В декабре 2017 года Президентом РФ был подписан федеральный закон № 504-ФЗ, вносящий изменения в порядок проведения государственных и муниципальных закупок.
Эксперты Кредитно-Страхового агентства предлагают Вашему вниманию перечень наиболее важных изменений в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года, вступающих в действие с 1 июля 2018 года.
УТОЧНЕНЫ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР
— технические требования к программно-аппаратным средствам электронной площадки, включая требования к обеспечению защиты информации.
Законом допускается взимание с участника платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника. Однако не допускается взимание платы за предоставление доступа к информации о закупке.
Размер оплаты за участие в процедуре, установленный Правительством, может составить до 1 % от суммы контракта, но не более 5 тыс. рублей. Для субъектов МСП размер оплаты также ограничен 1 % от суммы контракта, но не сможет превышать 2 тыс. рублей. И главное, оплата за проведение закупочных процедур взимается с победителя закупки с которым заключается договор.
- КОНКУРСЫ, ЗАПРОСЫ КОТИРОВОК, ЗАПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ БУДУТ ПРОВОДИТЬСЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕС 1 июля 2018 года заказчики по своему желанию смогут проводить открытые закупки в электронной форме. Для определения поставщика могут быть использованы следующие способы:
- — открытый конкурс в электронной форме;- конкурс с ограниченным участием в электронной форме;- двухэтапный конкурс в электронной форме;- запрос предложений в электронной форме;
- — запрос котировок в электронной форме.
С 1 января 2019 года проведение закупок в электронной форме станет обязательным, за исключением отдельных случаев, предусмотренных статьями: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Федерального закона № 44-ФЗ.
Протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз, в сроки, предусмотренные для подписания проекта контракта.
В случаях, установленных Правительством РФ, появится обязанность проводить закрытые электронные процедуры на специализированных электронных площадках.
Указанное нововведение, по мнению наших экспертов, отчасти упрощает участие в закупочных процедурах поставщиков из других регионов, а также исключает необходимость оплаты услуг курьерских и почтовых служб.
При этом исключается возможность неправомерных действий с заявками со стороны организатора тендера, закупочная процедура становится более прозрачной.
Одновременно это влечет за собой необходимость получения участником электронной подписи и прохождение процедура аккредитации на электронных торговых площадках.
УСТАНОВЛЕН ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР
- — через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола (запрос котировок и запрос предложений в электронной форме).
- ПО НЕСОСТОЯВШИМСЯ ПРОЦЕДУРАМ УМЕНЬШЕН СРОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАН-ГРАФИК
- С 1 июля 2018 года внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков, объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика.
- ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЗАКУПКАХ НЕОБХОДИМО ОТСУТСТВИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ
- В статью 31 новой редакции закона дополнительно введено требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации».
- УТОЧНЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОНТРАКТА
В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов. Установлено, что в контракт обязательно должны быть включены условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, результатов выполненной работы или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.
ПРАВИТЕЛЬСТВО СМОЖЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ МИНИМАЛЬНЫЙ СРОК ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ЛОТОВ
Правительству РФ предоставлено право устанавливать порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Кредитно-Страховое агентство предлагает участникам закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ помощь в получении банковских гарантий, кредитов и займов. Наши кредитные эксперты оценят финансовое состояние вашей компании и предложат наиболее выгодные условия кредитования от более чем 50 банков-партнеров. Нам одобряют 9 из 10 заявок ! Поможем собрать документы и оформить заявку.Оцените заранее возможность получения займа на обеспечение заявки или банковской гарантии обеспечения исполнения контракта. Свяжитесь с нашими экспертами или оставьте заявку на сайте.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВОК БУДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТОЛЬКО ПРИ НМЦК БОЛЕЕ 5 МЛН. РУБЛЕЙ
Если Правительством не установлено иное, то заказчик будет обязан устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах только, если начальная минимальная цена контракта (НМЦК) превышает 5 млн. рублей.Размер обеспечения будет составлять:- от 0,5 % до 1 % НМЦК, если НМЦК от 5 до 20 млн. рублей;- от 0,5 % до 5 % НМЦК, если НМЦК более 20 млн. рублей;
— не более 2 % НМЦК, если участники закупки учреждения уголовно-исполнительной системы или организации инвалидов и НМЦК более 20 млн. рублей.
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВОК БУДУТ ВНОСИТЬСЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫЕ БАНКОВСКИЕ СЧЕТА
При проведении электронных процедур денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный перечень. Кроме того, установлен порядок операций по специальному счету.
Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки.
Эксперты Кредитно-Страхового агентства прогнозируют возникновение определенных проблем на начальном этапе введения нового порядка обеспечения заявок. Это связано, в первую очередь, с отсутствием налаженного взаимодействия между электронными площадками и банками.
Как результат – ожидаемое увеличение сроков зачисления денежных средств в качестве обеспечения заявок и существенное количество технических ошибок.
В новой редакции федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» также предусмотрено обеспечение заявок на участие в закупочных процедурах в виде предоставления банковской гарантии. Такая возможность будет реализована с 1 июля 2019 года.
УСТАНОВЛЕНЫ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ОТКЛОНЕНИИ ЗАЯВОК
В ч. 27 ст. 44 новой редакции закона установлена возможность удержания в бюджет РФ денежных средств, внесенных в качестве обеспечения, в случае троекратного отклонения заявок по вторым частям в течение одного квартала на одной электронной площадке.
Банк на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, по истечении тридцати дней с даты принятия последнего (третьего) решения об отклонении заявки перечисляет в соответствующий бюджет Российской Федерации денежные средства, в отношении которых осуществлено блокирование, в целях обеспечения последней заявки на специальном счете участника закупки.
ИНФОРМАЦИЯ О БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЯХ НЕ БУДЕТ РАЗМЕЩАТЬСЯ В ЕИС
В соответствии с ч. 8.1 ст. 45 новой редакции закона информация о банковских гарантиях не будет размещаться на официальном сайте ЕИС.
- СТРАНУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА В ЗАЯВКЕ НА АУКЦИОН НЕОБХОДИМО БУДЕТ УКАЗЫВАТЬ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ НАЛИЧИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ЗАКАЗЧИКА
- В первой части заявки на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ.
- СОГЛАСИЕ И ДЕКЛАРАЦИИ В СОСТАВЕ ЗАЯВКИ НА АУКЦИОН БУДУТ ПОДАВАТЬСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ
- Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
- ЗАЯВКИ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ БУДУТ ОТКЛОНЯТЬСЯ
- Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, его учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа включена в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
СРОК РАССМОТРЕНИЯ ПЕРВЫХ ЧАСТЕЙ ЗАЯВОК НА ЭЛЕКТРОННЫЙ АУЦИОН БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ НМЦК
В случае если начальная максимальная цена контракта не превышает 3 млн. рублей, срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе должен составлять не более одного рабочего дня.
ШАГ АУКЦИОНА НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ МЕНЕЕ 100 РУБЛЕЙ
В соответствии с ч. 6 ст. 68 новой редакции закона № 44-ФЗ шаг электронного аукциона должен составлять от 0,5 до 5 % от НМЦК, но не может быть менее 100 рублей.
УСТАНАВЛИВАЮТСЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЯВКЕ НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ КОТИРОВОК
В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 ч. 1 ст. 31 закона № 44-ФЗ.
ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЭТАПА КОНТРАКТА БУДЕТ РАЗМЕЩАТЬСЯ ТОЛЬКО В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ
Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч. 9 ст.
94) в новой редакции закона сохранится только для случаев, когда предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или в случаях, если цена контракта превышает один миллиард рублей.
- СРОК ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТРЕ КОНТРАКТОВ БУДЕТ УВЕЛИЧЕН
- Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 в новой редакции закона увеличиваются до 5 рабочих дней.
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ СТАНОВИТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ
- С 1 июля 2018 года участники закупок должны применять только квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.
Эксперты Кредитно-Страхового агентства настоятельно рекомендуют всем участникам закупочных процедур изучить изменения в законодательстве. Это поможет избежать ненужных ошибок при подготовке заявок, заведении обеспечения, участии в торгах и подписании контрактов. На первых порах неизбежны ошибки и со стороны заказчика.
Сотрудники закупочных комиссий тоже люди и им свойственно ошибаться. В подобной ситуации знание закона поможет Вам защитить свои интересы.Необходимо отметить, что масштабные изменения в закон «О контрактной системе», вступающие в действие с 1 июля 2017 года, не являются окончательными. Очередная порция поправок, предусмотренная законом № 504-ФЗ от 31.12.
2017г., вступает в действие с 2019 года.
Кредитно-Страховое агентство – помощь участникам Госзакупок!
Источник: https://kb52.ru/articles/241-20-vazhnejshikh-izmenenij-v-zakon-o-kontraktnoj-sisteme-vstupayushchikh-v-silu-s-1-iyulya-2017-goda
Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ декабря 2017
В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму.
Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.
1. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реализована долгожданная реформа системы государственных и муниципальных закупок, предполагающая полный перевод конкурентных процедур закупок в электронную форму.
Переходный период продлится с 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года, поэтому у заказчиков и участников закупок есть время изучить новые нормы закона № 44-ФЗ и обновить свои знания в сфере закупок.
Однако уже с 11 января 2018 года вступают в силу отдельные изменения. В частности, появится возможность заключить контракт с участником, занявшим второе место, в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно новой редакции части 11 статьи 31 закона № 44-ФЗ.
При закупках товаров в описании объекта закупки можно будет указывать товарные знаки: новая редакция части 1 статьи 33 гласит: «Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.»
С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии с новыми правилами статей 54.1 – 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 – 82.6, 83.1 закона № 44-ФЗ.
Если в период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года продолжать проводить конкурсы, запросы котировок и запросы предложений в «бумажной» форме, то всё равно придется осваивать новые требования: к заявкам, документации, протоколам.
С 1 января 2019 года проведение процедур определения поставщиков в «бумажной» форме будет невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьями 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 закона № 44-ФЗ.
В случае проведения процедур определения поставщиков в электронной форме контракт нужно будет заключать по новым правилам – в соответствии с § 4.1 главы 3 закона № 44-ФЗ.
Протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз, в сроки, предусмотренные для подписания проекта контракта.
Изменяются правила заключения контракта с участником № 2 в случае уклонения победителя, правила признания победителя уклонившимся от заключения контракта.
- В случаях, установленных Правительством РФ, появится обязанность проводить закрытые электронные процедуры на специализированных электронных площадках.
- Из важных нововведений с 1 июля 2018 года следует также отметить следующие:
- 1) Внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
- 2) В статью 31 введено новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации».
3) В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов. В частности, уточнено, что в контракт включаются условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.
4) Правительству РФ предоставлено право определять порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта; требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
5) Обязанность заказчика устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах сохраняется только, если НМЦК превышает 5 млн. рублей, если Правительством не установлено иное. Размер обеспечения будет составлять от 0,5 % до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей
- 6) Обеспечение заявки при участии в электронных процедурах можно будет предоставить в виде банковской гарантии с 1 июля 2019 года.
- 7) При участии в электронных процедурах определения поставщиков участники закупок будут вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
- 8) Информация о банковских гарантиях не будет размещаться на официальном сайте ЕИС.
- 9) В первой части заяви на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 закона № 44-ФЗ.
- 10) Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
11) Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч.
информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в РНП, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 закона № 44-ФЗ.
12) Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦК, не превышающей 3 млн. руб., должен составлять не более одного рабочего дня.
13) Шаг аукциона не может быть менее 100 руб.
14) Изменяются требования к заявке на участие в запросе котировок; среди прочего, в заявке должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 закона № 44-ФЗ.
15) Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст.
94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей.
16) С 1 января 2019 года изменяется порядок формирования отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО – в нем будут учитываться контракты, заключенные по результатам несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с ограничением по п.1 ч.1 ст.30 закона № 44-ФЗ с единственным участником закупки.
- 16) Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 увеличиваются до 5 рабочих дней.
- Ведение единого реестра участников закупок в ЕИС будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года.
- С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
- С 1 июля 2018 года участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.
- Более подробно с изменениями закона № 44-ФЗ, в том числе с порядком проведения процедур конкурсов, запросов котировок, запросов предложений в электронной форме, можно ознакомиться на семинарах и курсах повышения квалификации Учебного центра «Финконт».
2. Федеральным законом от 29.12.2017 № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена сфера применения закона № 44-ФЗ (в части подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года); введены новые основания для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); перенесен на 1 июня 2018 года срок введения новых требований к банкам, выдающим банковские гарантии для целей 44-ФЗ.
- В частности, закупку без применения конкурентного способа определения исполнителя (подрядчика) можно будет провести в следующих случаях (добавлены пункты 53 и 54 в часть 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ):
- 53) заключение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления контрактов на оказание услуг по осуществлению рейтинговых действий юридическими лицами, признаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитными рейтинговыми агентствами, а также иностранными юридическими лицами, осуществляющими рейтинговые действия за пределами территории Российской Федерации;
- 54) осуществление закупки работ по модернизации федеральных государственных информационных систем для информационно-правового обеспечения деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации и услуг по сопровождению таких систем.
- Кроме того, срок введения новых требований к банкам, выдающим банковские гарантии, перенесен на 1 июня 2018 года.
- Закон вступил в силу с 29 декабря 2017 года.
3. Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменены основания для проведения закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону № 44-ФЗ.
- Пункт 8 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ дополнен формулировкой о закупках услуг по обращению с твердыми отходами; соответственно теперь основание для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) действует в следующей редакции:
- «8) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;».
- При этом пункт 43 части 1 статьи 93, конкретизирующий виды закупок работ или услуг в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые можно было закупать у единственного подрядчика (исполнителя), признан утратившим силу.
- Закон вступил в силу 31 декабря 2017 года.
4. Постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 № 1594 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236» изменены правила применения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением введен единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (реестр евразийского программного обеспечения).
Соответственно, запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок по 44-ФЗ установлен теперь с исключением для программного обеспечения, включенного в реестр евразийского программного обеспечения.
- Уточнено само понятие программного обеспечения, под которым понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
- а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
- б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
- в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
- г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
- Установлено, что подтверждением происхождения программ для ЭВМ и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах и базах данных; подтверждением, что программа для ЭВМ и база данных относится к государству — члену ЕАЭС, за исключением РФ, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах и базах данных.
- Для облегчения процедуры проверки соответствия программного обеспечения установленным требованиям будет создана федеральная государственная информационная система «Реестры программ для электронных вычислительных машин и баз данных», обеспечивающая ведение реестра российского программного обеспечения и реестра евразийского программного обеспечения.
- Постановлением также внесены изменения в порядок формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, в том числе основания для принятия решения об отказе во включении сведений о программном обеспечении в реестр российского программного обеспечения, об исключении сведений из реестра; добавлен раздел «Порядок формирования и ведения реестра евразийского программного обеспечения».
Установлено, что Уполномоченный орган (Минкомсвязь России) не реже одного раза в календарный год осуществляет проверку сведений, содержащихся в реестре российского программного обеспечения, на предмет соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, а также дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Установлены обязанности Оператора реестра российского программного обеспечения, в том числе обязанность в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия уполномоченным органом решения об исключении сведений о программном обеспечении из реестра российского программного обеспечения, исключить соответствующие сведения из реестра.
Новая редакция Постановления № 1236 вступила в силу с 1 января 2018 года.
Источник: http://torgi.fcaudit.ru/info/item-izmeneniya-v-regulirovanii-zakupok-po-44-fz-dekabrya-2017/
Новый порядок проведения электронного аукциона | Контур.Закупки
С 2019 года изменились правила проведения закупочных процедур. Конкурсы и запросы теперь нужно проводить в электронном виде. Но изменения затронули и электронный аукцион — самый популярный способ определения поставщика по 44-ФЗ. Рассмотрим, что изменилось в этой процедуре.
Требования
Извещение об аукционе составляется в соответствии с требованиями, которое условно можно поделить на 2 группы.
- Первая группа — требования общего характера, которые применяются ко всем типам закупок. Частности, это дата параметры заказчика, индивидуальный код закупки, указание на преимущества и ограничения, размер обеспечения, и другие, которые прописаны в статье 42 закона о госзакупках.
- Вторая группа — требования, которые устанавливаются только в рамках аукциона. Они прописаны статье 63. К таким требованиям относятся срок подачи заявок, дата проведения аукциона, указание на адрес ЭТП. Составляя извещение, важно учитывать требования обеих упомянутых статей закона.
В извещении заказчик устанавливает среди прочего требования, которые предъявляются к поставщикам — единые, дополнительные и факультативные. Все они прописаны в статье 31. Среди них появилось новое единое требование — оно содержится в пункте 11 части 1 указанной статьи.
Суть его в том, что участник аукциона должен подтвердить, что закон не запрещает ему участвовать в закупках. Что это означает? Законы РФ могут предусматривать запрет на участие в госторгах для отдельных категорий поставщиков. Такие примеры уже есть: закон № 127-ФЗ запрещает исполнителям из недружественных стран участвовать в закупках на выполнение работ или оказание услуг в рамках госзаказа.
Так вот, участник должен подтвердить, что в его отношении такие ограничения не введены.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
В части требования к поставщикам есть и другие новшества:
- Принадлежность к СМП теперь можно задекларировать через функционал площадки.
- Сведения из Реестра недобросовестных поставщиков поступят автоматически (если заказчик устанавливал такое требование, а поставщик есть в РНП).
Изменения в обеспечении заявок
По закону заказчик обязан установить обеспечение, если НМЦК превышает 5 млн рублей. В то же время правительству даны полномочия эту сумму изменить, что оно и сделало постановлением № 439.
И теперь устанавливать обеспечение нужно при НМЦК от 1 млн рублей, а в более дешевых закупках — по желанию заказчика.
Специалисты рекомендуют не устанавливать обеспечение в таких закупках.
Изменены положения по льготам:
- для СМП и СОНО льготы отменили;
- действуют льготы для казенных учреждений — они не предоставляют обеспечение заявки;
- есть льготы для организаций уголовно-исправительной системы и инвалидов: максимальное обеспечение составляет 2% от НМЦК, если она 20 млн рублей и выше (но при том условии, что в закупке заявлены преимущества для УИС и ОИ).
Способ обеспечения заявки выбирается участником. Это положение работает с 2019 года. Об этом сказано в части 52 статьи 112 закона 44-ФЗ.
Обратите внимание! Новый механизм обеспечения заявок заработал. Теперь участники должны открывать в уполномоченных банках специальные счета и переводить денежные средства туда, а не на ЭТП.
Сроки этапов аукциона
Длительность этапа сбора заявок зависит от того, какая НМЦК у аукциона:
- Если до 3 млн рублей включительно, то срок составляет не менее 7 дней с даты размещения извещения.
- Если более 3 млн — не менее 15 дней.
В течение этого срока заказчик может изменять документацию или отменить закупку. У поставщиков в тот же период есть право подавать заявки и отзывать их. А также, как и раньше, подавать запросы на разъяснения. Делать это могут любые пользователи ЭТП, на которой проходит аукцион. Запросы подаются через функционал ЭТП. Заказчик по-прежнему обязан отвечать на них по существу в течение 2 дней.
Заявка участника
Состав заявки остался прежним — она состоит из двух частей. Но есть изменение. Раньше участник обязан быть всегда указывать в первой части страну происхождения товара. Теперь же это нужно делать лишь в том случае, когда заказчик установил в документации соответствующее ограничение в связи с требованиями нацрежима.
Во второй части заявки должны быть документы, которые требуется приложить в связи с установленными ограничениями. Однако при их отсутствии заявки не отклоняется, а приравнивается к импортной. Но если на закупку иностранного товара установлен запрет, комиссия должна ее отклонить.
Унифицированные формы
ЭТП внедрили формы, которые в рамках закупки должны подаваться участниками. Это упростит подачу таких документов и снизит риск ошибок. В число унифицированных форм вошли:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги;
- документы, подтверждающие опыт, наличие ресурсов, правоспособность;
- декларация о соответствии единым требованиям;
- декларация о принадлежности к СМП и СОНО.
Порядок проведения аукциона
Этап | Срок и иные пояснения |
Заказчик публикует извещение | |
Участники подают заявки | Обе части подаются оператору одновременно, подписанные КЭП. Срок — 7 / 15 дней в зависимости от НМЦК |
Заказчик принимает или отклоняет заявку | В течение часа заявке присваивается номер, участник уведомляется о ее приеме. На этом этапе заявку отклонят, если она:
|
При необходимости участник отзывает заявку | Подается уведомление об отзыве не позже даты окончания приема заявок |
Оператор направляет заказчику первые части заявок, заказчик их рассматривает | Срок рассмотрения — 1 день, если НМЦК не более 3 млн, 7 дней — если НМЦК более 3 млн. Сведения о поставщиках не передаются. |
Заказчик подписывает протокол, направляет его оператору и размещает в ЕИС | Не позже последнего дня срока рассмотрения заявок |
ЭТП проводит аукцион | Срок — первый рабочий день через 2 дня после окончания срока приема заявок. Дата указывается в извещении, время назначает оператор |
Заказчик рассматривает вторые части заявок, подписывает и публикует протокол | Протокол размещается в ЕИС позже следующего дня после подписания |
Заказчик публикует проект контракта (без подписи) | Не позже чем через 5 дней после подведения итога аукциона. Контракт включает цену победителя, данные о нем и об объекте закупки |
Победитель направляет протокол разногласий | Протокол может быть направлен только 1 раз. Заказчик рассматривает его в течение 3 дней и в результате:исправляет ошибки (если они в реквизитах, параметрах сделки) и размещает новый проект;размещает старый проект повторно и поясняет причину |
Победитель подписывает контракт | Перед подписанием вносится обеспечение контракта. Подписанный контракт размещается в течение 5 дней |
Заказчик подписывает контракт | В течение 3 дней |
Если победитель не подписал контракт или не внес обеспечение в срок, он считается уклонившимся от подписания. Заказчик вправе подать на него в суд в целях возместить убытки.
Также заказчик может заключить контракт со вторым участником в итоговом протоколе. Для этого ему направляется проект контракта в течение 5 дней после того, как первый участник признан уклонившимся.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/novyj-poryadok-provedeniya-elektronnogo-aukciona/
Последние изменения в закупках: новшества 2018 года
26.02.2018
Павелин А., эксперт журнала
Общие положения
В первую очередь отметим, что положения Закона о контрактной системе дополнены определениями следующих терминов:
- электронная площадка – сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Он должен соответствовать установленным по п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям, на нем определяются конкурентными способами поставщики (подрядчики, исполнители) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;
- оператор электронной площадки – непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более 25% долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным по п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ перечень операторов электронных площадок;
- специализированная электронная площадка – соответствующая установленным по п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;
- оператор специализированной электронной площадки – российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным по п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ перечень операторов специализированных электронных площадок.
Также отметим, что для подписания электронных документов в единой информационной системе и на электронных площадках нужно будет использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Ранее для этого применялась неквалифицированная электронная подпись.
Напомним, что под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (ст. 2 Федерального закона № 63-ФЗ[1]). Согласно ст.
5 Федерального закона № 63-ФЗ электронная подпись может быть двух видов: простая и усиленная. В свою очередь, усиленная электронная подпись может быть неквалифицированной или квалифицированной.
|
|
Кроме того, следует обратить внимание на изменение состава единой информационной системы, так начиная с 01.01.2019 в нее будет входить еще и единый реестр участников закупок.
Также уточнено, что регистрация участников закупок в единой информационной системе будет осуществляться в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ. При этом не будет допускаться регистрация оффшорных компаний в единой информационной системе в качестве участников закупок.
Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-402506-poslednie_izmeneniya_v_zakupkah_novshestva_2018_goda
Переходим к новым торгам. С 1 июля 2018 года для сферы закупок наступил период перехода к цифровым торгам
Во исполнение требований «майского» указа Президента России, с 1 июля 2018 года по 1 января 2019-го для сферы закупок наступил период перехода к цифровым торгам. Путь перехода обозначен новеллами законодательства.
Напомним, что хотя указ Президента России определяет срок обеспечения вышеуказанных задач в 2024 году, решать их надо уже сейчас. Именно поэтому 29 июня 2018 года был введен в действие 174-ФЗ, а с 1 июля 2018 года — положения 504-ФЗ и 505-ФЗ.
При этом подчеркнем, что новеллы законодательства вводятся в действие постепенно, в том числе и в отношении применения электронных процедур закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Как было указано выше, переходный период будет продолжаться с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года.
Что нового и куда идем?
Во-первых, 12 июля 2018 года Распоряжением № 1447-р премьер-министр России утвердил Перечень операторов электронных торговых площадок (ЭТП), куда вошли восемь операторов и один оператор специализированной электронной площадки.
Обращаем внимание, что операторы, указанные в данном Перечне, будут до 1 октября 2018 года проходить проверку соответствия, и после этого Правительством будет обозначена дата, начиная с которой электронный документооборот и заключение контрактов будут вестись только с использованием ЕИС (Единой информационной системы) и электронных площадок.
Также после этой даты проведение конкурентных закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться только на электронных площадках, прошедших отбор.
Электронные торги с участием предприятий малого и среднего бизнеса могут проходить только на федеральных площадках.
Кроме этого, обновленный Закон № 223-ФЗ в ст. 3.4 описывает особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с привлечением только предприятий малого и среднего бизнеса. К слову, заказчики, которые обязаны проводить закупки у средних и малых предприятий (СМП), определены Постановлением Правительства РФ № 1352 от 11 декабря 2014 года, в редакции от 2 августа 2016 года.
Во-вторых, Распоряжением Правительства от 13 июля 2018 г. № 1451-р был определен Перечень из 18 банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников, подающих свои заявки на торги среди СМП.
Однако для того, чтобы воспользоваться услугами операторов и банков, а также чтобы принять участие в торгах, компаниям (как заказчикам, так и подрядчикам) необходимо будет выполнить ряд шагов.
МУПы и ГУПы торгуют по-другому
Унитарные предприятия по-прежнему будут числиться среди участников контрактной системы. Но многие их них фактически перестанут быть ими.
Федеральным законом № 174-ФЗ внесены изменения в Законы № 223-ФЗ и № 44-ФЗ.
Согласно этим изменениям, все ГУПы и МУПы при осуществлении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ теперь могут руководствоваться Законом № 223-ФЗ.
Чтобы осуществлять уже в этом году такие закупки, им нужно утвердить до 1 октября 2018 года новую редакцию Положения о закупке и план закупки. Также необходимо помнить о том, что Положение должно утверждаться с учетом изменений, вступивших в силу 1 июля этого года.
Часть закупок существенно значимых ФГУП — наоборот, переводятся на Закон № 44-ФЗ. Речь о закупках за счет субсидий из бюджета на капитальные вложения в объекты госсобственности или их приобретение в РФ. В отношении таких закупок начнут проводить аудит и контроль по правилам контрактной системы.
- Также отметим, что с 1 июля 2018 года требования Закона № 44-ФЗ не распространяются на закупки за счет грантов, на привлечение третьего лица к контракту, который исполняет ГУП или МУП, и на закупки не за счет бюджета.
- КЭП и ЕИС
Теперь подробнее о шагах, которые необходимо предпринять для осуществления электронных торгов в рамках № 44-ФЗ. - Желание и обязанность
Небольшой люфт оставлен заказчикам по переходу на электронные закупки.
В частности, до 1 января 2019 года они могут по желанию проводить открытые закупки в электронной форме, но после указанной даты для определения подрядчика (поставщика) будут использоваться только электронные торги.
При этом у заказчиков остается право выбора формы проведения электронных торгов: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок или запрос предложений.
Таким образом, с введением электронных процедур исключается оплата курьерских и почтовых услуг, порча конвертов с заявками и их незаконный предварительный просмотр.
Бумажные торги остаются только в исключительных случаях: например, если заказчик осуществляет закупки за рубежом или запрашивает котировки для гуманитарной или скорой медицинской помощи (полный список указан в статьях 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона № 44-ФЗ).
Обеспечь заявку и размести в ЕИС
Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) превышает 1 млн рублей, то заказчик обязан установить обеспечение заявки.
В соответствии с ч. 10 ст. 44 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 504-ФЗ), денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, будут вноситься участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, утвержденных Правительством.
- Необходимо знать, что если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, то такой имеющийся счет может быть наделен статусом специального счета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком.
- Также соглашения с определенными Правительством банками заключают и ЭТП.
- Требования к условиям таких соглашений даны в Постановлении Правительства РФ № 626 от 30 мая 2018 года, вступившем в силу 1 июля 2018 года, однако будут применяться к электронным процедурам, которые будут проводиться на новых электронных площадках после даты начала их функционирования (не позднее 1 октября 2018 года).
При этом с 1 июля 2019 года участник будет вправе сам определять, каким образом вносить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств, может быть использована банковская гарантия.
- По мнению профессионалов, выбор способа обеспечения положительно повлияет на конкуренцию в закупках, так как позволит большему количеству участников поучаствовать в процедуре определения поставщика.
- Размер обеспечения заявки определен Постановлением Правительства № 439 от 12 апреля 2018 года, а возможность не устанавливать обеспечение заявки для закупок с НМЦК менее 1 млн рублей позволит заказчику привлечь больше поставщиков для участия в закупке — и тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.
- В свою очередь, положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года, в противном случае они будут считаться неразмещенными.
- Но и здесь есть люфт: заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ.
- Хочешь торговаться — заплати
После вступления в действие требований Закона № 504-ФЗ операторы ЭТП получили право взимать плату с участников, с которыми заключается контракт. Размер этой платы определен Постановлением Правительства РФ № 564 от 10 мая 2018 года и составляет 1% от НМЦК, но не более 5 тыс. рублей.
Если контракт заключается с представителем среднего или малого бизнеса, то размер платы составит 1% от начальной цены контракта, но не более 2 тыс. рублей, без учета НДС.
- Отмена, декларация и налоговый вычет
- По обновленному Закону № 223-ФЗ заказчик может отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в торгах.
- Есть изменения и в сроках подготовки и проведения электронных торгов, а также в сроках предоставления информации об изменении и расторжении договоров.
- Кроме этого участников обяжут декларировать отсутствие законодательных ограничений для их участия в закупке, а в договоры обязательно будут включать вычет из оплаты налогов, сборов и других платежей.
- Конкурсная комиссия
Решение о допуске, а также сами торги заказчик должен будет по новым требованиям проводить коллегиально, создав для этого специальную комиссию. В завершение отметим, что согласно новеллам договор с победителем закупки — компанией малого и среднего бизнеса — будет заключаться только в электронной форме прямо на площадке.
При этом с 1 июля 2018 года из итогового протокола, согласно новеллам Закона № 223-ФЗ, исключены сведения, содержащие наименование победителя торгов, даже если в конкурсе принимал участие один претендент.
Мнение
Ольга Колесникова, первый заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга:
— Основное нововведение — это переход к определению поставщика путем проведения конкурентных закупок в электронной форме. У этого способа есть очевидные преимущества. Во-первых, и это самое важное, повысится прозрачность проводимых процедур.
Во-вторых, минимизируются различные субъективные факторы, в том числе и технические ошибки. В-третьих, проведение электронных закупок окажет позитивное влияние на конкуренцию за счет расширения географии участников.
Кроме того, сократятся издержки участников на подготовку заявки и ее доставку заказчику.
Что касается 223-ФЗ, то главная тенденция — сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ. Все это направлено на ужесточение процедуры проведения закупок и ограничение заказчиков в установлении своих собственных правил проведения торгов.
У Комитета пока еще не было закупок, проводимых в электронной форме, поэтому говорить о достоинствах или недостатках нововведений пока рано.
Илья Константинов, генеральный директор универсальной электронной торговой площадки ESTP.RU:
— Российская система закупок на сегодняшний день является одной из наиболее продвинутых систем в мире.
Концепция ее развития стремится придать наибольшую прозрачность и доступность для участников, ведь сегодня, в XXI веке, все делается в глобальной сети, обеспечивающей оперативное получение любой информации.
Вступившие в силу изменения в 223-ФЗ окончательно отменяют так называемые бумажные закупки, которые не просто дают возможность выстраивать различные коррупционные схемы в закупках, а являются одним из их основных инструментов.
Возвращение МУПов и ГУПов на закупки по 223-ФЗ подчеркивает мобильность решений правительства в сфере закупок и их важность, так как год назад, переведя их с 223-ФЗ на 44-ФЗ и получив неэффективную практику, государство не побоялось признать недочеты в решении и отменило его.
Особое внимание в системе закупок стоит уделить строительной сфере. Недавно мои сотрудники проводили анализ деятельности одного из заказчиков — крупнейшей дорожно-строительной компании Центрального региона. 90% ее закупок проходят у единственного поставщика, т. е.
прямым заключением договора без какого-либо конкурса, оставшиеся 10% проводятся в бумажном виде. Естественно, на это у компании есть основной довод о том, что они не могут рисковать и работать с непроверенными поставщиками. С чем же в действительности связано такое решение, необходимо разбираться уже другим органам.
Понятно, что такую практику нужно искоренять.
Если говорить в целом об изменениях в законодательстве в сфере закупок, исходя из общения с представителями органов государственной власти различных уровней, основными задачами, которые они ставят перед собой, являются получение максимальной экономии и организация прозрачной системы закупок.
Наталья Зеленчук, начальник департамента по снабжению и закупкам ГУП «ТЭК СПб»:
— Федеральный закон № 321-ФЗ от 3 июля 2016 года ввел избыточное регулирование закупочной деятельности унитарных предприятий в части закупок за счет собственных (внебюджетных) средств.
Принятая редакция закона не соответствовала поручению Президента Российской Федерации от 25 апреля 2015 года № Пр-815ГС, согласно которому Правительству РФ необходимо было внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие распространение Федерального закона № 44-ФЗ только на закупки, которые осуществляются унитарными предприятиями за счет средств, получаемых из бюджетов бюджетной системы РФ.
Потребность в изменении законодательства о закупках была очевидна еще летом прошлого года, когда ГУП «ТЭК СПб» при поддержке Комитета по энергетике и инженерному обеспечению обратился в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. В письме были указаны основные проблемы, которые были выявлены после перехода на Закон «О контрактной системе…».
Возможность осуществлять закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ позволяет унитарным предприятиям выстроить закупочные системы с учетом особенностей производственных процессов, без снижения степени открытости и прозрачности закупочной деятельности. Предприятиям при этом возвращается оперативность в принятии решений.
Источник: https://finance.rambler.ru/other/40765675-perehodim-k-novym-torgam-s-1-iyulya-2018-goda-dlya-sfery-zakupok-nastupil-period-perehoda-k-tsifrovym-torgam/
Ключевые изменения в контрактной системе в 2018 году (часть 1)
В конце года (31.12.2017г.) президент подписал закон № 504-ФЗ. Согласно которому, были внесены изменения в 44-ФЗ. В связи с этим, мы решили осветить для Вас все нововведения.
- Внедрение новых электронных процедур
Главным и ожидаемым нововведением в этом законе является внедрение новых видов электронных закупок и унификация при проведении процедур, а также электронной регистрации.
Отметим, что законом установлены такие способы определения поставщика, как:
- Конкурс (открытый, закрытый, ограниченный, двухэтапный)
- Запрос предложений
- Запрос котировок
В соответствии с законом № 504-ФЗ от 31.12.2017 года, организаторы закупок с 01 июля 2018 года могут проводить, описанные выше закупки, в электронном формате. Также следует знать, что с начала 2019 года эта норма станет для всех обязательной.
При этом стоит обратить внимание на изменение формы подачи и участия в таких процедурах. Так, например, заявка на открытый конкурс будет состоять из 3 электронных документов, а именно:
- Первой части заявки
- Второй части заявки
- Ценовое предложение
Позже мы детально разберем новые условия проведения электронных конкурентных процедур.
С начала июля 2018 года в электронном аукционе вступают изменения, а именно:
- Если начальная цена контракта не превышает 3 млн. рублей, то срок рассмотрения заявок участников не превышает 1 рабочий день от даты окончания сроков подачи заявок;
- Установлен минимальный размер шага аукциона в 100 рублей;
- Изменения по регистрации и аккредитации участников закупок
В Федеральный закон «О Контрактной системе» были внесены новые статьи 24.1 и 24.2 согласно которым обозначены новые правила проведения электронных процедур и прохождения регистрации.
Согласно статье 24.1, Правительство РФ разработает унифицированные бланки подачи заявок на участие в электронных процедурах. В данной статье также отображено операционное взаимодействие заказчика и электронной площадки.
В статье 24.2 главным нововведением следует считать создание единой точки входа для всех участников. С 01 января 2019 года, аккредитация поставщиков будет проводиться в единой информационной системе (ЕИС), после чего информация будет направляться на все площадки.
И уже завершающим этапом участник должен пройти аккредитацию на площадках. Сроки аккредитации 3 года сохранился, при этом участник за 3 месяца до окончания регистрации должен будет подать заявку на переаккредитацию, в противном случае он не сможет подавать заявки на участие в тендерах.
Участникам, кто уже смог получить аккредитацию на электронных площадках, с 01 января 2019 года и по 31 декабря 2019 необходимо будет пройти регистрацию в единой информационной системе (далее, – ЕИС).
- Обеспечение заявок на участие в тендере.
С 01 июля 2018 года заказчик обязан установить обеспечение заявок, если начальная максимальная цена контракта (далее, – НМЦК) более 5 млн. рублей. При этом не ясно, как быть заказчикам и поставщикам, если НМЦК менее 5 млн. рублей.
Градация этого процента и суммы НМЦК выглядит следующим образом:
Установленный Процент обеспечения | Величина НМЦК |
От 0,5% до 1% | От 5 до 20 млн. рублей |
От 0,5 до 5% | Более 20 млн. рублей |
- Нормы по обеспечению заявки для организации инвалидов так и остались не более 2% от НМЦК.
- Для субъектов малого и среднего предпринимательства – 1% от НМЦК
Изменения коснулись и способов внесения обеспечения. С 01 июля 2018 года обеспечение заявки будет вноситься только на открытые специальные счета в банках, из установленного списка. При этом банк, должен будет начислять проценты за пользование денежными средствами участника.
Тем, кто не готов вносить денежные средства в качестве обеспечения заявки предлагается оформить банковскую гарантию в одном из банков. Реестр этих банков с 01 июня 2018 года будет вести Минфин РФ.
Участник открытого конкурса, двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием, а также электронного аукциона с 01 июля 2018 года может внести обеспечения заявки только путем перечисления денежных средств на спец. счета.
- Электронные торговые площадки и участие в закупках.
Нововведения устанавливает возможность взимания платы за проведения торговых процедур как с участника, так и с заказчиков. Порядок внесения оплаты и размер будут установлены отдельным актом Правительства РФ с 01 июля 2018 года.
Дополнительно будут отобраны специализированные площадки для проведения Гособоронзаказа. На данный момент действует одна площадка – АСТ ГОЗ.
- Государственным и муниципальным заказчикам.
С 01 июля 2018 года расширится список бюджетных учреждений, применяющих механизм нормирования. Сюда будут входит учреждения главные распределители бюджетных средств (далее, – ГРБС) в сфере:
- Образования и науки
- Культуры
- Здравоохранения
Что это значит? Органы ГРБС, будут устанавливать подведомственным учреждениям предельные цены и нормативные затраты.
С 01 июля 2018 года начнет действовать поправка в п. 14 ст. 21 закона 44-ФЗ, которая позволит заказчикам вносить изменения в план-график не за 10 дней, а за 1 день до размещения в ЕИС при условии, что закупка будет проводится повторно для несостоявшихся закупочных процедур.
По мнению законодателей данные нововведения должны будут облегчить закупочный процесс и упростить доступ бизнеса к госзаказу. Как это будет на самом деле, покажет практика, но одно можно сказать точно, что многим предпринимателям придется вновь адаптироваться к изменения к законодательстве.
Источник: https://ibc-tender.ru/klyuchevyie-izmeneniya-v-kontraktnoy-sisteme-v-2018-godu-chast-1/