Определение 1
Преступления против государственной власти представляют собой общественно опасные деяния, которые могут быть совершены такими субъектами, как представители власти, должностные лица, и негосударственные служащие, которые не являются должностными лицами, в силу занимаемого ими служебного положения, вопреки интересам службы причиняют существенный вред важнейшим объектам или угрожают причинением такого вреда.
В качестве объектов воздействия данного преступления здесь понимается нормальная деятельность органов государственной власти, интересов службы на региональном или местном уровне.
Данные преступления отличаются от иных по ряду признаков:
- совершение специальными субъектами, кроме статьи 291 УК РФ;
- совершение деяния возможно лишь в силу занимаемого служебного положения или при использовании своих служебных полномочий;
- осуществляется посягательство на нормальную деятельность органов власти и управления либо имеется реальная угроза совершения данного нарушения.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Подробный перечень данных преступлений содержится в главе 30 Уголовного кодекса РФ.
Замечание 1
Субъектом этих преступлений может быть только должностное лицо, за исключением дачи взятки. Данное лицо должно выполнять функции представителя власти, либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, а также иные в соответствии с действующим законодательством.
Общая характеристика преступлений против государственной власти
Помимо названных основных объектов данных преступлений могут применяться и дополнительные объекты, например, права и свободы человека и гражданина, жизни здоровья человека, честь, свобода и так далее.
Некоторые объекты преступного посягательства имеют предмет посягательства, это, например, документы, содержащие важную информацию, целевые бюджетные средства и так далее.
Объективная сторона преступлений может быть выражена в форме действия или бездействия. В основном, объективная сторона данного преступления выражается в форме активных действий, совершаемых субъектом преступления.
Составы данной категории преступлений весьма разнообразны — по конструкции объективной стороны некоторые из них являются материальными, например, статья 287, статья 289 УК РФ, часть является формальными, например, ч. 1, 2 статьи 285 УК РФ.
В некоторых составах могут присутствовать формально материальные признаки.
Для совершения некоторых преступлений могут иметь значение способ и метод их совершения, применяемые средства и орудия совершения преступлений.
Субъективная сторона определяется виной, в основном в форме умысла. В некоторых составах преступлений присутствует и неосторожность. Определенную роль могут играть в квалификации деяния мотивы и цели.
Субъект, как мы уже указали, является специальным (служащий). Общий субъект, который присутствует в некоторых составах, характеризуется следующими признаками – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста привлечения к уголовной ответственности.
Замечание 2
Данные преступления обоснованно выделены в отдельную главу, так как представляет особую опасность.
Совершение неправомерных действий определённой сфере может повлечь причинение существенного вреда различным охраняемым законом общественным интересам.
Конструкции некоторых составов предусматривают в качестве квалифицирующих признаков применение насилия или угрозы, применение оружия или специальных средств, наступление тяжких последствий, как, например, в ст. 286 УК РФ.
Подобные последствия говорят о большой опасности совершаемых преступлений, о том, что они сильно могут затронуть общественные отношения в определенной сфере, а потому их совершение строго наказывается законодателем.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/organy_gosudarstvennoy_vlasti_rossiyskoy_federacii/ugolovno-pravovaya_harakteristika_prestupleniy_protiv_gosudarstvennoy_vlasti/
Понятие, виды и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах МСУ
В настоящее время организованная и профессиональная преступность все чаще проникает во властные структуры, в госслужбу и в ОМСУ. Часть работников этих органов поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями нарушающими нормальную работу органов власти.
Поэтому такие преступные Д недопустимы и влекут УО.
П, предусмотренные 30 главой УК отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками: а) совершаются специальными субъектами (ДЛ); б) совершение их возможно только благодаря занимаемому СП или с использованием СП; в) существенно нарушающие нормальную работу органов власти и управления.
ППГВИГСиСвОМСУ – это ООД (Д или Б), которые совершаются представителями власти или иными должностными лицами благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняющие существенный вред интересам госслужбы или службы в ОМСУ.
Видовой (групповой) объект можно определить как совокупность ОО, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти и управления. Органы власти – все предусмотренные законами РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Госслужба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий госорганов. ОМСУ – выборные или иные органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов госвласти.
Непосредственным объектом рассматриваемых П следует считать: нормальную деятельность органов госвласти; интересы госслужбы и органов МСУ. В отдельных П обязательным признаком является предмет: информация (документы, материалы) предоставляемые ФС РФ или СП РФ (ст.287), взятка (ст.
290 и 291), официальные документы (ст.292). В отдельных П имеет место факультативный объект – интересы личности, собственность.
Объективная сторона состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти, управления или МСУ. Чаще Д, а отдельные (халатность, злоупотребление ДП) – путем Б.
Специфические признаки: а) совершаются с использованием СП либо занимаемому СП; б) во вред интересам службы.
Часть П имеет формальный состав (287, 289, 290, 291), другая – материальный (ООП и причинная связь) (285, 286, 288, 293).
Субъективная сторона всех П главы 30 характеризуется только умышленной виной. Часто обязательным признаком является корыстная или иная личная заинтересованность (285, 290, 292). Субъектом П (кроме ст.288 и 291) являются лица, наделенные соответствующими полномочиями по службе.
В соответствии с УЗ (прим. к ст.
285) субъектами П могут быть 4 категории работников: а) должностные лица, не занимающие государственных должностей РФ или ее субъектов; б) лица, занимающие госдолжности; в) лица, занимающие госдолжности субъектов РФ; г) госслужащие и служащие МСУ, не отнесенные к числу должностных лиц.
К числу ДЛ УЗ относит лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти, либо выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в госорганах, МСУ, в ВС РФ, других войсках или войсковых формированиях РФ.
Убийство и его виды.
Жизнь человека представляет собой важнейшую, от природы данную, основополагающую социальную ценность.
При совершении преступлений против жизни наступают последствия, которые не поддаются восстановлению или возмещению: утрата жизни необратима, что подчеркивает особую ОО П против жизни.
Недаром, за особо тяжкие П против жизни ст.20 КРФ в качестве исключительной меры наказания предусматривает смертную казнь, при рассмотрении дела судом присяжных.
Видовым объектом преступлений, предусмотренных главой 16 УК является жизнь и здоровье человека, а непосредственным объектом П против жизни является жизнь человека. Жизнь понимается как биологическое состояние человека.
В уголовно-правовом смысле жизнь существует тогда, когда человек родился и еще не умер. Момент начала жизни – начало физиологических родов, момент смерти – наступление биологической смерти, т.е.
необратимый процесс распада клеток коры головного мозга.
Основную группу П против жизни составляют У, помимо них в эту же группу входят причинение смерти по неосторожности (ст.109) и доведение до самоубийства (ст.110). Убийство – это противоправное умышленное лишение жизни другого человека. Оконченное П (П с материальным составом) – наступление биологической смерти.
С объективной стороны все У выражаются в лишении потерпевшего жизни (материальный состав). Обычно У совершается путем активного действия, но возможно и путем бездействия (мать не кормит своего новорожденного ребенка).
Между деянием и смертью должна быть установлена причинная связь, смерть должна быть результатом Д (Б) виновного, а не случайным стечением обстоятельств. Просьба об У со стороны другого лица не исключает ответственности за это П.
Субъективная сторона характеризуется, как правило, умышленной виной (неосторожного У не бывает), лицо осознает свои действия, желает наступления смерти и стремится к этому. Субъектом может быть лицо, достигшее 16 летнего возраста (ст.105 – 14 летнего).
Цели могут быть различные: от пресечения посягательства в ситуации НО, вплоть до расправ из корыстных побуждений. Играет роль и способ: простое, при отягчающих обстоятельствах или с особой жестокостью. Существует 3 вида У: а) так называемое «простое» — ч.1 ст.
105; б) при отягчающих обстоятельствах – ч.2 ст.105 (13 оснований квалификации «а»-«н»; в) так называемое «при смягчающих обстоятельствах» — ст.106-108. Вытекает из оценки текста закона: ч.1 ст.105 (6-15 лет), ч.2 ст.105 (8-20 лет, либо СК, либо ПЛС), ст.
