Экономическая сфера является одной из важнейших сфер общества на ряду с политической, социальной и духовной.
От экономической сферы зависит состояние благ в обществе, поэтому за ней требуется определенный контроль, дабы были добросовестные отношения и честные отношения.
Такой контроль осуществляется УЭБиПК (УБЭП), являющиеся специальным органом, занимающимся этим вопросом.
УЭБиПК (УБЭП)
Управление по борьбе с экономическими преступления и противодействии коррупции – это специальное подразделение, которое работает на базе МВД РФ, которые занимается вопросами, касающихся безопасности экономического пространства Российской Федерации, а также выполняет другие функции министерства внутренний дел.
Управление имеет различные направления деятельности, среди которых:
- — обнаружение каких-либо угроз на безопасность экономического пространства, естественно, в пределах своих полномочий, так как подобные функции могут лежать и на других органах, например, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного Комитета и др.
- — данный орган также участвует в том, что определить государственные программы, а также прогнозе перспектив на будущее осуществление деятельности;
- — в компетенцию УЭБиПК (УБЭП) также входит расследование, устранение, предупреждение крупных преступлений в области экономики и налогов;
- — расследуются также резонансные преступления;
- — профилактика по защите различных видов собственности, экономического пространства и т. д.;
- — проведения различного рода проверок, в том числе документов, отчетов и т. д. В случае обнаружения могут быть применены различные меры ответственности, в зависимости от нарушений;
- — отдельно стоит отметить противодействие легализации денег или имущества, которое получилось путем совершения преступлений;
- — противодействие терроризму, экстремизму путем предотвращения их финансирования.
Как можно заметить Управление по борьбе с экономическими преступлениями и противодействием коррупции охватывает многие сферы деятельности, но в пределах своей компетенции.
Это логично, так как на самом деле во многих сферах экономическая составляющая играет ключевую роль, без которой невозможно совершение большинства действий. При обращении в различные структуры стоит понимать, что установлены свои порядки действий.
К сожалению, обычный гражданин о них узнает уже тогда, когда попадает в эти структуры, что бывает несколько осложняет достижение желаемого результата.
В таком случае лучше заранее посмотреть определенные порядки, которые закрепляются в федеральных законах, ведомственных приказах и некоторых других актах. В данных актах указывается, каковы действия лиц в тех или иных ситуациях, как должны обращаться граждане, каковы порядки, сроки и т. д.
Кроме того, исходя из целей данной структуры можно понять, а стоит ли действительно обращаться в этот орган, подразделение или организацию, так как в некоторых случаях это необязательно, либо гражданин вообще попадает в заблуждение и думает, что ему это необходимо, а на самом деле нет.
В итоге получается зря потраченное время, которого при выполнении некоторых процедур катастрофически не хватает. Разобравшись в вопросе таких проблем может просто не возникнуть.
Права сотрудников УЭБиПК
Права сотрудников УЭБиПК стоит рассматривать в плоскости вообще полномочий сотрудников полиции, так как по сути они имеют практически те же полномочия, только в пределах своей компетенции.
Итак, если опираться на Приказ МВД РФ No340, то можно увидеть целый ряд полномочий сотрудников полиции, связанных с экономической безопасностью:
- — проведение опросов – сотрудник может опросить гражданина (здесь стоит учитывать, что опрос отличается от допроса, который имеет более строгий процессуальный статус);
- — получать справки – в экономической деятельности справки имеют важное значение, так как в них может быть указана какая-нибудь важная финансовая информация, кстати говоря, отсутствие справки тоже может говорить о некоторых важных деталях (например, когда у фирмы откуда-то появилось большое количество денег, а откуда они появились неизвестно);
- — сбор образцов для исследования – важными образцами для исследования в данной деятельности в основном являются документы;
- — сотрудники могут также производить проверочную закупку различных товаров, которые не допустимы, либо ограничены в обороте; данный пункт легче понять на примере: в магазин с санкции сотрудников полиции направляется несовершеннолетнее лицо, чтобы купить сигареты или алкоголь (запрещены к продаже до 18 лет), если продавец не продает товар, то проверка прошла успешно, если продал, то, к сожалению, проверка не было пройдена. На самом деле примеров такого дела множество, но это один из самых простых;
- — исследовательская деятельность документации и предметов – тут берутся различные документы, например, отчеты из бухгалтерии для сверки;
- — производство наблюдения – в случаях, предусмотренных законом, сотрудники получают права на слежку для того, чтобы предотвратить совершение преступления;
- — осуществлять запросы на удостоверение личности – в документах могут быть указаны различные имя и фамилия, но кто такой этот человек сотрудник может не знать, для этого делается запрос его личности, дабы сразу знать его контактные данные и другие сведения;
- — исследование место нахождения организации, бумаг, ее финансов – опять исследуется то, что находится в здании, есть ли у фирмы активы, способна ли компания делать определенные инвестиции или они сделаны сверх-бюджета;
- — контроль за отправкой различных сообщений (почтой, факсом и др.) – отслеживается содержание это отправлений, кому они были отправлены и др.;
- — прослушивание телефонных звонок – с определенной санкции разрешается прослушивать телефоны определенных лиц, который подозреваются в чем-либо;
- — снятие сведений с различных источников – примером может быть жесткий диск компьютера, с которой снимается вся информация, а чаще всего просто изымается сам жесткий диск;
- — внедрение своих оперативников – это может быть похоже на фильмы со шпионами, но действительно внедрение может иметь важный шаг к тому, чтобы раскрыть крупное преступление;
- — поставка, над которой осуществляется контроль – фирме может поставляться определенная продукция, сотрудники могут проверить одну из них от начала до конца, чтобы понимать действительно ли все осуществляется так, как указано в документах, и тот ли товар перевозиться или нет;
- — эксперимент – здесь опытным путем рассчитывается, что, если в таких же обстоятельствах поступить также в реальной жизни, и каков будет результат; это дает понимание практическому применению различных механизмов.
Орд и их осуществление
ОРД – это оперативно-розыскная деятельность, то есть по сути та деятельность, которая направлена на выявление, предупреждение, расследование преступлена.
Деятельность Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции подпадет под действия правоохранительных органов, для которых есть общие правила проведения ОРД. Понятно, что будет учитываться специфика самого управления, тем не менее, оперативно-розыскные мероприятия не так уж будут отличаться от других.
Итак, в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», можно выделить несколько различных мер:
- 1) Разрешается проводить ОРД и в связи с этим изымать документацию, различные предметы или материалы, информацию, а также прервать какое-нибудь оказание услуги, если есть факт общественной опасности;
Если изымается документация или другие предметы, то в связи с этим обязательно должен быть составлен специальный акт (протокол), заполненный в соответствии с УПК.
Если в ходе ОРД изымается документация, то на нее должны быть предоставлены копии, которые должны быть заверены тем лицом, которые их издавал, после чего они будут переданы тому лицу, у которого проходило изъятие.
Естественно, здесь также на все действия составляется протокол.
Копирование и заверение документов происходит для того, чтобы лицо также могло дальше осуществлять свою деятельность, так как без документов будет проблематично, например, вступать в правоотношения, да и попросту функционировать.
- 2) Можно вступать в определенные отношения с лицами, которые захотели оказать помощь в оперативно-розыскной деятельности. Такая помощь может быть безвозмездной, когда правоохранительные органы ничего не предоставляют взамен, либо возмездные, кода помощнику полагается какое-нибудь вознаграждение.
- 3) Разрешается в ходе ОРД брать по соглашению различные помещения, транспорт и т. д. Например, есть офис за которым необходимо произвести наблюдение, а, напротив, этого офиса, например, тоже офисы. Можно договориться с другой компанией, чтобы она предоставила одно офисное помещение для слежки.
- 4) Разрешается всячески подвергаться конспирации, то есть могут шифроваться документы личности, автомобили, эмблемы ведомства и т. д. Но стоит отметить, что естественно просто так это делать запрещено, только в целях конспирации, дабы способствовать предотвращение или раскрытию общественно опасных деяний.
- 5) Также разрешается даже создавать организации, который способствовали подобным мероприятиям.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий, естественно, сотрудники правоохранительных органов выносят какие-либо требования. Если эти требования являются обоснованными и не нарушают законы Российской Федерации, то эти требования должны быть исполнены теми лицами, к которым предъявляются данные требования.
Отказ от выполнения данных требований может нести различного рода ответственность, так как это влияет на то, что лицо просто препятствует проведению оперативно-розыскных мероприятий, что в конце концов может повлиять, например, на раскрытие преступлению. В связи с этим ответственность может существенно разниться, в зависимости от ущерба и природы самих требований, выносимых в отношении данных лиц.
Основные задачи УБЭП
Сотрудники УБЭП у всех людей вызывают настороженность. Даже у тех личностей, у которых нет собственного дела. Основная функция сотрудников – это регулирование важных вопросов в сфере экономики. Существует несколько основных задач, которыми занимается УБЭП в полиции.
- Организация методов борьбы с предпринимателями и физическими лицами, не оплачивающими налоги;
- Определения степени экономической угрозы в стране;
- Раскрытие финансовых преступлений;
- Проверка работы компаний и их партнеров;
- Контроль деятельности малого бизнеса.
Часто, сотрудники УБЭП посещают фирму без предупреждения. Причиной их визита может стать даже звонок клиента, который недоволен обслуживанием. Как правило, люди, осуществляющие проверку, раскрывают свои полномочия не сразу.
Они могут прийти в магазин, салон или любую, другую организацию как обычные потребители.
Это в принципе является вполне логичной мерой, так как при предупреждении возможно, что нарушения уже будут устранены, а потом после проверки они опять будут допускаться, а так официально будет выявлено нарушение и приняты определенные меры по их устранению.
После того как их обслужили работники предприятия, они показывают свои корочки и объясняют неправильность их работы. Как правило, упор во время проверки они делают на то, что поступила жалоба от потребителей и они отреагировали на нее.
Следует понимать, что подобные акты хотя и сделаны в основном для того, чтобы именно сотрудники государственных органов и иных связанных с ними организацией понимали свои права и обязанности и знали, что им можно делать, а что нельзя.
Тем не менее, они все равно становятся очень полезными и для обычных граждан на тот случай, если, например, сотрудник государственного органа исполняет свои права и обязанности неправильно, либо вовсе нарушает права и законные интересы обычных граждан.
В таких случаях, если знать права и обязанности сотрудников государственных орган, обычный гражданин может знать, что они злоупотребляют своими полномочиями и тем нарушают права обычного гражданина. На такой случай, лучше всего подавать жалобы, не соглашаться с подобными действиями и т. д.
Тем не менее, стоит обращать на «размытые» формулировки в законе, когда полностью нельзя понять может право на это сотрудник или нет, в конечном итоге, это может обернуться не в пользу гражданина, если не доказать другое.
- Важно! По всем вопросам деятельности и работы УЭБиПК, если не знаете, что делать и куда обращаться:
- Звоните 8-800-777-32-63.
- Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.
- Юристы по экономическим вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.
уэбипк убэп правление экономической безопасности противодействие коррупции
Источник: https://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/uebipk-ubep-upravlenie-ekonomicheskoy-bezopasnosti-i-protivodeystvie-korruptsii-262702/
Что такое ОБЭП (ОЭБ, ОЭБиПК, УЭБиПК, ГУЭБиПК)
Чем занимаются в ОБЭП, что они делают и какие есть права у этого отдела? Данный вопрос интересует многих россиян, особенно предпринимателей и бизнесменов, которым по роду деятельности иногда приходится иметь дело с ОБЭП.
Начнем с экскурса в историю. История подразделений полиции по борьбе с преступными деяниями насчитывает не один десяток лет. Так, работников подразделений экономической безопасности МВД России принято поздравлять 16 марта — именно в этот день в 1937 году актом N 00118 НКВД СССР был образован в составе НКВД СССР отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.
