлены условия:
- 1) об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;
- 2) об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;
- 3) об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;
Цена как существенное условие договора
Отнесение цены договора к существенным условиям и зависит от того, каким образом она была образована. Если цена определяется согласно установленным тарифам (государственное регулирование), то в этой ситуации данное условие договора не определяется соглашением между сторонами.
В соответствии с законом «Об электроэнергетике» поставка электрической энергии для всех групп потребителей (кроме населения) должна осуществляться по свободным ценам в полном объеме (могут быть определены по согласию сторон).
Потребители энергии должны получать энергию именно по оговоренной цене.
Если договор был заключен до 1 января 2015 года
, то сведения о его исполнении и сам договор не нужно публиковать
в реестре, так как закон обратной силы не имеет. Если такой договор изменяется или расторгается после 1 января 2015 года, то информацию об этом также не нужно вносить в реестр.
В рассматриваемой ситуации у заказчиков существует лишь обязанность размещать сведения о договоре энергоснабжения в ежемесячной отчетности. Однако некоторые заказчики при пролонгируемом договоре вносят всю сумму платежей в отчете за декабрь (то есть за весь год сразу), а другие каждый месяц публикуют сведения в отчете о закупке у единственного поставщика.
Если договор энергоснабжения подписан после 1 января 2015 года
(когда вступило в силу вышеназванное Постановление), то заказчик вносит в реестр сведения
о договоре в течение 3 рабочих дней с момента его заключения.
Договор энергоснабжения имеет несколько платежей в течение года и у заказчиков возникают вопросы о том, каким образом вносить в реестр сведения о них: ежемесячно или допустимо единовременно отобразить сведения при закрытии договора. И тот и другой вариант имеет место при публикации информации в реестре, однако последний — наиболее предпочтительный и удобный для заказчиков.
Документы о заключенном договоре (скан-копия договора, дополнительного соглашения и др.) публиковать в реестре в 2015 году не нужно . Такая обязанность возникает у заказчиков только с 1 января 2016 года.
Организаторы закупок должны вносить информацию
об изменении, исполнении, расторжении договоров (без загрузки сканов данных документов) уже с начала 2015 года.
Размещая сведения о заключенном договоре в реестре, заказчики также не должны забывать и о ежемесячной отчетности, которая размещается на ООС не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (согласно 223-ФЗ).
Чтобы правильно провести закупку электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ, нужно изучить:
- закон о контрактной системе № 44 от 05.04.2013;
Источник: http://tkmandarin.ru/dogovor-energosnabzheniya-po-223-fz-osobyi-poryadok-zakupki-elektricheskoi/