106 «У матерью новорожденного» (ЛС до 5 лет), ст.107 «У совершенное в состоянии аффекта» (ч.1 – ОС или ЛС до 3 лет, ч.2 (2 или более лиц) – ЛС до 5 лет),ст.108 «У, совершенное при превышении пределов НО либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление» (ч.
1 (НО) – ОС или ЛС до 2 лет, ч.2 (задержание преступника) – ОС или ЛС до 3 лет).
4 случая умышленного причинения смерти (не У): ст.277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», ст.295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование», ст.317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», ст.357 «Геноцид» (массовое убийство членов одной социальной группы).
К числу У квалифицируемых по ч.1 ст.105 относятся У из мести (на бытовой почве), из ревности, в ссоре или драке (при отсутствии хулиганских побуждений), из трусости, из зависти, из сострадания к безнадежно больному и другие случаи, не охватываемые квалифицирующими признаками указанными в ч.2 ст.105 и без смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 106-108.
Источник: https://cyberpedia.su/12xec21.html
Общая характеристика преступлений против государственной власти
Указанные в главе 30 УК РФ преступления — это общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам службы с использованием занимаемого виновным служебного положения и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства.
Видовым объектом этих преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих соответствующую закону деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов управления в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях РФ.
Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 г.
№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ.
Виды государственной службы следующие: гражданская, военная и правоохранительная. Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Понятие служба в органах местного самоуправления более широкое, так как включает деятельность выборных лиц.
С объективной стороны одни из рассматриваемых преступлений характеризуются действиями, другие — как действиями, так и бездействием, совершаемыми с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемому служебному положению и вопреки интересам службы.
Ряд составов преступлений сконструирован по типу формальных, признаваемых оконченными в момент совершения указанных в законе деяний вне зависимости от фактического наступления последствий, составы других преступлений материальные, т. е.
они предусматривают в качестве обязательного признака общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов личности, общества или государства, а также причинную связь между нарушением (неисполнением) лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями.
С субъективной стороны все должностные преступления, кроме халатности (ст. 293 УК РФ), характеризуется умышленной формой вины.
В зависимости от специфики субъекта преступления все преступления главы 30 УК РФ подразделяются на преступления, совершаемые: 1) любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта (ст.
291 УК РФ); 2) государственными служащими или служащими органов местного самоуправления (публичными служащими), которые не являются должностными лицами (ст. 288 УК РФ); 3) должностными лицами (ст.
285-287, 289, 290, 293 УК РФ); 4) должностными лицами и публичными служащими, которые не являются должностными лицами (ст. 292 УК РФ).
Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств соответствующего бюджета субъекта Федерации.
Муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Понятие должностного лица дано в примечании 1 к ст. 285
УК РФ, из которого следует, что должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие: а) функции представителя власти; б) организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ; в) административно-хозяйственные функции в тех же органах, учреждениях и формированиях.
Представители власти. Определение этой категории должностных лиц дается в примечании к ст.
318 УК РФ, в соответствии с которым представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Главным признаком представителя власти является наличие у него распорядительных полномочий в отношении не подчиненных ему по службе лиц.
Распорядительные полномочия — это возможность предъявлять обязательные для исполнения требования, налагать меры юридической ответственности или издавать нормативные акты, содержащие обязательные правила поведения и (или) меры ответственности за их нарушения.
Лица, выполняющие организационно-распорядительные функции.
Организационно-распорядительные функции, в отличие от функций представителя власти, по общему правилу реализуются в сфере подчиненности одних лиц другим, т. е.
выполняются начальником в процессе его взаимоотношений с подчиненными по службе.
Они включают, например, подбор и расстановку кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
Лица, выполняющие административно-хозяйственные функции.
Административно-хозяйственные функции означают полномочия по управлению государственным или муниципальным имуществом, по определению его фактических и правовых перспектив.
К таковым могут быть отнесены принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения.
В частности, эти функции выполняют начальники финансовых управлений администрации того или иного субъекта РФ или муниципального образования и их заместители, заведующие хозяйственной частью в учреждениях и т. п.
Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции осуществляются во многих сферах.
Однако должностным признается лицо, выполняющее их не везде, а лишь в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Booруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
Если же указанные функции осуществляются в иных организациях (коммерческих или некоммерческих, не являющихся при этом государственным или муниципальным учреждением), то лицо может нести ответственность за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ).
В законе говорится, что функции всех трех указанных выше видов могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию.
Постоянное осуществление функций предполагает занятие определенной должности (по выборам, по назначению), временное — также замещение определенной должности, но только по назначению и на определенный, обычно непродолжительный срок, выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).
Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные).
Например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой — руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т. п.).
Ответственность за должностное преступление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
В четырех составах преступлений (ст.
285, 286, 287, 290 УК РФ) имеется квалифицирующий признак, относящийся к особому должностному положению виновного, — совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.
Во всех этих преступлениях, за исключением предусмотренного ст. 287 УК РФ, ответственность повышается также и для глав органов местного самоуправления. Их понятие дано в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК РФ.
Источник: https://studopedia.net/7_46189_obshchaya-harakteristika-prestupleniy-protiv-gosudarstvennoy-vlasti.html
Понятие, общая характеристика и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
- Уголовный кодекс не содержит определения против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностных преступлений), оно разработано теорией уголовного права.
- Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — это общественно опасные противоправные деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом и отвечающую интересам развития общества деятельность аппарата публичной власти и управления, совершенные должностными лицами с использованием своих служебных полномочий или благодаря служебному положению, а также в случаях, предусмотренных уголовным законом иными специальными субъектами.
- Видовым объектом должностных преступлений следует признать нормальную, регламентированную законом и отвечающую интересам развития общества деятельность аппарата публичной власти, который олицетворяют государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы местного самоуправления, а также аппарат управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ, либо деятельность органов управления государственных или муниципальных учреждений, государственных корпораций.
Непосредственными объектами выступают отношения в различных сферах деятельности отдельных звеньев аппарата публичной власти. Кроме того, в отдельных случаях должностные преступления могут иметь дополнительный непосредственный объект — охраняемые законом права и интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства. этих отношений обусловлено юридической природой конкретного преступления, предусмотренного гл. 30 УК, которая определяется исходя из регламентации признаков состава преступления. К примеру, в результате превышения должностных полномочий могут быть нарушены права отдельных граждан.
В некоторых должностных преступлениях следует выделять их предмет. В качестве такового признаются:
- — бюджетные средства, расходуемые нецелевым образом (ст. 285.1 УК);
- — средства государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК);
- — единые государственные реестры;
- — документы, на основании которых была внесена запись в указанные единые государственные реестры;
- — документы, на основании которых было внесено изменение в указанные единые государственные реестры (ст. 285.3 УК);
- — информация (ст. 287 УК);
- — взятка в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, выгод имущественного характера, иные имущественные права (ст. ст. 290, 291, 291.1 УК);
- — официальный документ (ст. 292 УК);
- — паспорт гражданина РФ; документы, необходимые для получения гражданства РФ (ст. 292.1 УК).
Объективная сторона абсолютного большинства должностных преступлений может совершаться в форме действия, например нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК); нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.
2 УК); внесение в единые реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.
289 УК); получение взятки (ст. 290 УК); дача взятки (ст. 291 УК); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК); незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ч.
1 ст. 292.1 УК); служебный подлог (ст. 292 УК).
Путем как действия, так и бездействия могут быть совершены: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст.
287 УК); незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ч. 2 ст. 292.1 УК); халатность (ст. 293 УК).
Только путем бездействия осуществляется лишь одно преступление рассматриваемого вида — неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК).
Должностным преступлениям характерна общность следующих признаков:
- 1) деяние совершается должностным лицом с использованием своих служебных полномочий; должностным лицом благодаря занимаемому служебному положению; недолжностным лицом, но сопряжено с использованием публичной служебной деятельности;
- 2) деяние совершается вопреки интересам службы.
На протяжении долгих лет большинством теоретиков признавалось, что различные виды должностного злоупотребления образуют совершение виновным деяния при использовании служебного положения.
Совершение деяния с использованием своих служебных полномочий означает обусловленность действий должностным положением лица. Надо иметь в виду, что получение взятки возможно путем совершения виновным деяния в силу должностного положения.
Деяние в должностных преступлениях совершается вопреки интересам службы. Должностное лицо формально действует в рамках служебных полномочий, но, по существу, эти действия не вызываются интересами службы и поэтому по своему содержанию являются незаконными.
По конструкции объективной стороны часть должностных преступлений имеет формальный состав преступления (ст. ст. 285.1, 285.2, 285.3, 287, 289, 290, 291, 291.1, ч. 1 ст. 292.1 и ст. 292 УК).
Преступления, предусмотренные ст. ст. 285, 286, 286.1, 288, ч. 2 ст. 292.1 и ст. 293 УК, имеют материальный состав. Для большинства из них (ст. ст.
285, 286, 288 и 293 УК) закон обозначает общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (аналогично описаны последствия и в квалифицированном составе служебного подлога — ч. 2 ст. 292 УК).
Существенность нарушения указанных интересов является оценочной категорией и не имеет официально установленных количественных критериев для ее исчисления. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 18 Постановления от 16.10.
2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий», «под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества)».
Субъективная сторона всех рассматриваемых преступлений, кроме халатности (ст. 293 УК) и ее разновидности, предусмотренной в ч. 2 ст. 292.1 УК, характеризуется умышленной формой вины. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) и служебный подлог (ст. 292 УК) характеризуются также специальным мотивом — корыстной или иной личной заинтересованностью.
Субъект преступлений, кроме дачи взятки (ст. 291 УК) и посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК), — специальный.
Разновидностями специального субъекта преступлений, которые предусмотрены гл. 30 УК, являются:
- — должностное лицо (ст. ст. 285, 285.2, 285.3, 286, 289, 292, 292.1, 293);
- — должностное лицо получателя бюджетных средств (ст. 285.1);
- — должностное лицо, обязанное предоставлять информацию Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);
- — иностранное должностное лицо (ст. ст. 290, 291, 291.1);
- — должностное лицо публичной международной организации (ст. ст. 290, 291, 291.1);
- — государственный служащий, не относящийся к числу должностных (ст. ст. 288, 292);
- — служащий органов местного самоуправления, не относящийся к числу должностных (ст. ст. 288, 292);
- — государственный служащий (ст. 292.1);
- — сотрудник органов внутренних дел (ст. 286.1).
Из примечания 1 к ст. 285 УК, где приведено легальное определение должностного лица, следует, что в его основу положены функции, выполняемые работником; время и место их исполнения.
Одну из категорий должностного лица составляют представители власти. Это понятие дано в примечании к ст. 318 УК. Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.
2009 N 19 «к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также исходя из примечания к статье 318 УК РФ иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности».
Наиболее распространенную категорию должностных лиц составляют лица, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.
Под организационно-распорядительными функциями должностного лица следует понимать полномочия, связанные с непосредственным управлением людьми, участком работы, производственным процессом (через других лиц). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.
2009 N 19 указано, что под ними следует понимать «полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии)» (п. 4).
Административно-хозяйственные функции связаны с непосредственным распоряжением и управлением государственным или муниципальным имуществом, организацией получения либо отпуска материальных ценностей и контролем над этими операциями и др. Пленум Верховного Суда РФ в п.
5 Постановления от 16.10.
2009 N 19 указал: «Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием)».
Должностные лица, признаваемые субъектами преступлений гл. 30 УК, могут выполнять указанные функции за вознаграждение или бесплатно, постоянно или временно.
Их выполнение по специальному полномочию означает, «что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой» (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19).
Разновидностями специального субъекта преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, являются иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации (ст. ст. 290, 291, 291.1). В примечании 1 к ст.
290 УК сказано, что под иностранным должностным лицом понимаются любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.
Должностное лицо международной публичной организации — это международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
В примечании 4 к ст. 285 УК говорится, что не являющиеся должностными лицами государственные служащие и служащие органов местного самоуправления несут уголовную ответственность по нормам гл. 30 УК только в случаях, когда это предусмотрено ст. ст. 292, 292.1 УК.
Источник: https://studwood.ru/825162/pravo/ponyatie_obschaya_harakteristika_vidy_prestupleniy_protiv_gosudarstvennoy_vlasti_interesov_gosudarstvennoy