Для участия в закупках необходимо соответствовать требованиям, которые установлены Законом о контрактной системе и иными актами. Разберемся в этом вопросе подробнее.
I. Требования к участникам закупки по 44-ФЗ
Условия, которым должны соответствовать те, кто хочет принять участие в тендере, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе. Их принято подразделять на единые и дополнительные.
Единые требования к участникам закупки следующие:
соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия);
не проводится процедура ликвидации, а также не приостановлена его деятельность (подтверждается декларацией о соответствии);
отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника (также подтверждается декларированием);
отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые непосредственно связаны с закупочной деятельностью (это условие относится к руководителям компании, а также к главному бухгалтеру, и подтверждается декларированием);
лицо, принимающие участие в торгах не является офшорной организацией (в качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ);
между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (подтверждается декларацией);
лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (необходимо в случае, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты);
лицо, принимающее участие в тендере — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ — незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Этим условиям должен соответствовать любой участник закупки — это 44 ФЗ устанавливает однозначно.
Если же говорить о дополнительных условиях к участникам тендера, то стоит отметить, что Правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99 к таковым относятся:
опыт, недвижимое имущества, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
опыт, а также владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).
Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках,которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).
Что касается условию предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то напомним, что в состав единых требований включено условие о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке.
При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Однако существует и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок.
Так арбитражные суды отмечают, что требование заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.
Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов.
Ассоциация Участников Закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности.
Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ, преимущественно в сфере закупок.
II. Требования к участникам закупки по 223-ФЗ
Закон № 223-ФЗ закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организациии. Более детальную информацию о сроках, способах и требованиях можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.
Несмотря на то, что Законом № 223 четко не определены требования к лицам, которые желают принять участие в торгах, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера. При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.
Помимо этого применяются и единые требования, которые описаны выше.
Для примера рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений.
Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и и других возможностей, а также положительная деловая репутация.
При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.
goscontract.info
Источник: http://guardinfo.online/2017/08/09/trebovaniya-k-uchastnikam-zakupki-po-44-fz-i-223-fz/
Вопросы и ответы по 223-ФЗ
Вопрос: Существует ли реестр банковских гарантий по 223-ФЗ?
Ответ: Ведение реестра банковских гарантий по 223-ФЗ законодательством РФ не предусмотрено. В связи с этим на официальном сайте госзакупок ведется только реестр
банковских гарантий по 44-ФЗ.
Вопрос: Чем руководствуется заказчик, устанавливая требования к обеспечению исполнения договора по 223-ФЗ?
Ответ: Порядок и размер обеспечения исполнения договора не регулируется 223-ФЗ и определяется закупочной документацией и положением о закупках каждого конкретного
заказчика.
Вопрос: Заказчик установил требования по наличию опыта аналогичных поставок за три года. Законны ли такие требования по 223-ФЗ?
Ответ: Любые требования к участникам закупки по 223-ФЗ не противоречат закону, если они едины ко всем участникам и предусмотрены положением о закупках.
Вопрос: В каком размере устанавливается обеспечение договора по 223-ФЗ?
Ответ: Размер обеспечения по 223-ФЗ у каждого заказчика определяется положением и документацией к конкретной закупке. Обычно, величина обеспечения составляет 10-30%
от суммы договора. Если документацией предусмотрено авансирование, то размер обеспечения по 223-ФЗ может составить полную сумму аванса.
При этом нередки случаи полного
отсутствия требований к обеспечению исполнения договора по 223-ФЗ.
В случае наличия требований к обеспечению договора по 223-ФЗ вы можете оперативно рассчитать стоимость банковской гарантии в online-калькуляторе и выбрать из
нескольких предложений наиболее выгодный вариант.
Стань партнером — получи 10% за оформление гарантии
Вопрос: Где можно найти список банков по 223-ФЗ, которые выдают банковские гарантии участникам и победителям закупок?
