Статья 7.1 коап рф: самовольное занятие земельного участка. определение, последствия и ответственность

Статья 7.1 КОАП РФ: самовольное занятие земельного участка. Определение, последствия и ответственность

Что такое самозахват земельного участка и каковы его последствия

На сегодняшний день в распоряжении граждан находится несколько способов пользования земельными участками.

Способы следующие:

  • приобретение в собственность;
  • получение в аренду;
  • ограниченное пользование объектом недвижимости/сервитут;
  • наследование.

Каждому из существующих способов характерны определенные особенности, исходя из которых удобно сделать соответствующий выбор.

Несмотря на многообразие предложенных государством способов по организации земельных участков, нередко встречаются случаи завладения объектами без получения на то разрешительных документов муниципального, регионального и федерального значения. В действительности такие действия определяют как самозахват территории.

Безусловно, оставлять без внимания подобного рода действия государство не намерено.

Земельный оборот – это та сфера, которая находится в зоне особого контроля со стороны органов власти.

Оснований здесь может быть несколько. Во-первых, это стоимость объекта. Земельный участок, как и любой другой объект недвижимости, – достаточно дорогое удовольствие. В результате неправомерных действий в отношении последнего собственнику может быть причинен значительный ущерб.

Статья 7.1 КОАП РФ: самовольное занятие земельного участка. Определение, последствия и ответственность

Аналогично ситуация обстоит и с иными земельными участками, которые могут входить в перечень охраняемых объектов. Если рассматривать самозахват земельного участка с точки зрения Гражданского кодекса РФ, в отношении лиц, которые самовольно заняли земельный участок, можно сделать определенные утверждения.

В частности, можно утверждать следующее:

  • отсутствие права осуществлять сделки с данным объектом, что, в свою очередь, подразумевает отсутствие возможности распоряжаться объектом недвижимости. Другими словами, землю нельзя реализовать, сдать в аренду, передать по наследству, отдать в дар;
  • обязательство освободить территорию по первой просьбе законного собственника. Это должно сопровождаться полной ликвидацией следов осуществляемой деятельности, которая не имеет под собой правомерных оснований. Речь идет о сносе построек и различных сооружений, на возведение которых владелец земельного участка не давал разрешения. В противном случае к делу привлекаются органы власти, запускается механизм принудительного разрушения незаконных построек;
  • обязательство произведения компенсаций собственнику земельного участка, если таковой был использован в целях получения прибыли. В данном случае ситуация рассматривается как незаконное обогащение. Размер выплат устанавливается согласно уровню дохода, который был достигнут за счет пользования землей.

Кроме того, исключается возможность возмещения незаконному владельцу потраченных средств, связанных с улучшением земельного участка и строительными работами по возведению на нем зданий и сооружений.

Незаконное пользование землей: виды предполагаемой ответственности

Статья 7.1 КОАП РФ: самовольное занятие земельного участка. Определение, последствия и ответственность

Размер штрафа составляет:

  • от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости объекта, однако меньше чем 5 тысяч рублей – в отношении граждан;
  • от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости объекта, однако меньше чем 20 тысяч рублей – в отношении должностных лиц;
  • от 2 до 3% от кадастровой стоимости объекта, однако меньше чем 100 тысяч рублей – в отношении юридических лиц.

Если кадастровая стоимость объекта не обозначена, размер штрафа будет иным:

  • минимально 5 тысяч рублей, максимально 10 тысяч рублей – в отношении граждан;
  • минимально 20 тысяч рублей, максимально 50 тысяч рублей – в отношении должностных лиц;
  • минимально 100 тысяч рублей, максимально 200 тысяч рублей – в отношении юридических лиц.

Лица, которые ведут предпринимательскую деятельность, рассматриваются в данном случае как юридические лица. Соответственно, размеры штрафов будут аналогичные взысканию с юрлиц.

Расчет штрафов осуществляется согласно площади участка, который лицо заняло незаконно.

Рассмотрим порядок применения административной ответственности касательного данного вида правонарушения:

Статья 7.1 КОАП РФ: самовольное занятие земельного участка. Определение, последствия и ответственность

  • обнаружение и установление факта незаконного завладения землей органом государственной власти;
  • определение сроков, которые отводятся для освобождения участка в добровольном порядке. Незаконный владелец обязуется прекратить ведение деятельности на объекте земли, ликвидировать ограждения и постройки;
  • наложение штрафа в случае отказа выполнять требования органа власти.

