В чем выражается молодежный экстремизм в россии: понятие, причины возникновения, особенности, примеры проявления



Актуальность темы определяется масштабностью проблемы распространения экстремизма среди молодежи и необходимостью изучения причин данного явления для успешного противодействия. Как показывают статистические данные, подавляющее большинство (около 80 %) лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет [6].

Исследуя нормативно-правовую базу, можно заметить озадаченность государства реальной угрозой экстремизма для молодежной среды, однако на законодательном уровне молодежный экстремизм как самостоятельное явление не закреплен. Отсутствие специальной нормы ни в коем случае не умаляет степень и характер его общественной опасности, подрывающего нормальное социальное, культурное и правовое развитие молодого поколения.

Понятие «экстремизм» обозначает, согласно Российскому энциклопедическому словарю, приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике) [2].

Это наиболее общее определение, которое может конкретизироваться, уточняться и дополняться в юридической и исследовательской практике. Однако оно задает общую рамку понимания термина, который становится всё более употребительным в наше время.

Близкими по значению к термину «экстремизм» являются такие понятия как «радикализм» и «терроризм» [1].

Экстремизм является одним из наиболее опасных видов девиантного поведения, который, в отличие от многих других видов преступлений, угрожает не только отдельным гражданам, но и государству. Таким образом, экстремизм является одной из угроз национальной безопасности.

В современном глобальном мире экстремизм превращается в один из наиболее значимых источников политических рисков и кризисов и является не только проблемой отдельных национальных государств, но и проблемой глобальной, тем более что и многие современные террористические экстремистские организации имеют транснациональный характер и действуют в международном масштабе.

По классификации девиантного поведения, предложенной Р. Мертоном, экстремизм относится к такому типу как «мятеж» и характеризуется воинствующим неприятием существующих культурных ценностей и норм и стремлением их разрушить. Не все виды мертоновского «мятежа» могут быть приравнены к экстремизму, но экстремизм, без сомнения, является одним из наиболее наглядных примеров такого поведения [5].

Мертоновская теория аномии и девиантного поведения позволяет в общих чертах определить основную предпосылку экстремизма существующее в обществе рассогласование между культурными ценностями и нормами, культурными идеалами и реальностью.

Люди, подверженные этому типу поведения, часто располагают собственной системой ценностей и норм, оправдывают свои действия определенной идеологией и стремлением к «общему благу».

По словам Мертона: «Мятеж заключает в себе подлинную переоценку всех ценностей, когда прямое или косвенное переживание фрустрации приводит к полному обличению того, что прежде высоко ценилось».

Мятеж, по утверждению Мертона, отличается от рессентимента — затаенного чувства обиды и зависти по отношению к тем, кто обладает чем-то, недоступным другим. Мятеж отрицает само желание обладания этими недоступными благами.

Движущей силой наиболее значимых и массовых форм экстремизма являются идеологические мотивы, а целью — изменение существующего социально-политического порядка. Причины недовольства существующим порядком могут быть как культурного, так и социально- экономического плана, чаще же всего это недовольство порождается определенным синтезом этих факторов.

Экстремизм особенен в молодежной среде. Это определяется — незавершенностью процессов формирования правосознания, недостаточной социально-психологической зрелостью, склонностью к проявлению различных форм социального протеста и необдуманностью в выборе способов достижения жизненных целей.

Молодежь, как самая социально незащищенная группа населения, более всего поддающаяся внешнему воздействию является наиболее активными объектами экстремистской деятельности.

Проанализировав данные официальной статистики в России, можно сказать, что прослеживается определенная тенденция к увеличению количества преступлений экстремистской направленности, в том числе и количество преступлений, совершенных молодыми людьми.

Рассмотрим причины молодежного экстремизма. Условно, их можно разделить на несколько основных групп. Это экономические, социальные, политические, культурно-нравственные, образовательные, психологические причины [3].

К экономическим причинам можно отнести падение жизненного уровня населения, рост безработицы среди молодежи. Социальное неравенство, отсутствие перспектив, безысходность, отсутствие возможности обеспечить свои семьи, приводит к тому, что часть молодежи попадают в сети террористов.

К социальным причинам экстремизма следует отнести проблемы в семье, конфликты со сверстниками, социальное неравенство. Семья — это основа становления личности человека. Но когда ребенок не получает понимания со стороны родителей, то он замыкается в себе.

Неблагополучная атмосфера в семье может развиваться из-за пьянства, наркомании родителей.

Не получая должного внимания, молодой человек уходит на улицу, вступает в различные экстремистские организации, где и получает понимание и примыкает к преступным субкультурам.

Среди причин политического плана следует указать недоверие правительству, отчуждение государства и граждан, общества, неверие в способность оказать хоть какое-то влияние на происходящие политические процессы.

Противоправные действия представителей власти приводят к тому, что некоторые граждане открыто, противопоставляют себя властным структурам и яро начинают выражать свое недовольство положением дел в стране, посредством осуществления экстремистских действий.

Данные борцы за справедливость прикрываются благими идеями, без труда привлекают сторонников, в том числе и в интернете, среди которых большая часть — это молодые люди, у которых еще не сформировались твердые жизненные ориентиры и установки.