Ответ: Какого-то списка банков, предоставляющих банковские гарантии по 223-ФЗ не существует. Обратиться за получением обеспечения можно в любой банк, который имеет соответствующую программу по работе с поставщиками. Для быстрого определения стоимости банковской гарантии по 223-ФЗ можно воспользоваться онлайн-расчетом на нашем сайте, где представлено более 10 банков.
Вопрос: Может ли заказчик устанавливать требование по внесению обеспечения исполнения договора, а именно возврата авансовых платежей при заключении
контракта по 223-ФЗ?
Ответ: Да, может. Требование об обеспечении договора по 223-ФЗ должно быть отражено в закупочной документации и предусмотрено положением о закупках
данного заказчика.
Вопрос: Каков срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ?
Ответ: Единых требований к сроку действия гарантии по 223-ФЗ не существует. Каждый заказчик определяет их самостоятельно.
Практика показывает, что при наличии
обеспечения исполнения договора, его срок определяется сроком выполнения работ/оказания услуг. Реже срок действия банковской гарантии определяется сроком окончания
действия договора.
Точную информацию необходимо получать из документации к закупке и положения о закупках рассматриваемого заказчика.
Вопрос: Заказчик провел закупку (запрос цен). Было подано и допущено 6 заявок. Впоследствии, заказчик признал процедуру запроса цен
несостоявшейся, хотя его Положением о закупке предусмотрено две причины признания процедуры запроса цен несостоявшейся:
- В случае, если после дня окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен, указанного в извещении, подано менее двух заявок на участие.
- В случае, если на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие принято решение об отклонении всех поступивших заявок и только одна заявка на
участие признана соответствующей требованиям закупочной документации.
Однако в Положении о закупке заказчика предусмотрено, что «организатор закупки вправе на любом этапе завершить процедуру без определения победителя». Прав ли
заказчик?
Ответ: Нет, не прав. И такие неправомерные действия заказчика необходимо обжаловать в ФАС, в установленный законодательством срок.
В данном случае у заказчика не
было правовых оснований признавать закупочную процедуру несостоявшейся.
Отказаться от завершения проведения закупки заказчик, тем не менее,мог, уведомив всех
участников, подавших заявки, о завершении процедуры без определения победителя.
Вопрос: Сколько времени занимает получение банковской гарантии по 223-ФЗ?
Ответ: Процесс получения банковской гарантии по 223-ФЗ мало отличается от оформления гарантии по государственным закупкам. Сегодня многие кредитные учреждения имеют специальные продукты по выпуску “экспресс-гарантий”.
Такой продукт, обычно, ограничен 10-15 млн. руб. В этом случае, получение гарантии составит не более 2-5 дней. Для сумм, выходящих за рамки ускоренных процедур, срок оформления увеличивается.
Ориентировочно, сроки получения банковской гарантии по 223-ФЗ можно рассчитать в специальном калькуляторе.
Вопрос: Какие требования по банковским гарантиям по 223-ФЗ предъявляют заказчики?
Ответ: Заказчики в настоящее время не ограничены в предъявляемых требованиях к обеспечению исполнения договора по 223-ФЗ. Каждый заказчик действует в соответствии с положением
о закупке.
При этом нередки случаи существенного ограничения, связанные как с требованиями к кредитным организациям (списки удовлетворяющих банков, наличие
соответствующих рейтингов и пр.
), так и к тексту банковских гарантий.
- Вопрос: Какой цифровой подписью надо подписывать заявки на участие в закупках по 223-ФЗ?
- Ответ: Цифровая подпись должна быть выдана удостоверяющим центром, аккредитованным на коммерческой электронной площадке, где планируется участие.
- Стань партнером — получи 10% за оформление гарантии
Материалы по теме
Онлайн-расчет банковской гарантии по 223-ФЗ
Образцы заявок и документов для закупок по 223-ФЗ
Автор — ООО СБ «АСПЕКТ»
Статьи
06.04.16 08:19
Источник: https://www.gos-express.ru/press-center/acticles/529-voprosy-i-otvety-po-223-fz.html
Требования к участникам закупок по 223-ФЗ
Компания не проходит по требованиям к сумме уставного капитала, установленным Заказчиком при проведении конкурса в рамках 223-ФЗ. Правомерны ли действия Заказчика — читайте в статье.