Организация действий может быть иной, ее последовательность зависит от конкретного случая. В отношении лица, самовольно занявшего земельный участок, не исключается также уголовная ответственность.

Безусловно, факт самозахвата не относят к преступлению, как это, например, происходит в иных странах постсоветского пространства.

Речь идет, прежде всего, об Украине, где такая статья была введена в Уголовный кодекс еще десять лет назад.

Тем не менее, если факт самозахвата сопровождался уголовно наказуемыми действиями незаконного владельца, последнему следует быть готовым к применению в отношении него более жесткого наказания.

Уголовная ответственность в данном случае наступает, если будет доказано, что действия виновного были частью мошеннической схемы.

Предусматривается лишение свободы на срок до двух лет, если виновный совершал противоправные действия самостоятельно.

До 6 лет лишения свободы грозит группе лиц и лицам, которые использовали свое служебное положение. Также уголовная ответственность предусмотрена в случае незаконного ведения предпринимательской деятельности.

В данной ситуации виновного ожидает самое суровое наказание: до 5 лет лишения свободы.

Регистрация сделки, осуществленной на незаконных основаниях, иные неправомерные действия, связанные с объектами недвижимости, как правило, входят в отдельный состав преступления. К сожалению, перечень действий мошенников может быть значительно больше. В зависимости от тяжести деяний в отношении них может применяться уголовная ответственность.

Самостоятельное урегулирование вопроса

Если самозахват земельного участка произошел именно с Вами, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма действий, который поможет вам разрешить ситуацию.

Последовательность действий:

Статья 7.1 КОАП РФ: самовольное занятие земельного участка. Определение, последствия и ответственность

  • обращение к незаконному владельцу с целью урегулирования вопроса мирным путем. Лучший вариант – это уведомление лица, самовольно занявшего территорию, заказным письмом с описью вложения. Здесь Вы можете выразить свои требования освободить территорию и произвести компенсацию в письменном виде;
  • обращение с жалобой в орган государственной власти, осуществляющий надзор за землепользованием. Это может быть Россельхознадзор (земли сельхозназначения), Росреестр (нарушение порядка регистрации земельных участков), Росприроднадзор (особая категория пользования участком). Данные действия предпринимаются в случае отказа самозахватчика взаимодействовать с законным владельцем мирно;
  • после получения решения по административному вопросу следует обратиться в судебный орган, где подать исковое заявление о возврате имущества и взыскании ущерба;
  • дополнительная процедура межевания участка и проверка сведений может понадобиться в случае необоснованных требований, когда собственник претендует на земельный участок, который по факту ему не принадлежит.

Если незаконно была занята земля, которая принадлежит государству, для урегулирования вопроса допускается выкуп участка. Однако здесь следует заранее учитывать наличие исключения из правил: не все земли, находящиеся в собственности государства, подлежат выкупу и приватизации. Рекомендуем в этом случае обратиться к специалисту в области земельного права.

Источник: http://nedvigist.ru/zemli/samovolnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka.html

Ст. 7.1 КоАП РФ — Самовольный захват земельного участка

Статья 7.1 КОАП РФ: самовольное занятие земельного участка. Определение, последствия и ответственность

Под самовольным захватом участка земли понимается существенное правонарушение, которое, в соответствии с нормами российского законодательства, является основанием к возложению определенной ответственности.

В данной статье речь пойдет о том, в чем она заключается, как регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и какими последствиями грозит для виновного лица подобное деяние.

Что такое самовольный захват земли

  • Понятие самовольного захвата участка подразумевает пользование землей, предназначенной для всеобщего использования или участком, принадлежащим по праву собственности другому лицу, при отсутствии договора об этом и без предоставления платы.
  • Нередко физические и юридические лица в личных целях эксплуатируют смежные территории незаконным путем (ведут строительство, производят сельскохозяйственную продукцию и тому подобное).
  • Самовольный захват землевладения может быть осуществлен несколькими путями:
  • захват участка, принадлежащего гражданину, иным физическим лицом. Это возможно, например, при длительном отсутствии владельца земли. Также подобное имеет место в таких обстоятельствах, когда самозахват владельцем соседнего участка либо иным гражданином происходит при неверном размещении ограждения;
  • самозахват участка, находящегося в собственности гражданина, юридическим лицом. Обычно организации эксплуатируют смежные участки, являющиеся частной собственностью, для установки оборудования либо складирования отходов;
  • самовольный захват территории, не являющейся собственностью ни физического, ни юридического лица. Такого рода случаи считаются самыми распространенными. Это связано с тем, что физические лица не осознают возможных последствий использования участка таким незаконным способом. При этом участки, не оформленные во владение граждан и организаций, являются государственной собственностью. Не получив предварительное согласование от местной администрации, вы не вправе эксплуатировать такие земли.
  1. Согласно положениям действующего законодательства, гражданам и организациям не разрешается изменение границ участков земли при отсутствии необходимой документации.