На протяжении всего периода существования СССР магическая аббревиатура ОБХСС наводила ужас на цеховиков, спекулянтов и представителей торговли.
При этом традиционно в подразделениях ОБХСС служили наиболее квалифицированные кадры, а рядовых сотрудников причисляли к так называемым «белым воротничкам», подразумевая, что они не занимаются общеуголовными деяниями, а раскрывают дела в сфере экономики; лишний раз это подтверждалось тем, что оперативные сотрудники БХСС не относились к уголовному розыску.
Вплоть до распада СССР задачи и наименование органа не менялись, а изменения касались исключительно организационных вопросов, в частности ликвидации НКВД, создания единого МГБ СССР, а затем и Министерства внутренних дел СССР.
После 1985 года, переориентирования уголовного законодательства на защиту в первую очередь прав и свобод личности, упразднения понятия социалистической собственности, поменялись и задачи ОБХСС.
Если ранее сотрудники ОБХСС преимущественно занимались отстаиванием интересов государства в сфере экономики, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на социалистическую собственность и советский уклад, то теперь сотрудники этого ведомства занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием целого ряда уголовных правонарушений в области экономики, включая деяния против частной собственности граждан и коммерческих организаций. В связи с этим вместо подразделений БХСС были созданы специальные подразделения, которые возглавляло Бюро по преступности в сфере экономики криминальной милиции МВД СССР.
В феврале 1992-го в результате объединения МВД СССР и РФ в составе МВД России взамен упразднённого Управления БХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), возглавлявшее по вертикали стройную систему территориальных управлений и отделов (УЭП и ОЭП). Через пять лет наименование в очередной раз было изменено на ГУБЭП и УБЭП и ОБЭП на местах; в июне 2001 года подразделения ГУБЭП структурно включились в состав Службы криминальной милиции МВД России, куда также вошли подразделения уголовного розыска.
Дальнейшее изменение в наименовании и функциях подразделений экономической безопасности МВД РФ произошли в 2003 году посредством ликвидации Федеральной службы налоговой полиции РФ и передачей её полномочий по раскрытию налоговых нарушений МВД РФ.
Поскольку теперь превентивной и следственной работой в отношении налоговых преступлений занимались органы полиции, центральные и территориальные подразделения ОБЭП были упразднены, а вместо них была создана в составе МВД РФ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в составе которой были образованы Главные управления по борьбе с экономическими преступлениями по налоговым преступным деяниям, с управлениями и отделами на местах, переименованная впоследствии в Главное управление по экономическим и налоговым преступлениям (ГУЭНП, УЭНП, ОЭНП).
В 2005 году состоялось очередное преобразование: вместо ГУЭНП в составе МВД РФ был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ), с управлениями и отделами на местах.
В 2008 году ДЭБу стал заниматься также борьбой с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере, в связи с чем в структуре ДЭБ были созданы соответствующие Оперативно-розыскные бюро (ОРБ) 3 и 10.
Наконец, в современном виде подразделения экономической безопасности были сформированы Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года; в структуре МВД РФ вместо ДЭБ было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), на местах – управления и отделы. Например, в Москве этой работой занимается ГУ МВД РФ по г.
Москве (УЭБиПК), также отделы в каждом из административных округов (ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы и т.д.) ГУЭБиПК, УЭБиПК и ОЭБиПК на местах традиционно делятся на оперативно-розыскные части и отделения в соответствие с направлениями деятельности.
Несмотря на то, что аббревиатура ОБЭП уже юридически неактуальна, в «народе» данные подразделения по-прежнему именуют ОБЭП.
Таким образом, структура подразделений ОВД по делам в сфере экономики в настоящее время выглядит следующим образом:
-
ГУЭБиПК в составе МВД России;
-
УЭБиПК в составе Главных управлений МВД РФ;
-
ОЭБиПК в составе управлений, именуемые также неофициально ОЭБ или ОБЭП;
-
ОРЧ и отделения в составе управлений и отделов.
В структуре Главного управления ЭБиПК, территориальных управлений и отделов существуют, соответственно, управления, ОРЧ и отделения, которые занимаются борьбой с преступностью в определенных отраслях экономики. Так, традиционно существуют управления и ОРЧ по борьбе с противоправными деяниями в:
- бюджетной сфере;
- в сферах ТЭК и химии;
- в сферах финансовой деятельности и банкротства;
- в сферах машиностроения и металлургии;
- в сфере сельского хозяйства, водных биоресурсах, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ.
Также до недавнего времени существовали отдельные управления и ОРЧ, которые занимались борьбой с налоговыми нарушениями (традиционно это были ОРЧ N 4), однако с передачей налоговых преступлений из подследственности органов внутренних дел следователям Следственного комитета РФ, эти подразделения стали заниматься другой деятельностью; в настоящее время в составе УЭБиПК отдельных подразделений, нацеленных исключительно на борьбу с налоговыми преступлениями, не существует.
Следует иметь в виду, что указанное деление подразделений в зависимости от отрасли экономики и направлений деятельности является формальным, и на практике не редко возможно отступление от этого деления при распределении руководителем для проведения проверки конкретных материалов.
Чем занимается ОБЭП?
Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП) и какие права есть у сотрудников ОЭБ (ОБЭП), закреплено в следующих актах :
- Федеральный закон «О полиции»;
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, утверждённое приказом МВД России от 16 марта 2015 года N 340;
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
- Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утверждённая приказом МВД РФ от 01.04.2014 года N 199.
Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП)?
Согласно действующему законодательству, сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Что проверяет ОЭБ (ОБЭП)?
Прежде всего, ОЭБ (ОБЭП) занимается проверкой заявлений граждан и организаций о совершении деяний в сфере области экономики. Эти заявления поступают для проведения проверок непосредственно к сотрудникам территориальных подразделений ОБЭП.
Следует иметь в виду, что сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются большим объемом работы, так к их компетенции отнесены более 50 составов преступлений, предусмотренных действующим УК РФ.
Следует также учитывать большую распространённость нарушений в сфере рыночных отношений, а также сложность при раскрытии этой категории дел.
В связи с этим сотрудники зачастую не успевают отправить запросы ОБЭП и провести проверку сообщений о преступлении в установленный законом 30-ти дневный максимальный срок. Что делает в этом случае ОБЭП, так это выносит в итоге необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Именно в связи с этим в последние годы получил большое распространение не предусмотренный законом термин «технический отказ», то есть отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления ввиду того, что оперативный сотрудник не успел заняться проведением всего комплекса необходимых мероприятий. Отменой таких постановлений занимается прокуратура, однако на это уходит время, тратятся нервы лица, пострадавшего от преступления, фактически нарушаются его права ОБЭП.
Поэтому, если Вы стали жертвой экономического правонарушения, Вам необходима защита по обвинению Вас в совершении противоправного деяния в сфере экономики или Вами активно интересуется ОЭБ (ОБЭП), Вам следует заручиться помощью адвоката, специализирующегося на оказании адвокатских услуг по данной категории дел.
Источник: https://www.advokat-sarkisov.ru/blog/chto-takoe-obep-oeb-oebipk-uebipk-guebipk.html
Расследование экономических преступлений — какой орган занимается этим
По итогам 2017 года одним из самых часто совершаемых преступлений в России стало мошенничество — количество возбужденных уголовных дел по соответствующим статям превысило 200 тысяч, уступая пальму первенства только традиционно распространённым в нашей стране кражам и преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств. Сумма уголовных дел, возбужденных по ст. 159, а также по смежным ст.ст. 159-1 – 159-6 УК РФ превышает общее количество уголовных дел, возбужденных по более чем пятидесяти статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.
При анализе статистики по уголовным делам по ст. 159 и смежным статьям 159-1 – 159-6 УК РФ бросается в глаза тот факт, что большая часть возбужденных уголовных дел не доходят до суда, кроме того, значительная часть дел возбуждается в отношении предпринимателей, причем далеко не всегда законно.
Все ещё не являются редкими случаи, когда правоохранительные органы используют уголовное судопроизводство, в частности статьи УК РФ по преступлениям в сфере экономики в незаконных целях: бизнес преследуется с целью улучшения статистических показателей, получения каких-либо преференций от предпринимателей, а также устранения фирмы по заказу конкурентов.
Не лучшим образом обстоят дела и при проведении проверок сообщений о совершении преступлений в сфере экономики: сроки проверок нарушаются, нередко фактически составляя от нескольких месяцев до года, выносятся незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении по подследственности, а злоумышленники тем временем уничтожают доказательства, успевают скрыться, выполнить иные действия, которые впоследствии препятствуют производству по делу при его возбуждении. Все это подрывает доверие предпринимателей и простых граждан к органам, призванным защищать их права, препятствует реализации основных назначений уголовного судопроизводства, а именно защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, обеспокоенный таким положением дел, предложил создать в России спецслужбу, которая занималась бы расследованием преступлений в экономической сфере. Титов убежден, что такая служба поможет решить сразу две задачи.
Во-первых, снизится давление на бизнес, поскольку расследование экономических преступлений будет независимым, а во-вторых, повысится качество расследования преступлений в сфере экономической деятельности.
Уполномоченный при президенте РФ заявляет, что уровень специальной подготовки сотрудников следственных органов, занимающихся расследованием экономических преступлений, крайне низкий, что не позволяет им корректно выполнять свою работу.
Борис Титов также отметил, что подобные спецслужбы есть уже в некоторых зарубежных странах, например, в Италии и Казахстане. И опыт работы спецслужб только положительный.
Кто раскрывает и расследует экономические преступления сейчас в России?
В настоящее время основной объём работы по раскрытию и пресечению преступлений в сфере экономики выполняют профильные подразделения МВД РФ, а именно Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции в структуре МВД, а на местах — управления и отделы.
Внутри каждого подразделения есть свои отделы, оперативно-розыскные части и отделения, занимающиеся раскрытием экономических преступлений в определенном отраслевом направлении: в сферах ТЭК и химии, машиностроения и металлургии, торговли, сельского хозяйства и т.д.
По наиболее резонансным делам, а также при наличии угрозы государственным интересам и безопасности к раскрытию экономических преступлений привлекаются сотрудники Службы экономической безопасности ФСБ России, имеющей в своём составе управления по контрразведательному обеспечению предприятий промышленности (Управление «П»), транспорта (Управление «Т»), кредитно-финансовой сферы (Управление «К»), МВД, МЧС, Минюста (Управление «М»), по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотических средств (Управление «Н»), Организационно-аналитическое управление, Административную службу.
Что касается расследования уголовных дел в сфере экономики, в отношении них законом не установлена единая монополия следствия какого-либо одного правоохранительного органа: данной категорией дел занимаются и следователи Следственного комитета РФ, и следователи органов внутренних дел, и следователи органов федеральной службы безопасности. Подследственность определяется в каждом конкретном случае исходя из того, по какой именно статье УК РФ осуществляется производство, а также с учётом общих правил, закреплённых в ст. 151 УПК РФ. Так, расследованием уголовных дел по ст. 159 и ст.ст. 159-1 – 159-6 УПК РФ и многим другим статьям занимаются следователи органов внутренних дел; налоговые составы и некоторые иные преступления в сфере экономики, включая преступления против интересов службы в коммерческой организации отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ; расследованием дел по ст. 189 (незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий), по ч. 2 ст. 200-1 (контрабанда наличных денежных средств) занимаются следователи органов федеральной службы безопасности. Кроме того, по большому количеству преступлений в сфере экономики, включая мошенничество и его отдельные виды, расследование может производиться следователем того подразделения, которое его выявило.
Таким образом, мы видим, что в современных условиях раскрытие и расследование преступлений в сфере экономики рассредоточено между различными правоохранительными органами, и, если на стадии раскрытия преступления, при проведении проверки сообщения о преступлении существуют специализированные подразделения в виде управлений и отделов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и Службы экономической безопасности федеральной службы безопасности, то на стадии расследования таких органов не существует.
Нужны ли спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России?
Создание спецслужбы по расследованию экономических преступлений — спорный вопрос. С одной стороны, данный орган, не входящий в систему МВД, мог бы действовать автономно и независимо, руководствуясь только законом.
С другой стороны, скорее всего, государство не изобретет ничего нового — спецслужба будет аналогом существующей ныне УЭБиПК (ОЭБиПК) МВД РФ с наделением ее дополнительными полномочиями по осуществлению предварительного следствия и созданием ещё одного вида следственных подразделений.
Кроме того, для реализации этой идеи придется принять не только новый закон, но и изменить десятки уже действующий нормативно-правовых актов, начиная с УПК и заканчивая ФЗ «О полиции». Такая перестройка может породить множество нестыковок и пробелов в законодательстве.
Между тем, следует вспомнить, что подобный опыт уже имел место быть в нашей правовой системе. Так, с 1992 по 2003 год в России существовала Федеральная служба налоговой полиции, у которой были свои оперативные подразделения и самостоятельный следственный аппарат.
Сотрудники налоговой полиции были ориентированы на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование налоговых преступлений, а также ряда специальных составов, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономики.
После выполнения стратегической задачи по наполнению бюджета налогами, воспитания бизнеса в духе необходимости уплаты налогов посредством реализации превентивной функции уголовного судопроизводства, эффективность работы сотрудников налоговой полиции упала, аппарат закостенел, оброс коррупционными связями с теневым бизнесом, в результате чего руководством государства было принято решение о прекращении деятельности данного специализированного правоохранительного органа.
Полагаю, что любой вновь созданный отдельный орган по раскрытию и расследованию экономических преступлений ждёт судьба упразднённой Федеральной службы налоговой полиции.
По нашему мнению, больший эффект принесет совершенствование структуры и работы существующих подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (УЭБиПК, ОЭБиПК МВД, СЭБ ФСБ), корректировка действующего законодательства и налаживание более эффективного взаимодействия оперативных подразделений со следственными органами.
Например, в современных условиях назрела необходимость обеспечения более оперативного доступа сотрудников ОЭБиПК к различным базам финансовых и кредитных учреждений, налоговых и регистрирующих органов, в целях повышения квалификации следователей, расследующих преступления в сфере экономики, необходимо проводить их регулярное обучение, в том числе новым методам расследования экономических преступлений, также необходимо пересмотреть правила о подследственности данной категории дел. Кроме того, имеет смысл продолжить работу в части изменения уголовных норм, устанавливающих ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Так, давно назрела необходимость распространения ответственности по ч. 5-7 ст. 159 УК РФ на любые действия в сфере предпринимательской деятельности, не связанные исключительно преднамеренным неисполнением договорных обязательств. Одновременно следует законодательно определить в примечании к ст. 159 УК РФ действия, совершенные в сфере предпринимательской деятельности; существующего определения предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве, также разъяснений на этот счёт Верховного суда РФ оказывается недостаточным, органы следствия и суды зачастую в своих процессуальных решениях определяют деятельность, обладающую всеми признаками предпринимательской, как не связанную с осуществлением таковой, что влечёт неправильную квалификацию и более суровую уголовную ответственность, также незаконное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу. Также необходимо принять меры к исключению на практике случаев нарушения процессуальных сроков проверки сообщения о преступлении: по делам в сфере экономики проверки зачастую проводятся в срок до года, при том что установленный максимально возможный с учётом продления срок составляет 30 суток. Для формального соблюдения процессуальных сроков сотрудниками полиции используется практика повторной регистрации материала в КУСП, вынесения необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, незаконного направления по подследственности. Следует отметить, что законодательство в указанной части довольно-таки логично и понятно, для того, чтобы добиться соблюдения закона в части сроков проверки достаточно более активной позиции прокуратуры, а также более внимательного отношения к данной проблеме со стороны руководства МВД РФ.
Что делать предпринимателям, в отношении которых возбуждено уголовное дело?
И хотя в УПК РФ был внесен ряд поправок, направленных на защиту бизнесменов, не стоит обольщаться — следственные органы по-прежнему изыскивают незаконные способы возбуждения уголовных дел, расследование которых может тянуться месяцами и годами. Один из ярчайших примеров — двухлетнее расследование по делу предпринимателя Валерия Чабанова, который на протяжении всего этого периода находился в СИЗО. Естественно, ни о каком сохранении бизнеса в этом случае речь идти не может.
Надеяться на помощь «бесплатного» адвоката не нужно — большинство из них относятся к своей работе формально и не вникают в особенности каждого дела. Более того, такие защитники, как правило, слабо ориентируются в налоговом праве, бухгалтерском учете и иных вопросах экономического характера, а поэтому не могут организовать качественную защиту своего Доверителя.
Поэтому, если вы стали фигурантом уголовного дела, либо в отношение Вас совершенно экономическое преступление, следует немедленно заручиться поддержкой уголовного адвоката.
Лучше, если это будет специалист, досконально разбирающийся в финансовом и налоговом праве, уголовно-процессуальном законодательстве, имеющий большой стаж работы и хорошую деловую репутацию.
Именно такие адвокаты готовы оказать вам всю необходимую помощь в АК «Судебный адвокат»!
Источник: https://www.advo24.ru/publication/rassledovanie-ekonomicheskikh-prestupleniy-v-rossii-mogut-vesti-spetssluzhby.html
Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции: обязанности и полномочия
15 Января 2018 5:00
Экономические и коррупционные преступления для России – дело не новое. Сегодня, к сожалению количество подобных злодеяний увеличивается.
Простой народ «обвешивают» на рынках, представители власти присваивают себе баснословные суммы из бюджетов, предприниматели не платят налоги – все это экономические преступления.
Именно для борьбы и профилактики их и существует отдел экономической безопасности и противодействия коррупции.
Из истории
Первую попытку по организации отдельной структуры по борьбе с экономической преступностью в 1842 году предпринял граф Перовский – руководитель МВД Российской империи. Новому органу было дано название «Торговая полиция». В её состав входили представители торговой депутации и купечества.
Торговая полиция действовала самостоятельно, но в любое время могла обратиться за помощью к представителям МВД. Она решала следующие вопросы:
- Следила за работой торговцев, а точнее за отсутствием обманов, обсчетов, обвесов;
- Клеймила весы;
- Устанавливала цены на хлеб, мясо;
- Предотвращала случаи спекуляции.
С течением времени этот орган был расформирован.
Новая попытка создания подобной структуры относится ко временам СССР. В 1937 в структуре НКВД был создан отдел по борьбе с хищениями социальной собственности (БХСС). Он был расформирован после распада СССР.
Современный ОЭБ и ПК
Сегодня экономическую безопасность в России обеспечивает ОБЭП и ПК, входящий в структуру МВД России. Главное управление находится в Москве, в регионах страны работают отделения. Начальник регионального управления несет ответственность за работу всех отделений в подведомственной ему области.
- В тесном контакте с данной структурой работает и полиция.
- Работу отдела выполняют оперуполномоченные. Основным функции отдела являются:
- Участие в разработке нормативной базы и мероприятий по предотвращению экономических преступлений;
- Обеспечение экономической безопасности страны;
- Участие в возбуждении и ведении уголовных дел международного и регионального значения;
- Пресечение налоговых преступлений, а также преступлений против государственной власти;
- Проведение проверок и ревизий на предмет выявления экономических преступлений;
- Работа с поступившими от граждан заявлениями о выявлении случаев совершения экономических преступлений;
- Работы с общественностью по профилактике преступлений экономического характера;
- Участие в семинарах, заседаниях, круглых столах;
- Предоставление отчетности.
Подробную информацию о деятельности органа, его структуре и графике работы может узнать каждый гражданин, зашедший на официальный сайт. Также здесь представлена отчетность и показатели работы, планы мероприятий.
Проверки
Одной из важных функций сотрудников ОБЭП является проведение проверок. Проверяются представители любых сфер бизнеса, ИП, юридические лица.
Причинами проверок чаще всего являются поступившие жалобы или заявления. Иногда оперуполномоченные приходят с целью проведения профилактических мероприятий, порой на организацию могут «нагнать проверку» конкуренты.
Если в вашу фирму нагрянули нежданные гости, сопротивляться и вступать в полемику с представителями закона не рекомендуется. Эти люди не очень любят, когда с ними спорят, и каждое слово может вызвать у них подозрение.
По запросу сотрудников отдела экономической безопасности необходимо предоставить документы.
При этом представление информации, являющейся коммерческой тайной проверяющим может не осуществляться. Эту информации вправе запрашивать только прокурор.
Руководитель имеет право наблюдать за тем, как протекает ход проверки. При этом, если действия уполномоченных нарушают права предпринимателя, он может обжаловать их в суде.
Важно помнить и о том, что срок проверки не может превышать 30 дней, с того момента, как было вынесено Постановление. По истечении периода сотрудника ОБЭП и ПК обязаны выдать акт по итогам проверки.
В своей деятельности предпринимателям рекомендует не рисковать и соблюдать требования законодательства. Ведь к правонарушителям в сфере экономики применяются очень серьезные меры наказания.
Деятельность отдела по экономическим преступлениям и противодействию коррупции направлена на обеспечение экономической безопасности. Это очень важный фактор развития всего общества.
Возвращаясь к истории становления данной структуры, отдел БХСС, утвержденный во времена СССР можно считать началом большой работы по борьбе с преступлениями в сфере экономики.
Если вам понравилась статья, делитесь с ней, комментируйте, подписывайтесь к нам. А мы будем радовать вас новыми интересными материалами!
Источник: https://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/otdel-ehkonomicheskoj-bezopasnosti-i-protivodejstviya-korrupcii/
Экономическая преступность: борьба, методы расследования, бухгалтерская информация, теневая экономика, отношения собственности
В процессе раскрытия и расследования преступлений нередко возникают вопросы, решение которых требует использования специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Специальными являются знания, приобретенные субъектом в процессе практической деятельности путем специальной подготовки или профессионального опыта, основанные на системе теоретических знаний в соответствующей области.
Возможности использования специальных экономических знаний в деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью привлекают внимание многих научных и практических работников.
Методические рекомендации, разрабатываемые в свете таких возможностей, направлены на совершенствование способов выявления, расследования и предупреждения преступлений.
Возможности практического применения методов расследования, основанных на использовании бухгалтерской информации о готовящихся и совершаемых преступлениях, во многом определяются состоянием научной разработки процессуальных, методологических и методических вопросов этой проблемы.
В условиях трансформации форм собственности, проведения реформ в сфере экономики и организации производства важнейшим инструментом выявления негативных проявлений в деятельности субъектов хозяйствования становится экономико-правовой анализ.
Экономико-правовые исследования рассматриваются, с одной стороны, как весьма важное направление научных изысканий на стыке экономики и права, с другой — как метод выявления негативных явлений и тенденций, а также признаков преступлений в экономике, в силу чего он получил название метода экономико-правового анализа.
В научной литературе есть несколько подходов к определению структуры экономико-правового анализа.
В теории и практике противодействия экономической преступности постановка проблемы использования экономико-правового анализа возникла в середине 70-х годов ХХ века.
В этот период начали проводить исследования, связанные с использованием методов экономического анализа при раскрытии преступлений против социалистической собственности.
В 70-х годах после эксперимента в одном из УВД по использованию экономического анализа в деятельности подразделений БХСС руководство МВД СССР рекомендовало территориальным органам создать специальные группы оперативно-экономического анализа.
Такие подразделения были созданы, что расширило информационную базу для проведения исследований.
Поэтому было решено создать специализированное научное подразделение — Центральную научно-исследовательскую лабораторию по экономико-правовым проблемам охраны социалистической собственности — ЦНИЛ МВД СССР. Ее возглавил один из основателей этого научного направления Г.К. Синилов.
После эффективного внедрения в практику методов экономико-правового анализа были созданы региональные отделения ЦНИЛ МВД СССР. Белорусское отделение ЦНИЛ МВД СССР (12 научных сотрудников), под руководством И.И. Басецкого осуществляло совместные и индивидуальные исследования.
Результаты исследований, проводившихся в ЦНИЛ МВД СССР и региональных отделениях с 1977 по 1983 год на стыке экономики и права, стали базой расширения научных основ борьбы с экономической преступностью.
Они давали большой экономический эффект в масштабе всей страны. Разрабатываемые рекомендации, предложения не только адресовались органам внутренних дел, но и использовались в хозяйственной деятельности.
В практику были внедрены разработки по борьбе с хищениями на предприятиях первичной обработки хлопка и шерсти, лесоперерабатывающей, швейной промышленности, а также по борьбе со спекуляцией, хозяйственными, должностными преступлениями. Проводились исследования и по просьбам других министерств.
Были подготовлены десятки аналитических материалов с обоснованными предложениями, направленными на устранение причин корыстных преступлений в СССР.
В августе 1983 г. все региональные подразделения были расформированы несмотря на то, что ежегодно в СССР с их непосредственным участием сохранялось от разворовывания материальных ценностей и денежных средств на десятки миллиардов рублей.
Такое решение объясняется тем, что экономико-правовой анализ уже тогда стал эффективным методом борьбы с преступностью и теневым сектором экономики, а с другой стороны, — проявлением коррупции, что в свою очередь стало мешать получать и распределять теневые доходы отдельным влиятельным руководителям того периода.
В 1983 году на базе ЦНИЛ МВД СССР и 3 отдела ВНИИ МВД СССР в составе ВНИИ была создана научно-исследовательская лаборатория по разработке проблем борьбы с экономическими преступлениями — НИЛ-2.
Вначале в составе трех, а затем четырех отделов: правового и оперативно-розыскного обеспечения борьбы с экономическими преступлениями; по разработке проблем борьбы с преступлениями в кредитно-денежной системе и внешнеэкономической деятельности; с преступлениями в сфере производства; с преступлениями на потребительском рынке.
В этот период опубликован целый ряд монографий, в которых были отражены результаты исследования различных аспектов использования специальных экономических знаний в расследовании преступлений. В 1981 году была опубликована монография В.А. Дубровина и С.П. Голубятникова «Использование экономического анализа в расследовании преступлений».
Работа обобщает теорию и практику применения специальных экономических знаний органами уголовного преследования. Монография содержит целый ряд практически значимых рекомендация по использованию экономического анализа в расследовании преступлений.
Глубоко исследованы роль экономического анализа в выявлении и предупреждении преступлений, влияние преступного события на изменения в системе экономических показателей.
Определены приемы исследования экономических показателей, помогающие вскрывать хищения. В это же время разрабатываются и внедряются в практику новые методы, позволяющие выявлять хищения. Метод специальных расчетных показателей, метод стереотипов и метод корректирующих показателей.
Применение их в сочетании с традиционными методами позволяло более надежно выявлять в системе экономических показателей признаки события преступления. Перечисленные приемы в основном использовались следователем не самостоятельно, а с помощью ревизоров и привлеченных специалистов.
Не меньшее значение имеет разработка частных методик, направленных на поиск экономических и учетных несоответствий. Оптимальная структура методик была определена объективностью связей в системе: событие преступления – экономические следы — учетные несоответствия.
Выделение типичных связей между событием преступления и изменением системы экономических показателей должно было служить целям оптимизации поиска экономических следов преступления, а обнаружение экономических следов — предшествовать поиску учетных несоответствий.
Теория и практика использования экономических и бухгалтерских знаний в расследовании преступлений также нашли свое отражение в трудах белорусских ученых. В 1985 г. была опубликована монография Г. А. Шумака «Бухгалтерский анализ как метод расследования преступлений».
В работе исследованы закономерности отражения преступлений в бухгалтерском учете, защитные функции бухгалтерской документации, защитные функции бухгалтерских счетов и метода двойной записи, осмотр и исследование бухгалтерских документов, применение бухгалтерского анализа при допросе, назначение документальных ревизий и судебно-бухгалтерских экспертиз. Методологическую основу использования защитных функций системы бухгалтерского учета в процессе расследования составляет разработанная учеными-криминалистами теория следообразования (Р.С. Белкин, А.И. Винберг, И.М. Лузгин, В.Г. Танасевич и др.), вытекающая из принципов теории отражения.
Бухгалтерский анализ тесно связан с методом экономического анализа. Целый ряд закономерностей, определяющих применение рассматриваемых методов, является общим.
Но объекты проявления этих закономерностей (а отсюда и использование их при исследовании экономической и бухгалтерской информации) имеют различия, которые необходимо учитывать при теоретической разработке и практическом применении этих методов.
Так, и в том, и в другом случаях используются закономерности связи между последствиями совершения хищения и условий работы предприятия, учреждения или организации.
Однако если метод экономического анализа основан на изучении результатов взаимодействия этих обстоятельств, то метод бухгалтерского анализа — на исследовании самого процесса взаимодействия, его последовательном отражении в учетных данных.
В конце 80-х гг. кризисные явления в сфере производства и распределения, нарастающие диспропорции в экономическом, политическом и социальном развитии породили широкий размах теневой экономики, организованную преступность и коррупцию. Крайне сложная обстановка складывалась в хозяйственной сфере, особенно на потребительском рынке.
Тотальный дефицит стимулировал рост злоупотреблений и активность криминальных групп, занимавшихся скупкой и перепродажей товаров. Усилилась преступность в сфере грузоперевозок. Особенно частыми стали криминогенные проявления в промышленном и агропромышленном комплексах, кредитно-финансовой системе, внешнеэкономической деятельности.
Всё больше совершалось преступных посягательств под прикрытием кооперативных и других негосударственных структур. Широкое распространение получили злоупотребления при кредитовании. Незаконное оформление банковских операций сопровождалось крупными взятками. Складывалась система укрытия доходов от налогообложения.
Только в 1988 г. ущерб от недостач, хищений и порчи материальных ценностей в народном хозяйстве страны составил по ценам того времени свыше 4 млрд. рублей.
Материальный ущерб от всех преступлений, вскрытых органами внутренних дел в сфере хозяйственных отношений в 1988 году, составил лишь 255 млн. рублей, а изъяли у преступников незаконно нажитых денег и ценностей и того меньше — на 134 млн. рублей.
Эти данные подтверждали выводы о том, что правоохранительные органы в состоянии обеспечить реальное правовое воздействие на виновных в лучшем случае по каждому десятому из всех совершаемых в экономике преступлений.
Вышеуказанные факты свидетельствовали о необходимости научного сопровождения, разработки методических рекомендаций по выявлению экономических преступлений в различных отраслях экономики.
В целях повышения квалификации на базе Горьковской высшей школы МВД были созданы постоянно действующие курсы, на которые направлялись работники БХСС. Ежегодно там проходили обучение сотни сотрудников из Беларуси. Комплекс мер позволил службе БХСС МВД БССР выйти в число лучших подразделений в Союзе.
В структуре Горьковской высшей школы была создана уникальная и единственная в СССР кафедра судебной бухгалтерии. Многие ее сотрудники стали известными учеными (С.П. Голубятников, В.А. Тимченко, А.Н. Мамкин и др.).
Сотрудниками кафедры в этот период проводились исследования по использованию экономического анализа в расследовании преступлений. Исследовались различные аспекты использования специальных экономических и бухгалтерских знаний в раскрытии преступлений.
Использование экономико-криминалистического анализа в расследовании преступлений. Затем Горьковскую высшую школу МВД переименуют в Нижегородскую Академию МВД РФ. В 2001 г. здесь состоялась защита докторской диссертации В.А.
Тимченко по теме «Концепция криминалистической диагностики преступлений на основе бухгалтерской информации». (Научным консультантом выступил профессор С.П. Голубятников).
К концу 1990 г. экономическая преступность набирает свои обороты в сфере предпринимательской деятельности, а теневая экономика становится реальностью жизни. В 2000 г. была опубликована монография А.В. Шестакова «Теневая экономика».
В работе были исследованы истоки и признаки теневой экономики; теневые процессы в экономике; теневое предпринимательство в рыночной экономике; понятие и причины правонарушений в экономической деятельности; правонарушения в расчетных отношениях как новое направление теневой экономики; экономико-правовое содержание налоговых правонарушений; и другие вопросы.
В различное время отдельным аспектам использования специальных и экономических знаний в раскрытии и расследовании преступлений посвящали свои исследования такие известные ученые, как Г.А. Атанесян, И.И. Басецкий, С.П.
Голубятников, В.Г. Дрей-ден, С.Г. Еремин, З.П. Климова, Н.В. Кудряв-цева, В.Б. Любкин, А.Н. Мамкин, Я.В. Орлов, С.С. Остроумов, П.К. Пошюнас, Г.К. Синилов, В.Г. Танасевич, В.А. Тимченко, И.Л. Шрага, А.В. Шестаков, Г.А.
Шумак и др.
Кроме ученых, свое мнение по использованию экономико-правового анализа в раскрытии преступлений высказывали и известные практики Беларуси. Так, по мнению генерал-майора милиции в отставке Н.П. Соболя (с 1988 по 1991 гг.
первого заместителя начальника главного управления БХСС МВД СССР), «Сотрудникам БЭП необходимо повышение профессионализма, овладение современными методами экономико-правового анализа, действенной профилактики, тактикой и методикой пресечения экономических преступлений».
Полковник милиции в отставке А.В.
Окуней считал «в настоящее время многие из сотрудников службы БЭП еще не имеют достаточной профессиональной подготовки, а процесс их обучения и повышения квалификации во многих случаях сдерживается отсутствием профильных методических разработок, дефицитом научной и учебной литературы».
Результаты опроса сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями на предмет приоритетного направления использования экономико-правового анализа в различных отраслях национальной экономики привели нас к следующим данным.
Строительная сфера — считают 34,2%, промышленность — 15,8%, бюджетная сфера — 15,7%, аг-рарно-промышленный комплекс — 13,2%, финансово-кредитная система — 8%, топливно-энергетический комплекс — 7,8%, сфера здравоохранения — 5,3%.
Опрос сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями показал, что необходимо использовать знания в области бухгалтерского учета — так считает 50% опрошенных, необходимо обладать знаниями методики взаимодействия с контролирующими органами — ответило 40 %, использовать знания порядка формирования республиканского и местных бюджетов, целевого использование бюджетных средств — считает 10 % респондентов.
Анализ данных проведенного исследования, изучение мнений ученых и практиков позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время необходимо выработать современные и эффективные методики по использованию экономико-правового анализа в раскрытии и расследовании преступлений.
Причем методические рекомендации следует разрабатывать исходя из специфики отраслей национальной экономики. К тому же предыдущие исследования проводились в других социально-исторических условиях, что требует углубления научного анализа современных реалий.
Понимание современной системы бухгалтерского учета, документооборота, применение приемов и способов экономико-правового анализа позволят выявить специфические следы противоправной деятельности, что в свою очередь будет способствовать эффективному расследованию, раскрытию и предупреждению экономических преступлений.
Источник: https://dengifinance.ru/yekonomicheskaya-prestupnost-borba-m/