К проблемам в образовательном процессе относятся: ослабление воспитательных функций образовательных учреждений, недостаточная эффективность системы воспитательного воздействия и отсутствия действенной социальной профилактики проявлений экстремизма, что в немалой степени связано со снижением профессионализма кадрового состава образовательных учреждений.

Для борьбы с экстремизмом следует направлять действия по его профилактике на устранение всех вышеприведенных причин.

Образовательная система как один из важнейших социальных институтов, способна в большей степени повлиять на формирование личности, способной противостоять психологическому воздействию. Важным средством в процессе воспитания толерантности и культуры межэтнического общения должны выступать, школа, ВУЗы, досуговые организации, секции, клубы по интересам и т. д.

  • В профилактике распространения экстремистских настроений и убеждений среди молодежи играют существенную роль образовательные заведения.
  • Профилактическая работа по профилактике экстремизма среди молодежи должна вестись в учебных заданиях по следующим направлениям:
  • ‒ просвещение — пропаганда наук об обществе и мире: экономики, политологии, философии и популяризация научной картины мира;
  • ‒ интеракция — деятельность должна быть построена на принципе активности, практического взаимодействия и сотрудничества, совместной разработке проектов;
  • ‒ учет рекреационного ресурса — развитие социальной активности молодежи посредством организации досуга, способствующего социализации личности (молодежные форумы, направленные на обсуждение и решение проблем общества, дискуссионные группы, спортивные и туристические объединения).
  • Внедрение видов деятельности в образовательную практику по выше обозначенным направлениям будет способствовать решению следующих задач:
  • ‒ развивать в молодежной среде осуждение и неприятие агрессии и нетерпимости;
  • ‒ развивать умения решать проблемы неконфликтным путем, развивать навыки медиации у молодежи;
  • ‒ развивать доброжелательное отношение к культурным, религиозным различиям;
  • ‒ просвещать молодежь о последствиях развития экстремизма на основе изучения исторического опыта и философской литературы;
  • ‒ популяризировать национальные обычаи среди молодежи и знания о причинах возникновения и истории обычаев и традиций.

Молодежь России оказалось самой незащищенной в культурном отношении категорией населения, которая находится в духовном вакууме. Современная молодежь России демонстрирует социально-политическую инфантильность, переживает кризис национальной и культурной идентичности.

Наиболее опасным для развития экстремизма является возраст от четырнадцати до двадцати двух лет. Для подростков характерна неустойчивость нервных процессов и маргинальность.

Готовность к стачкам и погромам повышается из-за плохой материальной обеспеченности молодежи, следствием чего является участие в проплаченных акциях протеста как вид заработка [4].

Процесс воспитания детей должен начинаться с раннего возраста. Поэтому для искоренения данной проблемы необходима и работа со старшим поколением.

Литература:

  1. Андреева Е. А., Хилько О. В. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 53–3. — С. С. 344–351.
  2. Российский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., «Большая Российская энциклопедия», 2000. Т. 2.
  3. Антоненко М. А., Шкеля О. В. Экстремизм в молодежной среде //Актуальные проблемы административной деятельности полиции. Краснодар. № 7. 2015.
  4. Данилюк А. Л. Профилактика экстремизма в молодежной среде //Материалы международной научно-практической конференции. Институт управления и социально-экономического развития; Саратовский государственный технический университет. 2017. С. 21–24.
  5. Корнеева О. Т., Самыгин С. И., Кротов Д. В. Молодежный экстремизм как угроза национальной безопасности общества: причины распространения и меры противодействия // Журнал: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 10. С. 76–80.
  6. Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф (дата обращения: 15.11.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, молодежная среда, молодежь, экстремизм, молодежный экстремизм, причина, проблема, социальное неравенство, экстремистская направленность.

Источник: https://moluch.ru/archive/185/47445/

Доклад "Экстремизм в молодежной среде"

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • средняя общеобразовательная школа № 3
  • имени генерал- фельдмаршала Михаила Семёновича Воронцова
  • города Ейска муниципального образования Ейский район
  • Доклад по теме:
  • «ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»
  • (научно – практическая конференция
  • «Стабильность и порядок в обществе. Вызовы и угрозы»
  • по теме: «Молодежный экстремизм. Причины роста и
  • способы противодействия»
  • Составила:
  • педагог – психолог МБОУ СОШ№3

им. генерал-фельдмаршала М.С.Воронцова

  1. г.Ейска МО Ейский район
  2. Винокурова Марина Викторовна
  3. г. Ейск, 2016
  4. СОДЕРЖАНИЕ:
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. I понятие о молодежном экстремизме
  7. II причины роста экстремистского поведения молодежи

Просмотр мультфильма для детей «Что такое терроризм?!»

  • (обсуждение мультфильма, совместный поиск причин возникновения экстремизма)
  • III Противодействие молодежному экстремизму
  • (Просмотр видео ролика «Профилактика экстремизма»)
  • Подведение итогов
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Экстремизм — понятие емкое, которое охватывает широкий круг правоотношений. Оно включает в себя и деятельность религиозных объединений либо физических лиц по планированию, подготовке к совершению действий, направленных на осуществление террористической деятельности.

Характеристика экстремизма

Экстремизм — (лат. extremus — крайний), приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике). Экстремизм, в дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо — действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового.

I. Понятие молодежного экстремизма

Распространение молодежного экстремизма — одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным.

По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек.

Больше всего молодых экстремистов проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях.

В ситуации социальной неопределенности, нестабильности и социальной напряженности экстремальность молодежи может приобретать крайние, главным образом спонтанные черты, которые нередко перерастают в экстремистские настроения.

Поводом к этому зачастую становятся попытки отдельных политических сил, государственных и общественных структур использовать молодежь в своих целях, подстрекая и провоцируя ее на экстремистские действия.

Преимущественно групповой характер молодежного экстремизма, спонтанность и непредсказуемость придают данному явлению особую общественную опасность.

Откровенно экстремистские выходки квалифицировались как хулиганские. Особенно это касалось экстремизма на национальной и религиозной почве. Отсутствовали и законодательно закрепленные определения экстремизма, которые позволяли бы правоохранительным органам, средствам массовой информации и общественности четко квалифицировать те или иные его проявления.

Читайте также:  Порядок увольнения работника по нормами трудового кодекса рф: основания, сроки отработки и выплат

Усилившиеся с развалом Союза политические, территориальные, национально-этнические, религиозные противоречия привели к резкому обострению экстремизма в молодежной среде.

Между тем, несмотря на работы российских социологов последних лет, посвященные проблематике молодежного экстремизма, в целом данное явление все еще недостаточно изучено.

В публикациях представлены заслуживающие внимания теоретические концепции социологического исследования различных молодежных движений, отдельных экстремистских проявлений в молодежной среде, причин и факторов, способствующих их возникновению.

Однако необходимость определения глубинных причин, лежащих в основе молодежного экстремизма, требует применения целостного подхода к пониманию его сущности, обобщающего имеющиеся теоретические разработки. Реализация такого подхода возможна на базе фундаментальных представительных исследований, позволяющих анализировать процессы, происходящие в молодежной среде во всем их многообразии.

II. Причины роста экстремистского поведения молодежи

Экстремистское поведение молодежи — одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Состояние, уровень, динамика политического экстремизма молодежи в России широко обсуждаются средствами массовой информации и в специальной литературе, выпускаются аналитические сборники.

Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. В современной научной литературе к этой группе обычно относят (в статистике и социологии) людей в возрасте от 15 до 30 лет. Молодежь, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных вариантов, если учесть, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению девиации.

Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества.

В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус.

Молодежный экстремизм как явление последних десятилетий, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций.

Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям.

В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в политическом и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения.

Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма.

Развитие политического экстремизма молодежи представляет особую опасность даже не потому, что детская подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а потому, что это связано с развитием «анормативных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия, т.е. в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном состоянии. К сожалению, формирование первого поколения новой России происходило в основном в условиях негативной социально-экономической ситуации 90-х годов ХХ в., что создало предпосылки маргинализации значительной части молодежи, девиации ее поведения, включая политический экстремизм.

Специальный анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15–25 лет. Молодежь также чаще совершает преступления агрессивного характера.

По статистике, основная масса таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет.

Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых.

Эти процессы приобретают особое значение в контексте проблем социальной безопасности российского общества, вызванных действиями экстремистов, и ведущих к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства.

Поскольку активизация политического экстремизма молодежи в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена, в том числе средствами политологического познания, как явление, требующее общественного: политико-правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия.

Просмотр мультфильма для детей «Что такое терроризм?!»

(обсуждение мультфильма, совместный поиск причин возникновения экстремизма)

Вопросы: «О чем данный мультфильм, какова его суть?; Как вы думаете – кто прав, кто и когда совершил ошибку, какую? Что можно было бы изменить и как?»

III. Противодействие молодежному экстремизму

Следует отметить, что необходимо большее внимание детям и подросткам по двум причинам: 1.

Агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остаётся без должного внимания то, может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида.

Следовательно, чем скорее начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни; 2. Серьёзные формы насилия распространённые среди подростков причиняют вред большему количеству людей.

Большая доля актов насилия и нетерпимости происходит в стенах общеобразовательных учреждений, непосредственно за её пределами, там, где дети и подростки проводят значительную часть времени и завязывают социальные отношения.

Поэтому школы, ВУЗы, и центры дополнительного образования — это «горячие точки» агрессии, и в тоже время они выступают в качестве арены осуществления антинасильственных программ.

Такие программы со всей очевидностью показывают, что для борьбы с агрессией в общеобразовательных учреждениях требуется сочетание целого ряда методов.

В общеобразовательных учреждениях должна быть сформирована такая атмосфера, в которой: 1. Учителя и ученики признают акты жестокости, насилия и агрессии, относясь к ним со всей серьёзностью, а не считая их чем-то незначительным; 2. случаи насилия и агрессии систематически отслеживаются; 3. демонстрация жестокости единодушно отвергается учениками как недопустимая.

(Просмотр видео ролика «Профилактика экстремизма»)

Так в чем же заключается профилактика молодежного экстремизма? Кто несет абсолютно полную ответственность за нее?

  1. Помимо активных мер по обеспечению физической безопасности подростков и молодёжи не стоит забывать и духовном просвещении, которое, прежде всего, заключается в воспитании толерантности.
  2. Важность формирования толерантных отношений у молодёжи обусловлена тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня критически важным.
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Только толерантное отношение друг к другу поможет нам стать дружными, способными ставить себя на место другого человека. И это помогает подрастающей молодежи выходить из экстремальных ситуаций посредством выражения своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источник: https://infourok.ru/doklad-ekstremizm-v-molodezhnoy-srede-1090558.html

Статья на тему

  • Молодежный экстремизм: особенности и причины.
  • Психологические портреты лиц,
  • вовлекаемых в экстремистские организации.

(Подготовила Полынцева И.Н., методист МБОУ СОШ №4 для городского заседания круглого стола школьных психологов и социальных педагогов, 2014г.)

Исторически сложилось, что Россия является многонациональной страной, в которой взаимодействуют между собой представители различных культур, традиций и обычаев. В последнее время взаимодействие между этносами усилилось.

Связано это, прежде всего, с ростом миграции на территорию Российской Федерации из ближайших республик. Из-за увеличения числа мигрантов все больше проявляются различные формы нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма.

Все это ведет к увеличению числа межэтнических, межкультурных и социальных конфликтов.

В настоящее время экстремизм во всех своих проявлениях стал одной из основных внутренних угроз безопасности Российской Федерации.

Обращаясь к этимологии слова «экстремизм» можно сказать, что оно является производным от латинского «extremus», то есть «крайний».  В традиционном понимании экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, мерам, наиболее часто проявляемым в политике, международных отношениях, религии и т.д.

Наибольшую озабоченность общества вызывают молодежные экстремистские организации. Ошибочно думать, что «молодежный экстремизм» является лишь тенью «взрослого» и не представляет особой опасности в качестве обособленного явления. Однако, как отмечают ряд  политологов, в частности: М.Ф. Мусаелян, Н.Б.

Бааль, С.Н. Фридинский, молодежный экстремизм является одной из наиболее актуальных социально-политических проблем в условиях российской действительности. Важно понимать, что часто рядовыми исполнителями экстремистских акций являются именно молодые люди, часто даже не  достигшие  совершеннолетия.

Основным критерием, позволяющим отграничивать молодежный экстремизм от экстремизма вообще, является возраст его приверженцев – 14-30 лет.  Физические и психологические особенности, присущие каждому возрасту, находят отражение в поведенческих реакциях.

Учеными выделяется такая характеристика поведения молодежи как «экстремальность».

Экстремальный тип сознания проявляется в специфических формах поведения, характеризующихся импульсивностью мотивации, агрессивностью, склонностью к риску, эпатажем, отклонениями от принятых норм либо, наоборот, подавленностью, депрессией, пассивностью.

Молодежный экстремизм обычно начинается с выражения пренебрежения к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, потому, что молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям в силу возрастных ее свойств.

Особенности современного российского молодежного экстремизма:

  • активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества;
  • расширение географии экстремистской угрозы в Российской Федерации и увеличение количества национальностей, социальных групп, молодежных субкультур и т.п. жертв экстремизма;
  • совершаемые в Российской Федерации убийства граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан все больше приобретают серийный, более жестокий, изощренно-профессиональный, издевательский, ритуальный характер, а само совершение экстремистских деяний становится не просто занятием ради любопытства, а профессиональной деятельностью определенных групп лиц;
  • стремление экстремистско-националистических движений вовлечь в свои ряды членов различных агрессивных молодежных субкультур, неформальных молодежных объединений, групп, движений, а также лиц, ранее судимых;
  • наличие у неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности признака вооруженности, в том числе наличие взрывчатых веществ.

Психологические портреты лиц, вовлекаемых в экстремистские организации и террористические отряды.

Политолог и социолог Ю.М. Антонян выделяет такие неотъемлемые черты экстремистского сознания у молодежи,  как:

1) разделение мира на две различные группы — «мы» (хорошие, умные, трудолюбивые и т.д.) и «они» (плохие, готовящиеся на нас напасть, угрожающие нам и т.д.)  

  1. 2) перенос негативных черт отдельных лиц на всю социальную (религиозную, национальную)  группу.
  2. К причинам, порождающим экстремистские настроения в молодежной среде, можно отнести
  3. — культурно-воспитательные проблемы:
  • изменение ценностных ориентаций
  • распад  прежних моральных устоев
  • нетерпимость, ксенофобия
  • отсутствие стремления к единению всех народов, проживающих на территории России

— социально-экономические  факторы:

  • преобладание досуговых ориентаций над социально полезными занятиями
  • кризис школьного и семейного воспитания
  • криминальная среда общения
  • неадекватное восприятие педагогических воздействий
  • отсутствие жизненных планов.

По многочисленным данным, лица, участвующие в деятельности экстремистских организаций, неоднородны по своим социально-психологическим характеристикам.

Условно они могут быть разделены на четыре группы: 1) хулиганствующие «попутчики»; 2) непосредственные или второстепенные исполнители; 3) «идейные» исполнители и координаторы, составляющие ядро экстремистской группы; 4) лидеры, организаторы и спонсоры, использующие экстремистов в собственных целях и обеспечивающие им прикрытие от эффективного преследования.

Читайте также:  Как написать жалобу на тсж в жилищную инспекцию, роспотребнадзор и прокуратуру: образцы заявлений

Первая и вторая группы являются «второстепенными» или «слабыми» звеньями в организациях экстремистского толка. Тем не менее, эти группы как раз и являются необходимой социальной базой, без которой экстремизм как масштабное социальное явление не мог бы существовать и развиваться (Ростокинский А.В., 2007).

  • Как правило, для лиц, привлекаемых в низшие уровни экстремистских организаций, характерны:
  • — интеллектуальная и нравственная ограниченность, нетерпимость к критике;
  • — готовность увидеть недостатки исключительно у других, обвинить окружающих в своих собственных неудачах;
  • — компенсаторная грубость, агрессия, склонность к применению насилия;
  •  —  готовность подчиняться силе и природным инстинктам выживания, когда всё «иное» расценивается как угроза своему существованию и требует устранения;
  • — социально-психологическая неустойчивость и стремление принадлежности к какой-либо группе людей (желательно сильных и агрессивных) для обретения чувства уверенности и собственной значимости;
  • — использование упрощенных штампов и примитивной формы психологической защиты для самооправдания от собственных неудач;

       — психическая тугоподвижность, ригидность (Баева Л.В., 2008).

    Многочисленные исследования, описывающие психологические особенности лиц, вовлекаемых в деятельность террористических организаций, говорят о том, что среди лидеров террористических организаций, главных идеологов и вдохновителей соответствующих политических, националистических и религиозных движений не обнаруживается ни безработных, ни бродяг, пришедших к террору в поисках денег и славы. Их можно охарактеризовать как квалифицированных профессионалов при хорошей работе. Только около 30% из них не имеют специальной квалификации. Другая тенденция – их средний возраст 25-26 лет, т.е. это, в основном, молодые и достаточно обеспеченные люди. Таким образом, подтверждаются данные о неоднородности иерархических уровней террористических и экстремистских организаций и их расслоение на лиц, вовлекаемых в первичное звено и «идейную верхушку» (Хохлов И.И., 2006). Факт вовлечения в террористическую организацию, как правило, не связан ни с какой ментальной болезнью. Большинство последователей согласны с тем, что террористы, находящиеся в четком обособлении от общества, являются здравомыслящими и относительно нормальными людьми (Moghadam A., 2005). В то же время не вызывает сомнения тот факт, что в качестве волонтеров или кадровых участников низших звеньев экстремистских  организаций рекрутируются социально-дезадаптированные, малоуспешные люди. Они, как правило, плохо учатся или учились в школе и вузе, не смогли сделать карьеру, добиться того же, что и их сверстники. Они обычно страдают от одиночества, у них не складываются отношения с представителями противоположного пола. Такие люди почти везде и всегда являются аутсайдерами и не чувствуют себя своими ни в одной компании, их постоянно преследуют неудачи. Рядовые члены террористических организаций характеризуются высоким невротизмом и очень высоким уровнем агрессии. Им свойственно стремление к поиску острых ощущений – обычная жизнь им кажется пресной, скучной и, главное, бессмысленной. Им хочется риска и опасности (Берту Э., 2003). Исключительно важным фактором, объясняющим феномен ускоренного вовлечения социальных маргиналов в экстремистско-террористические организации, является механизм «психологических премий», которые «выдаются» террористическими организациями своим сторонникам. Речь идет о том, что эти внутренне неуверенные в себе люди, всеми силами стремящиеся восполнить недостаток уважения к ним, вступив в могущественную тайную структуру, обретают, наконец, главный приз – ресурсный статус, самоуважение, смысл жизни и освобождение от каких бы то ни было социальных запретов. Появляется чувство избранности, причастности к судьбе. Крайний авторитаризм, беспрекословное подчинение руководителю, полный контроль всех аспектов жизни членов группы сочетается с подчеркнутой гуманностью в отношениях друг к другу, с готовностью помочь, с полным и безусловным принятием каждого. Стратегия действия обсуждается коллективно, каждый имеет возможность ощущать себя соавтором великих планов (Гозман А.Я., Шестопал Е.Б., 1996; Jerrold M. Post, 2005).

  1. Полный цикл психотехнологической обработки будущего террориста включает пять стадий социально-психологического обусловливания:
  2. стадия 1 – деплюрализация – полное лишение адепта всех иных групповых идентичностей;
  3. стадия 2 – самоидентификация – полное лишение адепта личной идентичности;
  4. стадия 3 – деиндивидуализация других – полное лишение врагов их личных идентичностей;
  5. стадия 4 – дегуманизация – идентификация врагов как недочеловеков или нелюдей;

стадия 5 – демонизация – идентификация врагов как зла (Stahelski F., 2004).

Таким образом, процесс вовлечения населения в экстремистские и террористические организации, как и другие виды социальных эпидемий, предусматривает интенсивное использование специальных психотехнологий и циничное манипулирование сознанием уязвимых групп населения.

 К мерам профилактики экстремизма в целом и в молодежной среде в частности можно отнести следующее:

  • прививание подросткам основ толерантности;
  • усиление контроля государства за деятельностью общественных и религиозных организаций (благотворительных организаций, военно-патриотических клубов);
  • более жесткий контроль за деятельностью СМИ и мониторинг сети Интернет;
  • выработка  комплексной молодежной политики.

Литература:

  1. Пушкина М.А.  Материалы  планового семинара по вопросам профилактики экстремизма.
  2. Бааль Н.Б. Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде  // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. №4 – С. 17-21
  3. Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир. 2008. №6 – С. 24
  4. Мусаелян М.Ф. О причинах современного российского молодежного экстремизма // Российская юстиция. 2009. №4 – С.45

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/06/13/molodezhnyy-ekstremizm-osobennosti-i-prichiny

Молодежный экстремизм

Николаева А.Ю.

  • Учитель истории и обществознания.
  • МОУ «Гимназия№20»
  • г. Саранск
  • Молодежный экстремизм.

Считается, что слово «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus» — «крайний», то есть нечто, выходящее за определенные рамки, нормы. В словарях экстремизм толкуется как приверженность к крайним взглядам и мерам.

В юридической литературе экстремизм определяется по — разному. По мнению А.Г.

Хлебушкина, экстремизм есть противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений. [8, 110]

Отмеченного недостатка лишено определение экстремизма которое дано Ю.И. Авдеевым и А.Я. Гуськовым: «…Экстремизм — это антиобщественное социально — политическое явление, представляющее собой социально и психологически обусловленное идеологически мотивированное использование крайних форм и методов в социально — политических отношениях».

Современный экстремизм разнообразен по формам своего выражения.

Кроме того, он может быть классифицирован по различным теоретическим основаниям (сферам жизнедеятельности, объектам направленности экстремистской активности, возрастным характеристикам субъектов экстремистской активности и т.д.).

Научно-практическое обобщение тех или иных явлений позволяет классифицировать экстремизм по направленности — на экономический, политический, националистический, религиозный, молодежный, экологический, духовный.

Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью. При этом непосредственное отношение к его деятельности могут иметь взрослые, которым молодежь своим противоправным поведением зачастую стремится подражать. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.

Именно молодежь чаще совершает преступления агрессивного характера.

Негативное воздействие к представителям той или иной национальной, расовой, религиозной группы, сформировавшееся под воздействием пропаганды экстремистских идей, а также на основании собственного жизненного опыта под влиянием определенных факторов (избытка свободного времени и его неорганизованности, отсутствия возможности или желания продолжать образование и как следствие невозможность трудоустроиться на высокооплачиваемую работу, несформированности или ограниченности интересов) толкает молодежь на участие в экстремистской деятельности. Активизация молодежного экстремизма в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества.

Экстремистское поведение молодежи — одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Состояние, уровень, динамика политического экстремизма молодежи в России широко обсуждаются средствами массовой информации и в специальной литературе, выпускаются аналитические сборники.[3,27]

Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. В современной научной литературе к этой группе обычно относят (в статистике и социологии) людей в возрасте от 15 до 30 лет. Молодежь, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных вариантов, если учесть, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению девиации.[4, 76]

Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества.

В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус.

Молодежный экстремизм как явление последних десятилетий, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций.

Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям.

В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в политическом и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения.

Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма.

Развитие политического экстремизма молодежи представляет особую опасность даже не потому, что детская подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а потому, что это связано с развитием «анормативных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия, т.е. в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном состоянии. К сожалению, формирование первого поколения новой России происходило в основном в условиях негативной социально-экономической ситуации 90-х годов XX в., что создало предпосылки маргинализации значительной части молодежи, девиации ее поведения, включая политический экстремизм.[5,118]

Специальный анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15 — 25 лет. Молодежь также чаще совершает преступления агрессивного характера.

По статистике, основная масса таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет.

Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых. [9,57]

Эти процессы приобретают особое значение в контексте проблем социальной безопасности российского общества, вызванных действиями экстремистов, и ведущих к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства.

Поскольку активизация политического экстремизма молодежи в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена, в том числе средствами политологического познания, как явление, требующее общественного: политико-правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия.

Экстремистское движение как тип девиации представляет собой сложный социально-политический феномен, имеющий тенденцию к саморазвитию.

Появление его обусловлено наличием целого ряда социально-экономических и социокультурных факторов, тесно взаимодействующих между собой.

Читайте также:  Больничный лист после увольнения: условия и порядок оплаты, расчет размера пособия, ограничения

В то же время отсутствие одного или нескольких из этих факторов значительно препятствует распространению экстремистских настроений и резко снижает воздействие экстремистской идеологии на этнонациональный менталитет и социокультурную деятельность.[4,97]

Основными источниками молодежного экстремизма в России являются, прежде всего социально-политические факторы: кризис социально-политической и экономической системы; социокультурный дефицит и криминализация массовой культуры; распространение социальных проявлений «ухода из жизни»; отсутствие альтернативных форм проведения досуга; кризис школьного и семейного воспитания. Все это позволяет утверждать, что основной круг проблем, с которыми приходится иметь дело молодежи в России, лежит в сфере конфликтных отношений, прежде всего в семье и в отношениях со сверстниками. Большую роль также играют личностные факторы, такие, как деформация системы ценностей, «нездоровая» среда общения, преобладание досуговых ориентаций над социально полезными, неадекватное восприятие педагогических воздействий, отсутствие жизненных планов.[10,29]

В России в последнее время четко обозначилась национал-экстремистская, крайне левая и крайне правая, этноконфессиональная и сепаратистская основы политического экстремизма.

Также необходимо отметить, что хотя проявление экстремистских акций на различных основах имеют разные особенности проявления, их объединяет использование экстремальных форм насилия для усиления агрессивности окружающей среды. Так, криминальный экстремизм стремится навязать молодежи нормы поведения, базирующиеся на брутальности, вандализме, жестокости и агрессивности.

Часть молодых людей воспринимает насилие как особую ценность, жизненную стратегию в обществе риска, и сама становится субъектом насилия, жертвой преступных сил, встает на путь преступности и экстремизма.

Последние несколько лет в России очень часто слышны призывы к ксенофобии. Их поддерживают 55-60% опрашиваемых социологами российских граждан.

Все это чревато значительными проблемами для страны, так как в молодежной среде появляются уже не только группировки, но и партии, исповедующие ксенофобские взгляды. В настоящее время в России насчитывается около десятка партий и движений, проповедующих ксенофобию и расизм.

В молодежной среде самым массовым является движение скинхедов, в котором участвуют десятки тысяч подростков и молодых людей 14-25 лет.[6,135] Уровень уличного насилия со стороны представителей скинхедских группировок постоянно растет, а сами эти преступления становятся все более дерзкими.

Если раньше убивали в подворотне, или темной улице, то теперь убийства совершаются в центре города, в людных местах, в метро, в дневное время суток (убийство студента-антифашиста Т. Качарава в Санкт-Петербурге в ноябре 2005 года, студента В. Абрамянца в московском метро в апреле 2006 года).

Опасность этого явления заключается в том, что подобное насилие может вызвать ответные насилия со стороны антифашистов, иммигрантов, студентов-иностранцев, что приведет к непоправимым последствиям.[6,138]

Немаловажен тот факт, что деятельность экстремистских групп и организаций существенно занижает престиж государства и авторитет его компетентных органов в глазах мировой общественности, а тем более, когда ксенофобские призывы используются в предвыборной агитации многими политическими партиями,

Несмотря на сложившуюся в стране почти, что катастрофическую ситуацию, вплоть до 2002 года законодательно не были закреплены положения, касающиеся борьбы с проявлениями экстремизма не только в молодежной среде, но и в целом.

Правоприменительная практика законодательства «О противодействию экстремизму» до сих пор несовершенна.

И хотя исполнители экстремистских преступлений арестовываются и осуждаются десятками (в 2004 году было осуждено более 50 человек), дела в отношении их идеологов и вдохновителей практически не возбуждаются, либо следствие и суд затягиваются настолько, что истекает срок давности.[7,09]

Таким образом, актуальность проблемы экстремизма в молодежной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьезные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки. С учетом вышеизложенного, можно утверждать, что исследование проблемы группового экстремизма в молодежной среде в настоящее время приобрело особенно значимый и неотложный характер.

  1. На своих занятиях, я пытаюсь объяснять детям значение данного термина, и всячески стараюсь подвести их к мысли, что необходимо быть более толерантными к людям другой национальности, веры, взглядов.
  2. На одном из занятий была проведена дискуссия после просмотра отрывка программы «Специальный корреспондент», а именно репортажа «Национальная ненависть». После окончания просмотра детям были заданы следующие вопросы:
  3.  — В чем причина постоянного нарастающего конфликта между людьми разной культуры и национальности?
  4. — Какие пути выхода из сложившейся ситуации вы видите?

Анализируя ответы детей можно сделать вывод, что главная причина в данном конфликте – это непонимание, и даже неприятие культуры другого народа, а также неуважительное отношение к традициям другой страны.

Развитию идей экстремизма в стране в немалой степени способствовало создание средствами массовой информации и коммуникации образа внутренней напряженности в обществе.

На телевизионном экране все чаще демонстрируется насилие и эротика, которые с социально-психологической точки зрения вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь. Особенно активно воспринимают эти идеи, и убеждения подростки, сознание, которых еще не сформировались.

  • Специфические причины и условия несовершеннолетнего экстремизма лежат в основном в сферах формирования и жизнедеятельности подростка: семье, школе, трудовой деятельности и его досуге. Сегодня, к сожалению, причинами подросткового экстремизма являются:
  • ·     нужда, нищета в большинстве семей;
  • ·     резкое снижение возможности семьи защитить детей от дурного влияния, обеспечить необходимый уровень их интеллектуального и нравственного развития;
  • ·     рост числа семей, характеризующихся крайним нравственным неблагополучием;

Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности подростка, как со стороны родителей, так и педагогов приводит к социальному и культурному инфантилизму, к социальной неадаптированности, дети начинают совершать поступки противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.

В сфере образования:

·     незаинтересованность школы в сохранении и вовлечении в активный учебный процесс каждого ученика, особенно когда к нему нужен особый подход (вопиющим явлением следует признать тот факт, что более 1,5 млн. детей и подростков в России вообще не посещают школ и нигде не учатся);

·     неспособность школы стать инструментом компенсации недостатков семейного воспитания, активным предупреждением преступлений со стороны своих учеников и т.д.

По второму вопросу мнения ребят были представлены следующим образом: чтобы снизить рост экстремизма в молодежной среде – необходимо организовать досуговую деятельность детей, а именно сделать более доступными различные секции для детей.

В этом плане они в пример ставили свою школу, которая большое внимание уделяет внеурочной деятеольности6 на базе гимназии работает большое число секций, например, хореографическая, спортивная, дети постоянно участвуют в различных социальных акциях (оказание помощи Зубо-полянскому детскому дому, где проживают дети инвалиды).

Список литературы:

1.     Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России // История государства и права. 2007. № 11. С. 26.

2.     Верховский А. Цена ненависти. Национализм в России и противодействие расистским преступлениям. М., Эксмо. 2009. С. 44 — 47.

3.     Ентелис Г.С., Щипанова Г.Д. Протестный потенциал российской молодежи. М., Юрайт. 2007. С. 27;

4.     Козлов А.А. Молодежный экстремизм. СПб., Питер. 2008. – 498 с.(76)

Источник: http://lawinrussia.ru/content/molodezhnyy-ekstremizm

Молодежный экстремизм

.

Он все

чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах жизнедеятельности различных обществ.

В многообразии причин его обострения выделяются как общие, обусловленные социальными, экономическими, политическими факторами, так и специфические, связанные с конкретными условиями существования и особенностями отдельных социальных групп[1]. Свои особенности имеет и молодежный экстремизм.

Молодежный экстремизм — особое социальное явление.

Он формируется на основе повышенной экстремальности сознания и поведения молодежи вследствие переходности статуса и лабильности сознания молодежи, а также в результате объективных и субъективных препятствий ее самореализации. Экстремальность как крайнее проявление сознания и поведения находит выражение в индивидуальных и групповых настроениях молодежи.

В форме общественного настроения экстремальность становится силой, способной захватить и объединить молодых людей для достижения определенной цели.

В условиях стабильного общества экстремальность на групповом и индивидуальном уровнях находит, как правило, общественно значимые институционально — регулируемые формы.

В период социальных потрясений, неопределенности и риска экстремальные настроения приобретают крайние, преимущественно спонтанные проявления, на которые влияют самые разные объективные и субъективные факторы, усиливающие или ослабляющие данный процесс. Поэтому они могут перерастать в экстремистские настроения.

Экстремистские настроения являются эмоционально-рациональным проявлением восприятия молодежью способов реализации своих индивидуальных и групповых интересов в крайних, угрожающих другим людям формах. В них выражается не только эмоциональное отношение к подобным формам самореализации, но и оценочно-смысловое отношение, принимающее форму взглядов, убеждений.

Экстремистские настроения формируются под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов, отраженных в молодежном сознании. В зависимости от конкретных условий социального положения молодых людей они могут реализоваться (или не реализоваться) в их практической деятельности.

Поэтому экстремальность как имманентное свойство молодежи не обязательно переходит в экстремизм.

Большую роль в перерастании экстремальных настроений в экстремистские играют самые разные объективные и субъективные факторы, усиливающие или ослабляющие этот процесс. Это могут быть внешние по отношению к молодежи силы, использующие ее экстремальность в своих интересах. Непосредственное влияние оказывает изменение социального положения молодежи.

Его позитивная направленность может снижать уровень экстремальности либо способствовать ее проявлению в других, социально значимых формах — в социальном творчестве, инновационной деятельности.

Негативный характер изменений социального положения молодежи становится фактором отклонения экстремальности от нормального развития как по уровню, так и по направленности.

Именно в ситуации снижения уровня и качества жизни, депривации и фрустрации молодежи экстремальные настроения способствуют объединению молодых людей для реализации самой экстремальности в форме экстремистских проявлений.

Большую опасность при этом представляют попытки различных политических сил, а также государственных и общественных структур использовать это свойство молодежи в своих целях.

В результате объективная экстремальность молодежи, еще более усиленная комплексом нерешенных социальных проблем и подогретая политическими призывами, приобретает форму экстремизма.

В ряде случаев крайние формы экстремальности, перерастающие в экстремистские проявления, могут способствовать и самореализации самих молодых людей.

Особенно часто это происходит в тех случаях, когда институциональные регуляторы не столько способствуют, сколько препятствуют интеграции молодежи в общественные структуры.

Поэтому экстремизм в молодежной среде — это социально обусловленные формы отклонения от развития экстремального типа сознания молодежи и нарушения меры в выборе адекватных моделей поведения, выражающегося в приверженности крайним взглядам и поступкам, представляющим опасность для окружающих[2].

В спонтанном проявлении экстремальные настроения приобретают характер самоцели.

Непременной ее составляющей является достижение общественного резонанса, поэтому реализация данной цели экстремальными способами сопряжена с причинением морального, физического, материального ущерба окружающим.

Следовательно, молодежный экстремизм — это сознательный выбор экстремальных способов индивидуального и группового поведения для достижения целей, представляющих угрозу и наносящих вред окружающим.

Источник: https://studref.com/495593/sotsiologiya/molodezhnyy_ekstremizm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector