Объявляя государственный или муниципальный тендер, заказчик обязан соблюдать интересы каждого участника торгов, в том числе победителя. Это правило распространяется и на сроки подписания контракта, что позволит приступить к его выполнению. В этой статье разберем, что грозит за нарушение срока подписания контракта заказчиком, и кто уполномочен назначать санкции виновным лицам.
В чем заключается нарушение
Процедура проведения аукционов и конкурсов для государственных или муниципальных нужд регламентирована Федеральным законом № 44-ФЗ.
В зависимости от условий тендера, подведение итогов и подписание контракта происходит по следующим правилам:
- при проведении аукциона, подписать контракт заказчик может не ранее 10 дней с момента подведения итогов тендера – этот срок исчисляется с даты размещение протокола в ЕИС;
- если проводился конкурс, такое право возникает не ранее 20 дней после размещения протокола;
- подписать контракт заказчик обязан не позднее 3 дней, с момента, когда получит документ с подписью победителя.
Таким образом, заказчику фактически придется учитывать 2 регламентированных срока, предусмотренных в законе № 44-ФЗ.
После размещения протокола в ЕИС, победитель тендера должен не только подписать проект предложенного контракта, но и представить его обеспечение (в денежной форме или в виде банковской гарантии).
Если такое обеспечение представлено и соответствует условиям торгов, а контракт подписан победителем, заказчик должен исполнить свою обязанность в течение 3 дней.
Подписание контракта осуществляется в электронной форме через онлайн-площадку, выбранную для проведения аукциона или конкурса.
Ответственность за нарушение указанного срока наступит даже при просрочке в 1 день.
Меры ответственности
Читайте: Незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица: взятка
Что делать победителю тендера, если он столкнулся с отказом или уклонением заказчика от подписания контрактной документации? По данному факту можно подать официальную жалобу в ФАС, региональный орган контроля за закупками, или в прокуратуру. Указанные ведомства вправе получать любую информацию, связанную с проведением торгов, в том числе напрямую с электронной площадки.
Санкции за просрочку в подписании контракта будут назначаться по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ. Для этого применяются следующие правила:
- ответственность будет нести конкретное должностное лицо, ответственное за подписание контракта с победителем торгов (юридическое лицо или члены закупочной комиссии к санкциям за такой проступок не привлекаются);
- рассматривать дела по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ вправе органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на контроль в сфере закупочной деятельности;
- должностному лицу, виновному в нарушении сроков, грозит штраф в фиксированной сумме 50 тыс. руб.
Указанная сумма штрафа не может быть уменьшена или увеличена, вне зависимости от продолжительности проступка.
Если победитель торгов сам не обратился с жалобой в УФАС или прокуратуру, указанные ведомства могут возбудить дело по собственной инициативе при мониторинге ЕИС и плановых проверках заказчиков.
На практике, избежать наказания по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ можно только в двух случаях – если победитель сам не подписал контракт, либо не представил надлежащее обеспечение.
Эти факты должны подтверждаться материалами и документами, размещенными в ЕИС и на электронной площадке. При таких обстоятельствах заказчик обязан своевременно сообщать сведения о недобросовестных поставщиках в ФАС и требовать привлечения их к ответственности.
Источник: https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/predprinimatelstvo/narushenie-sroka-podpisaniya-kontrakta-zakazchikom/
Решение № 04-17/84-2017 по результатам рассмотрения сведений о не включении в реестр недобросовестных поставщиков
- На основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон контрактной системе), Комиссия Карельского УФАС России (далее – Комиссия) в составе:
- Заместителя Председателя Комиссии – ***
- членов комиссии: ***
- в присутствии представителя — ООО «Балт Медикал-Урал» *** (доверенность в материалах дела);
- в отсутствие представителя — ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер» (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило);
- рассмотрев сведения, представленные ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер» о признании поставщика (подрядчика, исполнителя) – ООО «Балт Медикал-Урал» (ИНН: 7813594360) недобросовестным, вследствие признания уклонившимся от заключения контракта на поставку ксеноновой лампы в картридже для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканский онкологический диспансер» (извещение № 0306200011417000283) установила следующее.
- Заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков были представлены:
— сведения в отношении участника закупки: ООО «Балт Медикал-Урал» — (адрес: ул. Энгельса, д. 36, оф. 416/1, г. Екатеринбург, 620026, ИНН: 7813594360);
— сведения в отношении генерального директора и учредителя ООО «Балт Медикал-Урал» *** (ИНН: 782510727083);
— сведения в отношении учредителя ООО «Балт Медикал-Урал» — *** (ИНН: 782574771867);
— сведения об аукционе в электронной форме: извещение № 0306200011417000283; заказчик — ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер»; наименование аукциона: поставка ксеноновой лампы в картридже для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканский онкологический диспансер»; электронная торговая площадка http://www.sberbank-ast.ru (далее – ЭТП); начальная (максимальная) цена контракта – 180 966,67 руб.
В ходе рассмотрения представленных документов, Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.10.2017 №0306200011417000283-1, поступило 3 заявки. Все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Источник: https://fas.gov.ru/documents/601915
Уклонение от подписания контракта 44 фз
Последствия уклонения победителя конкурса по Закону N 44-ФЗ от заключения контракта
Исходя из ч. 3 ст.
54 Закона N 44-ФЗ победитель конкурса считается уклонившимся от заключения контракта в случае если он в течение 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола не направил заказчику все экземпляры подписанного контракта и (или) документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ. По нашему мнению, к этим основаниям должно быть приравнено и направление заказчику подписанного контракта с протоколом разногласий, поскольку составление протокола разногласий при заключении контракта по результатам конкурса Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер (далее — «второй» участник конкурса) (ч. 4 ст. 54 Закона N 44-ФЗ). Как следует из ч. 5 ст. 54 Закона N 44-ФЗ, контракт со «вторым» участником конкурса заключается при наличии его согласия на такое заключение.
В этом случае согласно ч. 5 ст. 54 Закона N 44-ФЗ проект контракта, составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных «вторым» участником конкурса.
Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий 10 дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта.
Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе конкурса, или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законом заключается контракт, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ.
«Второй» участник конкурса вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены ч. 3 ст. 54 Закона N 44-ФЗ, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанными экземплярами контракта этот участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.
Полагаем, что в данном случае указание о сроке, следует принимать с поправкой, вытекающих из существа ситуации: поскольку «второй» участник конкурса в принципе не может подписать контракт в течение 10 дней с даты подписания или размещения протокола конкурса, он должен это сделать в течение 10 дней с даты получения проекта контракта.
К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики разрешающих данный вопрос нам найти не удалось.
Внимание
Непредоставление «вторым» участником конкурса заказчику в указанный выше срок подписанных им экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта .
В данном случае конкурс признается несостоявшимся (ч. 6 ст. 54 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ в этом случае проводится повторный конкурс. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельных материалах.
Как заплатить за квартиру через интернет
При получении подписанных экземпляров контракта и обеспечения его исполнения от «второго» участника конкурса заказчик обязан подписать контракт в тот же срок, что и при получении от победителя конкурса (в течение 10 дней с даты получения) и передать один экземпляр «второму» участнику конкурса или его представителю либо направить ему один экземпляр контракта по почте.
В противном случае заказчик признается уклонившимся от заключения контракта, а «второй» участник конкурса получает те же права, что и победитель конкурса при уклонении заказчик от заключения контракта: он вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта (ч. 7 ст. 54 Закона N 44-ФЗ). Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта также влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ.
1. Уклонение от подписания контракта 44 ФЗ
На основании действующего Закона о контрактной системе, в соответствии с положениями ГК РФ, на участника решившего принять участие в электронной процедуре, накладывается ответственность за уклонение от подписания контракта после того, как будет одержана победа.
Если участник не укладывается в срок и тем самым не может подписать договор вовремя, то есть у него будет 5 дней после того, как ему был направлен проект контракта.
При этом участник сможет отправить заказчику три вида данного протокола. Он должен будет это сделать за 13 дней после того, как будет совершена публикация протокола подведения результатов. В полномочия заказчика будет входить обработка протокола. В независимости от того, какими бы не являлись основания для составления протокола, при этом заказчик не может игнорировать данный протокол.
При условии того, что не произошло подписание контракта, тогда может произойти внесение данных о компании, учредителях, а также лицах, которые выступают в качестве исполнительных органов юр лица в РНП.
2. Уклонение заказчика от подписания контракта
Многие заказчики устанавливают особые требования в аукционной документации о том, что информация об участнике не может быть внесена в РНП. Но все же данное действие является необязательным, поэтому заказчик сам принимает решение делать это или нет.
Но на практике данные ситуации по включению данных сведений встречаются очень редко. Все дело в том, что если бы данное действие было распространенным явлением, тогда при таком стечении обстоятельств участники из РНП могли бы принимать участие в закупочных процедурах.
Наш «Центр» оказывает комплексное сопровождение при участии в торгах и тендерах на всех этапах, от поиска интересных закупок до одержания победы.
На заказчика накладывается ряд обязанностей, он может отправить данные об участнике, уклонившимся от заключения контракта в особый орган, которым будет являться территориальное управление ФАС со стороны которого должно быть собрано заседание Комиссии по изучению обстоятельств данного дела, а далее совершается действие по заслушиванию сторон.
Обратитесь за бесплатной консультацией к нашим специалистам, они ответят на все ваши вопросы!
3. Уклонение от подписания контракта 44 ФЗ последствия
Чтобы избежать непредвиденных последствий не стоит отменять внесения обеспечения, даже в случае, когда невозможно совершить действия по подписанию и исполнению контракта.
Свидетельствовать о наличии желания подписания контракта будет документация, которая будет подтверждать наличие товара. В случаях, когда в качестве предмета выступают работы или услуги, то возможно с помощью документов подтвердить наличие товаров для их исполнения.
В качестве таких документов могут выступать счета-фактуры, накладные, которые были оформлены на юр лицо.
Колледж полиции в екатеринбурге после 9
Всегда существует вероятность того, что неподписание могло произойти по тем обстоятельствам, которые не будут зависеть от самого участника. Подтверждающими документами в данном случае будут являться акты или документы по сдаче техники или ЭЦП в особые сервисные организации.
Для этого рекомендуется наладить взаимоотношения с заказчиком, который при необходимости сможет поддержать в нужные моменты и не будет настаивать на внесении информации об организации в РНП.
Всем участникам стоит помнить, что у них имеется право обжаловать решение по включению сведений об организации в реестр. Обжаловать такое решение можно в Арбитражном суде субъекта РФ в течение 3 месяцев с того дня, когда было принято решение.
4. Видео-инструкция уклонение от заключения контракта
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.
Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.
Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в совокупности с положениями Гражданского кодекса, участник электронного аукциона берет на себя обязанность по подписанию контракта в случае победы в торгах.
Таким образом, формируя предложение необходимо заранее просчитывать предпринимательские риски. Победив в торгах, участник не имеет права отказаться от подписания контракта. Причем обязанность распространяется, в том числе и на внесение обеспечения исполнения контракта надлежащим образом и в соответствующий срок.
Как оттянуть подписание контракта?
Что делать в том случае, когда по тем или иным причинам вы не успеваете подписать контракт в течение установленных пяти дней после направления проекта контракта. Прежде всего, направляйте Заказчику протоколы разногласий – это позволит немного продлить отведенный на подписание срок.
Участник имеет право направить в адрес Заказчика три таких протокола в течение тринадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов. Обязанностью Заказчика является обработка этого протокола. То есть в любом случае, какими бы ни были основания составления протокола, Заказчик не может проигнорировать его.
Последствия неподписания контракта участником
Если подписание контракта все равно не состоялось, участнику закупки грозит возможность внесения сведений об организации, учредителях и лицах, являющихся исполнительным органом юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков.
Чем грозит эта санкция? Подавляющее большинство Заказчиков, при составлении аукционной документации, устанавливает требование о том, что сведения об участнике не должны быть внесены в этот черный список гос.закупок.
Вместе с тем, это не обязанность, а лишь право Заказчика. То есть теоретически документация может этого требования не содержать и тогда организация из реестра имеет полное право участвовать в закупке.
Другое дело, что такие варианты документации встречаются крайне редко.
Что нужно для прописки по новому адресу
Процесс применения санкций к «уклонисту»
Еще одна деталь состоит в том, что внесение информации происходит не автоматически и у вас есть все шансы добиться того, чтобы сведения не были внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик обязан направить сведения об уклонившемся участнике в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, которое, в свою очередь, назначает заседание Комиссии для изучения обстоятельств дела и заслушивания сторон. Дата заседания назначается в течение десяти рабочих дней с даты поступления обращения. Обратите внимание, что организация должна быть уведомлена о месте и времени проведения заседания.
В том случае, если сторона не была уведомлена надлежащим образом, решение о внесении сведений в реестр может быть обжаловано в Арбитражном суде с высокой вероятностью принятия положительного для участника решения. Другое дело, что если в контракте вами указаны неверные контактные сведения, на которые это уведомление было направлено, то это останется сугубо вашими проблемами.
Как избежать занесения в РНП?
В ходе заседания Комиссии, заслушиваются мнения сторон по факту уклонения. Проще говоря, представитель организации должен доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки недобросовестного поведения, то есть следует говорить о том, что участник не имел намерений уклониться от подписания контракта, совершал действия, направленные на подписание контракта.
Более того, выгодным подтверждением такой позиции будет заявление о том, что в настоящее время участник также готов подписать контракт и исполнить обязательства. Разумеется, что слова должны подтверждаться документами и чем больше их будет, тем прочнее будет ваша позиция.
Обратите внимание на то, что внесение обеспечения исполнения контракта, даже с нарушением срока, в первую очередь говорит о готовности подписать контракт. Поэтому для того, чтобы застраховать себя от неприятных последствий не отказывайтесь от внесения обеспечения, даже если вы понимаете, что исполнение и подписание контракта невозможны.
Свидетельствовать о намерении исполнить контракт будут документы, подтверждающие наличие товара или его части на вашем складе. В том случае, если предметом являются работы или услуги документально подтвердите наличие ресурсов для их выполнения. Это могут быть счета – фактуры, накладные, оформленные на ваше юридическое лицо.
Не стоит забывать и о том, что неподписание контракта могло произойти по независящим от участника обстоятельствам.
Таковыми, в том числе, являются выход из строя компьютера, на котором установлено соответствующее программное обеспечение, неисправность электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени организации.
В этом случае подтверждающими документами будут акты, документы о сдаче техники или ключа ЭЦП в сервисные организации.
Помимо этого, постарайтесь наладить контакт с Заказчиком, который сможет в определенной степени поддержать вас на заседании и сказать о том, что не настаивает на внесении сведений в реестр.
Не забывайте также и о праве на обжалование решения о внесении в реестр, в Арбитражном суде субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев с момента его принятия.
Источник: https://nasledstvo2.ru/uklonenie-ot-podpisanija-kontrakta-44-fz.html
Вс разобрался, возможно ли признание госконтракта недействительным, если он исполнен
В 2017 г. ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Министерства здравоохранения провело конкурс на закупку продуктов питания для нужд учреждения. Победителем конкурса стало ООО «Возрождение». Второе место заняло ООО «АгроЛюкс». 16 января 2017 г.
учреждение заключило с обществом «Возрождение» госконтракт на поставку продуктов питания. В этот же день общество предоставило денежное обеспечение, которое из-за технической ошибки на следующий день было заменено на банковскую гарантию. В последующем контракт был исполнен.
ООО «АгроЛюкс» посчитало, что учреждением были нарушены требования Закона о госзакупках, и обратилось в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что «Возрождение» не уклонялось от заключения контракта и предоставило надлежащее обеспечение, в связи с чем отказали в удовлетворении требований «АгроЛюкс» о признании недействительным контракта и в применении последствий недействительности сделки.
Кассация не согласилась с выводами нижестоящих судов. Суд сослался на разъяснения, приведенные в п. 26 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв.
Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.), согласно которым непредоставление поставщиком обеспечения либо несоответствие предоставленного обеспечения требованиям законодательства о контрактной системе по общему правилу является основанием для признания заключенного контракта ничтожным.
Суд кассационной инстанции исходил из того, что общество не предоставило обеспечение исполнения контракта до его заключения, в связи с чем действия заказчика по заключению контракта являются нарушением прямого законодательного запрета. Это влечет недействительность торгов и заключенного по их результатам договора. При этом суд не установил основания для признания недействительным конкурса, а также для применения последствий недействительности контракта.
Эндокринологический научный центр не согласился с вынесенным решением и обратился в Верховный Суд. Рассмотрев материалы дела и доводы жалобы, Судебная коллегия по экономическим спорам вынесла Определение № 305-ЭС18-6679, которым отменила постановление кассации, оставив в силе решения судов первой и апелляционной инстанций.
ВС РФ указал, что компетенцией суда кассационной инстанции является проверка правильности применения нижестоящими инстанциями норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
При этом ВС РФ отметил, что суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты нижестоящих судов в части, фактически переоценил их выводы о том, что в данном случае, с учетом установленных обстоятельств, связанных с предоставлением обеспечения, не подлежит применению общее правило о ничтожности заключенного ответчиками контракта.
Кроме того, как указал ВС РФ, принятое постановление не привело к защите прав истца, предполагаемо нарушенных заключенным контрактом, который был исполнен.
Комментируя определение, адвокат АП г. Москвы Михаил Красильников отметил, что общество-истец, подавая иск о признании контракта недействительным, должно было доказать, как именно было нарушено его право и как выбранный способ защиты поможет его восстановить.
«Истец ссылался на то, что победитель не предоставил вовремя денежное обеспечение заключения контракта, в связи с чем государственный контракт должен был быть заключен именно с истцом. Однако в соответствии со ст.
54 Закона о контрактной системе заключение контракта со вторым участником конкурса в случае уклонения выигравшего участника – это право, а не обязанность заказчика», – отметил Михаил Красильников.
Адвокат указал, что признание недействительным контракта привело бы к двусторонней реституции, в то время как контракт был полностью исполнен и потребность государства в товарах удовлетворена.
Корме того, он отметил, что основанием для признания торгов недействительными является не любое нарушение, а только существенное, влияющее на результаты торгов и ущемляющее права и законные интересы заявителя.
Михаил Красильников напомнил, что обеспечение исполнения контракта по своей природе призвано гарантировать государственному заказчику компенсацию в случае неисполнения обязательств поставщиком, а также служит для повышения дисциплины поставщика.
«Даже если предположить, что обеспечение предоставлено с просрочкой, то заказчик становился бы перед выбором – признавать поставщика уклонившимся и объявлять закупку снова или подписывать контракт и получить необходимый товар в срок.
При этом в данном деле правильно оценены обстоятельства: победитель не уклонялся от заключения контракта; напротив, он принял необходимые меры для заключения его в срок.
То есть чтобы оспаривать такие сделки, нужно доказывать нарушение фундаментальных начал контрактной системы: необеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, коррупцию и другие злоупотребления», – отметил Михаил Красильников.
Юрист компании You & Partners Александр Лыков отметил, что позиция Верховного Суда не нова и ранее уже высказывалась судами (например, в Определении ВС РФ по делу № 305-ЭС17-14513 от 16 января 2018 г.).
По словам юриста, в период действия предыдущего АПК РФ суд кассационной инстанции проверял законность принятых судебных актов в полном объеме.
Однако в соответствии с действующей редакцией Кодекса арбитражные суды кассационной инстанции вправе проверять лишь законность выводов нижестоящих судов и их соответствие установленным фактам и не вправе осуществлять переоценку судебных выводов.
Александр Лыков рассказал, что на практике крайне редко случаются ситуации, когда суд удовлетворяет жалобу или иск о признании недействительным государственного контракта, который был исполнен. «Как следует из п. 2 ст.
449 ГК РФ, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных Кодексом.
Однако проблема заключается в том, что такая мера, как признание госконтракта недействительным, должна реально восстанавливать нарушенные права истца, что невозможно в случаях, когда контракт уже исполнен», – отметил юрист, сославшись на постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу № А45-29705/2009 от 23 сентября 2010 г.
Адвокат АП Амурской области Дмитрий Шерстнев отметил, что решение суда кассационной инстанции не защитило права истца. «В то же время оно могло привести к тому, что ответчик понес бы существенные материальные потери. И это при том, что им были исполнены все обязательства по заключенному контракту. Поэтому я поддерживаю позицию Верховного Суда», – указал эксперт.
Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-razobralsya-vozmozhno-li-priznanie-goskontrakta-nedeystvitelnym-esli-on-ispolnen/
Как подтвердить добросовестность и не попасть в РНП по 44-ФЗ
Уклонение от подписания контракта – одна из причин включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Существует масса обстоятельств, которые могут сорвать подписание выигранного государственного контракта. Наиболее распространенные из них:
Непредвиденные обстоятельства, которые было трудно или невозможно предусмотреть и избежать:
- организационные (забыли вовремя подписать контракт, приложить банковскую гарантию, информацию о добросовестности, обоснование цены контракта; отсутствовал работник – ЭЦП);
- технические неисправности (поломка компьютера, сбой в работе электронной торговой площадки или провайдера интернета);
- банк не перечислил заказчику деньги в счет обеспечения исполнения контракта.
Обстоятельства, которые при правильном планировании можно было избежать:
- не получилось оформить банковскую гарантию;
- из-за ошибки сотрудника компании (например, в оформлении платежного поручения) заказчик не получил обеспечение исполнения контракта;
- не увеличили размер обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер.
Намеренный отказ от подписания контракта:
- ввиду изменения цен или рыночной конъюнктуры подписание контракта стало нецелесообразным;
- ввиду отказа заказчика учесть замечания из протокола разногласий.
Любое из указанных обстоятельств может стать билетом в РНП.
Будет ли компания законсервирована в реестре на ближайшие два года во многом зависит от правовой позиции, которую выстроит ваш адвокат, представляющий интересы в ФАС. На заседании комиссии УФАС необходимо предоставить максимум качественных доказательств, свидетельствующих о правомерности ваших действий.
Поскольку обстоятельства каждой закупки уникальны, универсальной рекомендации как избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков не существует. Стратегия разрабатывается в каждом конкретном случае. Тем не менее, приведу вам направление, в котором я веду поиск и сбор базовых доказательств:
Доказательства намерения заключить и возможности исполнить контракт
Закон 44-ФЗ допускает включение поставщика в реестр только если установлен его умысел на отказ от подписания контракта и только после детального разбора и оценки его действий в рассматриваемой ситуации.
Следовательно, необходимо собрать доказательства о последовательном выполнении действий, направленных на заключение контракта в строгом соответствии с аукционной документацией.
Такими доказательствами могут служить: оплата обеспечения заявки; готовая банковская гарантия (либо переписка с банком, свидетельствующая о согласовании ее выдачи под конкретную закупку); размещение в системе обоснованного протокола разногласий; прочее.
Возможность исполнения контракта на поставку товара может быть подтверждена: документами о наличии товара на складе; заблаговременно заключенным договором о покупке данного товара победителем (до вынесения протокола об уклонении от подписания контракта); договорами на складские / транспортные / погрузочно-разгрузочные услуги по данному товару; прочее.
Нелишним при подтверждении намерения и возможности исполнить контракт будет наличие опыта выполнения услуг или поставок товара в рамках релевантных госзакупок.
Доказательства наличия объективных причин, препятствовавших своевременному подписанию контракта
Такими причинами могут быть: неисправная работа электронной площадки, на которой проводились торги; нахождение сотрудника-владельца ЭЦП, на стационарном лечении; ошибка банка в осуществлении перевода заказчику денежных средств в счет обеспечения исполнения контракта; неисправная работа электронной почты победителя, на которую должно прийти уведомление от заказчика о подписании контракта; сбой в работе интернета; форс-мажор (пожар, затопление); неправомерные действия третьих лиц (кража флешки с ЭЦП, документации) и прочее.
В практике имеется масса примеров, когда даже арбитражные суды признавали причины уклонения от подписания контракта объективными и уважительными. Например, попадание уведомления заказчика о необходимости подписания контракта в спам электронной почты победителя. Так что, пространство для сбора доказательств об объективных препятствиях подписанию огромно.
Доказательства недобросовестного поведения заказчика
Профессионализм заказчиков – одна из основ контрактной системы в сфере закупок, декларируемых 44-ФЗ. На практике это означает, что работники заказчика, ответственные за составление конкурсной документации и проведение закупки, обязаны досконально знать и безукоризненно применять положения закона о контрактной системе.
В абсолютном большинстве случаев аудит закупочной документации адвокатом по госзакупкам выявляет ошибки, допущенные заказчиком.
Необходимо сконцентрировать внимание комиссии УФАС на нарушениях заказчика, поскольку это будет свидетельствовать о его недобросовестности.
Идеально, если получится установить причинно-следственную связь между нарушениями закона заказчиком и невозможностью подписания контракта победителем.
Среди наиболее распространенных нарушений заказчика:
- невнесение в проект контракта информации, указанной в заявке победителя (или ее искажение);
- предложение подписать контракт, несоответствующий положениям закупочной документации (фактически – предложение подписать «внеконкурсный» контракт, по которому не проводились торги);
- немотивированный отказ учесть замечания (полностью/частично) из протокола разногласий победителя закупки, а также отсутствие отдельного документа с причинами такого отказа;
- преждевременная публикация протокола об уклонении победителя от подписания контракта (раньше срока, возможного по Закону о контрактной системе).
Подчеркиваю, заказчик – профессиональный участник закупки. Все его нарушения Закона о контрактной системе необходимо трактовать как незаконное противодействие заключению контракта.
Доказательства добросовестного поведения победителя торгов
Не стоит полагаться на волю комиссии УФАС, рассматривающей обращение заказчика о включении вашей компании в РНП.
На заседании комиссии УФАС не стоит уходить в глухую оборону и заниматься только опровержением доводов заявителя о вашей недобросовестности. Наступательная стратегия более эффективна.
Я всегда стараюсь найти доводы и доказательства добросовестности победителя и представить их на оценку комиссии.
Комиссия обязана дать мотивированную оценку позиции победителя закупки, равно как и позиции заказчика.
Если комиссия в решении не приведет мотивировку отклонения ваших доводов о добросовестности (особенно изложенные в письменном виде), это будет свидетельствовать о тенденциозности и необъективности разбирательства, что послужит отличной зацепкой для обжалования решения в Арбитражный суд. Если комиссия примет ваши доводы о добросовестности, это послужит серьезным препятствием для вынесения негативного решения.
Доказательства экономической нецелесообразности включения в РНП и несоразмерности применяемой меры ответственности
Антимонопольный орган обязан соблюдать баланс частных и публичных отношений при применении санкций, в числе которых внесение компаний в реестр недобросовестных поставщиков. Применение этого наказания может повлечь более серьезный ущерб экономике, нежели отказ от его применения.
Экономическая нецелесообразность включения в реестр может доказываться предоставлением количественных показателей последствий лишения возможности участвовать в государственных закупках сроком на 2 года:
- сведений о размере уплаченных в бюджет налогов за предыдущие 2 года с деятельности по исполнению государственных заказов;
- сведений о планируемой налоговой нагрузке на предстоящие 2 года;
- сведений о численности персонала, который непосредственно задействован в работе по закупкам и который лишится работы после снесения компании в реестр;
- сведений об экономии бюджетных средств заказчиками ввиду заключения контрактов с компанией за предыдущие 2 года (разница между начальными максимальными ценами (НМЦ) проектов контрактов и ценами, по которым были заключены эти контракты);
- прочие доказательства.
Разумеется, перечень подлежащих предоставлению комиссии УФАС доказательств должен разрабатываться индивидуально в каждой ситуации адвокатом по госзакупкам (специализирующимся на 44-ФЗ), представляющим интересы вашей компании на заседании комиссии УФАС. Доказательства, подтверждающие вашу позицию, должны быть законным образом получены, не противоречить друг другу, надлежащим образом оформлены и приобщены к вашему письменному объяснению.
Источник: https://davletbaev.com/kak-podtverdit-dobrosovestnost-i-ne-popast-v-rnp-za-uklonenie-ot-podpisaniya-kontrakta-po-44-fz/
Вы просрочили подписание Контракта. Алгоритм действий. Часть 1
В ситуации, когда допущена просрочка подписания Государственного или Муниципального контракта, может оказаться даже самый добросовестный участник Контрактной системы-поставщик товаров, работ, услуг.
Главное: сохранять спокойствие и понимать, то сама по себе эта ситуация не влечет внесения Вас в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Предлагаю Вам верный, не раз опробованный на практике, выстроенный с учетом требований законодательства, алгоритм действий.
Данная запись в первую очередь ориентирована на контракты, заключаемые по итогам электронных аукционов.
Никто не поспорит, что в нынешний кризисный период самым платежеспособным и наделжным партнером являеся Российская Федерация. Поэтому именно в последние годы предприниматели во всех сферах и отраслях стали активными участниками конрактной системы.
Федеральный закон от 05.04.
2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон «О контрактной системе») максимально упростил и сделал доступной процедуру участия в государсвенных закупках для потенциальных поставщиков. Особенно «пользуются спросом» элекронные аукционы. В связи с этим, в большинстве случаев, Поставщики — участники контракной системы имеют в штате специалиста по подготовке зявок, но при этом осутсвует юрист с соответстующей специализацией.
Не вдваясь в аргументацию, обращаю Ваше внимание, что если Вы являетесь активным участником так нзываемых «тендеров», юрист со специализацией в сфере торгов и закупок Вам просто необходим. А, поскольку Вы читаете эту запись, скорее всего, Вы уже просрочили подписание контракта, и Вам нужно заняться поисками специалиста-юриста сразу, как Вы дочитаете ее до конца.
Закончим с «лирикой» и перейдем к делу.
Если неподписание Контракта в регламентированный срок не было вызвано намеренными и осознанными действиями, направленными на неподписание контракта (именно эта ситуация является самой распространенной), о пропуске срока подписания Контракта вы скорее всего узнаете из звонка Заказчика.
1. Как бы банально это не звучало, во-первых, извинитесь перед Заказчиком: просрочка подписания Вами контракта доставит ему массу хлопот.
Во-вторых, заверьте Заказчика, что Вы намерены подписать и исполнить контракт, убедитесь, что и Заказчик хочет пдписать в Вами контракт: поддержка и лояльность Заказчика — важнейший элемент борьбы за невнесение Вас в РНП.
В-третьих, выясните, с кем из представителей Заказчика Вам необходимо контактировать по данному вопросу.
Немного нормативного обоснования. В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона «О контрактной системе» в реестр недоброссовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контракта. Согласно ч. 13 ст.
70 Закона «О конрктной системе» победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей, он не направил Заказчику подписанный проект контракта или направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст.
70 Закона «О конрактной системе», по истечении 13 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона.
Таким образом, в случае, если Вы пророчили подписание Контракта, но 13 дней с момента размещния протокола подвения итогов еще не истекли, Вы имеете возможность направить протокол разногласий. В таком случае, оснований считать Вас уклонившимся от заключения контракта нет.
2. Заходите на площадку, смотрите, есть ли возможность направить протокол разногласий. Если есть — направляйте. Далее, Вы повторно получите от Заказчика на подпись Контракт.
Что делать в ситуации, когда возможности направить протокол уже нет, будет описана во второй части статьи.
Источник: https://zakon.ru/Blogs/OneBlog/39219
Уклонение от заключения контракта и последствия — государственные закупки: строительство и ремонт
- В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в совокупности с положениями Гражданского кодекса, участник электронного аукциона берет на себя обязанность по подписанию контракта в случае победы в торгах.
- Таким образом, формируя предложение необходимо заранее просчитывать предпринимательские риски.
- Победив в торгах, участник не имеет права отказаться от подписания контракта.
- Причем обязанность распространяется, в том числе и на внесение обеспечения исполнения контракта надлежащим образом и в соответствующий срок.
Как оттянуть подписание контракта?
Что делать в том случае, когда по тем или иным причинам вы не успеваете подписать контракт в течение установленных пяти дней после направления проекта контракта.
Прежде всего, направляйте Заказчику протоколы разногласий – это позволит немного продлить отведенный на подписание срок. Участник имеет право направить в адрес Заказчика три таких протокола в течение тринадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов. Обязанностью Заказчика является обработка этого протокола.
То есть в любом случае, какими бы ни были основания составления протокола, Заказчик не может проигнорировать его.
Последствия неподписания контракта участником
Если подписание контракта все равно не состоялось, участнику закупки грозит возможность внесения сведений об организации, учредителях и лицах, являющихся исполнительным органом юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков.
Чем грозит эта санкция?
Подавляющее большинство Заказчиков, при составлении аукционной документации, устанавливает требование о том, что сведения об участнике не должны быть внесены в этот черный список гос.закупок.
Вместе с тем, это не обязанность, а лишь право Заказчика.
То есть теоретически документация может этого требования не содержать и тогда организация из реестра имеет полное право участвовать в закупке. Другое дело, что такие варианты документации встречаются крайне редко.
Процесс применения санкций к “уклонисту”
- Еще одна деталь состоит в том, что внесение информации происходит не автоматически и у вас есть все шансы добиться того, чтобы сведения не были внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
- Заказчик обязан направить сведения об уклонившемся участнике в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, которое, в свою очередь, назначает заседание Комиссии для изучения обстоятельств дела и заслушивания сторон.
- Дата заседания назначается в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения.
- Обратите внимание, что организация должна быть уведомлена о месте и времени проведения заседания.
- В том случае, если сторона не была уведомлена надлежащим образом, решение о внесении сведений в реестр может быть обжаловано в Арбитражном суде с высокой вероятностью принятия положительного для участника решения.
- Другое дело, что если в контракте вами указаны неверные контактные сведения, на которые это уведомление было направлено, то это останется сугубо вашими проблемами.
Как избежать занесения в РНП?
В ходе заседания Комиссии, заслушиваются мнения сторон по факту уклонения. Проще говоря, представитель организации должен доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки недобросовестного поведения, то есть следует говорить о том, что участник не имел намерений уклониться от подписания контракта, совершал действия, направленные на подписание контракта.
Более того, выгодным подтверждением такой позиции будет заявление о том, что в настоящее время участник также готов подписать контракт и исполнить обязательства.
Разумеется, что слова должны подтверждаться документами и чем больше их будет, тем прочнее будет ваша позиция. Обратите внимание на то, что внесение обеспечения исполнения контракта, даже с нарушением срока, в первую очередь говорит о готовности подписать контракт.
- Поэтому для того, чтобы застраховать себя от неприятных последствий не отказывайтесь от внесения обеспечения, даже если вы понимаете, что исполнение и подписание контракта невозможны.
- Свидетельствовать о намерении исполнить контракт будут документы, подтверждающие наличие товара или его части на вашем складе.
- В том случае, если предметом являются работы или услуги документально подтвердите наличие ресурсов для их выполнения.
- Это могут быть счета – фактуры, накладные, оформленные на ваше юридическое лицо.
- Не стоит забывать и о том, что неподписание контракта могло произойти по независящим от участника обстоятельствам.
Таковыми, в том числе, являются выход из строя компьютера, на котором установлено соответствующее программное обеспечение, неисправность электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени организации. В этом случае подтверждающими документами будут акты, документы о сдаче техники или ключа ЭЦП в сервисные организации.
- Помимо этого, постарайтесь наладить контакт с Заказчиком, который сможет в определенной степени поддержать вас на заседании и сказать о том, что не настаивает на внесении сведений в реестр.
- Не забывайте также и о праве на обжалование решения о внесении в реестр, в Арбитражном суде субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев с момента его принятия.
- Источник: //good-tender.ru/poleznye-stati/483-uklonenie-ot-podpisaniya-kontrakta-po-44-fz-posledstviya-i-kak-ikh-izbezhat
Источник: https://forma-2.ru/uklonenie-ot-zaklyucheniya-kontrakta-i-posledstviya/