Вопрос: Может ли Заказчик прописывать в условиях для участников следующие требования:1. Уставный капитал участника должен быть не менее 100 тысяч рублей2. Оборотные активы участника за последний отчетный период должен быть не менее 5 млн.3. Исполнительный орган (ген.
директор) не должен быть исполнительным органом не более трех фирм. Бывает физ.лица являются ген.директорами в десяти компаниях, а эти компании потом оказываются недобросовестными и т.д. Чтобы избежать массового участия физ.лица в компаниях, Заказчик прописал такое требование.
Правомерны ли такие требования Заказчика? Заказчик устраивает закрытый конкурс по 223-ФЗ.
Только Закон 44-ФЗ жестко регулирует порядок закупок. Закон 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупок. А требования к участникам и способы определения поставщика устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке. Необходимо только чтобы соблюдался принцип отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
- К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
- В Вашем случае этих ограничений нет.
- Правила закупок и требования к участникам заказчик прописывает в положении о закупке, а затем конкретизирует их в документации и извещении.
При этом нужно помнить, что все требования должны быть измеряемыми (п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Это значит, что требование должно соотноситься с предметом закупки по сути и по объему. Еще один важный момент – заказчик обязан точно указать в документации документы и сведения, которыми участники смогут подтвердить, что отвечают требованию.
Отвечает Александр Сорокин,
заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России
«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.
Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.
Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».
Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа
Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»
Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/222864-trebovaniya-k-uchastnikam-zakupok-po-223-fz
Основные требования к заявке — государственные закупки: строительство и ремонт
Существует два вида контрактных систем: 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Закон № 44-ФЗ
В рамках Закона № 44-ФЗ с января 2019 года все закупки и заявки публикуются и подаются только в электронной форме.
Участником закупки для государственных и муниципальных нужд может стать любое физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Для того, чтобы стать участником, требуется:
- зарегистрироваться в едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) в Единой информационной системе;
- пройти аккредитацию на электронной торговой площадке (ЭТП), где осуществляются закупки в рамках 44-ФЗ;
- передать на ЭТП сведения и документы;
- открыть специальный счет в уполномоченном банке;
- внести на счет необходимое количество денежных средств;
- получить электронную подпись (ЭП).
Для участия в закупках в 2019 году достаточно пройти регистрацию только на электронных площадках, без регистрации в ЕРУЗ.
Требования к участникам делятся на обязательные и дополнительные:
1) обязательные — ст.31 Закона о контрактной системе
Все обязательные требования участник заявляет в декларации. Такими требованиями являются:
- Непроведение ликвидации и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом и об открытии конкурсного производства.
- Неприостановление деятельности.
- Отсутствие задолженностей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, превышающей 25 % балансовой стоимости активов.
- Отсутствие судимости за преступления в сфере экономики и дисквалификации.
- Обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
- Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
Это стандартный список, который вы видите в статье 31. Его нужно отражать в декларации.
С недавнего времени действует ещё одно обязательное требование — участник должен соответствовать требованиям об отсутствии ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
Речь идёт о том, что Правительство РФ в любой момент может выпустить специальный документ, который ограничит возможности для участия в закупках иностранных лиц. В этом случае, комиссии заказчика придётся проверять участников на соответствие данному требованию.
В ряде случаев обязательных требований достаточно и никаких иных требований не предполагается. Но нужно помнить, что ограничение обязательными требованиями зависит от объекта закупки.
Ещё один важный нюанс. Заказчики обязаны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) 15% от своего общего объёма закупок.
Поэтому на площадках можно встретить торговые процедуры, которые специально проводятся для малого бизнеса. В этом случае участникам нужно подтвердить своё соответствие этому требованию.
С 2019 года электронные площадки взяли на себя данную функцию в полном объеме. Таким образом, на площадке нужно поставить галочку, подтверждающую этот статус (СМП или СОНО). Этого вполне достаточно, декларация не нужна.
Требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) обязательным не является, заказчики устанавливают его на своё усмотрение. Но если оно есть в документации, то площадка сама позаботится о том, чтобы участники, находящиеся в реестре, не могли подать свою заявку — попросту не пропустит ее.
2) дополнительные требования
Такие требования зависят от объекта закупки. Зачастую они устанавливаются в силу необходимости или закона.
Объект закупки решает всё: какая будет документация, какой будет способ определения поставщика, какие будут требования к участникам, какая будет начальная максимальная цена контракта т.д
Всё это обусловлено спецификой, сложностью выполнения, необходимостью дополнительной документации и т.д.
В качестве дополнительных требований могут быть заявлены:
Если дополнительные требования всё же устанавливаются, то они распространяются на всех участников. Заказчик указывает это в документации, а участнику нужно позаботиться о том, чтобы сканы необходимых дополнительных документов появились на площадке.
Также, в рамках 44-ФЗ предусмотрено регулирование инновационных, специализированных и высокотехнологичных закупок. В случае их проведения, заказчик в праве установить дополнительные требования более широкого спектра. Он может запросить информацию о следующих показателях и факторах:
Подобные закупки встречаются не так часто, но тем не менее они есть. В этом случае участники проходят предквалификационный отбор.
Закон № 223-ФЗ
Базовые требования те же, что и в 44-ФЗ, но у заказчиков гораздо больше возможностей устанавливать требования на своё усмотрение.
Все закупки осуществляются в соответствии с положениями заказчиков, при этом у каждого заказчика своё положение. Положения легко найти в ЕИС в открытом доступе.
Закупки у малого бизнеса проводятся только в электронной форме и только на тех электронных площадках, которые обслуживают 44-ФЗ. Что касается обычных закупок, то в данном случае заказчики могут рассматривать бумажную, и электронную форму. Какую форму выбрал заказчик, можно узнать в положении о закупках.
Участником закупки для отдельных видов юридических лиц может выступить любое физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Кроме того, поставщики могут объединяться для участия в закупке, создавая различные конфигурации: предприниматель — юридическое лицо, юридическое лицо — юридическое лицо, предприниматель — предприниматель и т.д. Это является основным отличием 223-ФЗ от 44-ФЗ.
Важно помнить, что с 1.07.2018 года в 223-ФЗ уточнили специальную норму — обязанность заказчиков определять требования к участникам конкретной закупки в закупочной документации в соответствии со своим положением о закупке. Участники должны этим условиям соответствовать.
Заказчик обязан указать все требования к участникам и их документации, а именно:
Требования к участникам состоят из блока обязательных и блока предпочтительных. Обязательные позволяют принять участие в закупке. Предпочтительные — это критерии, по которым комиссия будет выбирать победителя.
К обязательным требованиям относятся:
- Непроведение ликвидации и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом и об открытии конкурсного производства.
- Неприостановление деятельности.
- Отсутствие задолженностей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, превышающей 25 % балансовой стоимости активов.
- Отсутствие судимости за преступления в сфере экономики и дисквалификации.
- Обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
- Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
Соответствие обязательным требованиям участник заявляет в декларации.
Также, заказчик потребует документы, подтверждающие соответствие участника обязательным требованиям. В качестве таких документов выступают:
По 223-ФЗ у заказчиков множество возможностей потребовать от участников раскрывать о себе информацию, чего нет в 44-ФЗ.
По работе с СМП также есть отличия от 44-ФЗ.
В случае проведения закупки для СМП от участника требуется подтвердить соответствие всем требованиям. Для этого необходимо предоставить заказчику декларацию, утверждённую Правительством РФ. Малый бизнес проводит закупки только в электронном формате.
В рамках 223-ФЗ предусмотрено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков и оно шире, нежели в 44-ФЗ. Заказчик вправе установить ограничение не только по своему усмотрению, по реестру и по закону о закупках у отдельных юридических лиц, но и по 44-ФЗ.
Заказчик может выдвигать следующие требования:
- запрашивать персональные данные участников, чтобы определить соответствие требованиям;
- требовать сведения о бенефициарах;
- устанавливать условия о предоставлении различной информации, связанной с объектом закупки и с деятельностью заказчика;
- посещать производственные площади участников;
- ограничивать участие в закупке по территориальному и отраслевому признаку;
- анализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности участника на предмет платежеспособности и финансовой устойчивости;
- и т.д.
Что касается предпочтительных требований.
Если они не исполнены, заявку не отклонят. Но по критериям оценки такая заявка не сможет получить высокую оценку, т.к. участник не выполнил все требования заказчика. К предпочтительным требованиям как правило относятся:
- Наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;
- Наличие активов, оборудования, технологий и других ресурсов для исполнения договора;
- Наличие связанного с предметом договора опыта работы и деловой репутации;
- Наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;
- Благодарственные письма;
- И т.д
В рамках своей работы комиссия заказчика по 223-ФЗ и 44-ФЗ выполняет задачи:
- анализирует заявки;
- отклоняет их в случае нарушений и несоответствий;
- допускает к торгам;
- выбирает победителя.
Основная задача комиссии — отфильтровать тех, кто соответствует требованиям, и отклонить тех, кто не соответствует. После этого выбирается победитель.
Предложение по объекту закупки и по цене — важнейшая часть заявки. Заявка должна содержать:
- описание объекта закупки, конкретные значения всех необходимых показателей и характеристик. Оно должно отвечать ожиданиям заказчика;
- согласие на поставку товаров, работ, услуг с заявленными заказчиком характеристиками;
- предложение об условиях исполнения контракта/договора;
- цена, в тех случаях, когда это предусмотрено способом определения поставщика; В ряде случаев сразу входит в состав заявки: конкурсы, запросы цен, запросы котировок. Есть способы определения поставщика, когда цена в составе заявки не звучит, а формируется в режиме реального времени в ходе торгов. В тех случаях, когда цена входит в состав заявки, она не должна быть выше НМЦК;
- наименование, место нахождения, адрес участника, ИНН;
- иную информацию, установленную документацией.
Закупочная комиссия проверяет соответствие участников требованиям, указанным в законе, в документации или установленным в соответствии со спецификой закупки.
Если участник или его заявка не соответствует требованиям закона, заказчика, или предоставлена недостоверная информация, то заявка отклоняется.
Источник: https://forma-2.ru/osnovnyie-trebovaniya-k-zayavke-po-44-fz/
Как заказчики проводят закупки у малых и средних предприятий по 223-ФЗ
Часть заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны заключать контракты с субъектами МСП, а часть – нет.
Однако малый и средний бизнес вправе подать заявку на закупку любого заказчика. Разница в том, что заказчики, которые обязаны проводить закупки среди МСП, дают таким компаниям преимущества.
В закупках остальных заказчиков субъекты МСП участвуют на общих условиях вместе с остальными компаниями и физлицами. Процедуры проводят по правилам, которые заказчик устанавливает в положении о закупках. Правило прописано в постановлении Правительства от 11.12.
2014 № 1352 (далее – постановление № 1352). С 1 июля 2018 года закупки среди субъектов МСП проводят только в электронной форме.
Внимание: положение о закупке – документ, который регламентирует правила закупок заказчика по Закону № 223-ФЗ. Заказчик самостоятельно составляет и утверждает положение о закупке. Документ размещают в ЕИС в открытом доступе.
Заказчики, которые обязаны закупать у МСП
Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны проводить закупки у субъектов МСП, если подпадают под одно из условий таблицы (п. 2 и 3 положения, утв. постановлением № 1352).
Новые заказчики обязаны закупать продукцию у МСП с 1 января года, следующего за годом, в котором зарегистрировались в ЕГРЮЛ. Например, если организация зарегистрируется в 2019 году, проводить закупки у МСП будет с 1 января 2020 года.
Кроме того, заказчики из Перечня Правительства должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков утвержден распоряжением от 21.03.2016 № 475-р.
Объемы и способы закупок у МСП
Заказчики обязаны закупить у субъектов МСП не менее 18 процентов от годового объема закупок. При этом 15 процентов от общих закупок в год должны составлять закупки только среди субъектов МСП (п. 5 положения, утв. постановлением № 1352).
Для соблюдения годового объема закупок у МСП заказчики вправе использовать три способа закупок:
1. Закупки среди всех участников без ограничений
Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать любые юридические или физические лица, в том числе субъекты МСП. Участником закупки также могут быть несколько юридических лиц, которые выступают на стороне одного участника закупки, или несколько физических лиц и ИП, которые выступают на стороне одного участника закупки.
Организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение и места происхождения капитала участника не имеют значения. Главное, чтобы участник отвечал требованиям, которые заказчик установил в положении о закупке.
Если в закупке победит субъект МСП, договор с победителем учитывают в годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса.
2. Закупки только среди субъектов МСП
Заказчики ограничивают доступ к закупке участников, у которых нет статуса субъекта МСП. Договор, который стороны заключат в результате закупки, заказчики включают в годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса.
3. Закупки, победитель которых обязан привлекать субъектов МСП
Заказчики устанавливают требование, что победитель должен привлекать субъектов МСП как субподрядчиков или соисполнителей по договору. Объем привлечения стороны укажут в договоре. В годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса заказчики учитывают договоры, которые контрагенты заключили с субъектами МСП.
Внимание: в 15-процентном объеме закупок учитывают только договоры при закупке среди МСП. В 18-процентном объеме учитывают все три способа привлечь к поставке малый и средний бизнес.
Продукция, которую закупают у субъектов МСП
Какую продукцию закупать только среди субъектов МСП, заказчики решают самостоятельно. Товары, работы, услуги утверждают перечнем. Перечень необходимо разместить в ЕИС и на официальном сайте заказчика.
При этом публикация перечня на официальном сайте – обязанность, а не право заказчика. В перечне заказчик указывает наименования товаров, работ, услуг и код ОКПД2.
Например, перечень может выглядеть так:
Перечень продукции для закупки у МСП
- Закупать продукцию у МСП по перечню или нет, зависит от НМЦД или начальной (максимальной) цены лота.
- НМЦД
- Закупка у МСП
- До 200 млн руб. включительно
- Обязанность
- От 200 млн до 400 млн руб. (включительно)
- Право
- Больше 400 млн руб.
- Закупка на общих основаниях
Если товар, работу или услугу не включили в перечень, закупку проводят на общих основаниях, чтобы не ограничить конкуренцию (письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2782).
Об этом сказано в пунктах 8–10, 18, 19 положения, утвержденного постановлением Правительства № 1352, письме Минэкономразвития от 28.08.2015 № Д28и-2498.
Процедура закупки только среди субъектов МСП
Заказчики при проведении закупки только для субъектов МСП следуют нескольким шагам.
Шаг 1. Планирование закупки
В план закупки товаров, работ, услуг, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств включают раздел о закупке у субъектов МСП. В планы включают продукцию из перечня товаров, работ, услуг, которые закупают у субъектов МСП (ч. 3.1–3.3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Шаг 2. Выбор электронной площадки
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa8f256a815f1bac2fc4e13/5d6e0d2f0ef8e700ad045608
Требования к участникам закупок по 223-ФЗ
Третья статья 223-ФЗ предполагает, что участвовать в тендерах может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (а также их объединения), которые соответствуют условиям, перечисленным в положении о закупках госзаказчика. Требования должны быть измеримыми, одинаковыми для всех участников, не противоречить актуальному законодательству и не ограничивать здоровую конкуренцию – остальное на усмотрение организатора торгов.
Каждый из особых заказчиков разрабатывает положение самостоятельно, публикует его на электронном портале ЕИС и прописывает условия конкретных тендеров в течение года на его основе. Заказчик не имеет права указывать в тендерной документации требования, не предусмотренные положением.
Так как 223-ФЗ не содержит четких требований к участникам госзакупок, заказчики вправе включить в свое положение требования, закрепленные в 44-ФЗ: единые и дополнительные. В соответствии с ними к участию в закупках могут быть допущены поставщики, которые:
- Не числятся в РНП по Федеральным законам 44 и 223 (пункт включается по желанию заказчика).
- Имеют необходимые лицензии или членство в СРО с нужным уровнем ответственности для сферы строительства.
- Не признаны банкротом, не находятся в процессе ликвидации, деятельность не приостановлена в принудительном порядке.
- Не являются оффшорами.
- Обладают исключительными правами, если объектом закупки являются результаты интеллектуальной деятельности.
- Налоговая задолженность за предыдущий год составляет менее 25% стоимости активов по бухбалансу.
- Руководящие лица, в том числе главный бухгалтер, не имеют непогашенных судимостей за преступления, связанные с коррупцией и экономическими махинациями. Юридические лица не несли административного наказания по статье за “Незаконное вознаграждение…” в последние 2 года.
- Среди членов руководства организаций-участников нет родственников представителей заказчика, влияющих на результаты тендера.
Значительную часть этой информации относительно любого юридического лица можно найти на сайте Синапс в разделе Проверка контрагентов, в том числе: арбитражные дела, исполнительное производство, лицензии, связи организации, добросовестность и т.д.
Заказчик имеет право дополнительно потребовать от участников закупки: располагать достаточным количеством финансовых, трудовых и производственных мощностей, необходимой техникой, оборудованием, опытом, позитивной профессиональной репутацией.
Иные требования участники госзакупок по 223-ФЗ должны искать в тендерной документации и положении заказчика.
Источник: https://synapsenet.ru/articles/details/320-trebovaniya-k-uchastnikam-zakupok-po-223fz
О допустимости предъявления требования об опыте аналогичной деятельности участника закупок по 223-фз
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках (Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
- Вместе с тем, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.
- В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
- Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
- Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
- Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта с которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребление в сфере закупок.
- По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такой услуги, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.
Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Опыт аналогичной деятельности участника позволяет судить о его способности выполнить объем услуг, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Установленные заказчиком требования, связанные с положительным опытом оказания аналогичных услуг, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Дополнительные требования к участникам закупки, свидетельствующие об опыте работы на рынке, направленные на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки, не нарушают принцип равенства, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, поскольку эти критерии в равном степени применимы ко всем участникам закупки. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.
Источник: https://zakon.ru/Blogs/o_dopustimosti_predyavleniya_trebovaniya_ob_opyte_analogichnoj_deyatelnosti_uchastnika_zakupok_po_22/74422
Участники закупок по 223-ФЗ: требования, принципы отбора и правовой статус
В статье рассмотрим: кто может быть участником закупки по Закону 223-ФЗ, а кто быть им не в праве, по каким принципам отбираются участники закупки и как это реализовано в законодательстве, какие требования предъявляются к участником закупки.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).
Кто может являться участником закупки?
Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):
- любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
- любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).
Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.
Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).
Участником закупки не может выступать:
- организатор закупки, заказчик,
- работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)).
Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ.
Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком.
Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.
Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.
Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст.
3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.
1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).
Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Принципы отбора участников закупки
Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:
- во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
- во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
- в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).
Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):
- приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
- участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.
Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.
К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований.
Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер.
При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.
Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.
Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».
Требования к участникам закупки
В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:
- быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
- иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
- не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
- должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
- показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
- заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).
Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.
Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:
- к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
- к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
- к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
- к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.
Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным.
Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.
Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц. По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/204