  2. Самозахват земли либо определенной ее части, включая эксплуатацию участка со стороны лица, не обладающего установленными нормами действующего законодательства правомочиями на данное землевладение, – грозит привлечением к административной ответственности, заключающейся в оплате штрафных санкций, если имеются сведения о кадастровой стоимости земли, гражданам – 1 – 1,5% от кадастровой оценки данного объекта (минимальный размер – 5000 рублей), должностным лицам – 1,5 – 2% от кадастровой оценки земли (минимально – 20000 рублей); организациям – 2 – 3% от кадастровой оценки участка (минимальный размер – 100000 рублей); если информации о кадастровой стоимости земли не имеется, физическим лицам – 5000 – 10000 рублей, должностным лицам – 20000 – 50000 рублей, организациям – 100000 – 200000 рублей.
  3. В качестве примечаний, вышеуказанная статья предписывает следующее:
  • за совершение административных правонарушений, предусмотренных данной нормой, предприниматели, деятельность которых происходит без образования юридического лица, привлекаются к несению ответственности тем же образом, что и организации;
  • при самозахвате определенной части земли, расчет административного штрафа, осуществляемый на основании кадастровой оценки участка, высчитывается с учетом размера части земли, занятой самовольно.

В различное время для состава самозахвата земельного участка устанавливались нормы как административного, так и уголовного права. После вступления в законную силу нового Земельного кодекса РФ, целесообразность привлечения к ответственности за захват земельных объектов возросла: статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приводятся нововведения в области законодательства о земельных участках. Она указывает формальные составы с отличными объективными сторонами и противоправностью.

В случае самовольного занятия земель, отнесенных к лесной зоне, либо эксплуатация таких земель в целях раскорчевывания, лесопереработки, размещения складов, строительной деятельности, устройства пашен и использование в прочих целях, при отсутствии разрешительной документации по землепользованию – грозит административной ответственностью в виде штрафа.

Размер штрафных санкций в этом случае:

  • физическим лицам – 20000 – 50000 рублей;
  • должностным лицам – 50000 – 100000 рублей;
  • организациям – 200000 – 300000 рублей.

Объект правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ

В качестве объекта правонарушения выступают земельные правоотношения, предусмотренные правила получения правомочий на участки и их эксплуатация.

Читайте также:  Доверенность на согласование перепланировки квартиры: образец документа и правила оформления

На территории нашей страны землепользование и землевладение осуществляется согласно нескольким основаниям, предусмотренным законодателем, и в рамках тех правомочий, которые даны конкретным гражданам или организациям соответствующей правоустанавливающей документацией.

Главные виды земельных правоотношений регламентированы положениями Земельного кодекса РФ, принятого 25.10.2001.

Участки в пределах нашего государства могут являться собственностью государства, муниципалитета, физических лиц, а также организаций.

Также правомочия владения и пользования участками могут выражаться в постоянном бессрочном пользовании, безвозмездном срочном пользовании, пожизненном наследуемом владении, аренде, субаренде, ограниченном землепользовании чужими объектами земельных правоотношений (сервитутах).

Правоустанавливающая документация на землю – это документация, на основании которой возникают, переходят, прекращаются и ограничиваются (обременяются) правомочия на участки.

Это могут быть следующие бумаги:

  • решения и постановления государственных органов или муниципалитета, вынесенные в пределах их полномочий;
  • различные договоры совершения сделок с землей;
  • свидетельства о праве на наследство;
  • решения суда, которые вступили в законную силу;
  • свидетельства, подтверждающие полномочия на землю, полученные в соответствующих государственных органах;
  • прочие документы о предоставлении правомочий на землю, перешедшие от предыдущего владельца.

В качестве неотъемлемого приложения к бумагам, требуемым для регистрации правомочий, выступает кадастровый план на землю, отражающий его кадастровый номер.

Квалификация правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ

Возникновение правонарушения возможно как для земельного участка в целом, так и для некоторой его части. Важно, чтобы земля при этом для правонарушителя была чужой. Лицо в таком случае не имеет правомочий владения, пользования и распоряжения на данную недвижимость.

В статье предусматривается три вида нарушений, а также их состав, которые выражаются в следующем:

  • самовольном занятии земли;
  • самовольной эксплуатации участков;
  • незаконном осуществлении на территории участка хозяйственной деятельности.

Выражение самовольного занятия земли происходит посредством активных действий, заключающихся, к примеру, в возведении на ней строений, ограждении территории или определенных ее частей для закрытия доступа к ней законных собственников, землепользователей и лиц, осуществляющих контроль, найма охраны и других препятствующих доступу к участку мер.

Самовольное использование земли отличается от самовольного занятия тем, что оно не ограничивает доступа законных владельцев к участку, а при нем происходит извлечение полезных свойств земли. К примеру, это может быть взращивание овощных и плодовых культур, сбор почвенных слоев, обеспечение проезда и тому подобное.

Существенное значение имеет то, что действия такого рода происходят при отсутствии одобрения собственников либо землевладельцев. В правовых нормах, регламентирующих юридический статус определенных видов участков, этому уделяется особое внимание.

Например, согласно статье 32 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ, дачные, садоводческие и огороднические хозяйства правомочны на обустройство земель лишь после того, как будут установлены границы, оформлена документация, подтверждающая права на участки земли.

К незаконной хозяйственной деятельности относят совершение действий, в том числе собственниками участков и землевладельцами, при неимении требуемых разрешительных документов.

Ограничения хозяйственной деятельности возможны, например, в отношении участков, отнесенных к особо охраняемым территориям и объектам, лесной зоне.

Получение специальной разрешительной документации необходимо при возведении гидротехнических сооружений, проведении ЛЭП, осуществления взрывных работ и тому подобное.

Каждый из перечисленных составов считается формальным. Чтобы квалифицировать действия как административное правонарушение, не требуется наступления определенных негативных последствий.

Ответственность за самовольный захват земли в РФ

При незаконной эксплуатации чужого участка при отсутствии одобрения, выраженного законным собственником в письменной форме, законодатель устанавливает административную и уголовную ответственность.

Как правило, нарушителей привлекают к административному взысканию, заключающемуся в форме штрафа, сумма которого определяется с учетом следующих моментов:

  • юридический статус нарушителя;
  • прохождение участком процедуры кадастрового учета в органах Росреестра;
  • установление кадастровой оценки недвижимости.

Штраф за самовольный захват земельного участка, не состоящего на кадастровом учете

При отсутствии в единой базе ЕГРН информации о захваченной земле, а также отсутствии данных о кадастровой оценке участка, сумма штрафа регламентируется статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, каков статус правонарушителя:

  • физическим лицам – 5000 – 10000 рублей;
  • юридическим лицам – 100000 – 200000 рублей;
  • должностным лицам – 20000 – 50000 рублей.

Итоговый размер штрафа в каждом конкретном случае устанавливается по усмотрению суда.

Штраф за самовольный захват земельного участка, состоящего на кадастровом учете

Физические лица, не ведущие коммерческой деятельности, обязываются к выплате штрафа в сумме, равной 1 – 1,5% от кадастровой оценки недвижимости.

Однако минимальная величина штрафа, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 5000 рублей.

При захвате чужого участка должностным лицом, такое лицо обязано выплатить штраф в размере 1,5 – 2% от оценки земли по кадастру, но сумма его должна быть не менее, чем 20000 рублей. Организации, совершившие подобного рода нарушение, обязываются оплатить сумму, составляющую 2 – 3% от кадастровой оценки недвижимости, но не меньше 100000 рублей.

Уголовная ответственность за самовольный захват земельного участка

Сама процедура самовольного захвата части земли или участка в целом не предполагает уголовного наказания, но при этом такая ответственность может наступать для лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность, совершающим мошеннические действия или не исполняющих требований по обороту земли.

Что делать при самовольном захвате земельного участка

Если вам стало известно о факте захвата принадлежащего вам земельного участка, попробуйте урегулировать вопрос непосредственно с нарушителем (направьте ему претензию, в которой обозначьте требования в отношении возврата недвижимости и компенсации полученного ущерба).

Если правонарушитель не отреагировал на данное сообщение или отказался от уплаты указанной денежной суммы, обращайтесь в судебные органы.

Независимо от того, каковы обстоятельства рассматриваемого дела, может возникнуть необходимость уточнения земельных границ (к примеру, в случае захвата смежного участка владельцем соседней земли), исполнение межевальных работ и прочее. Такого рода мероприятия могут потребоваться для подтверждения факта незаконного захвата участка.

Обращение в суд при самовольном захвате земли

Исковые заявления о незаконном захвате земель соседями и неисполнении требований, указанных в претензии, судами рассматриваются довольно часто.

При этом случаи захвата владельцами соседних участков вашей земли ввиду вашего длительного отсутствия и эксплуатация в собственных нуждах участков всеобщего пользования, различаются.

По этой причине следует понимать, куда следует обращаться в каждой конкретной ситуации.

Допустим, имеет место нарушение границ владельцами соседних земель. Последовательность действий в данном случае определяется исходя из факта установления границ земельного участка в законном порядке либо по взаимному согласию. В первом случае предусматриваются документально подтвержденные границы.

В роли документа, являющегося подтверждением определения границ земли, выступает кадастровый паспорт. Данные, отраженные в нем, должны быть аналогичны полученным по итогам межевальных работ. Обратитесь в землеустроительную организацию и установите земельные границы в пределах данной территории.

После того, как они будут определены, попробуйте разрешить конфликт с владельцами соседнего участка мирным путем. В случае, если договориться не удалось, обратитесь с исковым заявлением в судебную инстанцию. Рассматривать дело будет мировой судья.

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ, должно последовать восстановление изначально установленных границ.

Для обращения в суд заранее подготовьте пакет документов, состоящий из:

  • документов, подтверждающих возникновение права собственности на земельный участок либо договора, доказывающего факт предоставления участка в аренду;
  • кадастрового паспорта на землю;
  • межевого плана.

Другой возможный случай заключается в конфликтной ситуации, сложившейся в отношении земли с незафиксированными документальным способом границами.

Подобные ситуации возможны в силу ряда определенных обстоятельств, к примеру ввиду допущенной кадастровой палатой ошибки либо при отсутствии межевого дела на землю. Разрешение проблемы начинайте с оформления заявки на межевальные работы.

Кадастровые инженеры проведут необходимые мероприятия, зафиксируют итоги работ в специальном акте, согласно которому собственники соседних земель смогут увидеть расположение земельных границ.

Если по результатам проведенных мероприятий прийти к согласию с соседями не удалось, обращайтесь с соответствующим исковым заявлением в суд. При этом ссылайтесь на статьи 301 и 304 Гражданского кодекса РФ.

Разрешение вопроса о самовольном захвате участка также может производиться иными органами. Обратитесь в соответствующий комитет по земельным ресурсам с жалобой в отношении совершенного правонарушения.

Кроме того, вы вправе посетить для решения проблемы местную администрацию. Если земля находится в государственной или муниципальной собственности, предусматривается право обращения в органы прокуратуры.

Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/st-7-1-koap-rf-samovolnyj-zaxvat-zemelnogo-uchastka.html

Вас признали нарушителем по статье 7.1 КоАП РФ: что делать?

Самовольное занятие земельного участка является наиболее распространенным правонарушением земельного законодательства.

Зачастую граждане не подозревают, что, используя для своей хозяйственной деятельности «свободный», как им кажется, земельный участок, они тем самым совершают правонарушение, ответственность за которое установлена нормами статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что земля «ничьей» не бывает. Исходя из положений земельного законодательства земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, принадлежат государству (ст. 16 ЗК РФ).

В данной статье мы расскажем, в каком случае правообладатель земельного участка может быть привлечен к ответственности по ст. 7.1 КоАП, а также порядок устранения допущенного правонарушения.

1. За что могут привлечь к ответственности по ст. 7.1. КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка»?

Статья 7.1 КоАП РФ включена в главу 7 названного кодекса — «Административные правонарушения в области охраны собственности» и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок.

Указанное правонарушение может быть совершено путем самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим на него предусмотренных законодательством РФ прав.

Действующее законодательство не содержит определения понятия «самовольное занятие земель» либо «самозахват».

Практика правоприменения под самовольным занятием земельного участка понимает пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (абз. 1 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11).

С учётом этого, а также положений рассматриваемой статьи КоАП, можно определить самовольное занятие земельного участка как неправомерный захват и использование земли лицами, не имеющими на нее законных прав.

Читайте также:  Запись о награждении в трудовой книжке: правила внесения сведений о поощрении сотрудника, образец оформления

Как самовольное занятие земельного участка могут быть расценены, в частности, следующие действия:

  • расширение или перенос границ собственного земельного участка, установленных межевым планом (размещение забора, хозяйственных построек, бани, гаража, сарая, складирование стройматериалов и пр. за пределами своего участка);
  • постройка на неоформленном участке любых зданий, сооружений или возведение временных объектов без соблюдения установленного законом порядка;
  • использование земли для сельскохозяйственных целей или для коммерческой деятельности без оформления разрешительных документов, а также после окончания срока их действия.

До 20.03.2015 состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП, содержал в себе еще одно действие – использование участков без правоустанавливающих документов.

После указанной даты ответственность за использование участков без правоустанавливающих документов исключена из состава статьи 7.1 КоАП (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Это означает, что, если право на использование участка возникло в силу закона (например, на часть земельного участка в связи с приобретением помещения в здании, но лицо его, например, не успело зарегистрировать), административный орган не вправе привлечь за это к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф02-1679/2016 по делу № А69-2000/2015).

  • Сумма штрафа за самовольное занятие земельного участка согласно действующему законодательству напрямую зависит от кадастровой стоимости захваченного участка, а также от субъекта правонарушения.
  • Если кадастровая стоимость земельного участка определена, то размер штрафа составит:
  • для граждан — от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 2 до 3 % кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. руб.

Если же кадастровая стоимость земельного участка не определена, то размер штрафа составит:

  • для граждан — от 5 до 10 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.

В случае самовольного занятия части земельного участка штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части участка.

Индивидуальным предпринимателям (ИП) необходимо знать, что в случае совершения ими подобного правонарушения сумма штрафа для них будет рассчитываться не как для граждан, а как для юридических лиц.

Кроме того, последствиями самовольного занятия земельного участка является не только наложение штрафа, но и возврат участка в первоначальный вид, в том числе снос всех возведённых на нём построек вне зависимости от их назначения, а также возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков и упущенной выгоды (п. 1 ст. 62 ЗК РФ).

3. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ?

В этой ситуации Ваши действия будут зависеть от того, согласны ли Вы с вынесенным постановлением или нет.

Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка, нужно:

  • оплатить назначенный штраф;
  • Штраф необходимо оплатить в течение 2 месяцев со дня вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу.

  • устранить выявленное нарушение путем оформления необходимых документов на земельный участок либо полного освобождения захваченного земельного участка (его части) от всех следов его самовольного использования.

Подробнее…

Например, для оформления необходимых документов нужно обратиться в муниципалитет с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.

Освободить захваченный земельный участок можно, например, путем перемещения незаконно установленного забора или складированных стройматериалов, сноса самовольных построек, отказа от огорода и пр.

Взыскание административных штрафов не устраняет иные меры ответственности.

Даже после взыскания и уплаты штрафа нарушитель обязан освободить чужой земельный участок, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб.

При отказе добровольно устранить нарушение принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами службы судебных приставов. Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно.

В случае несогласия с вынесенным постановлением о самовольном занятии земельного участка Вы вправе обжаловать постановление о признании Вас виновным в совершении административного правонарушения в суд.

Срок на подачу жалобы в суд достаточно короткий и составляет всего 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен только судом по ходатайству заявителя (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.

Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:

  • отсутствия события (состава) административного правонарушения;
  • непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушения закона или вины нарушителя;

Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).

Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.

Подробнее…

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/vas-priznali-narushitelem-po-state-7-1-koap-rf-chto-delat/

ст. 7.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ с ми

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

(Статья в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ.

Комментарий к статье 7.1 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки, которые согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). В свою очередь, ст. 261 ГК РФ содержит характеристики земельного участка как объекта права собственности. Согласно п. 2 ст.

6 ЗК РФ земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Между тем такое определение не совсем точно. Дело в том, что не учтены положения ст.

261 ГК РФ — ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. Более широкое определение содержится в Федеральном законе от 2 января 2000 г.

«О государственном земельном кадастре» (далее — Закон о государственном земельном кадастре): земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст. 40 ЗК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом . Вместе с тем в соответствии со ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации) часть земельного участка (например, согласно ст. 340, 552, 553, 652, 653 ГК РФ) в случае, если ее границы не описаны и не удостоверены в установленном порядке, не относится к перечню недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости.

———————————
Федеральный закон от 2 января 2000 года «О государственном земельном кадастре» // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582.
См. также: Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав // Российская юстиция. 2002. N 10.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 16. Ст. 1533; 2002. N 15. Ст. 1377; 2003. N 24. Ст. 2244; 2004. N 27. Ст. 2711.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, т.к. самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, использованию земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

К правоустанавливающим документам на земельный участок относятся копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, и иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают предоставление земельного участка.

Читайте также:  Основания для освобождения от уголовной ответственности согласно статьям 76, 78, 81 ук рф: срок давности

В этом отношении небезынтересным является следующий пример.

ООО обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Службе земельного кадастра по г. Казани о признании недействительным Постановления N 214 от 06.12.2002.

Решением первой инстанции заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено.

Источник: https://rukoaprf.ru/st-7.1-koap-rf

Актуальные вопросы квалификации правонарушений по статье 7.1 КоАП РФ



Самовольное занятие земельного участка — самое распространенное нарушение в сфере земельного законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность по статье 7.1 КоАП РФ.

Определение данному понятию в действующем законодательстве отсутствует.

При этом, исходя из судебной практики, а так же руководствуясь ми к КоАП РФ, под самовольным занятием земельного участка подразумевается умышленное занятие земельного участка путем установления ограждений, размещения на участке объектов капитального и некапитального строительства, без наличия правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов, оформленных в соответствии с действующим законодательством, при этом должен быть установлен факт нарушения прав и интересов третьих лиц.

Исходя из ЗК РФ, самовольное занятие участка один из видов земельных правонарушений. Понятие «земельные правонарушения» в действующем законодательстве не раскрывается, однако, как и любое иное правонарушение характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной и субъективной стороной.

Анализируя ст. 7.1 КоАП РФ, можно сказать, что обязательным признаком субъективной стороны является прямой умысел. Следовательно, отсутствие умысла является основанием прекращения производства по делу. Однако на практике данный элемент состава правонарушения трактуется не совсем так.

В данной статье, автор на примере Республики Карелия раскрывает проблемы действующего законодательства и основные причины нарушения земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ.

Так, одной из причин «самозахвата земли» является ненадлежащее оформление документов, что в последующем приводит к проблемам, с которыми сталкиваются большинство правообладателей.

Например, лицо пользуется участком в фактически сложившихся границах на протяжении пятнадцати и более лет, с учетом документов, определявших при образовании участка его границы, местоположение и конфигурацию, а также его площадь.

При проведении межевания земельного участка (установление границ участка в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации) (до 2008 года) были не учтены имеющиеся документы, неверно подготовлена графическая часть материалов, и иные причины, повлекшие за собой несоответствие сведений о местоположении границ и площади участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), фактическому землепользованию, что привело к реестровой ошибки на сегодняшний день. В момент административного обследования участка, либо при проверке на соответствие требований законодательства, должностным лицом будут выявлены несоответствия в площади и в результате, данная ситуация принимается за самовольно занятие земельного участка (части земельного участка) и приводит к соответствующим последствиям.

При этом попытки привести документы в надлежащий вид, устранить вменяемое нарушение, обычно не представляется возможным по ряду причин, и в первую очередь требования Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — 218-ФЗ). Так, исходя из ч. 7 ст.

61 218-ФЗ после исправления реестровой ошибки фактическая площадь земельного участка не может отличатся от площади по сведениям ЕГРН более, чем на 5 %.

Так же необходимо учитывать, что при изменении конфигурации участка, необходимо учитывать письма Минэкономразвития РФ, содержащие позицию по вопросам кадастрового учета и регистрации прав, а также требование ч. 10 ст. 22 218-ФЗ.

То есть в случае если имеются документы, содержащие сведения о местоположении границ участка, его площади и конфигурации, то уже сложившееся фактическое землепользованию попросту не учитывается (за исключение случаев, когда речь идет о крайней необходимости), даже если в данных документах имеется явная ошибка.

При этом нередки случаи, когда участок гражданину был выделен до введения в силу Земельного кодекса, а также иных законов, содержащих требования к образуемым участкам.

Документы на такой участок оформлялись после принятия соответствующих нормативных правовых актов, при этом при подготовке соответствующих документов на участок, сложившиеся в процессе пользования участком границы не учитывались, что впоследствии опять же приводит к определенным трудностям.

На сегодняшний день в Республике Карелия большинство граждан, являющихся правообладателями участков в садоводческих некоммерческих товариществах (далее — СНТ), неосознанно и не по своей вине оказываются правонарушителями, и привлекаются к ответственности за самовольное занятие участка.

Существующие СНТ образовывались в 90-е годы. В процессе образования утверждался генеральный план соответствующего кооператива и в последующем производилась разработка участков.

В связи с земельной реформой 90-х годов, граждане, пользующиеся участками в кооперативе, получали свидетельства на право собственности на землю, приложением к которому являются планы земель. Данные планы содержат информацию о местоположении участка, его площади и конфигурации.

Подготовка планов осуществлялась на основании утвержденного генплана и в большинстве случаев от руки, «примерно», без натурного обследования участка, без учета сложившихся в процессе разработки и землепользования границ участка, без соответствующих замеров, без использования каких-либо измерительных приборов, а также отсутствовала привязка к жестким контурам объектов. На сегодняшний день такой план является документом-основанием для определения границ участка на местности и должен использоваться при подготовке необходимых для кадастрового учета документов. Однако довольно часто при натурном обследовании участка и сравнении его с планом, выявляется факт несоответствия, что приводит к нарушениям, которые образуют состав ст. 7.1 КоАП. В ряде случаев правообладателя получают предписания, стараются устранить несоответствия, привести в надлежащий вид документы. При этом, при выполнении требований законодательства, правообладатели сталкиваются с определенными трудностями, и в первую очередь это касается площади участка. Данную проблему порой решить возможно, но процесс занимает довольно длительное время, и требует в некоторых случаях существенных затрат. Не каждый правообладатель «готов пойти на жертвы ради одной-двух соток земли, которыми он пользуется с момента приобретения участка», а также если гражданин «уже приобрел участок в таком виде, и не желает платить за него дважды».

В данном случае, при формировании документов в соответствии с действующим законодательством из площади участка «выпадают» постройки, сооружения, строения, а в некоторых случаях с целью сохранения построек в границах землевладения, участок приходится «ужимать» по периметру, и объекты, закрепляющие на местности границы участка, например забор, уже не учитывается. В дальнейшем названные несоответствия будут расценены как «самозахват» и правопользователь понесет соответствующее наказание.

Так же необходимо учитывать, что земельное законодательство в какой-то степени противоречит Конституции РФ. Так, в соответствии со ст.

36 Конституции РФ — «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Не смотря на существование данной нормы, органы регистрации права отказывают в кадастровом учете участков, при наличии различий между фактическим пользованием и сведениями в документах на участок, если площадь увеличивается более, чем на предельно допустимый размер, не смотря на то, что отсутствуют возражения смежных парвообладателей, и даже наоборот все заинтересованные лица требуют «зафиксировать границы участка по факту». При вынужденном уменьшении площади участка могут быть затронуты интересы смежных правообладателей, что в большинстве случаев приводит к судебным тяжбам.

При этом необходимо заметить, что кадастровый инженер так же несет различные виды юридической ответственности, в том числе административную.

Так, ст. 14.35 КоАП предусматривает ответственность за внесение заведомо ложных сведений в межевой план. При этом, внесение сведений о площади участка, вычисленной без учета фактического пользования уже является ложными сведениями.

Таким образом, исполняя требования одного законодательного акта, происходит нарушение требований другого. Помимо этого, при реализации некоторых норм действующего законодательства происходит нарушение конституционных прав и интересов граждан, что в свою очередь недопустимо с точки зрения законодательства в целом.

Зачастую несовершенство норм земельного законодательства, расхождение требований, приводит к нарушениям, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ.

Основными целями института административной ответственности является защита правопорядка, охрана и защита прав, свобод и интересов граждан, восстановление справедливости, предупреждение совершения новых правонарушений, в связи с чем данный институт должен действовать эффективно, действенно и результативно.

Существует необходимость постоянного усовершенствования не только административного законодательства, но и смежных с ним, отраслей законодательства, в особенности земельного.

В связи со сложностями, которые возникают при квалификации правонарушений по статье 7.1 КоАП РФ, автором предлагается указать конкретные виды возможного самовольного занятия земельного участка, например организация навесов, строительство ограждающих конструкций, строительство объектов капитального и некапитального строительства.

Однако в связи с тем, что таких видов может быть нескончаемое количество, необходимо в первую очередь данные нарушения разграничить по степени причинения ущерба или нарушения прав и интересов иных лиц.

В заключение стоит отметить, поскольку земля выполняет важную роль в государстве, вопросы правового регулирования использования и охраны земель заслуживают особого внимания. Правовая охрана земель обеспечивается в существенной степени мерами административной ответственности.

Поэтому от того, насколько совершенным является законодательство об административной ответственности за нарушения в области земельно-имущественных отношений, настолько эффективно и качественно будет обеспечиваться охрана земель.

В связи с этим данный институт права во многом требует серьезных доработок, усовершенствований, изменений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256;
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // «Российская газета» от 30 октября 2001 г. N 211–212;

Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, РФ, административная ответственность, действующее законодательство, земельное законодательство, площадь участка, участок, документ, надлежащий вид, некапитальное строительство.

Источник: https://moluch.ru/archive/239/55367/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector